Политический кризис начала 1920 х гг. Революции в Германии. Цифры и факты

Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.

Крестьянство, получившее землю и поддержавшее большевиков во время Гражданской войны, по мере того как фронты отодвигались все дальше, начало активно выступать против продразверстки, которая продолжала увеличиваться с каждым годом. Недовольство крестьян привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.

По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Социальной опорой этих мятежей было крестьянство, недовольное продразверсткой. Военный антикоммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существования советской власти.

В.И. Ленин в 1921 г. говорил: "...мы наткнулись на большой – я полагаю, на самый большой, – внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих".

Таким образом, поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений (схема 213).

Нэповские реформы, которые были вызваны глубочайшим кризисом, несомненно, имели его отпечаток. Связка между кризисом и реформой оставалась постоянным и доминирующим фактором на всем протяжении осуществления нэповской политики.

Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречивость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т.п. Первое направление реформ осуществлялось с целью укрепления обобществленных государственных форм в экономике и подразумевало расширение плановых начал (образование Госплана), усиление государственного контроля и регулирования (деятельность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовались вся мощь государственных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции построения социализма.

Схема 213

Второе направление реформ – активизация рыночных, частнокапиталистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений, создававших иллюзию глубокого коренного пересмотра концепции переходного периода от капитализма к социализму. Для развития этого направления осуществлялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-денежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разрешение свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредприятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.

Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), времени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интересам политического господства диктатуры пролетариата).

Рассмотрим конкретную практику нэповских реформ. Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос "О замене разверстки натуральным налогом".

На седьмой день работы съезда с основным докладом о замене разверстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом – А.Д. Цюрупа. Перед В.И. Лениным стояла нелегкая задача убедить съезд, партию в целом в необходимости принятия нового метода возрождения сельского хозяйства. Но у него были веские аргументы: антибольшевистские крестьянские восстания, охватывавшие все новые и новые губернии, спад мировой революции, Кронштадтский мятеж. В этой обстановке В.И. Ленин сделал два основополагающих вывода: во-первых, "только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах"; во-вторых, "мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет, и дальше так существовать не будет". На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.

Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Так, на 1921 г. Совнарком установил продналог в количестве 240 млн пудов (вместо 423 млн пудов по разверстке 1920 г.), т.е. почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне, являвшиеся опорой власти в деревне, и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали существенные льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались заранее, т.е. накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить посевную площадь, получить больше продовольственных излишков и затем реализовать их по свободным ценам на рынке.

Предложения о введении продналога выдвигались некоторыми руководителями партии ив 1918 и в 1920 г. Но они не соединялись тогда с лозунгом свободной торговли, использованием рыночных отношений. Теперь с введением продналога открылся путь к свободной торговле, первоначально крайне ограниченной рамками местного оборота, т.е. местожительством крестьян. Но уже в августе – сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообмена, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейшего формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе к нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприятий.

  • 17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.
  • 9 августа 1921 г. был принят "Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики", содержащий исходные принципы работы промышленности в условиях нэпа. Развитие промышленности предлагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственного плана под руководством Госплана. Для предотвращения дальнейшего упадка народного хозяйства была проведена значительная перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Вместо трудовых мобилизаций рабочих стали набирать по найму, вводилось их материальное стимулирование, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Государственные предприятия переводились на "точный хозяйственный расчет", что существенно расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготовке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось открывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объединениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые предприятия.

Несколько позднее, 6 октября 1922 г., был принят новый Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне ограниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крестьяне-единоличники давали 98,5% всей продукции сельского хозяйства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на нэповские рельсы. Так, на базе рыночных отношений в стране действовали различные субъекты хозяйствования: частные, крестьянские, кооперативные, смешанные, концессионные, государственные предприятия; начала возрождаться разветвленная система самодеятельных хозяйственных организаций, деятельность промысловой, потребительской, сельскохозяйственной, кредитной и других видов кооперации.

Первостепенное значение для нэпа имело финансовое оздоровление страны. Во время Гражданской войны денежная система была полностью разрушена: наряду с царскими банкнотами, керенками, совзнаками ходило около 2 тыс. видов денежных суррогатов и местных валют.

Денежный хаос был преодолен в результате осуществления денежной реформы 1922–1924 гг. (основными ее авторами были нарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Параллельно слабеющему на глазах совзнаку в качестве инструмента для стабилизации финансово-кредитной системы была введена твердая валюта – червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на золото он обменивался только при расчетах с иностранными партнерами. По закону червонные банкноты обеспечивались минимум на 25% золотом и иностранной валютой, другим обеспечением служили краткосрочные векселя под легко реализуемые товары. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имеющие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующего расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имевших связи с Советской Россией.

Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, страна была накормлена и одета. Не очень быстро, но твердо и уверенно набирала силу кооперация. В 1925 г. валовый сбор зерновых на 10,7% превысил среднегодовой сбор в 1909–1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. По некоторым оценкам, потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году достигло уровня промышленного производства России 1913 г.

Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них – циклический характер экономики с серьезными кризисами 1923, 1925 и 1927–1928 гг. (табл. 43).

Таблица 43

Кризисы нэпа

Причины кризисов

Сущность

Последствия

Политика большевиков, направленная на приоритетное развитие промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточном качественном и количественном уровнях потребности хозяйства

Кризис сбыта: появление в народном хозяйстве так называемых "ножниц" цен – высоких на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней

Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров

Отсутствие продуманной экономической политики развития нэпа

Кризис хлебозаготовок

Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта

Противоречия между рыночными и директивно-плановыми началами в экономике

Кризис хлебозаготовок

Ликвидация кризиса при помощи административно-репрессивных мер. Свертывание нэпа

Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельскому населению была недоступна по существующим ценам покупка остро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики были вынуждены восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвидирован.

Кризисы хлебозаготовок 1925 и 1927–1928 гг. также были вызваны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций большевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Назрела необходимость связывать результаты партгосработы с экономической отдачей всего хозяйства. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных насчитывалось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.

Важно определить, как относилось к нэпу крестьянство. Да, продналог дал ему материальную заинтересованность, позволил торговать излишками произведенной сельхозпродукции, но одновременно в деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация.

Если раньше община обеспечивала равно бедное существование большинству крестьян, то нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне – кулаки, поставляющие на рынок хлеб, тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, "ножницами" в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Индифферентно относились к нэпу и большинство рабочих. Нэповский хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов, да и заинтересованность коллектива предприятия носила специфический характер, потому что его прибыль обезличивалась в едином балансе треста. Действовавшая в государственной промышленности система была, по существу, хозрасчетом для начальников. Не чувствуя новую экономическую политику непосредственно на производстве, рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. К тому же рабочие стали понимать, что доведенный до рабочего места хозрасчет в той или иной мере поставит их материальное положение в зависимость от стихии и конъюнктуры рыночных экономических отношений и может серьезно подорвать государственные социальные гарантии.

В итоге недовольные нэпом в "низах" (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с "верхами" (парт- и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.

Декрет о мире был адресован и правительствам, и народам воюющих стран. Воюющим странам предлагалось заключить перемирие и рассмотреть условия мирного договора. Ценой за выход России из войны стал Брестский Мир(3 марта 1918) , по которому страна теряла огромные тер-и, источники нефти, большинство шахт и знач кол-во промышл предпр. 27 авг 1918 г. в Берлине было подписано русско-германское финансовое соглашение , являвшееся дополнением к БМ. Россия обязывалась уплатить Герм в разл формах контрибуцию в размере 6 млрд марок.

На Западе в первые годы революции симпатии к Советской России(СР) получили широкое распр-ие как среди рабочих, так и у части интеллиг. Во Фр. в 1919 г. возникло движение, принявшее вскоре международный хар-р и объединявшее в своих рядах таких известных деятелей, как Г. Уэллс, Б. Шоу, А. Франс, А. Барбюс и др. В 1920 г. они опубл манифест "Свет из бездны", в кот осудили империалистическую войну и отметили международное значение Октябр револ.

Однако на официальном, правительственном уровне по отношению к СР имела место военная интервенция и эк блокада. Правительственные круги Фр, Анг и США придерживались в "русском вопросе" так называемой «теории контраста»: территории, контролируемые советской властью, подвергались последовательной эк блокаде. Районам же, занятым белогвардейскими войсками, оказывалась широко рекламируемая помощь. В качестве "компенсации" оттуда вывозились сырьевые ресурсы.

В теч 1919 г. военно-морские силы Антанты блокировали Финский залив и Балтийское море, захватив господство над Балтикой. В результате даже нейтральные страны (Швеция, Дания, Норвегия) были вынуждены прервать любые офиц отн с СР. Морская блокада север портов началась еще в 1918 г.

Лишь с осени 1919 г. под влиянием побед Красной Армии(КА) на фронтах гражданской войны(ГВ) начинается переосмысление западными державами тактики в "русском вопросе". Формальным актом в этом отношении было решение Верховного совета Антанты от 16 янв 1920 г. о возобновлении торговли с "русским народом" через кооперативы.

Советское рук-во в реализации своей внеш политики учитывало то обст-во, что военная интервенция в Россию не пользовалась широкой общественной поддержкой в Западной Европе и США. С одной стороны, агитируя своих приверженцев за рубежом за "мировую революцию" и поддерживая их морально и материально, с др стороны, большевистские лидеры непрерывно стремились преодолеть свою диплом изоляцию. 27 мая 1919 г. были установлены диплом отн с Афган-ом, провозгласившим свою незав-ть от Великобритании(Вел). Со 2-й пол 1919 г. СР вела мирные переговоры с прибалт гос, кот завершились подписанием 2 фев 1920 г. договора с Эстонией(Э) в г. Юрьеве (Тарту), что имело для Москвы принципиальное значение: Э стала для РСФСР не только своеобразным "окном в Европу", но и перестала быть плацдармом для иностранной военной интервенции.

Статьи договора между СР и Э закрепляли "безоговорочно нез-ть и самост-ть Эстонского гос-ва". Обе стороны взаимно отказывались от возмещения своих военных расходов, т. е. гос издержек на ведение войны. Россия не только не настаивала на передаче ей движимого и недвижимого имущества (судов, грузов, портов и т. д.), но и обязалась выплатить Э 15 млн рублей золотом, а также возвратить ей библиотеки, архивы и "прочие предметы, имеющие научное или истор значение". Также ряд территор уступок, ставших в последние годы своеобразным камнем преткновения в отн между двумя странами.

4 фев 1920 г. ВЦИК РСФСР ратифицировал этот договор. 13 фев аналогичный шаг был сделан УС Эстонской Демократической Республики.Подобные договоры были заключены Россией с Литвой, Латвией и Финляндией соот-но 12 июня, 11 августа и 14 октября 1920 г.

В нач 1921 г. советская дипломатия добилась серьезных успехов на Востоке, подписав договоры о добрососедстве с Персией (Ираном) 26 фев и Афган-ом 28 фев на основе равноправия при взаимном учете интересов.

С переходом к НЭПу и ослаблением надежд на "мировую революцию" на передний план внеш полит встал вопрос о нормализации торговых и дипломатических отношений со странами Запада.

Опр гибкость в отн с Россией стала проявлять Антанта, заинтерес в возврате долгов царского прав-ва и в установлении торговых отн с нашей страной на новых условиях. Так, 16 марта 1921 г. Л. Б. Красин подписал торговый договор между РСФСР и Вел, ставший по сути торгово-полит соглашением между 2 странами. Британский премьер Ллойд Джордж, выступая в парламенте в день подписания договора, подчеркнул, что он фактически означает признание советского правительства Англией . В. И. Ленин в тот момент говорил, что договор имеет "всемирное значение". Подписанное соглашение с Вел стало первым признанием советского правительства де-факто.

Советско-герм соглашение от 6 мая 1921 г., означавшее легализацию германо-советских эк связей. Этот договор по своему духу приближался к признанию России де-юре. С 1921 г. отмечались первые контакты советского руководства с США (хотя на правит уровне отн были установлены значительно позже). В нач 20-х гг. катастрофическая засуха поразила "производящие" губернии Поволжья, что привело к заключению в 1921 г. соглашения с гуверовской Американской администрацией помощи (АРА) для получения из-за границы помощи голодающим. Уже к концу года там было собрано 2380 тыс. пудов продовольствия, включая 1600 тыс. пудов зерна (внутри страны на эти нужды удалось собрать 180 тыс. пудов зерна и 600 тыс. пудов другого продовольствия), знач часть кот распределила АРА - единств офиц субсидируемая организация в этой области. По данным Л. Каменева, благодаря помощи американского правительства АРА смогла проводить систематическую работу по оказанию помощи в широких масштабах и превзойти все, что было сделано другими организациями.

В конце окт 1921 г. советское правительство предложило созвать мирную конференцию для урегулирования взаимных претензий и выработки мирного договора между Россией и западными гос. Конференция начала свою работу в Генуе 10 апреля 1922 г. Советскую делегацию возгл нарком ин дел РСФСР Г. В. Чичерин. Всего- 29 стран. Западными гос советской стороне был вручен т.н. Лондонский меморандум экспертов, в кот выдвигались требования возврата иностранным владельцам национализированных предприятий, уплаты долгов царского и Временного прав-ва. Однако достичь соглашения между Россией и странами-кредиторами не удалось. Советская делегация добилась на конференции большого внешнеполит успеха, подписав неожиданно для Антанты 16 апр 1922 г. в предместье Генуи Рапалло двусторонний договор с Герм. Оба прав-ва взаимно отказывались от возмещения военных и невоенных убытков, понесенных за годы войны. Герм также отказалась от требования возвратить национализированную пром-ть бывшим герм собственникам при условии, что Россия не будет удовлетворять аналогичных претензий др гос. Возобновлялись дипломатические и консульские отн, а также устанавливался принцип наибольшего благоприятствования в торговых и хозяйственных отношениях. В ходе работы Генуэзской конференции советская делегация 20 апр 1922 г. выдвинула меморандум, в котором отмечала, что, несмотря на интервенцию и блокаду союзных держав, причинивших России "убытки, далеко превосходящие возможные претензии к ней со стороны иностранцев, претерпевших от русской революции", правительство РСФСР готово к восстановлению деловых сношений с иностранным капиталом и признанию его убытков. При этом непременным должно было стать условие "соблюдения взаимности".

В целом советская внешняя политика начала 20-х гг. носила двойственный характер. Это отметил еще Б. Рассел, подчеркнув, что большевики "люди практичные, стремящиеся наладить торговлю с Западом, постепенно создать более или менее нормальное гос-во". В то же время стремление продвинуть революцию на Запад, что считалось единственным путем для достижения подлинного мира.

"Первая великая встреча в верхах" XX в., как называли Генуэзскую конференцию, не привела к установлению прочных отн СР с Западом.

"Скучной и бесполезной" оказалась, по словам Красина, Гаагская конференция, проходившая летом 1922 г. (завершила свою работу 20 июля1 февраля 1924 гг Англ правительство признало СССР де-юре и предложило организовать англо-советскую комиссию для изучения нерешенных эк и полит проблем.

Инициатива Англии вызвала волну признаний советского прав-ва и др странами Запада в 1924-1925 гг. 7 фев 1924 г. итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. В Советском Союзе считалось, что Италия может существенно помочь в развитии юж окраин страны, как это делала Герм в отн центр районов СССР.Придерживаясь на протяжении ряда лет жесткой антисоветской позиции, Фр в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР 28 окт 1924 г. Между тем эк проблемы франко-советских отношений были почти неразрешимы, т.к. ни одна из сторон не хотела идти на уступки в вопросе о гос долге дореволюционной России. Нарко-мат ин дел СССР в тот период рассматривал отн с Фр как средство оказывать давление на Герм и удерживать последнюю от переориентации в западном направлении. Фр же со своей стороны ни под какими предлогами не желала инвестировать средства в советскую эк.

Важным рез советской внешней политики на ДВ стало восстановление связей с Китаем. Этот процесс носил сложный и длительный характер, поскольку эта страна была расчленена на несколько частей, в каждой из которых имелся свой правитель. Только в мае 1924 г. видному советскому дипломату Л. М. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отн и о сохранении контроля СССР над (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии. В 1924 г. С СОюз установил дипломатические отн с Австр, Норв, Швец, Данией, Грец. В янв 1925 г. - с Япон. Всего за этот период СССР признали 13 гос.

Широкому дипломатическому признанию СССР в знач мере способствовал переход к НЭПу. В 1923-1925 гг. на биржах капитал стран в качестве твердой валюты стали котироваться советские червонцы. В марте 1924 г. червонец на Нью-Йоркской бирже котировался в 5 долларов 20 центов (правда, необходимо помнить, что 1 червонец равнялся 10 рублям и, следовательно, советский рубль котировался в 52 цента). Котировка червонцев за границей прекратилась в 1926 г. после запрещения вывозить их из страны. В 20-е гг. продолжал расширяться объем торговли СР с Герм, составив 30%- внешнеторгового оборота нашей страны. Этому способствовал договор о дружбе и взаимном нейтралитете, подписанный в Берлине 24 апр 1926 г. он продлевал на пять лет действие Рапалльского договора.В военной сфере отн между СР и Герм начали налаживаться еще в 1920 г. Тогда они носили характер тайного сотрудничества. Главной целью для командования КА в военных контактах с рейхсвером (вооруженные силы Германии в 1919-1935 гг.; в 1935 г. на базе рейхсвера был создан вермахт) было ознакомление с новейшей немецкой техникой и работой германских штабов в годы Первой мировой войны. Для Герм более важным обстоятельством являлась подготовка кадров для будущей массовой армии, а также испытание на территории СР новейших средств ведения войны. По просьбе немецкой стороны в СССР были основаны летная школа в Липецке, подготовившая несколько десятков летчиков для германских ВВС - будущего "люфтваффе" и танковая школа в Казани. Организовывалось также крупное предприятие по совместному проведению химических опытов и боевому применению отравляющих веществ. В советской танковой школе обучался военному искусству будущий генерал-полковник вермахта и командующий танковой армией в 1941 г. на советско-германском фронте Г. Гудериан. Со стороны РККА в различные периоды в Герм побывали Тухачевский, Егоров, Дыбенко, Уборевич, Якир, Корк, Федько и другие командиры, изучавшие там новинки военной техники.

События в Европе после Первой мировой войны начинают начинают приобретать революционный характер. Разберем что происходило в Германии, Венгрии, Словакии, а так же рабочие движения в других странах Европы.

Революции в Германии

3 ноября 1918 г. в городе Киле началось выступление военных моряков. Непосредственным поводом для него стало стремление освободить своих товарищей, арестованных накануне. В то же время прозвучали требования о прекращении войны, отречении кайзера и др. На другой день возникли матросские и солдатские советы и рабочий совет города, который призвал ко всеобщей забастовке. Охватывая основные промышленные города, революционная волна в считанные дни достигла Берлина. 9 ноября было объявлено об отречении кайзера, назначении регента и выборах в Национальное учредительное собрание.

10 ноября заявило о себе «революционное правительство» - Совет народных уполномоченных во главе с социал-демократами Ф. Эбертом и Г. Гаазе. Германия провозглашалась социалистической республикой. Программа правительства предусматривала некоторые преобразования - введение всеобщего избирательного права, установление 8-часового рабочего дня, введение пособий по безработице, а также отмену полуфеодального закона «о челяди».

Левые социал-демократы, в первую очередь группа «Спартак» во главе с К. Либкнехтом и Р. Люксембург, считали эти меры лишь «буржуазнополитической реформой» и выступили за более решительные революционные действия.

Из воззвания конференции немецких левых (октябрь 1918 г.):

«...пролетариат должен требовать:

  1. Аннулирования всех военных займов без всякого вознаграждения.
  2. Экспроприации всего банкового капитала, всех шахт и копей, значительного сокращения рабочего дня и установления минимума заработной платы.
  3. Экспроприации всех крупных и средних земельных владений, передачи руководства производством депутатам сельских рабочих и мелких крестьян.
  4. Коренного преобразования военной службы, а именно:
    1. предоставления солдатам права союзов и собраний в области как служебных, так и внеслужебных дел;
    2. отмены права начальников на дисциплинарные взыскания, дисциплина будет поддерживаться солдатскими депутатами;
    3. упразднения военных судов;
    4. удаления начальников по постановлению большинства подчинённых.
  5. Передачи дела распределения продуктов в руки уполномоченных от рабочих.
  6. Упразднения отдельных немецких государств и династий.

Пролетарии, достижение этих целей не есть ещё достижение вашей цели; это только пробный камень, который покажет, насколько действительна та демократизация, которой морочат вас господствующие классы и их агенты. Борьба за подлинную демократизацию не есть борьба за парламент, избирательное право или ответственное министерство и прочий обман. Она направлена против реальных основ господства всех врагов народа: против собственности на землю, капитала, власти над вооружённой силой и юстицией».

В ходе дальнейших событий углублялось размежевание реформистского и революционного течений в германской социал-демократии. Реформистские лидеры, вступив в соглашение с предпринимателями, добились некоторых конкретных результатов: признания прав профсоюзов, введения 8-часового рабочего дня и системы коллективных договоров между рабочими и хозяевами предприятий. Предприниматели пошли на эти уступки, чтобы предотвратить худшее - национализацию заводов и фабрик. Реформисты сумели также добиться перевеса в Советах, возникших в первые дни революции. В декабре 1918 г. съезд Советов принял решение о передаче всей законодательной и исполнительной власти правительству - Совету народных уполномоченных.

Левые социал-демократы - спартаковцы и другие группы - создали в конце декабря 1918 г. Коммунистическую партию Германии. В её программе ставились задачи установления диктатуры пролетариата и перехода к социализму.


В начале января 1919 г. противостояние между революционно настроенными рабочими и правительством вылилось в прямое столкновение. В Берлине развернулась всеобщая забастовка, звучали призывы к свержению правительства и захвату власти. В городе появились вооружённые рабочие отряды. Однако в этот момент у рабочих не оказалось единого руководящего центра. Подтянутые к столице войска жестоко подавили выступление. Руководители коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург были захвачены и убиты контрреволюционными офицерами.

В феврале - апреле 1919 г. в стране поднялась новая волна рабочих выступлений. Многотысячные забастовки прошли в главных промышленных районах, в Берлине.

В Баварии 13 апреля была провозглашена советская республика. Революционное правительство приняло решения о введении рабочего контроля на предприятиях, национализации банков, формировании отрядов Красной армии и др. Но через две недели республика была разгромлена по приказу военного министра Г. Носке (правого социал-демократа по партийной принадлежности). Около тысячи её защитников погибли в боях.

Правительство стремилось усмирить выступления рабочих не только силой, но и обещаниями учесть их важнейшие требования в создававшейся в это время конституции (Национальное учредительное собрание в городе Веймаре работало над ней с февраля 1919 г.). Летом 1919 г. конституция была принята, она получила название Веймарской.

Первая статья конституции гласила: «Германское государство является республикой». В конституции утверждалось, что «государственная власть исходит от народа», вводилось всеобщее избирательное право и «народное представительство». Одновременно большие полномочия предоставлялись президенту. Он назначал и увольнял главу правительства и министров, мог распустить рейхстаг (парламент), являлся главнокомандующим, имел право вводить чрезвычайные меры и приостанавливать действие отдельных статей конституции и т. д. Права законодательного органа (рейхстага) ограничивались и президентом, и Имперским советом. В конституции нашли отражение демократические завоевания трудящихся, вместе с тем учитывалось стремление определённой части немцев утвердить сильную власть, контроль государственной машины над обществом.

Принятие конституции не устраняло многих социальных и политических противоречий. События 1918 - начала 1920-х годов показали, что в германской революции переплелись интересы различных классов и сословий, политических движений и партий. На каком-то этапе революции они сосуществовали, а затем расходились и даже сталкивались. То, что было завоёвано в борьбе, одних устраивало, а другим казалось недостаточным. Лагерь революции раскалывался, его участники вступили в противоборство друг с другом. Последним всплеском революционной волны в Германии стали рабочие выступления летом - осенью 1923 г., завершившиеся попыткой восстания в Гамбурге (23-25 октября). Выступления были подавлены.

Революционные события происходили в 1918-1919 гг. и в других европейских странах, в том числе в государствах, образовавшихся после распада Австро-Венгерской империи. Одним из них была Венгерская Республика, провозглашённая в ноябре 1918 г. Новое правительство ввело некоторые политические свободы, но не смогло изменить что-либо в экономических и социальных отношениях. Между тем массы людей ожидали решения наболевших проблем, перемен к лучшему. В этой ситуации Коммунистическая партия Венгрии (создана в ноябре 1918 г.) потребовала радикальных (решительных) преобразований, перехода к социалистической революции. Получив поддержку рабочих и преобладающее влияние в Советах и объединившись с социал-демократами в единую Социалистическую партию, коммунисты перешли к действию.

21 марта 1919 г. в Будапеште было свергнуто буржуазное правительство и провозглашена Венгерская Советская Республика. Новая власть ввела избирательное право для всех граждан, кроме тех, кто эксплуатировал чужой труд, распустила старые суды, полицию и создала новые правоохранительные органы. Национализировались банки, промышленные предприятия, транспорт. В государственную собственность переходили помещичьи земли, составлявшие большую часть обрабатываемых земель. Повышалась зарплата рабочих и служащих. Семьи трудящихся переселялись в особняки богачей.

Провозглашение советской республики в Венгрии и последовавшие преобразования получили полную поддержку руководителей Советской России. Однако в самой Венгрии радикальные меры правительства не только негативно воспринимались имущими слоями, но и не были приняты крестьянством, мечтавшим о своей земле. Непрочность позиций новой власти усиливалась и вследствие действий внешних сил.

Руководители Антанты бросили на подавление советской республики войска Румынии и Чехословакии. 1 августа 1919 г. советское правительство в Венгрии пало. В январе 1920 г. в результате парламентских выборов к власти пришёл адмирал М. Хорти. В стране была восстановлена монархия. Занявший пост регента (правителя) Хорти установил диктаторский режим. Идейно-политической опорой ему служили националистические организации, в том числе молодёжные. Хотя сохранялась многопартийная система, реально правящей стала Партия национального единства, главную роль в которой играла верхушка предпринимателей, помещиков, чиновников.

С событиями в Венгрии связано провозглашение советской республики в Словакии. Это произошло 16 июня 1919 г. после вступления на словацкую территорию войск венгерской Красной армии. Новая власть приняла постановления о национализации банков, промышленных и торговых предприятий, конфискации помещичьих имений, введении 8-часового рабочего дня и др. Через три недели Словакия была занята чехословацкими правительственными войсками. Советская республика пала.

Рабочее и социалистическое движение

Одновременно с названными революционными событиями в 1918 - начале 1920-х годов происходил подъём рабочего движения во многих европейских странах. Особенно значительный размах оно получило в Италии. Рабочие требовали повышения заработной платы, введения 8-часового рабочего дня, расширения прав профсоюзов. Вместе с тем большую популярность приобрёл призыв «Сделаем так, как в России!». Летом 1919 г. была проведена всеобщая забастовка в защиту Советской России и Советской Венгрии.

В 1920 г. состоялось несколько общенациональных забастовок, на предприятиях создавались фабрично-заводские советы. Летом этого года рабочие металлургической, а затем и некоторых других отраслей промышленности стали захватывать предприятия. Они сами организовывали производство и сбыт продукции, выдачу заработной платы, охрану заводов и т. д. В ряде городов Северной Италии рабочие также взяли под контроль деятельность местных органов управления - муниципалитетов.

События 1919-1920 гг. («красного двухлетия», по определению историков) поставили перед итальянскими социалистами вопрос о целях и методах борьбы. Реформистские лидеры были против свержения существовавшего порядка и радикальных методов борьбы. Видя это, революционно настроенные социалисты во главе с Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти отделились от Социалистической партии и основали в январе 1921 г. Коммунистическую партию.

В целом события 1918 - начала 1920-х годов стали пробным камнем для всех течений рабочего и социалистического движений, которые должны были не только в теории, но и в практической деятельности определять и отстаивать свои позиции. Некоторые удовлетворялись достигнутым в демократических революциях и видели смысл дальнейшего движения в постепенных социальных реформах. Сторонники же левого, революционного, течения, выступавшие за переход от буржуазных революций к социалистическим и установление диктатуры пролетариата, стали создавать коммунистические партии.

Организационное оформление коммунистического движения произошло в марте 1919 г. на Учредительном конгрессе III Коммунистического Интернационала в Москве. В первых документах Коминтерна ставились задачи борьбы за мировую революцию и установление диктатуры пролетариата в форме советов. III Интернационал рассматривался как единая мировая коммунистическая партия, «штаб мировой революции». Это изначально предполагало беспрекословное подчинение национальных партий руководящему органу - Исполкому Коминтерна, который находился в Москве.

Со своей стороны, правые социал-демократы возродили в 1919 г. II Интернационал (в Берне), а центристские группы создали в 1921 г. в Вене так называемый II 1/2 Интернационал. В 1923 г. эти организации объединились в Рабочий Социалистический Интернационал. Таким образом, в социалистическом движении оформились два противостоявших друг другу течения - коммунистическое и социал-демократическое.

Цифры и факты

Численность рабочих партий и организаций в мире (данные на начало 1921 г.):

  • коммунистические партии (без РКП(б)) - 760 тыс. человек;
  • социал-демократические и социалистические партии - около 3 млн человек;
  • Международная федерация профсоюзов («Амстердамский Интернационал») - почти 22 млн человек.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Политический кризис начала 1920-х гг. и переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия

Политика военного коммунизма привела Россию и большевистскую диктатуру к кризису во всœех сферах общественной жизни:

– экономическому – падению производства (промышленного – в 7 раз, сельскохозяйственного – на 40 %);

– политическому – утрате большевиками доверия населœения, росту популярности анархистов, эсеров и меньшевиков, расколу внутри самой правящей партии (рабочая оппозиция, ʼʼдецистыʼʼ);

– социальному – ʼʼразмыванию пролетариатаʼʼ, бежавшего из города в деревню от голода, забастовкам рабочих, крестьянским восстаниям (ʼʼантоновское восстаниеʼʼ на Тамбовщинœе, ʼʼмахновщинаʼʼ на Украинœе и т.д. − см. ʼʼдемократический лагерь гражданской войныʼʼ), волнениям в армии и на флоте (ʼʼкронштадский мятежʼʼ).

Всё это заставило большевиков в 1921 ᴦ. объявить о замене политики военного коммунизма Нэпом (новой экономической политикой). Период Нэпа представлял собой внедрение некоторых элементов рыночной экономики под жёстким контролем государства.

Нэп предусматривал следующие мероприятия. В области сельского хозяйства:

а) замену продразвёрстки продналогом , который объявлялся заранее и был меньше. Излишками сельхозпродукции крестьянам разрешалось торговать;

б) разрешение аренды земли и применения в крестьянском хозяйстве наёмного труда;

в) поощрение кооперации .

В области промышленности:

а) перевод национализированных предприятий, по-прежнему составлявших большинство, на хозрасчёт (финансирование за счёт реализованной продукции);

б) разрешение арендовать средние и мелкие предприятия и сдавать их в концессии иностранцам, создавать АО с участием частного капитала;

в) мелкие предприятия разрешалось основывать частникам и передавать в частные руки ;

г) отмена трудовой повинности, ʼʼпайковойʼʼ системы снабжения рабочих, появление дифференцированных зарплат, безработицы.

В социальной сфере – дифференциация и социальная ʼʼпестротаʼʼ.

В политической сфере. В целях защиты правящего режима в новых социально-экономических условиях была усилена и ужесточена борьба с его противниками (прежде всœего с церковью, эсерами, меньшевиками и внутрипартийной оппозицией). В результате в стране была окончательно установлена однопартийная система , а сама партия функционировала на базе централизации и жёсткой дисциплины .

В целом Нэп (в силу того, что появился стимул к повышению производительности труда) достиг своей цели. Экономика страны была восстановлена (достигла уровня 1913 ᴦ.). При этом дальнейшее её развитие (модернизация, превращение страны в индустриально-аграрную) натолкнулось на ряд препятствий: 1) Сельское хозяйство не развивалось в силу ликвидации помещичьих и значительной части кулацких хозяйств (бывших до революции основными поставщиками сельскохозяйственной продукции на рынок). 2) Промышленное развитие остановилось в силу того, что отсутствовали средства на индустриальную модернизацию. Крестьянство из-за возникших ʼʼножницʼʼ цен (дешевизны сельскохозяйственных и дороговизны промышленных товаров) отказывалось продавать свою продукцию государству. ʼʼНожницыʼʼ во многом были обусловлены и политикой правящей партии. В целях развития промышленного производства и укрепления своей социальной базы (пролетариата) она искусственно завышала цены на промышленную продукцию. Буржуазия (ʼʼнэпманыʼʼ) не вкладывала свои капиталы в промышленность в силу своей экономической слабости, жёсткого государственного контроля и прямого запрета на участие во владении ʼʼкомандными высотами экономикиʼʼ. Иностранные инвестиции были невозможны из-за враждебного отношения Запада к Советской республике и отсутствия в большевистском СССР гарантий на частную собственность. К ликвидации Нэпа подталкивали не только политические, экономические, но и социальные причины. Основная масса населœения была недовольна резко возросшим в годы Нэпа социальным расслоением. Исповедуя и поддерживая активно пропагандируемые властью лозунги уничтожения частной собственности, предпринимательства, достижения социально-экономического равенства и привыкнув в годы гражданской войны к государственному насилию как средству их реализации, населœение в целом негативно относилось к Нэпу. По этой причине когда в 1927–1928 гᴦ. ʼʼножницыʼʼ цен поставили перед угрозой голода города и армию, власти вновь прибегли к насильственному изъятию аграрной продукции и ускоренной национализации промышленности. Нэп был свёрнут.

Политический кризис начала 1920-х гг. и переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политический кризис начала 1920-х гг. и переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия" 2017, 2018.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВ ЛЕНИЯ

План лекции:

1. Особенности становления органов управления советской власти.

2. Система органов управления советским государством.

3. Судьба коалиционного правительства и Учредительного собрания.

4. Первая советская Конституция 1918 г.

5. Эволюция органов государственного управления в годы «военного коммунизма».

6. Роль чрезвычайных органов управления в структуре советской власти.

Приход большевиков к власти в октябре 1917 г. положил начало формированию новой, советской системы государственной власти и управле­ния.

Сложность и противоречивость процесса формирования советской государственности позволяют говорить как о принципиально новом характере политической системы, формировавшейся в первое после- октябрьское десятилетие, так и о преемственности власти большеви­ков в отношении традиций дооктябрьской России. С одной стороны, господствовала доктринальная установка на революционное преобра­зование политических и обшественных отношений, с другой - ока­завшись у власти и объявив своей целью разрушение старого строя, большевики в своей политической практике воспроизвели на основе жесткой централизации, приоритета политики над экономикой мно­гие из методов управления государством, которые использовала до своего падения самодержавно-абсолютистская власть в дореволюци­онной России.

Основную причину такой несогласованности идеальных намерений и практических действий правящей партии следует искать в изначаль­ном расхождении теоретической модели и реальной практики построе­ния Советского государства.

Советская модель государственного уст­ройства рассматривалась большевистскими лидерами как антипод буржуазному парламентаризму, основанному на принципе разделения властей, который был объявлен В.И. Лениным и его партией буржуаз­ным пережитком.

В возникших в ходе Февральской революции Советах большевики увидели не только реальный механизм, обеспечивавший взятие власти («Вся власть Советам!»), но и возможность построения новой модели советской демократии, главное преимущество которой ими виделось в прямом, неопосредованном участии народа в осуществ­лении государственной власти через создаваемые им самим неформаль­ные выборные представительные учреждения.

Од­нако практика оказалась сложнее теоретических установок и деклара­ций. С самого начала большевики, претендовавшие на политическое господство, видели в Советах своих конкурентов и поэтому стремились превратить их в подконтрольные партии органы государственной влас­ти.

Советы, от имени которых действовали большевики, обеспечили ле­гитимацию пришедшей к власти большевистской партии. II Всероссий­ский съезд Советов (25 октября 1917 г.), на котором большевики имели решающий перевес (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика), из­брал новый исполнительный орган съезда - Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и сформировал первое советское пра­вительство - Совет народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным. В первый состав ВЦИК, председателем которого сначала был избран Л.Б. Каменев (с 8 ноября заменен Я.М. Свердловым), вошли 62 больше­вика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украин­ских социалиста и 1 эсер-максималист (по аналогии с Парижской ком­муной ВЦИК состоял из 101 члена).



В отличие от многопартийного ВЦИК, правительство (СНК) было сформировано из одних большевиков, что создавало проблему для правящей партии. В состав первого советского правительства вошли: В.И. Ленин (председатель СНК), А.И. Рыков (нарком внутренних дел), В.П. Милютин (нарком земледелия), А.Г. Шляпников (нарком труда), В.П. Ногин (нарком по делам торговли и промышленности), А.В. Луначарский (нарком просвещения), И.И. Скворцов-Степанов (нарком финансов), Л.Д. Троцкий (нарком иностранных дел), г.и. Оппоков (нарком юстиции), И.А Теодорович (нарком по делам продовольствия), Н.Л. Авилов (нарком почт и телеграфов), И.В. Ста­лин (нарком по делам национальностей). Наркомат по военным и морским делам возглавлял комитет в составе В.А Антонова-Овсеен­ко, Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко.

После провала переговоров с меньшевиками Ленин сделал ставку на союз с левыми эсерами. 14 ноября 1917 г. было подписано соглашение о коалиции, включающее поддержку большевиками левых эсеров на II Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, который проходил в Петрограде 13-27 ноября. На этом съезде левые эсеры име­ли 350 мандатов (44%), большевики - 91 мандат (12%), правые эсеры­ 305 мандатов (38,6%). Как видно из приведенных данных, коалиция большевиков и левых эсеров ореспечивала левосоциалистическим си­лам абсолютное большинство на съезде. Помимо соглашения о коали­ции обе стороны пошли на слияние ЦИК Советов крестьянских депута­тов с ВЦИК 2-го созыва, которое произошло 15 ноября 1917 г. Однако теперь состав объединенного ВЦИК, был сформирован на паритетной основе - по 108 представителей от ВЦИК Советов рабочих и солдат­ских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депутатов, 100 депутатов от армии и флота, 35 - от профессиональных союзов, 10 - от Викжеля (Всероссийского исполкома железнодорожных профсоюзов), 5 - от Союза почтово-телеграфных служащих.

1О декабря 1917 г. было создано коалиционное советское правитель­ство. В состав обновленного СНК кроме представителей большевист­ской партии вошли 7 членов партии левых эсеров, занявших посты наркомов в наркоматах земледелия (АЛ. Колегаев), местного само­управления (В.Е. Трутовский), почт и телеграфов (ПЛ. Прошьян), имуществ (В.А Карелин), юстиции (И.З. Штейнберг). Двое (В.А Агла­сов и АИ. Бриллиантов) стали наркомами без портфеля с решающим голосом: один из них стал членом коллегии наркомата внутренних дел, другой - наркомата финансов.

Однако союз с левыми эсерами оказал­ся недолговечным. Не признав решение IV съезда Советов (март 1918 г.) о ратификации Брестского мира с Германией, левые эсеры вышли из правительства. 6 июля того же года они подняли против большевиков мятеж, который был подавлен при активном участии делегатов рабо­тавшего 4-1О июля V Всероссийского съезда Советов.

На V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская конституция, которая юридически закрепила новую систему государст­венной власти и управления, сложившуюся в России к середине 1918 г. Согласно Конституции 1918 г. Российская Совет­ская Федеративная Социалистическая Республика учреждалась «на основе свободного союза свободных наций как федерация советских на­циональных республик». Конституция не признавала равенства прав граждан, так как ее составители считали, что это невозможно в классо­вом обществе. В связи с этим по Конституции 1918 г. предста­вители рабочего класса имели преимущество в избирательных правах перед крестьянами (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам кресть­ян), не говоря уже о «нетрудовых элементах» (представителей буржуа­зии, зажиточных крестьян, использовавших наемный труд, священни­ков), которые вообще были лишены избирательных прав. Конституция 1918 г. не предусматривала в советской политической системе разделения власти на законодательные и исполнительные ор­ганы

Хотя формально высшая власть в республике принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который избирался из представителей городских Советов (из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (l депутат на 125 тыс. жителей), в действительности его влияние было номинальным, по­скольку большинство вопросов решалось Всероссийским централь­ным исполнительным комитетом (ВЦИК) и его аппаратом. ВЦИК из­бирался съездом Советов в составе не более 200 членов и осуществлял всю власть в перерывах между съездами. Конституция наделяла ВЦИК практически теми же полномочиями, что и съезд Советов.

ВЦИК на­значал правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК), основной функцией которого являлось «общее управление де­лами Российской Советской Федеративной Социалистической Рес­ публики». Ни председатель ВЦИК, ни председатель Совнаркома ни­когда не отчитывались перед съездом Советов.

Наделение бюрократического по своей природе Совнаркома и других советских органов одновременно исполнитель­ной и законодательной властью таило в себе большую опасность: за­кон неизбежно становился орудием произвола, служил не целям об­щества, а изменчивым, часто случайным целям управления, меняясь в зависимости от воли и даже капризов управляющего. Централизация и бюрократизация государственного аппарата пу­тем постепенного усиления органов исполнительной власти за счет выборных представительных были характерны не только для высшего управления в Советской республике. Та же тенденция наблюдалась в системе местных Советов: реальная власть здесь также находилась не у самих Советов, а в руках их исполкомов. Эта тенденция стала опре­деляющей в условиях противоборства различных политических сил и начавшейся летом 1918 г. Гражданской войны в России.

Что касается органов земского и городского самоуправления, возникших и успешно развивавшихся в дореволюционный период, то они просуществовали после Октябрьской революции недолго. С выхо­дом из правительства левых эсеров (март 1918 г.) был упразднен Нарко­мат местного самоуправления, учрежденный в декабре 1917 г. при созда­нии коалиции большевиков с левыми эсерами для руководства реформой местного самоуправления, начатой еще Временным прави­тельством до взятия большевиками власти. Специальным декретом Совнаркома (август 1918 г.) самоуправление было ликвидировано и в го­родах, и в волостях.

Однако главная особенность развития советской государственности, отделявшая ее от предшествующего исторического развития России, за­ключалась не в этом. Впервые в истории власть переходила к политичес­кой партии, деятельность которой не регулировалась никакими юридичес­кими нормами, никем и ничем не контролировалась. В руках большевистской партии постепенно сосредоточились все нити реального управления обществом. Именно партия осуществляла все назначения на ключевые административные посты в государстве. Все основные государственные решения принимались сначала на съез­дах партии, а затем уже обсуждались и одобрялись съездами Советов.

Уже на VIII съезде РКП(б) (март 1919 г.) в новой Программе партии был не­двусмысленно поставлен вопрос о доминирующей роли Коммунистической партии в Советском государстве. Для контроля над государственным аппаратом в ЦК партии, республиканских и губернских комитетах в 1919-м - на­чале 1920 г. были созданы учетно-распределительные отделы (Учрас­предотделы), ведавшие подбором кадров на все ответственные госу­дарственные и партийные посты.

Важным рубежом на пути установления диктатуры большевист­ской партии стал разгон большевиками Учредительного собрания. Оно открыло свои заседания 5 января 1918 г. По числу избранных де­путатов большевики значительно уступали партии социалистов-рево­люционеров (эсерам), что формально и по существу означало вотум недоверия правящей партии. Из 715 депутатских мест большевики получили только 24,7%, эсеры, выступавшие еще общим списком с правыми, центристами и левыми, - 57,9%, кадеты - 2,4%, меньше­вики - 2,2%.

Накануне открытия Учредительного собрания Лениным была на­писана «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой от имени Учредительного собрания Россия объявлялась Рес­публикой Советов де-юре и де-факто. Еще раньше, 28 ноября 1917 г., Ленин подписал декрет о запрете конституционно-демократической партии и аресте ее лидеров. В нарушение депутатской неприкосно­венности были арестованы и некоторые лидеры правых эсеров. Это решило судьбу Учредительного собрания. Оно было распущено на следующий день после своего открытия, когда 237 голосами против 138 отвергло проект большевистско-левоэсеровской резолюции о признании советской власти.

В марте 1918 г. был объявлен «крестовый поход» пролетарских продотрядов в деревню, в ходе кото­рого была осуществлена частичная экспроприация зажиточных некоммунистическиориентированных крестьян (раскулачивание), которым противопоставлялись беднейшие слои крестьянства (сель­ский пролетариат). Следующим этапом «завоевания» деревни стало создание декретом от 11 июня 1918 г. комитетов бедноты, представ­лявших собой органы чрезвычайной власти, большевистской диктату­ры на селе, которые учреждались параллельно Советам крестьянских депутатов. Начавшееся вскоре после этого изгнание из Советов всех уровней депутатов-социалистов (декрет ВЦИК от 14 июня 1918 г.) и окончательный разрыв с левыми эсерами после организованного ими 6 июля вооруженного антиправительственного мятежа означали пора­жение советской модели демократии и установление фактической дик­татуры большевистской партии.

Летом 1918 г. в результате целого ряда условий и факторов, непримири­мого противостояния различных политических сил, вызванного одно­направленной классовой политикой правящей большевистской партии, российское общество оказалось втянутым в кровопролитную Граждан­скую войну, продолжавшуюся до конца 1920 г.

Основным содержанием политики «военного коммунизма» стала замена механизма рыночных отношений командно-административными методами управления обществом. С целью обеспечения победы над бе­лыми армиями страна превращалась в единый военный лагерь. Для централизации всех ресурсов была осуществлена национализация важнейших отраслей крупной и средней промышленности. К началу октя­бря 1919 r. было национализировано 2500 предприятий. Была введена всеобщая трудовая повинность. В условиях крайнего дефицита промышленных товаров и растущей инфляции запрещалась частная торговля, вводилась оплата труда рабочих «натурой» (продуктовые пайки, талоны на питание в столовой и т.д.), отменялась плата за жилье, транспорт, коммунальные и прочие услуги.

Важной составляющей политики «во­енного коммунизма» являлась продразверстка, принуждавшая кресть­ян по устанавливаемым сверху планам (разверстки по губерниям) сда­вать государству излишки своей продукции для обеспечения армии и населения городов по твердым ценам, также устанавливаемым государ­ством. Все это вело к постепенному свертыванию товарно-денежных отношений и замене их прямым продуктообменом.

Формирование в рамках военно-коммунистической модели управле­ния жестко централизованной социально-экономической системы во многом являлось следствием реализации большевистской доктрины обобществления собственности и управления государством как «еди­ной фабрикой». Сами большевики не отрицали, что проводимая ими в годы войны экономическая политика кроме прочего предполагала возможность введения социализма в России сверху.

Переход к политике «военного коммунизма» сопровождался круп­номасштабными перестройками системы центральных и местных органов управления. Их особенностью являлась максимальная концентра­ция власти в центре при одновременном усилении оперативности. Де­кретом СНК от 28 июня 1918 г. функции управления национализиро­ванными предприятиями передавались Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ). Руководство хозяйственной жизнью регио­нов возлагалось на создаваемые при Советах местные совнархозы (советы народного хозяйства), находившиеся в двойном подчинении ­ВСНХ и исполкомам соответствующих Советов. В чрезвычайных условиях Гражданской войны ВСНХ превратился в мощное бюрократическое учреждение. Создаваемые при ВСНХ главные комитеты (главки, или центры) сосредоточивали в своих ру­ках управление теми или иными отраслями промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, равно как и распределением изготовленной продукции. В целом система главкизма означала прекращение экономических, товарно-денежных отношений и пере­ход к исключительно административным методам управления: пред­приятия бесплатно получали от государства все необходимое для про­изводства и так же бесплатно отдавали про изведенную продукцию.

Другой особенностью перестройки государственного управления в годы Гражданской войны являлось усиление возникших в ходе рево­люции чрезвычайных органов власти и управления, отличительная чер­та которых заключалась в объединении в одном органе военной, политической и хозяйственной деятельности. Одним из таких органов был учрежденный постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. Рево­люционный военный совет Республики (Реввоенсовет, РВСР). Реввоен­совет был создан как объединенный орган военного руководства, обеспечивавший формирование Красной армии и флота, руководив­ший их боевыми действиями (председателем РВСР был назначен Л.Д. Троцкий). В годы войны усилилась роль Наркомата внутренних дел (НКВД), в ведении которого находились практически все отрасли деятельности местных Советов. Особое место в системе чрезвычайных органов управления зани­мал созданный в ноябре 1918 г. под председательством Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны, являвшийся в условиях войны вер­ховным органом управления Республикой, координирующим работу как военных, так и гражданских ведомств, всех отраслей народного хозяйства.

Не меньшее значение в упрочении советской власти и налаживании системы управления в годы войны придавалось Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрре­волюцией и саботажем (ВЧК), созданной при Совнаркоме 15 декабря 1917 г. По рекомендации ВЧК в губерниях и уездах создавались местные чрезвычайные комис­сии по борьбе с контрреволюцией. Чрезвычайные органы действовали также на уровне местного управления. Самыми массовыми из них являлись революционные ко­митеты (ревкомы), создаваемые партийными, советскими и военными властями для более оперативного обеспечения нужд армии, восстанов­ления разрушенного хозяйства и системы управления в освобожденных районах. В сельской местности роль чрезвычайных органов управления вы­полняли комитеты бедноты (комбеды).

Контрольные вопросы:

1. Перечислите теоретические основы Советской власти?

2. Какую роль сыграли Советы в установлении Советской власти?

3. Назовите первые органы государственного управления Советской России.

4. Кто и в результате каких событий возглавил в октябре 1917 г. российское государство?

5. Расскажите о судьбе коалиционного правительства после установления Советской власти в стране?

6. Какова роль в истории нашей страны сыграло Учредительного собрания?

7. Дайте характеристику деятельности ВСНХ.

8. Что из себя представляла политика «военного коммунизма», проводимая большевиками в годы гражданской войны?

9. Назовите чрезвычайные органы управления, возникшие в годы гражданской войны, и охарактеризуйте их деятельность.

10. Как в первые годы советской власти соотносилась деятельность Советов и комбедов?

Литература:

1. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008.

2. История государственного управления в России: Учебник / Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М., 2009.

3. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

4. Короткевич, В.И. История современной России. 1991-2003 [Текст]: учеб. пособие / В.И. Короткович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 296 с.

5. Сергеев С.А., Цейтлин Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие. М., 2003.

6. Хрестоматия по истории России [Текст]: учеб. пособие / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. – М.: Проспект, 2004. – 588 с.

Электронные ресурсы:

1. Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/

3. История (документы, материалы) [Электронный ресурс] – http://elibrus.1gb.ru/ist.shtml

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. История [Электронный ресурс] – http://www.catalog.vlgmuk.ru/?2.15.0.0.3.0.1

5. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: Исторические документы [Электронный ресурс] – http://historydoc.edu.ru/

6. Российский электронный журнал «Мир истории» [Электронный ресурс] – http://www.historia.ru/