Политический кризис начала 1920 х гг. Рабочее и социалистическое движение. широкое общественное движение в поддержку ссср

Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.

Крестьянство, получившее землю и поддержавшее большевиков во время Гражданской войны, по мере того как фронты отодвигались все дальше, начало активно выступать против продразверстки, которая продолжала увеличиваться с каждым годом. Недовольство крестьян привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.

По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Социальной опорой этих мятежей было крестьянство, недовольное продразверсткой. Военный антикоммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существования советской власти.

В.И. Ленин в 1921 г. говорил: "...мы наткнулись на большой – я полагаю, на самый большой, – внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих".

Таким образом, поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений (схема 213).

Нэповские реформы, которые были вызваны глубочайшим кризисом, несомненно, имели его отпечаток. Связка между кризисом и реформой оставалась постоянным и доминирующим фактором на всем протяжении осуществления нэповской политики.

Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречивость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т.п. Первое направление реформ осуществлялось с целью укрепления обобществленных государственных форм в экономике и подразумевало расширение плановых начал (образование Госплана), усиление государственного контроля и регулирования (деятельность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовались вся мощь государственных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции построения социализма.

Схема 213

Второе направление реформ – активизация рыночных, частнокапиталистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений, создававших иллюзию глубокого коренного пересмотра концепции переходного периода от капитализма к социализму. Для развития этого направления осуществлялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-денежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разрешение свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредприятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.

Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), времени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интересам политического господства диктатуры пролетариата).

Рассмотрим конкретную практику нэповских реформ. Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос "О замене разверстки натуральным налогом".

На седьмой день работы съезда с основным докладом о замене разверстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом – А.Д. Цюрупа. Перед В.И. Лениным стояла нелегкая задача убедить съезд, партию в целом в необходимости принятия нового метода возрождения сельского хозяйства. Но у него были веские аргументы: антибольшевистские крестьянские восстания, охватывавшие все новые и новые губернии, спад мировой революции, Кронштадтский мятеж. В этой обстановке В.И. Ленин сделал два основополагающих вывода: во-первых, "только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах"; во-вторых, "мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет, и дальше так существовать не будет". На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.

Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Так, на 1921 г. Совнарком установил продналог в количестве 240 млн пудов (вместо 423 млн пудов по разверстке 1920 г.), т.е. почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне, являвшиеся опорой власти в деревне, и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали существенные льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались заранее, т.е. накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить посевную площадь, получить больше продовольственных излишков и затем реализовать их по свободным ценам на рынке.

Предложения о введении продналога выдвигались некоторыми руководителями партии ив 1918 и в 1920 г. Но они не соединялись тогда с лозунгом свободной торговли, использованием рыночных отношений. Теперь с введением продналога открылся путь к свободной торговле, первоначально крайне ограниченной рамками местного оборота, т.е. местожительством крестьян. Но уже в августе – сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообмена, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейшего формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе к нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприятий.

  • 17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.
  • 9 августа 1921 г. был принят "Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики", содержащий исходные принципы работы промышленности в условиях нэпа. Развитие промышленности предлагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственного плана под руководством Госплана. Для предотвращения дальнейшего упадка народного хозяйства была проведена значительная перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Вместо трудовых мобилизаций рабочих стали набирать по найму, вводилось их материальное стимулирование, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Государственные предприятия переводились на "точный хозяйственный расчет", что существенно расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготовке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось открывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объединениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые предприятия.

Несколько позднее, 6 октября 1922 г., был принят новый Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне ограниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крестьяне-единоличники давали 98,5% всей продукции сельского хозяйства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на нэповские рельсы. Так, на базе рыночных отношений в стране действовали различные субъекты хозяйствования: частные, крестьянские, кооперативные, смешанные, концессионные, государственные предприятия; начала возрождаться разветвленная система самодеятельных хозяйственных организаций, деятельность промысловой, потребительской, сельскохозяйственной, кредитной и других видов кооперации.

Первостепенное значение для нэпа имело финансовое оздоровление страны. Во время Гражданской войны денежная система была полностью разрушена: наряду с царскими банкнотами, керенками, совзнаками ходило около 2 тыс. видов денежных суррогатов и местных валют.

Денежный хаос был преодолен в результате осуществления денежной реформы 1922–1924 гг. (основными ее авторами были нарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Параллельно слабеющему на глазах совзнаку в качестве инструмента для стабилизации финансово-кредитной системы была введена твердая валюта – червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на золото он обменивался только при расчетах с иностранными партнерами. По закону червонные банкноты обеспечивались минимум на 25% золотом и иностранной валютой, другим обеспечением служили краткосрочные векселя под легко реализуемые товары. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имеющие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующего расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имевших связи с Советской Россией.

Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, страна была накормлена и одета. Не очень быстро, но твердо и уверенно набирала силу кооперация. В 1925 г. валовый сбор зерновых на 10,7% превысил среднегодовой сбор в 1909–1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. По некоторым оценкам, потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году достигло уровня промышленного производства России 1913 г.

Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них – циклический характер экономики с серьезными кризисами 1923, 1925 и 1927–1928 гг. (табл. 43).

Таблица 43

Кризисы нэпа

Причины кризисов

Сущность

Последствия

Политика большевиков, направленная на приоритетное развитие промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточном качественном и количественном уровнях потребности хозяйства

Кризис сбыта: появление в народном хозяйстве так называемых "ножниц" цен – высоких на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней

Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров

Отсутствие продуманной экономической политики развития нэпа

Кризис хлебозаготовок

Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта

Противоречия между рыночными и директивно-плановыми началами в экономике

Кризис хлебозаготовок

Ликвидация кризиса при помощи административно-репрессивных мер. Свертывание нэпа

Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельскому населению была недоступна по существующим ценам покупка остро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики были вынуждены восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвидирован.

Кризисы хлебозаготовок 1925 и 1927–1928 гг. также были вызваны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций большевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Назрела необходимость связывать результаты партгосработы с экономической отдачей всего хозяйства. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных насчитывалось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.

Важно определить, как относилось к нэпу крестьянство. Да, продналог дал ему материальную заинтересованность, позволил торговать излишками произведенной сельхозпродукции, но одновременно в деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация.

Если раньше община обеспечивала равно бедное существование большинству крестьян, то нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне – кулаки, поставляющие на рынок хлеб, тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, "ножницами" в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Индифферентно относились к нэпу и большинство рабочих. Нэповский хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов, да и заинтересованность коллектива предприятия носила специфический характер, потому что его прибыль обезличивалась в едином балансе треста. Действовавшая в государственной промышленности система была, по существу, хозрасчетом для начальников. Не чувствуя новую экономическую политику непосредственно на производстве, рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. К тому же рабочие стали понимать, что доведенный до рабочего места хозрасчет в той или иной мере поставит их материальное положение в зависимость от стихии и конъюнктуры рыночных экономических отношений и может серьезно подорвать государственные социальные гарантии.

В итоге недовольные нэпом в "низах" (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с "верхами" (парт- и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.

Отечественная история: конспект лекций Кулагина Галина Михайловна

16.1. Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х гг. Переход к нэпу (1921–1928/29)

Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.

Недовольство крестьян продразверсткой, которая продолжала увеличиваться с каждым годом, привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.

По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Военный антикоммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существования Советской власти.

Поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.

Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречивость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т. п. Первое направление реформ осуществлялось с целью укрепления обобществленных государственных форм в экономике и подразумевало расширение плановых начал (образование Госплана), усиление государственного контроля и регулирования (деятельность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовалась вся мощь государственных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции построения социализма.

Второе направление реформ – активизация рыночных, частнокапиталистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений. Для развития этого направления осуществлялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-денежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разрешение свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредприятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.

Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), времени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интересам политического господства диктатуры пролетариата).

Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос «О замене разверстки натуральным налогом». С основным докладом о замене разверстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом – А.Д. Цюрупа. В.И. Ленин сделал два основных вывода: во-первых, «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах»; во-вторых, «мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет и дальше так существовать не будет». На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.

Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Продналог был почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали существеннее льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались заранее, т. е. накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить посевную площадь, получить больше продовольственных излишков и затем реализовать их по свободной цене на рынке.

С введением продналога открылся путь к свободной торговле, первоначально ограниченной рамками местного оборота, т. е. местожительством крестьян. Но уже в августе-сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообмена, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейшего формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприятий. 17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.

9 августа 1921 г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики», содержащий исходные принципы работы промышленности в условиях нэпа: развитие промышленности предполагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственного плана под руководством Госплана; была проведена перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация; вместо трудовых мобилизаций рабочих стали набирать по найму; вводилось их материальное стимулирование, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Государственные предприятия переводились на хозяйственный расчет, что расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготовке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось открывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объединениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые предприятия.

6 октября 1922 г. был принят Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне ограниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крестьяне-единоличники давали 98,5 % всей продукции сельского хозяйства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на рыночные рельсы.

В 1922–1924 гг. была осуществлена денежная реформа (основными ее авторами были совнарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Была введена твердая валюта – червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на золото он обменивался только при расчетах с иностранными партнерами. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имеющие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующего расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имевших связи с СССР.

Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, страна была накормлена и одета. Набирала силу кооперация. В 1925 г. валовой сбор зерна на 10,7 % превысил среднегодовой сбор в 1909–1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году достигло уровня промышленного производства России 1913 г.

Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них – циклический характер экономики с серьезными кризисами 1923, 1925 и 1927–1928 гг.

Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельскому населению была недоступна по существующим ценам покупка остро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики вынуждены были восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвидирован.

Кризисы хлебозаготовок в 1925 и 1927–1928 гг. также были вызваны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций большевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных находилось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.

В деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация. Нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки, когда была община. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне-кулаки тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. Хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов.

В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт– и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Общенациональный кризис. Конец 1920 г. – начало 1921 г. К началу 1920-х годов Россия представляла собой, по образному сравнению В. И. Ленина, «до полусмерти избитого человека». Огромные безвозвратные человеческие потери, миллионы инвалидов, нищих, беспризорных. Отчаяние

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

§ 25. Экономический и политический кризис конца 1920 – 1921 г Крах военно-коммунистической утопии. Пока шла война, в экономике осуществлялась система мер, названная Троцким «системой регламентации потребления в осажденной крепости». Отмена денег, нормированное

Из книги История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы автора Контлер Ласло

Социально-политический кризис и «отклонение» от Запада Вскоре после смерти Матьяша была открыта Америка. Это совпадение можно считать символическим для судьбы Венгрии, а, по сути, всей Восточной и Центральной Европы (польский современник Матьяша король Казимир IV умер в

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Экологический и социально-политический кризис в конце III тыс. до н. э. Время, пришедшее на смену эпохе Древнего царства, принято обозначать как I Переходный период (нач. XXII – кон. XXI в. до н. э.). На его протяжении Египет не был единым государством, и страна переживала крайне

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

§ 3. Социально-политический кризис конца XVI - начала XVII в. в России. "Смутное время" и его последствия У царя Ивана Грозного остались два сына: Федор от первой жены и Дмитрий, находившийся в Угличе. После смерти царя на престоле воцарился старший сын Федор. По различным

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Ромейско-хазарские отношения и политический кризис в империи в VII - начале VIII в. После распада Тюркского каганата к 635 г. в степях Приазовья, в результате объединения тюркских племен, образовалась новая политическая сила - Великая Болгария. Во главе этого

Из книги Военный коммунизм в России: власть и массы автора Павлюченков Сергей Алексеевич

Курс на непосредственный переход к социализму и кризис начала 1921 года Но 1919 год принес не только победы. За два года власти большевиков вполне сложилась централизованная командно-административная система управления экономикой и обществом (насколько это было возможно в

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

1. Социально-политический кризис в ВКЛ Главный фактор развала государства - как наглядно показали события последних 25 лет в СССР и России, в странах арабского Востока - не экономический кризис. Главное - кризис идеологии, отсутствие политического, морального и

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

33. В чем состоит социально-экономический и политический кризис в странах Восточной Европы 1970-1980-х гг.? Во второй половине ХХ в. в странах Восточной Европы сохранялись относительно стабильные темпы роста промышленного производства. Постоянно росли производство

Из книги Западные славяне и Киевская Русь в X-XI вв. автора Королюк Владимир Дорофеевич

Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич

III. Х съезд РКП(б) и переход к НЭПу Второй раздел Х главы Истории КПСС посвящен Х съезду партии и переходу к новой экономической политике. Авторы нового учебника с утомительной монотонностью повторяют пропагандные лозунги ленинской тактики по отношению к крестьянству,

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Переход к нэпу Аппаратные работники партии за три года привыкли к мобилизациям, реквизициям и другим формам принуждения, вплоть до террора, которые были неотделимы от коммунистической организации производства и распределения. Поэтому оппозиция новому курсу

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 47 Социально-политический кризис начала 1900-х гг ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Социально-экономические предпосылки: Противоречия социально-экономического развития. – Неурожай 1900 г., экономический кризис 1900–1903 гг. и финансовые последствия русско-японской войны

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

От военного коммунизма (1917–1921) к НЭПу (1921–1924) Захват власти 7 ноября 1917 г. произошел почти без сопротивления. Но эта революция, которую считали обреченной, напугала европейские державы, как только она стала проводить программу уничтожения капитализма (национализация

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1. Политический кризис в начале XIV века

Из книги Провинциальная «контрреволюция» [Белое движение и гражданская война на русском Севере] автора Новикова Людмила Геннадьевна

Политический кризис января 1920 г. и падение Северной области Изменение военной обстановки, деморализация армии и тыла резко сказались на авторитете Северного правительства, положение которого неожиданно стало шатким. Еще в конце осени 1919 г., казалось, мало что

Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.

Недовольство крестьян продразверсткой, которая продолжала увеличиваться с каждым годом, привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.

По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Военный антикоммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существования Советской власти.

Поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.

Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречивость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т. п. Первое направление реформ осуществлялось с целью укрепления обобществленных государственных форм в экономике и подразумевало расширение плановых начал (образование Госплана), усиление государственного контроля и регулирования (деятельность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовалась вся мощь государственных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции построения социализма.

Второе направление реформ – активизация рыночных, частнокапиталистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений. Для развития этого направления осуществлялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-денежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разрешение свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредприятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.

Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), времени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интересам политического господства диктатуры пролетариата).

Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос «О замене разверстки натуральным налогом». С основным докладом о замене разверстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом – А.Д. Цюрупа. В.И. Ленин сделал два основных вывода: во-первых, «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах»; во-вторых, «мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет и дальше так существовать не будет». На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.


Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Продналог был почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали существеннее льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались заранее, т. е. накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить посевную площадь, получить больше продовольственных излишков и затем реализовать их по свободной цене на рынке.

С введением продналога открылся путь к свободной торговле, первоначально ограниченной рамками местного оборота, т. е. местожительством крестьян. Но уже в августе-сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообмена, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейшего формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприятий. 17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.

9 августа 1921 г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики», содержащий исходные принципы работы промышленности в условиях нэпа: развитие промышленности предполагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственного плана под руководством Госплана; была проведена перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация; вместо трудовых мобилизаций рабочих стали набирать по найму; вводилось их материальное стимулирование, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Государственные предприятия переводились на хозяйственный расчет, что расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготовке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось открывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объединениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые предприятия.

6 октября 1922 г. был принят Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне ограниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крестьяне-единоличники давали 98,5 % всей продукции сельского хозяйства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на рыночные рельсы.

В 1922–1924 гг. была осуществлена денежная реформа (основными ее авторами были совнарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Была введена твердая валюта – червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на золото он обменивался только при расчетах с иностранными партнерами. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имеющие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующего расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имевших связи с СССР.

Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, страна была накормлена и одета. Набирала силу кооперация. В 1925 г. валовой сбор зерна на 10,7 % превысил среднегодовой сбор в 1909–1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году достигло уровня промышленного производства России 1913 г.

Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них – циклический характер экономики с серьезными кризисами 1923, 1925 и 1927–1928 гг.

Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельскому населению была недоступна по существующим ценам покупка остро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики вынуждены были восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвидирован.

Кризисы хлебозаготовок в 1925 и 1927–1928 гг. также были вызваны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций большевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных находилось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.

В деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация. Нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки, когда была община. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне-кулаки тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. Хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов.

В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт– и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.

Политический кризис в стране начала 1920-х гг. и переход к НЭПу. Решения X съезда РКП(б). Социально-экономическое развитие страны в 1920-х гг. Дискуссии о перспективах социалистических преобразований в России и судьба «ленинского наследия»: Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин. Кризис НЭПа. Формирование однопартийного политического режима и политическая борьба в руководстве страны. Возвышение И.В.Сталина. Национальные отношения в условиях советского строя. Образование СССР.

Переход к политике форсированных социально-экономических и культурных преобразований в конце 1920-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1930-х гг.: первые пятилетки и их итоги. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Формирование и упрочнение административно-бюрократической системы. Монопольное положение ВКП(б) в структуре государственных и общественных организаций. Массовые репрессии 1930-х гг. Режим личной власти И.В.Сталина. Сопротивление сталинизму.

Советское государство в системе международных отношений в 1920-е-1930-е гг. Внешнеполитическая и военная доктрина большевистского руководства. Деятельность Коминтерна. Дипломатические инициативы советского правительства в 1920-е гг. Борьба за создание системы коллективной безопасности в условиях нарастания опасности фашистской агрессии в 1930-х гг. Поворот во внешней политике СССР в 1938-1939гг. Советско-германский договор о ненападении 1939г., его современные оценки.

Культурная жизнь страны в 1920-1930-х гг.

Тема Х. СССР в годы Второй мировой войны.

Послевоенное развитие страны (1939-1953 гг.)

СССР в начальный период Второй мировой войны (1939 – июнь 1941 гг.) Экономическое развитие страны в начале третьей пятилетки. Курс на укрепление обороноспособности страны. Идейно-политическая и психологическая подготовка населения страны к войне. Состояние вооруженных сил. Планы советского политического и военного руководства в отношении войны. Советско-германские отношения после начала Второй мировой войны. Расширение границ Советского Союза в 1939-1940 гг. Советско-финская война. Реакция стран Запада на внешнюю политику Советского Союза. Последствия курса на сближение с Германией.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Причины, начало и основные этапы Великой Отечественной войны. Политический план «Ост» и военные планы немецкого командования. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Принятие организационных и экономических мер по мобилизации населения и ресурсов страны на ведение войны. Укрепление административно-командной системы в военный период. Морально-психологическое состояние советского общества в годы войны. Массовый героизм на фронте и в тылу. Борьба советских людей на оккупированных территориях. Коллаборационизм, его истоки и размах. Националистические формирования. Власов и власовцы. Попытка создания единого антибольшевистского фронта. Складывание антигитлеровской коалиции и проблема помощи союзников СССР. Характер антигитлеровского союза. Проблема второго фронта в Европе. Решения вопросов о сферах влияния и будущем послевоенной Европы и Азии (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции). Проблема репараций. Итоги, цена победы и уроки Второй Мировой войны.

СССР в послевоенный период (1945-1953гг.). Восстановление хозяйства страны после войны. Цели экономической и социальной политики. Характер и содержание послевоенной аграрной политики. Отмена карточной системы. Потребительский рынок и уровень жизни отдельных социальных групп. Общественно-политическая жизнь страны. Усиление командно-административной системы руководства обществом. «Апогей» сталинизма. Причины, направленность и размах репрессий после войны. Компания по борьбе с космополитизмом и «низкопоклонством». «Ждановщина» и «лысенковщина».

Международное положение СССР после войны и начало глобального военно-политического противоречия СССР и США. Внешнеполитическая доктрина И.В. Сталина и ее реализация в 1945-1953 гг. И.Сталин и У. Черчиль о причинах «холодной войны». Доктрина Трумэна и план Маршала Коммунистическое движение. Коминформ. Советско-югославский конфликт.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВ ЛЕНИЯ

План лекции:

1. Особенности становления органов управления советской власти.

2. Система органов управления советским государством.

3. Судьба коалиционного правительства и Учредительного собрания.

4. Первая советская Конституция 1918 г.

5. Эволюция органов государственного управления в годы «военного коммунизма».

6. Роль чрезвычайных органов управления в структуре советской власти.

Приход большевиков к власти в октябре 1917 г. положил начало формированию новой, советской системы государственной власти и управле­ния.

Сложность и противоречивость процесса формирования советской государственности позволяют говорить как о принципиально новом характере политической системы, формировавшейся в первое после- октябрьское десятилетие, так и о преемственности власти большеви­ков в отношении традиций дооктябрьской России. С одной стороны, господствовала доктринальная установка на революционное преобра­зование политических и обшественных отношений, с другой - ока­завшись у власти и объявив своей целью разрушение старого строя, большевики в своей политической практике воспроизвели на основе жесткой централизации, приоритета политики над экономикой мно­гие из методов управления государством, которые использовала до своего падения самодержавно-абсолютистская власть в дореволюци­онной России.

Основную причину такой несогласованности идеальных намерений и практических действий правящей партии следует искать в изначаль­ном расхождении теоретической модели и реальной практики построе­ния Советского государства.

Советская модель государственного уст­ройства рассматривалась большевистскими лидерами как антипод буржуазному парламентаризму, основанному на принципе разделения властей, который был объявлен В.И. Лениным и его партией буржуаз­ным пережитком.

В возникших в ходе Февральской революции Советах большевики увидели не только реальный механизм, обеспечивавший взятие власти («Вся власть Советам!»), но и возможность построения новой модели советской демократии, главное преимущество которой ими виделось в прямом, неопосредованном участии народа в осуществ­лении государственной власти через создаваемые им самим неформаль­ные выборные представительные учреждения.

Од­нако практика оказалась сложнее теоретических установок и деклара­ций. С самого начала большевики, претендовавшие на политическое господство, видели в Советах своих конкурентов и поэтому стремились превратить их в подконтрольные партии органы государственной влас­ти.

Советы, от имени которых действовали большевики, обеспечили ле­гитимацию пришедшей к власти большевистской партии. II Всероссий­ский съезд Советов (25 октября 1917 г.), на котором большевики имели решающий перевес (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика), из­брал новый исполнительный орган съезда - Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и сформировал первое советское пра­вительство - Совет народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным. В первый состав ВЦИК, председателем которого сначала был избран Л.Б. Каменев (с 8 ноября заменен Я.М. Свердловым), вошли 62 больше­вика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украин­ских социалиста и 1 эсер-максималист (по аналогии с Парижской ком­муной ВЦИК состоял из 101 члена).



В отличие от многопартийного ВЦИК, правительство (СНК) было сформировано из одних большевиков, что создавало проблему для правящей партии. В состав первого советского правительства вошли: В.И. Ленин (председатель СНК), А.И. Рыков (нарком внутренних дел), В.П. Милютин (нарком земледелия), А.Г. Шляпников (нарком труда), В.П. Ногин (нарком по делам торговли и промышленности), А.В. Луначарский (нарком просвещения), И.И. Скворцов-Степанов (нарком финансов), Л.Д. Троцкий (нарком иностранных дел), г.и. Оппоков (нарком юстиции), И.А Теодорович (нарком по делам продовольствия), Н.Л. Авилов (нарком почт и телеграфов), И.В. Ста­лин (нарком по делам национальностей). Наркомат по военным и морским делам возглавлял комитет в составе В.А Антонова-Овсеен­ко, Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко.

После провала переговоров с меньшевиками Ленин сделал ставку на союз с левыми эсерами. 14 ноября 1917 г. было подписано соглашение о коалиции, включающее поддержку большевиками левых эсеров на II Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, который проходил в Петрограде 13-27 ноября. На этом съезде левые эсеры име­ли 350 мандатов (44%), большевики - 91 мандат (12%), правые эсеры­ 305 мандатов (38,6%). Как видно из приведенных данных, коалиция большевиков и левых эсеров ореспечивала левосоциалистическим си­лам абсолютное большинство на съезде. Помимо соглашения о коали­ции обе стороны пошли на слияние ЦИК Советов крестьянских депута­тов с ВЦИК 2-го созыва, которое произошло 15 ноября 1917 г. Однако теперь состав объединенного ВЦИК, был сформирован на паритетной основе - по 108 представителей от ВЦИК Советов рабочих и солдат­ских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депутатов, 100 депутатов от армии и флота, 35 - от профессиональных союзов, 10 - от Викжеля (Всероссийского исполкома железнодорожных профсоюзов), 5 - от Союза почтово-телеграфных служащих.

1О декабря 1917 г. было создано коалиционное советское правитель­ство. В состав обновленного СНК кроме представителей большевист­ской партии вошли 7 членов партии левых эсеров, занявших посты наркомов в наркоматах земледелия (АЛ. Колегаев), местного само­управления (В.Е. Трутовский), почт и телеграфов (ПЛ. Прошьян), имуществ (В.А Карелин), юстиции (И.З. Штейнберг). Двое (В.А Агла­сов и АИ. Бриллиантов) стали наркомами без портфеля с решающим голосом: один из них стал членом коллегии наркомата внутренних дел, другой - наркомата финансов.

Однако союз с левыми эсерами оказал­ся недолговечным. Не признав решение IV съезда Советов (март 1918 г.) о ратификации Брестского мира с Германией, левые эсеры вышли из правительства. 6 июля того же года они подняли против большевиков мятеж, который был подавлен при активном участии делегатов рабо­тавшего 4-1О июля V Всероссийского съезда Советов.

На V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская конституция, которая юридически закрепила новую систему государст­венной власти и управления, сложившуюся в России к середине 1918 г. Согласно Конституции 1918 г. Российская Совет­ская Федеративная Социалистическая Республика учреждалась «на основе свободного союза свободных наций как федерация советских на­циональных республик». Конституция не признавала равенства прав граждан, так как ее составители считали, что это невозможно в классо­вом обществе. В связи с этим по Конституции 1918 г. предста­вители рабочего класса имели преимущество в избирательных правах перед крестьянами (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам кресть­ян), не говоря уже о «нетрудовых элементах» (представителей буржуа­зии, зажиточных крестьян, использовавших наемный труд, священни­ков), которые вообще были лишены избирательных прав. Конституция 1918 г. не предусматривала в советской политической системе разделения власти на законодательные и исполнительные ор­ганы

Хотя формально высшая власть в республике принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который избирался из представителей городских Советов (из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (l депутат на 125 тыс. жителей), в действительности его влияние было номинальным, по­скольку большинство вопросов решалось Всероссийским централь­ным исполнительным комитетом (ВЦИК) и его аппаратом. ВЦИК из­бирался съездом Советов в составе не более 200 членов и осуществлял всю власть в перерывах между съездами. Конституция наделяла ВЦИК практически теми же полномочиями, что и съезд Советов.

ВЦИК на­значал правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК), основной функцией которого являлось «общее управление де­лами Российской Советской Федеративной Социалистической Рес­ публики». Ни председатель ВЦИК, ни председатель Совнаркома ни­когда не отчитывались перед съездом Советов.

Наделение бюрократического по своей природе Совнаркома и других советских органов одновременно исполнитель­ной и законодательной властью таило в себе большую опасность: за­кон неизбежно становился орудием произвола, служил не целям об­щества, а изменчивым, часто случайным целям управления, меняясь в зависимости от воли и даже капризов управляющего. Централизация и бюрократизация государственного аппарата пу­тем постепенного усиления органов исполнительной власти за счет выборных представительных были характерны не только для высшего управления в Советской республике. Та же тенденция наблюдалась в системе местных Советов: реальная власть здесь также находилась не у самих Советов, а в руках их исполкомов. Эта тенденция стала опре­деляющей в условиях противоборства различных политических сил и начавшейся летом 1918 г. Гражданской войны в России.

Что касается органов земского и городского самоуправления, возникших и успешно развивавшихся в дореволюционный период, то они просуществовали после Октябрьской революции недолго. С выхо­дом из правительства левых эсеров (март 1918 г.) был упразднен Нарко­мат местного самоуправления, учрежденный в декабре 1917 г. при созда­нии коалиции большевиков с левыми эсерами для руководства реформой местного самоуправления, начатой еще Временным прави­тельством до взятия большевиками власти. Специальным декретом Совнаркома (август 1918 г.) самоуправление было ликвидировано и в го­родах, и в волостях.

Однако главная особенность развития советской государственности, отделявшая ее от предшествующего исторического развития России, за­ключалась не в этом. Впервые в истории власть переходила к политичес­кой партии, деятельность которой не регулировалась никакими юридичес­кими нормами, никем и ничем не контролировалась. В руках большевистской партии постепенно сосредоточились все нити реального управления обществом. Именно партия осуществляла все назначения на ключевые административные посты в государстве. Все основные государственные решения принимались сначала на съез­дах партии, а затем уже обсуждались и одобрялись съездами Советов.

Уже на VIII съезде РКП(б) (март 1919 г.) в новой Программе партии был не­двусмысленно поставлен вопрос о доминирующей роли Коммунистической партии в Советском государстве. Для контроля над государственным аппаратом в ЦК партии, республиканских и губернских комитетах в 1919-м - на­чале 1920 г. были созданы учетно-распределительные отделы (Учрас­предотделы), ведавшие подбором кадров на все ответственные госу­дарственные и партийные посты.

Важным рубежом на пути установления диктатуры большевист­ской партии стал разгон большевиками Учредительного собрания. Оно открыло свои заседания 5 января 1918 г. По числу избранных де­путатов большевики значительно уступали партии социалистов-рево­люционеров (эсерам), что формально и по существу означало вотум недоверия правящей партии. Из 715 депутатских мест большевики получили только 24,7%, эсеры, выступавшие еще общим списком с правыми, центристами и левыми, - 57,9%, кадеты - 2,4%, меньше­вики - 2,2%.

Накануне открытия Учредительного собрания Лениным была на­писана «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой от имени Учредительного собрания Россия объявлялась Рес­публикой Советов де-юре и де-факто. Еще раньше, 28 ноября 1917 г., Ленин подписал декрет о запрете конституционно-демократической партии и аресте ее лидеров. В нарушение депутатской неприкосно­венности были арестованы и некоторые лидеры правых эсеров. Это решило судьбу Учредительного собрания. Оно было распущено на следующий день после своего открытия, когда 237 голосами против 138 отвергло проект большевистско-левоэсеровской резолюции о признании советской власти.

В марте 1918 г. был объявлен «крестовый поход» пролетарских продотрядов в деревню, в ходе кото­рого была осуществлена частичная экспроприация зажиточных некоммунистическиориентированных крестьян (раскулачивание), которым противопоставлялись беднейшие слои крестьянства (сель­ский пролетариат). Следующим этапом «завоевания» деревни стало создание декретом от 11 июня 1918 г. комитетов бедноты, представ­лявших собой органы чрезвычайной власти, большевистской диктату­ры на селе, которые учреждались параллельно Советам крестьянских депутатов. Начавшееся вскоре после этого изгнание из Советов всех уровней депутатов-социалистов (декрет ВЦИК от 14 июня 1918 г.) и окончательный разрыв с левыми эсерами после организованного ими 6 июля вооруженного антиправительственного мятежа означали пора­жение советской модели демократии и установление фактической дик­татуры большевистской партии.

Летом 1918 г. в результате целого ряда условий и факторов, непримири­мого противостояния различных политических сил, вызванного одно­направленной классовой политикой правящей большевистской партии, российское общество оказалось втянутым в кровопролитную Граждан­скую войну, продолжавшуюся до конца 1920 г.

Основным содержанием политики «военного коммунизма» стала замена механизма рыночных отношений командно-административными методами управления обществом. С целью обеспечения победы над бе­лыми армиями страна превращалась в единый военный лагерь. Для централизации всех ресурсов была осуществлена национализация важнейших отраслей крупной и средней промышленности. К началу октя­бря 1919 r. было национализировано 2500 предприятий. Была введена всеобщая трудовая повинность. В условиях крайнего дефицита промышленных товаров и растущей инфляции запрещалась частная торговля, вводилась оплата труда рабочих «натурой» (продуктовые пайки, талоны на питание в столовой и т.д.), отменялась плата за жилье, транспорт, коммунальные и прочие услуги.

Важной составляющей политики «во­енного коммунизма» являлась продразверстка, принуждавшая кресть­ян по устанавливаемым сверху планам (разверстки по губерниям) сда­вать государству излишки своей продукции для обеспечения армии и населения городов по твердым ценам, также устанавливаемым государ­ством. Все это вело к постепенному свертыванию товарно-денежных отношений и замене их прямым продуктообменом.

Формирование в рамках военно-коммунистической модели управле­ния жестко централизованной социально-экономической системы во многом являлось следствием реализации большевистской доктрины обобществления собственности и управления государством как «еди­ной фабрикой». Сами большевики не отрицали, что проводимая ими в годы войны экономическая политика кроме прочего предполагала возможность введения социализма в России сверху.

Переход к политике «военного коммунизма» сопровождался круп­номасштабными перестройками системы центральных и местных органов управления. Их особенностью являлась максимальная концентра­ция власти в центре при одновременном усилении оперативности. Де­кретом СНК от 28 июня 1918 г. функции управления национализиро­ванными предприятиями передавались Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ). Руководство хозяйственной жизнью регио­нов возлагалось на создаваемые при Советах местные совнархозы (советы народного хозяйства), находившиеся в двойном подчинении ­ВСНХ и исполкомам соответствующих Советов. В чрезвычайных условиях Гражданской войны ВСНХ превратился в мощное бюрократическое учреждение. Создаваемые при ВСНХ главные комитеты (главки, или центры) сосредоточивали в своих ру­ках управление теми или иными отраслями промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, равно как и распределением изготовленной продукции. В целом система главкизма означала прекращение экономических, товарно-денежных отношений и пере­ход к исключительно административным методам управления: пред­приятия бесплатно получали от государства все необходимое для про­изводства и так же бесплатно отдавали про изведенную продукцию.

Другой особенностью перестройки государственного управления в годы Гражданской войны являлось усиление возникших в ходе рево­люции чрезвычайных органов власти и управления, отличительная чер­та которых заключалась в объединении в одном органе военной, политической и хозяйственной деятельности. Одним из таких органов был учрежденный постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. Рево­люционный военный совет Республики (Реввоенсовет, РВСР). Реввоен­совет был создан как объединенный орган военного руководства, обеспечивавший формирование Красной армии и флота, руководив­ший их боевыми действиями (председателем РВСР был назначен Л.Д. Троцкий). В годы войны усилилась роль Наркомата внутренних дел (НКВД), в ведении которого находились практически все отрасли деятельности местных Советов. Особое место в системе чрезвычайных органов управления зани­мал созданный в ноябре 1918 г. под председательством Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны, являвшийся в условиях войны вер­ховным органом управления Республикой, координирующим работу как военных, так и гражданских ведомств, всех отраслей народного хозяйства.

Не меньшее значение в упрочении советской власти и налаживании системы управления в годы войны придавалось Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрре­волюцией и саботажем (ВЧК), созданной при Совнаркоме 15 декабря 1917 г. По рекомендации ВЧК в губерниях и уездах создавались местные чрезвычайные комис­сии по борьбе с контрреволюцией. Чрезвычайные органы действовали также на уровне местного управления. Самыми массовыми из них являлись революционные ко­митеты (ревкомы), создаваемые партийными, советскими и военными властями для более оперативного обеспечения нужд армии, восстанов­ления разрушенного хозяйства и системы управления в освобожденных районах. В сельской местности роль чрезвычайных органов управления вы­полняли комитеты бедноты (комбеды).

Контрольные вопросы:

1. Перечислите теоретические основы Советской власти?

2. Какую роль сыграли Советы в установлении Советской власти?

3. Назовите первые органы государственного управления Советской России.

4. Кто и в результате каких событий возглавил в октябре 1917 г. российское государство?

5. Расскажите о судьбе коалиционного правительства после установления Советской власти в стране?

6. Какова роль в истории нашей страны сыграло Учредительного собрания?

7. Дайте характеристику деятельности ВСНХ.

8. Что из себя представляла политика «военного коммунизма», проводимая большевиками в годы гражданской войны?

9. Назовите чрезвычайные органы управления, возникшие в годы гражданской войны, и охарактеризуйте их деятельность.

10. Как в первые годы советской власти соотносилась деятельность Советов и комбедов?

Литература:

1. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008.

2. История государственного управления в России: Учебник / Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М., 2009.

3. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

4. Короткевич, В.И. История современной России. 1991-2003 [Текст]: учеб. пособие / В.И. Короткович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 296 с.

5. Сергеев С.А., Цейтлин Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие. М., 2003.

6. Хрестоматия по истории России [Текст]: учеб. пособие / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. – М.: Проспект, 2004. – 588 с.

Электронные ресурсы:

1. Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/

3. История (документы, материалы) [Электронный ресурс] – http://elibrus.1gb.ru/ist.shtml

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. История [Электронный ресурс] – http://www.catalog.vlgmuk.ru/?2.15.0.0.3.0.1

5. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: Исторические документы [Электронный ресурс] – http://historydoc.edu.ru/

6. Российский электронный журнал «Мир истории» [Электронный ресурс] – http://www.historia.ru/