Полезные ископаемые и их свойства таблица 3. Несколько интересных сочинений. Сообщение про Полезные ископаемые России

В недрах Земли хранятся природные богатства - полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.

Горючие ископаемые

Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.

Рис. 1. Добыча нефти

Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.

Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.

Рудные ископаемые

Рудные или металлические ископаемые - одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:

  • черные - это железо и все его сплавы - применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
  • цветные - алюминий, медь, никель и многие другие - активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
  • благородные - серебро, золото, платина, палладий - обладают уникальным свойством - они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;

Рис. 2. Золото - благородный металл

  • радиоактивные - уран, плутоний, радий и другие - способны без посторонней помощи излучать радиацию.

Нерудные ископаемые

Нерудные или неметаллические ископаемых - это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.

Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:

  • горнорудное сырье - асбест, известняк, слюда - горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
  • химическое сырье - апатит, сера, калийные соли - используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
  • строительные материалы - мрамор, гипс - используются в самых различных областях;
  • самоцветные камни - изумруды, рубины, топазы - обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.

Рис. 3. Алмаз - самый твердый минерал на Земле

Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.

  • 2.3. Усиление антропогенных воздействий и их последствия в странах с различным типом общественно-экономических систем
  • Тема 3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
  • 2.1. Природные условия и ресурсы. Классификация. Их экономическая сущность
  • 3.2. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
  • 3.3. Полезные ископаемые
  • 3.3.1. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых
  • 3.3.2. Полезные ископаемые Республики Беларусь
  • Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  • 4.1. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2. Теоретические основы и методы экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2.1. Затратная и рентная коцепции экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2.2. Учет временного фактора в экономической оценке природных ресурсов
  • 4.2.3. Другие подходы к экономической оценке природных ресурсов
  • Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • 5.1 Законы и принципы экологии
  • 5.2. Основное уравнение материального баланса
  • 5.3. Критерии устойчивого развития. Слабая и сильная устойчивость. Основные индикаторы устойчивого развития
  • 6.1. основные методы экономической оценки природоохранных мероприятий и окружающей среды
  • 6.2. Методы оценки ущерба от загрязнения окружающей среды
  • 6.3. Показатели эффективности природоохранных мероприятий
  • 6.4. Учет факторов времени, риска и неопределенности
  • 6.4.1. Учет фактора времени при обосновании природоохранных решений
  • 6.4.2. Анализ риска и неопределенности
  • 6.5. Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий
  • 7.1. Экономические функции окружающей среды и альтернативные варианты ее использования
  • 7.2. Два вида экологических издержек производства. Природоохранные издержки
  • 7.3. Экономический ущерб от загрязнения и деградации окружающей среды
  • 7.4. Модель оптимального пользования окружающей средой
  • 7.5. Поверхность трансформации и эффективное распределение ресурсов между экономическими и экологическими целями
  • Тема 8. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 8.1. Понятие, причины и классификация внешних эффектов
  • 8.3. Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза
  • Тема 9. КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
  • 9.1. чистые частные и чистые общественные блага
  • 9.2. спрос на общественное благо. проблема «безбилетника»
  • 9.3. Определение эффективного качества окружающей среды
  • 9.3.2. Анализ «издержки-выигрыш»
  • 9.3.3. Экономическая оценка качества окружающей среды
  • 9.3.4. Решение Линдаля (сочетание государственных и частных решений)
  • 9.3.5. Механизмы общественного выбора. Теорема невозможности Эрроу
  • Тема 10. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 10.1. Экологический и природноресурсный факторы в системе макроэкономических показателей
  • 10.2. Интегрированная система национальных счетов (СНС)
  • 10.3. Отраслевая структура загрязнения окружающей среды. Основные показатели природоемкости и экологичности производства
  • Тема 11. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  • 11.1. Цели и принципы современной экологической политики
  • 11.2. критерии выбора инструментов экологической политики. Моральное осуждение.
  • 11.3 Состав административно-контрольных инструментов прямого эколого-экономического регулирования
  • 11.4. Инструменты косвенного эколого-экономического регулирования
  • Тема 12. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • 12.1. Контроль состояния окружающей среды. Экологический мониторинг. Основные показатели степени загрязнения окружающей среды
  • 12.2. Управление твердыми бытовыми отходами
  • 12.4. регулирование эмиссий, вызванных промышленными авариями и стихийными бедствиями
  • 12.5. регулирование содержания загрязняющих веществ в потребительских товарах
  • 12.6. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь
  • Тема 13. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕСТЕ
  • 13.1. Экологические системы в пространственном измерении
  • 13.2. вклад окружающей среды в международную конкурентоспособность страны. взаимосвязь экологической и торговой политики
  • 13.3. трансграничное загрязнение окружающей среды и основные инструменты его регулирования
  • 13.4. Глобальные экологические проблемы и основные инструменты их решения
  • Тема 14. Природопользование и охрана природы в Республике Беларусь
  • 14.1 Организационные структуры управления природопользованием Республики Беларусь
  • 14.2 Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь
  • 14.3 Формирование системы платного природопользования в Беларуси и ее эффективность
  • Рисунок 14.2 – Система платного природопользования в Республике Беларусь
  • 14.3.1 Экологический налог (глава 19 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:
  • Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:
  • Таблица 14.1 – Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, (рублей)
  • 14.3.2 Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (глава 20 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • 14.3.3 Земельный налог (глава 18 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • Объекты налогообложения являются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:
  • 14.3.4.Утилизационный сбор в отношении транспортных средств.
  • Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 N 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств".
  • Объект налогообложения является транспортное средство:
  • Основные нормативные правовые акты, регулирующие уплату являются:
  • 14.3.5. Сбор с заготовителей
  • Налоговая база - стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен. Устанавливается решениями областных и Минского городского Советов депутатов в размере, не превышающем 5%.
  • Основным нормативным правовым актом, регулирующий уплату является Налоговый Кодекс, глава 33.
  • 14.3 Основные недостатки действующей системы платного природопользования
  • ЛИТЕРАТУРА
  • R p=

    [ (Z− C) a− Kприв . ] p

    где B – извлекаемые запасы в пересчете на конечную продукцию;

    T – срок отработки запасов;

    Z – замыкающие затраты для данного района (или по стране в целом) на конечную продукцию, (в определенных условиях функции замыкающих затрат могут выполнять мировые цены);

    C – расчетные текущие эксплуатационные затраты на единицу конечной продукции;

    α – коэффициент учета фактора времени, включая расчетный срок эксплуатации оцениваемого месторождения (рассчитывается по особой формуле);

    Кприв – предстоящие капитальные вложения, связанные с разведкой, разработкой, переработкой единицы годовой конечной продукции с учетом фактора времени (то есть приведенные к году оценки).

    Вопросы экономической оценке природных ресурсов будут более подробно рассмотрены позднее.

    Природно-ресурсный потенциал – важнейшая часть национального богатства страны. По оценке ученых института географии АН СССР, проведенной в 70-е годы, доля Беларуси в совокупном природно-ресурсном потенциале

    СССР составляла 1,2%, что значительно превышало ее удельный вес в общей площади страны – 0,9%. Такое превышение обусловлено лучшей обеспеченностью земельными ресурсами (выше среднемировых), более благоприятными климатическими условиями, достаточными водными и лесными ресурсами. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических.

    Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изменяется в процессе природопользования, что обусловлено, с одной стороны, истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпаемости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширять сырьевую и топливноэнергетическую базу страны.

    3.3. Полезные ископаемые

    3.3.1. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых

    Все ископаемые вещества (твердые, жидкие и газообразные) и геотермальная энергия сосредоточены в верхних слоях земной коры. Числовая оценка среднего содержания химических элементов в недрах Земли, различных типах горных пород производится с использованием кларка данного вещества (выражается в процентах, в г/т и др.).

    Кларки элементов – система усреднённых содержаний, характеризующих распространённость химических элементов в крупной геохимической си-

    стеме (в земной коре, литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере, на Земле в целом или в космосе). Выражается в массовых, объёмных, атомных процентах (%), промилле (‰), миллионных частях (г/т) или по отношению к содержанию одного из элементов, наиболее распространённого, например кремния.

    Более 99% массы земной коры составляют кларки следующих элементов: кислород – 47%; кремний – 29,6; алюминий – 8,05; железо – 4,65; кальций – 2,96; натрий – 2,50; калий – 2,5; магний – 1,87%. Знание кларков важно при поисках и промышленной оценке месторождений полезных ископаемых.

    Полезным ископаемым (минеральное сырье) принято называть природное минеральное образование земной коры неорганического и органического происхождения, которое может быть использовано в народном хозяйстве.

    Залежи горных пород, которые обогащены одним или несколькими минералами (независимо от их практической ценности), получили название просто

    минеральных (геологических) месторождений. Те из них, которые представ-

    ляют естественные скопления полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования, называются месторождениями полезных ископаемых . Мине-

    ральные скопления с небольшими запасами или бедными рудами (что делает разработку экономически нецелесообразной) принято рассматривать как рудопроявления. В случае усовершенствования техники добычи и извлечения полезных компонентов рудопроявления могут перейти в разряд промышленных месторождений.

    Полезные ископаемые в зависимости от области хозяйственного применения подразделяются на следующие группы:

    топливно-энергетические (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды);

    рудные, являющиеся сырьевой основой черной и цветной металлургии (железная и марганцевая руды, хромиты, бокситы, медные, никелевые, вольфрамовые, молибденовые, оловянные, руды благородных металлов и др.);

    горно-химическое сырье (фосфориты, апатиты, поваренная, калийные

    и магнезиальные соли, сера и ее соединения, барит, борные соли, бром и йодсодержащие растворы);

    природные (минеральные) строительные материалы и нерудные по-

    лезные ископаемые, а также поделочные, технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, яшма, агат, горный хрусталь, гранат, корунд, алмаз, и др.);

    гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды). Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами по-

    лезных ископаемых, выявленных и разведанных. Величина разведанных запасов изменяется в зависимости от размеров добычи полезных ископаемых, сте-

    пени разведанности (прироста разведанных запасов), а также от развития геологических знаний о строении земной коры.

    Данные геологической разведки позволяют вычислять объем полезных ископаемых, а при умножении объема на плотность определять запасы полезных ископаемых в весовом исчислении. При подсчете запасов жидких и газообразных полезных ископаемых помимо объемного метода применяется способ расчета по притокам в скважинах. Для некоторых месторождений полезных ископаемых подсчитывается количество содержащихся в них запасов ценных компонентов, например, запасы металлов в рудах. Запасы полезных ископаемых в недрах земли измеряются в кубических метрах (строительные материалы, горючие газы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руда), в килограммах (благородные металлы), в каратах (алмазы).

    По степени достоверности определения запасов они разделяются на категории. В странах СНГ, как и в бывшем СССР, действует классификация с разделением на четыре категории:А, В, С1 и С2 .

    Запасы категории А являются наиболее разведанными с точно определенными границами залегания и вполне подготовленными для добычи. К категорииВ относятся предварительно разведанные запасы полезных ископаемых с примерно определенными границами залегания. В категориюС1 включают разведанные в общих чертах месторождения с запасами, подсчитанными с помощью экстраполяции геологических данных. К категорииС2 относятся перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений. Как правило, данные о запасах полезных ископаемых категорий А и В используются при разработке текущих планов и прогнозов развития народного хозяйства. Остальные категории запасов (С1 иС2 ) учитываются при обосновании долгосрочных прогнозов, планировании геологоразведочных работ.

    Запасы полезных ископаемых подразделяют также по их пригодности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым – запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категорияпрогнозных – геологических запасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных.

    Важнейший принцип экономической оценки полезных ископаемых – соблюдение народнохозяйственных интересов при выборе оптимального варианта использования ресурсов. Здесь предполагается, прежде всего, комплексное их освоение, максимальное снижение потерь при добыче и переработке, соблюдение природоохранных мероприятий.

    3.3.2. Полезные ископаемые Республики Беларусь

    Геологические исследования, интенсивно проводимые в послевоенные годы, опровергли ранее существовавшее представление о Беларуси как стране бедной на минерально-сырьевые ресурсы. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды.

    Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы.

    Всего учтено 52 месторождения нефти, из них около 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. В соответствии с количественной оценкой нефтеносности начальные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 338,3 млн. т, остаточные запасы промышленных категорий А+В+С1 – в 67,6 млн. т и 8,4 млрд. м3 попутного газа. Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи (около 2,0 млн. т) составляет примерно 35 лет. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают (в 2010 г. до 15,0 млн. т) и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10–15%.

    Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси. Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3,0 млрд т, то для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн т. Остальные запасы находятся в пределах природоохранных зон или входят в состав земельного фонда. Годовая добыча топливного торфа составляет около 4–5 млн т и примерно столько же добывается торфа для нужд сельского хозяйства, что обеспечивает потребности примерно на 20–25 лет.

    Бурые угли выявлены на территории Белорусского Полесья, прогнозные запасы составляют 1350,8 млн т. Наиболее изучены три месторождения – Житковичское, Бриневское и Тонежское с общими запасами 150,0 млн т. Разработан проект строительства Житковичского разреза мощностью в 2 млн т угля в год. В перспективе бурые угли могут быть реальным источником энергетического и местного бытового топлива, а также применяться в качестве сырья для отдельных химических производств.

    Залежи горючих сланцев на юге Беларуси образуют крупный сланцевый бассейн площадью более 20 тыс. км2. Прогнозные запасы (до глубины 600 м) оцениваются в 11 млрд т, предварительно изучены Любанское и Туровское месторождения. Горючие сланцы рассматриваются в качестве потенциальной сы-

    рьевой базы для развития энергетики, химической промышленности и производства строительных материалов.

    Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеюткалийные соли , промышленные запасы которых по двум разведанным месторождениям (Старобинскому и Петриковскому) составляют 6,9 млрд т, а прогнозные – свыше 80 млрд т. Разрабатывается Старобинское месторождение, на базе которого работают четыре рудоуправления ПО «Беларускалий». Перспективы Петриковского месторождения связаны с внедрением высокорентабельной технологии получения калийного концентрата из солей с повышенным содержанием хлористого магния.

    Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Только на трех разведанных месторождениях (Мозырском, Давыдовском и Старобинском) они превышают 22 млрд т. Эксплуатируется Мозырское месторождение, на базе которого работает солевыварочный комбинат с объемами годовой добычи около 400 тыс. т соли, расширяются поставки пищевой соли на экспорт. Каменная соль может быть также использована в качестве сырья для производства кальцинированной соды.

    На территории Беларуси выделены два фосфоритоносных бассейна : Сожский – на востоке и Припятский – на юге. Сожский бассейн включает два предварительно разведанных месторождения: Мстиславльское и Лобковичское (прогнозные запасы оцениваются в 30 млн. т), а также ряд перспективных площадей. В пределах Припятского фосфоритоносного бассейна выявлен Брестский фосфоритоносный район (прогнозные запасы фосфорного ангидрида – 52,9 млн т). Необходим поиск месторождений фосфоритов с более благоприятными условиями залегания и более высоким качеством руды.

    Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов . Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по категории А+В+С1 – 340 млн. т и прогнозными – 1,5 млрд. т, их использование во многом будет определяться решением топливноэнергетической проблемы в стране. Болотные железные руды встречаются почти повсеместно, известно более 300 месторождений, до 60-х гг. XIX ст. на них работали местные металлургические предприятия. В настоящее время болотные железные руды служат сырьем для производства минеральных красок. В осадочных породах Припятского прогиба обнаружены залежи давсанитовых руд (Заозерное месторождение), перспективные в качестве сырья для производства глинозема и кальцинированной соды. В породах кристаллического фундамента Беларуси обнаружено месторождение редкоземельно-бериллиевых руд.

    Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производствастроительных материалов. Наиболее значительные запасы цементно-

    го сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича.

    Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано 58 источников минеральных вод с общими запасами 14320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50 источников. Минеральные воды используются для целей санаторно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть в качестве минеральных лечебных и столовых вод.

    Богата Беларусь минеральными рассолами, запасы которого в пределах Припятского прогиба оцениваются в 1830 км3, они содержат 680109 т минерального вещества. Высокоминерализованные рассолы (порода получила название «беларусит») могут служить сырьевой базой для получения йода, брома, калия, магния и многих других элементов. Разработан проект «Промышленные рассолы Припятского прогиба», реализация которого позволит ежегодно получать около 160 т брома и 1,2 т йода. Перспективны также поиски на территории Беларуси новых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.

    1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

    Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

    2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

    Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

    Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

    Ход работы (по заданиям учебника).

    1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название.
    2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
    3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

    Заполните таблицу.

    Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

    Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

    3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

    4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

    5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

    6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

    Путь обозначен на рисунке тонкой синей линией.

    7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,

    известняк, нефть, песок

    8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.

    1. Название полезного ископаемого
    2. Где добывается
    3 Свойства полезного ископаемого
    4. Использование его в хозяйственной деятельности

    Алюминиевая руда - боксит

    Всем известный металл алюминий в чистом виде в природе не встречается. Добывают его из алюминиевых руд - полезных ископаемых, содержащих в себе различные соединения этого вещества. Наиболее известная и широко добываемая алюминиевая руда называется боксит.

    В нашей стране бокситы добываются на Урале, в Сибири, в Прибайкалье и на Кольском полуострове. Также имеются месторождения бокситов в Венгрии, в Центральной и Южной Африке, на Украине, в Казахстане, во Франции и в Индии.

    После специальной обработки из боксита выделяется чистый алюминий. Это очень легкий по весу металл серебристо-белого цвета. Он легко поддаётся ковке, прекрасно проводит тепло и электричество, и, в отличие от большинства металлов, практически не подаётся коррозии.

    Благодаря своим свойствам алюминий очень широко применяется в промышленности. Из него делают посуду (кастрюли, сковороды, подносы, ложки и вилки), алюминиевую фольгу для выпекания и упаковки, провода, трубы, его используют при производстве микросхем, из алюминия делают краску, а также рамы для самокатов и велосипедов, фюзеляжи самолетов и многое другое .

    Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

    Полезные ископаемые

    Полезные ископаемые - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
    В мире существует много полезных ископаемых. Рассмотри свойства некоторых из них.

    Свойства полезных ископаемых

    Название

    Состояние Цвет

    Основное свойство

    Где используют

    Нефть

    Жидкое; легкая; маслянистая

    коричневый

    горючесть

    топливо

    Каменный уголь

    Твердое; тяжелый

    черный

    горючесть

    топливо

    Гранит

    Очень твердое
    тяжелый

    красный, серый, белый

    прочность

    строительство

    Природный газ - это смесь нескольких газов, образовавшаяся в глубинах земли из-за разложения осадочных органических пород Чистый природный газ не имеет цвета и запаха.

    Нефть - горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

    Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют промышленную добычу металлического железа. Используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

    Гранит (итал. granito, - зерно) -Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

    Торф - горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот.

    Каменный уголь. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь - осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

    Известняк - осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

    Глина - представляет собой смесь минеральных материалов, являющихся продуктами распада различных горных пород. Это камень, потертый временем и внешним влиянием до состояния порошка. Последняя стадия эволюции камня. Глина является основой гончарного, кирпичного производства. Глина есть повсюду.

    Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

    Месторождени я – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

    Карьер – это открытый котлован с полезными ископаемыми.

    Шахты – это глубокие колодцы в которых добывают полезные ископаемые..

    Нефть - из неё делают бензин

    Газ - с его помощью готовяд обед

    Глина - из неё делают кирпичи

    Руда - из неё выплавляют сталь

    Песок - с ним играют дети

    Гранит - из него делают памятники.

    Торф - его добывают в болотах

    Уголь - его добывают в шахтах

    Соль - её добавляют в суп

    Известняк - из него делают известь

    Полезные ископаемые являются бесценным кладом нашей Земли. Очень важно их беречь и охранять. Ведь запасы полезных ископаемых на нашей планете не бесконечны. Нужно правильно и бережно их использовать.

    Конспект урока в 3 классе

    Тема урока: Полезные ископаемые

    Цель урока: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых.

    Задачи: 1. Образовательные:

    1.1.Формировать понятие «полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране полезных ископаемых;

    1.2.Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с картой, проводить практическую работу;

    1.3.Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;

    1.4.Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;

    2. Развивающие:

    2.1. Развитие умения анализировать объекты;

    2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

    2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;

    2.4. Расширение кругозора;

    2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

    3. Воспитательная:

    3.1.Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).

    Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть, атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба», картинки, карта, атласы, образцы полезных ископаемых (каменный уголь, известняк, гранит, нефть), таблички с обозначениями полезных ископаемых.

    Литература: учебник Плешков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение.

    Ход урока:

      Организационный момент

    Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

      Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

      Фронтальный опрос.

    Что такое экономика?

    Какие природные богатства использует экономика?

    От чего же зависит успех труда в экономике?

      Самоопределение к деятельности

    Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли.

    Ребята посмотрите на доску. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?

    (написаны слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).

    Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем.

    Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)

    А что такое горные породы? (Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)

    Какие еще горные породы вы знаете? (Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)

    Молодцы!

    Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

    (Изучать горные породы)

    Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)

      Гимнастика для глаз

    Спал цветок

    (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

    И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

    Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

    Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

    Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

      Работа по теме урока

      Беседа. Что такое полезные ископаемые.

    А почему полезные. Как вы думаете? (Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).

    Почему ископаемые? (Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).

      Работа с учебником.

    Ребята открываем страницу 46. И читаем первый абзац.

    Кто же мне может сказать, что такое полезные ископаемые?

    Назовите мне жидкое полезное ископаемое.

    Назовите газообразное полезное ископаемое.

    Для чего добывают полезные ископаемые?

    Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

    Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

    (Геологи).

    Люди, какой профессии занимаются добычей полезных ископаемых?

    (Шахтеры)

      Словарная работа (произнесите хором эти слова и запомните их)

    Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)

    Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)

    А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)

    Перечислите газообразные? (Природный газ)

      Физкультминутка

    По дорожке мы шли,

    Много камешков нашли.

    Вот направо мы пошли,

    Серых камешков нашли,

    Вот мы в горку пошли.

    Пестрых камешков нашли,

    А под горку пошли –

    Белых камешков нашли,

    С собой в школу принесли.

    Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

      Знакомство с некоторыми полезными ископаемыми

    Нефть

    Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

    Природный газ

    Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

    Уголь

    Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

    Известняк

    Я довольно прочный камень белого или серого цвета.

    Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

    Гранит

    Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

    Люди научились изготавливать из каменного угля и нефти искусственные материалы. Это предметы, которыми мы пользуемся: сода, свечи, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства, стиральные порошки, керосин, бензин, смола, кислота, удобрения.

    Все полезные ископаемые делят на три группы:

    1. горючие (каменный уголь, торф, нефть)

    2. рудные (металлические) (медная руда, железная руда)

    3. нерудные (строительные) (известняк, глина, песок

    А кто из вас сможет привести по несколько примеров полезных ископаемых для каждой из группы.

      Работа по учебнику

    Открываем страницу 47. И читаем для чего же добывают полезные ископаемые? (для использования в экономике)

    С. 48 – 49, как добывают полезные ископаемые.

    Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (глину, песок, железную руду, известняк, гранит)

    Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (каменный уголь)

    Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (нефть, газ)

    Какие полезные ископаемые добывают из недр Земли? (железную руду, гранит)

    Как вы думаете почему добыть полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

    Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

      Закрепление изученного материала

    А теперь поиграем в игру. Игра называется «Проверь себя» -Я вам раздам названия полезных ископаемых, вы должны определить к какому состоянию они относятся? (твердое, жидкое, газообразное)

    Торф Твёрдое

    Природный газ

    Песок Жидкое

    Минеральная вода

    Известняк

    Уголь Газообразное

    Дизельное топливо

    Алюминий

      Подведение итогов урока.

    С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.

    И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

    Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.

    Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!

      Домашнее задание