Покушение д каракозова. Каракозов Дмитрий Владимирович: цареубийца или романтик революции? Покушение на цареубийство

Сегодня на вопрос о том, кто такой Каракозов Дмитрий Владимирович, и чем этот человек знаменит, вряд ли ответит простой выпускник школы. А между тем имя этого человека осталось в истории нашей страны. Правда, прославил он себя сомнительным образом.

Рассмотрим кратко жизненный путь этого человека, который умер совсем молодым.

Вехи биографии

Дмитрий Владимирович Каракозов появился на свет в в 1840 году. Его семья принадлежала к бедным дворянам.

Однако юноша обладал всеми привилегиями, на которые мог рассчитывать дворянский отпрыск. Он окончил мужскую гимназию в Пензе, что позволяло бы ему служить в чине чиновника средней руки.

Однако юноша мечтал о продолжении образования. Он поступил в Казанский университет, затем перевелся в Московский университет. Однако из-за нехватки средств ему пришлось оставить учебу.

Деятельная натура его искала неизведанного и неиспробованного, а скромная должность письмоводителем при мировом судье не могла удовлетворить честолюбивых замыслов.

И тогда Каракозов Дмитрий Владимирович увлекается революционными идеями, которые буквально пронизывали определенную часть молодежи того времени.

Революционная деятельность

В 1865 году в возрасте 25 лет молодой человек вступает в подпольную организацию, целью которой было создать условия для свержения самодержавия в России и последующей социальной революции.

Руководителем этой организации становится кузен Дмитрия Н. А. Ишутин. Молодые люди мыслят себя новыми Робеспьерами и Маратами, мечтающими о коренном преобразовании всей русской жизни. Способом такого преобразования был избран индивидуальный террор, который, по мнению участников сообщества, мог бы пробудить революционные силы в России.

Фактически, данная организация готовила людей, которых бы мы сегодня назвали «смертниками», они соглашались на убийство видных деятелей российской империи, включая и царствующих особ. Их целью было вызвать огромный в результате которого социально-политическая ситуация в стране изменилась бы, и власть получили революционные элементы.

Каракозов Дмитрий Владимирович соглашается стать таким «террористом-смертником».

В 1866 году он поехал в Петербург. Замыслил юноша страшное - он готовился к цареубийству.

Покушение на цареубийство

Заметим, что Каракозов Дмитрий Владимирович, биография которого оборвется в 25 лет, отдавал себе полный отчет в своих поступках. Только собираясь в Петербург, он написал для своих друзей своеобразное завещание, которое назвал «Друзьям-рабочим!». В этом тексте юноша с некоторой наивностью объясняет мотивы своего будущего поступка. Он говорит о том, что хочет убить злодея-царя, чтобы простой русский народ не мучился под его гнетом. Революционер считает, что вслед за ним пойдут другие люди, которые завершат начатое им дело.

Покушение, которое задумал революционер, состоялось 4 апреля 1866 года. В этот день царь Александр II гулял в Летнем саду.

Террорист прицелился, однако, согласно версии следствия, его оттолкнул находившейся рядом крестьянин Осип Комисаров (позже поступок этого крестьянина был высоко оценен властью).

Каракозов промахнулся, царь увидел его и побежал от убийцы, стремясь сохранить свою жизнь. Революционер попытался сделать еще несколько выстрелов, они закончились неудачно. Вскоре его схватили.

Суд и приговор

Судебный процесс над террористом привлек всеобщее внимание. Следствие возглавлял видный соратник царя граф М.Н. Муравьёв.

Сначала Каракозов Дмитрий Владимирович отказывался давать показания, называл себя крестьянским сыном Петровым. Однако следствием было установлено место его проживания в Петербурге, были найдены его письма к двоюродному брату и арестованы его товарищи по тайной организации.

Только благодаря этим арестам, удалось установить настоящее имя террориста.

В результате в октябре 1866 года суд приговорил Каракозова к смертной казни.

Казнь состоялась 3 сентября этого же года при большом скоплении народа. Несмотря на возбужденное состояние, молодой революционер вел себя спокойно.

Художник Репин даже оставил рисунок осужденного на повешение молодого человека. Этот рисунок сохранился до наших дней, ведь Каракозов Дмитрий Владимирович, фото которого можно найти с трудом, прожил на земле слишком мало, да и был беден, чтобы оставить после себя художественные портреты.

Посмертная память

После казни террориста на месте его покушения на царя была установлена часовня в память о чудесном спасении государя.

Однако это не помогло императору пережить еще 8 покушений, последнее из которых закончилось для него смертью.

Молодой Каракозов был прав: у него нашлись верные последователи, верившие в то, что смерть одного человека может осчастливить других.

В тот период страна изменялась, существующая идеология монархизма, выбравшая для себя формулу: православие, самодержавие, народность, уже не устраивала многих людей. В итоге это привело к тому, что «синдром Каракозова» поражал умы и сердца все большего числа людей. Кризис взаимоотношений народа и власти, потеря веры в прежнюю идеологию привели нашу страну к катастрофе 1917 года.

Но это уже совсем другая история.

День рождения 23 октября 1840

русский революционер-террорист, совершивший 4 апреля 1866 года одно из неудачных покушений на русского императора Александра II

Биография

Происходил из мелкопоместных дворян. Окончил 1-ю Пензенскую мужскую гимназию в 1860 году, затем учился в Казанском (с 1861 года) и Московском (1864-1865, исключён за неуплату) университетах. Одно время жил в деревне у родных, а также работал письмоводителем при мировом судье Сердобского уезда. В 1865 году вступил в тайное революционное общество («Организация»), возглавляемое его двоюродным братом Н. А. Ишутиным . Вместе с некоторыми членами кружка Каракозов стал сторонником тактики индивидуального террора и считал, что убийство царя может послужить толчком для пробуждения народа к социальной революции.

Весной 1866 года он по собственной инициативе выехал в Санкт-Петербург в целях покушения на императора. Мотивы своего поступка Каракозов изложил в рукописной прокламации «Друзьям-рабочим», в которой призывал народ к революции и установлению социалистического строя после цареубийства.

4 апреля 1866 года стрелял в Александра II у ворот Летнего сада, однако промахнулся. Был арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По официальной версии, причиной промаха Каракозова стало то, что его руку оттолкнул крестьянин Осип Комисаров , который был возведён в дворянское достоинство с фамилией Комиссарова-Костромского.

В прокламации «Друзьям-рабочим!», которую Каракозов распространял накануне покушения (один её экземпляр обнаружили в кармане террориста при аресте), революционер объяснял мотивы своего поступка: «Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел - я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу - русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось - им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…»

Следствие по делу Каракозова возглавлял граф М. Н. Муравьёв, не доживший двух дней до вынесения приговора. Сначала террорист отказывался давать показания и утверждал, что он крестьянский сын Алексей Петров. В ходе следствия было установлено, что проживал он в 65 номере в Знаменской гостинице. Обыск в номере дал возможность следствию выйти на московского сообщника Каракозова, от которого и узнали его имя. По ряду данных, в ходе следственных мероприятий Каракозова лишали сна.

В ходе процесса в Верховном уголовном суде (10 августа - 1 октября 1866 года) над членами кружка ишутинцев, в заседании 31 августа под председательством князя П. П. Гагарина , был приговорён к смертной казни. В приговоре Суда отмечалось, что в покушении на жизнь «Священной особы государя императора» (одно из 2-х обвинений) Каракозов «сознался, объяснив пред Верховным Уголовным Судом, при выдаче ему копии с обвинительного акта, что преступление его так велико, что не может быть оправдано даже тем болезненным нервным состоянием, в котором он находился в то время». Суд определил: «именующегося дворянином, но не утверждённого в дворянстве Дмитрия Владимирова Каракозова 25-ти лет, по лишении всех прав состояния, казнить смертию через повешение.»

Был повешен 3 сентября на Смоленском поле (Васильевский остров) в Санкт-Петербурге , при большом стечении народа. Зарисовку Каракозова перед казнью оставил присутствовавший на Смоленском поле И. Е. Репин .

На месте покушения на царя была установлена часовня, снесённая при советской власти в 1930 году.

После покушения, были произведены обыски и аресты некоторых сотрудников либеральных изданий; журнал «Современник» Некрасова закрыт (несмотря на хвалебные стихи, написанные поэтом Муравьёву и Комисарову).

Дата рождения:
Место рождения:

с. Жмакино Сердобского уезда Саратовской губернии,

Дата смерти:
Место смерти:

Санкт-Петербург

Образование:

неоконченное высшее

Организация:
Основные идеи:

социализм

Род деятельности:

революционер

Классовая принадлежность:

мелкопоместное дворянство

Дмитрий Владимирович Каракозов - русский революционер, участник тайного революционного общества в Москве. совершил неудачное покушение на царя Александра II.

Жизненный путь

Родился 23 октября () в селе Жмакино Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Колышлейский район Пензенской области). По происхождению - из мелкопоместных дворян. Окончил 1-ю Пензенскую мужскую гимназию в 1860 году, затем учился в Казанском (с 1861 года) и Московском (1864-1865, исключён за неуплату) университетах. Одно время жил в деревне у родных, а также работал письмоводителем при мировом судье Сердобского уезда.

В вступил в («Организация»), основанное в 1863 году его двоюродным братом Н. А. Ишутиным. Вместе с некоторыми членами кружка Каракозов стал сторонником тактики индивидуального террора и считал, что убийство царя может послужить толчком для пробуждения народа к социальной революции.

Весной 1866 года Каракозов выехал в Санкт-Петербург для совершения покушения на царя. С этой же целью разбрасывал написанную им рукописную прокламацию «Друзьям-рабочим», в которой призывал народ к революции и установлению после цареубийства.

4 апреля 1866 года стрелял в Александра II у ворот Летнего сада, однако промахнулся. Был арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

В прокламации «Друзьям-рабочим!», которую Каракозов распространял накануне покушения (один экземпляр обнаружили в его кармане при аресте), революционер объяснял мотивы своего поступка:

Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел - я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу - русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось - им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…

Следствие по делу Каракозова возглавлял граф М. Н. Муравьёв, не доживший двух дней до вынесения приговора. Сначала революционер отказывался давать показания и утверждал, что он крестьянский сын Алексей Петров. В ходе следствия было установлено, что проживал он в 65 номере в Знаменской гостинице. Обыск в номере дал возможность следствию выйти на московского сообщника Каракозова, от которого и узнали его имя. По ряду данных, в ходе следственных мероприятий Каракозова лишали сна.

В ходе процесса в Верховном уголовном суде (10 августа - 1 октября 1866 года) над членами кружка ишутинцев, в заседании 31 августа был приговорён к смертной казни через повешение.

Казнён на Смоленском поле (Васильевский остров) в Санкт-Петербурге, при большом стечении народа. Зарисовку Каракозова перед казнью оставил присутствовавший на Смоленском поле художник И. Е. Репин.

После покушения были произведены обыски и аресты некоторых сотрудников либеральных изданий; журнал «Современник» Некрасова был закрыт.

4 апреля 1866 года в Санкт-Петербурге член революционной организации "Ад" Д. В. Каракозов стрелял в императора Александра II. Последствия покушения оказались для России катастрофическими. Александровские реформы были свернуты, и в стране начался жандармский террор. А общество недоуменно ожидало ответа на вопрос: кто в действительности организовал этот "Ад"?


"Почти в упор"


О том, что произошло 4 апреля 1866 года в столице Российской Империи, в разных печатных изданиях говорилось практически одно и то же:

"В понедельник, 4-го апреля, в то время, когда Его Величество изволил прогуливаться в Летнем саду, народ, в ожидании выхода Государя из сада, собрался у Его экипажа. В ту минуту, когда Государь Император, в сопровождении Герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского и его сестры Принцессы Марии Максимилиановны Баденской, выходил из ворот Летнего сада у Невы, неизвестный человек, в простом платье, направил пистолет на Его Величество и готовился выстрелить, почти в упор. Это заметил находившийся вблизи городовой; он вскрикнул, а крестьянин Осип Комиссаров, случившийся подле преступника, толкнул его руку. Выстрел раздался, но пуля вылетела, не причинив Государю никакого вреда".

Судя по воспоминаниям современников о тех событиях, после получения известия о попытке цареубийства сразу же возникли споры — помещики или поляки стоят за покушением? Ни для кого не было секретом, что немало дворян после отмены Александром II крепостного права лишились всех средств к существованию, и среди недовольных было немало горячих голов. Но большинство обывателей склонялось к польской версии, поскольку всем было еще памятно польское восстание 1863 года, подавленное по приказанию императора. Сам Александр II, после того как покушавшегося схватили, спросил его: "Ты поляк?" И был удивлен, что в него стрелял русский.

В то, что покушался преступник-одиночка, не верило ни общество, ни назначенная императором следственная комиссия. Масла в огонь подливали газеты, сообщавшие о задержании соучастников стрелка:

"В одно время с Государем, в Летнем саду гулял с женою генерал-адъютант Тотлебен: и муж, и жена были удивлены замечательно дурным выражением лица какого-то человека, бледного, с растрепанными волосами, который кинулся бежать по другую сторону набережной, как только услыхал выстрел. Генерал-адъютант Тотлебен, спешивший на место событий, остановил тотчас этого молодого человека, которого, затем, в народе, бывшем свидетелем события, признали за товарища посягателя. Оказалось, что эти два лица, и еще третий, не схваченный, все время, пока Государь гулял в Летнем саду, толкались у входа в народе, держались все трое под руку, а свободные руки свои прятали в карманах панталон".

Однако задержанные не имели никакого отношения к преступлению. А арестованный стрелок не только не называл сообщников, но даже отказывался сообщить свое имя или придумывал себе вымышленные имена. Но следственная комиссия прибегла к новейшей для того времени технике установления личности. Преступника сфотографировали и изготовили много фотографий, с которыми полицейские начали обход всех мест, где он мог остановиться или столоваться. Очень быстро был найден его номер в гостинице. А в номере — обрывок письма, адресованного в Москву, некоему Ишутину.

"Стал щеголять своим тулупом"


Монархисты называли Осипа Комиссарова спасителем Отечества, равным Ивану Сусанину, революционеры - карманником, не вовремя полезшим в карман Каракозова

Поиски вольнослушателя Московского университета Н. А. Ишутина в Москве длились недолго. Он был довольно приметной фигурой среди студентов и разночинной молодежи, пытавшейся жить своим трудом. Для облегчения быта они образовывали неофициальные общества взаимопомощи и коммуны. Жившая в одной из таких коммун Е. И. Козлинина в своих воспоминаниях писала:

"Ишутин — мрачный и озлобленный, не столько человеконенавистник, каким он хотел казаться, сколько в сущности завистник, человек в высшей степени скудно одаренный и нравственно и физически, он страстно мечтал о популярности, безразлично от того, каким бы путем она достигнута ни была...

А чего только он ни предпринимал, чтобы хоть чем-нибудь обратить на себя внимание. Очень некрасивый, прыщавый, с редкою растительностью на лице, он и сам сознавал всю непривлекательность своей внешности и, не обладая никакими иными достоинствами, надеялся обратить на себя внимание хоть оригинальностью.

Но и для этого были необходимы какие-нибудь данные, и за отсутствием их он и остановился на мысли использовать то, что у него было налицо...

Будучи очень беден (что главным образом и было источником его глубокой ненависти к богатым, с которыми однако он ни на минуту не задумался бы поменяться положением), работал в одной из переплетных коммун, с большим трудом вырабатывая то, что было необходимо для того, чтобы не умереть с голоду. Таким образом тратить что-либо на платье он не имел возможности.

Принимали родителей, являвшихся отдавать своих детей в школу, в одном нижнем грязном белье, с трубками в зубах

В то время в университете была уже масса бедняков, одетых не лучше его, но у них были хоть рваные пальтишки, а у него был только нагольный тулуп и вот с его-то помощью он и решил пооригинальничать. Стал щеголять своим тулупом...

Для того, чтобы кто-нибудь из посторонних сообразил, что это студент, не желающий, по принципу, отличаться от мужика, Ишутину приходилось останавливаться на улице или с товарищем или с кем-нибудь из знакомых и шумно беседовать о вопросах высшего порядка".

Однако именно эти вопросы удавались Ишутину довольно хорошо. С несколькими единомышленниками он сумел так разагитировать членов коммун, что те, кто выступал за их чисто экономический характер, включая Козлинину, были вынуждены покинуть эти общины, но сохранили товарищеские отношения.

"Осенью 1865 г.,— вспоминала Козлинина,— компанией, оттеснившей нас от "общества взаимопомощи" и переименовавшей его в "политическую организацию", была, наконец, открыта школа, разрешенная на имя кандидата филологических наук П. А. Мусатовского... Школа, открытая на его имя, была поставлена из рук вон плохо. В нее должны были быть приняты 200 бесплатных учеников, но несмотря на то, что на ее нужды была уже собрана порядочная сумма, обставлена она была более чем скудно и порядки в ней были установлены совершенно нетерпимые.

Учительствовать в этой школе взялись сожители Ишутина, Юрасов, Странден и Ермолов, которые и принимали родителей, являвшихся отдавать своих детей в школу, в одном нижнем грязном белье, с трубками в зубах.

Такая бесцеремонность возмущала приходивших туда женщин и многих из них уже одно это побуждало отказываться от помещения туда своих детей. Внутреннее содержание школы было не лучше ее внешней обстановки, так как детей не столько учили, сколько старались их распропагандировать, внушая им неуважение и нелюбовь к старшим, к близким и к церкви... Но и при таких условиях школа все-таки влачила свое существование, пока наконец ее учредителям не пришла блажная мысль употребить деньги, собранные на школу, совсем на другое предприятие".

О новом начинании Ишутин оповестил всех знакомых.

"К новому году,— писала Козлинина,— они решили открыть фабрику на социальных началах, с тем чтобы всякий рабочий был равноправным пайщиком в деле. Мысль конечно прекрасная, и если бы она могла осуществиться без примеси к ней каких бы то ни было политических тенденций, то ничего лучшего нельзя было бы и желать. Но для осуществления такой золотой мечты, прежде всего, были необходимы средства и средства большие, у них же были только одни мечты и никаких реальных надежд.

Правда, один из их компании, Николаев, весьма прозрачно им намекал, что деньги будут, но когда они будут, он с достоверностью поручиться не мог, и откуда они явятся, он до поры до времени объяснять не желал, говорил только, что в этом направлении он работал и на успех надеется.

И вот, в ожидании этих благ, они и решили приискивать фабрику, которую им сдали бы в аренду. Эти их поиски заключались в том, что на собранные для школы деньги они нанимали по две, по три и более троек, брали несколько корзин пива и компаниями в 10-15 человек рыскали по окрестностям Москвы, ничего, конечно, не находя. В конце концов, фабрика так найдена и не была, а школьные деньги были истрачены, и вести ее без денег не хватало ни желания, ни энергии".

"Серее и еще озлобленнее"


Пытки Каракозова бессонницей не помогли выяснить истину, а его казнь скрыла ее окончательно (на рисунке И. Е. Репина - Каракозов перед казнью)

В Москве по фотографии сразу опознали человека, стрелявшего в императора. Это был двоюродный брат Ишутина — Д. В. Каракозов, о котором Козлинина вспоминала:

"Каракозов был и серее и еще озлобленнее Ишутина; он хотя кое-как и переполз из бурсы в университет, учиться положительно не мог и не умея по своей неразвитости ни к чему приспособиться, перекочевывал из одного университета в другой, нигде подолгу не уживаясь. Не перейдя на третий курс, он успел побывать сначала в Московском, затем в Петербургском, Казанском и, наконец, опять в Московском университете, и всюду его угнетала все та же беспросветная, унизительная нужда. Это и делало его человеконенавистником, всегда готовым на всякое злое дело, в отместку за все свои неудачи".

Начались аресты всех, кто был не только причастен к "Политической организации", но и просто был знаком с Каракозовым и Ишутиным, причем не только в Москве. В общей сложности в тот момент было арестовано около двух тысяч человек.

На первых допросах Ишутин держался стойко, вместо показаний о деле писал развернутые обличительные тексты о монархии. Но затем, прочитав признательные показания своих товарищей, последовал их примеру. 29 мая 1866 года он сообщил о том, какими способами "Политическая организация" собиралась добывать деньги: "Имелось в виду приобретение денег нечестными средствами, даже воровством и убийством". Но отрицал, что ими уже был подготовлен конкретный план ограбления почты. И на том же допросе рассказал об организации, которую он решил назвать "Ад":

Член "Ада" должен жертвовать жизнью других, тормозящих дело и мешающих своим влиянием

"Предполагалось устроить кружок "Ада". Цель этого кружка была цареубийство, в случае ежели правительство не согласится с требованиями. Члены "Ада" должны отчуждаться от всех порядочных людей и, чтобы отвлечь от себя подозрения правительства, сделаться абсолютным негодяем (так в тексте.— "История" ), взяточником и вообще окружить себя самой гадкой обстановкой. Когда членов "Ада" наберется достаточно велико, так человек 30, то предполагалось, для пробы характера и нравственной силы членов третью часть членов по жребию сделать доносчиками; члены "Ада" чрез своих агентов знали бы об действиях всех кружков; в случае злоупотребления или недеятельности этих кружков они должны предупреждать и обязывать к непременной деятельности. В случае революции члены "Ада" не должны делаться вожаками и не занимать никакой высокий пост, ибо высокие положения усыпляют энергию и деятельность человека; целью членов "Ада" при таком случае неусыпно следить за действиями вожаков и ни в каком случае не допускать популярность вожаков в том объеме и направлении, при котором можно бы забыть основные принципы революции. Член "Ада" должен был в случае необходимости жертвовать жизнью своею, не задумавшись. Жертвовать жизнью других, тормозящих дело и мешающих своим влиянием. В случае убийства кого-либо член "Ада" должен иметь при себе прокламации, объясняющие причину убийства; член "Ада" при этом имеет с собою шарик гремучей ртути, держа в зубах во время убийства, после же должен стиснуть этот шарик зубами, а от давления гремучая ртуть производит взрыв, и посему смерть, и притом обезображивает лицо так, что потом нельзя будет узнать лицо убийцы. Это бы делалось на предмет безопасности для других членов. Член "Ада" должен жить под чужим именем и бросить семейные связи; не должен жениться, бросить прежних друзей".

Но только один член "Ада", как говорилось в показаниях Ишутина, решил немедленно применить эти принципы на деле:

"Каракозов... часто приставал к нам с требованием начать дело "Ада" скорее, говоря притом, что он чувствует себя больным и думает, что скоро умрет, и потому не хочет даром умирать. Мы возражали ему и старались убедить его, что он не так болен, как кажется ему, что нужно года 3-4 подождать до тех пор, пока мы не убедимся как в своей безопасности, так и в выигрыше от такого дела. Понятен наш ужас, когда мы узнали от Худякова, что Каракозов в Петербурге. Я обратился к Ермолову и Страндену с просьбой ехать как можно скорее в Петербург и отыскать Каракозова. Они отыскали его, встретив его случайно, не помню, где именно,— кажется, у Летнего сада или около Зимнего дворца. Приказывали ему бросить мысль о цареубийстве".

"Дадут большие деньги"


Однако, как утверждал Ишутин, он уже не мог влиять на двоюродного брата, поскольку тот встретился и познакомился с человеком из окружения великого князя Константина Николаевича — брата императора:

"По приезде своем в Москву Каракозов сообщил мне, что... звал кого-либо из нас в Петербург, и тут же прибавил, что можно бы познакомиться с очень сильными людьми Константиновской партии и что они дадут большие деньги тому, кто решится на убийство государя; смертью государя воспользовался бы Константин и при помощи происшедшей паники от этого как в обществе, так и в наследнике вступил бы на престол, ибо наследник отказался бы от престола. И что он, Каракозов, хочет предложить услуги".

Кем был тот человек и был ли он вообще? Страдавший нервным расстройством Каракозов в особенности после пыток — ему неделями не давали спать — давал крайне противоречивые показания. 3 сентября 1866 года его повесили на Смоленском поле петербургского Васильевского острова. Часть арестованных по его делу отпустили с миром, других, включая Ишутина, помилованного на эшафоте, надолго отправили в очень отдаленные места.

Но чем же было это покушение на самом деле? Оно напоминает многие другие акции подобного рода, когда спецслужбы использовали легко поддающихся внушению людей в качестве убийц. Ведь кто оказался в выигрыше в результате выстрела Каракозова? Охранители трона, которые получили возможность манипулировать императором, используя его страх перед покушением. Причем, как свидетельствуют воспоминания и документы, пользовались ею затем на протяжении многих лет. А если бы Каракозов попал в цель, управляли бы следующим императором. Как, собственно, и было после убийства Александра II в 1881 году. И потому не имело значения, кто именно создал "Ад". Важно было то, кто им грамотно воспользовался.

Евгений Жирнов


Император Александр II

«Чудовище», жившее до сих пор где-то под землею, вдруг от времени до времени начинает высовывать наружу одну из своих лап. И при каждом появлении на свет обнаруживает все большую и большую дерзость и беспощадность в исполнении кровавых замыслов и все большую ловкость и быстроту в укрывании своих следов. И сильные мира сего чувствуют, что почва теряется под ними».(С. Степняк-Кравчинский)

Терроризм [от лат. terrorem –устрашение] имеет сложную психологическую структуру и тяжелые последствия как для самих террористов, так и для их жертв. Он проявляется обычно в условиях конфликтной ситуации в угрозе уничтожения людей или других ценностей, в том числе материальных и духовных, если другая сторона не выполняет требований, предъявленных ей.

Периодически терроризм возобновляется, обостряется, затем идет на спад и т.д. Терроризм – феномен социальной психологии и недостаточно еще изучен. Очень часто террорист получает сочувствие в глазах народа и чуть ли не ореол мученика.Чаще всего терроризм имеет политический характер.

Началом терроризма в России (здесь мы подразумеваем терроризм как устойчивое и продолжающееся определенное время явление) считается вторая половина XIX – начало XX века. Следует также различать понятия «террор» и «терроризм», т.к. первое подразумевает насилие сильной стороны над слабой (государства над оппозицией), а второе – применение устрашения слабыми над сильными (оппозиция над государством).

В России выделяют два пика терроризма: вторая половина XIX века-1882гг. и начало XX века-1911 гг.

Считается, что выстрел Каракозова положил начало русскому терроризму.

Д. Кардовский "Выстрел Каракозова"

Выстрел Каракозова

Стрелявший в императора Александра оказался исключенным из числа студентов (Казанского, а потом и Московского университетов) за участие в беспорядках дворянином с. Жмакино Сердобского уезда Саратовской губернии Дмитрием Владимировичем Каракозовым (1840-1866).

Каракозов был членом московского революционного кружка под названием «Организация», внутри которого существовал более узкий круг посвященных под грозным названием «Ад».

Д. Каракозов

4 апреля 1866 года Дмитрий Каракозов стрелял в императора Александра II: в четвертом часу дня он после обычной прогулки в Летнем саду в сопровождении племянника, герцога Николая Лейхтенбергского, и племянницы, принцессы Марии Баденской, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. Покушение не удалось: существует версия, что стрелявшего толкнул крестьянин О. Комиссаров, это якобы увидел присутствовавший на месте покушения генерал Э.И. Тотлебен. Государь из Летнего сада сразу отправился в Казанский собор принести благодарение Богу за спасение, а герцог Николай и принцесса Мария отправились в заседание Государственного совета, чтобы предупредить о случившемся великого князя Константина Николаевича, после заседания он с семьей вторично поехал в Казанский собор, где перед иконой Богоматери был отслужен благодарственный молебен.

Каракозова казнили, но это происшествие возбудило общество. Со всех концов России пошли телеграммы и письма с выражением радости о том, что император не пострадал, но некоторые (наиболее молодая и активная часть интеллигенции) возвели Каракозова в ранг мученика. «Его выстрел не мог не действовать возбуждающим образом на тех, кто мечтал о борьбе и лучшем будущем…», — писал современник. «Пусть вся Россия распинается в преданности царю и подносит ему адреса и иконы, а Каракозов все-таки наш, наша плоть, наша кровь, наш брат, наш друг, наш товарищ!», — писала корреспонденту Е. Брешковская.

А.И. Герцен оценил поступок Каракозова резко отрицательно: «Только у диких и дряхлых народов история пробивается убийствами », — так написал он в «Колоколе» через две недели после покушения.

А. Герцен

Эти слова навсегда лишили его революционного лидерства в эмиграции. А.А. Серно-Соловьевич ответил: «Нет, г [осподин] основатель русского социализма, молодое поколение не простит вам отзыва о Каракозове, – этих строк вы не выскоблите ничем ». Таким образом, налицо разделение России на два лагеря: сторонников терроризма как метода борьбы с самодержавием и противников таких действий.

Как все начиналось? Н. Ишутин, студент, двоюродный брат Каракозова, организовал кружок, который ставил своей целью «устроить государство на социалистических идеях». Таких кружков в России в то время было множество, и почти все они выбрали не очень оригинальный путь – убийство царя и систематический террор. Но у большинства дальше разговоров и бурных споров на эту тему дело не шло, а скромный и до того не заметный Д. Каракозов перешел от слов к делу. Его поступок не был оценен однозначно как преступление. И мало кто в то время увидел в его действиях симптом начала опасного заболевания общества терроризмом.

Создается впечатление, что Каракозов, поделившийся своими планами цареубийства с Ишутиным и другими членами кружка и не получивший у них одобрение своему намерению, совершил свой поступок чисто из спортивного азарта и последующего интереса: что будет после этого? После покушения у Каракозова нашли прокламацию, с которой он обращался к «друзьям-рабочим: «Цари-то и есть настоящие виновники всех наших бед. Когда и самая воля вышла от царя, тут я увидел, что моя правда. Воля вот какая: что отрезали от помещичьих владений самый малый кус земли, да и за тот крестьянин должен выплатить большие деньги, а где взять и без того разоренному мужику денег, чтобы откупить себе землю, которую он испокон веков обрабатывал? Не поверили в те поры и крестьяне, что царь их так ловко обманул; подумали, что это помещики скрывают от них настоящую волю, и стали они от нее отказываться да не слушаться помещиков, не верили и посредникам, которые тоже все были из помещиков. Прослышал об этом царь и посылает своих генералов с войсками наказать крестьян-ослушников, и стали эти генералы вешать крестьян да расстреливать. Присмирели мужички, приняли эту волю-неволю, и стало их житьишко хуже прежнего. Грустно, тяжко мне стало, что так погибает мой любимый народ, и вот я решился уничтожить царя-злодея и самому умереть за мой любезный народ.Удастся мне мой замысел - я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу - русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось - им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…».

На следствии Каракозов выдал всех из ишутинского кружка. Стало известно, что все участники кружка имели при себе яд, чтобы принять его в случае ареста, но никто этим не воспользовался.

Следствие шло до сентября и внезапно прекратилось. Это было связано с ожидающимся приездом 14 сентября из Дании невесты цесаревича Александра, чтобы не омрачать торжество. Каракозова представили террористом-одиночкой, хотя он не взял назад свои показания. В тоже время еще до начала суда сооружалось по распоряжению царя 11 виселиц – по количеству подозреваемых в покушении. 3 сентября Каракозову вынесли обвинительное заключение и в этот же день повесили.

После казни Каракозова семья изменила свою фамилию (Владимировы).

Остальных обвиняемых (34 чел.), в основном членов организации «Ад», судили отдельно, но не в связи с покушением Каракозова, а в связи с их революционной деятельностью. По делу Каракозова всего было привлечено 197 человек; в их числе и соратники Чернышевского, участники первой «Земли и Воли»: А.Д. Путята, П.Л. Лавров, литераторы В.С. Курочкин, Г.Е. Благосветлов, Д.И. Писарев, В.А. Зайцев; М.А. Антонович. Никто не был казнен, но некоторых отправили на каторгу. Ишутина приговорили к повешению, соорудили виселицу, собрали 4 октября 1866 года (ровно через полгода после покушения) толпу народа и, надев петлю на шею осужденного, объявили о царском милосердии. Ишутин сошел с ума и умер на каторге в 1879 году.

Часовня Спасителя в честь памяти спасения жизни Александра II после выстрела Каракозова. Площадь стали называть Александровской. Открытка

4 апреля 1866 года Александр II публично заявил: «Бог спас меня, доколе я Ему буду нужен, Он будет меня охранять. Если Его воле угодно будет меня взять, это свершится ».

Молодой И.Е. Репин вместе с художником Н. Мурашко присутствовал на казни Каракозова, она произвела на него тяжелое впечатление. Он оставил об этом свои воспоминания: Казалось, он не умел ходить или был в столбняке; должно быть, у него были связаны руки. Но вот он, освобожденный, истово, по-русски, не торопясь, поклонился на все четыре стороны всему народу. Этот поклон сразу перевернул все это многоголовое поле, оно стало родным и близким этому чуждому, странному существу, на которого сбежалась смотреть толпа, как на чудо. Может быть, только в эту минуту и сам «преступник» живо почувствовал значение момента - прощение навсегда с миром и вселенскую связь с ним.

Палачи подвели Каракозова под виселицу, поставили на скамейку и надели веревку… Затем палач ловким движением выбил подставку из-под ног.

Каракозов плавно уже подымался, качаясь на веревке, голова его, перетянутая у шеи, казалась не то кукольной фигуркой, не то черкесом в башлыке. Скоро он начал конвульсивно сгибать ноги - они были в серых брюках. Я отвернулся на толпу и очень был удивлен, что все люди были в зеленом тумане… У меня закружилась голова, я схватился за Мурашко и чуть не отскочил от его лица - оно было поразительно страшно своим выражением страдания; вдруг он мне показался вторым Каракозовым. Боже! Его глаза, только нос был короче…».

Сразу же после казни Репин сделал карандашный набросок Каракозова.

И. Репин "Д.В. Каракозов"