Почему США сбросили бомбы именно на Хиросиму и Нагасаки. Бомбардировки великобритании. Официальный символ Хиросимы

В течение нескольких десятилетий в Европе то и дело раздаются призывы придать бомбардировке древнего города Дрездена статус военного преступления и геноцида жителей. Недавно немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс и бывший редактор британской газеты «The Times» Саймон Дженкинс вновь потребовали сделать это.

Их поддерживает американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, заявивший, что бомбардировки многих немецких городов проводились исключительно для того, чтобы новые экипажи самолётов могли отработать практику бомбометания.

Немецкий историк Йорк Фридрих в своей книге отметил, что бомбардировки городов были военным преступлением, поскольку в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью: «…это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка».

Число жертв ужасной бомбардировки, случившейся с 13 по 15 февраля 1945 года, составляет от 25 000 до 30 000 человек (многие источники заявляют о большем числе). Город был разрушен практически полностью.

После окончания Второй мировой войны развалины жилых домов, дворцов и церквей разобрали и вывезли за город. На месте Дрездена образовалась площадка с размеченными границами бывших улиц и зданий.

Восстановление центра длилось около 40 лет. Остальную часть города застроили значительно быстрее.

По сей день ведётся восстановление исторических зданий на площади Ноймаркт.

Огненный смерч втягивал людей…

До войны Дрезден считался одним из самых красивых городов Европы. Туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь располагались знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, красивейший дворцовый ансамбль Цвингер, оперный театр, соперничавший по акустике с театром Ла-Скала, множество церквей, построенных в стиле барокко.

В Дрездене часто останавливались русские композиторы Пётр Чайковский и Александр Скрябин, а Сергей Рахманинов готовился здесь к своим мировым турне. Подолгу жил в городе писатель Фёдор Достоевский, работавший над романом «Бесы». Здесь у него родилась дочь Любаша.

В конце Второй мировой войны местные жители были уверены, что Дрезден не подвергнется бомбардировкам. В нём не было военных заводов. Ходили слухи, что после войны союзники сделают Дрезден столицей новой Германии.

Противовоздушная оборона здесь практически отсутствовала, поэтому сигнал воздушной тревоги прозвучал всего за несколько минут до начала бомбёжки.

В 22 часа 03 минуты 13 февраля жители окраин услышали гул приближающихся самолётов. В 22 часа 13 минут 244 тяжёлых бомбардировщика «Ланкастер» британских Королевских ВВС сбросили на город первые фугасные бомбы.

В считанные минуты город был объят пламенем. Свет от гигантского пожара был виден за 150 километров.

Один из лётчиков британских Королевских ВВС впоследствии вспоминал: «Фантастический свет вокруг становился всё ярче, когда мы приближались к цели. На высоте 6000 метров мы могли различить в неземном ярком сиянии детали местности, которые никогда до этого не видели; впервые за время множества операций мне стало жаль жителей, находящихся внизу».

Штурман-бомбардир одного из бомбардировщиков свидетельствовал: «Признаюсь, я бросил взгляд вниз, когда бомбы падали, и своими глазами увидел шокирующую панораму города, полыхающего от одного конца до другого. Виден был густой дым, относимый ветром от Дрездена. Открывалась панорама ярко сверкавшего города. Первой реакцией была потрясшая меня мысль о совпадении происходившей внизу бойни с предостережениями евангелистов на проповедях перед войной».

В план бомбардировки Дрездена входило создание на его улицах огненного смерча. Такой смерч появляется, когда возникшие разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх.

Британский историк Дэвид Ирвинг так описывает огненный смерч, созданный в Дрездене лётчиками британских Королевских ВВС: «…образовавшийся огненный смерч, судя по обследованию, поглотил более 75 процентов территории разрушений… Гигантские деревья были вырваны с корнем или наполовину сломлены. Толпы спасавшихся бегством людей были неожиданно подхвачены торнадо, их протащило по улицам и швырнуло прямо в огонь; сорванные крыши и мебель… были выброшены в центр полыхающей старой части города.

Огненный смерч достиг пика в трёхчасовом промежутке между налётами, именно в тот период, когда укрывшимся в подземных коридорах жителям города следовало бежать на его окраины.

Железнодорожник, укрывавшийся возле Почтовой площади, наблюдал, как женщину с детской коляской потащило по улицам и швырнуло в пламя. Другие люди, спасавшиеся бегством вдоль железнодорожной насыпи, которая казалась единственным путём спасения, не заваленным обломками, рассказывали, как железнодорожные вагоны на открытых участках пути сдуло бурей".

На улицах плавился асфальт, и люди, падая в него, сливались с дорожным покрытием.

Телефонистка Центрального телеграфа оставила такие воспоминания о бомбардировке города: «Некоторые девушки предложили выйти на улицу и бежать домой. Лестница вела из подвала здания телефонного узла в четырёхугольный двор под стеклянной крышей. Они хотели выбраться через главные ворота двора на Почтовую площадь. Мне не нравилась эта идея; неожиданно, как раз когда 12 или 13 девушек перебегали двор и возились с воротами, стараясь их открыть, раскалённая докрасна крыша обрушилась, похоронив их всех под собой».

В гинекологической клинике, после попадания бомбы, погибли 45 беременных женщин. На площади Альтмаркт несколько сотен человек, искавших спасения в старинных колодцах, сварились заживо, а вода из колодцев испарилась наполовину.

В подвальных помещениях Центрального вокзала во время бомбардировок находились приблизительно 2000 беженцев из Силезии и Восточной Пруссии. Подземные проходы для их временного проживания власти оборудовали задолго до бомбардировки города. О беженцах заботились представители Красного Креста, отряды женской службы в рамках государственной трудовой повинности и сотрудники национал-социалистической службы социального обеспечения. В другом городе Германии скопления такого количества людей в помещениях, отделанных легковоспламеняющимися материалами, не допустили бы. Но власти Дрездена были уверены, что город бомбить не будут.

Беженцы находились и на лестницах, ведущих на платформы и на самих платформах. Незадолго до налёта на город британских бомбардировщиков на вокзал прибыли два поезда с детьми из Кенигсбрюка, к которому подступала Красная армия.

Беженка из Силезии вспоминала: «На площади плечом к плечу толпились тысячи людей… Над ними бушевал огонь. У входов в вокзал лежали трупы погибших детей, их уже складывали друг на друга и вывозили с вокзала».

Согласно данным начальника ПВО Центрального вокзала, из 2000 беженцев, находившихся в туннеле, 100 сгорели заживо, ещё 500 человек задохнулись в дыму.

Во время первой атаки на Дрезден британские «Ланкастеры» сбросили 800 тонн бомб. Спустя три часа 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб. Потери Королевских ВВС во время двух рейдов составили 6 самолётов, ещё 2 самолёта потерпели крушение во Франции и 1 в Великобритании.

14 февраля 311 американских бомбардировщиков сбросили на город 771 тонну бомб. 15 февраля американская авиация сбросила 466 тонн бомб. Часть американских истребителей «Р-51» получила приказ атаковать движущиеся по дорогам цели, чтобы увеличить хаос и разрушения на важной транспортной сети региона.

Командир дрезденского спасательного отряда вспоминал: «В начале второй атаки многие ещё теснились в тоннелях и подвалах, ожидая конца пожаров… Детонация ударила по стёклам подвалов. К грохоту взрывов примешивался какой-то новый, странный звук, который становился всё глуше и глуше. Что-то напоминающее гул водопада — это бил вой смерча, начавшегося в городе.

Многие, находившиеся в подземных убежищах мгновенно сгорали, как только окружающий жар вдруг резко увеличивался. Они или превращались в пепел, или расплавлялись…"

Тела других погибших, обнаруженные в подвалах, сморщились от кошмарного жара до одного метра длины.

Британские самолёты сбрасывали на город и канистры, наполненные смесью каучука и белого фосфора. Канистры разбивались о землю, фосфор воспламенялся, вязкая масса попадала на кожу людей и прилипала намертво. Погасить её было невозможно…

Один из жителей Дрездена рассказывал: «У трамвайного депо была общественная уборная из рифлёного железа. У входа, уткнувшись лицом в меховое пальто, лежала женщина лет тридцати, совершенно нагая. В нескольких ярдах от нее лежали два мальчика, лет восьми-десяти. Лежали, крепко обнявшись. Тоже нагие… Везде, куда доставал взгляд, лежали задохнувшиеся от недостатка кислорода люди. Видимо, они сдирали с себя всю одежду, пытаясь сделать из нее подобие кислородной маски…».

После налётов трехмильный столб желто-коричневого дыма поднимался в небо. Масса пепла плыла, покрывая руины, в сторону Чехословакии.

В некоторых местах старого города создался такой жар, что даже через несколько дней после бомбёжек невозможно было войти на улицы между развалинами домов.

Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному после налётов, в городе сгорело 12 000 зданий, было разрушено «… 24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 публичных домов, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 госпиталей (включая вспомогательные и частные клиники), 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж».

22 марта 1945 года муниципальные власти Дрездена выпустили официальный отчёт, согласно которому количество учтённых к этой дате погибших составило 20 204, а общее количество погибших в ходе бомбардировки, как ожидалось, составит около 25 000 человек.

В 1953 году в труде немецких авторов «Итоги Второй мировой войны» генерал-майор пожарной службы Ганс Румпф написал: «Количество жертв в Дрездене подсчитать невозможно. По данным Госдепартамента, в этом городе погибло 250 тысяч жителей, однако действительная цифра потерь, конечно, гораздо меньше; но даже 60−100 тысяч человек гражданского населения, погибших в огне за одну только ночь, с трудом укладываются в человеческом сознании».

В 2008 году комиссия из 13 немецких историков, работавших по заказу города Дрезден, пришла к выводу, что во время бомбёжек погибли приблизительно 25000 человек.

«И заодно показать русским…»

Разбомбить Дрезден премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю предложил 26 января 1945 года министр ВВС Арчибальд Синклер в ответ на его депешу с вопросом: «Что можно сделать, чтобы как следует отделать немцев при их отступлении от Бреслау (этот город расположен в 200 километрах от Дрездена. „СП“)?».

8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей.

Меморандум Королевских ВВС, с которыми британские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой, сообщал: «Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС».

— Если говорить о военных преступлениях и геноциде, то бомбардировке подвергались многие города Германии. Американцы и англичане разработали план: беспощадно бомбить города, чтобы за короткое время сломить дух гражданского населения Германии. Но страна жила и работала под бомбами, — говорит автор книг по истории Второй мировой войны Владимир Бешанов. — Считаю, что военными преступлениями необходимо признать не только варварскую бомбардировку Дрездена, но и бомбёжки других германских городов, а также Токио, Хиросимы и Нагасаки.

В Дрездене были уничтожены жилые дома и памятники архитектуры. Крупные сортировочные станции почти не получили повреждений. Остался нетронутым железнодорожный мост через Эльбу и военный аэродром, находившийся в окрестностях города.

После Дрездена британцы успели разбомбить средневековые города Байройт, Вюрцбург, Зоэст, Ротенбург, Пфорцхайм и Уэльм. Только в Пфорцхайме, где проживали 60 000 человек, погибла треть жителей.

Что выйдет из очередной попытки придания чудовищному событию статуса военного преступления — неведомо. Пока каждый год 13 февраля жители Дрездена поминают сограждан, погибших в огненном смерче.

После того, как Временный комитет решил сбросить бомбу, Целевой комитет определил места, по которым будут нанесены удары, а президент Трумэн опубликовал Потсдамскую декларацию в качестве последнего предупреждения Японии. Мир вскоре понял, что значит «полное и абсолютное уничтожение». Первые и единственные в истории две атомные бомбы были сброшены на Японию в начале августа 1945 года в конце .

Хиросима

6 августа 1945 года Соединенные Штаты сбросили свою первую атомную бомбу на город Хиросима. Она называлась «Малыш» ― урановая бомба взрывной мощностью, эквивалентной примерно 13 килотоннам тротила. Во время бомбежки в Хиросиме находилось 280-290 тысяч человек гражданского населения, а также 43 тысячи солдат. Считается, что в течение четырех месяцев после взрыва погибло от 90 до 166 тысяч человек. Министерство энергетики США подсчитало, что за пять лет жертвами бомбардировки стало, по меньшей мере, 200 или более тысяч человек, а в Хиросиме насчитали 237 тысяч человек убитыми прямо или косвенно бомбой, включая ожоги, лучевую болезнь и рак.

Атомная бомбардировка Хиросимы под кодовым названием «Операционный центр I» был одобрен Кертисом Лемэем 4 августа 1945 года. Самолет В-29, перевозивший «Малыша» с острова Тиниан в западной части Тихого океана в Хиросиму, назывался «Энола Гэй» в честь матери командира экипажа полковника Пола Тиббетса. Экипаж состоял из 12 человек, среди которых были второй пилот капитан Роберт Льюис, бомбардир майор Том Фереби, штурман капитан Теодор Ван Кирк и хвостовой стрелок Роберт Карон. Ниже приведены их рассказы о первой атомной бомбе, сброшенной на Японию.

Пилот Пол Тиббетс : «Мы повернулись, чтобы посмотреть на Хиросиму. Город был накрыт этим жутким облаком… оно вскипало, разрастаясь, ужасно и невероятно высоко. На мгновение все замолчали, потом все разом заговорили. Я помню, Льюис (второй пилот) бил меня по плечу, повторяя: «Посмотри на это! Посмотри на это! Посмотри на это!» Том Фереби опасался, что радиоактивность сделает нас всех стерильными. Льюис сказал, что он чувствует расщепление атомов. Он сказал, что на вкус это как свинец».

Штурман Теодор Ван Кирк вспоминает ударные волны от взрыва: «Это было, как если бы вы сидели на куче пепла, и кто-то ударил по ней бейсбольной битой… Самолет толкнуло, он подпрыгнул, и потом ― шум, похожий на звук, с которым режут листовой металл. Те из нас, кто довольно много летал над Европой, подумали, что это был зенитный огонь рядом с самолетом». Увидев атомный огненный шар: «Я не уверен, что кто-то из нас ожидал увидеть подобное. Там, где две минуты назад мы ясно видели город, теперь его больше не было. Мы видели только дым и огонь, ползущие по склонам гор».

Хвостовой стрелок Роберт Карон : «Сам гриб был потрясающим зрелищем, бурлящей массой пурпурно-серого дыма, и можно было разглядеть красное ядро, внутри которого все горело. Отлетев подальше, мы увидели основание гриба, а ниже слой обломков в несколько сотен футов и дым, или что там у них… Я видел, как в разных местах возникали пожары ― пламя, качающееся на ложе из углей».

«Энола Гэй»

В шести милях под экипажем «Энолы Гэй» жители Хиросимы просыпались и готовились к рабочему дню. Было 8:16 утра. До этого дня город не подвергался регулярным воздушным бомбардировкам, как другие японские города. Ходили слухи, что это из-за того, что туда, где в жила мать президента Трумэна, эмигрировали многие жители Хиросимы. Тем не менее, граждан, в том числе школьников, отправляли укреплять дома и копать противопожарные рвы для подготовки к будущим бомбардировкам. Именно этим и занимались жители, либо еще собирались на работу утром 6 августа. Всего за час до этого система раннего оповещения сработала, обнаружив одиночный самолет B-29, несший на борту «Малыш» к Хиросиме. По радио объявили о появлении «Энола Гей» вскоре после 8 часов утра.

Город Хиросима был уничтожен взрывом. 70 тысяч из 76 тысяч зданий были повреждены или разрушены, а 48 тысяч из них были стерты с лица земли. Те, кто остался в живых, вспоминали, насколько невозможно описать и поверить в то, что в одну минуту город перестал существовать.

Профессор колледжа истории: «Я поднялся на Хикияма-Хилл и посмотрел вниз. Я увидел, что Хиросима исчезла… Я был в шоке от зрелища… То, что я чувствовал тогда и все еще чувствую, теперь просто не могу объяснить словами. Конечно, после этого я видел еще много чего ужасного, но этот момент, когда я посмотрел вниз и не увидел Хиросимы, был настолько шокирующим, что я просто не мог выразить то, что я чувствовал… Хиросима больше не существует ― это в общем-то все, что я увидел ― Хиросима просто больше не существует.

Взрыв над Хиросимой

Врач Мичихико Хачия: «Ничего не осталось, кроме нескольких зданий из железобетона… Акры и акры пространства города были похожи на пустыню, везде только разбросанные груды кирпича и черепицы. Мне пришлось пересмотреть свое понимание слова «разрушение» или подобрать какое-то другое слово, чтобы описать то, что я видел. Опустошение ― вот, может быть, подходящее слово, но на самом деле я не знаю слова или слов, чтобы описать увиденное».

Писатель Йоко Ота: «Я добрался до моста и увидел, что Хиросима была полностью стерта с лица земли, и мое сердце дрожало, как огромная волна… горе, перешагнувшее через трупы истории, надавило на мое сердце».

Те, кто был близок к эпицентру взрыва, просто испарились от чудовищного жара. От одного человека осталась только темная тень на ступеньках банка, где он сидел. Мать Миёко Осуги, 13-летняя школьница, работавшая на противопожарных рвах, не обнаружила свою ногу в сандалии. Место, где стояла нога, осталось светлым, а вокруг все почернело от взрыва.

Те жители Хиросимы, кто находился далеко от эпицентра «Малыша», выжили во время взрыва, но были тяжело ранены и получили очень серьезные ожоги. Эти люди пребывали в безудержной панике, они изо всех сил искали еду и воду, медицинскую помощь, друзей и родственников и пытались убежать от огненных бурь, охвативших многие жилые районы.

Потеряв всякую ориентацию в пространстве и времени, некоторые выжившие считали, что они уже умерли и оказались в аду. Миры живых и мертвых, казалось, сошлись воедино.

Протестантский священник: «У меня было ощущение, что все мертвы. Весь город был разрушен… Я думал, что это конец Хиросимы ― конец Японии ― конец человечества».

Мальчик, 6 лет: «У моста было много мертвых тел… Иногда к нам приходили люди и просили воды, чтобы попить. Их головы, рты, лица кровоточили, к телу прилипли куски стекла. Мост полыхал… Все это было как в аду».

Социолог: «Я сразу подумал, что это было похоже на ад, о котором я всегда читал… Я никогда не видел ничего подобного раньше, но я решил, что таким должен быть ад, вот она ― геенна огненная, куда, как мы думали, попадают те, кто не спасся… И я думал, что все эти люди, которых я видел, были в аду, о котором я читал».

Мальчик-пятиклассник: «У меня было ощущение, что все люди на земле исчезли, и только пятеро из нас (его семья) остались в потустороннем мире мертвых».

Бакалейщик: «Люди выглядели, как… ну, у всех у них была почерневшая от ожогов кожа… Они были без волос, потому что волосы сгорели, и с первого взгляда было непонятно, смотрите ли вы на них спереди или сзади… Многие из них погибли по дороге ― я все еще мысленно их вижу ― как призраки… Они не были похожи на людей из этого мира».

Хиросима уничтожена

Многие люди бродили по центру ― около больниц, парков, вдоль реки, пытаясь найти облегчение от боли и страданий. Вскоре здесь уже царили агония и отчаяние, так как многие раненые и умирающие люди не смогли получить помощь.

Девочка-шестиклассница: «Распухшие тела плавали по семи прежде прекрасным рекам, жестоко разбивая на кусочки детскую наивность маленькой девочки. Странный запах горящей человеческой плоти распространялся по городу, который превратился в кучу пепла».

Мальчик, 14 лет: «Пришла ночь, и я услышал много голосов, плачущих и стонущих от боли и умоляющих дать им воды. Кто-то крикнул: «Черт побери! Война калечит так много неповинных людей!» Другой сказал: «Мне больно! Дай мне воды!» Этот человек был настолько обожжен, что мы не могли сказать, был ли он мужчиной или женщиной. Небо было красным от пламени, оно горело, словно подожгли рай».

Через три дня после того, как Соединенные Штаты сбросили атомную бомбу на Хиросиму, 9 августа на Нагасаки была сброшена вторая атомная бомба. Это была 21-килотонная плутониевая бомба, которую назвали «Толстяк». В день бомбежки около 263 тысяч человек находились в Нагасаки, включая 240 тысяч гражданских, 9 тысяч японских солдат и 400 военнопленных. До 9 августа Нагасаки был объектом мелкомасштабных бомбардировок США. Хотя ущерб от этих взрывов был относительно небольшим, он вызвал серьезную озабоченность в Нагасаки, и многие люди были эвакуированы в сельские районы, тем самым уменьшив численность населения в городе во время ядерного нападения. По оценкам, от 40 до 75 тысяч человек погибло сразу после взрыва, а еще 60 тысяч человек получили серьезные ранения. Всего к концу 1945 года умерло, предположительно, около 80 тысяч человек.

Решение о применении второй бомбы было принято 7 августа 1945 года на Гуаме. Тем самым США хотели продемонстрировать, что располагают бесконечным запасом нового оружия против Японии, и что они будут продолжать сбрасывать атомные бомбы на Японию, пока та безоговорочно не капитулирует.

Однако первоначальной целью второй атомной бомбардировки был не Нагасаки. Чиновники выбрали город Кокура, где у Японии был один из самых крупных заводов по производству боеприпасов.

Утром 9 августа 1945 года самолет B-29 «Бокскар», пилотируемый майором Чарльзом Суини, должен был доставить «Толстяка» в город Кокура. Сопровождали Суини лейтенант Чарльз Дональд Альбери и лейтенант Фред Оливи, стрелок Фредерик Эшворт и бомбардир Кермит Бихан. В 3:49 утра «Бокскар» и пять других В-29 покинули остров Тиниан и направились к Кокуре.

Через семь часов самолет подлетел к городу. Плотные облака и дым от пожаров после авианалета на соседний город Явата закрыли большую часть неба над Кокурой, заслоняя цель. В течение следующих пятидесяти минут пилот Чарльз Суини совершил три захода на бомбометание, но бомбардиру Бихану не удалось сбросить бомбу, потому что он не мог визуально определить цель. К моменту третьего захода их обнаружили японские противовоздушные зенитки, а второй лейтенант Джейкоб Безер, который следил за радиоэфиром японцев, сообщил о приближении японских истребителей.

Топливо заканчивалось, и экипаж борта «Бокскар» решил атаковать вторую цель, Нагасаки. Когда через 20 минут B-29 пролетел над городом, небо над ним тоже было закрыто плотными облаками. Стрелок Фредерик Эшворт предложил бомбить Нагасаки с помощью радара. В этот момент небольшое окошко в облаках, обнаруженное в конце трехминутного захода на бомбометание позволило бомбардиру Кермиту Бихану визуально определить цель.

В 10:58 утра по местному времени «Бокскар» сбросил «Толстяка». Через 43 секунды на высоте 1650 футов, примерно в 1,5 милях к северо-западу от предполагаемой точки прицеливания произошел взрыв, мощность которого составила 21 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Радиус полного разрушения от атомного взрыва составлял около одной мили, после чего пожар распространился по всей северной части города ― около двух миль к югу от места падения бомбы. В отличие от построек Хиросимы, почти все здания в Нагасаки были традиционной японской постройки ― деревянные каркасы, деревянные стены и черепичные крыши. Многие небольшие промышленные и коммерческие предприятия тоже были расположены в зданиях, которые не в состоянии выдерживать взрывы. В результате атомный взрыв над Нагасаки сравнял с землей все в радиусе своего поражения.

Из-за того, что сбросить «Толстяка» точно в цель не получилось, атомный взрыв был ограничен долиной Ураками. В результате большая часть города не пострадала. «Толстяк» упал на промышленную долину города между сталелитейным и оружейным производствами «Митсубиси» на юге и торпедным производством «Мицубиси-Ураками» на севере. Полученный взрыв имел мощность, эквивалентную 21 килотонне тротила, примерно такой же, как и взрыв бомбы «Тринити». Почти половина города была полностью разрушена.

Оливи : «Внезапно в кабине вспыхнул свет тысячи солнц. Даже в затемненных сварщицких очках я вздрогнул и закрыл глаза на пару секунд. Я предполагал, что мы пролетели около семи миль от эпицентра и летим в направлении от цели, но свет ослепил меня на мгновение. Мне никогда не приходилось видеть такой сильный голубой свет, может быть, в три или четыре раза ярче солнца, сиявшего над нами».

«Я никогда не видел ничего подобного! Самый большой взрыв, который я когда-либо видел… Этот столб дыма трудно описать. Огромная белая масса пламени кипит в грибообразном облаке. Оно розоватое, лососевого цвета. Основание черное и немного отстоит от гриба».

«Грибообразное облако двигалось прямо к нам, я сразу же поднял глаза и увидел, как оно приближается к «Бокскару». Нам сказали не летать через атомное облако, потому что это было чрезвычайно опасно для экипажа и самолета. Зная это, Суини повернул «Бокскар» круто вправо, подальше от облака, широко открыв дроссели. На несколько мгновений мы не могли понять, вырвались ли мы из зловещего облака или оно нас захватило, но постепенно мы отделились от него, к большому облегчению».

Тацуичиро Акизуки : «Все здания, которые я видел, были в огне… Электрические столбы были окутаны пламенем, как множество огромных спичек… Казалось, что сама земля извергала огонь и дым ― пламя извивалось и выбрасывалось прямо из-под земли. Небо было темным, земля была алой, между ними висели облака желтоватого дыма. Три цвета ― черный, желтый и алый ― зловеще проносились над людьми, которые метались, как пытающиеся убежать муравьи… Казалось, наступил конец света».

Последствия

14 августа Япония сдалась. Журналист Джордж Уэллер был «первым по Нагасаки» и описал загадочную «атомную болезнь» (начало лучевой болезни), убивавшую пациентов, которые внешне, казалось, избежали удара бомбы. Спорные и в то время, и в течение многих следующих лет, статьи Уэллера не были разрешены к публикации до 2006 года.

Полемика

Дебаты по поводу бомбы ― нужна ли была пробная демонстрация, так ли необходим был сброс бомбы на Нагасаки и многое другое ― продолжаются и по сей день.

В сентябре 1942 советской бомбардировочной авиацией была совершена серия психологических налетов на столицы балканских стран-сателлитов Германии -Будапешт,Бухарест,Софию . До той поры в Румынии и Венгрии считали, что Россия слишком далека и занята защитой своего собственного фронта, чтобы нападать на Балканы, в связи с чем там отсутствовали многие элементы предосторожности на случай бомбежек. Для Болгарии же, до сих пор поддерживавшей дипломатические отношения с СССР, бомбардировки вообще стали полной неожиданностью.

Бомбардировки Будапешта.

Особенно сильные повреждения были нанесены Будапешту. По словам дипломата одной из нейтральных стран, во время первого налета на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и, по заявлению венгерской печати, правительством было реквизировано все стекло в городе для ремонта его окон. Венгры горько жаловались, что они не понесли бы подобных потерь, если бы немцы не забрали венгерские ПВО в Германию. Налеты произвели глубокое впечатление на население, а также принесли большой ущерб. Венгры, видимо, не в состоянии были до первого налета на Будапешт постигнуть тот факт, что кто-либо осмелится подвергнуть их бомбардировке. Из передовых статей венгерских газет было очевидно, что народ жил в стране чудес, из которой можно вести войну против других наций, не получая ответных ударов. Этот фантастический миф был развеян советскими воздушными налетами.

Все три государства лихорадочно бросились организовывать противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков союзников..

Бомбардировки Бухареста.

Первоначально 4-й авиакорпус ДД полковника В. А. Судца (штаб в Запорожье) находился в резерве, а начиная с 25 июня он приступил к боевой работе. Первой бомбила Бухарест 26 июня пятерка "ильюшиных" ст. лейтенанта Цейгина. В столице Румынии зазвучали сигналы воздушной тревоги, на центр города с высоты 7000 м упали 9 ФАБ-250 и 12 ЗАБ-50, наша сторона добилась определенного психологического эффекта воздействия на население. При отходе от Бухареста был сбит экипаж лейтенанта Мухартых - вероятно, первая потеря части с начала войны.

В ночь на 2 июля после длительного перерыва атаковали румынские объекты экипажи 4-го авиакорпуса ГК. Планировалось задействовать 24 ДБ-3ф для удара по Плоешти, но плохие метеоусловия помешали командованию 50-й авиадивизии поднять в небо хоть один бомбардировщик. Из 14 самолетов 22-й авиадивизии четыре вернулись вскоре после взлета из-за различных неисправностей, а половина оставшихся атаковала запасную цель - Бухарест, при этом один экипаж пропал без вести.

Адмирал Н. Г. Кузнецов порекомендовал Военному совету ЧФ нанести новые воздушные удары по Бухаресту с целью оттянуть туда часть сил вражеской авиации. Поскольку к этому времени был накоплен определенный опыт налетов на Берлин, авиаторам приказали использовать максимально тяжелые бомбы. Военный совет сразу же взялся за подготовку рейда. В ночь на 8 сентября семь ДБ-3Ф, ведомые зам. командира 2-го мтап Героем Советского Союза майором Н. А. Токаревым, сбросили три ФАБ-1000 и восемь ФАБ-500 на вражескую столицу. Можно отметить, что в первый день «зимней войны» этот летчик (во главе восьмерки ДБ-3) сбросил смертоносный груз на жилые кварталы Хельсинки, в результате чего погибло много мирных жителей. Теперь Токарев атаковал другую столицу неприятельского государства - Бухарест в соответствии с боевым приказом.

В ответ на бомбежки Бухареста в течение 11 сентября вражеская авиация нанесла несколько особенно сильных ударов по Одессе - только в результате утреннего налета 15 Ju88 из KG51 погиб 121 и получили ранения 162 мирных жителя. Увы, по большому счету отомстить врагу было уже нечем. В ночь на 13 сентября звено ДБ-3 сбросило на Бухарест три ФАБ-1000 и две ФАБ-250. Над ночным городом вновь были разбросаны тысячи листовок. Насколько известно, в румынской столице в сентябре от налетов пострадало 14 человек. Тем не менее стамбульский корреспондент британской газеты «Таймс» сообщил о переезде в результате бомбардировок румынского правительства из Бухареста в Синаю. Советская пресса преувеличила величину ущерба, нанесенного неприятелю, стремясь максимально использовать моральный эффект. Немцы же не отказали себе в удовольствии лишний раз оповестить мир о «кровавых злодеяниях большевизма».

Бомбардировка Праги .
Бомбардировка Праги - бомбардировка находящейся под германской оккупацией столицы Чехословакии, проведённая Военно-воздушными силами США 14 февраля 1945 года . Как позднее утверждали представители американских ВВС, бомбардировка произошла по ошибке вследствие того, что самолёты, летевшие бомбить Дрезден, сбились с курса.
Около 60 бомбардировщиков B-17 Flying Fortress сбросили 152 тонны бомб на густонаселённые районы Праги. В результате погиб 701 человек и было ранено 1184 человека, все они являлись гражданскими лицами. Было разрушено около ста зданий, некоторые из которых представляли культурно-историческую ценность.

Бомбардировки Загреба.
Загреб - столица Независимого государства Хорватия,существовавшего с апреля 1941 по май 1945 года.Бомбардировки Загреба в годы Второй мировой войны проводились авиацией союзников с 1943 по 1945 годы по просьбе югославских партизан. Чаще всего бомбардировкам подвергались районы Чрномерец, Боронгай и Плесо. Число погибших во время бомбардировок до сих пор не установлено. Всего было совершено 13 авианалётов самолётов США, которые были организованы силами 15-й воздушной армии.
22 февраля 1944 во время первого крупного авианалёта на город бомбами был разрушен доминиканский монастырь, в результате бомбардировок было убито восемь студентов семинарии, в ответ на что архиепископ Загреба Алоизий Степинац отправил письмо представителю Великобритании в Ватикане с осуждением подобного акта. 30 мая 1944 на район Боронгай были сброшены сто бомб, каждая из которых весила по 250 кг, что вызвало колоссальные разрушения.

Бомбардировка Сан-Марино.
Бомбардировка города Сан-Марино, произведена Королевскими военно-воздушными силами Великобритании 26 июня 1944 года во время Второй мировой войны. На город было скинуто 263 бомбы. В результате бомбардировки погибло 63 мирных жителя.
В начале сентября 1944 года Сан-Марино был оккупирован немецкими войсками, а 20 сентября его отбили союзные войска.

Бомбардировки Софии.

В конце лета 1942 года, в разгар наступления Вермахта по двум южным направлениям: на Кавказ и к Волге, в Москве было принято решение о "политических" бомбардировках, чтобы показать всему миру, и в первую очередь США, поставлявшим Советскому Союзу огромное количество боевой техники, что СССР продолжает сражаться и даже находит силы наносить удары по Берлину и столицам немецких союзников. Советская авиация дальнего действия (АДД) бомбила кроме Берлина Вену,Будапешт, Бухарест,Хельсинки, Варшаву, Братиславу и даже Софию, хотя Болгария на тот момент не находилась с Советским Союзом в состоянии войны и,более того, поддерживала дипломатические отношения. Поэтому в Софии появление в небе советских дальних бомбардировщиков Пе-8 вызвало крайнее удивление. Разрушения, правда, были не очень большими, да и советские самолеты больше Болгарию не бомбили. Но через год с небольшим в дело вступили американцы, которых стали очень раздражать нападения болгарских истребителей на бомбардировщики США, пролетавшие над территорией Болгарии для бомбежек нефтепромыслов в Румынии.

14 ноября 1943 года самолеты 12-й воздушной армии США - 91 В-25 под прикрытием 40 Р-38-совершили первый налет на Софию. Воздушная тревога была объявлена с опозданием, и истребители 2-й и 3-й авиагрупп смогли атаковать их только уже на отходе. Подпоручик Михаил Григоров сбил Р-38, который упал на территории Македонии около г. Дебар.
Следующий налет на Софию состоялся через неделю-24 ноября, когда из 60 бомбардировщиков B-24 из 15-й воздушной армии США цели смогли достигнуть только 17. На этот раз болгарские истребители были готовы к налету-с аэродрома Враждебна взлетели 24 D.520 из 2-й авиагруппы, а с аэродрома Божуристе поднялись 16 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы.
10 декабря в третьем налете на Софию участвовал 31 B-24D, которых снова прикрывали Р-38. Им навстречу с аэродрома Карлово взлетели 16 D.520 из 1-й авиагруппы, с аэродрома Враждебна - шесть D.520 из 2-й авиагруппы, а с аэродрома Божуристе - 17 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы.

Один из лучших стратегических бомбардировщиков Второй Мировой Б-24 «Либерейтор».

Последний в 1943 г. налет на Софию прошел 20 декабря. В нем участвовали уже 50 В-24 из 15-й воздушной армии США, которых сопровождали 60 Р-38. В воздух поднялись 36 D.520 из 1-й и 2-й авиагрупп и 20 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы, которые встретили противника приблизительно в 65 км юго-западнее Софии. В тот день в боях над Македонией и Болгарией было сбито семь "Лайтнингов".Американцы потеряли и четыре B-24D.Американцы утверждали, что 20 декабря сбили 28 болгарских истребителей. По американским данным, были потеряны 1 бомбардировщик и 3 истребителя.

Несмотря на отвагу и самопожертвование болгарских лётчиков, американская воздушная армада всё же достигла немалых успехов. 50 "Либерейторов" прорвали болгарский истребительный заслон, уничтожили бомбами 113 зданий в Софии и разрушили железную дорогу, в округе болгарской столицы. Из гражданского населения погибли 63 человека, а 93 мирных жителя были ранены.

Тяжелый истребитель и разведывательный самолет Локхид P-38 «Лайтнинг». На таком самолете летал и погиб Антуан де Сент-Экзюпери.

В этом бою молодой болгарский пилот Димитр Списаревский протаранил огромный "Либерейтор" своим "Мессершмиттом".В момент, когда Списаревский прибыл к месту воздушного боя, группа из 16 бомбардировщиков ускользнула из сражения и взяла курс на болгарскую столицу. Вопреки всякой военной логике Димитр, устремляется в атаку на эту группу в одиночку. Берёт одну «Летающую крепость» на прицел и начинает непрерывную стрельбу из пулемёта. "Лайтнинги" из прикрытия тоже стреляют метко, пробоин в "Мессершмитте" Списаревского становится все больше и больше, но он не замечает ничего, кроме самолёта, который идёт бомбить его столицу. За минуту-полторы Димитр израсходовал весь боезапас, но цель достигнута - вражеский бомбардировщик поврежден и начинает гореть. Тогда Списаревский замечает, что патронов уже нет, а его машина сильно повреждена. Димитр понимает, что живым из вражеской стаи самолётов всё равно не выйдет. И устремился на таран ко второму бомбардировщику.

Димитр Списаревский.

Лейтенант Джон Маклендон (пилот «Лайтнинга» прикрытия, 97-я истребительная эскадрилья, его самолёт был сбит и он пленён в тот самом бою, очевидец тарана)рассказывал:
" За шесть минут до того как мой истребитель был сбит, я видел нечто неслыханное и грозное… вихрем летящий болгарский истребитель отделился от уже падающей к земле нашей «летающей крепости», метнулся всеми силами к другой и свалился на неё. Он отрубил её хвост и Liberator разрушился как большой дуб, поражённый молнией на горе. А там был один из наших лучших экипажей. Поистине страшная смерть, даже и для самого отважного пилота".

Налеты американских бомбардировщиков сильно сказались на моральном состоянии болгарского гражданского населения. Накануне Рождества немецкий посол в Софии Адольф Хейнц Бекерле (Adolf Heinz Beckerle) сообщал в Берлин в рейхсминистерство иностранных дел:

"Министр иностранных дел Шиманов сегодня попросил меня прибыть к себе и изложил мне опасения болгарского правительства относительно дальнейших воздушных налетов противника.

После последнего налета оно [правительство] очень сильно озабочено тем, что болгарские города, и в частности София, вследствие нехватки подвалов и других убежищ очень уязвимы от воздушных налетов, и что у болгарского населения нет такой стойкости, как у нас, немцев, и что новые налеты окажут неприятное воздействие на моральное состояние болгарского общества.

Поэтому болгарское правительство просит правительство Германии рассмотреть вопрос о возможности посылки в Софию ста немецких истребителей с соответствующим наземным персоналом. Кроме того, оно просит о немедленной поставке 50 истребителей "Мессершмитт". Единственная защита от вражеских налетов - это их истребители, которые действительно решительно атакуют противника, но которых после каждого вылета становится все, меньше.

Истребители французского производства Девуатин D.520, находившиеся на вооружении болгарских ВВС(трофеи переданные немцами болгарам).

Он [Шиманов] также обратил мое внимание на то, как это важно психологически, если болгарский народ, благодаря помощи немецкой авиации, не будет чувствовать себя беззащитным перед вражескими воздушными налетами".

На этот раз Германия серьезно отнеслась к просьбе Болгарии. Люфтваффе направили на защиту Софии одну истребительную группу, начали переподготовку пятидесяти болгарских пилотов " и предоставили болгарской авиации дополнительную материальную помощь. В течение января - февраля 1944 г. ей было передано 40 "Мессершмитов" Bf-109G-6 и 25 Bf-109G-2,32 "Юнкерса" Ju-87D-3/D-5,10 Фокке-Вульфов FW-58, а также 9 Bu-131 и 5 Аг-96В. Однако большинство новых "Мессершмиттов" прибыли в Болгарию уже после "черного понедельника".

В понедельник 10 января 1944 г. на Софию было совершено два налета. Около полудня над городом под мощным истребительным прикрытием появились 180 В-17, а вечером его атаковали 80 английских бомбардировщиков. В результате в Софии были уничтожены 4100 зданий, погибли 750 и были ранены 710 человек. В отражении налетов участвовали 70 болгарских и 30 немецких истребителей, которым удалось сбить восемь бомбардировщиков и пять Р-38.

Налеты 10 января имели тяжелейшие последствия для болгарской столицы. Около трехсот тысяч жителей покинули город, школы были закрыты, государственные учреждения прекратили работу, а большая часть чиновников также выехали из города. Даже спустя две недели жизнь в Софии все еще не нормализовалась. 23 января немецкое посольство сообщало в Берлин по телеграфу: "Работы по ликвидации последствий продвигаются чрезвычайно медленно. Вода и электричество все еще подаются лишь частично, телефон не работает. Большинство магазинов закрыто".

Бомбардировка Софии. Чуть выше центра виден православный собор на площади.

Только в феврале измученное население Софии, наконец, почувствовало, что жизнь города начала входить в нормальное русло. Однако уже 16, 17 и 29 марта город подвергся новым налетам. Но самый мощный налет состоялся 30 марта. В нем участвовали 450 тяжелых бомбардировщиков: американские В-17 и В-24 и английские "Галифаксы", которых сопровождали 150 Р-38. В результате бомбежки в Софии было отмечено около двух тысяч пожаров.

Чтобы отразить налет, командование 6-го истребительного полка подняло в воздух 73 самолета: с аэродрома Карлово взлетели 28 D.520 во главе с командиром 1-й авиагруппы поручиком Богданом Илиевым, с аэродрома Враждебна - 6 D.520 и 19 Bf- 109G-6 из 2-й авиагруппы во главе с поручиком Бончевым, а с аэродрома Божуристе-20 Bf-109G-6, которые вел командир 3-й авиагруппы поручик Стоянов. Кроме того, взлетели и четыре учебных Avia В-534, которые, как ни удивительно, смогли повредить один "Либерейтор".
17 апреля 1944 г. в 11.35 в Софии снова прозвучали сигналы воздушной тревоги. К городу приближались 350 В-17, летевших четырьмя "волнами", которых сопровождали 100 истребителей. Именно во время отражения этого налета, ставшего десятым по счету налетом на Софию, болгарская авиация понесла самые тяжелые потери с начала войны. Первыми в воздух поднялись самолеты 2-й авиагруппы - 16 BF-109G-6 и 7 D.520, которые сразу же вступили в бой. Однако оказалось, что в тот день в налете в качестве истребителей сопровождения участвовали не двухмоторные Р-38, хорошо знакомые болгарам, а Р-47 "Сандерболт" и Р-51 "Мустанг", которых служба воздушного наблюдения первоначально приняла за немецкие истребители. В результате, когда болгары поняли свою ошибку, было уже поздно и 2-я авиагруппа, попав под удар неожиданно появившихся "Мустангов", потеряла сразу семь "Мессершмиттов".

Дальние истребители "Мустанг". Эти истребители "добили" немецкую ПВО.

Бомбардировки Вены.

Первый налет на Вен у был произведен советскими дальними бомбардировщиками Пе-8 четвертого сентября 1942 года. Затем до 17 марта 1944 года наступило затишье, которое было нарушено первыми налетами англо-американской авиации базировавшейся на итальянские аэродромы. После высадки союзников в Нормандии большая часть немецкой авиации была переброшена для противодействия наступающим войскам США и Англии.В июне 1944 года оставшиеся истребители сбили одну десятую из 550 бомбардировщиков участвовавших в налете.

Противовоздушная оборона Вены состояла из кольца зенитных батарей расположенных вокруг города и из трех пар Флэктауэр. Это были огромные сооружения предназначенные для размещения в них зенитных орудий.

Одна из венских флэктауэров. Вид снизу.

Батарея на флэктауэре. На заднем плане видна вторая башня из "пары" , с радиолокатором.

В связи с нехваткой авиабензина к осени 1944 года зенитная артиллерия стала единственной защитой от авианалетов. Чтобы сбить один самолет расходовалось в среднем 5000 снарядов малого калибра и 3400 снарядов большого калибра. В дневное время сбивался один самолет из 125, ночью один из 145. Тем не менее, примерно одна третья часть бомбардировщиков и истребителей сопровождения получали значительные повреждения.

Некоторые из венских оборонных предприятий были перемещены в защищенные места, такие как пещеры или укрыты иным способом.Военное производство даже увеличилось.Использовался труд заключенных и военнопленных. Пути сообщения, в том числе резервные, перестали функционировать только в последние дни войны.

Вена подверглась бомбежкам 52 раза в течении войны. Были разрушены 87000 зданий (20% от общего количества). На весь город остались только 41 исправный гражданский автомобиль. В городе насчитывалось более 3000 воронок. 270000 человек стали бездомными.

Бомбардировки Рима и Ватикана.

Бомбардировки Рима производились в 1943 и 1944 годах, в основном англо-американской авиацией и, в меньшей степени, немецкими самолетами, до освобождения Рима 4 июня 1944 года. Папе Римскому Пию XII не удались вначале его попытки объявить Рим открытым городом посредством переговоров с президентом США Рузвельтом при посредничестве архиепископа Нью-Йорка (будущего кардинала) Спеллмана. В конце концов Рим все же был объявлен открытым городом 14 августа 1943 года, через день после последней бомбардировки авиацией союзников.

Англо-американская авиация совершила 110000 самолето-вылетов на бомбежки Рима, потеряв при этом 600 самолетов и 3600 членов экипажей погибшими. Всего, до захвата Рима было сброшено 60000 тонн бомб в течении 78 дней.

Первая бомбардировка Рима была произведена 16 мая 1943 года, за три месяца до немецкой оккупации города. Именно тогда Папа Римский и обратился к Рузвельту с просьбой "освободить Рим с его бесценными храмами от возможных дальнейших боли и опустошения и от невосстановимого разрушения".

16 июня 1943 года Рузвельт ответил: "Атаки на Италию ограничены, насколько это возможно в человеческих силах, военными объектами. Мы не намерены вести войну против гражданских лиц и невоенных объектов. В случае крайней необходимости для проведения боевых операций в небе над Римом, наши летчики хорошо ознакомлены с расположением Ватикана и особо проинструктированы не допустить сбрасывания бомб над Ватиканом-сити".

Американские пилоты, среди которых было множество католиков, относились к Риму и Ватикану с большим почтением. Напротив, английское общественное мнение и, естественно, мнение английских летчиков склонялось к тому, что город надо бомбить. Англичане не забыли, что итальянские самолеты принимали участие в налетах на Лондон, в самом мощном авианаступлении- "Блиц".

Можно отметить две особо тяжелые бомбардировки: 19 июля и 13 августа 1943 года. 19 июля 521 самолет союзников бомбил три цели ранив при этом тысячи горожан. После бомбежки Папа Пий XII вместе с монсеньором Монтини (будущим папой Павлом VI) проехал к церкви Сан Лоренцо, сильно поврежденной во время бомбежки, и раздал большую сумму денег(около двух миллионов фунтов стерлингов) людям в толпе. В этот же день, между 11 и 12 часами, 150 летающих крепостей В-17 нанесли удар по товарной станции и сталепрокатному заводу в том же Сан Лоренцо. Во второй половине дня авиация союзников атвковала еще две цели в Риме, в том числе аэропорт.

Легендарный бомбардировщик В-17 "Летающая крепость" славился своей живучестью. Были случаи когда поврежденный самолет возвращался на одном моторе. Последний налет союзников на Рим состоялся 13 августа 1943. Бомбили снова те же Сан Лоренцо и Скала дель Литторио. Ватикан придерживался официальной позиции нейтралитета. Поэтому ВВС как союзников, так и немецкие старались избегать сбрасывания бомб на территорию папского города. Тем не менее, по одному разу каждая из сторон бомбила территорию Ватикана, по ошибке. Первый раз это случилось 5 ноября 1943 года, когда английский самолет скинул четыре бомбы около железнодорожной станции Ватикана и разбил окна на высоких куполах собора Св.Петра, а также чуть не разрушил здание Радио Ватикана. разрушения не фатальные, но заметные до сих пор. Первого марта 1944 года немецкий самолет сбросил шесть бомб на Ватикан, разнеся вдребезги подворье Св.Дамасо.

Папа Пий XII в годы войны.

Бомбардировки Манилы.

Столицу Филиппин Манилу японские бомбардировщики бомбили 1 января 1942 года. Налет 63 бомбардировщиков был произведен после того, как по настоянию правительства страны во избежание разрушений Манила была объявлена открытым городом и были выведены филиппинские и американские войска, включая зенитные орудия.

Соединенные Штаты начали бомбардировки Манилы 7 января 1945 года, почти через три месяца после высадки американского десанта на востоке Филиппин в заливе Лейте. Японцы защищались в Маниле яростно, до последнего человека. Бои длились с 3 февраля по 3 марта 1945 года. Сегодня трудно сказать, что разрушило Манилу в большей степени - авиабомбежки или наземные бои. Американцы понесли потери около 1000 человек погибших и до 6000 раненных, у японцев насчитывается свыше 16000 погибших. Мирных жителей Манилы погибло около 100 тысяч человек. Город был буквально стерт с лица земли. Это было самое кровавое и разрушительное городское сражение в бассейне Тихого океана.

Вид с воздуха на разрушенную Манилу.

Бомбардировки Токио.

Первый авианалет на Токио состоялся 18 апреля 1942 года, в день рождения императора Хирохито. Налет был осуществлен в ответ на обстрел территории США с японской подводной лодки всплывшей у берегов Калифорнии и приуроченный ко дню рождения президента Рузвельта(30 января 1942 года). Американцы ответили с присущим им размахом. В налете участвовали 16 бомбардировщиков В-25 стартовавшие с борта авианосца "Хорнет". Но об этом в отдельной статье.

Следующий рейд на японскую столицу состоялся 24 ноября 1944 года, когда 88 самолетов бомбили Токио. Бомбы были сброшены с высоты около 10 километров и, по оценкам, только около 10 % из них поразило намеченные цели.
Первые рейды проводились силами 12-й воздушной армии США с авиабаз в материковом Китае в рамках Операции Matterhorn. Это никогда не рассматривалось как удовлетворительное решение, не только из-за сложностей снабжения китайских аэродромов (поставки шли через «Горб» - воздушный мост из Индии в Китай через Гималаи), но и потому что B-29 могли достичь Японии только при условии замены части бомбовой загрузки на дополнительные баки с горючим.
Налеты с Марианских островов.
Когда стратегия «прыжков с острова на остров» адмирала Нимица привела к захвату Марианских островов, расположенных в пределах дальности полета B-29 от Японии, 12-я воздушная армия переместила туда свои базы (особенно на Гуам и Тиниан). Теперь B-29 могли летать бомбить Японию с полной бомбовой загрузкой.

Так же как и в Европе, ВВС США пытались придерживаться практики дневных точечных бомбардировок. Это, однако, оказалось невозможным из-за наличия около берегов Японии сильных ветров в стратосфере, делавших невозможным прицельное бомбометание. Ли Мей, командовавший в то время 12-й воздушной армией, приказал переключиться к тактике массированных ночных бомбардировок с использованием зажигательных бомб с высот около 2 километров по основной агломерации городов, включающей Токио, Нагоя, Осака и Кобе. Несмотря на ограниченный первоначальный успех бомбежек, особенно против Нагои, Ли Мей продолжил использование этой тактики против японских городов. Атаки против стратегических объектов также проводились путем дневных бомбежек с более низких высот.
Первый успешный бомбовый рейд с использованием зажигательных бомб был проведен на Кобе 3 февраля 1945: почти половина основных заводов города была повреждена, объем производства на одной из двух городских верфей упал более чем в два раза.

Бомбардировщик В-29 " вывалил" свой смертоносный груз.

Большая часть бронирования и вооружения бомбардировщиков снималась чтобы увеличить бомбовую загрузку; японская система ПВО по количеству ночных истребителей и зениток была настолько слаба, что это было вполне возможным.
Первый рейд такого типа на Токио произошел в ночь с 23 на 24 февраля, когда 174 B-29 уничтожили около 3 кв. км. города. В ночь с 9 на 10 марта 334 B-29 провели повторный налет на Токио, сбросив около 1 700 тонн бомб. Около 40 кв. км. площади города было разрушено; свыше 100 000 человек погибло в возникшем огненном смерче. Урон был максимальным в части города к западу от Императорского дворца. Это был самый разрушительный в истории налет с использованием обычных вооружений . Город был сделан преимущественно из дерева и бумаги, и японские методы борьбы с пожарами оказались неэффективными. Пожары вышли из-под контроля, нагревая воду в каналах до кипения и вызывая самопроизвольное самовозгорание целых кварталов. Результаты зажигательных бомбардировок Токио подтвердили опасения, высказанные адмиралом Ямамото еще в 1939: «Японские города, будучи сделанными из дерева и бумаги, загорятся очень легко. Армия может заниматься самовосхвалением сколько хочет, но если начнется война и будут крупномасштабные авианалеты, страшно представить что тогда произойдет.»

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Мой электронный адрес: [email protected]. Буду очень благодарен.

Что мы знаем о войне на Западе? А на Тихом океане? А была ли война в Африке? Кто бомбил Австралию? В этих вопросах мы профаны. О древних римлянах осведомлены достаточно неплохо. Египетские пирамиды знаем, как свои пять пальцев. А здесь, как будто учебник истории пополам разорвали. На Великой Отечественной зациклило. А Второй мировой, как и не было. Совковая идеологическая машина проехала мимо этих событий. Нет ни книг, ни фильмов. Даже диссертации историки на эти темы не писали. Мы там не участвовали, а значит и нечего об этом распространяться. Штаты потеряли память об участии Союза в войне. Ну и мы в отместку об иной войне, кроме своей, советско-германской, молчим.

Стирая белые пятна в истории Второй мировой, расскажем об одном ее этапе — блиц-бомбардировке Великобритании.

Бомбардировка Острова проводилась Германией с 7 сентября 1940 года по 10 мая 1941 года, как часть «Битвы за Британию». Хотя «блиц» был направлен на многие города по всей стране, начался он с бомбардировки Лондона и продолжался в течение 57 ночей подряд. К концу мая 1941 года более 43 тысяч мирных жителей погибли в результате бомбардировок, половина из них в Лондоне. Большое количество домов в Лондоне были разрушены или повреждены. 1 400 тысяч человек лишились жилья. Самая масштабная бомбардировка Лондона произошла 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало город вечером и ещё 250 — ночью. Бомбы большого калибра наносили существенный ущерб дамбам и другим гидротехническим сооружениям, ограждающим Темзу. Было отмечено более ста значительных повреждений, грозивших затоплением низменных частей Лондона. Для предотвращения катастрофы городские коммунальные службы вели регулярные восстановительные работы. Во избежание паники среди населения работы проводились в режиме строгой секретности.

Несмотря на то, что власти Лондона готовили бомбоубежища еще с 1938 года, их все же нехватало, а большинство из них оказалось просто «муляжами». Около 180 тысяч лондонцев спасались от бомбежек в метро. И хотя правительство первоначально не приветствовало такое решение, люди просто покупали билеты и пережидали там налеты. Фотографии веселых, поющих и танцующих в подземке людей, которые цензура разрешала публиковать, не могут рассказать о духоте, крысах и вшах, с которыми там приходилось сталкиваться. И даже станции метро не были гарантированы от прямого попадания бомбы, как это случилось на станции «Бэнк», когда погибло более сотни человек. Поэтому большинство лондонцев просто залезали дома под одеяло и молились.

10 мая 1941 года Лондон подвергся последнему мощному авианалету. 550 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на город в течение нескольких часов около 100 тысяч зажигательных и сотни обычных бомб. Возникло более 2 тысяч пожаров, было разрушено 150 водопроводных магистралей и пять доков, 3 тысячи человек погибли. В ходе этого налета было сильно повреждено здание парламента.

Лондон был не единственным городом, который страдал во время бомбардировки авиацией. Другие важные военные и промышленные центры, такие как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Клайдбэнк, Ковентри, Эксетер, Гринок, Шеффилд, Суонси, Ливерпуль, Халл, Манчестер, Портсмут, Плимут, Ноттингем, Брайтон, Истборн, Сандерленд, и Саутгемптон выдержали тяжелые воздушные налеты и понесли большое число жертв.

Налеты осуществлялись силами от 100 до 150 средних бомбардировщиков. Только в сентябре 1940 г. на Южную Англию было сброшено 7 320 тонн бомб, в том числе 6 224 тонны — на Лондон.

К началу лета 1940 года британские власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов, как потенциальных целей для бомбардировок в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Детей лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну.

Британская армия помогает в расчистке города

Борьба с пожаром после воздушного налета. Манчестер. 1940 г.

А в это время Сталин с Гитлером делили Европу. СССР и Германия осуществляли на практике договоренности пакта Молотова-Риббентропа. Без минуты сбоя, точно по графику, шли десятки эшелонов с зерном, металлом, нефтью, бензином, хлопком, и прочая, прочая в жернова нацистов. Это с нашего металла отливали бомбы, падавшие на Британию, это наш хлеб ели немецкие асы перед полетом на остров. Это наше топливо заливали в баки бомбардировщиков Люфтваффе. Но мы об этом молчали тогда, молчим и сегодня.

Конечно британцы, вместе с союзниками отомстили нацистам, и весьма жестоко. Ковровые бомбардировки городов Германии до сих пор вызывают ужас своими последствиями. Об этом следующий наш материал.

В тревожные времена стоит надеяться на лучшее, но важно быть подготовленным к любому развитию событий. Пусть никогда не понадобятся правила действий на случай попадания под артобстрел или бомбардировку: что делать, куда бежать и как прятаться?

Внезапный артобстрел.

Если вы услышали свист снаряда (он похож больше на шорох), а через 2-3 секунды - взрыв, сразу падайте на землю. Не паникуйте: уже то, что вы слышите сам звук полета, означает, что снаряд пролетел достаточно далеко от вас, а те секунды перед взрывом лишь подтвердили достаточно безопасное расстояние. Однако следующий снаряд полетит ближе к вам, поэтому вместо самоуспокоения быстро и внимательно оглянитесь вокруг: где можно спрятаться надежнее? В случае, если обстрел застал вас в маршрутке, троллейбусе или трамвае - следует немедленно остановить транспорт, отбежать от дороги в направлении «от зданий и сооружений» и залечь на землю. Оглянитесь и глазами поищите более надежное укрытие неподалеку. Перебегать следует короткими быстрыми бросками сразу после следующего взрыва. Если первые взрывы застали вас в дороге на собственном автомобиле - не рассчитывайте, что на авто вы сможете быстро убежать от обстрела: вы никогда не будете знать, в какую сторону перенесется огонь, и не начнется ли дальше обстрел, скажем, из минометов. Кроме того, бензобак вашего авто добавляет опасного риска обгореть. Поэтому опять-таки: немедленно останавливайте машину и быстрее ищите укрытие.

Не подходят для укрытия:

Подъезды любых зданий, даже небольшие пристроенные сооружения. От многоэтажных / многоквартирных домов вообще следует отбежать хотя бы метров на 30-50;

Места под разной техникой (скажем, под грузовиком или под автобусом);

Обычные ЖЭКовские подвалы домов. Они совершенно не приспособлены для укрытия во времени авиа налетов или ракетно-артиллерийских обстрелов (речь идет о слабых перекрытиях, отсутствие запасных выходов, вентиляции и т.д.). Есть большой риск оказаться под массивными завалами. Загромождение таких подвалов влечет риск моментального пожара или задымленности.

Никогда не следует прятаться снаружи под стенами современных зданий! Нынешние бетонные «коробки» не имеют ни малейшего запаса прочности и легко рассыпаются (или «складываются») не только от прямого попадания, но и даже от сильной взрывной волны: есть большой риск оползней и завалов. Нельзя также прятаться под стенами офисов и магазинов: от взрывной волны сверху будет падать много стекла; это не менее опасно, чем металлические осколки снарядов.

Иногда люди инстинктивно прячутся среди любых штабелей, в местах, заложенных контейнерами, заставленных ящиками, стройматериалами и т.п. (вступает в дело подсознательный рефлекс: спрятаться так, чтобы не видеть ничего). Эта ошибка опасна тем, что вокруг вас могут быть легковоспламеняющиеся предметы и вещества: возникает риск оказаться среди внезапного пожара.

Порой люди из страха прыгали в реку, в пруд, фонтан и т.д. Взрыв бомбы или снаряда в воде даже на значительном расстоянии очень опасны: сильный гидроудар и - как следствие - тяжелая контузия.

Можно спрятаться в следующих местах:

В специально оборудованном бомбоубежище (если повезет). От обычного ЖЭКовского подвала настоящее бомбоубежище отличается толстым надежным перекрытием над головой, системой вентиляции и наличием двух (и более) выходов на поверхность;

В подземном переходе;

В метро (идеально подходит);

В любой канаве, траншеи или яме;

В широкой трубе водостока под дорогой (не стоит лезть слишком глубоко, максимум на 3-4 метра);

Вдоль высокого бордюра или фундамента забора;

В очень глубоком подвале под капитальными домами старой застройки (желательно, чтобы он имел 2 выхода);

В подземном овощехранилище, силосной яме и т.п.;

В смотровой яме открытого (на воздухе) гаража или СТО;

В канализационных люках рядом с вашим домом, это очень хороший тайник (но хватит ли у вас сил быстро открыть тяжелую железяку? Важно также, чтобы это была именно канализация или водоснабжение - ни в коем случае не газовая магистраль!)

В ямах-«воронках», оставшихся от предыдущих обстрелов или авиа налетов.

В худшем случае - когда в поле зрения нет укрытия, куда можно перебежать одним быстрым броском - просто ложитесь на землю и лежите, закрыв голову руками! Подавляющее большинство снарядов и бомб разрываются в верхнем слое почвы или асфальта, поэтому осколки в момент взрыва разлетаются на высоте не менее 30-50 см над поверхностью.

Итак, общее правило: ваше укрытие должно быть хоть минимально углубленным и, вместе с тем, должен находиться подальше от сооружений, которые могут обрушиться на вас сверху при прямом попадании, или могут загореться. Идеальная защита дает траншея или канава (подобная окопу) глубиной 1-2 метра, на открытом месте.

Спрятавшись в укрытии, ложитесь и обхватите голову руками. Приоткройте рот - это убережет от контузии при близком разрыве снаряда или бомбы.

Не паникуйте. Займите свою психику чем-то. Можно считать взрывы: знайте, что максимум после 100-го взрыва обстрел точно закончится. Можно попытаться мысленно считать минуты.

Во-первых, это отвлекает. Во-вторых, так вы сможете ориентироваться в ситуации: артиллерийский обстрел не длится вечно, максимум - двадцать минут; авиа налет - значительно меньше.

В наше время не бывает длинных бомбардировок, большие группы бомбардировщиков не применяются.

После окончания обстрела (бомбардировка)

Оставляя место убежища, не давайте себе расслабиться. Теперь вся ваше внимание должно быть сконцентрировано себе под ноги! Не поднимайте с земли никаких незнакомых вам предметов: авиабомба, ракета или снаряд могли быть кассетными! Боевые элементы часто разрываются при падении, но могут взорваться позже, в руках - от малейшего движения или прикосновения.

Все внимание - детям и подросткам: не дайте им поднять что-нибудь из-под ног! Наибольшие потери в югославском конфликте были в самом начале войны среди гражданских людей, которых боевые действия застали молниеносно: отсутствие подготовки и соблюдения элементарных правил - огромная опасность, которой можно избежать.