Печально я гляжу на наше поколение читать. Сочинение: Лермонтов м. ю. Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Лермонтов М. Ю. - «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Дата написания: 1838 год

Читает Михаил Царев

Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, - 10 ноября 1987, Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Тоже решил разместить цитату) Уж больно хорошо сказано)

2017 год:
Нынче дети грубые, не любят гулять и играть, ничего им не интересно, потому что у них есть планшет и социальные сети. В планшете мультики и игры, а в социальных сетях - мемы и педофилы, вот и залипают целыми днями. Нет, чтобы с друзьями пообщаться, так они в парке с товарищами - со смартфоном в руке, в кафе зайдут - селфи вместе делают! Раньше такого не было, просто напасть с этим поколением. Кажется, мы его потеряли.
2002 год:
Нынче дети от рук отбились, ничего им не надо от жизни, всё готовое подавай, и разговаривают каким-то нечеловеческим языком: “Ня! Кавай! Десу!” Всё потому, что у них есть форумы, аниме и субкультуры. Намажут глаза подводкой и някают над своими китайскими порномультиками по форумам. Нет, чтобы с друзьями куда-то выбраться, кроме этих идиотских форумных сходок по паркам и анимешных вечеринок по кафешкам! С совестью непонятно, а ума у них точно нет. Просто поколение-конец. Кажется, мы его потеряли.
1987 год:
Нынче дети - оторви да выбрось, н чем не интересуются, ничего им от жизни не надо и волосы дыбом. А всё потому, что у них видаки, рок-группы и лак для волос. Устроят на голове дикобраза и давай свой рок сипеть и хрипеть. Нет, чтобы с товарищами погулять, в смысле, не с магнитолой на плече, и ещё сидят толпами кто по подъездам, кто по хатам с видаком. Смотрят эротику и ужастики, мозги набекрень. Совести нет, зато больно умные. Страшно подумать, что понарожают таких же дикобразов. Потерянное поколение совершенно. Раньше такого не бывало.
1972 год:
Детки сейчас пошли - своим признаешь, сразу опозоришься. Пацаны лохмы до ушей отращивают, девчонки брюки понадевали. На уме одни дискотеки и походы. Знаем, зачем они в эти походы ходят и что на дискотеках делают! Девки потом в подоле не приносят только потому, что подола нет, платье трусы не закрывает. Напрыгаются под свои пластинки и все мозги выпрыгают, а потом прямо без мозгов пошли гитарой бренчать у палаток. Раньше такого не было, раньше молодёжь серьёзная была.
1957 год:
Это что, молодёжь, это что, комсомольцы? Девки помадой понамажутся и побежали с пацанами по киношкам. Мы в их возрасте у станка стояли, а эти до сорока пяти детьми будут, куда им своих детей рожать. Так нет же, после киношек по два часа провожаются, Ахмадуллину друг другу читают, а её вон как, между прочим, протащили в “Комсомольской правде”, ну, хоть бы Некрасова читали и Маяковского. Ничего им в жизни не нужно, всё норовят из дома выкинуть: мещанство, мол. На уме только бриджи, хулахупы и марки иностранные. Раньше такого не было, раньше комсомольцы были что надо и после школы в ЗАГС не бежали, поднимали страну!
1942 год:
Дети стоят у станка.
1927 год:
Дети с ума посходили все, ни стыда, ни совести, бегают по полям в трусах, родителям дерзят, сами все дни гуртуются где-то, то песни поют, то с парашютами прыгают. Рисуют не пойми что, читают стихи такие, что уши лопаются, девки волосы пообрезали, в штанах шатаются или в юбках колени показывают, парни отцов жизни учат. Вы представляете, какое поколение растёт, на что оно будет годиться, каких детей понарожает? Раньше такого не было, раньше молодёжь себя вела прилично!
1912 год:
Молодёжь отбилась от рук. Целыми днями читают романы, в которых то стреляют, то стреляются, то вообще ни чорта неясно, одна заумь. Девицы осваивают велосипед! Иные в шароварах, как дикие мусульманки! Юнцы дерзят, читают безумные вирши, гоняют на авто. И все с ума по кино сходят, залы битком набиты, а на экранах всё та же дрянь, что в книжках: то стреляют, то стреляются и всё время закатывают глаза. Нет, ни на что не годится это поколение, слишком жизнь у них, видно, покойная. Покой его и сгубит, пропадёт и следа не оставит. Раньше такого не было… Вспомните, какова была молодёжь в патриотичном, военном 1812 году!
1812 год, весна:
Во что одеты наши девушки? Это не платье, это простыня. Что в голове у наших юношей? На голове-то, ясное дело, волосы напомажены. Одно на уме у молодёжи: на балах потанцевать да романов начитаться. Начитаются романов и бегут в пруд топиться, вот в простыне своей, как есть, и бегут. А кто не топиться, те без родительского благословения венчаться! Потому что развращают молодёжь книги и мазурки. В наше время, бывало, не всякая девица и читать-то умела, а парни всякому почтенному человеку кланялись и не дерзили. И патриотизма никакого, всё им французское любо, всё иностранное подавай. На что оно сгодится, такое поколение - считай, что и нерусское.
Пропащее, одним словом. Нет, раньше такого не было.

Читать стих «Дума» Лермонтова Михаила Юрьевича нужно всем, кто ценит социальные мотивы в творчестве поэта. Вопросам общества автор посвятил немало строк. В них он дает окружающему миру свою оценку, анализирует социум, предполагая, какое будущее его может ждать. Данное стихотворение было написано в 1838 году и стало невероятным сочетанием сатиры и элегии. Это проявляется как в форме и размере произведения, так и в его содержании. Михаил Юрьевич оценивает нынешнее поколение с присущей ему ироничной манерой, критикует его, вставляя язвительные замечания.

Текст стихотворения Лермонтова «Дума» начинается со скептической оценки современного общества. Автор утверждает, что в нем не осталось места для свободы и права выбора. Современное поколение, по убеждению поэта, не имеет ни высоких целей, ни определенных стремлений. Он уверен, что они состарятся, бессмысленно потратив свои годы. У них так и не будет возможности продемонстрировать и применить все то, на что они тратили время и силы. Лермонтов пытается пристыдить тех, кто относится к существованию равнодушно. Тут прослеживается упоминание восстания декабристов, которое отбило у молодежи всякую охоту делать хоть что-то для перемен к лучшему. Люди решили пойти по пути наименьшего сопротивления, тратя долгие годы на иссушение разума наукой. Кроме того, они боятся проявлять какие-либо чувства. Будь то ненависть или любовь, радость или грусть, все словно проходит через серый фильтр, теряя все краски и первоначальную яркость.

Невозможно не заметить ту печаль, которую вызывает у автора холодность окружающих. Таланты, которыми люди наделены от природы, просто теряют всякий смысл. Люди не хотят тратить время на их реализацию, ведь их все равно не услышат. Они смотрят на свое прошлое с усмешкой, понимая, что будущее не станет лучше. Лермонтов болезненно относится к проблеме духовного наследия. Он критично воспринимает свои произведения, считая, что вскоре и их забудут. Несмотря на убеждение автора, этому предсказанию не было суждено сбыться. Многие поколения восхищались стихотворениями Михаила Юрьевича, находили в них собственный глубокий смысл, рассуждали на философские вопросы, поднятые в работах. А его стихи до сих пор учат на уроках литературы в старших классах. Прочесть данное произведение полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Текст стихотворения Лермонтова «Дума» начинается со скептической оценки современного общества. Автор утверждает, что в нем не осталось места для свободы и права выбора. Современное поколение, по убеждению поэта, не имеет ни высоких целей, ни определенных стремлений. Он уверен, что они состарятся, бессмысленно потратив свои годы. У них так и не будет возможности продемонстрировать и применить все то, на что они тратили время и силы. Лермонтов пытается пристыдить тех, кто относится к существованию равнодушно. Тут прослеживается упоминание восстания декабристов, которое отбило у молодежи всякую охоту делать хоть что-то для перемен к лучшему. Люди решили пойти по пути наименьшего сопротивления, тратя долгие годы на иссушение разума наукой. Кроме того, они боятся проявлять какие-либо чувства. Будь то ненависть или любовь, радость или грусть, все словно проходит через серый фильтр, теряя все краски и первоначальную яркость.

Невозможно не заметить ту печаль, которую вызывает у автора холодность окружающих. Таланты, которыми люди наделены от природы, просто теряют всякий смысл. Люди не хотят тратить время на их реализацию, ведь их все равно не услышат. Они смотрят на свое прошлое с усмешкой, понимая, что будущее не станет лучше. Лермонтов болезненно относится к проблеме духовного наследия. Он критично воспринимает свои произведения, считая, что вскоре и их забудут. Несмотря на убеждение автора, этому предсказанию не было суждено сбыться. Многие поколения восхищались стихотворениями Михаила Юрьевича, находили в них собственный глубокий смысл, рассуждали на философские вопросы, поднятые в работах. А его стихи до сих пор учат на уроках литературы в старших классах. Прочесть данное произведение полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

К числу самых значительных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова относится стихотворение «Дума», написанное им в 1838 году.

«Дума» — это итоговое творение, плод серьёзных и важных размышлений поэта. В центре внимания поэтической работы – жизнь людей, судьбы молодых современников Лермонтова, их думы, настроения.

Это было славное поколение, но суровые времена пришлись на их долю: политическая реакции, пора необсуждаемого повиновения, падение нравственных идеалов. Где приложить свои силы, в каком направлении двигаться – все это было непонятно.

Молодёжь замыкалась в себе, становилась безразличной ко многим вещам. «Печально я гляжу на наше поколенье…» Образованные и культурные, но «лишние» и не имеющие ясных целей люди, не знали, куда и как применить свои силы.




Ни гением начатого труда.

В стихотворении «Дума» Лермонтов осуждает инертный и апатичный настрой своего поколения. Неспособность прозорливо видеть цель, направление, в котором нужно двигаться, вызывает в поэте внутренний протест.

«Дума» – это лирическая исповедь, где собственное «я» играет не последнюю роль. В составе местоимения «мы» оно становится частью обличаемого общего целого.








Как пир на празднике чужом.

Пытаясь вырваться из толпы, подняться над уровнем сознания современников, «я» лирического героя понимает безуспешность таких попыток, с сожалением обнаруживая и в себе безверие в лучшее, слабость и нерешительность, присущие всему поколению. Налицо троекратный психологический конфликт: внутри собственного «я», «я» и моё поколение, поколение и потомки.




Над промотавшимся отцом.

Не возгордятся потомки этим поколением. Но времена не выбирают. Лермонтов негодует, высказывает беспощадную правду, иронизирует над тем, что дорого и что бесполезно. Но, как настоящий поэт, он не остается в стороне, не становится равнодушным к происходящим событиям, к судьбе своего поколения.

Непростую метрическую конструкцию представляет собой анализируемое стихотворение «Дума». В нём шестистопные ямбические стихи чередуются с отдельными пяти- и четырехстопными, которые или начинают, или заканчивают строфу. Таким образом, акцентируясь метрически на фоне шестистопных строк, пяти- и четырехстопники оказываются самыми «яркими», самыми «ударными» - в полном соответствии с содержанием. Вот, например, второе четверостишие «Думы», являющее собой стихи трех метров (по метрической схеме 5-6-6-4):

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Используемые сравнения и метафоры в стихотворении «Дума»: «тощий плод, до времени созрелый», жизнь - «как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом», «толпой угрюмою и скоро позабытой…»

Анализируя стихотворение «Дума», мы понимаем, что оно принадлежит к плеяде программных стихотворений Лермонтова. В нём нашли отражение настроения передовой молодёжи 1830 годов. Это стихотворение перекликается с другими поэтическими произведениями Лермонтова: «Он был рождён для счастья, для надежд», «Монолог», «Чаша жизни», «Гляжу вперёд сквозь сумрак лет…».

Литературными экспертами подмечено влияние на интонационно-стилистический строй «Думы» «Ямбов» французского поэта Огюста Барбье (1805-1882).

На В.Г.Белинского «Дума» произвела неизгладимое впечатление. Он писал, что Лермонтов поразил «всех алмазной крепостию стиха… Эти стихи писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа…»

Мне импонирует сила стиха Лермонтова. Тайные думы Лермонтова об активных действиях, направленных на благо людей, выраженные в столь мощном стихе, заслуживают безграничного уважения.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.