Отрочество краткое содержание 3 глава. Переходный возраст Николеньки Иртеньева даёт о себе знать. История создания Толстой Отрочество

Бытие. Глава 48

7. Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.

Могила Рахили - это место, почитаемое как место погребения еврейского матриарха Рэйчел. Гробница, расположенная у северного входа в Вифлеем, считается священной для евреев, христиан и мусульман. С середины 1990-х годов могила называется палестинцами как мечеть Билал бин Рабах (арабский: مسجد بلال بن رباح). Место погребения матриарха Рахили, упомянутое в еврейском Танахе и христианском Ветхом Завете, однако в мусульманской литературе оспаривается между этим местом и несколькими другими на севере. Несмотря на это Могила Рахили является самым признанным кандидатом упокоения еврейского матриарха. Гробница Рахили является третьим святым местом в иудаизме и стала одним из краеугольных камней еврейско-израильской идентичности.

Самые ранние внебиблейские записи, описывающие эту гробницу как место захоронения Рахили, относятся к первому столетию 4-го века н.э. Здание Могилы Рахили в ее нынешнем виде датируется периодом Османской империи и расположена на мусульманском кладбище Османской империи. Когда сэр Моисей Монтефиоре отремонтировал участок в 1841 году и получил ключи от еврейской общины, он также добавил прихожую, в том числе михраб для мусульманской молитвы, чтобы облегчить мусульманам проблемы.

Этот участок считается местом захоронения библейского матриарха Рахили, жены Иакова и матери двух из его двенадцати сыновей. Она умерла, родив Вениамина, и «Иаков установил столп на ее могиле» (Бытие 35:19). Для евреев Могила Рахили является третьим самым святым местом после Храмовой горы в Иерусалиме и Пещерой Патриархов в Хевроне. Также сюда часто приходят женщины, которые хотят забеременеть.

В еврейской традиции считается, что Рахиль плачет о всех своих потомках. Когда евреев уводили в Вавилонское рабство она плакала, когда они проходили мимо ее могилы по дороге в Вавилон (Иеремия 31: 11-16).

Здание построено примерно в 1620 году турками-османами в форме куба, увенчанный куполом. Оно было расширено в 1860 году сэром Моисеем Монтефиором. После британского меморандума 1929 года в 1949 году ООН постановила, что к Могиле Рахили относится статус статус-кво, соглашение, одобренное Берлинским договором 1878 года о правах, привилегиях и обычаях в святых местах.

Согласно Плану Организации Объединенных Наций по разделению палестинцев 1947 года, гробница должна была быть частью управляемой зоны Иерусалима , но район был оккупирован Иорданским Хашимитским королевством, которое запрещало евреям въезжать в этот район. После израильской оккупации Западного берега в 1967 году сайт попал под контроль израильского министерства по делам религий. В 1990-х годах из-за ухудшения ситуации с безопасностью исходная куполообразная структура Могилы Рахили была укреплена. В 2005 году, после утверждения Израиля 11 сентября 2002 года, израильский забор на Западном берегу был построен вокруг гробницы, фактически аннексируя его у Палестины. В докладе 2005 года Специального докладчика УВКПЧ Джон Дугард сказал, что: «Хотя Могила Рахили является святым местом для евреев, мусульман и христиан, она была фактически закрыта для мусульман и христиан». 21 октября 2015 года ЮНЕСКО приняла спорную резолюцию, в которой подтверждается заявление 2010 года о том, что Могила Рахили была «неотъемлемой частью Палестины». 22 октября 2015 года гробница была отделена от остальной части Вифлеема серией барьеров цементных блоков.

Что посмотреть в могиле Рахили

Участок состоит из скалы с одиннадцатью камнями вокруг нее, по одному для каждого из одиннадцати сыновей Иакова, которые были живы, когда Рейчел умерла при родах. На протяжении веков скала была покрыта куполом, поддерживаемым четырьмя арками. Большая гробница теперь покрыта бархатной драпировкой.

Сегодня Могила Рахили очень близок к контрольно-пропускному пункту с палестинских территорий в Израиль. Первоначальная гробница прямоугольной конструкции с белым куполом, была окружена стеной, в комплекте с охранной башней, солдатами и колючей проволокой.

И др.) – младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова. В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычной простотой патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, – любви, которую не ослабили многие годы; о хитрости, с которой Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшей и о верности Иакова к предмету первой своей любви и о его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женой, она была наказана бесплодием, быть может, за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (). Впрочем, по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына – Иосифа . При отбытии Иакова из Месопотамии Рахиль унесла с собой и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения, вследствие какого-либо суеверия, и, когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (XXXI, 34–35), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, и погребена на дороге в Ефрафу , т. е. Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник (). Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из I кн. Царств (X, 2). И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как иудеи, так и магометане. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования. Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (). Пр. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь израильтян, осиротевшей и безутешно плачущей о сынах своих, ибо их не стало (). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, – дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет ().

Биография Рахели

Яаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава ; Яаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Леей. Когда наутро Яаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Яаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30).

В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Йосеф, сказав: Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).

Обстоятельства смерти Рахели

Различные комментаторы обращают внимание на детали рассказа о браке Яакова и Рахели.

Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахели было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским

В юности Рахель пасла скот своего отца Лавана в Падан Араме. В Пятикнижии она описывается как «красивая и стройная». В 15 лет она встретила Яакова, который бежал в Падан Арам по совету матери, чтобы спастись от гнева своего брата Эсава. В Пятикнижии рассказывается, что Яаков помог Рахели напоить скот, нечеловеческим усилием свернув с устья колодца огромный камень.

После месяца пребывания в доме своего дяди Лавана Яаков попросил у него руки его дочери Рахели. Поскольку в те времена было принято платить отцу невесты калым, а у Яакова не было ничего за душой, он предложил в качестве калыма бесплатно работать на Лавана в течение семи лет. Лаван согласился на эту сделку, и Яаков приступил к работе в качестве пастуха.

Но вот прошло семь лет, желанный день, наконец, наступил, и Лаван пригласил всех жителей деревни на свадебное торжество. Все веселились и радовались на этой свадьбе – все, кроме старшей сестры Рахель, Леи. Теперь, когда ее младшая сестра выходила замуж за Яакова, ей было предопределено стать женой его старшего брата-злодея, Эсава.

Яаков не доверял хитроумному Лавану и поэтому договорился со своей возлюбленной об условных знаках, по которым сможет узнать ее даже в полной темноте. Теперь Яаков был уверен, что Лаван вместо собственной дочери не подсунет ему кого-то другого.

Итак, Яаков стоит под хупой, ожидая появления невесты. Вот она появляется, лицо ее скрывает фата. Никто не догадвается, что под фатой – не Рахель, а ее родная сестра Лея. Лея входит под хупу и подает Яакову условный знак, о котором он договорился с ее сестрой. Это Рахель, понимая, что ее сестра будет опозорена, если хитрость Лавана раскроется, предпочла уступить ей своего возлюбленного, которого ждала семь лет.

Чтобы в конце концов получить в жены Рахель, Яакову пришлось работать на Лавана еще семь лет.

В Торе рассказывается, что Яаков любил Рахель больше, чем Лею, но зато Лея родила сыновей, Рахель же была бездетна. Это приводило к ревности и соперничеству между сестрами.

Однажды Реувен, старший сын Леи, нашел и принес матери редкое растение, мандрагору, которое, по поверью, помогает бездетным женщинам забеременеть. Узнав об этом, Рахель упросила Лею отдать ей мандрагору в обмен на ночь с Яаковом. Лея согласилась и в результате родила еще одного сына.

Чтобы иметь хотя бы приемных детей, Рахель отдала Яакову свою рабыню Билу, и та родила двоих сыновей – Дана и Нафтали.

После многих лет страданий и отчаяния Рахель родила, наконец, своего первенца, Йосефа.

После двадцати лет, проведенных в доме тестя, Яаков решает вернуться на родину. Тайно, под покровом ночи, он пускается в путь с женами и детьми. Уходя из дома отца, Рахель крадет идолов из семейной молельни.

Обнаружив бегство Яакова с семьей и пропажу идолов, Лаван пускается в погоню. Догнав Яакова, Лаван обвиняет его в краже идолов и требует устроить обыск в его вещах. Рахель, услышав об обыске, невозмутимо садится на украденных идолов и извиняется, что не может встать перед отцом из-за женского недомогания. Бурная встерча Лавана с Яаковом заканчивается заключением мирного договора.

Яаков с семьей достигает Ханаана, и здесь, по дороге из Бейт Лехема в Эфрат, Рахель умирает от родов в возрасте 36 лет. Яаков называет новорожденного сына Биньямин.

Вот и вся короткая история жизни праматери Рахель.

Две сестры, Рахель и Лея, после смерти словно поменялись ролями. Лея, счастливая мать, всю жизнь страдавшая от холодного отношения мужа, лежит рядом с Яаковом в семейной усыпальнице. А любимая жена Рахель, много лет молившая Всевышнего о ребенке, стала в сознании народа главной из праматерей.

Пророк Ермияу поднимает Рахель до уровня национального символа, делает главной из четырех праматерей, покровительницей всех сынов Израиля. Мидраш считает Рахель символом материнства.

Уникальная история любви Яакова и Рахель, ее мечта иметь детей, ее трагическая смерть делают образ Рахели героическим, а ее могилу в Бейт Лехеме – центром паломничества бездетных женщин и незамужних девушек. Все они молятся на могиле праматери Рахель о создании семьи и рождении детей.

Мидраш утверждает, что Рахель добровольно выбрала преждевременную смерть в дороге, чтобы быть похороненной не в семейной усыпальнице в Хевроне, рядом с мужем, а именно в Бейт Лехеме, мимо которого пойдут в Вавилон первые изгнанники. Яаков тоже предвидел, что его потомки пойдут в изгнание мимо могилы Рахель, и она будет молиться за их избавление и вообще за полное и окончательное Избавление еврейского народа.

А еще есть в Мидраше история о том, как Всевышний разгневался на еврейский народ и решил навеки разрушить Храм за то, что в нем установили языческого идола. И тогда встали души праотцов и праматерей и стали молить Всевышнего простить евреев и не обрекать их на вечное изгнание. Они упоминали свои заслуги в надежде, что платой за них будет прощение еврейского народа. Авраам упомянул о том, что он впервые стал распространять в мире единобожие. Ицхак – о том, что согласился быть принесенным в жертву. Но ни эти, ни другие заслуги праотцов и праматерей не заставили Всевышнего поменять свое решение. И тогда заговорила Рахель. «Владыка мира, - сказала она, - семь долгих лет я ждала того дня, когда смогу стать женой своего возлюбленного. Но когда этот день пришел, я отказалась от него и передала условный знак своей сестре Лее, чтобы не подвергать ее позору. Тогда я еще не знала, что ввожу в свой дом соперницу, что ей Ты дашь детей, а мне – нет. И если уж я смогла стерпеть все это, тем более Ты, Всемогущий, можешь сдержать свой гнев на соперника – языческого идола, внесенного в Храм». Вот тогда-то Всевышний и произнес: «Не плачь и не проливай слезы, ибо есть плата за твои поступки, и вернутся сыны в пределы свои».