Освоение и изучение территории России до XVIIIв. Тема: Освоение и изучение территории России. Отчеты по практике


Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.
История заселения, освоения и исследований территории России

В ходе урока вы узнаете, как осваивалась территория нашей страны на протяжении XX и XXI веков. Какие территориальные изменения произошли в пределах России в это время. Какие ученые внесли неоценимый вклад в изучение нашей страны за этот период.


Тема: История заселения, освоения и исследований территории России

Урок: Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.

Крушение Российской Им-перии в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независимость Финлян-дия, в 1918 г. - Польша, откололась и оккупи-рованная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории ны-нешней России, Украины, Бело-руссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные госу-дарственные образования. Но в ре-зультате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство СССР - Союз Советских Социалистических Республик.

В 1939-1940 гг. территория СССР на западе увеличилась за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии, Карельского перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. СССР была возвращена Бессарабия (в 1918 г. захвачена Румынией) и присоеди-нена населенная украинцами Се-верная Буковина. В 1940 г. в СССР вошли страны Балтии - Литва, Латвия, Эстония.

В 1944 г. в состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики. После Второй мировой войны Советский Союз получил Калининградскую область (часть Восточной Пруссии), Закарпатскую Украину (до 1945 г. — часть Чехословакии), в Заполярье — Никель и Печенгу, а на Дальнем Вос-токе — Курильские острова и Южный Сахалин (возвращенные в результа-те разгрома Японии).

В 1991 г. произошел распад СССР на отдельные независимые государ-ства — бывшие союзные республики. (см. рис. 1)

Рис. 1. Присоединение и утрата территорий России в ХХ в. ()

Начиная с XX века, в России усиливается практическая роль географической науки. Особенно после того, как был провозглашен сдвиг хозяйства на Восток - в малоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Для их освоения необходимо было наладить транспортные связи. В этом смысле практическое значение имел Северный Ледовитый океан. Еще со времен М.В. Ломоносова было ясно, что наши северные земли нуждаются в развитии путей сообщения - без этого невозможно было освоение богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Впадающие в Северный Ледовитый океан многочисленные реки и Северный морской путь могли бы стать основой транспортной системы. Для создания такой системы в конце XIX - первой половине XX в. на побережье и островах Северного Ледовитого океана строились радио - и метеостанции, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, уточнялись морские карты и лоции. Навигация осуществлялась специальными судами — ледоколами.

В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина (см. рис. 2) впервые в истории прошла Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Землю с севера.

Рис. 2. Шмидт (слева) и Воронин (справа) ()

С этого времени Северный морской путь стал использоваться для регулярной связи между Европейской частью России и Дальним Востоком. (см. рис. 3)

Рис. 3. Северный Морской Путь ()

Лучше исследовать природу Арктики позволили полярные экспедиции на дрейфующих станциях [Л1] . В 1937-1938 гг. проходил знаменитый дрейф станции «Северный полюс» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина. (см. рис.4)

Рис. 4. Папанин И.Д. на дрейфующей станции

Новая эпоха в исследовании этого района началась с появления атомных ледоколов.

17 августа 1977 года ледокол «Арктика» стал первым в истории достигшим Северного полюса. (см. рис. 5) Сейчас такие рейсы атомоходов стали обыденными.

Рис. 5. Атомоход "Арктика" ()

В советские годы были практически завершены географические откры-тия в удаленных районах страны, уточнены сведения о ряде географиче-ских объектов (высоты гор, расположение хребтов и т. д.) на хорошо из-вестных территориях.

В 1920-1930-е гг. экспедицией С.В. Обручева (см. рис. 6) были сделаны важные географические открытия во внутренних районах Вос-точной Сибири и Северо-Востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена огромная горная система, названная в честь И.Д. Черско-го, установлено, что Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария.

Рис. 6. С.В. Обручев

Во многих районах страны проводились работы по изучению месторождений полезных ископаемых. В 20-е годы геологом Николаем Урванцевым в районе города Норильск были обнаружены месторождения руд цветных металлов. (см. рис.7)

Рис. 7. Н.Н. Урванцев

В 30 годы геолог Иван Михайлович Губкин предсказал наличие крупных запасов нефти к востоку от Урала. Его предвидение оправдалось, в 60 годы в Западной Сибири были обнаружены огромные месторождения нефти. (см. рис.8)

Рис. 8. И.М. Губкин

В 50-ые годы в Якутии ленинградским геологом Ларисой Анатольевной Попугаевой были обнаружены месторождения коренных алмазов. (см. рис. 9)

Рис. 9. Попугаева Л.И. Освоение ресурсов восточных регионов потребовало дальнейшего разви-тия транспорта. К центрам нефте- и газодобычи Западной Сибири, лесо-перерабатывающим и другим предприятиям Восточной Сибири были про-тянуты железные дороги, в том числе построена Байкало-Амурская ма-гистраль, полностью задействован Северный морской путь.

Рис. 10. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) ()

В XXI веке в России продолжаются научные исследования и экспедиции по изучению территории страны. Обладая огромным Арктическим побережьем, Россия продолжает вести постоянное изучение этой части планеты. Она остается единственной страной в мире, использующей для изучения Арктики дрейфующие полярные станции. В 2011 на льдине работает станция «Северный полюс-38».(см. рис. 11)

Рис. 11. Дрейфующая станцмя "Северный полюс-38"

Россия претендует на 1,2 млн км² шельфа Северного Ледовитого океана, богатого полезными ископаемыми. В 2007 г. специальная экспедиция взяла со дна океана образцы грунта для научного обоснования, что подводный хребет Ломоносова - часть континентального шельфа России. Экспедиция установила под водой на Северном полюсе флаг России.

Рис. 12. Хребет Ломоносова ()

Наряду с крупными экспедициями продолжается систематическая работа по углублению географических знаний о нашей стране. Для этого все шире применяются космические методы исследования разных территорий и контроля за погодой и экологией, осуществляемые специальными спутниками «Метеор», «Океан», «Ресурс».

В связи с влиянием человека на природу изучается воздействие на нее различных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Создаются Геоинформационные системы (ГИС) для сбора, хранения, переработки, анализа географической информации с последующим использованием ее для развития хозяйства страны.

Домашнее задание

  1. Как изменилась территория России после революции 1917 года?
  2. Что такое ГИС?
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  4. УМК (учебно-методический комплект) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

  • Этапы и методы географического изучения территории ().

Узнай больше по теме

  1. Рейс "Арктики" на Северный полюс: как это было ().
  2. Завершилась ледовая эпопея атомохода "Арктика" ().
  3. Дрейфующая станция Северный Полюс -38 ().
  4. Хребет Ломоносова является продолжением континентального шельфа РФ — такие данные получило Минприроды РФ в результате анализа модели земной коры ().

Виртуальные и реальные эксперименты

  • Изменение территории России на протяжении веков. Интерактивная карта ().

[Л1] Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.

Географию государства не возможно до конца изучить, не зная, как собственно происходило заселение людьми земель, освоение ими природных ресурсов.

Ведь их деятельность являлась базой, на которой со временем была основана современная географическая наука. Изучение исторического заселения и освоения территории России неотъемлемая часть образовательного процесса.

Освоение новых территорий

Впервые территория Центральной России начала осваиваться славянскими племенами еще в VIII веке, долгое время территория между Окой и Волгой была восточной частью Киевской Руси.

Однако, после нашествия монголо - татарского завоевателей, в XIII веке на этой территории образовался новое государственное образованием, центром которого стала Москва. Это стало первым шагом на пути к зарождению собственной государственности нашей Родины.

Со временем, население Центральной России начинает постепенное осваивание новых северо-восточных земель. Заселялись равнины Северной Двины, побережье Камы и Белого моря. В середине XVI века к русскому государству присоединились Астраханское и Казанское ханство, таким образом, к территории были присоединен бассейн Волги. (см. тему ).

Именно в этот момент государство приобретает свою многонациональность: здесь проживают не только потомки славян, но и татары и башкиры. Главным препятствием для освоения новых земель для русского народа оказалась горная система Урала.

Но уже в 1581 году, русские отряды во главе с Ермаком, смогли пересечь Уральский хребет, таким образом, открыв путь народу к бескрайним широким просторам Сибири и Дальнего Востока.

Однако суровые климатические условия этих регионов не способствовали переселению людей с более благоприятной для жизнедеятельности центральной части государства.

Более активно переселенцы обосновывались в степных землях, которые располагались южнее Оки, отвоевывая территории у татарских кочевников. Активное освоение Сибири совпадает с началом развития производства и сельского хозяйства в XVIII веке.

Именно с этого периода началась массовое освоение цельных земель восточной Сибири, которое длилось на протяжении двух столетий и окончательно завершилось только в 1950 году.

Земледельцы расселялись как в Сибири, так и на территории северной части современного Казахстана, где по сегодняшний день большинство населения составляют русские.

Заселение Дальнего Востока

С приходом русских поселенцев на территорию Дальнего Востока началась новая страница в истории этого края. Земли Приамурья начали осваиваться с северной части.

Первое русское поселение в этом крае датируется 1639 годом. До момента появления на этих территориях русского народа, здесь проживали племена дючеров, натков, гиляков и дауров. Богатство ресурсов края, его выход к морю ускорили процесс переселения крестьян на эти земли.

В XIX веке на Дальнем Востоке начинается строительство больших городов Софийска и Хабаровска. Очень долгое время Дальний Восток был своеобразной территорией « перевоспитания» неугодных правительству людей.

Цели и задачи урока:

• познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России.

• рассказать учащимся о русских путешественниках и учёных, внесших большой вклад в изучении нашей Родины;

• продолжить учить учащихся работать с картами.

Оборудование: физическая карта России, портреты русских путешественников, справочники.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Часовые пояса».

3. Изучение нового материала.

(работа в группах)

Класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.

1 группа.

1) Изучить по тексту учебника и картам в атласе «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморцами.

2) Найти на карте г. Новгород, Кольский полуостров, Печору, Белое море, Мурманск. Горло Белового моря, Пермь, Шпицберген.

3) Вспомнить, как проходил путь «варяг в греки».

4) Что такое волоки? Кто такие поморы?

2 группа.

1) Изучить по учебнику походы русских в западную Сибирь. Одно сообщение готовит ученик, получив опережающее задание о Ермаке.

2) Найти на карте р. Иртыш, Обь, Таз, Карские Ворота, Юрский Шар, о. Новая Земля, Уральские горы.

3) Что такое Мангазея, мягкая рухлядь? Что означает слово Сибирь?

4) Каково значение похода Ермака?

3 группа.

Географические открытия конца 16 – 17 века.

1) По тексту учебника и дополнительной литературе изучите географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке.

2) Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвитин, Семен Дежнев?

3) Найдите на карте реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотские море, Иркутск.

4) Какой город основан в 17 веке и стал центром освоения Восточной Сибири?

4 группа:

Открытия нового времени (середина 16-18 вв.)

1) По тексту учебника и дополнительной литературе прочитайте материал и расскажите об открытиях В. Атласова, Витуса Беринга, роли Петра I, I и II Камчатских экспедициях, Великой Северной Экспедиции.

2) В честь кого названо море Лаптевых?

3) Найдите на карте полуострова Таймыр, Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.

5 группа:

Географические исследования в 19 веке.

1) В чем заслуга Н.М. Пржевальского, Г. Седова, О. Шмидта?

2) Найти Уссурийский край, архипелаг Северная Земля, остров Жохова, острова Северная Земля, острова Революции, Пионер, Комсомолец, Большевики.

3) Определить, где проходит Северный морской путь.

Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Новгородцы-поморы XII-XV в. Открытие о. Грумант, открытие морского пути в Мангазею.
Ермак XVI в. Начало освоения Сибири.
Иван Москвитин XVII в. Первым достиг Охотского моря.
Курбат Иванов XVII в. Открытие озера Байкал.

4. Закрепление:

Географический диктант:

 Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы? (Баренцево)

 Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной)

 Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак)

 Кто открыл озеро Байкал? (К. Иванов)

 К какому морю вышел И. Москвитин? (Охотское море)

 В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий)

 Он в 1696 году совершил поход на Камчатку. (В. Атласов)

 В честь братьев названо море… (Лаптевых)

 Он изучал Уссурийский край. (Н.М. Пржевальский)

 В 1932 году О. Шмидт и В. Воронин прошли… (Северный морской путь)

 Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России. (В. Беринг)

 Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии. (С. Челюскин)

Задания по контурным картам:

1) Отметьте на контурной карте маршруты русских землепроходцев (Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Москвитин, Дмитрий и Харитон Лаптевы).

2) Отметьте на карте города: Новгород (Великий), Пермь (Великая), Мангазея; реки Печора, Вычегда, Амур; остров Шпицберген (Грумант).

5. Домашнее задание:

 Параграф в учебнике, по рисункам в параграфе и физическим картам описать путь одного из путешественников (горы, реки, море) на выбор.

Тема: Особенности рельефа России.

Цели:

 познакомить учащихся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин;

 познакомить с новыми терминами и понятиями;

 формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.

 Продолжить работу с географическими картами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта России, картины гор и равнин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека.

Т. А. Аганян, МБОУ Красновская СОШ, Тарасовский район, х. Нижнемитякин, Ростовская область


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.






Заселение территории Алтайского округа Являясь одним из самых богатых районов Сибири, Алтай привлекал на свою территорию огромные массы переселенцев с XVIII в., когда сформировались основы первоначальной структуры народонаселения региона. В последующем этапы формирования развития и динамики населения Алтая во многом определялись его внешними притоками. В целом миграционные процессы способствовали освоению и заселению обширной территории, вовлечению окраин в общую динамику развития страны, обмену традиционными навыками между переселенцами и старожилами.


Население Челябинской области В 19-м веке население Челябинской области значительно увеличилось. Рост происходил в основном за счет миграции. Переселение шло, как и ранее, в двух основных формах: принуди тельной колонизации по инициативе государства и в виде стихийного народного переселения из Центра, Украины, Приуралья, Северного Урала. Население Южного Урала становилось преимущественно русскоязычным.


Освоение Забайкалья Освоение Забайкалья началось несколько позже - в 40-х гг. XVII в. Впервые в Забайкалье русские появились в 1638 г. под руководством Михаила Перфильева. И хотя русские к этому времени были уже наслышаны о Забайкалье, первые землепроходцы, прибывшие в район Баргузинского острога, доносили правительству, что "серебряных и золотых жил" там нет. Это обусловило дальнейшее продвижение русских на восток с той же целью и способствовало основанию здесь новых острогов. Таким образом, поиски "новых землиц" закончились тем, что ко второй половине XVII в. "русские становились твердою ногою" в байкальском регионе.


В XVIII в. началась прокладка дорог между острогами, что способствовало заселению Байкальского региона. К середине XVIII в. был проложен знаменитый Московский тракт, вдоль которого ставились зимовья, деревни, почтовые станы и т.д. В начале XIX в. на других трактах Забайкалья также возник ряд сёл, заселённых, прежде всего, русскими государственными крестьянами. В частности, на тракте от Байкала до Кяхты было 24 таких поселения. К 60-м гг. было построено сравнительно много крупных крестьянских селений (сёл, слобод, деревень), куда в основном прибывали добровольные переселенцы.


Территориальные изменения в XVIII-XIXвв. На западе в начале 18 в. Благодаря усилиям Петра 1 в результате многолетней Северной войны со Швецией Россия овладела устьем Невы и прилегающим землям. В конце 18 в. После трёх разделов Речи Посполитой к России отошли белорусские, западноукраинские земли, Литва и Курляндия(западная Латвия). И в результате очередной войны со Швецией к России отошли Финляндия и Аландские острова, а потом большая часть Польши.




Географические исследования в XVIIIв. В гг. С.У. Ремезовым был составлен 1 В России атлас-»Чертёжная книга Сибири», состоящий из 23 карт Сибири и Североевропейской части. По инициативе Петра 1 были организованы экспедиции на Камчатку и Курилы, затем последовала Первая Камчатская экспедиция под руководством В. Беринга.




Территориальные изменения в XXв. В гг. территория СССР на западе увеличилась за счёт возращения захваченных в гг. Польшей, западной Украины и Белоруссии, присоединения Карельского перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. В 1940 г. В СССР вошли страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония) В 1944 г. В состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики.


Хозяйственное освоение и изучение территории страны В 1932 г. На ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина впервые в истории прошла Северным морским путём из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную землю с севера. В е гг. экспедицией С.В. Обручева были сделаны географические открытия во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена горная система, названная в честь Черского.


К началу 20 в. Российская империя представляла собой сильное государство, занимавшее более 1/6 суши земного шара. В результате 2 революций в 1917 г. Российская империя рухнула и начала распадаться. В 1922 г. Был образован СССР, просуществовавший до 1991 г., когда 15 входящих в его состав республик превратились в суверенные государства.