Особенности развития ребенка с учетом фгос. Семинар «фгос дошкольного образования. особенности построения образовательного пространства в доу. Фгос направлен на обеспечение

03.11.2014_ Специфика образовательной деятельности в дошкольном образовании

Колчева Н.И., методист отдела дошкольного и начального общего образования ХакИРОиПК

Образовательная деятельность на уровне дошкольного образования имеет свои специфические особенности, отличающие ее от образовательной деятельности других уровней общего образования. Одна из причин введения ФГОС дошкольного образования заключается в том, чтобы сохранить (защитить) эти особенности, не допустив переноса школьных форм и методов в детские сады, и обеспечить реализацию образовательных программ дошкольного образования в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Образовательная деятельность по реализации программ дошкольного образования, как любая другая деятельность, имеет свою структуру.

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Мотивы педагогической деятельности могут быть внешними и внутренними.

Внешние мотивы направлены на других, связаны с взаимодействием с другими людьми и не связаны с образовательной деятельностью (желание выполнить качественно свою работу, чувство ответственности, желание получить стимулирующие выплаты, аттестоваться и/или получить квалификационную категорию, выполнить работу под давлением администрации, добиться признания, и т.д.). Внутренние мотивы, наоборот, связаны с содержанием и характером выполняемой деятельности, обусловлены интересом к образовательному процессу и к его результату. Преобладание у педагога внутренней мотивации предпочтительно. Проблема в том, что ФГОС дошкольного образования вынуждает по-другому посмотреть на процесс и результат образовательной деятельности, к чему большинство педагогов пока не готово.

Отсутствие у педагога какого-либо мотива (внутреннего или внешнего) свидетельствует об отсутствии самой образовательной деятельности. В этом случае педагог реализует не образовательную деятельность, а деятельность по присмотру и уходу за детьми, которая имеет другие мотивы, цели, содержание и результат.

Цель – осознанный образ того результата, на достижение которого будет направлено действие.

В системе общего образования результат образовательной деятельности традиционно связан с образовательными достижениями детей. Например, во ФГОС общего образования требования к результатам освоения основной образовательной программы содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу. При этом результаты итоговой и промежуточной аттестации школьников рассматриваются как одни из показателей эффективности образовательной деятельности педагога.

В дошкольном образовании требования к результатам освоения основной образовательной программы обозначены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1. ФГОС ДО). Особенностью целевых ориентиров, в отличие от целей, является невозможность их определения во времени и, как следствие, невозможность достижения к определенному сроку. ФГОС дошкольного образования указывает на недопустимость и неправомерность требований от детей дошкольного возраста конкретных образовательных результатов, которые обусловлены двумя причинами:

во-первых, спецификой дошкольного детства (гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью);

во-вторых, системными особенностями дошкольного образования (необязательностью уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствием возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат).

Отсутствие обязательных требований к образовательным достижениям детей дошкольного возраста отражено в законе «Об образовании в РФ», вступившим в силу 01.09.2013г. В частности, в статье 64, п.2 отмечено, что освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации обучающихся.

Многие полагают, что такая позиция позволяет педагогу дошкольного образования снимает ответственность за качество образовательной деятельности. Однако, качество образовательной деятельности педагога связано с достижением другой цели.

Альтернативной целью образовательной деятельности является то, на что направлена образовательная программа дошкольного образования. Согласно положениям ФГОС ДО (п.2.3, п.2.4), программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации и должна быть направлена:

на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Таким образом, направленность программы определяет ту цель, которая должна быть достигнута в процессе образовательной деятельности и тем самым определяет основную специфику дошкольного образования. Смещение акцента с результата на условия, делает ФГОС дошкольного образования «нестандартным», стандартом условий. Это стандарт условий развития, которые должны быть одинаковыми, «стандартными» для всех детей, посещающих ДОО независимо от их территориального расположения и организационно-правовой формы.

Согласно п. 3.1., ФГОС условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования (психолого-педагогические условия, развивающая предметно-пространственная среда, кадровые, материально-технические и финансовые условия) направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

В данном контексте педагог несет ответственность не за образовательный результат детей (который рассматривается как возможный, вероятностный), а за качество создаваемых им психолого-педагогических условий в образовательном процессе. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначены в п. 3.2.5. и предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

При этом, в п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования предъявляются конкретные требования к педагогу, связанные с обязательным наличием компетенций, необходимых для создания условий развития, обозначенных в п. 3.2.5.

Действия – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели. Содержание и характер действий зависит от поставленной цели. «Зуновская» цель достигается за счет жесткой регламентации деятельности, пошаговых инструкций и т.д. В этом случае действия педагога преимущественно состоят в директивной организации деятельности ребенка: учит, формирует, объясняет, закрепляет, развивает, воспитывает, контролирует и т.д. Реализация же альтернативной цели подразумевает организацию пространства взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в котором должны быть созданы возможности выбора (видов и способов деятельности, материалов и т.д.), условия для развития самостоятельности и инициативы, коммуникативных навыков, должны быть обеспечены условия эмоциональной комфортности. При реализации данной цели действия педагога должны быть поддерживающими, создающими условия для проявления активности ребенка (побуждает, поддерживает, поощряет, помогает, способствует, стимулирует, готовит среду и

Результат – итог образовательной деятельности. Понимание результатов дошкольного образования сегодня неоднозначно. Тем более, что результативность деятельности часто выступает одним из показателей качества этой деятельности. Достижение целевых ориентиров носит вероятностный характер, не привязано к срокам, не подлежит оценке и, вероятно, не может выступать в качестве результата образовательной деятельности. Создание условий достижения целевых ориентиров, например, психолого-педагогических, носит обязательный характер, соответствует направленности образовательных программ дошкольного образования и отражено в соответствующих положениях ФГОС (п.2.4., 3.2.5, 3.2.4). Такое восприятие результата необычно. Это результат, который представлен не в виде статичного, «застывшего», измеряемого показателя, а виде показателей незавершенного процесса. Оценка результативности (эффективности) педагога по показателям достижения детьми целевых ориентиров необъективна и фактически запрещена (ст. 64 ФЗ-273 и п.4.3., 4.5 ФГОС дошкольного образования). В комментариях к ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что оценка эффективности деятельности должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Вывод, насколько результативен педагог, можно сделать только непосредственно наблюдая за его деятельностью, то есть за процессом создания условий развития.

Таблица. Структура образовательной деятельности

Компоненты ОД Содержание компонентов ОД Содержание компонентов ОД в соответствии с ФГОС
Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность педагога и определяющих направленность образовательной деятельности. Внешние и внутренние
Цель Ожидаемый результат образовательной деятельности Условия развития
Действия Процесс, направленный на реализацию поставленной цели Процесс, направленный на создание условий развития и организацию детских видов деятельностей
Результат Итог образовательной деятельности Целевые ориентиры (достижение результата неограниченно сроками и возможно при наличии соответствующих условий)

РЕЗУЛЬТАТ НЕ ПОДЛЕЖИТ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ!!! Условия достижения целевых ориентиров (достижение результата возможно ежедневно)

Результат стандартизируется, регламентируется

Реализация образовательной программы осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении через образовательную деятельность разных видов. Во-первых, в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов (утренний прием, прогулка, организация питания и т.д.). Во-вторых, в ходе непосредственно образовательной деятельности. Образовательная деятельность, опосредованная проведением режимных моментов, предполагает, что педагог в первую очередь реализует задачу, связанную с охраной и укреплением здоровья детей, а потом уже задачи развития детей. В ходе непосредственно образовательной деятельности, педагог выполняет только задачи по обеспечению (созданию) условий развития. В содержательном плане разницы между двумя видам образовательной деятельности нет. Например, наблюдение, игры, чтение, беседы могут быть организованы как в период утреннего приема детей, прогулки, так и во время непосредственно образовательной деятельности. ФГОС дошкольного образования (также как и действовавшие ранее ФГТ) не содержит требований к каждому виду образовательной деятельности, не указывает на приоритетность одного из них. Однако, действующие СанПиНы ориентируют педагогов делать акценты на непосредственно образовательной деятельности. Так, например, при планировании и организации образовательной деятельности должны быть выполнены требования, регламентирующие общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю; продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Согласно положениям ФГОС (п.1.2, п.2.7.), реализация образовательной программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. При организации детских видов деятельностей обязательным требованием является учет и поддержка детской инициативы. Это означает заинтересованность ребенка той деятельностью, которую он осуществляет, занимательность для него этой деятельности, желание реализовать себя в ней. Таким образом, образовательная деятельность (опосредованная режимными моментами или нет) — это организация специфических и интересных для ребенка, специальным образом мотивированных видов деятельности. Выбор вида деятельности зависит от возраста и желания ребенка. В определении содержания (темы) деятельности также должна быть учтена и поддержана детская инициатива, что требует постоянного учета педагогом текущей ситуации и не допускает жесткого планирования на неделю, месяц и год.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ключевые особенности ФГОС

Введение

Глава Й. Дошкольное образование

Глава ЙЙ. Цели, задачи, принципы и требования ФГОС ДО

2.1 Цели ФГОС

2.2 Принципы ФГОС

2.3 Задачи ФГОС

2.4 Требования ФГОС

Список использованной литературы

Введение

Вступивший в силу с 01 сентября текущего года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования. С одной стороны - это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны - это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС). Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории.

О необходимости создания ФГОС дошкольного образования, руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС ДО, директор ФИРО Александр Асмолов сказал, что в последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года, в этом процессе принимали непосредственное участие ведущие отечественные учёные, эксперты в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Григорьевича Асмолова. В июне 2013 года проект ФГОС был представлен на широкое общественное обсуждение, все замечания и предложения, поступившие в рабочую группу, были рассмотрены, многие нашли свое отражение в последующих редакциях. В результате 28 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам принял решение об утверждении ФГОС дошкольного образования. Стандарт 17 октября текущего года уже подписан министром образования и науки РФ Ливановым Д.В.

Стандарт - это нормативно-правовой документ, регулирующий отношения в сфере образования между их участниками (детьми, педагогами, родителями, ДОУ), которые возникают при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Стандарт был задуман разработчиками как стандарт развития и предоставления возможностей, а не стандарт контроля развития ребенка и деятельности педагога. Важно обратить внимание: не средство контроля, а способ ориентации. На основе ФГОС дошкольного образования будут разрабатываться основные образовательные программы с учетом примерных основных образовательных программ, которые будут сделаны опытными авторами, признанными ведущими отечественными учеными в области дошкольного детства. Примерные основные образовательные программы будут включаться в федеральный реестр. Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка -- личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, -- то в дошкольном стандарте оставили только одно -- личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым "общественным” взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.

В настоящее время Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены и введены в действие федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, отличительной особенностью которых является определение не только содержательных особенностей дошкольного образования, но и требований к его результату в виде интегративных качеств личности выпускников детского сада, необходимых для успешного освоения ими основных общеобразовательных программ начального общего образования.

На сегодняшний день коллективы ДОУ стоят перед выбором одной из примерных основных общеобразовательных программ, которые бы соответствовали ФГОС ДО особенности которых не всегда очевидны для педагогов. Но, даже сделав свой выбор и приступив к разработке и реализации основной общеобразовательной программы в своём учреждении, педагоги ДОУ сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных необходимостью планировать и осуществлять образовательный процесс на основе принципов интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса, проводить мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Имеющееся методическое обеспечение примерных программ не всегда даёт ответы на вопросы, возникающие в практической деятельности.

Дошкольное образование согласно, Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI. о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745; 2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445. , законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Глава Й . Дошкольное образование

Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Дошкольное образование направлено на:

1. Формирование общей культуры

2. Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности

3. Формирование предпосылок учебной деятельности

4. Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

5. Сохранение и укрепление здоровья детей

Стандарт поддерживает:

1. Разнообразие детства

2. Самоценность дошкольного возраста

3. Личностно-ориентированное взаимодействие в системе «взрослые-дети»

4. Уважение личности ребенка

5. Развитие в контексте специфических детских деятельностей (игра, познание, исследование, художественное творчество)

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Глава ЙЙ . Цели, задачи, принципы и требования ФГОС ДО

2.1 Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования учитывает:

· самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

· социокультурное разнообразие детства;

· возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

· потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

· возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Стандарт преследует следующие цели:

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

2.2 Стандарт утверждает основные принципы:

Поддержки разнообразия детства;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

2.3 Стандарт решает задачи:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

Сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Стандарт является основой для:

Разработки и реализации Программы;

Разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - Примерные программы);

Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

Формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно- управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

2.4 ФГОС включает в себя требования:

· к структуре и объему основной образовательной программы дошкольного образования (подробно описаны требования к каждому из разделов программы;

· к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (перечислены требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде)

· к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (они представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования)

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, катанием на самокате, санках, велосипеде. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности. ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия. Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

· Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

· Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

· Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

· Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

Характер взаимодействия со взрослыми;

Характер взаимодействия с другими детьми;

Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

федеральный образовательный стандарт дошкольный

Выводы

Итак, ключевые особенности стандарта:

· развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка;

· возможность учета региональных, национальных, этнокультурных особенностей народов РФ;

· обязательность учета особых образовательных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи следует отметить, что особую актуальность приобретает такое направление деятельности детских садов, как сотрудничество с семьями воспитанников, кроме того, для истинной реализации преемственности между уровнями образования (а преемственность - это сохранение элементов прежней системы в новой) важно организовать систему сотрудничества дошкольных образовательных организаций с начальной школой. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. По словам руководителя разработчиков стандарта А.Г. Асмолова «не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку!».

Полный переход на новый стандарт дошкольного образования требует времени, будет осуществляться постепенно, предусмотрено серьезное нормативное и методическое обеспечение этого процесса, которое разрабатывается на федеральном уровне, а также появится и на региональном, и на муниципальном уровнях. Кроме того, ФГОС дошкольного образования послужит поводом для пересмотра и корректировки ФГОСов начального общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования, а также программ повышения квалификации и переподготовки кадров.

Перемены, происшедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотрев основы функционирования образовательных систем. В последнее десятилетие мы наблюдаем устойчивую смену образовательных парадигм, внедрение новых подходов к организации обучения детей на разных ступенях образования.

ФГОС дошкольного образования появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства».

ФГОС дошкольного образования - это система требований к структуре образовательной программы и условиям её реализации в преемственности с требованиями ФГОС для начального общего образования. Он обеспечивает основу развития ребенка как совокупность личностных качеств, обеспечивающих интеллектуальную и психологическую готовность к обучению в школе.

В соответствии с ФГТ разработаны примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования: «Успех», «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Школа 2100», на основе которых дошкольные образовательные учреждения разрабатывают и реализуют основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Таким образом, качество дошкольного образования можно обозначить как комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту.

Социализация ребенка -- как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью, в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия - развитие ребенка наравне с индивидуализацией. Социализация детей дошкольного возраста - то основание вокруг которого, собственно, вся ситуация создания данного стандарта. Требования, которые обязательны при реализации программы, к условиям, к структуре и результатам в данном стандарте занимают главенствующую, самую важную позицию.

Системные изменения: дошкольное образование 2013г:

· Ведущей является «Учебно-дисциплинарная модель» ориентирована на подготовку к школе с акцентом на академическую составляющую методологии и программ, основана на требованиях к результатам, которые демонстрируют дети.

Дошкольное образование 2018г:

· Ведущей является «Личностно- ориентированная модель» направлена на личностно- ориентированный, персонализированный педагогический подход, основана на требованиях к социокультурной образовательной среде дошкольной образовательной организации, обеспечивающих достижение образовательных результатов.

Системные изменения: детский сад 2013 г:

. * Ориентирован на обучение детей конкретным предметным знаниям в традиционной академической модели

* Ориентирован на начальное формирование предметных навыков: чтение, письмо, счет

* Ориентирован на обеспечение физического и психического развития детей

* Ориентирован на обеспечение творческого развития детей

* Обеспечивает уход и присмотр за детьми

Детский сад 2018г:

* Ориентирован на организацию учебно- воспитательного процесса и формирование предметных навыков в развивающей социокультурной образовательной среде

* Ориентирован на формирование метапредметных навыков и универсальных учебных действий

* Ориентирован на формирование личностных навыков: креативность, коммуникация, ответственность, уверенность в себе, инициативность, способность к саморефлексии и оценке собственного прогресса и др.

* Обеспечивает формирование мотивации к познанию и творческой деятельности

* Обеспечивает полноценную информационную поддержку родителей: помогают оценить социальную компетентность ребенка, формируют реалистичные ожидания по отношению к ребенку, помогают в познании мира ребенка и др.

* Ориентирован на сотрудничество с родителями в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями.

Системные изменения: дошкольник 2013 г. Ключевые навыки:

· Интеллектуальное развитие

· Грамотность

· Предметные знания

Краткосрочные результаты

Дошкольник 2018г. Ключевые навыки:

· Интеллектуальное развитие

· Мотивация к обучению

· Креативность

· Самостоятельность

· Уверенность в себе

· Общие знания и навыки

· Инициативность

Долгосрочные результаты

Таким образом, если в детском саду созданы: психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические условия, и реализация ФГОС будет проходить успешно.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-ФЗ)

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Раскрытие особенностей формирования коммуникативной компетентности педагога дошкольного учреждения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Разработка программы формирования коммуникативной компетентности воспитателя.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2015

    дипломная работа , добавлен 04.02.2014

    Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профилю "Психолого-педагогическое образование" квалификации "бакалавр". Общекультурные компетенции выпускников и описание опыта работы психологов.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

    презентация , добавлен 25.09.2014

    Рассмотрение психолого-педагогических основ изучения логических задач в начальной школе. Особенности развития логического мышления на уроках математики в начальной школе с позиции требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2017

    Психолого-педагогические аспекты развития воображения у школьников. Характеристика Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Способы организации и проведения уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Характеристика личностных и профессиональных навыков юриста. Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция". Определение статуса УрГЮУ и описание учебного процесса.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Подходы к профессиональной подготовке учащихся в области сварки. Комплексное обеспечение по профессии "сварщик" в образовательных учреждениях. Требования федерального государственного образовательного стандарта, учебно-планирующая документация.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2012

    Значение Государственного образовательного стандарта в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Основные понятия теории физического воспитания. Содержание социально-нравственного развития детей. Педагогическая инновация, ее классификация.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2014

    Организация внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формы взаимодействия семьи и школы. Мероприятия по организации внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями.

2. Раскрыть общие требования ФГОС ДО к структуре, условиям и результатам основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Познакомить с требованиями к структурным разделам основной и дополнительной частям основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проанализировать их, определить механизм изменений и дополнений существующих Программ в ДОУ.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

не более 40%.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления

В краткой презентации должны быть указаны

2)используемые Примерные программы

3)характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей

Перечисленные условия должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально‑психологических особенностей детей.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:…

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

ФГОС ДО – это - по выражению самого Александра Асмолова - «нестандартный стандарт». Он имеет свою специфику, которая вытекает из специфики самого дошкольного детства, которая кратко описана в самом начале раздела, посвящённого требованиям к результатам освоения программы.

Учёт вышеперечисленных особенностей дошкольного детства делает неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования . При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

«Нестандартный стандарт»

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение дошкольных образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Источники

Презентация «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного пространства в ДОУ» Скоролупова доступа: http://www. myshared. ru/slide/774550/

Приложение 1

ТЕСТ

« ФГОС дошкольного образования.

Особенности построения образовательного пространства в ДОУ»

ФИО__________________________________________________________________

1. Чем обусловлена обязательность введения Государственного образовательного стандарта дошкольного образования?

a) включением ступени дошкольного образования в общее образование человека;

б)требованиями профессионального стандарта педагога;

в)новым законом об образовании РФ;

г)требованиями СанПиНа.

2. Каковы основные (базовые) идеи ФГОС ДО?

a) а)одготовка ребенка к последующему обучению в школе;

b) б)сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства;

c) в)развитие специальных способностей у детей дошкольного возраста;

d) г)социализация и индивидуализация развития личности каждого ребенка;

e) д)воспитание умений и навыков детской деятельности.

3. Повышение социального статуса дошкольного образования – это…

a) задача стандарта;

b) смысл стандарта;

c) одна из целей стандарта;

d) принцип стандарта.

4. В Стандарте дошкольного образования изложены принципы:

a) собственно Стандарта;

b) дошкольного образования;

d) на педагогов.

15. Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО проводится:

a) для оценки освоения детьми образовательного содержания и сформированности компетенций;

b) для оценки развития личности ребенка;

c) для выявления индивидуально-психологических особенностей детей;

d) для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой.

16. Результаты освоения Программы представлены как:

a) целевые ориентиры дошкольного образования;

b) интегративные качества детей в каждой возрастной группе;

c) возрастные портреты детей;

d) уровни развития детей в каждой образовательной области.

17. Целевые ориентиры позволяют:

a) проводить аттестацию педагогических кадров в соответствии с ними;

b) оценивать качество образования;

c) оценивать итоговое и промежуточное развитие детей;

d) распределять стимулирующий фонд оплаты труда педагогов ДОУ.

18. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями:

a) для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

b) преемственности дошкольного и начального общего образования;

c) для формирования предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;

d) для проектирования Программы.

  • Размер: 7 Mегабайта
  • Количество слайдов: 74

Описание презентации ФГОС дошкольного образования: структура и содержание по слайдам

w w w. n s p u. n e t. По материалам сайта Министерства образования и науки РФ http: //mon-ru. livejournal. com/tag/ ФГОС По материалам сайта Министерства образования и науки РФ http: //mon-ru. livejournal. com/tag/ФГОС

w w w. n s p u. n e t. По материалам сайта Министерства образования и науки РФ http: //mon-ru. livejournal. com/tag/ФГОС

Стандарт – (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов» Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

ФГОС ФГОС — система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Приказ МОН РФ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Утрачивает силу приказ МОН РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утрачивает силу Приказ МОН РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» С 01. 2014 года

История вопроса о стандарте ДО 17. 10. 2013 утвержден приказом МОН РФ №

ФГОС ДО — это

Структура ФГОС ДО Целевые ориентиры ДО 1. к психолого-педагогическим, 2. кадровым, 3. финансовым, 4. материально-техническим условиям, 5. к развивающей предметно-пространственной среде 1. Целевой раздел 2. Содержательный раздел 3. Организационный раздел 4. Дополнительный раздел (презентация) Предмет регулирования, принципы, цели, задачи, основа, языки

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Предмет регулирования ФГОС — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Участники обр отношений

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные понятия Амплификация развития ‑ максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Зона ближайшего развития уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Комплексная образовательная программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Парциальная образовательная программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования Психологическая диагностика выявление и изучение индивидуально психологических ‑ особенностей детей

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные понятия Образовательная среда совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-простр анственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития Самоценность детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни Социальная ситуация развития сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные понятия Единство образовательного пространства обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования. Разнообразие детства многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ОВЗ, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (ЗП), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями. Возраст детей младенческий (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет) Образовательная область структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе: Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе, разновозрастных Групп.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Социальн о‑ коммуник ативное развитие 1. направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 2. развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; 3. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, 5. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, 6. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; 7. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества 8. формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Познавательн ое развитие 1. развитие интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации; 2. формирование познавательных действий, становление сознания; 3. развитие воображения и творческой активности; 4. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), 5. о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, 6. о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Речевое развитие 1. 1. владение речью как средством общения и культуры; 2. 2. обогащение активного словаря; 3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 5. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 6. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Художествен но-эстетическ ое развитие 1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; 2. становление эстетического отношения к окружающему миру; 3. формирование элементарных представлений о видах искусства; 4. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 5. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 6. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Физическое развитие 1. Двигательный опыт, связанный с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических кач еств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, 2. выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и др.), 3. формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами 4. овладение подвижными играми с правилами; 5. становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; 6. становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Младенческий возраст (2 месяца — 1 год)Виды деятельности

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОПВиды деятельности Дошкольный Возраст (3 года — 8 лет)

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работыразвитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях Обе части являются взаимодополняющим и и необходимыми

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений п арциальных программ, методик, форм организации образовательной работыоформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу или пишется развернуто

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Содержательный раздел (обязательная часть) содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям с учётом используемых примерных ООП и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП предусмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития. Содержательный раздел (обязательная часть) Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП КР должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Содержательный раздел (ЧАСТЬ, формируемая УОО) может включать различные направления, выбранные участниками обр. отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Организационный раздел В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

В соответствии. Обеспечение реализации образовательная программа дошкольного образования Разрабатывается ДОУ ФГОС ДО Примерная основная образовательная программа ПРОГРАММНО -МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС 1. Авторская (вариативная)образовательная программа дошкольного образования 2. Методические пособия для педагогов ДОУ 3. Пособия для родителей 4. Литература для детей С учетом ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ Развивающая предметно-пространств енная среда

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ОП Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной ср еды, которая: ● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; ● обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников; ● способствует профессиональному развитию педагогических работников; ● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; ● обеспечивает его открытость дошкольного образования создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Соц. Сит. Раз = РППС+РР+РВ+ОМ

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП психолого- педагогиче ские условия уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП психолого- педагогиче ские условия поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения защита детей от всех форм физического и психического насилия вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Виды диагностики Задачи диагностики Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). педагог психолог

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Требования к развивающ ей предметно- пространст венной среде должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс учёт возрастных особенностей детей

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Требовани як кадровым условиям Реализация Программы должна обеспечиваться руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации и иные работники, обеспечивающие Программу Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей с ОВЗ Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе При организации инклюзивного образования

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Требования к материаль но-техничес ким условиям По Сан. Пин ● к зданиям (помещениям) и участкам Организации (группы), к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции зданий к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, ● к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, санитарному состоянию и содержанию помещений, к оснащению помещений для качественного питания воспитанников

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Требования к финансовы м условиям Должны: обеспечивать Организации возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывая вариативность инд. траекторий развития детей отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования ФОТ Средства обучения Доп. проф образование работников Иные расходы. НОРМАТИВЫ финансирования обр. услуг

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения ООП Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения ООП Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения ООП К началу дошкольного возраста (к 3 годам) … К завершению дошкольного образования (к 7 годам) … Характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса Целевые ориентиры представлены

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения ООП Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников

На пути перехода от ФГТ к ФГОС Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Феде- ральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно, между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим, в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.

Во-первых, ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образо- вательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реали- зации. ФГОС отличается от ФГТ тем, что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых, отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требова- ниях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содер- жания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое (10 образовательных областей) . В ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные об- ласти: коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие, ху- дожественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию) , а ФГТ на саму общественность (социализацию) .

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема, а часть, формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть, форми- руемая участниками образовательного процесса – 40%.

ФГТ, можно сказать, переходят в основную часть образовательной программы.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ, на специфику национальных, социокультурных, экономических, кли- матических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; поддерж- ку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .

3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС. Она вклю- чает три основных раздела: 1. целевой 2.содержательный 3.организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы» . По ФГТ: обязательная часть: Пояснительная записка, режим пребывания детей, содержание по областям, результаты освоения ОП, система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-четвёртых, в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества) , желательные для идеального социального портрета ре- бенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ре- бёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) :

Инициативность

  • Самостоятельность
  • Уверенность в себе
  • Воображение
  • Физическое развитие
  • Волевые усилия
  • Любознательность
  • Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми
  • игровой деятельности
  • познавательной деятельности
  • проектной деятельности
  • художественной деятельности
  • физического развития

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей воз- можности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного мораль- но-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.