Основы педагогической работы. Основы педагогической деятельности. Психологические основы деятельности педагога. Мотивация педагогической деятельности. Я – концепция педагога

Соблюдение максимальной точности особо актуально при контролировании финансовых оборотов и формировании отчетности. Расходы будущих периодов в налоговом и бухгалтерском учете создают множество вопросов: что относится к ним и как их списывать? Это связано с частыми изменениями законодательства. Сами принципы очень просты.

Состав расходов будущих периодов: что к ним относится?

Правильная трактовка бухгалтерских документов начинается с оперирования терминологией. Для обывателя понятие «расходов» и «затрат» идентично. В бухучете смешивание этих понятий гарантирует ошибки в конечном балансе.

На статью затрат относят средства, выплачиваемые за приобретение услуг или товаров для предприятия. Если приобретенный продукт в последующем можно продать, он считается активом. Если приобретение в дальнейшем не превращается в деньги, то потраченные средства определяются, как расходы.

Расходы принято делить по времени: прошлые, текущие и будущих периодов. Если с первыми двумя все понятно, то проводки по расходам будущих периодов на практике вызывают путаницу.

97-й счет для расходов будущих периодов

Предпринимательская деятельность подразумевает стратегию не только текущих и фактических операций, но и планируемых на будущее. Это операции, предполагающие некий временной разрыв во времени. До 2011-года они учитывались в отдельной секции плана счетов под № 97 и именовались расходами будущих периодов.

Суть таких операций проста: по этой статье собираются затраты, производимые в определенном периоде, принимаемом за базу для формирования отчета. Но списывать их планируется в будущем. Такие проводки могут использоваться при приобретении благ, рассчитанных на использование в будущем. Когда еще счет 97 был актуален, по нему проводились следующие операции:

  • покупка патентов и лицензий;
  • подготовительные работы к сезонной деятельности;
  • аренда помещений за длительный срок;
  • авансовые платежи;
  • затраты на расширение предприятия;
  • ремонт оборудования;
  • подготовка к строительным работам.

Но в 2011-м Приказом Минфина №186 внесены изменения, касающиеся приведения бухотчетности в соответствие с МСФО.

Новые правила по РБП

С момента нововведений у предпринимателей и бухгалтеров возникли вопросы относительно отражения расходов будущих периодов – по активу или пассиву. Использовать далее 97-счет или нет? Ряд таких вопросов следует рассмотреть подробнее.

Современное назначение счета 97

В обновленном плане счетов 97 счет присутствует. Инструкция гласит, что его необходимо использовать для отражения текущих расходов, имеющих отношение к будущим операциям.

Одним из главных принципов МСФО является признание расходов предприятия по факту договоренности с контрагентом, то есть, независимо от того, когда фактически будет произведен расчет.

Подытоживая, можно сказать, что в распоряжении бухгалтеров осталась как сама статья по учету расхода будущих периодов, так и 97-счет.

Какие суммы не подходят под счет 97?

Бухгалтеры склонны применять счет № 97 строго в случаях, закрепленных в бухгалтерских нормативах:

  1. Договора, предполагающие оказание строительных услуг и выполнение работ, которые планируется производить в будущем;
  2. Получение лицензированных товаров, иными словами — нематериальных активов. Лицензиат должен отразить операцию по статье будущих расходов и списать долги до истечения договора.
  3. Обслуживание кредитных договоров и уплата процентов по векселям.

Авторы нового положения и поправок к закону утверждают, что никакие другие расходы не должны классифицироваться как РБП. Однако многие практикующие бухгалтеры знают, что спектр использования 97-счета гораздо шире. Туда целесообразно внести расходы, не относящиеся к текущему периоду.

Пассив и актив баланса

Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату. В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке. Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.

Актив баланса

Любая собственность предприятия - машины и оборудование, недвижимость, финансовые вложения, задолженность дебиторов и т. д. - является его активами. Это все то, что можно обратить в денежные средства.

Активы подразделяются на:

  • Внеоборотные
    • Нематериальные активы
    • Основные средства
    • Незавершенное строительство
    • Доходные вложения в материальные ценности
    • Долгосрочные финансовые вложения
    • Отложенные налоговые активы
    • Прочие внеоборотные активы
  • Оборотные
    • Запасы
    • Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
    • Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
    • Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
    • Краткосрочные финансовые вложения
    • Денежные средства
    • Прочие оборотные активы

Пассив баланса

Пассивы организации - это источники формирования ее активов. К ним относятся капиталы, резервы, а также кредиторские обязательства, возникшие у организации в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Пассивы подразделяются на:

  • Капитал и резервы
    • Уставный капитал
    • Собственные акции, выкупленные у акционеров
    • Добавочный капитал
    • Резервный капитал
    • Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
  • Долгосрочные обязательства
    • Займы и кредиты
    • Отложенные налоговые обязательства
    • Прочие долгосрочные обязательства
  • Краткосрочные обязательства
    • Займы и кредиты
    • Кредиторская задолженность
    • Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
    • Доходы будущих периодов
    • Резервы предстоящих расходов
    • Прочие краткосрочные обязательства

Актив баланса

    Внеоборотные

Нематериальные активы - неденежный актив, не имеющий физической формы.

Основны́е сре́дства (ОС) (или Основные производственные фонды (ОПФ)) - отражённые в бухгалтерском или налоговом учёте основные фонды организации в денежном выражении.

«Незавершенное строительство» - это сумма незавершенных капитальных вложений.

Доходные вложения в материальные ценности - вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода

Долгосрочные финансовые вложения - вложение свободных денежных средств предприятия, срок погашения которых превышает один год:
- средства, направленные в уставные капиталы других предприятий;
- средства, направленные на приобретение ценных бумаг других предприятий;
- долгосрочные займы, выданные другим предприятиям; и т.п.

Отложенные налоговые активы представляют собой часть отложенного налога на прибыль, задача которой привести к уменьшению размера налога, который необходимо уплатить в бюджет в отчетный период.

Внеоборотные активы - активы с продолжительностью использования более одного года: долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы, основные средства, прочие долгосрочные активы.

    Оборотные

Материально-производственные запасы - активы, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), приобретаемые непосредственно для перепродажи, а также используемые для управленческих нужд организации.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Счет, предназначенный для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) предприятием суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

Краткосрочные финансовые вложения - краткосрочные (на срок не более одного года) финансовые вложения предприятия в доходные активы (акции, облигации и другие ценные бумаги) других предприятий, объединений и организаций, денежные средства на срочных депозитных счетах банков, процентные облигации государственных и местных займов и др. - являются наиболее легко реализуемыми активами.

Пассив баланса

    Капитал и резервы

Уста́вный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов

Доба́вочный капита́л - статья пассива баланса, складывающаяся из следующих элементов:

  • эмиссионный доход - разница между продажной и номинальной стоимостью акций предприятия;
  • курсовые разницы - разницы при оплате доли уставного капитала в иностранной валюте;
  • разница при переоценке основных средств - разница при изменении стоимости основных средств.

Резе́рвный капита́л - размер имущества предприятия, который предназначен для размещения в нём нераспределённых прибылей, для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций предприятия, а также для других целей.

    Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность - задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить.

Резервы предстоящих расходов

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать резервы на: предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

А.М. Новиков

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В предыдущей статье данного цикла (журнал «Специалист» 2010, №№ 11, 12.) была рассмотрена образовательная деятельность обучающегося. Перейдем теперь к рассмотрению педагогической деятельности педагога, имея в виду, в первую очередь, деятельность профессионального педагога: учителя, преподавателя, воспитателя и т.д.

Особенности педагогической деятельности

Зададимся вопросом – является ли деятельность педагога управленческой деятельностью? Да, безусловно. Педагог руководит обучающимся, управляет процессом его образования. Совершим краткий экскурс в общую теорию управления.

Рис.1. Компоненты теории управления

Понятие об общей теории управления социальными системами

В социальных системах (где и управляющий орган и управляемая система являются субъектами – людьми или организациями) УПРАВЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (управляющих органов) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (управляемых субъектов). Применительно к педагогической системе «педагог – обучающийся (обучающиеся)» это утверждение означает, что управленческая деятельность педагога заключается в организации образовательной деятельности обучающегося (обучающихся) .

Основные компоненты структуры теории управления приведены на рис. 1.

Цели управления заключаются в достижении требуемых результатов деятельности обучающегося (обучающихся).

Критерии эффективности управления. В соответствии с подходами современной теории управления, эффективность управления определяется эффективностью того состояния, в котором оказалась управляемая система под воздействием этого управления. Применительно к педагогической системе эффективность управленческой деятельности педагога определяется эффективностью тех результатов деятельности обучающегося, которых он достиг в результате педагогического (управляющего) воздействия. А не качеством заполнения планов и отчетов, не «красивостью» учебных занятий и т.п.

Методы управления . Для фиксированной (с заданным составом и структурой) социальной системы выделяются следующие методы управления :

– институциональное (административное, командное, ограничивающее, принуждающее) управление;

– мотивационное управление (управление, побуждающее управляемых субъектов к совершению требуемых действий);

– информационное управление (основывающееся на сообщении информации, формировании убеждений, представлений и т.д.).

Типы управления. С точки зрения регулярности, повторяемости управляемых процессов можно выделяются следующие типы управления:

– проектное управление (управление развитием системы в динамике – изменениями в системе, инновационной деятельностью и т.д.);

– процессное управление (управление функционированием системы «в статике» – регулярной, повторяющейся деятельностью при неизменных внешних условиях).

Поскольку для обучающегося его образовательная деятельность всегда инновационна, то, в педагогической системе «педагог – обучающийся (обучающися)» всегда будет иметь место только проектное управление. О педагогических проектах мы уже говорили в одной из предыдущих статей (журнал «Специалист» 2010, № 1).

Для управления в динамике, в свою очередь, можно выделить рефлекторное (ситуационное) управление и опережающее управление . Рефлекторным называется управление, при котором управляющий орган реагирует на изменения или внешние воздействия по мере их появления, не пытаясь прогнозировать их или влиять на них. Опережающее управление основывается на прогнозе условий и требований к функционированию системы.

Для деятельности педагога это существенная классификация. Хорошего педагога отличает способность опережать события. Как говорится, «руководить – значит предвидеть».

Функции управления. Выделяют четыре основные функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль. Непрерывная последовательность реализации этих функций составляет цикл управленческой деятельности (см. рис. 2).

Рис. 2. Цикл управленческой деятельности

Поскольку эти функции укладываются в логику организации проекта, в том числе педагогического проекта (см. журнал «Специалист» 2010, № 1), мы здесь их подробно рассматривать не будем.

Формы управления . Выбирая различные основания классификации, выделяют разные формы управления.

1.В зависимости от структуры системы управления выделяются:

– иерархическое управление (система управления имеет иерархическую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);

– распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников);

– сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами системы; в том числе, один и тот же сотрудник по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководителем).

По сути дела в системах «педагог – обучающийся (обучающиеся)» имеют место все три формы управления:

Для обучающегося, например, в школе классный руководитель для него – пример иерархического управления. Или на занятиях по одному конкретному предмету он подчинен только одному учителю;

Для того же обучающегося все учителя, преподающие все предметы, которые он изучает, одновременно являются для него «начальниками» - пример распределенного управления;

В ученическом самоуправлении один и тот же обучающийся по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководителем. Кроме того, при бригадной организации учебного процесса, во внеучебных мероприятиях могут создаваться временные группы, где также один и тот же обучающийся по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководителем. Это примеры сетевого управления.

Соотношение этих форм управления составляет интересную педагогическую проблему .

2. В зависимости от числа управляемых субъектов можно выделять такие формы управления, как:

– индивидуальное управление (управление одним субъектом) – в нашем случае индивидуальные системы образования;

– коллективное управление (управление группой субъектов) – в нашем случае групповые, коллективные формы образования.

3. В зависимости от того, учитывает ли управление индивидуальные особенности управляемых субъектов, выделяются формы:

– унифицированное управление (когда одни и те же механизмы управления применяются к группе, в общем случае различных, субъектов);

– персонифицированное управление (когда управляющее воздействие зависит от индивидуальных характеристик управляемого субъекта).

Опять же понятно, что степень учета индивидуальных особенностей педагогом в его педагогической деятельности может быть совершенно различной в зависимости от его желания, опыта, способностей, а также от наполняемости класса, группы. Кроме того, сюда же будут относиться такие известные направления педагогических исследований как индивидуализация обучения, личностно-ориентированное образование и др.

Средства управления – приказы, распоряжения, указания, планы, нормы, нормативы, регламенты и т.д. В нашем случае педагог письменных распорядительных документов как правило не издает (кроме как записки родителям с приглашением придти в школу), у него как правило устные средства управления, но суть этих средств управления та же – распорядительная, нормативная.

Принципы управления:

Принцип 1 (иерархии). Общепризнанно, что иерархия как разделение функций в сложных системах является проявлением необходимости специализации, конкретизирующей функции каждого элемента этой системы и позволяющей наиболее рационально использовать его объективно ограниченные возможности. Управляющий орган может иметь в своем подчинении не более 7+-2 подчиненных субъекта, т.е. их не должно быть больше так называемого числа Миллера XE "Число Миллера" 7 ± 2. В противном случае разделение управляемых субъектов на несколько групп и вводится следующий, более высокий уровень иерархии. Содержание этого требования можно объяснить ограниченной возможностью оперативной памяти человека, его способностью анализировать в оперативной памяти не более 5÷9 составляющих компонента. Применительно к деятельности педагога этот принцип означает, что когда наполняемость группы, класса обучающимися превышает это число, педагог неизбежно обречен на перегрузку .

Принцип 2 (целенаправленности) . Любое управление осуществляется с определенной целью. В частности, целью управления в педагогической системе «педагог – обучающийся (обучающиеся) является образование обучающегося (обучающихся) в соответствии с установленными требованиями к объемам, качеству и в установленные сроки.

Принцип 3 (эффективности). Реализуемое управление должно обладать максимальной эффективностью при заданных ограничениях. То есть быть оптимальным. В частности, достижение фиксированной цели деятельности системы должно достигаться при оптимальном расходовании ресурсов. Так, применительно к нашему случаю педагог должен достигать целей воспитания, обучения и развития обучающегося (обучающихся) с оптимальными расходами времени и усилий. Причем, усилий как обучающегося (обучающихся), так и своих собственных.

Принцип 4 (ответственности) . Орган управления несет ответственность за эффективность деятельности управляемых субъектов и всей системы в целом (качество, сроки, расход ресурсов). Эффективность управления оценивается только по эффективности деятельности управляемых субъектов . То есть применительно к деятельности педагога этот принцип означает, что эффективность его работы оценивается по результатам образовательной деятельности обучающихся – их воспитанности, обученности, развитости, а не по тому, как «красиво» он ведет занятия, сколько он провел занятий, как оформил планы, отчеты и т.п.

Принцип 5 (невмешательства). Вмешательство управляющего органа в деятельность управляемых субъектов происходит в том и только в том случае, когда подчиненные ему субъекты не обеспечивают реализации всего комплекса необходимых функций. Применительно к деятельности педагога этот принцип означает необходимость соблюдения меры во вмешательстве, «регулировании» деятельности обучающегося, опасности «зарегулирования».

Принцип 6 (открытости). Управление системой должно быть нацелено на максимальное целесообразное вовлечение всех заинтересованных субъектов (общество, органы власти, физические и юридические лица, общественные движения и т.д.) в процесс развития системы. Применительно к деятельности педагога этот принцип означает открытость педагогической системы «педагог – обучающийся (обучающиеся)», гласность их совместной деятельности для окружающих.

Принцип 7 (регламентации управленческой деятельности) . В соответствии с данным принципом все функции управления должны быть регламентированы. То есть и управляющий орган и управляемые субъекты должны действовать и взаимодействовать на основе четко определенных и известных всем сторонам правил, норм и критериев. Применительно к педагогической деятельности, например, на сегодняшний день критерии оценки держит «в своей голове» учитель, преподаватель, а обучающийся их как правило не представляет.

Принцип 8 (неопределенности). У никальность и непредсказуемость человеческой деятельности в конкретных условиях, наличие свободы воли человека обусловливает неопределенность деятельности социальной системы. В том числе, педагогический процесс в значительной мере непредсказуем:

Как со стороны обучающегося (обучающихся), его (их) реакций на управляющие воздействия педагога;

Так и со стороны самого педагога. Педагог – живой человек со своими проблемами, радостями и горестями, со своими настроениями. Поэтому и его деятельность также отличается неопределенностью.

Поэтому при планировании любых действий педагог должен учитывать возможную неопределенность ситуации, прогнозировать различные сценарии развития совместной деятельности с обучающимся (обучающимися). А, кроме того, в педагогической деятельности всегда существенную роль играет импровизация – способность в соответствии с ситуацией быстро перестроить запланированные действия в новое русло. В силу этого обстоятельства и говорят, что педагогика – не только наука, но и искусство.

Принцип 9 (обратной связи) является, пожалуй, одним из наиболее известных принципов управления. В соответствии с этим принципом для эффективного управления необходима информация о состоянии управляемой системы и условиях ее функционирования. Причем, реализация любого управляющего воздействия и ее последствия должны отслеживаться, контролироваться управляющим органом. В полной мере это относится и к управляющей деятельности педагога. Например, опрос в начале урока является для учителя, в том числе, средством обратной связи. Или профессор, задавая студентам вопросы по ходу лекции, получает «обратную связь» - как студенты его понимают.

Принцип 10 (рациональной централизации) – или, иначе, принцип делегирования - утверждает, что в любой сложной системе существует рациональный уровень централизации управления: что конкретно должен взять на себя управляющий орган, а что должны решать управляемые субъекты/объекты. Так, например, лектор может разрешить студентам свободное посещение лекций, или, противоположный случай – отмечать всех отсутствующих студентов. Учитель определяет - решать ли те или иные задачи на доске ему самому, или вызвать кого-либо из учащихся, либо учащиеся будут решать их самостоятельно в тетрадях.

Принцип 11 (демократического управления). Иногда его называют принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспечении равных условий и возможностей для всех участников системы без какой-либо их априорной дискриминации. Для педагогической деятельности этот принцип означает, что педагог должен относиться равно одинаково ко всем обучающимся, не проявлять открыто симпатий или антипатий к тем или иным обучающимся, не заводить «любимчиков» и «изгоев». Что, как мы знаем, в массовой педагогической практике очень часто не соблюдается.

Принцип 12 (адекватности ). Или, что то же - принцип необходимого разнообразия. Этот принцип в теории систем был сформулирован У.Р. Эшби XE "Эшби У.Р." \ f “ a ” . Он гласит, что, создавая систему, способную справиться с решением проблемы, обладающей определенным, известным разнообразием (сложностью), нужно обеспечить, чтобы система имела еще большее разнообразие (наличие средств и способов решения проблемы), чем разнообразие (сложность) решаемой проблемы. Или же была способна создавать в себе это необходимое разнообразие (могла бы разработать новые средства и способы решения проблемы). То есть, иначе говоря, система должна иметь необходимый «запас маневра».

В частности, применительно к управлению: система управления (ее структура, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна (соответственно, структуре, сложности, функциям и т.д.) управляемой системы. Иначе говоря, применительно к педагогической системе «педагог – обучающийся (бучающиеся)» этот принцип отражает то издревле известное требование, что педагог должен знать и уметь больше, чем обучающийся (обучающиеся) . Среди педагогов даже бытует такой жаргонный принцип: «преподаватель чувствует себя на занятии уверенно, если он знает по теме в 10 раз больше, чем сообщает обучающимся».

Требование это в общем-то известное. Но в современных условиях:

Учитель, преподаватель знает и умеет больше обучающегося по своему преподаваемому предмету. А по другим предметам, изучаемым обучающимся, материал он давно забыл (в общеобразовательной школе). Или не изучал вовсе (в профессиональной школе) Тогда получается, что больше знает и умеет, чем обучающийся, весь педагогический коллектив в сумме. А не каждый отдельный педагог. Вопрос интересный и не очевидный - в связи с внедрением объектного, в том числе модульного типа построения содержания образования, все более широкого распространения метода учебных проектов, судя по всему, одной предметной подготовки учителю, преподавателю будет уже недостаточно, его кругозор должен быть существенно расширен;

Сегодня весь подаваемый растущему человеку в школе, в колледже, в ВУЗе образовательный материал находится в одном русле со значительно бόльшим потоком свободной информации, поступающей с экранов телевизора, компьютера, из Интернета, печатных СМИ. Причем, школьники, студенты, как правило, имеют гораздо больше свободного времени, чем педагоги, чтобы смотреть телевизор, «лазить» по Интернету и т.д. И в результате нередко обучающийся информирован, по крайней мере о текущих событиях, больше, чем педагог. Он как бы «знает» больше. И это составляет серьезную проблему современного образования. Принцип 13 (унификации ). Равнозначные системы должны описываться и рассматриваться в рамках единого подхода (как с точки зрения их параметров, так и с точки зрения критериев эффективности функционирования). Что не исключает, впрочем, необходимости учета специфики каждой конкретной системы. Для педагогических систем это означает, например, у нификацию требований к обучающемуся (обучающимся) со стороны педагогического коллектива школы, колледжа и т.п., т.е. все учителя, преподаватели данного образовательного коллектива должны применять единые требования к обучающимся. То же Единые государственные экзамены как единые общегосударственные требования к качеству общего образования. Или как единые требования государственные образовательные стандарты.

Принцип 14 (оперативности ). Данный принцип требует, чтобы при управлении в режиме реального времени информация, необходимая для принятия решений, поступала вовремя, сами управленческие решения принимались и реализовывались оперативно в соответствии с изменениями управляемой системы и условий ее функционирования. В частности, педагог должен немедленно реагировать на те или иные действия обучающегося (обучающихся). Так, например, известно педагогическое требование о недопустимости отсрочки наказания.

Принцип 15 (согласованного управления ). Это принцип отражает требование того, что управляющие воздействия в рамках существующих институциональных ограничений должны быть максимально согласованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов. Для педагога реализация этого принципа представляет серьезную творческую задачу – ведь в каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью обучающегося, каждая личность глубоко индивидуальна.

Принцип 16 (опережающего отражения ) – при выработке управляющих воздействий необходимо предсказывать и упреждать возможные изменения состояния управляемой системы. Т. е. педагог должен прогнозировать развитие событий, строить прогнозные модели деятельности обучающегося (обучающихся).

Принцип 17 (адаптивности ) – управляемая система динамична, и принятые управленческие решения должны своевременно пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управляемой системы и условий ее функционирования. Например, процесс формирования того или иного навыка у обучающегося проходит ряд стадий, этапов. И в соответствии с ними должны меняться воздействия педагога на этот процесс.

Таким образом, краткий экскурс в общую теорию управления оказался небесполезным – многие требования к педагогу и его деятельности вытекают из этой теории дедуктивным образом как частные случаи общих положений. К тому же апелляция к общей теории управления позволяет систематизировать управляющую деятельность педагога. Более того, выясняется тем самым, что возможен и целесообразен перенос результатов исследований проблем управления системами различной природы на педагогические системы.

Теперь после краткого экскурса в общую теорию управления перейдем непосредственно к особенностям профессиональной педагогической деятельности . Понятно, что объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек – человек». Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность - в отражении деятельности «для себя» на деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучающегося (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности). Но переход деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других» свойственен не только педагогической деятельности. Но и, допустим, деятельности врача. Каковы же особенности собственно педагогической деятельности?

1. Выше мы рассмотрели управляющую деятельность педагога, т.е. деятельность по организации образовательной деятельности обучающегося (обучающихся). Ограничиваются ли особенности педагогической деятельности только этим аспектом – аспектом руководства обучающимся (обучающимися), управления процессом образования? Конечно, нет!

2. Педагог является важнейшим источником социализации обучающегося. В самом широком смысле педагог является примером Человека. Обучающийся «смотрится как в зеркало в другого человека» (К. Маркс) и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. И в этом отношении чрезвычайно важно, чтобы педагог был личностью: личность формируется личностью, характер формируется характером. Все мы учились в школе, в ВУЗе... Учителей и преподавателей у каждого из нас было множество. А много ли тех, которые запомнились, которые повлияли на наш характер, на интересы, на жизненный выбор? А. С. Пушкин посвятил своему учителю А. П. Куницину такие строки:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Яркость личности учителя определяется его идейной убежденностью, нравственной позицией, уровнем духовности. Немаловажную роль играет имидж учителя, в том числе и одежда, прическа, его харизма, его актерское мастерство. Даже когда учитель, преподаватель рассказывает учебный материал, важно не только что он говорит, но и как он говорит , как вносит в передаваемую информацию свою личностную окраску, свое личностное отношение.

Там же, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, задачником, компьютером. В этом отношении такой учитель, ходячая истина, всегда был юмористической фигурой, предметом шутки и насмешки, комическим персонажем. Чеховский «человек в футляре» потому и ужасен, что представляет собой образец полной безличности, окончательно исчезнувшего чувства и мысли.

3. Педагог должен постоянно учиться сам . Ведь, как уже говорилось, образовательная деятельность обучающегося всегда продуктивна, инновационна. А на нее не может накладываться репродуктивная деятельность педагога. Только продуктивная деятельность на продуктивную деятельность . Поэтому третья особенность педагогической деятельности – постоянное саморазвитие.

Таким образом, мы выделили три основные особенности педагогической деятельности, в комплексе составляющие систему. Именно в совокупности, в комплексе (рис. 3). Образно выражаясь, педагог «и начальник, и актер, и ученик».

Рис. 3. Классификация основных особенностей педагогической деятельности

Формы, методы, средства педагогической деятельности

Говоря о формах педагогической деятельности необходимо сразу разделить. Когда педагогическая деятельность осуществляется совместно с обучающимся (обучающимися) – это будут формы совместной деятельности, т.е. формы педагогического процесса (см. следующую статью данного цикла). Когда же педагог в одиночку готовится к занятиям, занимается проектированием педагогических систем, занимается рефлексивным анализом и т.д. – это будет, в основном, индивидуальная форма деятельности. Кроме того, коллективная форма – участие педагога в работе методических (цикловых) комиссий, секций, кафедр, педагогических, ученых советов и т.п.

Методы педагогической деятельности. Напомним, что в предыдущей статье данного цикла (журнал «Специалист» 2010, №….), говоря о методах образовательной деятельности обучающегося, мы разделили методы:

С одной стороны, на методы теоретические и эмпирические;

С другой стороны, - на методы-операции и методы-действия.

Точно так же методы педагогической деятельности педагога:

Теоретические методы-операции. Это мыслительные операции: анализ, синтез и т.д. (рис. 4). Эти методы присущи всем без исключения видам деятельности;

Теоретические методы-действия. Это методы проектирования педагогических систем (метод сценариев, методы планирования и т.д.), а также методы педагогического рефлексивного анализа (см. журнал «Специалист» 2010, № 1 ).

Эмпирические методы-операции. Это методы управления образовательной деятельностью обучающегося (обучающихся).

Эмпирические методы-действия. Это будут педагогические технологии (см.статью «Понятие о педагогических технологиях» - журнал «Специалист», 2009, № 9).

Рис. 4. Методы педагогической деятельности

В то же время необходимо отметить, что ранее, в предыдущей статье данного цикла мы рассматривали методы образовательной деятельности обучающегося порознь: методы воспитательной деятельности, методы учебной деятельности, методы деятельности развития – в силу новизны проблемы . Что же касается методов педагогической деятельности, то мы отходим от традиционного разделения на методы воспитания и методы преподавания (о методах развивающей деятельности в учебниках педагогики вообще никогда не писалось). Ведь основанием для традиционного разделения было только одно обстоятельство – разделение деятельности педагога на деятельность во время учебных занятий и во время внеучебной воспитательной работы. Но такое разделение – не аргумент – ведь методы деятельности педагога (а также и формы, и средства) как в учебной, так и во внеучебной работе – одни и те же (рис.4).

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели особенности, формы и методы педагогической деятельности. Средства педагогической деятельности будут нами рассмотрены в следующей статье среди других средств педагогического процесса. Что же касается временнóй структуры педагогической деятельности (фазы, стадии этапы), то она была описана нами ранее в статье «Образовательный проект как цикл инновационной деятельности» (журнал «Специалист» 2010, № 1.

Учить надо всех… Женщина должна быть образованной, так как через ее руки проходит все человечество; тупые – кувшин без дна, сколько ни мой, дна не приобретет, но чистым будет; одаренные – ум столько может набрать дурного, что много может натворить; начальствующие – чтобы хорошо руководили; подчиненные – чтобы разумно подчинялись; богатые – без мудрости это свиньи, откормленные отрубями; бедные – это ослы, вынужденные таскать тяжести. Я. А. Коменский

Педагог В Древней Греции педагог – специальный раб, сопровождающий в школу буквально «ПОВОДЫРЬ» ВЕСТИ, СОПРОВОЖДАТЬ.

Педагог общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности ПРОФЕССИОНАЛЫ имеют специальную подготовку НЕПРОФЕССИОНАЛЫ родители, лидеры малых групп, научных школ

Педагогическая деятельность вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, развитие и образование учащихся; искусство управления формированием личности другого человека средствами специальности

Структура педагогической деятельности СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ СРЕДСТВА ПРОДУКТ ПЕДАГОГ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ МЕТОДЫ И технологии ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, САМА ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАННОСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Сущностные характеристики педагогической деятельности 1) духовный характер педагог имеет дело с высшей ценностью – ЛИЧНОСТЬЮ учащегося, который является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению; без обращения к ее внутренним силам, потребностям педагогический процесс не будет эффективным

Развивающий механизм Педагогу важно не просто самому встать в субъектную позицию (осознать смысл своей деятельности), но и поставить в позицию осознающего деятельность Другого (ученика)

2. Совместный характер «поток всеохватывающей взаимности» предполагает педагога и того, кого он учит, развивает, воспитывает. Сущность педагогической деятельности в переходе деятельности для себя в деятельность для Другого. Мотивом педагогической деятельности являются интересы других людей.

3. Гуманистический характер педагогической деятельности Гуманизм - мировоззрение, которому присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, неисчерпаемость его эмоциональных, познавательных, адаптивных возможностей. Объектомна который направлены педагогические, усилия является не сама личность, а процесс ее развития и совершенствования

Гуманистический подход к педагогической деятельности призание сложности, неисчерпаемости, противоречивости, постоянной изменчивости человека в человеке «Человек- есть то, что возможно» . К. Роджерс

Несводимость – открытость человека как системы, которая биологически и социально совершенствуется благодаря среде, общению, языку; – человек не может быть сведен к какой-либо функции или набору функций; – личность всегда больше дела, статуса, профессии

Невыразимость человек, как духовное существо по сути своей полностью невыразим; человек является тайной, значительность и глубина которой зависит от его духовного развития.

Неопределимость Необъяснимость человека с точки зрения внешних условий и внутренних законов своего существования; внутренне человек остается свободным, подчиняясь своим законам и правилам

Незавершенность личности Становление личности имеет противоречивый, дискретный характер. Личность не завершена, многое в ней только намечено. Она находится в состоянии самостроительства, поиске собственного лика

Принятие и реализация гуманистических ценностей Ценности -добродетели АЛЬТРУИЗМ ДРУГОДОМИНАНТНОСТЬ ПРИНЯТИЕ и ЭМПАТИЯ ТЕРПИМОСТЬ Ценности - жизнедеятельности самореализация самоопределение свобода поддержка

Гуманистический потенциал Педагогической деятельности заключается в создании возможностей для постоянного развития и личностного роста педагога; деятельность, которая позволяет развивать и реализовывать свой творческий потенциал

4. Творческий характер 1)педагог проектирует личность ученика, 2)принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях; 3)выбирает и сочетает наиоболее целесообразные методы и формы обучения; 4)продуцирует идеи, создает новые способы педагогической деятельности, соответсвующие его педагогической индивидуальности и особенностям аудитории.

Близость к исполнительской деятельности Воспроизводство в индивидуальном сознании результатов научного и художественного творчества (совпадение продукта и процесса) Необратимость Невоспроизводимость Непредсказуемость Импровизиционность

5. Организаторский характер педагогической деятельности педагогическая деятельность по сути является управленческой, в которой педагог выступает как организатор, менеджер; педагог призван не только и не столько транслировать знания, а организовать учебный процесс, создавать условия для того, чтобы учащийся совершенствовал себя.

Специфика педагогической деятельности Педагогическая деятельность управляющая преобразующая процессом преобразования личность владение специальными знаниями о предмете своей специальности установление и развитие оптимальных взаимоотношений между учащимися предметно-специализированная человековедческая

ОБРАЗОВАНИЕ «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней» . Закон об образовании РФ Процесс построения личностью своего образа, целью которого является идеал личности, образ цели жизни, сложившийся в определенной культуре. И. Я. Лернер

Главная задача образования - не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы. В. Франкл

Воспитание Механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции И. П. Павлов целенаправленная деятельность по формированию системы качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание с гуманистических позиций «восхождение к субъектности» (М. С. Каган) «актуализация человеческих воспитанника» (И. А. Колесникова) качеств «в-ось -питание – питание духовной оси человека (Ш. Амонашвили) «непрерывное становление предоставление человеку самоопределения» (Г. Батищев) целостности, возможности

цель воспитания? ? ? формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе.

Обучение процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками преподавание передача знаний, умений, опыта деятельности учение усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование

РАЗВИТИЕ последовательное количественное и качественное изменение физических, интеллектуальных, эмоциональноценностных свойств личности; происходит в процессе усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному профессиональному сообществу

Социализация процесс и результат вовлеченности личности в систему социальных отношений социальная адаптация приспособление к социальным условиям индивидуализация осознание личностью своей неповторимости, возможности быть самим собой

Профессионализация как часть социализации подготовка личности к осознанному выбору профессионального пути развитие профессиональной направленности личности выявление познавательных и профессиональных возможностей, интересов личности формирование готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений

Культурно - гуманистическая функция заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры; НО И В СТАНОВЛЕНИИ УЧЕНИКА КАК ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ.

Прогностическая – прогнозирование результата Анализ педагогической ситуации Цель и способы ее достижения Определение этапов и распределение времени Предвидение результата

Конструктивная – проектирование педагогического процесса Отбор и организация содержания учебной информации Конкретизация целей на основе диагностики потребностей и возможностей учащихся Определение педагогических условий (материальных, психологических) Планирование своих действий и действий учащегося

Организаторская Создание мотивации к предстоящей деятельности ИНТЕГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ Организация совместной деятельности Стимулирование познавательной активности и творчества учащихся

Коммуникативная – построение межличностного взаимодействия Восприятие психологического состояния партнера Коммуникативная атака УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ: распределение внимания, быстрое реагирование на возникающие барьеры

Рефлексивная – подведение итогов Контроль результатов образовательного процесса Анализ и оценка полученных результатов Определение направления коррекции своей деятельности

Гностическая (исследовательская)систематическая «педагогическая разведка» Изучение возрастных и индивидуально-типологических особенностей учащихся Изучение содержания и способов воздействия на других людей Изучение процесса и результата собственной деятельности, ее достоинств и недостатков

Способности педагога – фактор развития способностей учащихся (Н. В. Кузьмина) Какие способности должен развивать в себе педагог? Сформулируйте педагогическое кредо (девиз) успешного педагога.

Литература по основам пед. деятельности Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под. ред. А. С. Роботовой. - М. : «Академия» , 2007. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -М. : Логос, 2005. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие. М. «Академия» , 2004. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства -М. «Просвещение» , 2006. Никитина Н. Н. , Кислинская Н. В. Введение в педагогичсекую деятельность: Теория и практика. М. : «Академия» , 2004.

Хуторской А. В. Человекосообразное обучение на уроке – цели и задачи эксперимента //Интернет журнал «Эйдос» 2008. -12 www. eidos. ru/journal/2008/071211 -htm http: //elite. far. ru/index. phtml? page=book 5314000822 http: //www. ido. rudn. ru/psychology/pedagogical_psychology/ 12. html http: //www. humanism. ru/pedagogika 4. htm http: //uchebauchenyh. narod. ru/books/uchebnik/soderza nie. htm

Литература по педагогической аксиологии Крылова Н. Б. Культурология образования- М. , 2000. Педагогика понимания: учеб. пособие /Ю. В Сенько, М. Н. Фроловская. - М. , 2007. Сластенин В. А. , Г. И. Чижакова Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. -М. , 2003. Старикова Л. Д. История педагогики и философия образования. - Ростов н/Д, 2008. Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учебное пособие /Сост. В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. Воронеж, 2005.

Закончите фразу. . Целью педагогической деятельности является. . . Ее совместный характер проявляется в. . . Уникальный характер педагогической деятельности объясняется тем, что. . . Универсальный характер педагогической деятельности проявляется в том, что. . В чем сущность педагогической деятельности?

? ? ? ? ? ? В чем специфика педагогической деятельности? В чем сущность гуманистического подхода в педагогике? Существует мнение, что с развитием новых информационных технологий профессия педагога исчезнет. Согласны ли вы с этим утверждением?