Основные занятия украинцев в 17 веке таблица. Повседневная жизнь народов украины, поволжья, сибири и северного кавказа. Повторится ли история

Не раз страдала муками политического самоопределения. В середине XVII века она, как и сегодня, металась между Западом и Востоком, постоянно меняя вектор развития. Неплохо было бы напомнить, чего стоила государству и народу Украины такая политика. Итак, Украина, XVII век.


Зачем Хмельницкому был нужен союз с Москвой?

В 1648 году Богдан Хмельницкий трижды разбил посланные против него польские войска: под Желтыми Водами, под Корсунем и под Пилявцами. По мере того, как разгоралась война и все более значимыми становились воинские победы, менялась и конечная цель борьбы. Начавший войну требованием ограниченной казачьей автономии в Надднепровщине, Хмельницкий уже воевал за освобождение от польской неволи всего украинского народа, и мечты о создании на освобожденной от поляков территории независимого украинского государства уже не казались чем-то несбыточным.

Поражение под Берестечком в 1651 году немного отрезвило Хмельницкого. Он осознал, что Украина еще слаба, в одиночку в войне с Польшей может и не устоять. Гетман начал искать союзника, а точнее, покровителя. Выбор Москвы как «старшего брата» вовсе не был предопределен. Хмельницкий вместе со старшинами всерьез рассматривали варианты стать союзником крымского хана, вассалом турецкого султана или вернуться в состав Речи Посполитой на правах конфедеративной составляющей общего государства. Выбор, как мы уже знаем, был сделан в пользу московского царя Алексея Михайловича.

А была ли Москве нужна Украина?

В отличие от нынешней ситуации, Москва вовсе не стремилась завлечь Украину в свои объятья. Принять в подданство украинских сепаратистов означало автоматическое объявление войны Речи Посполитой. А Польша XVII века - это крупное по тем меркам европейское государство, включавшее в себя огромные территории, ныне входящие в состав прибалтийских республик, Беларуси и Украины. Польша оказывала влияние на европейскую политику: не прошло еще и 50 лет, как ее жолнеры взяли Москву и посадили в Кремле на престол своего ставленника.

А Московское царство XVII столетия - это не Российская империя начала XX века. Прибалтика, Украина, Кавказ, Средняя Азия - еще чужие территории, в присоединенной Сибири еще и конь не валялся. Еще живы люди, помнящие кошмар Смутного времени, когда на кону стояло само существование России как независимого государства. В общем, война обещала быть долгой, с неясным исходом.

Кроме того, Москва боролась со Швецией за выход на Балтику и рассчитывала на Польшу как на будущего союзника. Короче, кроме головной боли, принятие Украины под свою руку не обещало московскому царю абсолютно ничего. Первое письмо с просьбой принять Украину в подданство Хмельницкий направил царю Алексею Михайловичу в 1648 году, но в течение 6 лет царь и бояре на все письма украинского гетмана отвечали отказом. Созванный в 1651 году для принятия решения Земский собор высказался, как сказали бы сегодня, за территориальную целостность польского государства.

Ситуация меняется

После победы под Берестечком поляки пошли на Украину карательным походом. На стороне польской короны выступили крымцы. Горели села, поляки казнили участников недавних боев, татары собирали полон на продажу. В разоряемой Украине начался голод. Московский царь отменил таможенные пошлины на вывозимое в Украину зерно, но это ситуацию не спасало. Уцелевшие после польских казней, татарских набегов и голода селяне толпами уходили в Московию и Молдавию. Волынь, Галичина, Брацлавщина потеряли до 40% своего населения. Снова в Москву поехали послы Хмельницкого с просьбами о помощи и защите.

Под рукой московского царя

В такой обстановке 1 октября 1653 года Земский собор принял судьбоносное для Украины решение о принятии ее в подданство, а 23 октября объявил войну Польше. К концу 1655 года совместными усилиями от поляков была освобождена вся Украина и Галицкая Русь (чего галичане не могут простить России до сегодняшнего дня).

Взятая под государеву руку Украина не была оккупирована или просто присоединена. Держава сохраняла свое административное устройство, свое независимое от Москвы судопроизводство, выборность гетмана, полковников, старшин и городского управления, украинская шляхта и миряне сохраняли за собой все имущество, привилегии и вольности, пожалованные им польскими властями. Практически Украина входила в состав Московского государства на правах автономного образования. Жесткий запрет вводился только на внешнеполитическую деятельность.

Парад честолюбств

В 1657 году умер Богдан Хмельницкий, оставив своим преемникам огромнейшее по своим размерам государство с определенной степенью самостоятельности, огражденное от внешней интервенции украинско-московским договором. И чем занялись паны-полковники? Правильно, дележом власти. Избранный на Чигиринской раде 1657 года гетманом Иван Выговской пользовался поддержкой на правобережье, но не имел никакой поддержки среди населения левого берега. Причиной нелюбви была прозападная ориентация новоизбранного гетмана. (Ой, как это знакомо!) На левобережье вспыхнуло восстание, лидерами стали кошевой атаман Запорожской Сечи Яков Барабаш и полтавский полковник Мартын Пушкарь.

Проблемная Украина

Чтобы справиться с выступившей оппозицией, Выговской призвал на помощь… крымских татар! После подавления мятежа крымчаки стали носиться по всей Украине, собирая пленных для невольничьего рынка в Кафе (Феодосия). Рейтинг гетмана упал до нуля. В Москву зачастили в поисках правды обиженные Выговским старшины и полковники, привозя с собой , от которых у царя и бояр голова шла кругом: налоги не собираются, 60.000 золотых, которые Москва прислала на содержание реестровых казаков, пропали неизвестно куда (ничего не напоминает?), гетман рубит головы строптивым полковникам и сотникам.

Измена

Для наведения порядка царь отправил в Украину экспедиционный корпус под командованием князя Трубецкого, которое потерпело поражение под Конотопом от объединенного украинско-татарского войска. Вместе с известием о поражении в Москву приходит весть об открытой измене Выговского. Гетман заключил договор с Польшей, согласно которому Украина возвращается в лоно Речи Посполитой, а та взамен предоставляет войско для войны с Москвой и упрочения положения украинского гетмана. (Гадячский договор1658 г.) Известие, что Выговской еще присягнул и крымскому хану, в Москве уже никого не удивило.

Новый гетман, новый договор

Заключенный Выговским договор не нашел поддержки в народе (еще свежа была память о польских порядках), подавленный было мятеж вспыхнул с новой силой. Гетмана покидают последние сторонники. Под давлением «старшины» (руководящей верхушки) он отрекается от булавы. Чтобы погасить пламя гражданской войны, выбирают гетманом сына Богдана Хмельницкого Юрия, надеясь, что за сыном национального героя пойдут все. Юрий Хмельницкий едет в Москву просить помощи для обескровленной гражданской войной Украины.

В Москве делегацию встретили без восторга. Измена присягавших на верность царю гетмана и полковников, гибель войска конкретно портили атмосферу на переговорах. Согласно условиям нового договора, автономия Украины урезалась, в целях контроля за ситуацией в крупных городах размещались воинские гарнизоны из московских стрельцов.

Новая измена

В 1660 году из Киева выступил отряд под командованием боярина Шереметева. (Россия, объявив в 1654 году Польше войну, все никак не могла ее закончить.) Юрий Хмельницкий со своим войском спешит на помощь, но спешит так, что никуда не успевает. Под Слободищем он натыкается на польское коронное войско, от которого терпит поражение и… заключает с поляками новый договор. Украина возвращается в состав Польши (правда, ни о какой автономии речи уже не идет) и обязуется выставить войско для войны с Россией.

Не желающее ложиться под Польшу левобережье выбирает своего гетмана, Якова Сомка, который подымает казачьи полки на войну против Юрия Хмельницкого и шлет в Москву послов с просьбами о помощи.

Руїна(укр.) - полный развал, разруха

Можно продолжать и дальше. Но картина будет бесконечно повторяться: еще не единожды полковники будут подымать бунты за право обладания гетманской булавой, и не раз будут перебегать из одного лагеря в другой. Правобережье и левобережье, выбирая своих гетманов, будут бесконечно воевать друг против друга. В историю Украины этот период вошел как «Руïна». (Очень красноречиво!) Подписывая новые договоры (с Польшей, Крымом или Россией) гетманы каждый раз расплачивались за военную поддержку политическими, экономическими и территориальными уступками. В конце концов, от былой «незалежності» осталась одна память.

После измены гетмана Мазепы Петр уничтожил последние остатки самостоятельности Украины, а само дышащее на ладан гетманство было упразднено в 1781 году, когда на Малороссию было распространено общее положение о губерниях. Вот так бесславно закончились попытки украинской элиты сидеть на двух стульях одновременно (или попеременно). Стулья раздвинулись, Украина упала и разбилась на несколько рядовых российских губерний.

Проблема выбора

Справедливости ради стоит сказать, что для украинского народа проблемы выбора между Западом и Востоком никогда не существовало. Восторженно принимая каждый шаг сближения с Россией, селяне и рядовые казаки всегда резко отрицательно встречали все попытки своего панства переметнуться в стан ее врагов. Ни Выговской, ни Юрий Хмельницкий, ни Мазепа не смогли собрать под свои знамена действительно народную армию, как Богдан Хмельницкий.

Повторится ли история?

Как утверждают сведущие люди, история все время повторяется, и нет ничего под солнцем такого, чего не было бы раньше. Сегодняшняя ситуация в Украине до боли напоминает события более чем трехсотлетней давности, когда страна, как и сегодня, стояла перед нелегким выбором между Западом и Востоком. Чтобы предсказать, чем все может закончиться, достаточно вспомнить, чем все завершилось 350 лет назад. Хватит ли у нынешней украинской элиты мудрости не ввергать страну, подобно предшественникам, в хаос и анархию, за которой последует полная утрата самостоятельности?

Сліпий казав: «Побачим».


Война России против шляхетской Польши и ее последствия

Могучее Российское государство выступило на защиту Украины, на которую продолжали посягать шляхетская Польша и султанская Турция. Русские ратные люди вместе с украинскими казаками начали борьбу с королевскими войсками.

Особенно ожесточенные бои произошли под Охматовом на Черкасщине. На протяжении трёх суток в январе 1655 г. при сильном морозе обложенные казаки и русские ратные люди сообща защищали лагерь. Их силы уже были на грани человеческих возможностей. Однако в решающий момент отряд И. Богуна вышел из Умани и с тыла атаковал врага. Объединенные русские и украинские войска нанесли сокрушительное поражение королевской армии, которая вместе с союзниками - отрядами крымского хана отступила за речку Буг.

Российское государство подало также руку помощи народу братской Белоруссии. Сюда направилось значительное войско, которое вместе с украинскими казацкими полками, возглавляемыми приказным (назначенным) гетманом Иваном Золотарёнко, освободило значительную часть белорусских земель. Власть польских и литовских феодалов была ликвидирована в районе Минска, Могилева, Гомеля, Полоцка.

Однако Российское государство не могло освободить все украинские и белорусские земли, поскольку началась война со Швецией, которая захватывала его северо-западные территории. На юге не прекращались грабительские нападения турецких и татарских феодалов. Усложнилось внутреннее положение на Украине.

27 июля 1657 г. в Чигирине умер гетман Богдан Хмельницкий. До последних дней своей жизни он настойчиво и последовательно проводил политику укрепления союза украинского народа с братским русским народом. Глубокой тоской отозвалась в сердце украинского народа смерть Хмельницкого. В песнях и думах, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение, народ воспевал гетмана как народного героя.

Длительная, изнурительная война между Россией и Речью Посполитой принесла большие потери - погибли тысячи людей, в развалинах лежали десятки городов и сел Украины. Экономика Польши оказалась также в расстроенном состоянии. Обе стороны начали переговоры, которые закончились в 1667 г.подписанием в селе Андрусове близ Смоленска договора о перемирии. Согласно условий Андрусовского договора России возвращались Смоленск и Северская земля. Все украинские земли вдоль левого берега Днепра и Киев с прилегающей территорией оставались в составе Российского государства, а Правобережная и Восточная Галичина оказались под гнетом шляхетской Польши. Территориальную расчлененность украинских земель подтвердили условия так называемого «Вечного мира» 1686 г.между Россией и Польшей.

Борьба народных масс Украины против агрессии турецких и татарских феодалов. Иван Сирко

В это время над украинским народом нависла угроза порабощения султанской Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Ордынцы снова нападали на Украину, захватывали в плен тысячи людей. Крестьяне и казаки поднялись на борьбу с врагом. Особенно отличился в этой борьбе запорожский атаман Иван Сирко. Благодаря своим личным качествам он стал хорошо известен среди широких кругов казачества, принимал участие в освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. Следующий период его жизни тесно связан с Запорожской Сечью. Именно в эти годы И. Сирко завоевал большую популярность в народе как непримиримый враг польской шляхты и крымских орд, бесстрашный воин, талантливый военный руководитель. В 1663 г. его впервые избрали кошевым атаманом (это была очень влиятельная и авторитетная должность в Войске Запорожском). В последующие годы И. Сирко активно готовится к народной борьбе против польско-шляхетской и турецкой агрессии на украинские земли. Возглавляемые им отряды запорожцев осуществили ряд успешных походов на Правобережную Украину и Крымское ханство. Особенно удачен был поход 1667 г. на Крым, во время которого отряд казаков занял Кафу и другие города и освободил две тысячи невольников.

Летом 1672 г. турецкие и татарские войска вторглись на Украину. Захватив Подолию и часть Волыни, они двинулись на Восточную Галичину. Разрушения и смерть несли иноземные поработители. Российское государство снова протянуло руку помощи украинскому народу - русские войска и казацкие полки вступили на территорию Правобережья.

Однако султанская Турция не отказалась от своих захватнических планов. В. 1677 -1678 гг. многочисленные орды Турции и Крымского ханства дважды нападали на Чигирин, который мужественно обороняли русские ратные люди и украинские казаки. Понеся огромные потери, вражеские войска отступили за пределы Украины.

Борьба старшинских группировок за власть

Политическое положение украинских земель еще более усложнялось в связи с борьбой за власть старшинских группировок, которые часто ориентировались на иноземные государства. Уже после смерти Богдана Хмельницкого часть казацкой верхушки во главе с И. Выговским, который при помощи интриг и подкупов добился гетманской булавы, стремилась пересмотреть решение Переяславской рады, снова вернуть украинский народ в иноземное иго. Крестьянско-казацкие массы решительно выступили против этих планов. Небольшая группа сторонников Выговского осталась в полной изоляции, а сам гетман бежал в Польшу.

Однако положение на Украине оставалось сложным. Антинародную политику проводил Юрий Хмельницкий, младший сын великого гетмана. Присягнув русскому царю, он неоднократно переходил то на сторону Речи Посполитой, то султанской Турции. Вместе со своими новыми покровителями-завоевателями Ю. Хмельницкий сеял на украинских хушка. Так, левобережному гетману Ивану Самойловичу принадлежало значительное количество сел, мельниц, цеховых мастерских, многие рудни, предприятия по изготовлению полотна и селитры. Обогащалась как семья гетмана, так к его ближайшее окружение. Их земельные угодья увеличивались в основном за счет захвата крестьянских и казацких наделов. Возросло землевладение церкви и монастырей. Они превратились в настоящих феодалов, которые владели значительными имениями и тысячами крестьян. На Слободской Украине крупными землевладельцами стали семьи полковников Шидловского, Донца, Кондратьева. Охтырскому полковнику И. Перехресту принадлежало, например, 40 тысяч десятин земли.

Вместе с тем усиливалась зависимость крестьян от феодалов, увеличивались их повинности. В 50-60-е годы XVII в. отдельные категории крестьян Левобережной Украины часто отрабатывали уже барщину. Кроме того, они выполняли в пользу старшинской верхушки различные полевые работы, заготовляли дрова, ловили рыбу и т. д. Ухудшилось положение рядовых казаков. Старшина захватывала их земли и ограничивала личные права.

Ремесло, промыслы, торговля

Во второй половине XVII в. существенно оживилось промышленное развитие Левобережной и Слободской Украины. Среди ремесел наибольшее распространение получили ткачество, плотничество, кузнечное и сапожное дело и т. д. Большие прибыли казацкой старшине, монастырям и зажиточным крестьянам приносили промыслы. Во многих поместьях феодалов действовали винокуренные предприятия, производившие водку, «медовые», пивоваренные, а также солодовные (где из зерна производили солод) заводы.

Развивалось производство стекла - гутничество. Много предприятий по производству стеклянных изделий и аптечной посуды действовало на Черниговщине. Совершенствовалось также производство железа из болотных руд.

Оживлялась торговля. Особенно окрепли связи между Украиной и центральными районами Российского государства. Украинские земли стали органической частью всероссийского рынка,который формировался.

Украинское и русское купечество сбывало в городах и селах России скот, шерсть, воск, сало, а также селитру, стекло, сукно. С рынков центральных областей России на Украину завозили ткани, металлические изделия, рыбу. Большое значение в это время приобрела торговля солью, которую на Украину доставляли чумаки (преимущественно из Крыма).

Внутренняя торговля сосредоточивалась на ярмарках и базарах. Ярмарки, как правило, собирались два-три раза в год в Киеве, Чернигове, Нежине и других городах. Тут сбывали свои изделия не только местные ремесленники, но и купцы из разных районов страны. Купцы с Украины торговали также на рынках зарубежных стран Европы (особенно Балканского полуострова) и Ближнего Востока.

Города

На воссоединенной с Россией территории Украины ускорилось развитие городов. На Левобережье по переписи 1666 г. насчитывалось уже около 90 городов и местечек. Внутренней жизнью многих из них управляли магистраты, которые находились в руках зажиточной верхушки - крупных купцов, цехмейстеров и т. д. Однако по мере развития феодальных отношений и усиления власти казацкой старшины ряд городов лишился права на самоуправление.

Большие города (Киев, Нежин, Чернигов, Полтава) стали важными промышленными и торговыми центрами. В них возникали новые ремесленные специальности и цехи. Во второй половине XVII в. на Левобережной Украине существовало около 300 ремесленных специальностей.

Успехи в заселении земель Слободской Украины способствовали возникновению и здесь целого ряда городов, например, Острогожска (1652), Сум (1655), Харькова (1656). В 60-х годах на Слобожанщине существовало уже 57 городов и местечек. Города были крупными хозяйственными центрами. В Харькове, например, ежегодно изготовляли тысячи ковров; Сумы славились изделиями ткачей, гончаров, портных, кузнецов. На Слобожанщине города в административном отношении под-, чинялись царским воеводам и казацкой старшине.

Административное устройство

Украинские земли в составе Российского государства сохраняли определенную автономию в административном и военном устройстве. Здесь существовали органы и учреждения, возникшие еще в ходе освободительной войны. Вся территория Левобережной Украины и Слобожанщины делилась на полки, которые в свою очередь разделялись на сотни. Они были одновременно административными и военными единицами.

Высшая власть на Левобережье принадлежала гетману, который формально избирался на общевойсковой раде. В своей деятельности гетман опирался на генеральную старшину - обозного, судью, казначея, писаря, есаулов, бунчужного. Значительную власть на местах имели полковники и сотники. Старшинская верхушка, как правило, принадлежала к крупным феодалам, которые владели земельными угодьями и тысячами зависимых крестьян.

Традиционные органы самоуправления сохранялись и на Запорожье, но и там все должности захватила казацкая старшина. В основном от ее воли зависели и решения Коша - высшего органа в Запорожской Сечи, который ведал административными, судовыми, военными и финансовыми делами.

Царское правительство все дела, связанные с Украиной, решало через Малороссийский приказ, находившийся в Москве и действовавший в согласии с гетманско - старшинскими органами власти на Украине. Они сообща заботились об укреплении существовавшего феодального строя, подавляли антифеодальные выступления народных масс.

Правобережье и западно-украинские земли под гнетом иноземных захватчиков

Во второй половине XVII в. особенно усложнилось положение на Правобережной Украине. Ее территория стала ареной жестокой борьбы между отдельными украинскими гетманами, польско-шляхетскими, крымскими и турецкими феодалами. На протяжении нескольких десятилетий тут сменилось несколько гетманов, которые ориентировались либо на шляхетскую Польшу, либо на султанскую Турцию. Послушными ставленниками Речи Посполитой были Павел Тетеря и Николай Ханёнко, на Оттоманскую Порту (Османскую империю) ориентировался Петр Дорошенко.

Военные действия, продолжавшиеся между враждующими сторонами, принесли опустошительные разорения территории Правобережья. Сотни сел и городов были сожжены, тысячи людей уничтожены или вывезены в турецкое рабство. Зарастали сорняками плодородные поля, перестали действовать промышленные предприятия, прекратилась торговля. Особенно пострадала Подолия на протяжении почти двух десятилетий пребывавшая под властью султанской Турции. Только в конце века положение на Правобережье, а также западно-украинских земля стабилизировалось. Они окончательно попали под власть иноземных государств (Правобережье и Восточная Галичина принадлежали шляхетской Польше, Северная Буковина - Молдавскому княжеству, вассалу султанской Турции, Закарпатье - феодальной Венгрии). Народные массы не только терпели жестокое социальное угнетение, но и национально-религиозные притеснения. Снова усилилась феодальная эксплуатация крестьянства, барщина в большинстве районов достигала 4-5 дней в неделю. Кроме того, крепостные платили своему хозяину многочисленные натуральные и денежные налоги, отрабатывали, дополнительные повинности. Феодал являлся полновластным хозяином своего подданного: мог его, как угодно наказать, или даже убить.

Усилилось наступление католицизма и униатства. Крестьян-крепостных и городскую бедноту королевские власти заставляли принимать униатство. Мещанам-украинцам, как и раньше, разрешалось поселяться только на отдельных улицах, заниматься только определенными видами ремесла.

Иноземное господство тормозило экономическое развитие Правобережья и западно-украинских земель. Большинство городов захватили магнаты и шляхта, которые грабили жителей, заставляли их выполнять разные работы.

Антифеодальные движения на Левобережье, Слобожанщине и Запорожье

Угнетение народных масс казацкой старшиной было основной причиной обострения классовой борьбы. Ее формы оставались теми же, что и раньше: подача жалоб, отказ отрабатывать повинности, побеги и, наконец, вооруженные восстания.

Уже в конце 50-х годов XVII в. на Левобережье Украины и Запорожье резко обострились социальные противоречия. Восстания против гетмана Ивана Выговского и его приспешников в 1657 г. возглавил полтавский полковник Мартын Пушкарь. На помощь повстанцам прибыл также отряд запорожцев во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем. К восставшим присоединились тысячи крестьян, работных людей промыслов, ремесленников, городской бедноты. Только на Полтавщине сосредоточилось 20 тысяч восставшего люда. Неспокойно было и в других полках Левобережья, бурлило все Запорожье.

Перед угрозой потери гетманской булавы И. Выговский призвал себе на помощь войска крымского хана. Во второй половине мая 1658 г. повстанцы сумели потеснить и даже разгромить карателей. Но уже в начале июня крестьянско-казацкие отряды, окруженные верными гетману полками и ордынцами, были разгромлены. И. Выговский и крымский хан учинили дикую расправу над местным населением. Они дотла сожгли Полтаву и другие города, замучили тысячи людей. М. Пушкарь и Я. Барабаш погибли как герои. Но все-таки И. Выговский потерпел поражение и убежал в Польшу.

Несмотря на массовое насилие, антифеодальная борьба не прекращалась. В 1666 г. вспыхнуло крупное восстание в Переяславе, в котором участвовали местные казаки, жители окрестных сел и местечек. В последующие десятилетия наблюдалось дальнейшее усиление классовой борьбы. Уже в 1687 г. имело место выступление рядовых казаков Гадячского и Прилукского полков. Повстанцы убили полковника, есаула, судью и некоторых других старшин. В течение 80-х годов произошли массовые волнения казацкой бедноты на Запорожье и в отдельных полках Левобережья. Повстанцы громили имения старшины, физически уничтожали феодалов, мстили им за причиненные обиды.

Участие народных масс Украины в крестьянской войне 1667-1671 гг. под руководством Степана Разина

Яркой страницей совместной борьбы народов-братьев против царизма и феодальной эксплуатации явилась крестьянская война 7667-1671 гг.в России под руководством Степана Тимофеевича Разина, с основными событиями которой вы познакомились на уроках истории СССР. Из казацкого Дона пламя крестьянской войны вскоре перекинулось на другие районы Российского государства. Под влиянием этих событий усилилась антифеодальная борьба народных масс Украины. С Левобережья и Запорожья, Правобережья и Слобожанщины к войску Разина присоединились тысячи крестьян и рядовых казаков. Они приняли активное участие в крестьянской войне. Выходцы из Украины - Олекса Хромой, Ярема Дмитренко, Нестор Самбуленко даже возглавили отдельные большие отряды разинцев.

В воззваниях («прелестных письмах»), распространявшихся на Украине, Степан Разин призывал народ подниматься на борьбу против старшины, бояр, воевод. В сентябре 1670 г. вспыхнуло восстание в городе Острогожске (Слободская Украина). Его возглавил местный полковник Иван Дзиковский. С помощью отряда разинцев восставший люд расправился с царским воеводой. Управление городом перешло в руки казаков. Вскоре повстанцы овладели соседним. Ольшанском и рядом других городов Слобожанщины. На освобожденной территории крестьяне и рядовые казаки уничтожали воеводские и старшинские органы власти, создавали самоуправление.

Но повстанческие отряды были плохо организованы и вооружены, не имели единого плана действий. Воспользовавшись этим, царское правительство подавило крестьянскую войну (вспомните из истории СССР судьбу ее руководителя Степана Разина).

Усиление освободительной борьбы народных масс на Правобережье и западно-украинских землях. Семен Палий

Захватив Правобережье, польские магнаты и шляхта усиливали социальное и национальное угнетение трудящихся масс. Крестьяне и рядовые казаки не повиновались феодалам. В 1663 г. вспыхнуло восстание крестьянско-казацких масс Паволочского полка. Вскоре освободительное движение охватило всю территорию Правобережной Украины - на Киевщине действовали отряды атаманов Ивана Сербина и Дацка Васильевича, на Подолии - Василия Дрозденко. Только при помощи регулярных войск королевскому правительству и его ставленникам из украинских феодалов удалось расправиться с повстанцами. В 80-е годы XVII в. территория правобережного Поднепровья, которая в результате агрессивных нападений турецких и татарских захватчиков была существенно опустошена, начала интенсивно заселяться. Здесь возникло несколько казацких полков, со временем ставших заметной силой в борьбе против польско-шляхетского господства.

Видная роль в организации и формировании полков принадлежала Семену Филипповичу Гурко (Палию).Родом с Левобережной Украины, он некоторое время находился на Запорожье. Принимал активное участие в походах казаков против Крымского ханства и султанской Турции, проявлял личный героизм. Став фастовским полковником, Семен Палий со своими соратниками и ближайшими помощниками Самуилом Ивановичем (Самусем), Андреем Абазиным, Захаром Искрой возглавил освободительное движение на Правобережной Украине.

Казацкие полки освободили большую территорию Киевщины и Подолии. В руках повстанцев находились города-крепости Фастов, Корсунь, Брацлав, Богуслав. Семен Палий стремился воссоединить Правобережную Украину с Россией. В течение 80-90-х годов XVII в. он не раз обращался к царскому правительству с просьбой принять казацкие полки в состав Российского государства. Однако царское правительство, боясь осложнения отношений с шляхетской Польшей и султанской Турцией, предлагало С. Палию со своими полками сперва перейти в Запорожскую Сечь, а позже на Левобережную Украину.

Острая и напряженная антифеодальная борьба происходила на западно-украинских землях. В течение 50-70-х годов вспыхивали народные восстания в Долинском старостве, а через некоторое время в Дрогобычском и Жидачевском поветах в Прикарпатье. Но самой острой формой борьбы народных масс края оставалось движение опришков. Скрываясь в труднодоступных Карпатских горах, опришки совершали успешные нападения на польскую шляхту и католическое духовенство, нагоняли страх на местных богачей. Количество отрядов опришков из года в год увеличивалось, более организованными и смелыми становились их действия. В течение 70-х годов в Коломийском уезде действовал отряд прославленного опришковского вожака Бордюка, который на протяжении нескольких лет громил местную шляхту. Почти шесть лет продолжалась борьба народных мстителей Ивана Винника и Василия Глеба. Перепуганная шляхта оставляла свои имения и искала защиты за стенами городских крепостей.

Развитие культуры на Украине

Просвещение, научные знания и книгопечатание

Освобождение Украины из-под польско-шляхетского господства и воссоединение Украины с Россией оказало большое положительное влияние на развитие культуры украинского народа. Изменения, происшедшие в общественно-политической жизни края, содействовали быстрому развитию просвещения, литературы, искусства, отразились на духовном сближении двух братских народов. Как и раньше, основным центром просвещения на Украине являлся Киев. В городе действовал знаменитый Киевский коллегиум (с 1701 г.- Киевская академия). В нем было 8 классов, обучение в которых продолжалось 12 лет. В стенах этого учебного заведения студенты изучали разные языки, историю, философию, учились писать стихотворения, получали знания по географии, арифметике и другим предметам. Здесь работали такие известные ученые, как Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовский, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский и другие. Они внесли значительный вклад в развитие философии, исторических знаний, педагогики. На учебу в Киев приезжали юноши из России, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Болгарии, Греции. В малочисленных сельских и городских начальных школах при церквях и монастырях детей казацкой старшины и духовенства, зажиточных казаков, крестьян и мещан учили читать, писать, считать, петь. Основными учебниками, по которым обучались ученики, были часослов и псалтырь. Использовались также «Букварь» Симеона Полоцкогои «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

На Правобережье и западно-украинских землях польско-шляхетские власти использовали иезуитские и униатские школы для духовного порабощения украинского народа. Этой же цели они стремились подчинить и открытый в 1661 г. Львовский университет.

Во второй половине XVII в. действовали старые, а также создавались новые типографии. Самые крупные из них работали при Киево-Печерском монастыре, в Новгород-Северском, Чернигове, Львове. Типографии, как правило, издавали правительственные документы, произведения известных писателей, школьные учебники.

Литература и устное народное творчество

Большую популярность приобрели новые полемические произведения. В первую очередь это «Разговор белоцерковский»и «Фундаменты» Иоаникия Галятовского, публицистическое произведение «Наветы»,работа «Новая мера старой веры» Лазаря Барановича. Их авторы выступали против католицизма и униатства, разоблачали антинародную деятельность папы римского. Развивались и другие жанры литературы: проповеди, описания жизни святых, повести и рассказы. Они имели преимущественно религиозную направленность. Но во многих произведениях отражалась и реальная жизнь. Писатели осуждали различные пороки общественного строя, прославляли борьбу украинского народа против иноземных угнетателей.

В конце XVII в. на Украине появился ряд исторических трудов. Наиболее значительными среди них были «Синопсис»неизвестного автора и «Хроника из летописцев стародавних» Феодосия Сафоновича. На их страницах была украинского народа с древнерусских времен и до второй половины XVII в.- изображены его связи с русским и белорусским народами, показана борьба против польско-шляхетских и турецких угнетателей. «Синопсис», по сути, был первым учебником по отечественной истории и пользовался большой популярностью среди широких слоев населения. События освободительной войны украинского народа освещались в летописи Самовидца, где высоко оценивается воссоединение Украины с Россией. Наряду со стихами на религиозную тематику появилась поэзия светского характера, в которой изображался человек, его внутренний мир.

Всенародная борьба против польско-шляхетских поработителей оставалась в центре внимания устного народного творчества. Это и думы, и песни, и острые сатирические произведения. Лучшие из них - «Козак Голота», «Загрустила Украина», «В Царьграде на рыночку», «Маруся Богуславка», «Побег из турецкой неволи»изображают настоящих богатырей-казаков и их сестер-пленниц. Во многих песнях и думах воспевались славные победы народа под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, прославлялись Богдан Хмельницкий, Данила Нечай, Максим Кривонос, Иван Богун, Мартын Пушкарь, Нестор Морозенко и другие вожаки. Исторический эпос отражал ненависть к иноземным захватчикам, стремление украинского народа к единению с братским русским народом. Тема дружбы народов-братьев преобладала в преданиях, сказках, легендах.

Театр и музыка

Во второй половине XVII в. на Украине дальнейшее распространение получил кукольный театр-вертеп. Как правило, представления показывали во время ярмарок и базаров. Действующими лицами были герои любимых народных сказок, легенд, песен. Необыкновенную популярность у зрителей имел образ запорожца - защитника обездоленных масс.

В Киевском коллегиуме значительное развитие получил школьный театр. Студенты ставили спектакли на исторические и бытовые темы.

Издавна неотъемлемой частью духовной жизни украинского народа была музыка. Трудящиеся слагали исторические песни и думы, в которых рассказывали о своей тяжелой жизни, воспевали героическую борьбу против феодального гнета и иноземных поработителей. Распространяли песни странствующие казаки-бандуристы. Они часто и сами сочиняли песни и музыку.

Продолжала развиваться профессиональная музыка. В это время распространилось многоголосое пение без инструментального сопровождения. Значительная роль в развитии музыкального искусства принадлежала Николаю Дилецкому - украинскому композитору, автору «Грамматики музыкальной»(1677). Его жизнь и творчество связаны с Киевом, Москвой, Петербургом, Смоленском, Львовом, Вильно, Краковом. Дилецкий внес значительный вклад в укрепление русско-украинских связей в искусстве.

Архитектура и изобразительное искусство

В результате воссоединения Украины с Россией крепли творческие связи украинских и русских зодчих и художников. Ряд архитектурных ансамблей в Киеве, Чернигове, Новгороде - Северском возводили зодчие из России. Одновременно в Москве в застройке города принимали участие украинские мастера.

Во второй половине XVII в. в архитектуре и изобразительном искусстве Украины господствующее место окончательно заняло стилевое направление - барокко. Для него характерны пышность и изысканность форм, торжественность и монументальность.

В течение второй половины XVII в. были построены также известные памятники архитектуры как Преображенский собор в городе Изюме, Никольский собор в Киеве, Георгиевский собор Выдубицкого монастыря и другие.

Красивой художественной отделкой, совершенством форм и внутренним оформлением отличались дома казацкой верхушки, монастырские строения. Крестьяне и рядовые казаки жили в небольших курных мазанках с земляным полом и соломенной или камышовой крышей.

Реалистические черты все больше стали проникать в живопись. Центральное место на портретах и в иконописи занял человек - вполне земной со своими думами и переживаниями. В настенных росписях Киево-Печерской лавры появилась целая галерея портретных изображений общественных и политических деятелей, представителей духовенства и феодальной знати. Здесь, например, изображен в полный рост, дорогой одежде, шапке с орлиным пером и булавой в руке гетман Богдан Хмельницкий. Заметным явлением в искусстве того времени стало обращение художников к образу казака-бандуриста, который якобы воплощал героизм народа, его волю к победе, передавал самые сокровенные стремления трудовых масс.

Подлинным творцом духовных ценностей был народ. Умелые руки украинских крестьян и ремесленников создали непревзойденные образцы декоративного и прикладного искусства. Чудесные ковры, изделия кузнецов, гончаров, ткачей, редчайшие по красоте вышивки, кружева и художественное литье получили известность далеко за пределами Украины.



Жилье - у феодалов - каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян - дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на большей части Украины) и кар­касной (между столбами вбивались колья с внутренней и внешней сто­роны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом стояла печь - противоположный но диагонали угол был «красным», для гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из нескольких поколений (как правило 2 - 3 семьи в комнате). Па дворе- хозяйственные постройки (сараи, амбары,1 хлев для скота), рядом - ого­род. Размеры построек зависели от достатка хозяина.

Одежда - из льняного или конопляного полотна, обычно дома ши­ли для мужчин рубахи с вышивкой (у панов -: вышивка из шелка, се­
ребра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см)
пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета. .V женщин - со­
рочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы (из камня, стекла,
монет, бисера), в ушах - серьги или колокольчики. Зимой, - длинные
до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили шубы из дорогих ме­хов.

Пища - ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку примеси ячменя
или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш, галушки,
вареники, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др.

Обычаи - народные (часто языческие) и церковные праздники - Рождество (в ночь на него ходили колядовать). Пасха, праздник Янки Купалы, (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы (4 ок­тября, окончание сельхоз работ) и др.

Школьный театр - при Острожской школе, Львовской братской
школе - ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при
встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и привет­ствия, играли небольшие пьесы в форме диалога па учебные и религиозные темы и др.

Народно-площадный театр - на ярмарках, праздниках, и др,
при больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для раз­-
влечения зрителей.

После принятия Брестской унии 1596 г. православная церковь на Украине была запрещена и большая часть церквей и монастырей стала униатской. 1) 1620 г. при помощи запорожского гетмана Петра Сагайдачного, иерусалимский патриарх Феофан приезжает на Украину и восстанав­ливает Киевскую митрополию и всю православную иерархию па Украине (производит в сан Киевского митрополита и 5 украинских и белорусских епископов). В результате Речь Посполитая лишь в начале 3О-х г. 17 века под нажимом крупных крестьянских восстании (С. Наливайко и др.) и требований украинских братств - официально разрешает православную церковь на Украине, хотя по-прежнему продолжает ее преследовать.


И конце ХVI ст. под руководством патриарха Александрии М. Нигаса была проведена реформа церковного пения, которая противопоставила ка­толическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по нотам. В XVII веке на Украине уже сложилась своеобразная школа подобного пения, а Киев превратился в центр, где оно достигло апогея, а позже было перенесено в Россию, заменив там монотон­ное пение.

В портретной живописи духовенство отошло от старых византийских канонов, взяв на вооружение достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти его силой эмоционального влиянии.

Произошло перемещение центра политической и культурной жизни
в Киев, т. к.: Киев был столицей Киевской Руси; а в начале 17 в. - круп­нейший город в Приднепровье (15 тыс. жителей), важный ремесленный, торговый и культурный центр находился па юго-восточной «Краппе Речи Посполитой, что за­трудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество; с 1620 г. Киев - снова религиозный центр православия на Ук­раине.

В Восточной Европе расположено Украинское государство. Эта страна граничит с Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией и Россией. Имеет выход к Черному и Азовскому морям.

В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Украинцы живут в основном на своих территориях. Но в некоторых странах все же можно встретить представителей этой народности: В России, США, Канаде и других государствах.

Полещуки, бойки, гуцулы, лемки - все эти этнографические группы относятся к украинской народности.

Народы, населяющие Украину


На сегодняшний день основным населением Украины являются сами украинцы и русские. Также на украинских территориях проживают белорусы, молдаване, татары, болгары, венгры, румыны и поляки.

Кроме этого, некоторые украинцы проживают на иностранных территориях: в Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Бразилии, Аргентине и Австралии.

Украинскую народность также составляют зарубежные русины - словаки, сербы, американцы и канадцы. Также на Украине проживает много гуцулов.

Современная Украина долгое время включала в себя славяноязычные и ираноязычные народы. Постепенно иранцы были выселены турками. Также некоторое время тут жили и германцы. Но дольше всех на украинских землях прожили греки, армяне и евреи.

В советские времена состав населения Украины несколько изменился - евреи, поляки, немцы, татары начали покидать территории Украины, и в это же время туда начал переезжать русский народ.

Этническая структура Украины менялась под воздействием как внешних, так и внутренних факторов - вероисповедание, различия в уровнях жизни, исторических событий и внешней политики.

Культура и быт Украины

Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.

Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.

То, что во многих странах является традицией или обычаем, для украинцев обыденность и повседневность. Например, народные песнопения. Людям просто необходимо развлекать себя, работая на полях.

Если говорить о национальной одежде, то мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой. Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду. Головной убор имеет особое значение - незамужние женщины носили цветочный венок, замужние - высокий очипок, прикрывающий волосы.

Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.

Семья на Украине имеет большое значение. Поэтому украинцу соблюдают все правила бракосочетания и семейной жизни.

Традиции и обычаи в Украине

Украинцы всегда чтили и уважали традиции своих предков. И даже после принятия христианства, они смогли соединить свое прошлое с настоящим.

Говоря о религиозных традициях, стоит отметить Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и Ивана Купала.

Рождество на Украине начинается с празднования Святвечера 6 января. В этот день люди готовят кутю и узвар. А на Рождество каждая семья накрывает праздничный стол, переполненный мясными блюдами.

Одним из Рождественских обычаев являются колядки. Колядники ходят по домам и собирают подарки и гостинцы. Они распределяют между собой роли - береза, латковой, казначей, хлебоноша, звездарь, танцор и т.п.

Масленица является еще дохристианским праздником. Он проводится в честь окончания зимы и наступления теплых дней. Сегодня этот праздник проводится за неделю до Великого поста. Как правило, в эти дни люди готовят блины с различными начинками, угощают друг друга, сжигая чучело Зимы.

Пасхальный обычай - красить куриные яйца и печь куличи. Люди встречают друг друга словами: "Христос Воскрес!", а в ответ слышат: "Воистину воскрес!".

Праздник Троицы отмечается 3 дня. Зеленое воскресенье - это день, когда девушки проводят обряды гаданий. Считается, что в этот день предсказания сбываются. Клетчатый понедельник - день освящения полей от пожаров, града и неурожая. Третий день - Богодухов день. В этот день девушки проводят различные игры.

Праздник Ивана Купала славится своей мистикой. Говорят, что в этот день можно услышать разговоры нечисти. А если искупаться в источнике или выпить росы, то с человека смывается весь негатив.

Вторая половина XVII века в истории Украины. Вторая половина XVII века в истории Украины была преисполнена отчаянными спорами относительно общественного устройства страны, социально-экономическими проблемами, борьбой правящих гетманов с многочисленными претендентами на гетманскую булаву.

Большинство преемников Хмельницкого не имели ни его популярности и авторитета, ни управленческого таланта. Поэтому эти правители постоянно искали «покровителей» для Украины, легко поддавались влиянию хищников-соседей или приспосабливались к смене обстоятельств. Правили они большей частью недолго. Многие из них руководствовались не столько государственными, сколько своими собственными интересами.

Следствием этого стали чужеземная интервенция и захват украинских земель, политический кризис, экономическая разруха и гражданская война. Украинское общество раскололось почти сразу после смерти Хмельницкого. Его преемник, Иван Выговский, столкнувшись с проявлениями агрессивной политики Московии, вынужден был искать союза с недавним врагом украинцев - Речью Посполитой.

В 1658 году он разбил под Конотопом 150-тысячное московское войско, а потом заключил с Польшей Гадячский трактат, предусматривавший автономию Украины. Но воспользоваться этим соглашением гетман не смог, так как против него восстала казацкая старшина, обвинившая его в том, что «он продает Украину полякам». Это событие стало причиной братоубийственной войны, которая только в1659 году стоила украинцам около 50 тысяч жизней, а самому Выговскому - гетманской булавы.

Гражданская война, то утихая, то разгораясь с новой силой, пылала в Украине на протяжении 1656-1665 и 1668-1689 годов. Описывая эти события в послании к королю Яну Казимиру, польский магнат Потоцкий свидетельствовал: «…украинцы сами себя поедают, одно село воюет с другим, сын отца, а отец сына грабит». После отречения Выговского власть в Украине приподдержке московского царя перешла к сыну Богдана Хмельницкого Юрию. Этот 18-летнийюноша, совсем молодой и не обладавший талантом правителя, к тому же слабый здоровьем, сразу подписал с Москвой новый, фактически кабальный для украинцев вариант Переяславского соглашения.

Отныне русские гарнизоны были размещены во всех крупных городах Украины, а гетман, лишенный права вести внешнюю политику без царского разрешения, превратился в марионетку, игрушку в руках чужестранцев. Именно при наследнике Хмельницкого Украина потеряла свою целостность.

Согласно подписанному в 1667 году между русскими и поляками Андрусовскому миру левобережная часть государства оставалась под властью Московии, а правобережная - снова вошла в состав Речи Посполитой. Что же касается земель, на которых располагалась Запорожская Сечь, то они перешли под двойное польско-московское управление. Это был первый, но, к сожалению, не последний случай раздела нашей страны.

Ужасные последствия этой политической катастрофы украинский народ испытывал на себе на протяжении почти 300 лет. Оставив гетманскую должность, Юрий Хмельницкий ушел в монастырь. Тем временем Украину охватила гетманская круговерть. За непродолжительный промежуток времени гетманская булава побывала в руках Павла Тюри, и снова Юрия Хмельницкого - на Правобережье, и Якова Сомко, Ивана Брюховецкого, Демьяна Многогрешного и Ивана Самойловича - на Левобережье. Большинство из этих политических деятелейбыли ставленниками или русского царя, или поляков и беспрекословно выполняли их указания, еще более ухудшая жизнь украинского народа.

Изменить положение пытался . Он провел ряд реформ, положительно сказавшихся на обстановке внутри страны. Такой же взвешенной была и внешняя политика гетмана. Воспользовавшись давней задумкой Богдана Хмельницкого, Дорошенко заключил союз с Турцией. Затем осенью 1667 года объединенное войско казаков и турок напало в Галиции на польскую армию, что заставило короля Яна Казимира предоставить гетману широкую автономию. Закрепившись на Правобережье, перешел с войском на левобережную часть Украины, устранил с гетманского поста Ивана Брюховецкого и объединил под своей властью все государство.

Боевые подвиги Ивана Сирко воспеты во многих казацких думах, народных песнях и легендах. Именно с его именем историческая традиция связывает и знаменитый ответ запорожцев турецкому султану Магомету IV на его требование покориться Оттоманской империи. В письме к нему казаки, в частности, писали: «Не будешь ты сынiв христіянських під собой маты, твойого війска мы не боїмся, землею і водою будем биться з тобою,..» По легенде, получив это письмо, султан издал специальный фирман(указ), чтобы во всех мечетях молили Аллаха о погибели Ивана Сирко.

Значительную роль в этих событиях сыграла казацкая старшина, среди которой особенно выделялись соратники Богдана Хмельницкого - Иван Богун и Иван Сирко.

Посвятив всю свою жизнь борьбе с врагами украинского народа, они принимали участие в решающих битвах с иноземными захватчиками. В частности, о преданности делу освобождения народа от гнета, необыкновенной храбрости, организационном и военном таланте Ивана Сирко свидетельствует хотя бы тот факт, что запорожцы восемь раз избирали его кошевым атаманом. Этого казацкого предводителя очень уважали в войске. За свою жизнь он участвовал более чем в ста военных походах и потерпел поражение только один раз. А еще любили его и за то, что был он простого происхождения - родом из казацкой слободы Артемовка под Мерефой, что на Харьковщине. (Существуют и другие предположения относительно места рождения Сирко: село Грушевка на Днепропетровщине или Подолье - ныне Винницкая область.)

Но, несмотря на поддержку Ивана Сирко и других казацких предводителей, удержать завоеванные позиции не смог. Вскоре против него поднялись претенденты на гетманскую должность, которых подстрекали россияне, поляки и татары.

Снова разгорелась междоусобная борьба, о которой Сирко с горечью говорил: «Теперь у нас четыре гетмана: Самойлович, Суховей, Ханенко, Дорошенко, и ни от кого ничего доброго нет: дома сидят и только христианскую кровь проливают за гетманство, за имения, за мельницы». Вследствие внутренних спорови политических посягательств на Украину в 1686 году после заключения между Россией и Польшей так называемого «вечного мира» она снова и надолго была разделена между соседними государствами. Соглашение 1686 года И. Я. Франконазвал «диким договором», который почти на 100 лет узаконил существование «двух Украин». Кстати, чтобы оставить за собой Киев, русский царь уплатил за него Речи Посполитой 146 тысяч золотых рублей. Левобережье, которое украинцы называли Гетманщиной, а россияне - Малороссией, отошло под власть Москвы; Правобережье досталось Польше. В руках турок осталась только Северная Буковина, а население западных Карпат находилось под властью венгров. Что же касается Запорожской Сечи, то в конце XVII века она постепенно потеряла свое значение как оплот казачества и полностью перешла под крыло Российской империи.