Осенняя воля. «Стихотворение Блока «Осенняя воля. Возможно вам будет интересно

Слова имеют свою историю, связанную с происхождением, употреблением, сферой применения. Так, слово «штиль» возникло в русском языке как профессионализм - морской термин. Потом оно приобрело другие значения. Так что такое штиль? Разберёмся в этом.

Прямое значение слова «штиль»

Штиль - слово иноязычное, в переводе с нидерландского оно обозначает тишину и спокойствие на море, когда совсем нет ветра. Штиль - неприятное явление для парусных судов, потому что нет путного ветра, который понесёт судно по морской или речной глади. Например: "Установился штиль и задержал прибытие нашего парусника на несколько дней."

Переносное значение слова «штиль»

Слово «штиль» употребляют в переносном смысле, когда речь идёт об установившемся спокойствии в отношениях или в каких-то действиях. Слово в данном значении употребляется в разговорной речи. Например: "У нас полный штиль - никаких заказов от клиентов." или "Наконец-то в семье установился штиль, так тяжело постоянно выяснять отношения друг с другом."

Омоним слова «штиль»

Омонимы - это слова, имеющие совершенно разное значение, но произносящиеся и пишущиеся одинаково. Слово «штиль» тоже имеет омоним, который в переводе с немецкого обозначает «говор». Оно употребляется в искусстве для обозначения различных направлений. Правда, употребляется оно достаточно редко, только в кругах специалистов. Более распространено оно было в 18 веке, когда М. В. Ломоносов писал свои работы о различных штилях в литературе. Например: "Высокие и низкие штили имеют свойственную им лексику."

«Осенняя воля» Александр Блок

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или — каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Много нас — свободных, юных, статных —
Умирает не любя…
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»

Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.

Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится. Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли - погрязшей в нищете, но прекрасной. В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение - « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.

Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти. Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли». Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.

Обобщая впечатления от картины природы, субъект речи прибегает к ключевому понятию «веселье» - бесшабашное бойкое поведение, которое составило основу одной из версий национального характера. Ей соответствует и характеристика лирического «я», беспечного странника, чей неторопливый путь пролегает по нищей земле.

Стремление к безудержному веселью демонстрирует не только отрицательные стороны народного характера. Оно символизирует жажду свободы. Противоречивые желания, в которых вольница сочетается со своеволием, побудили лирического субъекта отправиться в дорогу.

Интересно решение персонифицированного образа русского веселья, напоминающего действия молодой дерзкой крестьянки. Пляска, звон, попытка спрятаться, наконец пестрый рукав в роли визуального ориентира - эти особенности призваны подчеркнуть динамичность образа.

Мотив напрасного существования придает финалу острое трагическое звучание. Завершает стихотворение просьба, адресованная родной земле, которая становится единственной отрадой и мирным приютом для несчастных скитальцев.

Александр Блок, как и многие другие писатели и поэты, нашел смысл своей жизни в творчестве, поэтому с удовольствием писал свои стихотворения, где одной из главных тематик была . В строках своих стихов, которые поэт посвящает своей стране, через призму сложной судьбы он освещает свою признательность Родине и патриотические чувства. Как раз была основной в его очередной работе Осенняя воля. Прочитав отрывок из произведения поэта, мы предоставим его .

Свое стихотворение о Родине и ее природе писатель назвал Осенняя воля. Может от того, что именно осень навеяла поэту эти мысли, а может потому, что именно осенняя пора заставляет многих людей предаваться ностальгии и думать о смысле жизни. И вот, стихотворение Осенняя воля Блока переносит нас на тот путь, где оказался лирический герой. Перед его взором открываются не совсем приятные картины. Он видит пласты глины, битый камень, ощущает ветер. На улице осень, которая обнажила все вокруг, сбрасывая листву, тем самым оголяя могилы. В этих строках стихотворения чувствуется тревога, но вместе с тем, мы замечаем, то даже эти картины вдохновляют героя. Его душа веселится, а вдали, будто кто-то манит своим рукавом. Кто же это может быть? Герой пытается это понять, думая, что его влечет голос нищего. Но затем он убеждается, что никто его не зовет. Просто его манит голос пьяной Руси. И он идет на этот зов, ничего не боясь, зная что, на Родине ему будет всегда легко. Родина для него, что свет в окне тюремном. Правда, прочитав эту часть стихотворения, поначалу видишь образ женщины. Но, тут же понимаешь, что именно Русь представлена в женском образе, в образе матери. И этим объясняется почему так сильно влечет героя Родина, ведь без матери жизнь не мила.

Обращаясь в последних строках своего произведения Осенняя воля, герой просит приютить всех в необъятных далях, ведь невозможно жить без Родины и любви к ней.

В своем анализе стихотворения Осенняя воля, мне бы хотелось отметить и такую особенность, как пересечение этого стихотворения со стихом Лермонтова . Здесь мы также замечаем тему одиночества, песни и дороги. Но есть в нем и отличия. В стихотворении Лермонтова видна некая абстрактная земля, а вот в стихе Осеняя воля мы замечаем описание конкретного места. И это вся Русь с ее прекрасной природой, которую невозможно не любить.

Все творчество А.А. Блока было посвящено, по его словам, единственной теме – России, этому непостижимому «сфинксу», судьбе «роковой страны». Свой жизненный путь и путь Родины поэт никогда не разделял. «Светлой женой» он считал Русь, не мыслил без нее своего существования, своей души. Поэтому по одному стихотворению можно понять взгляды Блока на поэзию в целом, его мировоззрение, постичь то, как эпоха отразилась в судьбе поэта и судьбе страны.

Стихотворение «Осенняя воля», написанное в 1905 году, в смутное время первой русской революции, уже названием призывает нас ощутить какую-то бездомность, неприкаянность. Осень для русского человека связана с прощанием с теплом, с солнцем, а воля – не всегда желанна, особенно, если с ней ты теряешь светлое чувство домашнего очага, оказываешься там, где «битый камень лег по косогорам». Усиливают одиночество встающие перед глазами картины «мокрых долов», где осень «обнажила кладбища земли». Образ одинокого странника органично воспринят Блоком из русского фольклора, из глубины времен. И это объясняет, как мотив пути в представлении автора последовательно соединяет прошлое и будущее. Неотделим от него и образ ветра как природной и исторической стихии, он также присутствует в раскрытии историософской темы: «Выхожу я в путь, открытый взорам, / Ветер гнет упругие кусты Разгулялась осень в мертвых долах И вдали, вдали призывно машет / Твой узорный, твой цветной рукав».

Однако, куда же лежит «знакомый», «открытый взорам» путь лирического героя?

Нет, иду я в путь никем не званный

И земля да будет мне легка!

Отдыхать под крышей кабака.

Очень близки эти строки к есенинской лирике, которая еще только через несколько лет после создания «Осенней воли» заблистает в русской литературе. В подобных стихах сквозит щемящая боль одиночества и бездомности человека, скитающегося по «пьяной Руси» и находящего приют «под крышей кабака».

Стремление лирического героя обрести себя, найти потерянное счастье в любви красавицы Руси слышится в стихотворении:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Олицетворение образа Родины привычно для стихов Блока. Он воспринимал Россию как жену-красавицу в узорных и цветных нарядах. Поэт грезил о временах, когда веселье не будет смолкать не только в пьяных кабацких песнях, но будет звенеть по всей Руси. Пока же лирический герой переживает чувство потери – любимая лишь издали машет ему, а веселье пропадает.

Передать все оттенки настроения лирического героя помогает цветовая символика стихотворения. Желтый цвет в пейзаже свидетельствует о чувстве тоски, красный вызывает ощущение мятежной радости, эпитеты «узорный», «цветной» ассоциируются с щедростью, богатством русской натуры. Важную роль в создании образа Руси играют метафоры-олицетворения. Перед нами раскинулись «дали необъятные» родной земли, где «разгулялась осень», «веселье пляшет». Все здесь имеет свою душу и наполнено жизнью. Только почему-то герою хочется плакать «над печалью нив», над любимыми просторами. Неслучайно синтаксис стихотворения столь эмоционален – вместе с восторженными интонациями, восклицаниями звучат ироничные вопросы:

Кто взманил меня на путь знакомый,

Усмехнулся мне в окно тюрьмы?

Или – каменным путем влекомый

Нищий, распевающий псалмы?

Лирический герой не одинок в своем странничестве: есть еще персонаж нищего, «распевающего псалмы», словно идущего впереди и манящего за собой. «Каменный путь» его труден. Но герой идет своей дорогой, и земля под его ногами «легка» (Прием антитезы заостряет внимание читателя на жизненном выборе лирического героя, провоцирует нас дать ему оценку). Может быть, пока не увит терниями путь героя, потому что по «пьяной Руси» он идет? Хмелем пытается отогнать печаль? Когда же приходит осознание того, что выбранная стезя гибельна, то душа очищается слезами, прозрение освобождает место светлому чувству любви:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю…

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Осенняя воля становится символом загубленной молодости, напрасно пропавшей свободы («Разгулялась осень в мокрых долах, / Обнажила кладбища земли»; «Много нас – свободных, юных, статных – Умирает, не любя…»). Осень для русского человека – это время подведения итогов и прощания с цветущим летом жизни. И лирический герой для себя видит единственное спасение – в любви к России. Глубокая духовная связь с Родиной способна вывести из нравственного тупика, стать светлым, очищающим началом и стимулом к продолжению жизненного пути. Поэтому заканчивается стихотворение таким восклицательным обращением:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!