Опять окно где опять не. «Вот опять окно…»: душевное стихотворение Марины Цветаевой

  • Вся жизнь делится на три периода: предчувствие любви, действие любви...

  • Встречаться нужно для любви, для остального есть книги...

  • Не отдавай меня без боя! Не отдавай меня ночи, фонарям, мостам, прохожим...

  • Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса...

  • Друг, я не маленькая девочка (хотя - в чём-то никогда не вырасту)...

  • Вчера ещё в глаза глядел, а нынче - всё косится в сторону!..

    Вчера ещё в глаза глядел,
    А нынче - всё косится в сторону!
    Вчера ещё до птиц сидел, -
    Все жаворонки нынче - вороны!

    Я глупая, а ты умён,
    Живой, а я остолбенелая.
    О вопль женщин всех времён:
    «Мой милый, что тебе я сделала?»

    И слёзы ей - вода, и кровь -
    Вода, - в крови, в слезах умылася!
    Не мать, а мачеха - Любовь:
    Не ждите ни суда, ни милости.

    Увозят милых корабли,
    Уводит их дорога белая…
    И стон стоит вдоль всей Земли:

    Вчера ещё - в ногах лежал!
    Равнял с Китайскою державою!
    Враз обе рученьки разжал, -
    Жизнь выпала - копейкой ржавою!

    Детоубийцей на суду
    Стою - немилая, несмелая.
    Я и в аду тебе скажу:
    «Мой милый, что тебе я сделала?!»

    Спрошу я стул, спрошу кровать:
    «За что, за что терплю и бедствую?»
    «Отцеловал - колесовать:
    Другую целовать», - ответствуют.

    Жить приучил в самом огне,
    Сам бросил - в степь заледенелую!
    Вот, что ты, милый, сделал - мне.
    Мой милый, что тебе - я сделала?

    Всё ведаю - не прекословь!
    Вновь зрячая - уж не любовница!
    Где отступается Любовь,
    Там подступает Смерть-садовница.

    Само - что дерево трясти! -
    В срок яблоко спадает спелое…
    - За всё, за всё меня прости,
    Мой милый, что тебе я сделала!


  • Стихотворение «Вот опять окно», вошедшее в поэтический цикл «Бессонница» Марина Цветаева написала в 1916 году в весьма непростой для себя период. В это время она вернулась к супругу, Сергею Эфрону, после бурного романа с Софией Парнок. Поэтесса понимала, что счастливым её брак больше не будет, её душу терзали сомнения и переживания. Стихи этого периода – попытка смириться с несовершенством мира и найти в себе силы, чтобы жить всё тоже радостной и безмятежной жизнью.

    Вот опять окно,
    Где опять не спят.
    Может - пьют вино,
    Может - так сидят.
    Или просто - рук
    Не разнимут двое.
    В каждом доме, друг,
    Есть окно такое.

    Крик разлук и встреч -
    Ты, окно в ночи!
    Может - сотни свеч,
    Может - три свечи...
    Нет и нет уму
    Моему - покоя.
    И в моем дому
    Завелось такое.

    Помолись, дружок, за бессонный дом,
    За окно с огнем!

    Через много лет стихи Цветаевой положили на музыку. И они прозвучали в исполнении Елены Камбуровой

    Поклонникам поэзии серебряного века интересно будет увидеть - от беззаботности до обреченности.

    «Вот опять окно…» Марина Цветаева

    Вот опять окно,
    Где опять не спят.
    Может — пьют вино,
    Может — так сидят.
    Или просто — рук
    Не разнимут двое.
    В каждом доме, друг,
    Есть окно такое.

    Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
    От бессонных глаз!

    Крик разлук и встреч —
    Ты, окно в ночи!
    Может — сотни свеч,
    Может — три свечи…
    Нет и нет уму
    Моему покоя.
    И в моем дому
    Завелось такое.

    Помолись, дружок, за бессонный дом,
    За окно с огнем!

    Анализ стихотворения Цветаевой «Вот опять окно…»

    В 1916 году после бурного романа с Софьей Парнок Марина Цветаева вернулась к мужу Сергею Эфрону, хотя и отдавала себе отчет, что ее супружеская жизнь вряд ли будет счастливой. В этот же период поэтесса создает цикл стихов под названием «Бессонница», в который входит произведение «Вот опаять окно…». Посвящено оно внутренним переживаниям автора, которому трудно смириться с несовершенством окружающего мира и найти в себе силы для того, чтобы жить дальше так, как прежде – безмятежно, легко и радостно.

    «Вот опять окно, где опять не спят», — эта фраза указывает на попытку Цветаевой обобщить человеческие переживания. Она словно бы пытается поставить себя в один ряд с другими людьми, спрятаться в толпе, чтобы не выпячивать наружу собственную боль. По мнению поэтессы, у каждого в жизни наступают такие моменты, когда приходит бессонница . И тогда в домах по ночам светятся окна, за которыми находятся люди со своими мыслями и чувствами. «Может — пьют вино, может – так сидят», — отмечает Цветаева. Бывают и счастливые исключения, когда бессонные ночи даруют двум людям чувство любви и душевного единения.

    Светящееся окно становится для поэтессы символом самых разнообразных переживаний. Ведь бессонница является результатом наших эмоций, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. «Крик разлук и встреч – ты, окно в ночи!», — отмечает автор. При этом совсем не важно, горит за стеклом одна свеча, или же комната изнутри ярко освещена, напоминая рождественскую иллюминацию. За каждым таким огоньком кроются горести и беды, счастье и радость встреч с близкими людьми. И каждый такой огонек несет в себе душевную смуту, является следствием бессонницы, которая с недавних пор стала частой гостьей Марины Цветаевой. «И в моем дому завелось такое», — отмечает она, указывая на то что ее собственное окно с недавних пор тоже светится в темноте, являясь своеобразным маяком для одиноких прохожих. Но им нет дела до чужих переживаний, и в этом нет ничего удивительного. Тем не менее, поэтесса все же обращается к неизвестному прохожему с просьбой: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!». Еще совсем недавно она точно также прошла бы мимо светящегося оконного прямоугольника, однако теперь на собственном опыте знает, как коварна бессонница, и сколько бед она может принести человеку, лишенному душевного равновесия, спокойствия и умиротворения.

    1916 год выдался непростым для Цветаевой, что хорошо заметно в стихах поэтессы, где доминирует печаль и грусть. В этом году Марина расстаётся с Софией Парнок и без надежды на лучшее возвращается к Эфрону, своему мужу. Былая страсть к Софье улеглась, но оставила на сердце немало шрамов, а муж занимает в жизни не более места, чем платяной шкаф – надежды на возвращение былых отношений автор строк не питает.

    Не забываем, что внутренний излом в душе Цветаевой происходит на фоне безумия гражданской войны, что только сгущает краски душевных страданий и способствует замыканию в себе.

    Надежда освящённого окна

    Стихотворение «Вот опять окно» входит в цикл стихов «Бессонница» и написано на излёте 1916 года, как бы подводя итог тяжёлых 12 месяцев. На фоне тоски и печали в стихе есть и надежда – это освещённое в ночи окно, где:

    Может - пьют вино,
    Может - так сидят.

    Начало произведения показывает, что это не первые душевные страдания поэтессы:

    Вот опять окно.

    То есть оно уже было, похожие страдания уже оставляли рубцы на душе и снова всё повторяется. И-за этого повтора и сквозит между строк равнодушие к окружающему, как тут не вспомнить библейские строки, выбитые у царя Соломона на кольце:

    Всё пройдёт, и это тоже пройдёт.

    Когда пройдёт боль

    В таком состоянии Цветаевой сложно найти опору и заново поверить в жизнь, но она понимает, что боль будет уходить, а когда уйдёт, то её место долго не будет пустым – такова жизнь.

    Тяжёлое душевное состояние поэтессы вызывает бессонницу, на её фоне свет в чужих окнах выглядит маняще, но не настолько, чтобы подойти и постучать в освещённые ставни.

    Крик разлук и встреч -

    Ты, окно в ночи!

    Окно – это жизнь со своими встречами и разлуками, а Марина Андреевна сейчас устала и сторонится первого и второго – ей нужно время, чтобы зарубцевались раны. В строках Цветаева чётком показывает, что она умеет видеть жизнь и принимает её, но сейчас моральное состояние таково, что лишь бессонница и воспоминания имеют над поэтессой власть.

    Призыв к неизвестному другу

    Примечательна концовка стихотворения, где автор обращается к неизвестному другу (может, к нам с вами?):

    Помолись, дружок, за бессонный дом,
    За окно с огнем!

    Она призывает молиться за это окно, ведь оно символизирует жизнь, со всеми её взлётами и падениями. Пока в окне будет гореть свет, в мире будет жизнь, а значит остаётся надежда. Вокруг мрак безнадёжности и смерти, но свет в окне является маяком и на него надо лететь подобно мотылькам. Жаль, что от чужого огня часто сгорают крылья…

    Давайте внемлем призыву Цветаевой и помолимся за дом, в котором правит бал бессонница, где не спят и зажгли свечи, чтобы мы не заблудились в жизни…

    Стихотворение

    Вот опять окно,
    Где опять не спят.
    Может - пьют вино,
    Может - так сидят.
    Или просто - рук
    Не разнимут двое.
    В каждом доме, друг,
    Есть окно такое.

    Крик разлук и встреч -
    Ты, окно в ночи!
    Может - сотни свеч,
    Может - три свечи…
    Нет и нет уму
    Моему - покоя.
    И в моем дому
    Завелось такое.

    Вот опять окно,
    Где опять не спят.
    Может — пьют вино,
    Может — так сидят.
    Или просто — рук
    Не разнимут двое.
    В каждом доме, друг,
    Есть окно такое.

    Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
    От бессонных глаз!

    Крик разлук и встреч —
    Ты, окно в ночи!
    Может — сотни свеч,
    Может — три свечи…
    Нет и нет уму
    Моему покоя.
    И в моем дому
    Завелось такое.

    Помолись, дружок, за бессонный дом,
    За окно с огнем!

    Анализ стихотворения «Вот опять окно, где опять не спят…» Цветаевой

    После того как М. Цветаева рассталась с С. Парнок, она вернулась к своему мужу. Поэтесса не строила иллюзий насчет возвращения к спокойной семейной жизни. Между супругами пролегла широкая трещина. Цветаева не могла успокоиться, предаваясь мучительным размышлениям. Результатом этого стал поэтический цикл «Бессонница», включающий в себя стихотворение «Вот опять окно…».

    Испытав на себе тяжесть бессонных ночей, поэтесса обращается к символу такого состояния — освещенному в ночи окну. Случайные прохожие редко обращают внимание на горящие во тьме окна домов. А ведь за каждым из них скрывается чья-то огромная боль или великая радость. Люди, ведущие спокойную и размеренную жизнь, по ночам спят. Лишь экстраординарные события вызывают бессонницу. Возможно, за освещенным окном «пьют вино», заливая им свое горе или тоску. Либо всю ночь при свете «рук не разнимут двое» влюбленных. Утверждая, что в любом доме есть такое окно, поэтесса имеет в виду, что в жизни каждого человека случается событие, заставляющее его не спать ночью.

    Цветаева утверждает, что символическое окно освещается не столько физическим источником света, сколько «бессонными глазами». Поэтесса верила в существование духовного мира, поэтому для нее излучаемая возбужденным человеком энергия имела первостепенное значение. Если бы люди обладали особым зрением, то вместо света от ламп и свечей, они бы видели мощные потоки самых разнообразных чувств, превращающих ночь в кошмар или праздник. Окно в этом смысле становится границей между двумя мирами: внешним равнодушием и замкнутым в узком пространстве целым спектром эмоций. В спящем городе никогда не затихает скрытая от окружающих тайная ночная жизнь.

    Испытывая страдания от мучительных мыслей, поэтесса с грустью признается, что и в ее доме появилось освещенное по ночам окно. Обращаясь к неизвестному собеседнику, она призывает его помолиться «за бессонный дом». Ведь ни один человек не может быть уверен, что у него не появится такое же «окно с огнем».

    Превращая окно в символ бессонницы, Цветаева как бы ищет поддержки у всех людей, разделяющих ее чувства и переживания. Ощущение духовной близости с такими же мучениками облегчает ее боль, дает надежду на скорое избавление и обретение душевного равновесия.