Одаренные дети: типы, особенности и проблемы. Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика. Кто такой одаренный ребенок

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему , практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются и чуть ли не . Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо .

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

«Большой талант требует большого трудолюбия».
П.И.Чайковский

Одно из приоритетных направлений работы современной школы - создать условия для оптимального развития одаренных детей.

Цель данного направления: необходимость выявлять, поддерживать и развивать талантливых детей.

Задачи:

  • содействовать самореализации одаренных детей,
  • сохранять психологическое и физическое здоровье,
  • содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоуважения, самопринятия, самоотношения),
  • развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (участие в конкурсах, олимпиадах, публичных выступлениях),
  • содействовать социализации, формировать коммуникативные навыки.

«Одаренные дети», какие они? Как их выявить в большом коллективе детей?

«Одаренный ребенок» - это обычный ребенок, но чем, же он отличается от своих сверстников? Произнося его, мы предполагаем возможность существования особой группы детей.

Эти дети отличаются от своих сверстников. Чем же?

Обычно у таких детей отличная память, гибкое мышление, они способны классифицировать информацию, имеют большой словарный запас и грамотную речь, умеют пользоваться накопленными знаниями, много читают и задают на уроках интересные вопросы, часто забегая вперед при изучении какой-либо темы. У некоторых детей преобладают математические способности, у других - творческие, как правило, эти дети активны (хотя приходится преодолевать и стеснительность, и неуверенность, различные «страхи», особенно при публичных выступлениях), иногда занимают себя делами, которые не всегда относятся к уроку. Но зато такие дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им «не по зубам», у них сильно развито чувство справедливости.

Следует отметить, что «одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Одарённость - это явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное, поскольку речь идёт об успехах в социально значимой сфере деятельности человека. Чем шире круг знаний учащихся, чем богаче их предшествующий практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в решении сложных творческих заданий, достигая тем самым более высокого уровня самоутверждения в образовательной деятельности.

Как выявить одаренного ребенка среди его многочисленных сверстников? Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение; общение с родителями; работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • Художественная одаренность.
  • Общая интеллектуальная одаренность.
  • Творческая одаренность.
  • Лидерская одаренность.

Для работы с одаренными и мотивированными на достижения детьми педагогу необходимо иметь определенные знания, умения, навыки, способствующие развитию детской одаренности. Педагог должен обладать такими личностными качествами, как чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, высокий интеллект, уверенность в себе и др.

Также нельзя забывать, что одаренные дети нуждаются в обратной связи, как и все остальные. Им важно, чтобы педагог проявил к ним доброжелательность при оценке их деятельности, но при этом нельзя перехваливать таких детей за их прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми. Педагогу не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми, успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.

Вывод: одаренные дети приходят в школу, как и любые другие школьники, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, сможет разглядеть в каждом ребенке его высшие потенциальные возможности. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Литература

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
  2. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - 402 с.
  3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: «Начальная школа» №29, №30 2003.
  4. Фото: http://socpatron.ru/

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность. И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн - с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску. Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному. В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек. Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность - это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития. Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е. людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», - так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей. Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей. Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека - это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети. Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку. Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем - насмешки со стороны одноклассников. Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку. В такой ситуации единственный выход - отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей. Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания. Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу. Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми. Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность - талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе. Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию. При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности. Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 4 741 раз(a).

Наталия Асекретова
Статья «Одаренность. Одаренные дети»

Любому обществу нужны одарённые люди , и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно, в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Поэтому так важно, именно, в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек , словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одарённость - это системное , развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка , которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности .

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности :

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.

В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность .

По критерию «степень сформированности одаренности » можно дифференцировать :

Актуальную одаренность ;

Потенциальную одаренность .

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности .

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы :

У всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

Необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей :

Возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;

С другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОДАРЕННОСТИ :

1. Создать систему выявления ОД :

Психолого-педагогическое исследование первоклассников;

Системное наблюдение за детьми из класса в класс;

Выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

Системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса :

Нестандартные уроки;

Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

Работа с дополнительной литературой;

Обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

Предпрофильное и профильное обучение;

Выставка творческих работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету :

Организация исследовательской работы учащихся;

Опережающие задания творческого плана;

Участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

Обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

Проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4. Общеразвивающие мероприятия :

Традиционные мероприятия в школе;

Предметные декады.

Методы диагностики умственной одаренности

Тестовые методы

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности . Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Известны основные требования к построению и проверке методик : стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов : надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Неформализованные методы

Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности , нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе , в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником .

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями :

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности ;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Итак, каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости . Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Поэтому, к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. Ощущение неудовлетворенности собой связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто неудовлетворенны отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Они часто предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии.

Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими.

В силу природной любознательности и стремления к познанию такие дети нередко монополизируют вниманием учителей, родителей и других взрослых.

Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, отстающим от них в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпимость.

Такие дети гораздо чаще размышляют о смерти, загробной жизни, религиозных верованиях.

Им нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Неприязнь к школе часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей появляется потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Влияние воспитания на одаренных детей.

Одаренные дети бывают самые разные. Случается особая, уникальная, единственная в своем роде одаренность: одна на тысячу, а то и на миллион детей. Это истинные вундеркинды – дети особые, даже на взгляд неспециалиста: они иногда с большими трудностями по-другому общаются и живут, нередко только интеллектуальными или творческими интересами.

Но есть и другие одаренные дети: так называемая великолепная норма. Все у такого ребенка с самого начала сложилось хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее было все в порядке), у него умные родители, обеспечившие полноценное воспитание, он попал в школу к хорошим учителям. В таких случаях непременно вырастают одаренные дети – своего рода сверхполноценная норма. При этом они, как правило, и красивее, и здоровее (чего, кстати, не скажешь о суперодаренных детях) обычных детей.

С этой точки зрения, действительно, любой ребенок может при благоприятных обстоятельствах стать таким нормально одаренным. Но вся беда как раз в том, что столь благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех.

Есть вещи, которые не очень-то зависят от родителей и учителей, даже самых лучших. Например, сейчас трудно обеспечить будущей маме, а потом и ребенку экологически чистое и полноценное питание, нормальное медицинское обслуживание и т.д. но даже и в том, что зависит от самих родителей (и только от родителей!), многие делают все возможное, чтобы создать ребенку ненормальные условия, в которых деформируется его психика – в частности, подавляется, коверкается драгоценная познавательная потребность.

Шансы ребенка, которому не хватает любви, вырасти полноценным, нормальным, а значит, одаренным человеком, существенно уменьшаются.

Ребенка рано начинают наказывать – чаще всего за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, а потом могут предпринять что-нибудь более чувствительное или пригрозить полным отлучением от всяких игр. Это – своего рода родительское преступление. Так как ребенок любую вещь пробует разобрать, узнать, как она устроена, или хотя бы потрясти, подергать (это крайне ему необходимо) родители должны посочувствовать ему, если увидят у него в руках игрушку не в первоначальном ее виде, и подбодрить, если ребенок расстроится.

Недостаток внимания, принуждение к чтению, к мысленной работе, которая с самого начала рассматривается родителями как повинность, не дают желаемых результатов. «Запомни, - говорят ребенку, - Учиться – это твой долг!» дл малыша это непонятно, а значит неприятно и непосильно, и он предвидит за этим попреки и наказания.

Так, из мелочей выстраивается общая система семейного воспитания, которую можно назвать репрессивно-анархической. Именно она, эта система, раз и навсегда избавляет ребенка от познавательной потребности. В такой «педагогике» ребенку запрещается чуть ли не все. И вместе с тем почти ничего не запрещается… Все зависит от настроения папы или мамы.

Большинству родителей понятно, что определенные волевые навыки необходимо развивать у ребенка чуть ли не с года, с полутора лет, например, приучить ребенка самому убирать свои игрушки. Но и здесь все зависит от настроения родителей – то они требуют порядка, а то вдруг мама делает поблажку: «Иди, сыночек, посмотри мультик, сама уберу».

Ребенок живет в мире, где за любое действие могут наказать, а могут и не наказать – как выйдет. Постоянно стращают наказаниями - а наказывают чаще всего «не по делу», несправедливо, нелепо. В таком мире непоследовательности и неопределенности разрушается детская психика, и прежде всего познавательная потребность ребенка, формируется личность, рассчитывающая на «авось», на «как-нибудь», на кривую, которая куда-нибудь да выведет. Из-за того, что родители «напирают» на чувство долга, когда ребенок только начал учиться в школе, у него будут связаны с учением не радость, не тяга к познанию, которая только и развивает способности, необходимость.

Многое из того, что называется у нас в обиходе «воспитание», на самом деле – разрушение детской любознательности, познавательной активности и способностей. Посредственность мы воспитываем сами.

Обучение в школе.

Разные чувства рождаются у ребенка, которому предстоит переступить порог школы. Смешанные чувства ожидания и тревоги – так вернее всего можно оценить настроение большинства будущих первоклассников.

Не то с одаренными детьми. Для такого ребенка школа всегда нечто удивительно интересное, притягивающее. Именно туда его отсылали взрослые, когда он приставал со своими бесконечными вопросами: «Вот пойдешь в школу, там и узнаешь!».

Психологи называют жажду знаний у одаренного ребенка сильной познавательной потребностью; именно в ней видят один из главных «показателей» одаренности.

Потребность эта ненасыщаема. Одаренный дошкольника часто интересуется сложными, глобальными проблемами. Он склонен к глубокомысленным рассуждениям, может вести долгие интеллектуальные беседы со взрослыми и детьми старше его по возрасту. Такой малыш впитывает новые знания, как губка.

Одаренный ребенок начинает, как правило, читать в 2,5 – 4 года, а немного постарше – легко справляется с арифметическими задачами.

Но дело не в одних лишь знаниях… Одаренный дошкольник может час и более сосредоточенно и целеустремленно заниматься. Умение управлять собственной деятельностью, ставить для нее промежуточные и конечные цели – все это свидетельствует о сложившемся умении учиться.

Творческий потенциал есть у каждого ребенка, однако у одаренного ребенка он значительно выше. Иногда его замыслы столь оригинальны, что практически невозможно подобрать необходимый материал для их реализации – приходится ограничиться рисунками, рассказом родителям о задуманном.

Цветы в руках, ранец за спиной, первый звонок – настоящий праздник. Манящая школа стала действительностью …

Но что это? Первые слезы, недовольство собой, растерянность, беспомощность: «У меня никогда не получатся эти буквы!». Наиболее частые причины таких огорчений вызваны недостаточным развитием тонкой моторики руки, моторной координации. Сложности могут быть и на физкультуре. Обусловлено это еще и тем, что написание букв, и физические упражнения не так интересны для одаренного ребенка, как чтение или другое умственное занятие.

С первых школьных дней самое важное – не обмануть ожидания ребенка. Не все гладко будет в начале, однако многие трудности можно предугадать и заранее принять необходимые меры. Но, увы, если в школе царит скука, зубрежка и крик в качестве главной воспитательной меры – трудно ждать от любого ребенка, что это ему понравится.

Типы «нестандартно» одаренных детей.

Дети с непроявленной, «другой» одаренность все очень разные. В.Юркевич разделяет их (конечно, довольно условно) на шесть основных типов.

Фанатики. Это увлеченные своим делом дети, у которых ярко проявляемые склонности не имеют ничего общего со школой. Школа для них – своего рода «принудработы», а настоящая жизнь начинается только после уроков.

В последнее время появилось много компьютерных фанатиков – дети сутками сидят за компьютером. Фанатично увлеченные компьютером дети практически всегда обладают целым рядом бесспорных интеллектуальных достоинств, если они не просто играют в «стрелялки» и «леталки», а осваивают сложные программы. Они тоже воспринимают школу лишь как досадную помеху.

Одаренные лентяи. Речь идет о таких детях, которые с невероятной жадностью впитывают любую информацию, но категорически не желают делать что-либо еще.

Людям такого типа не нужна никакая специальность, никакие серьезные, сколько-нибудь напрягающие волю, занятия. Разве что они в будущем могут стать так называемой ходячей энциклопедией, что и вызывает у кого-то восхищение, тем не менее, профессией быть не может.

Третий тип – скромники. Эти дети с заведомо сниженной самооценкой. Скромники стесняются показать себя лучше других – они категорически хотят быть, как все, и всячески стараются не демонстрировать свои способности. По настоящему одаренными их никто не считает.

Еще один тип одаренного ребенка – невротик , или даже психопат.

Дети, относящиеся к этому типу, напротив, не могут, а иногда и не хотят быть такими, как все.

Их одаренность в значительно большей степени замечается взрослыми; и все-таки тяжелые конфликты с окружающими создают огромные препятствия для проявления этой одаренности в обычной школьной среде.

Среди одаренных детей есть и очень спокойные, мягкие дети, которые ни с кем не хотят конфликтовать, но и в ногу со всеми идти тоже не хотят. Не хотят быть такими, как все. Часто их считают чудаками.

Последний, шестой тип – черепахи , т.е. медлительные дети, чьи возможности часто расцениваются невысоко, тогда как среди них подлинная, особенно творческая одаренность встречается ничуть ни реже, чем среди всех остальных. Медлительные дети в буквальном смысле – изгои школы. Их ситуация в школе сплошь и рядом оказывается еще конфликтнее, чем. Во всех вышеприведенных случаях. Иногда их зачисляют, чуть ли не в умственно отсталые.

Материал подготовила: Вакина М.А.