Объяснить выражение кадры решают все. Кадры решают всё. Что такое кадры

Сталин: кадры решают всё

4 мая 1935 года Сталин на выпуске красных командиров произносит свою знаменитую фразу: Кадры решают все!

«Кадры решают всё», – эту формулировку И.В.Сталин ввёл в политическую жизнь ещё в годы индустриализации Советской державы. Так предельно ёмко была сформулирована сущность партийно-политического руководства обществом. Впрочем, подбор и расстановка кадров были альфой и омегой ленинских принципов деятельности большевистской партии.
Однако подбор и расстановка кадров в масштабах общества могут быть оптимальными только при одном непременном условии: наиболее удачно должны быть расставлены руководящие кадры партии. Этот политический закон Сталин перенял от Ленина, развил его.
Когда Сталин чеканил: «Кадры решают всё», он осознавал, что каждая руководящая команда призывается обществом для решения конкретных задач, которые ставит время. Смена исторического этапа предполагает смену состава политических штабов.
В послевоенном Союзе ССР высший политический штаб, образовывали деятели, входившие в состав Политбюро (Президиума) и секретариата ЦК КПСС правящей партии. Значение этих органов И.В.Сталин прекрасно знал по собственному опыту. Он с первых дней существования Политбюро Центрального Комитета нашей партии входил в его состав. А первое Политбюро ЦК РСДРП(б) 23 октября 1917 года было образовано «для политического руководства в ближайшее время». Оно проработало чуть больше полумесяца, успешно решило стоявшие перед ним задачи и по этой причине прекратило своё существование после победы Октябрьского вооружённого восстания. Затем Политбюро было восстановлено по решению VIII съезда РКП(б) на пленуме Центрального Комитета 25 марта 1919 года. Сталин был снова избран в его состав. Тогда же он вошёл и в состав впервые созданного Организационного бюро ЦК РКП(б).
Что касается секретариата ЦК партии, то он впервые вошёл в его состав сразу в качестве Генерального секретаря ЦК 10 апреля 1922 года, после XI партсъезда. Тогда эта должность была впервые введена Уставом РКП(б).
Большой политический опыт Сталина делал его очень требовательным, порой и суровым в отношении товарищей по высшим руководящим органам партии. Это породило немало кривотолков, легенд и фальсификаций. Старательно раздуваемым антисталинским огнём стало выступление Сталина на организационном пленуме ЦК после XIX съезда КПСС, на котором он критиковал Молотова и Микояна. Поскольку официальной стенограммы этого пленума не публиковалось, то простор для фантазий был величайшим.
Из речи И.В. Сталина 16 октября, который касается Молотова и Микояна, так, как он даётся в воспоминаниях Л.Н.Ефремова: «Нельзя не коснуться неправильного поведения некоторых видных политических деятелей, если мы говорим о единстве в наших делах. Я имею в виду товарищей Молотова и Микояна. Молотов – преданный нашему делу человек. Позови, и, не сомневаюсь, он, не колеблясь, отдаст жизнь за партию. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков. Товарищ Молотов – министр иностранных дел, находясь под «шартрезом» на дипломатическом приёме, дал согласие английскому послу издавать в нашей стране газеты и журналы… Это первая политическая ошибка товарища Молотова. А чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям. Это грубая ошибка товарища Молотова. Для чего это ему потребовалось? Как это можно допустить? На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? У нас есть еврейская автономия. Разве этого не достаточно? Пусть развивается эта республика. А тов. Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских притязаний на наш Советский Крым! Это вторая политическая ошибка товарища Молотова. Товарищ Молотов неправильно ведёт себя как член Политбюро. И мы категорически отклоним его надуманные предложения. Товарищ Молотов так сильно уважает свою супругу, что не успеем мы принять решение Политбюро по тому или иному важному политическому вопросу, как это быстро становится достоянием товарища Жемчужиной. Получается, будто какая-то невидимая нить соединяет Политбюро с супругой Молотова Жемчужиной и её друзьями. А её окружают друзья, которым нельзя доверять. Ясно, что такое поведение члена Политбюро недопустимо!».
Для чего же Сталину потребовалось критиковать на Пленуме своих старых соратников?
Во-первых, Сталин провёл «урок политграмоты» для вновь избранного ЦК. Ефремов вспоминает: «Мы, молодые члены ЦК, общаясь друг с другом, говорили: вот и прошли настоящий политический университет. Такое запомнится на всю жизнь». Кстати, на XIX съезде исключительное внимание уделялось развертыванию критики в партийных рядах.
Во-вторых, так Сталин наглядно объяснял, почему необходимо существенное увеличение численности рабочих органов партии. При этом за критикой Молотова и Микояна скрывалось стремление снизить в глазах ЦК партии роль и статус «старой гвардии» в проведении партийной и государственной политики, вывести её из числа «коренников».
В-третьих, это была прелюдия своеобразного «кадрового завещания» И.В. Сталина.
Характер сталинского «кадрового завещания» напрямую связан с тем, как виделся Иосифу Виссарионовичу начавшийся этап общественного развития советского общества.

В Советском Союзе начала 50-х годов господствовала психология победителей, убежденных, что им по плечу свернуть любые горы, что они, как говорится, уже держат бога за бороду. Эту психологию усилило восстановление разрушенного войной народного хозяйства в течение одной пятилетки, первыми среди всех пострадавших во второй мировой войне стран.
Сталин понимал, что послевоенный народный энтузиазм нуждается в максимальной поддержке и поощрении, но он не может быть единственным движителем созидания. В «Экономических проблемах развития социализма в СССР» он подчеркивает решающую роль объективных законов истории, противоречивый характер любого движения вперёд.
В Отчетном докладе Центрального Комитета XIX съезду (с ним выступал Г.М. Маленков, но влияние И.В. Сталина на доклад бесспорно) с тревогой отмечалось, во-первых, что «успехи породили в рядах партии настроения самодовольства, народного благополучия и обывательской самоуспокоенности, желание почить на лаврах и жить заслугами прошлого»; во-вторых, «некоторая часть наших руководящих кадров не работает над повышением своей сознательности, не пополняет свои знания в области марксизма-ленинизма, не обогащает себя историческим опытом партии. А без этого нельзя стать полноценными зрелыми руководителями».
Однако дело не сводилось только к желанию или нежеланию овладеть премудростями науки. Не менее важна и подготовка, образовательный уровень. Тем более, что этап эмпирического овладения общественным производством остался позади. Для успешного управления необходимы знания, с одной стороны, современной науки и техники, с другой - марксистко-ленинской теории. Необходим надежный путеводитель хозяйственной политики. И автор «Экономических проблем» его указывает: «Политическая экономия изучает законы развития производственных отношений людей. Хозяйственная политика делает из этого практические выводы, конкретизирует их и строит на этом свою повседневную работу». (Сталин И.В. Соч. Том 16. С. 207).

Первая попытка сформировать высший политический штаб, который более полно отражал бы потребности послевоенного времени, обладал бы современным образованием и был бы способен решать качественно новые общественно-политические задачи, была предпринята И.В. Сталиным в 1946 году. На Пленуме ЦК ВКП(б), состоявшемся 18 марта 1946 года, был сформирован новый состав Организационного бюро. Оно было впервые расширено до 15 человек. Теперь в Оргбюро ЦК не было ни одного человека без среднего образования, а 80% новичков имели высшее (полное и неполное) образование.
Однако в послевоенный период Оргбюро так и не стало играть значительной руководящей роли в жизни партии и общества. К тому же очень скоро начался процесс прореживания этого органа. Первый опыт не удался еще и потому, что неточно была выбрана экспериментальная площадка.
Оргбюро ЦК изначально формировалось как коллегия руководителей партийного аппарата. Но особенность правящей партии, тем более в условиях СССР, где не было антагонизма между обществом и государством: высшая когорта руководителей СССР неизбежно включала в себя ведущих политиков, большинство которых было сконцентрировано в государственных структурах.
Состоявшийся менее чем за полгода до смерти вождя XIX партсъезд, кроме всего прочего, интересен тем, что узаконил «кадровое завещание» И.В. Сталина, то есть тот высший политический штаб, который вождь Победы предложил советскому обществу для продолжения социалистического строительства.
Вместо Политбюро организационным пленумом Центрального Комитета был избран Президиум ЦК КПСС. Его численный состав стал больше всего состава Центрального Комитета, избиравшегося до XI съезда РКП(б). 16 октября 1952 года на пленуме ЦК было избрано 25 членов и 11 кандидатов в члены Президиума. Что касается секретариата, то 16 октября было избрано 10 секретарей ЦК. При этом положение секретарей ЦК было заметно повышено: все они стали либо членами, либо кандидатами в члены Президиума ЦК КПСС. Что касается Оргбюро, то оно было упразднено, а его обязанности были распределены между Президиумом и секретариатом Центрального Комитета.
Фактически Сталин передавал эстафету новому властному органу правящей партии, существенно отличавшемуся от своего предшественника.
Президиум ЦК КПСС, избранный после XIX партсъезда, весьма полно учитывал потребности нового этапа социалистической системы, традиции и каноны партии. Его состав правомерно рассматривать как высший политический штаб стартового периода активного социалистического строительства в СССР после восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Одновременно это было сталинское «кадровое завещание».
Сталин предложил, прежде всего, сохранять преемственность поколений в партийном руководстве. В то же время в условиях послевоенного мирного строительства он не считал, что когорта партийцев с дореволюционным стажем должна делать погоду в руководстве партией и страной. 16 октября 1952 года на пленуме ЦК КПСС Сталин говорил: «Спрашивают, почему мы освободили от важных постов министров видных партийных и государственных деятелей. Что можно сказать на этот счёт? Мы освободили от обязанностей министров Молотова, Кагановича, Ворошилова и других и заменили новыми работниками. Почему? На каком основании? Работа министров - это мужицкая работа. Она требует больших сил, конкретных знаний и здоровья. Вот почему мы освободили некоторых заслуженных товарищей от занимаемых постов и назначили на их место новых, более квалифицированных, инициативных работников. Они молодые люди, полны сил и энергии. Мы их должны поддержать в ответственной работе. Что касается самых видных политических и государственных деятелей, то они так и остаются видными политическими и государственными деятелями».
Треть последней сталинской «партийной ставки» составили большевики, вступившие в партию в годы Гражданской войны. В руководстве партии после XIX съезда ведущую роль стали занимать деятели, которые прошли суровую школу работы в правительстве во время Великой Отечественной войны и в тяжелые годы послевоенного восстановления народного хозяйства. Это - министр финансов СССР Н.Г. Зверев, нарком электротехнической промышленности, а потом председатель Госснаба СССР И.Г. Кабанов, нарком электростанций и электропромышленности СССР М.Г. Первухин, председатель Госплана СССР М.З. Сабуров, нарком черной металлургии И.Ф. Тевосян, а также нарком внутренних дел Л.П. Берия, председатель Госбанка СССР, а после войны – министр обороны Н.А. Булганин. Даже Г.М. Маленков, считавшийся партаппаратчиком до мозга костей, с 1946 года являлся заместителем председателя союзного правительства, а Н.С. Хрущев в 1944 -1947 годах занимал пост председателя СНК (СМ) УССР.
Самой многочисленной группой в послевоенном сталинском штабе стали руководители, вступившие в партию уже после окончания Гражданской войны. В эту плеяду ровесников века входили в частности легендарные сталинские наркомы – знаменитый оборонщик В.А.
Малышев и поработавший на всех ответственных правительственных постах А.Н. Косыгин. Рядом с ними можно по праву поставить не менее легендарного П.К. Пономаренко, который много лет возглавляя большевиков Белоруссии, особенно прославился в качестве начальника Центрального штаба партизанского движения.
В то же время большинство ровесников века, вошедших в высший партийный штаб, было профессиональными партийными работниками. Уже в довоенные годы они успели приобрести опыт руководства социалистическим строительством на региональном уровне, в годы войны, возглавляя обкомы ВКП(б), руководили обеспечением фронта всем необходимым и поддержанием тыла в работоспособном состоянии. После войны на их плечи легла ответственность за восстановление народного хозяйства в кратчайшие сроки. Те, кто не надсадился на этой адской работе, и попали в кадровую команду, которой И.В. Сталин завещал продолжить социалистическое строительство по одобренным XIX партсъездом среднесрочным и перспективным планам.
По регионам, где возглавляли партийные организации эти люди, можно точно указывать опорные края державы, ставшие главной базой и Великой Победы, и столь же великого восстановления страны. Это - Свердловская (В.М. Андрианов) и Челябинская (Н.С. Патоличев) области, Кузбасс и Красноярский край (А.Б. Аристов), Куйбышевская область (А.М. Пузанов) и Башкирия (С.Д. Игнатьев), угольная Карагандинская область (Л.Г. Мельников).
Впрочем, для большинства тех, кто впервые был избран членами или кандидатами в члены Президиума ЦК КПСС, характерна одна общая мета в биографии: они выдвинулись на ведущие руководящие политические роли в 1937-1939 гг., когда их предшественники на ответственных постах зачастую были репрессированы. Именно в те годы начались биографии легендарных сталинских наркомов Зверева, Кабанова, Косыгина, Малышева, Первухина, Сабурова, Тевосяна. Именно тогда выдвинулись на ведущие партийные посты ровесники века, стал первым секретарем ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов.
Более половины тех, кому завещалось продолжать управление социалистическим созиданием, начинали свою биографию рабочими. Каждый пятый мог про себя сказать: “У меня отец – крестьянин, и я сам – крестьянский сын”. Рабоче-крестьянская страна имела рабоче-крестьянскую власть.
Бросается в глаза также высокий культурно-технический уровень последнего сталинского штаба. Более 80% впервые вошедших в Президиум ЦК имели полное высшее образование. Были среди них и ученые - академики А.Я. Вышинский и П.Ф. Юдин, доктора наук О.В. Куусинен и Н.Г. Зверев, кандидат технических наук А.Б. Аристов.
Однако судьба сталинского «кадрового завещания» оказалась под стать судьбе его теоретического завещания, воплощенного в «Экономических проблемах социализма в СССР». О том и другом забыли вскоре после торжественного захоронения вождя в Мавзолее на Красной площади.

Предыдущие дни в русской истории:




→МИГ-17

→ Вяземская воздушно-десантная операция

14 января в русской истории

→ Январский гром


Оказывается, что Исааку Дойчеру принадлежит знаменитая фраза (приписываемая Черчиллю) из статьи о Сталине в Энциклопедии Британника:

«В основе причудливого культа лежали несомненные сталинские достижения. Он был создателем плановой экономики; он получил Россию, пашущую деревянными плугами, и оставил её оснащённой ядерными реакторами; и он был «отцом победы».

Isaac Deutscher - Смех Немецкий)). Шучу-шучу...Звезди звезда звездённо, перезвезди звездатость звёзд.
Впрочем, сэр Уинстон Черчилль от этого не стал глупее: человек способный оценить чужую фразу должен обладать таким же умом как и её изрёкший.

3 апреля 1907 г., известный историк и публицист, автор множества книг по истории и социологии, знаменитый биограф Льва Троцкого и Иосифа Сталина Исаак Дойчер родился в религиозной еврейской семье среднего достатка в городе Хшанув близ Кракова в Западной Галиции. В детстве занимался с раввином-хасидом, однако затем стал атеистом. Первоначально получил известность как подающий надежды молодой поэт; с 16 лет печатал свои стихи в польских литературных изданиях.

Может показаться странным, но люди пишущие стихи лучше других ощущают суть происходящего. Когда-нибудь на это будет обращено внимание, и даже напишут об этом. Кстати, Иосиф Виссарионович в молодости тоже увлекался писанием стихов.

В 1926 году вступил в ряды компартии Польши. Благодаря склонности к изучению истории, философии, социологии, Дойчер быстро выдвинулся в разряд партийных идеологов, стал специалистом по проблемам Советского Союза и ВКП(б). В 1932 году он решительно выступил против сталинской политики в руководстве Коминтерна и особенно – против теории и практики «социал-фашизма», в приверженности которой справедливо усмотрел одну из важнейших причин, приведших к поражению компартию Германии в борьбе против Гитлера. Дойчер перешел в ряды троцкистов, за что тут же был исключен из компартии Польши. В апреле 1939 года, незадолго до оккупации Польши немцами, Дойчер эмигрировал в Лондон.

Умный человек всегда видит опасность заранее, что несомненно спасло ему жизнь.
Видимо прекрасно понимал плюсы и минусы проекта "социализм", но совершенно не заботился о том, как к его идеям относятся в СССР. В общем-то, сосредоточен был на себе, упрям, не принимал чужого мнения. Это всегда вызывает раздражение у окружающих.

Будучи членом Польской социалистической партии, в эмиграции он некоторое время входил в троцкистскую Революционную рабочую лигу (Revolutionary Workers League). В 1940 году в Шотландии добровольцем вступил в польскую армию, однако вскоре был интернирован как опасный подрывной элемент. Освободившись в 1942 году, он вернулся в «Экономист» в качестве эксперта по Советскому Союзу и европейской политике, а также стал писать для «Обсервера» (The Observer). После войны он порвал с политическим троцкизмом (оставаясь при этом сторонником Троцкого) и занялся научной деятельностью.

Думаю, что этому вряд ли стоит удивляться: при некоторых интересных идеях Троцкого троцкизм как учение оказался тупиком. Исаак вовсе «не летал в облаках».
В идейной борьбе против Сталина у троцкистов просто не было шансов. Когда Сталин предложил Троцкому в 1927 г. провести общепартийную дискуссию, то результаты итогового общепартийного референдума были для троцкистов ошеломляющими. Из 854 тысяч членов партии голосовало 730 тысяч, из них за позицию Сталина проголосовало 724 тысячи и за Троцкого - 6 тысяч.

Главным трудом Дойчера стало фундаментальное исследование о Льве Троцком, состоящее из трех томов - «Вооруженный пророк» (1954), «Разоружённый пророк» (1959) и «Изгнанный пророк» (1963). Трилогия, изданная в Лондоне в 1954-1963 годах, основана на детальном изучении архива Троцкого при Гарвардском университете, а также на материалах секретных отделов архива, переданного Дойчеру вдовой Троцкого Н. И. Седовой (1882-1962).

Сокращенный русский перевод части второго и третьего томов, выполненный историком-американистом Н. Н. Яковлевым, вышел в Москве в 1991 году под названием «Троцкий в изгнании». Полный перевод всех трех томов появился в 2006 году в российском издательстве «Центрполиграф».

После написания биографий Сталина и Троцкого Дойчер рассчитывал начать работу над исследованием о Ленине, но не успел этого сделать. Он скончался в столице Италии 19 августа 1967 года.

О Сталине можно по разному говорить, но, думаю, что всегда надо выводы делать по фактам.
Вряд ли Троцкий мог быть равноценным соперником Сталину.

Обычная норма чтения Сталиным литературы была около 300 страниц в день. Он постоянно занимался самообразованием. Например, находясь на лечении на Кавказе, в 1931 г., в письме к Надежде Алилуевой, забыв сообщить о своем здоровье, он просит ему прислать учебники по электротехнике и черной металлургии.

Его знания не были простой начитанностью, что неоднократно подтверждали многие специалисты разных областей деятельности.
В Курской битве Сталин нашел выход из безвыходной ситуации: немцы собирались применить "техническую новинку" - танки "Тигр" и "Пантера", против которых наша артиллерия была бессильна. Сталин вспомнил о своей поддержке разработки взрывчатки А-IX-2 и новых экспериментальных авиабомб ПТАБ, и дал задание: к 15 мая, т.е. к моменту, когда дороги просохнут, изготовить 800 тыс. таких бомб. 150 заводов Советского Союза бросились выполнять этот заказ и выполнили. В итоге под Курском армию Германии лишила ударной силы тактическая новинка Сталина - бомбочка ПТАБ-2,5-1,5.

Но помимо этого, главным для Сталина было создание высококвалифицированной элиты общества для управления страной.
Подготовленные им люди (как в техническом, так и в моральном плане) были настолько выдающимися, что этот ресурс не могли растратить ни придурь Хрущева, ни апатия Брежнева.

Свою знаменитую фразу "кадры решают все" Сталин произнес в 1935 г. на приеме в честь выпускников военных академий: "Слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только в вождях. ... Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства... ".

И враги Сталина - нынешние либералы, вырвав его фразу из контекста перевирают её на свой лад, якобы для личной выгоды в политической борьбе..., прекрасно понимая, что слишком малое количество людей захотят сами проверить смысл сказанного Сталиным.
По себе меряют.
В течение первых 10 лет нахождения в первых эшелонах власти СССР Сталин трижды подавал прошение об отставке.

При квалифицированной элите чиновников при Сталине было гораздо меньше, чем в теперешней России.
Директор мебельной фабрики не мог рассчитывать на пост министра обороны даже благодаря тестю.
30 сентября 2010 года на учебном полигоне Рязанского высшего командного училища ВДВ «Сельцы» произошел один из самых громких скандалов за современную историю России. Министр обороны Анатолий Сердюков, облетая учебный полигон на вертолете, заметил недостроенные здания казармы и столовой, заметил он также и православный храм Ильи-пророка, построенный неподалеку. Выйдя из вертолета, Сердюков сразу же обматерил начальника Рязанского училища ВДВ, героя России, гвардии полковника Андрея Красова и находящихся рядом с ним офицеров: «Казарма не достроена, столовая не достроена, а они за 180 млн церковь отгрохали!»

Андрей Красов попытался объяснить министру, что на строительство храма не было потрачено ни копейки бюджетных денег, и он был полностью возведен на средства Рязанской епархии, различных спонсоров и ветеранов ВДВ. Сообщил Красов также и то, что с 2011 года в храме Ильи-пророка начнут готовить армейских капелланов, которые потом будут направляться в воинские части по всей стране. Отметил он также, что ближайший храм находится в 15 км от полигона на другом берегу реки Оки, и добираться до него офицерам, членам их семей, курсантам и солдатам, мягко говоря, проблематично.

Однако все это только разозлило Сердюкова, который в порыве ярости прокричал: «В говне здесь живете, в говне и умрете! Денег на этот центр ВДВ не давать! Это училище вообще надо сократить. Полковника этого наглого снять - и в войска!»
Информация взята из книги "Грязное белье Кремля", "Яуза-пресс", Москва, март 2011 г.

Надо отдать должное тому, что после этой истории союз десантников России обратился к президенту Медведеву и патриарху Кириллу с просьбой не оставить эту ситуацию без внимания и заступиться за полковника Андрея Красова.
Не остался в стороне и представитель синодального Отдела по взаимодействию с ВС протоиерей Александр Ильяшенко, который потребовал от министра обороны извиниться перед командующим Рязанским училищем ВДВ, и, в независимости от того, сделает ли он это или нет, заявил, что Сердюков должен подать в отставку: эта ситуация "с самой худшей стороны" характеризует самого Сердюкова как "человека, который к армии никакого отношения не имеет" и "не обладает никаким кредитом доверия не только у Вооруженных сил, но и у штатских людей".

НО в теперешней России министерствами руководят чиновники не имеющие даже профильного образования. Результат плачевный.

По заявлению главы Федеральной антимонопольной службы России Игоря Артемьева сейчас чиновников в России больше, чем в Советском Союзе, во всех республиках вместе взятых. Численность чиновников современной России около 1,65 млн. На 100 000 россиян приходится 1153 чиновника. Из 1000 работающих россиян 25 – чиновники.

Этот факт может говорить о том, что чиновники пристраивают своих подрастающих детей на "кормление".

Если бы сталинская плановая система была сохранена и еще разумно усовершенствована, а И.В. Сталин понимал необходимость усовершенствования социалистической экономики (ведь недаром в 1952 г. появился его труд "Экономические проблемы социализма в СССР"), если бы на первое место была поставлена задача дальнейшего повышения уровня жизни народа (а в 1953 г. никаких препятствий к этому не было), мы уже к 1970 г. были бы в первой тройке стран с самым высоким уровнем жизни.

После войны Сталин "явочным порядком" постепенно низвел роль Политбюро только до органа по руководству партией. И на XIX съезде ВКП(б) это упразднение Политбюро было зафиксировано в новом уставе.

Сталин говорил, что он видит партию как орден меченосцев, численностью в 50 тыс. человек.

Сталин хотел вообще отстранить партию от власти, оставив на попечении партии только два дела: агитацию и пропаганду и участие в подборе кадров. Это главная причина того, почему его отравили: партийные функционеры не хотели лишиться власти. А в последствии не смогли удержаться от мести ХХ cъезда, где тайком от народа был зачитан Хрущёвым доклад начинённый сверх меры глупостями, которые было некому опровергать.
И ведь до сих пор в России он не издан, хотя в США его содержание известно.

В 1943 году Сталин произнес: "Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее!"
__________Но я замечу, что ничего не случается само собой.

Наверное, многим пришлось услышать за свою жизнь фразу «Кадры решают всё». Кто сказал её впервые, какое значение она имеет, в каком контексте была сказана? И учитывая, кто произнес эту фразу, какая была реализация произнесенных ним слов? Насколько это выражение актуально в наше время и может ли применятся сейчас? И кому принадлежит фраза «Кадры решают все»?

Значение словосочетания «Кадры решают всё»

Фраза была сказана, чтобы обратить внимание на важность образования и профессиональных умений человека при подходе к решению каких-то проблем. Правильный подбор кадров, которые воплощают в жизнь какую-то идею, значительным образом оказывает влияние на её реализацию. Именно поэтому различные компании и предприятия хотят иметь самый квалифицированный персонал и готовы проводить тщательный отбор кандидатов. Ведь кадры решают все. Оригинал этой фразы был сказан одним очень известным человеком. А кто произнес эти слова, вы сейчас и узнаете.

«Кадры решают всё»: кто сказал эти слова и когда?

Кто же произнес слова «кадры решают все»? Автор фразы - известный политик времён Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили). Сказана она им была в 1935 году во время доклада о положении дел в СССР. Следует отметить, что те годы ознаменовали начало значительного прогресса. Человечество входило в период развития, к сожалению, отложенный впоследствии Второй мировой войной. Именно в это время были впервые произнесены слова «Кадры решают все». Кто сказал первым эту фразу, вы теперь знаете. Но в каком контексте она была упомянута? Что предшествовало ей, на смену какому утверждению она пришла и как воплощалась в жизнь связанная с ней идея?

В каком контексте была сказана фраза?

Вы теперь знаете, кому принадлежат слова «кадры решают все». Но какими были обстоятельства, в связи с которыми они были сказаны? В тот период активно шла вторая пятилетка, и валового внутреннего продукта Советского Союза исчислялись в десятках процентов. Поэтому многие начали приписывать успехи в строительстве и управлении отдельным кадрам. Говорили, что это всё - их заслуга. В докладе, сделанном Сталиным, содержится резкое негодование по этому поводу и противостояние приписыванию всего отдельным управленцам.

Одновременно в то время был популярным лозунг «Техника решает всё». В этом докладе Иосифа Виссарионовича имеется выступление и против него. И вместо старого выдвигается новый девиз - «Кадры решают всё». Кто сказал эти слова? Человек, который понимал, о чем он говорит. В качестве основного аргумента о смене лозунгов был принят тезис о том, что утверждение о технике активно только для «технического голода», но уже тогда ставка должна была перейти с машин на квалифицированные кадры, которые смогут эффективно ими управлять, а также в будущем и создавать новые образцы.

В качестве главного довода для реализации был принят во внимание тот факт, что при достаточном количестве профессиональных работников можно было увеличивать в три-четыре раза. Кроме простого требования к повышению квалификации, выдвигалась также заявка на изменение отношения к самим людям. В качестве примера небрежного отношения Сталиным была рассказана история о его времяпровождении в ссылке на территории Сибири. Суть этой истории была в том, что когда потеряли 1 человека, о нем не очень-то и сильно горевали, тогда как большее внимание уделили лошади, которую необходимо было покормить.

Реализация

Как же этот лозунг воплощался в жизнь? Подход к реализации был выбран довольно грамотно - создавать образовательные резервы было решено за счёт освобождения людей, занятых в сельском хозяйстве. Воплощение заключалось в создании замкнутого круга: чем больше техники и квалифицированных кадров находится в расположении у сельского хозяйства, тем больше людей из него можно отправить на переобучение и подготовку иных работников и специалистов. А самых успешных можно обучать инженерному делу или подготовить из них ученых. Вот как велась реализация лозунга «Кадры решают всё». Кто сказал первым эти слова, вы знаете, важным остаётся ещё то, чтобы эту фразу подхватили современные политики, которые сейчас управляют Российской Федерацией.

Актуальность в наши дни

Злободневные ли эти слова в наши дни? Да. Ведь умело управлять предприятиями, планировать развитие экономики, да и создавать материальные ценности сейчас без квалифицированных кадров очень сложно. Что сможет сделать управленец при значительном кризисе, если он не знает, как решить незначительную проблему? Как могут рассчитывать специалисты планы развития, если у них не хватает знаний о закономерностях в экономике? И сможет ли человек без квалификации создать хороший стол, стул или компьютер? Поэтому эти слова сохраняют свою ценность и важность даже сейчас. Причем важность их не только в получении квалифицированных кадров, но и в отношении к людям. Ведь если нет человека, то нет и знаний, и умений.

Заключение

А что же можно сказать под конец? Тогда, в 1935 году, значительное внимание уделялось самообразованию рабочих масс и инициативных людей, которые хотели учиться. Их поддерживали. Стоит вспомнить великих ученых и изобретателей, талант которых раскрылся именно в этот период (Курчатов, Королёв и множество других). И следует отметить, что для тех, кто задумается о важности в своей жизни лозунга «Кадры решают всё», что существенным аспектом является не только квалификация, но и отношение к людям вместе с самообразованием. Такой комплексный подход в сфере управления и при подходе к подготовке рабочих кадров поможет выйти нашей стране из тяжелого экономического кризиса.

В конце концов, все решают люди, не стратегии.

Ларри Боссиди

Кадры решают все» - известное высказывание, всегда актуальное, особенно сейчас в нашей стране.

Управление - это всегда действия с людьми - кадрами. Если вы руководитель, то, вопреки новомодным утверждениям, вы управляете не процессами, не ресурсами, не технологиями и прочее, вы управляете кадрами и только кадрами. Вот ваши подчиненные-исполнители могут управлять процессами, если у них нет своих подчиненных. А вы должны управлять персоналом. Либо вы руководитель, тогда вы управляете своими подчиненными, либо вы специалист, тогда вы управляете процессами. Определяйтесь - третьего не дано!

Так что же «решают» кадры? Хорошие кадры делают то, что требует их начальник. Именно руководитель определяет задачи, которые должны решать подчиненные, и контролирует их выполнение. Именно руководитель подбирает эти самые кадры, исходя из намеченных целей, и, если их квалификации недостаточно, сам обучает своих сотрудников, или организует их обучение на стороне. Поэтому, именно руководитель несет полную и единоличную ответственность за все, что происходит в том коллективе, которым он руководит. И бессмысленно сетовать на плохих подчиненных - они такие, каких набрали и какими их сделали.

Итак, благополучие предприятия целиком и полностью зависит от руководителя, и улучшить это состояние он может только через своих сотрудников. И в этом смысле, действительно, «кадры решают все».

Сейчас вопрос с кадрами, точнее с их отсутствием, постоянно муссируют все, начиная от президента и заканчивая скромными бизнесменами. Очень удобно всю несостоятельность российской экономики свалить на развал образования и отсутствие квалифицированного персонала. В России нет неразрешимых кадровых проблем!

Конечно, глупо отрицать, что среднее специальное (профессионально-техническое) образование почти полностью ликвидировано, а высшее, в большинстве своем, штампует малообразованных «специалистов» в количестве, в несколько раз превышающем потребности экономики. Но зачем нам с вами думать за всю страну, хотя мы и патриоты? Проблемы российского образования - это забота президента, правительства, думы, чиновников от образования. Но если руководство страны не может или не хочет ничего решать, не стоит опускать руки. Достаточно, чтобы каждый бизнесмен на своем месте для себя разрешил эту небольшую проблемку. Тем более это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Для малого или среднего бизнеса нужно всего-то несколько десятков или сотен человек. В любом даже небольшом городке всегда можно найти с десяток вменяемых человек с хорошим специальным, не обязательно высшим, образованием. Для создания управленческой команды небольшого, или среднего предприятия они должны быть неглупыми, честолюбивыми, ответственными и способными к обучению. С, в меру пьющими, рабочими тоже не так уж все катастрофически плохо. Это, конечно, не просто, но всегда возможно. Нужно только грамотно организовать отбор. Практика показывает, что 4-6 месяцев бывает достаточно, чтобы сформировать основной кадровый костяк предприятия.

Если в вашей местности нет узкоспециализированных работников, такое тоже бывает, то вам придется либо отправить нескольких своих сотрудников на обучение, либо выписать специалистов к себе. В любом случае, для того, чтобы минимизировать кадровые риски и не зависеть от конъюнктуры рынка труда, необходимо организовать в компании процесс обучения работников, повышения их квалификации, обмена опытом.

«Выращивание» своих специалистов дает компании ряд дополнительных преимуществ. Во-первых, вы получаете сотрудников лояльных к компании. Во-вторых, в процессе учебы работники получают те навыки, ту специализацию, которые действительно нужны им для наиболее эффективного решения поставленных перед ними задач. В-третьих, возможность продвижения по карьерной лестнице, благодаря непрерывному совершенствованию, очень сильно повышает мотивацию работников, «заставляя» их работать с полной самоотдачей.

Но мало набрать квалифицированный персонал, необходимо создать ему комфортные условия для работы. А это и эргономичное рабочее место, оборудованное всем необходимым на расстоянии вытянутой руки. И благоприятный социально-психологический климат в коллективе. И гибкая система справедливой мотивации.

Комфортные условия - это не роскошь, и не каприз зарвавшегося сотрудника. Чем меньше работник отвлекается на решение вопросов, не связанных с его непосредственной работой, тем выше уровень его потенциальной эффективности. Конечно, сами по себе идеальные условия организации рабочего места и хороший социально-психологический климат в коллективе не гарантируют высокую интенсивность труда сотрудников. Но отсутствие нормальных условий, совершенно очевидно, может существенно повлиять и на эффективность, и на качество работы.

Значение мотивации трудно переоценить. Это одно из самых главных условий развития предприятия. Мотивация должна не только стимулировать работника на удовлетворение его материальных физиологических нужд, но и создавать условия для формирования и реализации его социальных, статусных и личностных потребностей и побуждений. Особенно важно, чтобы мотивация была справедливой, то есть за равный труд должно быть равное вознаграждение. Несоблюдение этого принципа приводит к излишней напряженности в коллективе, порождает недоверие сотрудников друг к другу, усиливает тенденцию к формальному отношению работников к своим обязанностям, лишает их инициативы и стремлению к здоровому карьерному росту.

Для эффективного управления и создания самоуправляемой системы нужно максимально близко смещать центры принятия решений к местам возникновения сбоев и ошибок. Одним из важных составляющих этого процесса является делегирование лидерства. Но всегда остаются вопросы, которые руководитель должен решать сам. Чтобы эти вопросы решались максимально оперативно и эффективно, руководитель должен научить своих подчиненных правильно подготавливать и подавать решения. Вариант из серии: «Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает...» не проходит.

При возникновении проблемы, решение которой выходит за рамки компетенции сотрудника, он должен подготовить несколько возможных вариантов решения и проанализировать последствия каждого из них. Именно сотрудник должен найти решение проблемы, так как он лучше всех разбирается в своем направлении и знает все, что там происходит. Руководителю докладываются все решения, подробно описываются все последствия, и предлагается оптимальный, с точки зрения сотрудника, вариант решения.

Подобный подход способствует развитию в подчиненных таких важных для организации самоуправляемой системы качеств, как анализ, самостоятельность, ответственность. Это «толкает» работников самостоятельно находить и, со временем, принимать решения, и расширяет уровень их компетенции.

И, наконец, главное, для эффективной работы тандема начальник-подчиненный необходимо их полное взаимопонимание. Сотрудник должен точно понимать, что от него требуется, и иметь соответствующие полномочия, чтобы выполнить поставленные задачи. Руководитель должен быть уверен, что подчиненный все понял правильно, и у него хватит квалификации сделать то, что нужно руководителю.

В любом случае, ответственность за неудачу лежит на руководителе. Либо руководитель плохо объяснил или не убедился, что его правильно поняли, либо дал поручение не тому сотруднику.

Во взаимоотношениях между руководителем и подчиненными важно не только понимание, но и, как в любых человеческих отношениях, приспосабливание друг к другу. Давая задание, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности сотрудника воспринимать и переосмысливать получаемую информацию. Поэтому важно не только «что» говорить, но и «как». Руководитель должен уметь правильно определять для каждого сотрудника форму и структуру подачи информации, ее количество, и иметь обратную связь для проверки, что его правильно поняли. Подчиненный, в свою очередь, должен предоставлять доклады, отчеты, другие документы и предложения в виде, удобном для руководителя. Это общее правило: чтобы вас понимали, нужно говорить на языке собеседника.

И еще одно замечание.

В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны руководители жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, с другой - целое поколение, получившее настоящее образование еще советское время и, успевшее поработать на советских предприятиях с, не в пример нынешним, строгой производственной дисциплиной, почти полностью выкинуто из экономической жизни страны. Опытные высококвалифицированные специалисты, в большинстве своем, вынуждены заниматься низкооплачиваемой неквалифицированной работой из-за своего возраста. С точки зрения психологии самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности человека - зрелость, приходится на возраст 40-50 лет. В США возраст самых высокооплачиваемых специалистов составляет от 50 до 60 лет. И только в нашей стране существуют жесткие возрастные ограничения.

Многие руководители ищут кандидатов на работу не старше 25 лет, но при этом хотят, чтобы они имели и хорошее образование, а лучше два, и стаж работы 10 лет в крупных компаниях на высоких должностях, и успешный запуск нескольких проектов с «нуля», и большой жизненный опыт. Может уже хватит верить в сказки и заниматься самообманом? Нельзя совместить несовместимое. Пора обратить свой взор на совершенно невостребованный сегмент рынка труда. Тем более, что «зрелые» специалисты, как правило, имеют более высокую квалификацию, способны самостоятельно принимать решение и разделять ответственность, гибче, опытнее, мудрее своих «молодых» коллег. При правильной мотивации со стороны руководства, они готовы и способны обучаться. На них можно положиться. К тому же, они, часто, гораздо дешевле.

В заключение.

Дерево, растущее в лесу, уголь, нефть, газ, находящиеся глубоко в недрах Земли, рыба, плавающая в глубинах океана - все это не имеет никакой материальной ценности, именно материальной (вопросы красоты, духовности в данном контексте не рассматриваются). Это ничего не стоит с экономической точки зрения. Все предметы, которые мы оплачиваем, созданы руками человека. Когда мы покупаем полку, сделанную из того самого дерева, или заливаем бензин в бак автомобиля, полученный из той самой нефти, мы платим не за сам товар - дерево и нефть, как мы уже выяснили, сами по себе ничего не стоят. Мы оплачиваем труд колоссального количества людей совершенно разных профессий, которые добыли все эти природные ресурсы, переработали их в привычный нам вид и доставили нам. Только труд человека имеет стоимость. Потому, что только труд тех самых «кадров», «персонала», «работников», и создает все ценности. И в этом смысле кадры не только «все решают», но и все создают. Кадры - это главная и единственная ценность в экономике.

В мае 1935 года руководитель Советского Союза Иосиф Сталин выступил перед выпускниками военных с примечательной речью. Он остановился на успехах, которых достигло советское общество за последние годы, указав на заслуги руководителей страны и отдельных предприятий. И все же, отметил Сталин, не нужно приписывать все достижения мудрости вождей или внедрению технических новшеств.

Преодолев разруху, пройдя через этап восстановления народного хозяйства, страна вступила в новый период. Теперь, как подчеркнул Сталин, обществу нужны кадры, то есть работники, которые смогут совладать с техникой и двинуть налаженное производство вперед. К середине 30-х годов в Стране Советов имелось значительное число фабрик и заводов, совхозов и колхозов, но крайне не хватало людей, имеющих опыт управления коллективами и современной техникой.

Раньше руководители всех уровней опирались на лозунг «Техника решает все». Такая постановка вопроса помогла ликвидировать отсталость страны в области техники и создать мощную материальную основу социализма. Но в изменившихся условиях одной технической вооруженности было уже недостаточно для решительного прорыва вперед. Именно по этой причине И.В. Сталин двинул в массы новый лозунг, заявив: «Кадры решают все!».

Роль кадровой политики в современном мире

Слова Сталина имеют значение и для современной России. Экономические преобразования в стране, развернувшиеся два десятка лет назад, предъявляют повышенные требования к кадрам предприятий и организаций. Страна по-прежнему остро нуждается в квалифицированных специалистах, которые способны составить ядро промышленности, науки, армии и государственных структур.

Основа работы с персоналом в современных условиях – создание системы управления кадровым потенциалом. Повысить прибыль предприятий и достичь полезного социального эффекта могут лишь те руководители, кто внимательно подбирает кадры, принимает меры к их воспитанию, обучению, не забывая стимулировать работу подчиненных. При этом самой сильной мотивацией часто становится не материальное вознаграждение, а моральное стимулирование.

Современные кадры – это люди, обладающие широкими знаниями, ценными умениями и опытом работы. Этот потенциал постепенно превращается в основной фактор производства, оттесняя технологические новинки и модные методы организации производства. Планируя деятельность на длительную перспективу, грамотный руководитель уделяет основное внимание работе с персоналом, создавая так называемый долгосрочный кадровый потенциал.