Общественные отношения древних рапануйцев. Название острова Пасхи

Остров Пасхи (исп. Isla de Pascua , на рапануйском языке Rapa Nui ) - самый удаленный населенный остров в мире, расстояние до ближайшего населенного места - острова Питкэрн - 1819 км, а до континентального побережья Чили - 3703 км.

Название острова Пасхи

Остров Пасхи назван так своим первооткрывателем - голландским путешественником Якобом Роггевеном , т. к. был открыт в день Пасхи в 1722 г. Также этот остров известен как Рапа-Нуи , (большой Рапа ), так остров называли полинезийские (таитянские) мореплаватели и китобои, в отличие от просто Рапа - острова в 650 км к югу от Таити .

Расположение острова Пасхи

Остров Пасхи расположен в Тихом океане (27°07" ю. ш. 109°21" з. д.), географически его относят к Полинезии , это самая восточная точка «Полинезийского треугольника». Ближайший континент - Южная Америка находится от острова Пасхи более чем в 3 700 км на восток.

Формой остров Пасхи напоминает прямоугольный треугольник. Остров вулканического происхождения. По углам острова возвышаются потухшие вулканы: Рано-Као (324 м), Пуа-Катики (377 м) и Теревака (539 м, высшая точка острова). Протяженность с запада на восток 24 км, с севера на юг - 12 км. Площадь острова 163,6 км 2 .

Административно остров Пасхи входит в состав чилийской области Вальпараисо , возглавляется губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом Чили .

Столица острова Пасхи , единственное постоянное поселение, Ханга-Роа расположена на юго-западе острова. Рядом с городом находится аэропорт Матавери .

Аэропорт Матавери построен в 1962 г. специалистами американского NASA : в Тихом океане срочно потребовалась база слежения за космическими запусками и надежная полоса для спасения астронавтов при экстренных посадках.

Климат острова Пасхи

Климат острова Пасхи субтропический. Средняя годовая температура 21,8 °C, самый холодный месяц - август (19,2 °C), самый теплый - январь (24,6 °C). Несмотря на близость к тропикам, температуры сравнительно умеренны. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта .

История острова Пасхи

Остров Пасхи известен, прежде всего, благодаря многочисленным каменным статуям - моаи , созданным древней цивилизацией острова.

О даже приблизительной дате заселения острова Пасхи до сих пор в научной среде ведутся жаркие споры. Предполагается, что первые поселенцы появились здесь от 300-400-х до 1200-х гг. н. э. По местным легендам, поселенцы прибыли на остров на двух огромных пиро́гах большими семьями. Основал поселения легендарный вождь и отец всех рапануйцев Хоту-Мату’а .

Кем были и откуда прибыли первые рапануйцы также остается спорным вопросом. Лингвистически рапануйский язык уверенно относят к полинезийской группе, большинство исследователей считают рапануйцев пришедшими из Восточной Полинезии , этнически близкими к народу маори (Новая Зеландия). Интересно также, что на острове Пасхи , единственном в ареале распространения полинезийских языков, имелась письменность до прихода европейцев. Существовало как минимум три письменных системы, самая известная из которых - ронго-ронго - иероглифическая резьба на деревянных дощечках. Ни одна из письменностей к настоящему времени не дешифрована, последний носитель ронго-ронго был насильственно вывезен в Перу на рабские работы в 1863 г.

Известный путешественник и исследователь Тур Хейердал отстаивал противоположное, южноамериканское, перуанское происхождение рапануйцев и привел множество доказательств происхождения жителей острова Пасхи от южноамериканских индейцев.

Также существует третья, менее популярная теория о происхождении рапануйцев от меланезийцев, находя культурные параллели на Соломоновых островах и Новой Гвинее .

Записанная на острове Пасхи легенда о войне двух островных племен - длинноухих (hanau-eepe ) и короткоухих (hanau-momoko ) некоторыми исследователями считается подтверждением одновременного присутствия на острове разных рас, чаще всего перуанцев и полинезийцев.

Наивысшего культурного расцвета цивилизация острова Пасхи достигла в XVI-XVII вв., когда население составляло предположительно порядка 10 тысяч человек.

В результате антропогенной экологической катастрофы (были вырублены все леса на острове, население лишилось источников пищи и материала для изготовления лодок) и ряда войн численность населения ко времени появления на острове первых европейцев сократилось до 2 тысяч человек. Впоследствии практически все рапануйцы были вывезены в Перу для рабского труда. В 1888 г., когда остров Пасхи аннексирован Чили на острове проживало всего 178 местных жителей. В настоящее время на острове Пасхи проживает 3,7 тысяч человек, около 60% из которых - коренные рапануйцы.

Древние рапануйцы были не только крайне воинственны, они занимались каннибализмом - ели человеческое мясо. Деликатесом считались пальцы рук и ног.

Чуть ли не единственным задокументированным рапануйским обрядом было состязание в поиске первого яйца, отраженное в популярном приключенческом художественном фильме Кевина Костнера "Рапа-Нуи ": молодые воины разных кланов в определенный день отправлялись вплавь на тростниковых вязанках к соседнему скалистому островку Моту-Нуи , где искали первое в сезоне снесенное яйцо темной крачки. Яйцо в целости необходимо доставить назад, на остров Пасхи и передать вождю. Обряд был элементом культа Тангата-ману (человека-птицы). Рапануйцев иногда называют "птицепоклонниками". Одной из наиболее частой тем в петроглифах (наскальных изображениях) после мужских и женских половых органов были птицы и, особенно, птица-фрегат как в непосредственном изображении, так и в образе человека с головой фрегата.

Достопримечательности острова Пасхи

Моаи, аху, пукао

Главная достопримечательность острова - каменные истуканы - моаи (дословно с рапануйского - образы). Как только их не называют: и статуями, и исполинами, и идолами, и колоссами. Представители нашей компании в ходе ознакомительного тура предложили новый термин, живо подхваченный отечественными туристами - "долдо́ны ".

Подавляющее большинство "долдонов " вырубалось из породы вулкана Рано-Рараку . Крупнейшая (неоконченная) статуя имела размер около 20 м и вес 270 тонн. Моаи-"долдоны" совершенно непонятным образом доставлялись на побережье, где устанавливались спиной к океану, лицом вглубь острова. Всего на острове зарегистрировано 997 моаи (см. карту о. Пасхи выше ).

Известно, что моаи считались вместилищами особой волшебной силы - маны предков рапануйцев.

Внешне моаи разительно отличаются друг от друга, выделяют несколько типов статуй. Различные гипотезы объясняют разнообразие стилей либо постепенной сменой "моды" на изобразительные средства, либо действительным изображением разных островных рас с их внешними отличиями (конечно же, допуская, что на острове существовали этнически разные народы).

Способы транспортировки гигантских статуй обсуждаются многочисленными группами энтузиастов по всему миру, проводятся математические расчеты и эксперименты, однако местная легенда говорит о том, что "моаи шли сами".

Практически все "долдоны" дошли до нового времени в поваленном виде. Считается, что массовое свержение моаи происходило в ходе межклановых войн на острове. В настоящее время множество статуй установлено назад на их законные места.

Моаи устанавливались на постамент (аху ), и иногда дополнялись шапкой (пукао ) из красного туфа. Считается доказанным, что как минимум некоторые "долдоны" имели глаза из белого коралла. У некоторых истуканов в настоящее время реконструированы глаза.

На склонах Рано-Рараку в настоящее время находится множество неоконченных статуй на разных стадиях изготовления. Создается полное впечатление внезапного прекращения производства моаи.

Рано-Рараку

Рано-Рараку - древний вулкан, на склонах которого находится около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики , крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.

Анакена

Анакена - бухта с пляжем из кораллового песка. По легенде именно здесь высадился вождь и праотец рапануйцев Хоту-Мату’а . Неподалеку расположены аху Атуре-Хуки и Наунау .

Пуна-Пау

Пуна-Пау - небольшой вулкан, где добывался красный туф для изготовления шапок-пукао, венчающих головы моаи.

Рано-Као

Рано-Као - вулкан с лучшей смотровой площадкой острова. Рядом находится аху Оронго .

Остров Пасхи
исп. Isla de Pascua , рап. Rapa Nui
Характеристики
Площадь 163,6 км²
Наивысшая точка 539 м
Население 5806 чел. (2012)
Плотность населения 35,49 чел./км²
Расположение
27°07′00″ ю. ш. 109°21′00″ з. д.
Акватория
Страна
Область Вальпараисо
Провинция Исла-де-Паскуа

Остров Пасхи

Остров Пасхи на Викискладе

О́стров Па́схи , или Рапануи (исп. Isla de Pascua , рап. Rapa Nui , нидерл. Paas eiland ) - остров в юго-восточной части Тихого океана, территория (вместе с необитаемым островом Сала-и-Гомес образует провинцию и коммуну Исла-де-Паскуа в составе области Вальпараисо). Местное название острова - Рапануи , или Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui ). Площадь - 163,6 км².

Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км, до острова , ближайшего населённого места, - 2075 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года.

Столица острова и его единственный город - Анга-Роа. Всего на острове проживает 5806 человек (2012).

Рапануи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по поверьям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту-Мату’а. В 1888 году аннексирован . В 1995 году Национальный парк Рапануи (остров Пасхи) стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Названия острова

Флаг острова Пасхи

Герб острова Пасхи

У острова Пасхи существует несколько названий:

  • Хититеаираги (рап. Hititeairagi ), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi );
  • Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru );
  • Мата-ки-те-Раги (рап. Mata-ki-te-Ragi - в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
  • Те-Пито-о-те-хенуа (рап. Te-Pito-o-te-henua - «пуп земли»);
  • Рапануи или Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui - «Великий Рапа»), название, в основном использовавшееся китобоями;
  • остров Сан-Карлос (исп. Isla de San Carlos ), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля ;
  • Теапи (рап. Teapi ) - так называл остров Джеймс Кук;
  • Ваиху (рап. Vaihu ), или Ваихоу (рап. Vaihou ), встречается вариант Вайгу , - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер и Лаперуз (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
  • остров Пасхи (нидерл. Paasch-Eyland ; исп. Isla de Pascua ), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года.

Очень часто остров Пасхи называют Рапануи (в переводе «Большой Рапа»). Такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа-Ити (в переводе «Малый Рапа»), лежащий в 650 км к югу от Таити, и имеющий топологическое сходство с ним. Само название «Рапануи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (раздельно) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (слитно) - когда идёт речь о народе или местной культуре.

География

Остров Пасхи - уникальная территория в юго-восточной части Тихого океана, являющаяся одним из самых удалённых от суши населённых островов в мире. Расположен в 3514 км от побережья ближайшего материка на востоке () и удалён от ближайших населённых островов на западе (остров ) на 2075 км. Координаты острова: 27°07′ ю. ш. 109°21′ з. д. . Площадь острова - 163,6 км². Ближайшая земля - ненаселенный архипелаг Сала-и-Гомес, не считая нескольких скал недалеко от острова.

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого - юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы: Рано-Кау (рап. Rano Kau ) (324 м) рядом с поселением Матавери; Пуа-Катики (рап. Puakatike ) (377 м) и Теревака (рап. Terevaka ) (539 м - высшая точка острова).

Самый высокий кратер вулкана Теревака носит название Рано-Арои (рап. Rano Aroi ) (около 200 м). Собственно «Рано-Арои» - это название озера, заполняющего потухший кратер.

Другой кратер Теревака - Рано-Рараку (рап. Rano Raraku ) (160 м) также представляет собой озеро с большим запасом пресной воды, окружённое зарослями тростника. Диаметр этого кратера - около 650 м.

Диаметр кратера Рано-Кау - около 1500 м, глубина - 800 м. Вулкан имеет симметричную форму и окружён холмистой местностью. Южный склон обрывается в океан.

На внутренних склонах вулканов растительность более обильная. Это объясняется более плодородной почвой, отсутствием сильного ветра и «парниковым эффектом».

Остров Пасхи - вулканического происхождения. Почва образовалась в результате эрозии склонов вулканов. Самая плодородная почва расположена на севере острова, где местные жители выращивают батат и ямс. Самые распространённые горные породы на острове - базальт, обсидиан, риолит, трахит. Отвесные скалы в бухте Лаперуза (местное название - Ханга-Хоону) состоят из лавы красного цвета.

Остров окружён маленькими островками: у юго-восточной оконечности - Моту-Нуи (рап. Motu Nui ) (крупнейший остров, на котором в далёком прошлом избирались военные предводители жителей Рапануи), Моту-Ити (рап. Motu Iti ), Моту-Као-Као (рап. Motu Kao Kao ) (у этого острова наблюдается магнитная аномалия), у западной оконечности - Моту-Таутира (рап. Motu Tautira ) и у восточной оконечности - Моту-Маротири (рап. Motu Marotiri ).

Панорама острова Пасхи с границы кратера Рано-Кау

Климат острова

Климатограмма острова Пасхи

Климат острова Пасхи тёплый, тропический. Средняя годовая температура - 21,8 °C, самый холодный месяц - август (19,2 °C), самый тёплый - январь (24,6 °C). Остров лежит вблизи южной границы зоны юго-восточных ветров, дующих летом. Зимой преобладают северо-западные, но бывают также юго-западные и юго-восточные ветры. Несмотря на близость к тропикам, климат на острове сравнительно умеренный. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием какой-либо земли между островом и . Ветра из Антарктики в июле-августе часто снижают дневную температуру воздуха до 20° Цельсия.

Основной источник пресной воды на острове - озёра, образовавшиеся в кратерах местных вулканов. На Рапануи отсутствуют реки, а дождевая вода легко просачивается через почву, образуя подземные воды, текущие в сторону океана. Так как воды на острове не так много, то местные жители в прошлом повсеместно сооружали колодцы и маленькие водохранилища.

Таблица среднемесячных температур, осадков и влажности

Флора

Остров Пасхи весной

Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапануи. Большинство из них было завезено с других островов , Америки, . Многие растения, ранее широко распространённые на Рапануи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев (по другой версии - деревья погибли из-за зафиксированной в этот период времени долгосрочной засухи), которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно, до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta ). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапануи значительно сократилось.

Одно из вымерших растений - Sophora toromiro , местное название которого торомиро (рап. toromiro ). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX-XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

Другое растение острова - тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. mahute ). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове - китобоев и миссионеров - значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти (рап. ti ), или Dracaena terminalis , использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

Макои (рап. makoi ) (Thespesia populnea ) использовалось для резьбы.

Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку - Scirpus californicus , используемое при строительстве домов.

В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII-XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.

Фауна

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До середины XX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, населявшие Рапануи ранее, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans , которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus , ставшие переносчиками различных болезней, ранее неизвестных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

Население

Предполагается, что во время культурного расцвета на острове Пасхи в XVI-XVII веках население Рапануи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилась до 2-3 тысяч человек. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, времени аннексии острова , на Рапануи проживало 178 человек. По последней переписи 2012 года на острове проживало уже 5806 человек. Плотность населения на острове достигла 36 чел./км² (к сравнению, в - 230, в - 8,4). Официальный язык на острове - испанский, а также рапануйский. Большинство современных жителей острова (52 %) составляют испаноязычные выходцы с континентального , а также их потомки 2-го и 3-го поколений; 48 % жителей имеют полное или частичное рапануйское происхождение. Доля чистых автохтонов имеет тенденцию к уменьшению вследствие их постепенной метисации и испанизации.

Административное управление

Остров Пасхи, наряду с окружающими островками и необитаемым островом Сала-и-Гомес, образует провинцию Исла-де-Паскуа и одноименную коммуну в составе чилийской области Вальпараисо. Провинцию возглавляет губернатор, аккредитованный при чилийском правительстве и назначаемый президентом. С 1984 года губернатором острова может стать только местный житель (первым стал Серхио Рапу Хаоа, бывший археолог и музейный хранитель). С 1966 года в поселении Анга-Роа каждые четыре года избирается местный совет из 6 членов, возглавляемый мэром.

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту.

Присутствуют также вооружённые силы (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове - чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи - беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно малы. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.

Инфраструктура

Самолёт LAN Airlines в аэропорту острова

В 1966 году единственный аэропорт острова Матавери стал базой американских военно-воздушных сил, а в 1986 году он был реконструирован НАСА для возможных аварийных посадок американских «Шаттлов», поэтому это один из самых отдалённых аэропортов мира, способный принимать самолёты большой вместимости. В связи с резким притоком туристов на острове ведётся активное строительство, а сам туризм стал основным источником доходов для местных жителей (однако общая численность туристов не так велика).

На острове действует централизованная система водоснабжения, хотя ещё недавно местные жители пользовались пресной водой из озёр потухших вулканов. Электроэнергия на острове вырабатывается дизель-генераторами, имеющимися в каждом доме. Дороги с твёрдым покрытием находятся вблизи административного центра острова - поселения Анга-Роа, а также Матавери, где расположен аэропорт. В то же время дорога от Анга-Роа до бухты Анакена на севере и до полуострова Поике на юге гудронированы. В школе Анга-Роа после выпуска можно получить аттестат об окончании среднего учебного заведения, дающий право на поступление в высшее учебное заведение. Однако высших учебных заведений на острове нет, поэтому для продолжения обучения местным жителям приходится отправляться на материковую часть . В начальной школе острова Пасхи под эгидой ЮНЕСКО проводятся занятия на двух языках: рапануйском и испанском. На Рапануи также действует Антропологический музей имени Отца Себастьяна Энглерта, а также крупная библиотека с собранием книг, посвящённых истории, культуре и изучению острова Пасхи.

Со здравоохранением на острове дело обстоит значительно лучше, чем в других отдалённых уголках Чили. Действует одна маленькая больница, а также амбулатория.

Другие объекты инфраструктуры (церковь, почта, банк, аптека, небольшие магазины, один супермаркет, кафе и рестораны) преимущественно появились в 1960-х годах. На острове есть спутниковый телефон, Интернет и даже небольшая дискотека для местных жителей. Чтобы позвонить на остров Пасхи, необходимо набрать код +56, код острова Пасхи +32 и с 5 августа 2006 года цифру 2. После этого осуществляется набор местного номера, состоящего из 6 цифр (причём первые три будут 100 или 551 - это единственные действующие префиксы на острове).

Туризм

Анакена - самый известный пляж острова

Аху Тонгарики

Туризм - основной источник доходов населения. Единственное регулярное авиасообщение с островом Пасхи осуществляется чилийской авиакомпанией «LAN Airlines», самолёты которой отправляются из на Таити, делая промежуточную посадку на острове Пасхи. Внутренние перелёты осуществляются по схеме «Сантьяго - Остров Пасхи - Сантьяго». В зависимости от того, какой билет вы заказали, международный или внутренний, вылет происходит из двух разных терминалов аэропорта города Сантьяго. Расписание авиарейсов зависит от времени года. В декабре-марте перелёты осуществляются несколько раз в неделю. В остальное время года - раз-два в неделю. Перелёт длится около 5 часов. Начиная с ноября 2010 года, попасть на остров Пасхи можно также прямым рейсом из столицы . Все самолёты приземляются в единственном аэропорту острова Пасхи - Матавери. На Рапануи имеется всего одна пристань для небольших кораблей. Нет регулярного судоходного сообщения с другими уголками планеты.

На острове действуют несколько отелей, в том числе четырёх- и трёхзвёздочного уровня. Цены на Рапануи очень высокие; связано это с тем, что большинство продукции импортируется. До достопримечательностей острова можно добраться на такси, арендованных машинах, велосипедах, лошадях или пешком.

Начиная с 1975 года, на острове ежегодно в конце января - начале февраля проводится фестиваль «Тапати» (рап. Tapati Rapa Nui ), сопровождающийся танцами, песнопениями и различными традиционными соревнованиями рапануйцев.

Достопримечательности

Профиль статуи на фоне кратера вулкана Рано-Роратка

  • Моаи - каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы с туловищем, усечённым примерно по уровень пояса. Их высота достигает 20 метров. Вопреки распространённому мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова.

Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде, они «шли» сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов для транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок. Данный способ местный житель преподносит как наиболее вероятный, однако сам он верит, что статуи всё же доходили до своих мест самостоятельно.Множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При детальном изучении острова создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

  • Рано-Рараку - одно из наиболее интересных мест для туристов. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики , крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.
  • На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В бухте разрешено плавать. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуре-Хуки и аху Наунау . Согласно древнерапануйской легенде, именно в этой бухте высадился Хоту-Мату’а, первый король Рапануи, с первыми поселенцами острова.
  • Те-Пито-те-хенуа (рап. пуп Земли ) - церемониальная площадка на острове из круглых камней. Достаточно спорное место на Рапануи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Те-Пито-те-хенуа была установлена в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.
  • На вулкане Рано-Као имеется смотровая площадка. Вблизи находится церемониальная площадка Оронго.
  • Пуна-Пау - небольшой вулкан рядом с Рано-Као. В далёком прошлом здесь добывался камень красного цвета, из которого изготавливали «головные уборы» для местных моаи.

История

Заселение и ранняя история острова

По сопоставлению глоттохронологических и радиоуглеродных оценок, остров был заселён в 300-400 годах (по другим данным - около 900 г.) н. э. переселенцами из Восточной , предположительно с острова Мангарева. Крайней оценкой времени заселения острова является 1200 год - момент исчезновения лесов, определённый радиоуглеродным методом. По легендам, первые поселенцы прибыли на остров на двух огромных пиро́гах большими семьями.

Есть гипотеза о пребывании в 1480-х годах на тихоокеанских островах (возможно, это остров Пасхи) флота под командованием десятого Сапа Инки Тупака Инки Юпанки. По словам испанца Педро Сармьенто де Гамбоа, в эпоху правления Тупака Инки Юпанки у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они (возможно, даже Тупак Инка Юпанки лично) достигли каких-то островов в Тихом Океане. Есть и косвенные подтверждения пребывания инков на острове: легенды местных жителей о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа; развалины Аху Винапу, построенные в классическом стиле архитектуры инков из тщательно подогнанных друг к другу базальтовых блоков неправильной формы; а также тот факт, что тотора, произрастающая в вулканических озёрах Рано Рараку и Рано Кау, появилась там не ранее XIV века, а за пределами острова Пасхи она растёт только в озере Титикака. Данная гипотеза имеет своё подтверждение в обнаруженной в крови современных рапануйцев ДНК жителей Южной Америки.

До появления европейцев на острове проживали два различных народа - «длинноухие», которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи, и «короткоухие», занимавшие подчинённое положение. По данным недавних лингвистических исследований верный перевод названия племен «ханау момоко» - «каста тонких» и «ханау ээпе» - «каста дородных». В дальнейшем восстановить информацию о прежней культуре острова Пасхи оказалось крайне трудно, остались лишь отрывочные сведения.

Генетиками у пяти ископаемых образцов с Рапануи была обнаружена митохондриальная гаплогруппа B (три субклады B4a1a1m1 и две субклады B4a1a1). Самые древние образцы датируются периодом с 1445 по 1624 год.

Занятия древних рапануйцев

Остров Пасхи в настоящее время - это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. Однако ко времени заселения полинезийцами в IX-X веках, по данным палинологических исследований кернов из почвы, остров был покрыт густым лесным покровом.

В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов.

Согласно легендам Рапануи, растения хау (Triumfeta semitriloba ), марикуру (Sapindus saponaria ), макои (Thespesia populnea ) и сандаловое дерево были завезены королём Хоту-Мату’а, приплывшим на остров с таинственной родины Мара’э Ренга (рап. Mara"e Renga ). Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение.Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве, растениях, особенностях их выращивания. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек.

Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд (кораблестроение, строительство жилищ, транспортировка моаи и пр.), так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся в течение столетий, лес был изведён полностью примерно к 1600 г. Следствием этого стала ветровая эрозия почв, уничтожившая плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы ввиду отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод, каннибализм и сокращение населения в несколько раз за несколько десятилетий.

Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапануи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.

В прошлом полинезийцы, отправляясь на поиски новых островов, всегда брали с собой трёх животных: свинью, собаку и курицу. На остров Пасхи была завезена только курица - впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев.

Крыса не является домашним животным, однако и она была завезена первыми поселенцами острова Пасхи, которые считали её деликатесом. После чёрных крыс, завезённых Хоту-Мату’а и его последователями, на острове появились уже серые крысы, завезённые европейцами.

Остров Моту-Нуи, вид из Оронго

Воды, окружающие остров Пасхи, изобилуют рыбой, особенно у скал острова Моту-Нуи, где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной едой древних рапануйцев, а в зимние месяцы даже устанавливалось на её вылов. На острове Пасхе в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей, их называли мангаи-иви (рап. mangai ivi ), другие - из камня, их называли мангаи-кахи (рап. mangai kahi ) и в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей, которых звали тангата-ману (рап. tangata manu ). После смерти владельца они клались в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости древнерапануйской цивилизации, так как техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из кости врага. По верованиям рапануйцев, так рыболову передавалась мана (рап. mana ) погибшего человека, то есть его сила.

Древний рыболовный крючок из человеческой бедренной кости, или мангаи-иви (рап. mangai ivi) с острова Пасхи. Состоит из двух частей, соединённых верёвкой

Рапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах. Они так сильно ценились рапануйцами, что даже на берегу сооружались тупы (рап. tupa ), которые служили дозорными башнями.

У древних рапануйцев было не так много пирог (рапануйское название - вака , рап. vaka ), как и у других полинезийцев, бороздивших воды Тихого океана. К тому же, явный дефицит высоких и крупных деревьев отразился на технике их производства. У рапануйцев было два типа пирог: без балансира, которые использовались при плавании вблизи берега, и пироги с балансиром, которые использовались при мореходстве на дальние расстояния.

Общественные отношения древних рапануйцев

Аху Те Пито Кура - пуп Земли в фольклоре жителей острова Пасхи

О структуре древнерапануйского общества, существовавшего до XIX века, известно очень мало. В связи с вывозом местного населения в , где оно использовалось в качестве рабов, эпидемий из-за болезней, завезённых на остров европейцами, и принятием христианства рапануйское общество забыло о существовавших прежде иерархических отношениях, связях семьи и племени.

В начале XIX века на Рапануи существовало десять племён, или мата (рап. mata ), члены которых считали себя потомками эпонимических предков, которые, в свою очередь, были потомками первого короля острова Хоту-Мату’а. Согласно рапануйской легенде, после смерти Хоту-Мату’а остров был поделён между его сыновьями, которые дали названия всем рапануйским племенам. Постепенно от существовавших племён выделялись новые. Так, рапануйская легенда рассказывает о появлении племён раа и хамеа , которые проживали на территории племени миру .

Сложность политической географии острова также заключается в том, что ко времени открытия Рапануи племена не проживали исключительно на своей территории. Объяснялось это, прежде всего, межплеменными браками, в результате которых дети могли претендовать на земли своего отца из другого племени или унаследовать владения матери.

Территория племени часто делилась между потомками членов мата-ити (рап. mata iti ), или небольших кланов, формировавшихся внутри племени. Принадлежавшие им земли представляли собой полоски земли, тянувшиеся от берега до центра острова. Аху на берегу, который был кладбищем и святилищем, указывал на принадлежность территории какому-либо племени.

В древности соплеменники жили в огромных хижинах. Это было подобие родовой общины, которую называли иви (рап. ivi ). Роль такой расширенной семьи неизвестна. Но если говорить о полинезийской общине в целом, то можно предположить, что в ней все члены совместно владели землёй (то есть это была общинная, общая земля) и сообща занимались сельским хозяйством.

Помимо племён и родовых общин, которые составляли основу общественной организации рапануйского общества, существовали более крупные объединения, политические по своей сущности. Десять племён, или мата (рап. mata ), были разделены на два враждующих союза. Племена запада и северо-запада острова обычно назывались люди Ту’у - это название вулканического пика недалеко от Анга-Роа. Их также называли мата-нуи . Племена восточной части острова в исторических легендах называются «люди Хоту-ити».

Система иерархии, существовавшая в прошлом на острове, ныне исчезла. Во главе иерархической лестницы находился арики-мау (рап. ariki mau ), или верховный вождь, почитавшийся местными племенами в качестве божества. Ниже находились жрецы, или иви-атуа (рап. ivi atua ), и местная знать, или арики-пака (рап. ariki paka ). Причём к знати принадлежало всё племя миру, это исключительный случай среди полинезийских народов. Необходимо отметить, что в других племенах арики-пака и вовсе отсутствовали.

На следующей ступени иерархической лестницы находились воины, или матато’а (рап. matato"а ), часто претендовавшие на политическую власть. Низшее положение занимали кио (рап. kio ), или зависимое население (скорее всего, оно формировалось из членов побеждённого племени). Точное положение ремесленников в этой лестнице неизвестно, но вероятно, что они занимали достаточно высокое место в рапануйском обществе.

Как и на других островах Полинезии, рапануйский король терял свой титул после рождения старшего сына. На деле, король находился у власти в качестве регента до тех пор, пока его сын не становился способным осуществлять свои функции самостоятельно. Совершеннолетие наступало после женитьбы, после чего прежний король утрачивал свои функции. Точные обязанности рапануйского короля неизвестны. Одной из его основных функций было наложение и снятие .

Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых. Самих людоедов на острове называли каи-тангата (рап. kai tangata ). Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех его жителей.

Европейцы на острове

В 1687 году лекарь Лионел Вафер находился на борту судна «Batchelor’s Delight», которым командовал пират Эдвард Дэвис. Им была замечена обширная полоса земли, приблизительно на 20°27′ южной широты. Судя по оставленным описаниям, это очень напоминает остров Пасхи. Однако координаты даны очень неточно. Поэтому неправильно приписывать открытие острова Ваферу или Дэвису.

5 апреля 1722 года экипаж главного корабля «Afrikaanse Galley» голландского путешественника Якоба Роггевена заметил на горизонте сушу - это был Рапануи. В тот же день адмирал назвал остров в честь христианского праздника Пасхи. На момент открытия острова Роггевеном на нём проживало около двух-трёх тысяч местных жителей.

На целых 50 лет европейцы забыли о существовании острова. Мореплаватели продолжали искать таинственную Землю Дэвиса, южный континент, найти который так и не удавалось. Тем временем , опасаясь за свои американские колонии, решила аннексировать территории, лежавшие вблизи них. В 1770 году Мануэль де Амат-и-Хуньент (Manuel de Amat y Junyent ), колониальный администратор , послал корабль «San Lorenzo» под командованием Фелипе Гонсалеса де Аэдо (Felipe Gonzáles de Haedo ) к берегам острова Пасхи, чтобы аннексировать его.

После аннексии Рапануи остров был назван в честь испанского короля Карла III и получил название Сан-Карлос (по имени Святого Карла, небесного покровителя короля). В присутствии островитян была прочитана декларация о протекторате. На самом деле, попытка аннексировать остров провалилась, и в дальнейшем забыла о его существовании и никогда больше не предъявляла на него своих прав.

Английский мореплаватель Джеймс Кук высадился на острове 12 марта 1774 года; он нашёл остров опустошённым и заметил, что статуи острова Пасхи идентичны найденным в провинции Манта (), а также сравнил их с монументами в . Французский мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз побывал на острове в конце 1787 года. Русский капитан Юрий Лисянский на шлюпе «Нева» посетил остров 16 - 21 апреля 1804 года.

«Рюрик» на якорной стоянке у острова Пасхи

В 1816 году к острову подплыл русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием. На борту корабля находился немецкий поэт-романтик Адельберт Шамиссо. Однако высадиться на Рапануи русским не удалось из-за враждебности рапануйцев.

1862 год стал переломным в истории Рапануи. В это время экономика переживала период расцвета и всё более нуждалась в рабочей силе. Одним из её источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли.

12 декабря 1862 года в бухте Анга-Роа причалили 8 перуанских рабовладельческих кораблей. Было схвачено от 1000 до 2000 рапануйцев, среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои (Kamakoi ) и его сын Маурата (Maurata ). В и на острова Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей . Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Только благодаря вмешательству правительства , а также губернатора Таити удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть возвращены обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось лишь 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове Пасхи, начались гражданские войны, были забыты прежние принципы общественных отношений, начался голод. В результате численность населения сократилась примерно до 600 человек.

Миссионеры на острове и история Рапануи до начала XX века

Христианство и, прежде всего, миссионер Конгрегации Св. Сердец Иисуса и Марии Эжен Эйро сыграли значительную роль в жизни рапануйцев. Сразу же после высадки на острове в 1862 году миссионер приступил к обучению рапануйцев, и уже через несколько месяцев шесть островитян читали катехизис на французском языке. Однако оставаться в стороне там, где происходит конфликт между правящими кланами, было невозможно. 11 ноября 1864 года Эйро подобрала направленная за ним на остров шхуна.

Спустя 17 месяцев Эйро вернулся на Рапануи с миссионером Ипполитом Русселем и семью мангареванцами. Своим главным центром миссионеры сделали Санта-Мария-де-Рапа-Нуи, объединившую два местечка - Анга-Роа и Матавери. Земли около них были выкуплены у местных жителей в 1868 году.

Началось активное обращение рапануйцев в христианство, хотя вожди местных племён долгое время сопротивлялись. 14 августа 1868 года Эжен Эйро умер от туберкулёза. Миссионерская миссия просуществовала около 5 лет и оказала положительное влияние на жителей острова: миссионеры учили письму (хотя у них уже была своя иероглифическая письменность), грамоте, боролись с воровством, убийствами, многожёнством, способствовали развитию сельского хозяйства, разводя неизвестные ранее на острове культуры.

В 1868 году на острове поселился с разрешения миссионеров агент торгового дома Брандера Дютру-Борнье (Dutroux-Bornier ), занявшийся на Рапануи разведением овец. Расцвет его экономической деятельности относится к периоду после смерти последнего законного правителя, сына верховного вождя Маурата, двенадцатилетнего Григорио, умершего в 1866 году.

Тем временем, численность населения Рапануи значительно сократилась и в 1877 году составила 111 человек.

В конце XIX века у острова Пасхи причаливало множество кораблей, экипажи которых в основном интересовались объектами искусства рапануйской культуры. В 1871 году мимо острова проплыл русский корвет «Витязь», на борту которого находился русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай. Однако из-за болезни он не смог высадиться на берег.

Первые чилийские корабли были замечены у Рапануи ещё в 1830-х годах, однако тесные торговые связи были налажены только в 1870-х годах. Победив и в Тихоокеанской войне 1879-1883 годов, Чили приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо (Policarpo Toro Hurtado ) высадился на острове и объявил об аннексии Рапануи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города . В 1898 году вождь Риророко отправился в Чили с жалобой на злоупотребления чилийских властей, однако через несколько дней умер в . С тех пор на острове Пасхи верховных вождей уже не было.

XX век

С первой четверти XX века начались многочисленные научно-исследовательские экспедиции на остров Пасхи. С марта 1914 по август 1915 г. на острове работала экспедиция английской исследовательницы К. С. Раутледж, которая уделила особое внимание изучению каменных погребальных площадок аху и каменных статуй моаи . В 1934-1935 гг. остров посетила франко-бельгийская экспедиция, в составе которой были такие видные учёные, как А. Метро (Alfred Métraux ) и Х. Лавашерри (Henri Lavacherry ).

В 1950-х годах норвежский путешественник Тур Хейердал заново открыл миру остров Пасхи, в том числе экспериментально воспроизвёл силами местных жителей и без применения современной техники вырубку статуи из горы, её транспортировку по острову и установку на пьедестал. В книге «Аку-аку» Хейердал выдвинул теорию о том, что остров Пасхи был заселён переселенцами Древнего . С целью проверки этой теории в 2015 году норвежец Торгейр Хиграфф организовал экспедицию «Кон-Тики 2». На двух деревянных парусных плотах, конструкции аналогичной древним плотам инков, участники этой международной экспедиции, среди которых были четверо россиян, седьмого ноября стартовали из Перу к острову Пасхи. 19 декабря оба плота, успешно преодолев около двух тысяч морских миль, достигли острова Пасхи, практически подтвердив теорию Хейердала.

С 1914 года чилийское правительство стало назначать на острове губернаторов. Сначала это были преимущественно офицеры, как действующие, так и отставные. С 1953 года остров Пасхи подчинялся командованию чилийского ВМФ. Жителям острова в это время было запрещено покидать пределы Анга-Роа или только с письменного разрешения, что значительно ущемляло права рапануйцев. Только в 1956 году условия жизни на острове стали более благоприятными, а местным школьникам было разрешено учиться на материковой части Чили. С 1966 года на острове стали проводиться свободные выборы.

Остров Пасхи трижды посещал военный диктатор Аугусто Пиночет.

Культ «птицечеловеков» (XVI/XVII-XIX века)

См. также: Рапануйская мифология

Петроглиф с изображением божества Маке-маке у исчезнувшего поселения Оронго

Примерно в 1680 году матато’а воины острова Пасхи учредили новый культ бога Маке-маке, который, согласно рапануйской мифологии, сотворил человека, а также являлся богом плодородия. Так появился культ птицечеловеков, или тангата-ману (рап. tangata manu ). Одной из причин его возникновения стал упадок рапануйской цивилизации, связанный во многом с обезлесением острова.

Недалеко от вулкана Рано-Као существовала церемониальная деревня Оронго , построенная для поклонения богу Маке-маке. Это поселение стало местом культа. Ежегодно между представителями всех кланов Рапануи проводились соревнования, в которых участники должны были доплыть до островка Моту-Нуи и найти первыми яйцо, отложенное чёрной крачкой, или манутара (рап. manutara ). Причём участники подвергались большой опасности, так как эти воды кишели акулами. Победивший пловец становился «птицечеловеком года» и наделялся сроком на год правом контроля над раздачей ресурсов, предназначенных для его клана. Эта традиция продолжала существовать вплоть до 1867 года.

Одной из достопримечательностей деревушки Оронго являются многочисленные петроглифы с изображениями «птицечеловеков» и бога Маке-маке (их около 480).

Ронго-ронго

Фрагмент таблички с текстом ронго-ронго

Остров Пасхи - единственный остров в Тихом океане, на котором была разработана собственная система письменности - ронго-ронго. Запись текстов осуществлялась пиктограммами, способ письма - бустрофедон. Пиктограммы имеют размер в один сантиметр и представлены различными графическими символами, изображениями людей, частей тела, животных, астрономических символов, домов, лодок и так далее.

Письменность ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этой проблемой занимались многие лингвисты. В 1995 году лингвист Стивен Фишер объявил о расшифровке текстов ронго-ронго, но его интерпретация оспаривается другими учёными.

Первым о существовании на острове Пасхи дощечек с древними письменами сообщил французский миссионер Эжен Эйро в 1864 году.

В настоящее время существует множество научных гипотез, касающихся происхождения и смысла рапануйского письма. М. Хорнбостель , В. Хевеши , Р. Гейне-Гельдерн полагали, что письмо острова Пасхи пришло из через Китай, а затем с острова Пасхи письмо попало в и Панаму. Р. Кемпбелл утверждал, что эта письменность пришла с Дальнего Востока через . Имбеллони и позднее Т. Хейердал попытались доказать южноамериканское индейское происхождение как письменности Рапануи, так и всей культуры.Многие специалисты по острову Пасхи, в том числе и сам Фишер, считают, что все 25 табличек с письменами ронго-ронго появились на свет уже после знакомства туземцев с европейской письменностью во время высадки на острове испанцев в 1770 году.

Остров Пасхи и затерянный континент

Остров Пасхи на карте мира

В 1687 году пират Эдвард Дэвис, корабль которого был унесён далеко на запад от , административного центра района Атакама (), морскими ветрами и тихоокеанским течением, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэты высоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или ещё не открытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторону Перуанского течения.

Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом и . Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана.

С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи, необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям, остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента.

См. также

Примечания

  1. Рапануи // Большая энциклопедия: В 22 томах (20 т. и 2 доп.) / под ред. С. Н. Южакова. - СПб. : Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1900-1909. (Рапануи, о-въ, см. о-въ Пасхи)
  2. Национальный парк Рапануи (остров Пасхи) (рус.) . ЮНЕСКО. Проверено 28 августа 2014.
  3. Isla de Pascua duplica su población en veinte años por fuerte migración desde el continente | Plataforma Urbana
  4. UNESCO World Heritage Centre. Rapa Nui National Park.. Проверено 13 апреля 2007. Архивировано 18 августа 2011 года.
  5. Easter Island Foundation. Frequently Asked Questions. What"s the difference between "Rapa Nui" and "Rapanui"? (недоступная ссылка - история ) . Проверено 13 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  6. About Easter Island. Location. (недоступная ссылка - история )
  7. Easter Island Statue Project. About Easter Island (недоступная ссылка - история ) . Проверено 13 апреля 2007. Архивировано 7 июня 2007 года.
  8. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. Статья «Пасхи остров».
  9. При составлении этой таблицы использовались данные с сайта http://islandheritage.org/vg/vg06.html
  10. Easter Island Statue Project. About Easter Island. Flora. (недоступная ссылка - история ) . Проверено 13 апреля 2007. Архивировано 7 июня 2007 года.
  11. Easter Island Statue Project. About Easter Island. Fauna. (недоступная ссылка - история ) . Проверено 13 апреля 2007. Архивировано 7 июня 2007 года.
  12. LILACS-Atención oftalmológica en Isla de Pascua: desarrollo, aspectos epidemiológicos y étnicos; Ophthalmologic care in Easter Island: development, epidemiology and ethnic asp…
  13. Centre for South Pacific Studies. The University of New South Wales, Sydney, Australia Rapanui (Easter Island) (недоступная ссылка - история ) . Dr. Grant McCall. Проверено 13 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  14. Mail, phones and the Internet (недоступная ссылка - история )
  15. Easter Island Foundation’s Visitor Guide to Easter Island. Getting there by plane (недоступная ссылка - история ) . Проверено 9 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  16. BuenoLatina. Новый авиамаршрут на остров Пасхи
  17. Более подробную информацию с расписанием авиарейсов можно узнать на сайте http://www.lan.com
  18. Easter Island Foundation’s Visitor Guide to Easter Island. The Annual Tapati Festival (недоступная ссылка - история ) . Проверено 12 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  19. Тур Хейердал. Аку-Аку. Фрагменты из книги
  20. Джаред Даймонд «Коллапс» ISBN 978-5-9713-8389-5, стр. 104
  21. Dumont, Henri J.; Cocquyt, Christine; Fontugne, Michel; Arnold, Maurice; Reyss, Jean-Louis; Bloemendal, Jan; Oldfield, Frank; Steenbergen, Cees L.M.; Korthals, Henk J. & Zeeb, Barbara A. (1998): The end of moai quarrying and its effect on Lake Rano Raraku, Easter Island. Journal of Paleolimnology 20 (4): 409-422. DOI:10.1023/A:1008012720960
  22. Early Americans helped colonise Easter Island
  23. Теория Тура Хейердала. Романтика и факты…
  24. Lars Fehren-Schmitz et al. Genetic Ancestry of Rapanui before and after European Contact, 2017
  25. J. L. Flenley, Sarah King "Late Quaternary pollen records from Easter Island//Nature 307:47-50
  26. Джаред Даймонд «Коллапс» ISBN 978-5-9713-8389-5
  27. Тур Хейердал «Аку-аку. Тайна острова Пасхи» ISBN 5-17-018067-5, ISBN 5-271-05030-0
  28. Чесноков А. О людях, ветрах и плотах в океане: История путешествия от Южной Америки до острова Пасхи и обратно - [б.м.] : Издательские решения, 2017. - 288 с. - ISBN 9785448575297.
  29. Steven Fischer Rongorongo: The Easter Island Script. Oxford Univercity Press, 1997.

Литература

  • Кондратов А. М. Великаны Острова Пасхи. - М. : Советский художник, 1966. - 192 с. - (Страницы истории искусств). - 73 000 экз. (обл.)
  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) / Отв. ред. акад. А. П. Окладников; Академия наук СССР, Сибирское отделение, Бурятский филиал, Геологический институт. - : Наука. Сибирское отд-ние, 1980. - 208 с. - (Научно-популярная серия). - 100 000 экз. (обл.)
  • Бутинов Н. А. К истории заселения о-ва Пасхи (по материалам преданий и дощечек с письменами) // Культура народов Индонезии и Океании. Сборник XXXIX музея антропологии и этнографии / Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1984.
  • Тур Хейердал «Путешествие на „Кон-Тики“»
  • Чесноков А. О людях, ветрах и плотах в океане: История путешествия от Южной Америки до острова Пасхи и обратно - [б.м.] : Издательские решения, 2017. - 288 с. - ISBN 9785448575297.
На иностранных языках
  • Dr. Stéphen-Chauvet «Easter Island and its mysteries». Translated by Ann M. Altman. First published in 1935. Translation prepared 2004.
  • Metraux Alfred «Easter Island: A Stone-Age Civilization of the Pacific»; Oxford University Press, 1957 (книга доступна подписчикам www.questia.com).
  • Fischer Steven Roger «Rongorongo: The Easter Island Script History, Traditions, Texts». Clarendon Press: Oxford, England, 1997 (книга доступна подписчикам www.questia.com).
  • Routledge Scoresby «The Mystery of Easter Island. The story of an expedition». London, 1919
  • Thomson, William J. 1891. Te Pito te Henua, or Easter Island. Report of the United States National Museum for the Year Ending June 30, 1889. Annual Reports of the Smithsonian Institution for 1889. 447-552. Washington: Smithsonian Institution.
  • Dransfield J. 1991 123. Paschalococos disperta J. Dransfield gen. et sp. nov. In G. Zizka Flowering plant of Eastern Island PHF3, wissenschaftliche Berichte, Palmengarten, Frankfurt.

Ссылки

  • Истуканы острова Пасхи, Чили 360° Аэрофотопанорама на сайте AirPano

Ссылки на других языках

  • Официальный сайт острова Пасхи (исп.)
  • Сайт Антропологического музея имени Отца Себастьяна Энглерта (исп.)
  • Новости острова Пасхи (исп.)
  • Фонд острова Пасхи (англ.)
  • Международный сервер по письменности ронго-ронго с текстами острова Пасхи (англ.)
  • Фотографии острова на сайте Flickr (англ.)
  • Сюжет об острове Пасхи на сайте «Подробности» (рус.)
  • Остров Пасхи - Google Maps (недоступная ссылка)

Фильмография

  • «Под островом Пасхи» (англ. Beneath Easter Island ), National Geographic, 2009 г.
  • «Загадки истории. Великаны острова Пасхи» (англ. Mysteries of History. Giants of Easter Island ), Prometheus Entertainment, 2010 г.
  • Рапа Нуи (Потерянный рай) - художественный фильм, 1994 г.

Easter Island (Polynesian: Rapa Nui ; Spanish: Isla de Pascua ) is an island in the South Pacific belonging to Chile. The name "Easter Island" was given by the Dutch explorer who discovered it on Easter Sunday 1722.

Located in the South Pacific between Chile and Tahiti, Easter Island is one of the most isolated inhabited islands in the world. The nearest inhabited land is Pitcairn Island, 1,290 miles to the west. The triangular-shaped island covers only 64 square miles and was formed out of an ancient volcanic eruption.

Easter Island is famous for its tight-lipped statues that stand across the island, erected by the Rapa Nui people between the 10th and 16th centuries AD. Exactly why and how these ancient wonders were assembled is still not fully understood.

History of Easter Island (Rapa Nui)

Although many imaginative theories have been offered for the origins of the Easter Island people and statues, archaeologists and historians believe they have a reliable outline of most of the island"s history.

Easter Island"s human history began with the settlement of the island by Polynesians around 400 AD , who probably arrived from the islands of Mangareva or Pitcairn to the west. These Polynesian settlers brought bananas, taro, sweet potato, sugarcane, paper mulberry and chickens and established a relatively advanced and complex civilization.

"Easter Island" is of course a European name, but even "Rapa Nui" was not the original name for the island. It was coined by labor immigrants from the original Rapa in the Bass Islands who likened it to their home island. The Rapanui name of Rapa Nui is Te pito o te henua ("Navel of the World ") due to its isolation, but this too seems to be derived from another location, possibly a Marquesan landmark.

The European discovery of the island, by the Dutch navigator Jakob Roggeveen, occurred in 1722 on Easter Sunday. Roggeveen found about 2,000-3,000 inhabitants on the island, but it appears that there were as many as 10,000-15,000 of them in the 16th and 17th centuries. The civilization of Easter Island had already degenerated drastically during the 100 years before the arrival of the Dutch, owing to the overpopulation, deforestation and exploitation of the extremely isolated island with its limited natural resources.

Easter Island has very few trees, but this was not always the case. The island once possessed a forest of palms, but it seems the native Easter Islanders completely deforested the island in the process of erecting their statues, as well as constructing fishing boats and buildings. There is evidence that the disappearance of the island"s trees coincided with the collapse of the Easter Island civilization. Midden contents from that time period show a sudden drop in quantity of fish and bird bones as the islanders lost the means to construct fishing vessels and the birds lost their nesting sites. Chickens and rats became leading items of diet. There is also some evidence of cannibalism.

The small surviving population of Easter Island eventually developed new traditions to allot the few remaining resources. In the cult of the Birdman (manutara ), a competition was established in which every year a representative of each tribe, chosen by the leaders, would dive into the sea and swim across to Motu Nui, a nearby islet, to search for the first egg laid by a Sooty Tern during the season. The first swimmer to return with an egg would secure control of the island"s resources for his tribe for the rest of the year. This tradition was still in existence at the time of first contact by Europeans.

However, by the mid-19th century the population had recovered to about 4,000 inhabitants. Then in a mere 20 years, deportation to Peru and Chile and diseases brought by Westerners almost exterminated the whole population, with only 111 inhabitants left on the island in 1877. The island was annexed by Chile in 1888 (by Policarpo Toro). The native Rapanui are gradually recovering from their low population levels.

Today, the tremendous increase of tourism on the island coupled with a large inflow of people from mainland Chile are threatening to alter the Polynesian identity of the island. The possession of the land has created political tensions in the past 20 years, with part of the native Rapanui opposed to private property and in favor of the traditional communal property of their ancestors.

What to See at Easter Island (Rapa Nui)

Ahu Tahai

The ahu (ceremonial platform) at Tahai sits near a canoe ramp made of rounded beach stones and is thought to be among the earliest ahu structures on the island, dating from 690 AD. It was restored by the American archaeologist William Mulloy.

Rano Raraku

The island"s famous moai statues were made from the volcanic rock of this mountain quarry and are scattered across its slopes in various stages of completion.

Rano Kau

A hike to the summit of this 400m volcano offers panoramic views of the island"s solitude in the South Pacific.

Ahu Tongariki

15 of the island"s famous moai statues stand here in a military lineup upon a flat rock platform.

Orongo

This lake-filled crater is filled with remnants of the Birdman cult practiced until 1867.

Quick Facts on Easter Island (Rapa Nui)

Note: This information was accurate when first published and we do our best to keep it updated, but details such as opening hours and prices can change without notice. To avoid disappointment, please check with the site directly before making a special trip.

References

  1. Explore Easter Island - PBS Nova Secrets of Lost Empires
    An excellent resource that is probably the second-best thing to actually being there. You can click on any area of the island and see several pictures and commentary on the area. There are also QuickTime movies and panoramic photographs.
  2. Secrets of Easter Island - PBS Nova
    Follow a team of archaeologists and a 75-person crew as they attempt to move a 10-ton moai using only ancient tools.
  3. Easter Island - Met Museum Timeline of Art History
  4. Easter Island - Mysterious Places
  5. Easter Island - Wikipedia
  6. Moai - Wikipedia
  7. The Easter Island Foundation"s Guide to Easter Island
    Provides "All you"ll need to know when preparing your trip to Easter Island." Includes an extensive photo gallery and debunking of numerous theories that explain the Easter Island "mysteries." A useful resource.