Образ поэта в лирике некрасова разных лет. Основные мотивы лирики Некрасова. Тема поэта и поэзии

Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике.
Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям:

И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени - не был никогда, -

говорит о себе Н. А. Некрасов. Что же можно противопоставить традиции? Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом:

Праздник жизни - молодости годы -
Я убил под тяжестью труда...

Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.
Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается:

Кто у одра страдающего брата
Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!

В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт...”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, - незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива:

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...

Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья:

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Примером такого человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского направлений и отрицает “чистое искусство”.
В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином:

Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать... -

призывает Гражданин - один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины. И Гражданин провозглашает высокий идеал служения отечеству:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе - Музе. Этот образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков...
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела...

Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова - простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом...”, “О Муза! наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”):

Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...

Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” - это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел - он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист:

Свой венец терновый приняла,
Не дрогнув, обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.

Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов на протяжении всего своего пути постоянно обращался к теме поэта и поэзии.

Уже в 40-е годы, касаясь этих мотивов, поэт склонен сопоставлять свою Музу с простой женщиной из народа (“Вчерашний день часу в шестом…”1848). Этим самым Некрасов подчёркивает напрасность своего творчества осознанную или уже в ту раннюю пору и одновременно показывал трудности, с которыми он столкнулся в начале творческого пути, борясь с цензурой и журналистскими преследованиями. Муза его, словно молодая крестьянка бичом исполосованная, кнутом исчерчена. Через 4 года в стихотворении “Муза ”1852г. поэт развивает эти уподобления и оценки. Но муза поэта не только уподоблена сельской труженицы, но и названа “ печальной спутницей, печальных бедняков”.

Некрасов создаёт и своё размышление о творце “Блажен незлобливый поэт…”1852г. Созданное в пору “мрачного семилетия” оно посвящено памяти только что умершего Н. В. Гоголя. В стихотворении резко противопоставлены два типа поэта: “незлобливый художник слова” и “обличитель толпы”. Прославляя “обличителя толпы” Некрасов во второй части стихотворения использует пушкинскую образность, когда образ творца впервые обретает черты пророка которого “преследуют хулы ”, но который твёрдо проходит свой тернистый путь. Миссия пророчества здесь чётко обозначена.

Размышляя о художнике, творце, Некрасов создаёт прославленное стихотворение “поэт и грпжданин”1856,в котором образу поэта придал собственные черты. Обобщённостью отличается фигура гражданина, требующая от поэта отклика на жизненные конфликты, активного изучения народа, защиты обездоленных. Стихи “поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к декабристской поэзии в частности к формуле Рылеева: ”я не поэт, я гражданин”. Сам Некрасов предавал большое значение этой политике декларации.

Откликаясь на споры о роли поэта в обществе, которые вились в журналистики, 1870-х годов Некрасов создаёт стихотворения поэту (“Поэту” памяти Шиллера 1874г.). Проблематика этого стихотворения отличается от предшествующих стихов о поэте: автор не касается здесь темы страдания и мук не связывает художника с судьбой русского крестьянства он создаёт идеальный, объективный образ поэта каковым для автора является Шиллер. Для Некрасова жизнь, мысли, творчество, великого немецкого поэта прекрасны, прежде всего, потому, что в них он видит проявления личности художника, судьи, который руководствуется высший принципиальности и красоты. В верном служении свободе он равен и верен Богу. Поэт нужен веку и людям служит им, а не замыкается в оторванном от жизни искусстве.

Но самым глубоким и выразительным драматическим стихотворением на тему поэта и поэзии становится в 70-е годы стихотворения “Элегия” 1874г. Это искренне душевная исповедь итог, подводимый в конце пути. Осмысливается характер пореформенных лет. Некрасов приходит к не утешительному выводу, что старая тема страданий народа не утратила своей злободневности: ”О, если бы её состарить годы! Процвёл бы божий мир…”. Доля народа, участь крестьян по-прежнему остаются тягостными и невыносимыми.

Многими своими мотивами стихотворения связанно с пушкинскими традициями. Когда в первой строфе поэт пишет о народах, которые “влачатся в нищете, покорствуя бичам, как тощие стада по выжженным лугам”. Он перекликается с “деревней” Пушкина: “склонясь на чуждый луг, покорствуя бичам здесь рабство тощее влачится по браздам…”. Размышляя о народе и о мире призванный оплакивать его бедствие, и трагический рок рождает проникновенную строфу о поэте и поэзии. Она является самым важным и глубоким некрасовским самовыражением: ”Я лиру посвятил народу своему, быть может, я умру не ведомый ему, но я ему служил – и сердцем я спокоен… ”. В этом пот видит роль и назначение поэзии вообще.
Подводя окончательно итоги своего пути, Некрасов возвышается к мотиву ранних произведений, он вновь утверждает родственность своей поэзии простому люду. Пришедшая к гробу Муза – “сестрица народа и моя” восклицает Некрасов. (“Угомонись, моя Муза, задорная”, ”О, Муза, я у двери гроба… ”)

Тема предназначения поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Не стало исключением и творчество Н.А. Некрасова: он много писал о предназначении поэта и поэзии, их роли в жизни общества.

Первым в русской поэзии связь поэзии и пророчества показал Кюхельбекер. Некрасов предлагает иной взгляд на поэта по сравнению со своими предшественниками. Поэт Некрасова - это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Призвание такого пророка -идти с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Он понимает, что любить такого поэта люди не будут: «Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья». Но Некрасов не меняет своей позиции: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной». Эта позиция - позиция поэта-гражданина.

Наиболее четко эта позиция показана в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.), написанном в форме диалога. В нем Некрасов спорит с теми, кто считает поэзию изящным искусством, чуждым земным народным страданиям. Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эта же тема повторяется и в стихотворении «Элегия», которое прямо начинается строками:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши, не стареет она.

В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает сеять «разумное, доброе, вечное», ведь эти семена просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ».

В произведениях Некрасова очень часто встречается образ Музы, которая вдохновляла его творчество («Муза», «Вчерашний день, часу в шестом», «О, Муза! Я у двери гроба» и др). Муза Некрасова - это не прекрасная женщина, богиня, а страдающая крестьянка:

Вчерашний день, часу в шестом

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни слова из ее груди,

Сочинение

Ярким выражением гражданского служения Отчизне является творчество Н. А. Некрасова. Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов на протяжении всего своего пути постоянно обращался в теме поэта и поэзии.
Уже в 40 е годы, касаясь этих мотивов, поэт был склонен сопоставлять свою Музу с простой женщиной из народа («Вчерашний день, часу в шестом…»). Этим Некрасов подчеркивал народность своего творчества, осознанную им уже в раннюю пору, и одновременно показывал трудности, с которыми он столкнулся в начале творческого пути, борясь с цензурой и журналистскими преследованиями. Муза его, словно молодая крестьянка, «бичом исполосована», «кнутом иссечена».
Через четыре года в стихотворении «Муза» поэт развивает эти сравнения и оценки. Увы, его наставница не поет сладкогласных песен, не пользуется свирелью и не учит гармонии. Его муза имеет иной облик, и поэт вновь, но более развернуто сопоставляет ее с крестьянкой, поющей «в убогой хижине, пред дымною лучиной, / Согбенною трудом, убитою кручиной». Но Муза поэта не только уподоблена сельской труженице, но и названа «печальной спутницей печальных бедняков». Особой чертой характера ее названа расположенность к мщению («Кричала: “мщение!” – и буйным языком / На головы врагов звала господень гром!»). Так поэт подготавливает сложный синтез в характеристике своей чудесной «девы», определение, которое будет сформулировано позже, в 1855 году: «Муза мести и печали».
Некрасов создает и свое размышление о творце – «Блажен незлобивый поэт…». Созданное в пору «мрачного семилетия», оно посвящено памяти только что умершего Н. В. Гоголя и, вопреки цензуре, ведет борьбу за торжество «гоголевского» направления в литературе. В стихотворении резко противопоставлены два типа поэтов: «незлобивый» художник слова и «обличитель толпы».
Некоторые исследователи считают, что под «незлобивым поэтом» автор стихотворения подразумевал В. А. Жуковского, который вполне заслуживал эпитета «незлобивый». Под поэтом сатириком Некрасов разумеет Гоголя, путь которого в литературе был «тернистым». Ему не было покоя и «пощады» от противников, его постоянно преследовали «хулы» и «крики озлобленья», а главное – именно Гоголь, «уста вооружив сатирой», обличал общественные пороки «карающею лирой». Гоголевская проповедь любви «враждебным словом отрицанья», «ненавистью» к злу в его различных проявлениях была необычайно близка самому Некрасову, который тоже «любил ненавидя» и провозглашал заветную мысль: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей».
Размышляя о художнике творце, Некрасов создает стихотворение «Поэт и гражданин», в котором образу Поэта придал некоторые собственные черты, сомнения, колебания, хотя стремился к очевидной типизации этого образа. Обобщенностью отличается и фигура Гражданина, требующего от Поэта отклика на жизненные конфликты, активного служения народу, защиты обездоленных. Строки «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан» восходят к декабристской поэзии, в частности, к формуле К. Ф. Рылеева «Я не поэт, а гражданин». Диалогическая форма произведения усилила его драматизм и «разговорность», но не спасла от некоторой декларативности и дидактизма, проявившихся в побуждениях, призывах, наставлениях, риторических вопросах, политической лексике той эпохи.
Откликаясь на споры о роли поэта в обществе, которые велись в журналистике 1870 х годов, Некрасов создает стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера)». Колорит и проблематика этого произведения во многом отличаются от предшествующих стихов Некрасова о поэзии: автор не касается здесь темы страдания и мук, не связывает художника с судьбами русского крестьянства. Некрасов создает идеальный образ Поэта, каковым для автора является Шиллер. Для Некрасова жизнь, мысль, творчество великого немецкого поэта прекрасны, прежде всего, потому, что в них он видит проявление личности художника судьи, который руководствуется высшими принципами нравственности и красоты. И в подвиге своего героя автор подчеркивает прекрасное и возвышенное. В верном служении свободе он равен Богу (вооружен «небесными громами»), стоит выше царей и банкиров (в его груди – «трон истины, любви и красоты»), а поднятый им «волшебный факел», как уже знакомый нам «светильник разума», ярко озаряет людям путь, выводя их на свет.
Поэт нужен веку и людям, служит им, а не замыкается в оторванном от жизни искусстве. Музу свою певец зовет лишь тогда, когда в душе его ясны «типы добра и любви». Такой творец имеет право напоминать человеку о его «высоком призвании» и – что для Некрасова теперь особенно важно – вносить в его дела и чувства «гармонию», руководствуясь своим высоким идеалом красоты.
Но, быть может, самим глубоким и драматически выразительным стихотворением на тему поэзии и поэта становится в те же 70 е годы «Элегия». Осмысляя характер пореформенных лет, Некрасов приходит к неутешительному выводу, что старая тема «страданий народа» не утратила своей злободневности:

О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!

Доля народа, участь крестьян по прежнему остаются тягостными и невыносимыми. «Напевы сельских дев», как и раньше, исполнены грусти и скорби. Некрасов существенно расширяет картину крестьянских тягот и, пользуясь множественным числом, говорит о бедствиях «народов», имея в виду и торжество реакции в странах, соседних с Россией, где люди переживают «ночь безрассветную», как сказано в стихотворении того же года «Смолкли честные, доблестно павшие…».
Размышление о народе и о лире, призванной оплакивать его бедствия и трагический рок, рождает проникновенную строфу о поэте и поэзии, своеобразный манифест Некрасова:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил…

В этом поэт видит роль и назначение поэзии вообще. Оно, это назначение, не только в том, чтобы «толпе напоминать, что бедствует народ» (как Некрасов это делает в «Элегии»), чтобы «к народу возбуждать вниманье сильных мира» (и об этом не забывает поэт), но и в том, чтобы звать народ к окончательному освобождению от рабства и обретению им подлинного счастья («Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»). И, обращаясь к юношам, поэт зовет их содействовать этому своими активными деяниями.
Подводя окончательно итоги своего пути в четверостишии «Музе», возвращаясь к мотивам ранних стихов, Некрасов вновь утверждает родственность своей поэзии простому люду. Пришедшая к гробу Муза – «сестра народа – и моя!» – восклицает поэт.

расшифровать поэтическую формулу «поэт – гражданин», данную Некрасовым в своей поэтической декларации «Поэт и гражданин»;

вызвать эмоциональный интерес к поэзии Некрасова;

развить навыки критического мышления на примере сопоставления поэтических текстов.

Ход урока

    Вызов интереса.

Ф. Достоевский в своей прощальной речи, произнесенной на похоронах Н.А. Некрасова, поставил его по значению в истории русской поэзии вслед за Пушкиным и Лермонтовым. Однако эмоциональные выкрики («Он выше! Выше!»), раздавшиеся из многочисленной толпы людей, собравшейся на похоронах поэта, заставили Достоевского, по свидетельству современников, произнести знаковую фразу: «Не выше, но и не ниже Пушкина».

II . Осмысление темы урока.

Проблемная беседа с учащимися о роли и назначении поэта. Итак, есть предмет для сопоставления – Пушкин – Некрасов. Давайте запишем тему урока, не ставя пока никакого знака между этими понятиями «Поэт гражданин».

Вопросы:

    Какой тип поэта олицетворяет Пушкин? (Поэт – Пророк)

    Какой вопрос напрашивается после слов Достоевского? Почему Некрасов – поэт «выше» Пушкина? (Заметим, что это кричали молодые люди, представители «новых людей».)

    Кто такие «новые люди»? Какая это была эпоха? (Это была пореформенная эпоха 50-х-60-х годов, время, когда Россия, стоя на пороге перемен, пыталась найти ответы на основные вопросы «что делать?» и «кто виноват?»)

    Аналитическая работа с текстом.

1. Сопоставление стихотворений Пушкина и Некрасова.

Прочитайте стихотворения «Муза» и «Поэт и толпа» и выпишите из них 3 – 4 поэтические формулы определения поэзии.

Пушкинское стихотворение написано в традиционной форме диалога. Поэт полемизирует с толпой о роли поэта и назначении искусства. Как начинается стихотворение Некрасова? (Стихотворение начинается с ответной реплики «Нет,...».)

А с кем полемизирует Некрасов? (С Пушкиным.)

В чем смысл этой полемики? (Декларация своих поэтических задач.)

2. Чтение и анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин».

Какие аналогии вызывает название стихотворения Некрасова? В какой форме оно построено? (Стихотворение Некрасова построено в форме диалога и «отсылает» к стихотворению Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом».)

Какая лексика характерна для стихотворения Некрасова? («Непоэтическая».)

Какую роль играет сопоставление стихотворений? (Снова выясняется роль и назначение поэта в эпоху 50 – 60-х годов XIX века.)

- Какова некрасовская поэтическая декларация? (Будь гражданин! Перестань быть поэтом. Долг. Стихотворение «Поэт и гражданин становится декларацией «нового искусства».)

IV . Решение проблемного вопроса – расшифровка некрасовской поэтической формулы «Поэт – гражданин».

    Чем заканчивается стихотворение Некрасова? (Монологом поэта.)

    Какова интонация этого монолога? (Исповедальная, это покаяние.)

    Вернемся к формулировке темы урока. Какой знак можно поставить между этими понятиями? («Поэт – гражданин».)

    Как вы расшифруете эту поэтическую формулу? (Это не просто диалог, это трагическая исповедь поэта. Т.о., это метафора – диалог с самим собой.)

    Вызов эмоционального интереса к теме.

Учитель читает стихотворение «Зине» (1876 г.) из «Последних песен» Некрасова. Это исповедальняя лирика Некрасова, здесь звучат слова, которые могут быть эпиграфом ко всему творчеству Некрасова:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

    Рефлексия

    Д/з: сочинение-рассуждение «В чём служение поэта и гражданина»?