О моя терпеливая мать

«Разбуди меня завтра рано…» - Газ. «Вечерняя звезда», Пг., 1918, 5 марта (20 февраля), № 25; журн. «Рабочий мир», М., 1918, № 8, 7 июля, с. 3; газ. «Вечерние известия Московского Совета», 1918, 26 сентября, № 58; П18; сб. «Автографы», [М., 1919, с. 3] (факсимиле рукописи); Рус. (корр. отт. Тел. с авторскими пометами); П21; И22; Грж.; Ст. ск.; ОРиР; Б.сит.

Печатается по наб. экз. (вырезка из Грж.) с исправлением в ст. 4 («Дорогого» вместо «Дорогова») по всем остальным источникам, кроме Ст. ск.

Автограф - РГАЛИ (ф. В. П. Полонского), без даты. Имеется факсимильное воспроизведение другого автографа в сб. «Автографы». Сохранилась также фонограмма авторского чтения от 11 января 1922 г. В сб. «Автографы» авторская дата - 1917 г. Та же дата в наб. экз. Датируется в соответствии с этими пометами.

В газ. «Вечерние известия» было напечатано в составе цикла «Вечер с метелкой», в который вошли «Нивы сжаты, рощи голы… », «Я по первому снегу бреду… », «Разбуди меня завтра рано… », «Где ты, где ты, отчий дом… ». Цикл был напечатан как единое произведение, без деления на отдельные стихотворения и строфы.

«По словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую революцию»,- свидетельствовала С. А. Толстая-Есенина (Восп., 2, 260).

Стихотворение, особенно строки «Говорят, что я скоро стану//Знаменитый русский поэт», быстро стали излюбленным объектом критических нападок, иронических комментариев и пародирования. Одним из первых начал О.Леонидов: «Г-жа Есенина, хотя и терпеливая, но вряд ли дождется того момента, когда ее сын прославится» (О.Леонидов, «Книга для пародии» - журн. «Свободный час», М., 1919, № 8 (1), январь, с. 7). В диаметрально противоположном лагере подхватили эту мысль пролеткультовцы: «…главная-то беда в том, что эти безобразники стали (по чьему попустительству?) во главе современной литературы… Нет, знаменитым поэтом Есенин не стал. Он стал имажинистом…» (журн. «Гудки», М., 1919, № 2, апрель, с. 12-13). Продолжил П. И. Лебедев-Полянский (см. журн. «Пролетарская культура», М., 1919, № 7/8, апрель-май, с. 77-78).

А. В. Бахрах увидел в стихотворении первые признаки начавшихся перемен в творчестве поэта и так комментировал эти же строки: «Из-под подрясника келейного послушника выступает буйство, таившаяся удаль выползает наружу. И чем дальше - тем сильней, самоуверенней и хвастливей» (альм. «Струги», кн. первая, Берлин, 1923, с. 203). В последующем редкая статья о Есенине обходилась без упоминания этого стихотворения.

Но многие критики писали в другом ключе. Приведя все ту же цитату, М. О. Цетлин, например, замечал: «Эти слова Есенина сбылись. Первый, не первый, но несомненно знаменитый! И столь же несомненно талантливый. Из деревни, из своей крестьянской юности он вынес любовь к природе и много свежих образов» (газ. «Последние новости», Париж, 1922, 16 сентября, № 740). Позже чаще использовались заключительные строки («Воспою я тебя и гостя…» и т. д.) для характеристики проблематики ранних стихов поэта (см. например, А.Селиханович, «Сергей Есенин» - Бак. раб., 1924, 25 сентября, № 217).

«Разбуди меня завтра рано…» Сергей Есенин

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано…»

Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно тоскливо. А таких периодов в жизни начинающего поэта было достаточно много, ведь для того, чтобы стать знаменитым ему приходилось жертвовать и личным счастьем, и свободой, и даже привычным укладом бытия.

Революция 1917 года вызвала у Есенина недоумение, так как он видел, что слова представителей новой власти расходятся с делами. Больше всего поэта беспокоил то, какие именно перемены теперь произойдут в селе. Он надеялся, что крестьяне смогут получить землю и станут финансово независимыми. Поэтому поначалу автор с радостью воспринимает обещания о лучше доле для народа. В 1917 году Есенин публикует стихотворение «Разбуди меня завтра рано…», в котором содержится прозрачный намек на его отношение к советской власти. Поэт воспринимает ее нейтрально, но, тем не менее, отмечает: «Я пойду за дорожным курганом дорогого гостя встречать».

Перемены, которых так ожидает автор, видятся ему в некоем розовом свете. Есенин мечтает о том, чтобы люди, наконец, смогли стать счастливыми, научились получать радость от жизни и восхищаться окружающим миром. Подсознательно поэт понимает, что именно эта вечная забитость и моральная неудовлетворенность не дают возможности простым крестьянам наслаждаться пением птиц и зеленью травы, чувствовать то единение с природой, которое испытывает автор. Ему кажется, что пройдет совсем немного времени, и люди станут другими. Поэтому грядущие перемены Есенин представляет в образе игривой кобылицы, которая промчится по селам, взмахнув «над равниною красным хвостом, после чего сразу же наступит новая жизнь, сытая и счастливая.

Кроме этого, поэт рассчитывает, что в его жизни произойдут существенные изменения . Поэтому в стихотворении появляется строчка «говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт», за которую ее автора подвергнут жесткой критике. Именно первые осуждающие рецензии на это произведения отрезвят Есенина, который поймет, что нарисованное им будущее будет далеко не таким светлым и безоблачным. Иллюзии разрушатся очень быстро, обнажив нелицеприятную правду и лишив поэта тех крупиц надежды, которую он возлагал на новую власть, рассчитывая, что она действительно окажется народной.

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина

Смена власти, идеологии, даже в какой-то степени страны оставили свой отпечаток на творчестве многих поэтов. Одним из них был Сергей Есенин. Выходец из деревни, привыкший к серости будней, жаждал другой жизни – светлой, оптимистичной, иной. Это и стало центральной темой оптимистического стихотворения «Разбуди меня завтра рано» — вера в счастливое будущее.

Главным приемом, использованным на протяжении всего произведения, является олицетворение событий Февральской революции. Она преподносится как дорогой гость, которого ждет лирический герой, и на встречу с которым боится опоздать. Советская власть представляется кобылицей с красным хвостом – красный цвет надолго засел в головах людей ее олицетворением. Это также и символ преобразований для сельских жителей в их беспросветной жизни.

Автор надеется, что и его собственные амбиции будут удовлетворены с приходом новой власти и новой жизни. Может быть, и он станет знаменитым русским поэтом, воспевающим родной край. Вернее будет сказать, что он уверен в этом, потому что иначе и не должно быть. Перемены должны нести только светлое, даже для самых дальних уголков страны. Каждая строка пышет оптимизмом и надеждой на лучшее, предвкушение окрыляет поэта.

Иллюзиями и надеждами люди спасались от жестокой действительности и бедственного положения. Несмотря на весь оптимизм стихотворения, Есенин прекрасно понимал все те ужасы, что несли за собой революция и гражданская война. Но именно это и хотел подчеркнуть поэт – что даже в самые темные времена можно найти лучик света, главное верить и видеть. Оптимизм в вера в лучшее всегда помогают бороться против гнетущей тьмы бытия.

Иной смысл можно увидеть и в том, что каждый день дарит нам новые возможности и новые надежды. Его можно и нужно встречать как дорогого гостя, быть открытым всему новому и быть готовым к переменам. Важно двигаться вперед, не застаиваясь на одной точке, пользоваться каждым данным человеку шансом. Идти навстречу новому с распахнутыми глазами и открытым сердцем, без вчерашних треволнений, и тогда новый день принесет открытия, эмоции и перемены.

Произведение написано в жанре обращения к родной матери. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная. Использованы различные средства выразительности: эпитеты («облачной, золотую, терпеливая»), метафоры («воспою я тебя и гостя»), олицетворение («треплет ветер»).

Произведение Есенина "Разбуди меня завтра рано" было написано в 1917 году. С помощью художественных образов поэт передает свою тоску по родным сельским местам. Он выражает надежды на лучшее будущее, в котором власть и общество смогут принять мысли молодого поколения, в частности поэта. Эта мечта отражена в последней строке четвертого катрена. Есенин верит, что однажды проснувшись рано он почувствует свою значимость. Но именно это стало впоследствии основой для высмеивания.

Основной тематикой стихотворения стал своеобразный поэтический отклик на революционные события произошедшие в России. Образ самой революции поэт преподносит как благоприятный. По отношению к ней он использует эпитет "дорогой гость", которого он намерен встретить ранним утром. Советская власть, символикой которой выступал красный цвет, предстает в образе краснохвостой кобылицы. С её приходом поэт надеется на улучшение качества жизни крестьян.

Композиционная структура произведения строится на пяти катренах с точной и неточной перекрестной рифмой. Использовано большое количество эпитетов "терпеливая мать", "золотая дуга", "красный хвост", "рыжие коровы". Поэт употребляет слова характерные для сельской местности "горница", "печь", которые способствуют его сближению с народом.

Начало стихотворения оповещает мать героя о скором приходе дорогого гостя. Во второй части идёт повествование героя о надвигающихся переменах. Взмах красным хвостом кобылицы, как красным знаменем, должен повлечь изменения. Тут герой вверяет свои мечты новой власти, которая по его мнению даст ему полную свободу слова и всенародное признание. В заключительной части произведения герой даёт обещание воспеть, в благодарность, дорогого гостя, мать и сельскую жизнь. Вера во все это вдохновляет героя и заставляет испытывать радость, которую он торопиться разделить с матерью и читателями.

В тексте стихотворения имеют переплетение образы родных сельских мест с творчеством поэта. Работая над данным произведением, Есенин не мог подумать о том, что на него обрушится критика из-за употребленной фразы "знаменитый русский поэт". После множества негативных замечаний поэту пришлось пересмотреть свои взгляды на пришедшую власть, что доставило ему массу страданий. Но несмотря на всю негативную критику Есенин остаётся известным и любимым поэтом среди множества читателей.

Вариант 2

Для поэта и писателя, собственно, как вообще для любого творческого человека основной книгой, которую он пишет, является книга собственной жизни. Конечно, и любой другой человек в определенной степени занимается таким творчеством, но поэт по профессиональному, так сказать предназначению этим занят.

Есенин многое из собственное судьбы сначала описал в стихах. Он видел, как отправится в Москву, как станет популярным поэтом, довольно точно рефлексировал относительно собственных отношений с людьми и властью. Произведение Разбуди меня завтра рано – относится к ранним стихотворениям, которые были написаны на заре становления столичной карьеры поэта, тем не менее, он видел вполне очевидные для себя истины: «я скоро стану знаменитый русский поэт» и «воспою я..» - и далее указание на основные темы творчества в иносказательной форме.

Таким образом Сергей Александрович определяет собственную судьбу, пишет книгу имени себя, в которой является главным героем. Однако, есть ли тут еще действующие лица?

Безусловно, и образы эти более чем интересны. Наиболее всего привлекает внимание, конечно, «дорогой гость», который может трактоваться совершенно разным образом: солнышко-рассвет, грядущие перемены, Христос. Помимо этого также интересен образ красной кобылицы, который многие сравнивают с приходом советской власти и соответствующими переменами.

В целом, эти картины наполнены позитивными эмоциями и надеждами. Вполне возможно предположить, в тот период поэт не осознавал явно последствий прихода новой власти и, вероятно, даже в чем-то симпатизировал, ожидая в этих переменах приход нового Христа, нового дня, то есть новой эпохи для общества. Спустя совсем немного времени Есенин подобно другим честным интеллигентам своего времени поймет истинное положение, а благодаря своему особому положению сможет даже насмехаться над новым порядком.

Тем не менее, эти насмешки будут не раскатистыми и длительными, образы сменятся на фатализм и черного человека, который станет зачитывать теперь поэту страницы из его книги с укором. Хотя свою миссию поэт выполнил и действительно воспел и традиционные ценности, и красоту деревни и все то о чем хотел спеть в своих стихах, промытых молоком рыжих коров.

Анализ 3

Сергей Есенин часто вспоминал о своей малой родине - селе Константиново. Живя в Москве в горькие моменты своей жизни он мысленно возвращался на родине чтобы вспомнить те незабываемые приятные мгновенья связанные с родиной. Судьба у поэта была непростой и тяжелой, ему не раз приходилось жертвовать личным счастьем, свободой ради творчества и будущей славы.

Данный стих был написан в 1917 году. Именно тогда на его глазах произошла долгожданная революция, везде запахло переменами. Многие действительно верили в то что будущее будет лучше. Сергей Есенин был умным и образованным человеком и заметил что светлое будущее вряд ли настанет. Революция вызывала у него недоумение. Новая власть не стала на самом деле народной, и часто слова с уст представителей власти существенно отличались от того, что происходило на самом деле. Но это было не сразу. Сначала Есенин действительно верил советской власти, хотя и относился к ней скорей нейтрально чем сильно положительно.

Строчка «Я пойду за дорожным курганом дорогого гостя встречать» показывает его истинное первое отношение к новой власти. Тогда он видел будущее в розовом цвете. В первую очередь он надеется что положение крестьян улучшится, что они начнут жить наконец-то более по-человечески. Он знал каково это, так сам был из крестьянской семьи. Поэт надеется что перемены коснутся всех людей, что все они станут более счастливыми, начнут хорошо жить и восхищаться окружающим миром. Ведь если человек весь день работает как машина, трудясь не на себя, он вряд ли сможет полюбоваться природой, насладится пением птиц, так как у него просто не будет на это времени. "Кобылица которая завтра промчится" - символ грядущих перемен.

Строчка "Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт" показывает что Есенин искренно надеялся что существенно изменится и его жизнь. К сожалению это были лишь иллюзии, и они очень быстро разрушатся, отрезвив поэта.

Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано по плану

Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания

  • Анализ стихотворения Опять раскинулся узорно Есенина

    В стихе Опять раскинулся узорно мы видим диалог с возлюбленной, мечтания и грезы, которые перемежаются с основными аспектами миропонимания лирического героя. Вероятно, этот герой во многом соответствует характеру

  • Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

    Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

  • Сергей Есенин

    Разбуди меня завтра рано,
    О моя терпеливая мать!
    Я пойду за дорожным курганом
    Дорогого гостя встречать.

    Я сегодня увидел в пуще
    След широких колес на лугу.
    Треплет ветер под облачной кущей
    Золотую его дугу.

    На рассвете он завтра промчится,
    Шапку-месяц пригнув под кустом,
    И игриво взмахнет кобылица
    Над равниною красным хвостом.

    Разбуди меня завтра рано,
    Засвети в нашей горнице свет.
    Говорят, что я скоро стану
    Знаменитый русский поэт.

    Воспою я тебя и гостя,
    Нашу печь, петуха и кров...
    И на песни мои прольется
    Молоко твоих рыжих коров.

    ЧитаетР.Клейнер

    Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

    Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
    И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
    Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
    Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
    Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

    Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
    Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

    «Дорогие мои, хор-рошие…»