Новик бронепалубный крейсер. Бронепалубный крейсер «Новик. Модернизации и переоборудования

Дуэль Пушкина и Дантеса состоялась 8 февраля 1837 года. Спустя два дня, 10 февраля не стало главного поэта России. Формально Пушкина убила пуля, вылетевшая из пистолета Дантеса и нанесшая смертельную рану. Конечно, если бы дуэль происходила в наше время, поэта могли бы спасти - медики неоднократно замечали, что рана была не очень серьезной, но для излечения Пушкина не хватило науки.

Гораздо больше споров порождают причины, которые привели к роковой дуэли. Иными словами, кто виноват в смерти Александра Пушкина? На этот счет существует гораздо больше версий, чем могло бы казаться - слишком неоднозначны все свидетельства, слишком много было слухов и рассказов. Свидетелей этой, в общем-то, семейной драмы оказалось предостаточно: начиная от врачей, заканчивая друзьями. При этом правда, конечно, у каждого своя.

Классическая версия, которую изучают в средней школе, такова: Пушкин, спустя несколько лет после женитьбы на молоденькой Натали Гончаровой, столкнулся с соперником, Жоржем Дантесом. Молодой француз назойливо ухаживал за женой Пушкина, после чего был вызван на дуэль, на которой и убил поэта. Между тем, исследователи находят гораздо больше нюансов, чем кажется на первый взгляд.
Роковым стал второй вызов на дуэль, исходящий от Пушкина - первая не состоялась по причине того, что была отозвана в преддверии грядущей свадьбы Екатерины Гончаровой (сестры Натали) и Дантеса.

Помимо огромного количества различных домыслов на тему взаимоотношений внутри этого треугольника, есть и несколько документально подтвержденных версий: конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди.

Первая, наиболее интересная версия, принадлежит князю Александру Васильевичу Трубецкому , который "не был приятельски знаком с Пушкиным, но хорошо знал его по частым встречам в высшем петербургском обществе и еще более по своим близким отношениям к Дантесу". Записанный со слов князя рассказ повествует о совершенно новом отношении к этой трагедии. Согласно воспоминаниям и свидетельствам, которые были доступны Трубецкому, Пушкин совершенно не ревновал Натали к Дантесу. Ситуация несколько отличалась от привычной - Пушкин был влюблен в сестру своей жены, Александру (Александрину), которая была нехороша собой, но при этом чрезвычайно умна. Она была влюблена в поэта еще в то время, когда он не был женат на Натали, и, более того, знала наизусть все его произведения. Как утверждает Трубецкой, Пушкин ответил ей взаимностью.

"Дантес часто посещал Пушкина. Он ухаживал за Наташей, как и за всеми красавицами (а она была красавица), но вовсе не особенно "приударял", как мы тогда выражались, за нею. Частые записочки, приносимые Лизой (горничной Пушкиной), ничего не значили: в наше время это было в обычае. Пушкин хорошо знал, что Дантес не приударяет за его женою, он вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, ему Дантес был противен своею манерою, несколько нахальною, своим языком, менее воздержанным, чем следовало с дамами, как полагал Пушкин", утверждал князь Трубецкой.

Дантес был неприятен Пушкину, но не более того. Дуэль же стала следствием другой ревности - к Александре: "Вскоре после брака Пушкин сошелся с Alexandrine и жил с нею. Факт этот не подлежит сомнению. Alexandrine сознавалась в этом г-же Полетике. Подумайте же, мог ли Пушкин при этих условиях ревновать свою жену к Дантесу. Если Пушкину и не нравились посещения Дантеса, то вовсе не потому, что Дантес балагурил с его женою, а потому, что, посещая дом Пушкиных, Дантес встречался с Alexandrine".

Основной причиной дуэли стал тот факт, что когда Дантес с женой Екатериной собрались уехать из России после свадьбы, Александра собралась ехать с ними. Конечно, поскольку связь Пушкина и Александры была тщательно скрыта, формальной причиной стали отношения Дантеса с Натали.

Другая версия принадлежит потомку Жоржа Дантеса, барону Лотеру де Геккерну Дантесу. В интервью газете "Московский Комсомолец" , он рассказал свой вариант, основанный на многочисленных исследованиях: Пушкин любил Натали. Любил ее искренне, восхищался, но при этом "лепил ее под себя", не давая возможности выражаться как личности. В качестве доказательства он приводит письма поэта к теще, Наталье Ивановне Гончаровой: "Обязанность моей жены - подчиняться тому, что я себе позволю".

Владимир Фридкин, написавший книгу "Из зарубежной пушкинианы", писал: "Женясь на Натали, Пушкин осознавал, что Наталья Николаевна его еще не любит, о чем писал теще. Но в 1831-м он хотел остепениться и был уверен в том, что сможет стать с Натали счастливым. Она была абсолютно его типом женщины - Татьяной Лариной во плоти. Спокойная, преданная, тихая заводь... Но вспомните, чем заканчивается "Онегин": будучи женой генерала, душой Татьяна навеки с другим мужчиной. Физическая верность героини законному супругу для самого Пушкина в этой истории оказывается не главной. Для поэтов всегда была важнее душа..."

Именно поэтому, 4 ноября 1836 года, после получения анонимного письма о неверности жены, Пушкин объясняется с Натальей Николаевной, после чего формально Натали признается ему в том, что принимала ухаживания Дантеса. Важна была измена не физическая, а духовная. "Дом поэта в этот миг рухнул как карточный, - продолжает Владимир Фридкин. - Пушкин потерял смысл своей жизни. Нельзя хотеть убить другого человека только за то, что его полюбила твоя жена. Но можно желать смерти себе самому из-за этого. Возможно, это и есть причина безумств Пушкина в последние месяцы жизни, его чудовищных метаний. Как писал Сологуб в своих воспоминаниях: "Все хотели остановить Пушкина. Один Пушкин того не хотел". Как писал Павлищев, зять Пушкина: "Он искал смерти с радостью, а потому был бы несчастлив, если бы остался жив..."

С этой теорией совершенно не согласна заведующая мемориальным музеем-квартирой Пушкина Галина Седова, которая недавно закончила работу над книгой, посвященной последним месяцам жизни поэта. В своем комментарии для РИА Новости эксперт рассказала , что теория о том, что Пушкин хотел покончить с собой, не верна: "Он хотел жить и работать и вовсе не собирался умирать. Например, в день дуэли он просит перевести пьесы для своего журнала".

Помимо этого, исследователь отмечает, что серьезную роль в истории сыграл секундант Жоржа Дантеса, виконт Оливье д"Аршиак: он старался примирить противников. Ему это удалось в ноябре 1836 года, когда Пушкин впервые вызвал Дантеса на дуэль. Именно поэтому, боясь, что д"Аршиаку вновь удастся добиться примирения, в канун роковой дуэли Пушкин всячески избегает встречи с ним, полагает Седова.

"По воспоминаниям я проследила, чем занимался Пушкин в день накануне дуэли. У кого он только не был в гостях - у Вревских, у Ивана Крылова играл с его внучкой, потом зашел в лавку Лисинкова у Пажеского корпуса, где встретил писателя Федорова. Он называл его Борька Федоров и всегда его презирал, а тут два часа они беседовали. Из всего этого видно, что Пушкин просто тянет время", - считает Седова.

Второй задачей, с которой, по мнению Седовой, успешно справился поэт, стала попытка оградить своего секунданта Константина Данзаса от преследования за то, что тот не донес о готовящейся дуэли.

Седова считает, что Пушкин заранее выбрал себе в секунданты Данзаса и договорился с ним об этом. Однако затем поэт сделал все, чтобы показать, что эта договоренность возникла непосредственно перед дуэлью.

"Своего секунданта Пушкин представляет в последний момент. Он решил сразу два вопроса - защитил Данзаса от возможного следствия и оградил себя от возможности примирения, которое так ловко мог устроить д"Арширак. Никто обычно на эти нюансы не обращает внимания", - отметила она.

"Данзаса потом судили за то, что он был секундантом и не донес о дуэли. Из его показаний свидетельствует, что в день дуэли он встретил Пушкина возле моста у Летнего сада. Они молча доехали до французского посольства, где увидели д"Аршиака. Только здесь Пушкин ему все рассказал, были составлены условия дуэли и ее участники отправились на Черную речку. И следствие доказало, что Данзас действительно оказался секундантом случайно, буквально в последний момент, что смягчало его наказание", - сказала Седова.

По словам Седовой, перед смертью Пушкин сжег несколько документов, среди которых были и бумаги, компрометирующие Данзаса. "Он сохранил только те, в которых д"Арширак неоднократно просит представить ему секунданта", - рассказала Седова.

Вера Удовиченко, rian.ru

Крейсер второго ранга Тип «Новик» (3 единицы) Новик Проект немецкой фирмы «Ф. Шихау». Заложен осенью 1899 г. Спущен 2.08.1900 г. Вст. в стр. в 1901 г. (Эльбинг/Ф. Шихау). Входил в состав 1 й Тихокеанской эскадры Б.Ф. 7.08.1904 … Военная энциклопедия

Новик - Новик: Новик или новак новобранец, новенький, встречается в часности в царских грамотах XVII в. Исторический российский термин, означающий подростка из дворян, детей боярских и городовых казаков в XVI XVII веках. Новик … … Википедия

Новик (эскадренный миноносец) - «Новик» Основная информация Тип эскадренный миноносец … Википедия

Крейсер второго ранга Тип «Крейсер» - Крейсер второго ранга Тип «Крейсер» (8 единиц) Вестник Проект Морского Технического Комитета. До 1.02.1892 г. числился клипером. Залож. в 1878 г. Спущ. 15.05.1880 г. Вст. в стр. в 1881 г. (СПб/Невский завод; кор. инж. А.Е. Леонтьев).… … Военная энциклопедия

НОВИК (корабль) - «НОВИК», 1) русский легкий крейсер (см. КРЕЙСЕР), в строю с 1901. Успешно действовал при обороне Порт Артура во время русско японской войны 1904 1905; в августе 1904 прорвался в Тихий океан и после боя у о. Сахалин был затоплен своим экипажем. 2) … Энциклопедический словарь

Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Бутаков» - Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Бутаков» (6 единиц) Адмирал Бутаков Совместный русско английский проект. Залож. 11.11.1913 г. Спущ. 23.07.1916 г. (СПб/Путиловский завод). Корпус длительное время находился в порту на хранении. С… … Военная энциклопедия

Крейсер второго ранга Тип «Африка» - Крейсер второго ранга Тип «Африка» (1 единица) 1877 Африка Бывший американский грузовой пароход «Саратога», купленный Морведом 3.07.1878 г. и переоборудованный во вспомогательный крейсер. С 1.02.1892 г. крейсер 2 ранга. Залож … Военная энциклопедия

Крейсер второго ранга Тип «Азия» - Крейсер второго ранга Тип «Азия» (1 единица) 1874 Азия Бывший американский пароход «Колумбус», купленный Морведом 3.07.1878 г. и переоборудованный во вспомогательный крейсер. С 1.02.1892 г. крейсер 2 ранга. Залож. в 1874 г.… … Военная энциклопедия

Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Корнилов» - Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Корнилов» (1 единица) 1887 Адмирал Корнилов Проект по образцу французского крейсера «Сесиль». Заложен в 1886 г. Спущ. 28.03.1887 г. Вст. в стр. в 08.1889 г. (Сен Назер/Луарская верфь). С 8.10 … Военная энциклопедия

Книги

  • Крейсер II ранга "Новик" , А. Ю. Емелин. "Новик" - русский бронепалубный крейсер, отличившийся в Русско-японской войне 1904-1905 гг. С 1905 года находился в составе японского флота под названием "Судзуя" . СтроилсяДанцигским… Купить за 1638 руб
  • Эсминцы типа "Новик" . Лучшие эсминцы Первой мировой , Чернышев Александр Алексеевич. 29 августа (11 сентября) 1913 г. Российский военно-морской флот пополнился еще одним кораблем. Это не был линкор или крейсер, в строй вошел всего лишь эсминец, но его имя - "Новик"-прогремело…

В ходе русско-японской войны 1904 -1905 гг. многие русские корабли прославили себя в боях. На фоне общего поражения русского флота удалось отличиться и незаурядным для своего времени кораблям.

Одним из них был крейсер 2-го ранга «Новик», который своим участием в боевых действиях оказал большое влияние на развитие класса-крейсеров. История его создания и службы освещена на основе материалов Российского государственного архива ВМФ, содержащихся в фондах 417, Д21, 469, 870.

Крейсер "Новик" в Германии, 1901 год

В России до середины 90-х годов XIX века основное внимание уделялось крейсерам значительного водоизмещения, с хорошей мореходностью и большой дальностью плавания. В качестве основного противника рассматривалась Англия, экономика которой в значительной мере зависела от морских перевозок. Русскому флоту были нужны крейсера для действий на морских коммуникациях Англии.

Внешнеполитическая деятельность России на Дальнем Востоке создала угрозу военного столкновения с новым противником - Японией. Возникла необходимость иметь на Дальнем Востоке сильный флот из эскадренных броненосцев. В 1898 году была принята судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока», которая дополняла программу 1895 года. В эти программы были включены и бронепалубные крейсера.

Но если в 1895 году планировалось строить лишь бронепалубные крейсера 1-го ранга (водоизмещение от 4000 до 6500 тонн), то в 1898 году было решено построить и крейсера 2-го ранга (водоизмещение от 2500 до 3500 тонн). Имевшиеся к этому времени в русском флоте крейсера 2-го ранга являлись устаревшими не бронированными кораблями (водоизмещение около 1300 тонн) постройки конца 70-х годов XIX века. К 1898 году они уже не имели серьёзного боевого значения.

Новые крейсера 2-го ранга должны были выполнять различные боевые задачи при эскадре - разведочная и посыльная служба, защита эскадры от минных (торпедных) атак противника, огневая поддержка атак своих миноносцев. Не исключилась возможность участия и в крейсерских операциях на коммуникациях неприятеля. В соответствии с этим к 1 апреля 1898 года Морским техническим комитетом (МТК) была подготовлена «Программа для составления проекта крейсера 2-го ранга».

Предполагалось использовать на крейсере котлы системы Бельвиля. Дальность плавания должна была составлять 5000 миль на скорости 10 узлов. Было определено артиллерийское вооружение: шесть 120-мм, шесть 47-мм орудий и десантная пушка Барановского калибра 63,5 мм. Крейсер должен был нести 6 надводных минных (торпедных) аппаратов, 12 мин Уайтхеда (торпед) и 25 мин заграждения. Бронирование должно было быть «возможной толщины».


Крейсер "Новик" в Бресте, 1 октября 1902 года

Главной особенностью крейсера водоизмещением 3000 тонн должна была быть скорость - 25 узлов. Такой необычайно высокой скоростью в то время не обладал ни один крейсер мира. Скорость в 25 узлов должна была развиваться на испытаниях без форсирования котлов (т.е. без повышения тяги за счет нагнетания вентиляторами воздуха) и в течение 12 часов.

Благодаря своей высокой скорости новый крейсер должен был иметь возможность уйти от любого крейсера противника. Такой корабль мог бы «перехватить» отряд неприятельских миноносцев и артиллерийским огнём заставить их отказаться от минной атаки. Крейсер не стеснял бы скоростью и свои миноносцы, прикрывая их атаки.

Следует признать удачным выбор калибра основной артиллерии. 120-мм орудия были оптимальными для отбития минной атаки и позволяли, в случае необходимости, вступить в бой с крейсером противника (водоизмещением около 3000 тонн). Предполагалось, что новый крейсер будет принимать участие в постановке минных заграждений, а 6 минных аппаратов в сочетании с высокой скоростью хода позволяли надеяться, что они станут оружием не только защиты, но и нападения.

Было принято решение строить крейсер 2-го ранга за границей. Благодаря этому можно было надеяться построить корабль в короткий срок, а впоследствии повторить удачный проект на отечественных судостроительных заводах. На основании «Программы» иностранные фирмы начинают предлагать свои варианты (каждая фирма разработала ещё и проект крейсера 1-го ранга).

Свои проекты представили: итальянская фирма «Ансальдо», российский «Невский судостроительный завод», немецкие фирмы «Говальдтсверке», «Шихау» и «Крупп». 3 июля 1898 года МТК признал лучшими проекты фирм «Крупп» (крейсер 1-го ранга - будущий «Аскольд») и «Шихау» (крейсер 2-го ранга). Свои проекты предлагали и другие судостроительные фирмы («Лэрд», «Вулкан» и английский завод в Глазго), но они сильно запоздали.

Кроме крейсера в 3000 тонн со скоростью 25 узлов, заказанного фирме «Шихау», было решено заказать альтернативный вариант крейсера 2-го ранга со сниженной до 22 узлов скоростью. Заказ получила датская фирма «Бурмейстер oг Вайн» - по её проекту был построен крейсер «Боярин».

Все предложенные проекты имели свои особенности. Самые большие различия были в бронировании (ведь этот пункт «Программы» не был определён). Броневая палуба в проекте фирмы «Шихау» оказалась самой удачной - её толщина по всей длине корабля составляла 30 мм, на скосах - 50 мм, толщина броневых гласисов над машинными отделениями - 70 мм. Фирма «Шихау» имела большой опыт создания быстроходных кораблей.

Крейсер "Новик" на Неве около Балтийского завода, 1902 год

Это давало уверенность в том, что требуемая скорость будет достигнута. Кроме, того, фирма «Шихау» и раньше строила для русского флота корабли (например, миноносцы, заказанные в 1878 году). Всё это послужило причиной выбора проекта крейсера 2-го ранга именно этой судостроительной фирмы. Но проект не был лишён и недостатков. Боевая рубка была защищена бронёй толщиной 30 мм, а это не являлось надёжной защитой от снарядов среднекалиберных орудий. Не были бронированы подачные трубы элеваторов.

Контракт-с фирмой «Шихау» был подписан 5 августа 1898 года. Со стороны фирмы контракт подписывал инженер Р. А. Цизе, с русской стороны - начальник Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) вице-адмирал В.П. Верховский. Фирма должна была построить за 25 месяцев крейсер «с установленными на нём механизмами, отделкой и полным снабжением, за исключением артиллерийского и минного вооружения и их установок». Морское министерство должно было заплатить за крейсер 2 870 000 рублей (или 6 200 000 германских марок).

В контракте оговаривались условия достижения скорости 25 узлов - при полном водоизмещении на 6-ти часовой пробе, при давлении воздуха в котельных отделениях от 1 1/5 (38 мм) до 2 дюймов (51 мм) водяного столба. Фирме было разрешено установить на крейсере котлы системы Шихау, собственной конструкции (не было уверенности, что удастся развить проектную скорость с котлами Бельвиля, что оговаривалось «Программой»).

Будущий крейсер должен был при водоизмещении 3000 тонн иметь следующие главные размерения: длина между перпендикулярами - 106 м., наибольшая ширина (по шпангоутам) - 12,2 м., высота (от киля до верхней палубы) - 7,3 м., осадка - 4,9 м.. На крейсере должны были быть установлены 3 вертикальные машины «тройного расширения с разделённым цилиндром низкого давления (система Шихау)» общей мощностью 17000 индикаторных лошадиных сил. Необходимое давление пара (18 атмосфер) должны были обеспечивать 12 водотрубных котлов Шихау, установленных в трёх котельных отделениях. В ходе доработки чертежей было решено отказаться от носового минного аппарата (их количество снизилось до пяти) и от мин заграждения.

10 ноября 1898 года капитан 2го ранга П.Ф. Гаврилов был назначен наблюдающим за постройкой крейсера и миноносцев (фирма «Шихау», кроме крейсера, строила для русского флота миноносцы «Кит», «Скат», «Дельфин» и «Касатка»). Он стал и первым командиром «Новика». 21 декабря 1898 года строящийся фирмой «Шихау» крейсер получает название «Новик». 11 января 1899 г. «Новик» был зачислен в список судов флота. Ранее имя «Новик» носил 11-пушечный корвет, спущенный на воду в 1856 году (14 сентября 1863 года разбился на камнях).


Крейсер "Новик" во время испытаний в Германии, 1901-1902 годы

Крейсер строился на заводе фирмы в Данциге, механизмы изготавливались в Эльбинге. Постройка началась лишь в декабре 1899 года. Задержка произошла по вине заводов - поставщиков материалов. 29 февраля 1900 года была произведена официальная закладка «Новика». Постройка быстро продвигалась. Работы выполнялись качественно. Пригонка всех частей была очень точной.

П.Ф. Гаврилов отмечал это в рапорте - «на станель не было принесено ни одного золотника лишнего металла - зубило отсутствует, все отверстия точно совпадают». 2 августа 1900 года состоялся спуск крейсера на воду. Достройка «Новика» на воде проходила успешно, и 3 мая 1901 года состоялась заводская семичасовая проба механизмов. Машины работали безукоризненно.

Начался длительный период ходовых испытаний «Новика». Крейсер неоднократно выходил в море, но в ходе испытаний возникали неисправности и вскрывались различные дефекты. Неоднократно испытания приходилось откладывать из-за неудовлетворительных погодных условий. Фирма «Шихау» посчитала условия ходовых испытаний (скорость 25 узлов на шестичасовых испытаниях) слишком жёсткими и в июле 1901 года просит Морское министерство о сокращении продолжительности пробега до 3-х часов.

Ходатайство фирмы было удовлетворено. Но и дальнейшие испытания проходили неудачно. Наконец, 24 ноября 1901 года было проведено трёхчасовое испытание, но без определения скорости хода (из-за мглы и падающего снега не были видны знаки на мерной миле). Решено было позднее определить скорость, соответствующую числу оборотов, полученному на этом испытании (161,6 оборота в минуту).

4 декабря 1901 года «Новик» начал кампанию. На крейсере был поднят русский военно-морской флаг и вымпел. В зиму 1901-1902 гг. устранили обнаруженные дефекты и неисправности. 23 апреля 1902 года были проведены приёмные испытания (спустя почти год после заводской пробы 3 мая 1901 года!). На двухчасовом (!) испытании сделали пять пробегов по Данцигской мерной миле. Машины развили 163,5 оборота в минуту. Скорость составила 25,08 узла. Механизмы крейсера работали удовлетворительно. Вспомогательные механизмы и электротехника действовали исправно. Все артиллерийские установки были изготовлены правильно и опробованы. Приёмная комиссия признала выполненными все условия контракта и выдала фирме 8 мая 1902 года квитанцию последнего платежа для окончательного с ней расчёта. МТК согласился с комиссией.


Крейсер "Новик" в сухом доке во Владивостоке, август 1903 года

Но ведь условия контракта выполнены не были! Крейсер развил на трёхчасовых испытаниях 25 узлов (24 ноября 1901 года машины развили 161,6 оборота в минуту, что соответствует такой скорости), но по контракту испытания должны быть шестичасовыми, что не было выполнено фирмой. При таких условиях скорость «Новика» была бы меньше 25 узлов («недобор» мог составлять от 1/3 до 1/2 узла).

Необходимо отметить, что механизмы крейсера развили 24 ноября 1901 года 16144 индикаторные лошадиные силы (по проекту - 17000 и.л.с.). Это было следствием того, что котлы обеспечили давление пара лишь в 16,5 атмосфер (по проекту - 18 атмосфер). На одном из трёхчасовых испытаний «Новик» при форсировании котлов (при искусственной тяге, повышением давления в котельных отделениях) развил 26 узлов, при сильном ветре в 6 баллов и волнении на море.

Но это испытание носило чисто демонстративный характер (по условиям контракта форсирование котлов не допускалось). «Новик» не смог развить на шестичасовых испытаниях 25 узлов, несмотря на все «ухищрения» фирмы для развития проектной скорости - крейсер не имел боковых килей и был максимально облегчён (была установлена лишь одна мачта, вместо деревянного настила верхней палубы использовали более лёгкий линолеум и т.д.). Но на всё это приёмная комиссия предпочла «закрыть глаза», тем самым избавив фирму от штрафных санкций за неразвитие контрактной скорости.

Тем не менее, русский флот всё равно получил самый быстроходный крейсер в мире, а качество изготовления механизмов позволяло ему даже спустя два года развивать скорость, которая незначительно отличалась от достигнутой на испытаниях. 15 мая 1902 года «Новик» ушёл и Россию. 18 мая он прибыл в Кронштадт. Крейсер подготовили к переходу на Дальний Восток.

В ходе подготовки оборудовали радиорубку и сняли броневой щит с носового 120-мм орудия (ещё в ходе достройки П.Ф. Гаврилов обнаружил, что щит мешает обзору из ходовой рубки по носу корабля, т.к. она была установлена на полубаке). 14 сентября 1902 года «Новик» ушёл в дальнее заграничное плавание. Крейсер посетил Киль, Брест, Кадикс, Алжир, Неаполь, Мессину, Пирей, Порос, Порт-Саид, Джедду, Джибути, Аден, Коломбо, бухту Галатея (на острове Большой Никобар), бухту Сабанг, Сингапур, Манилу и Шанхай. 6 декабря 1902 года в Пирее «Новик» получил нового командира. Им стал капитан 2-го ранга Н.О. фон Эссен.


Крейсер "Новик" и эскадренный броненосец "Ретвизан" в Порт-Артуре, 1903 год

В пути были отмечены некоторые недостатки крейсера. Из-за отсутствия боковых килей «Новик» оказался чувствительным к боковой качке, а верхняя палуба, покрытая линолеумом, в ненастную погоду становилась очень скользкой, что затрудняло передвижение по ней. На переходе проводились различные учения, и на Дальний Восток крейсер прибыл полноценной боевой единицей.

В Красном море «Новик» выполнил особое поручение Главного морского штаба. 24 декабря 1902 года крейсер зашёл в Джедду «для показания флага и ознакомления с политическим положением дел», а затем его офицеры ознакомились с работами, которые вело турецкое правительство на острове Камаран для устройства там военно - морской базы. Осмотрели и бухты близ Адена для определения возможности устройства угольной станции. В Индийском океане определили наиболее экономичный режим работы машин. Расход кардиффского угля составил 35 тонн в сутки. При полном запасе угля в 500 тонн дальность плавания «Новика» составила 3 428 миль (по проекту - 5 000 миль).

Успешно совершив переход, 2 апреля 1903 года «Новик» пришёл в Порт-Артур и вошёл в состав эскадры Тихого океана. В составе эскадры находился и крейсер 2-го ранга «Боярин». Этот корабль имел ряд отличий от «Новика». «Боярин» имел две мачты, был снабжён боковыми килями, имел хорошо защищённую боевую рубку (броня - 76 мм), подачные трубы элеваторов были бронированы (броня - 25 мм), корпус был более прочным.

Крейсер был более мореходным, но по скорости хода (22,5 узла) значительно уступал «Новику». Из-за меньшей скорости хода «Боярину» было затруднительно сопровождать свои миноносцы. Надо признать, что благодаря своей скорости «Новик» был более подходящим крейсером для службы при эскадре.

Следует заметить, что японские крейсера водоизмещением около 3 000 тонн создавались для других боевых задач. Они предназначались, прежде всего, для боя с русскими бронепалубными крейсерами, имели сильное артиллерийское вооружение, но очень умеренную скорость хода. «Новик» был более универсальным крейсером, мог легко избежать боя с более сильным японским крейсером, пользуясь значительным превосходством в скорости хода, но в случае особой необходимости (например, прикрывая отход миноносцев) мог и войти в боевое столкновение с крейсером противника водоизмещением около 3 000 тонн (например, типа «Нийтака»), не без шансов на успех.

Через месяц после прихода в Порт-Артур «Новик» вместе с крейсером «Аскольд» был выделен в распоряжение военного министра А.Н. Куропаткина, который предполагал посетить Японию и осмотреть побережье Приморья в ходе своей поездки на Дальний Восток. С 3 мая до 15 июня 1903 года «Новик» находится в распоряжении военного министра. С 23 июня до 1 сентября 1903 года крейсер находился в вооружённом резерве. 15-18 сентября 1903 года проводились манёвры, в ходе которых «Новик» отвлекал внимание условного противника и «уничтожал» его миноносцы. Вскоре крейсер был окрашен в боевой зеленовато-оливковый цвет, а с 1 ноября снова находился в вооружённом резерве.

В Порт-Артуре Н.О. фон Эссен отмечает обнаруженные в ходе службы корабля недостатки: от жары размягчается линолеум на броневой палубе над котельными отделениями, затруднено производство сигналов с помощью флагов из-за наличия только одной мачты, отмечалась теснота в орудийных погребах. 25 декабря 1903 года «Новик» начинает кампанию, а 21 января 1904 года в составе эскадры совершает поход к мысу Шантунг.

Крейсер "Новик" в Порт-Артуре, 1904 год

В ночь с 26 на 27 января 1904 года русская эскадра была атакована на внешнем рейде Порт-Артура японским флотом - началась русско-японская война. Сразу после атаки «Новик» получает приказ преследовать уходящие японские корабли, но погоня не принесла результатов, так как в ночь нападения крейсер был не под парами. Разводка паров отняла много времени и неприятель успел уйти.

В ходе боя 27 января 1904 года «Новик» на скорости 22 узла предпринял попытку сблизиться с японским флагманским броненосцем «Микаса», но на 15 кабельтовых вынужден был повернуть обратно и во время поворота получил подводную пробоину от снаряда калибром 152 мм или более того. В литературе часто упоминается, что «Новик» шёл в минную атаку, но в донесении о бое Н.О. фон Эссена ничего не говорится о намерении использовать мины Уайтхеда (для их использования пришлось бы сблизиться с неприятелем до 5 кабельтовых, что было совершенно невозможно).

Н.О. фон Эссен приказал вести по японскому броненосцу огонь из 120-мм орудий, но это было малоэффективно. Таким образом, сближение с неприятелем было неоправданным риском со стороны командира крейсера. Ведь «Новик» мог получить гораздо более серьёзные повреждения.

Крейсер был отремонтирован в доке за 10 дней. «Новику» приходилось выполнять под Порт-Артуром различные боевые задачи; он выходил на разведку, вступал в бой с японскими крейсерами. Приходилось выполнять и функции быстроходной канонерской лодки. С июня «Новик» часто выходил для обстрела японских сухопутных позиций, подходил при этом близко к берегу, рискуя повредить подводную часть или подорваться на мине. Но в таких выходах была острая необходимость (канонерские лодки были слишком тихоходны и несли недостаточно эффективную артиллерию). С риском потерять крейсер на минном заграждении приходилось мириться, «Новик» стал самым активным кораблём русской эскадры и чаще других выходил в море. 16 марта 1904 года новым командиром крейсера стал капитан 2-го ранга М.Ф. фон Шульц (бывший командир миноносца «Смелый»).

«Новик» вышел с эскадрой в море 28 июля 1904 года для следования во Владивосток. В сражении с японской эскадрой крейсер почти не принимал участия (из-за большой дистанции боя), но когда «Аскольд» пошёл на прорыв сквозь строй японских крейсеров, за ним смог последовать только «Новик». Во время прорыва он развил ход до 24 узлов, но когда неприятель отстал, пришлось уменьшить ход из-за возникших неисправностей («Новик» с начала мая не прекращал паров, находясь в 40-минутной готовности, и не имел возможности произвести даже незначительных исправлений в механизмах). «Новик» разлучился с «Аскольдом» и было решено самостоятельно идти во Владивосток вокруг Японии.

М.Ф. фон Шульц принял решение зайти за углём в Киао-Чао (Циндао) -военно-морскую базу Германии. Причина этого - большой расход угля во время прорыва 28 июля (кроме того, крейсер недопринял в Порт-Артуре до полного запаса 80 тонн угля). В Киао-Чао «Новик» принял не полный запас угля - М.Ф. фон Шульц спешил до рассвета выйти в море, чтобы избежать встречи с японскими крейсерами. На пути к Владивостоку приходилось ремонтировать часто выходящие из строя котлы (следствие напряжённой службы крейсера). Выяснилось, что угля не хватит до Владивостока.

В литературе высказывалось мнение, что нехватка была следствием увеличившегося (до 54 тонн в сутки) расхода угля. Но по сведениям из вахтенного журнала «Новика» расход угля составил на скорости 10 узлов от 34 до 40 тонн в сутки (в среднем - 36,5 тонны), а это незначительно отличается от обычного расхода (35 тонн в сутки). Причиной нехватки стало решение М.Ф. фон Шульца идти от Киао-Чао до южной Оконечности Японии со скоростью 15 узлов (из-за опасения встретиться с неприятелем), а это не является экономичным ходом.

Затопленный крейсер "Новик" на камнях у Корсаковского поста после боя с "Цусимой", 1904 год

«Новик» зашёл за углём в Корсаковский пост (посёлок в южной части острова Сахалин). Крейсер пришёл туда 7 августа, но спустя несколько часов туда подошёл японский крейсер «Цусима» (типа «Нийтака»), более сильный, чем «Новик». Русский крейсер был более быстроходным (мог развить скорость 20-22 узла), но для того, чтобы уйти от неприятеля, необходимо было выйти из бухты Анива, в глубине которой располагался Корсаковский пост. В последовавшей артиллерийской дуэли «Новик» нанёс неприятелю серьёзные повреждения и заставил его выйти из боя, но и сам получил ряд опасных попаданий (было затоплено рулевое отделение).

Русский крейсер был вынужден вернуться на Корсаковский рейд. Из-за распространения воды, невозможности исправить повреждения и возможности подхода других японских кораблей (на следующий день подошёл крейсер «Читосе») было принято решение затопить «Новик». Большая часть экипажа крейсера прибыла в Николаевск, а оставшиеся (для снятия с корабля артиллерии и других предметов) приняли впоследствии активное участие в обороне Сахалина.

После войны по Портсмутскому мирному договору Япония получила южную часть острова. 16 июля 1906 года японцы подняли «Новик», отремонтировали и ввели в строй своего флота под названием «Судзуя». Но не было восстановлено носовое котельное отделение (оно было взорвано после угрозы высадки японского десанта) и скорость упала по японским данным до 20 узлов. Потеряв свою высокую скорость, крейсер превратился в заурядный корабль и 1 апреля 1913 года «Судзуя» был сдан на слом.


Японский крейсер "Судзуя"

По проекту «Новика» в России были построены крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», которые приняли участие в Цусимском сражении («Изумруд» погиб у своих берегов). В этих крейсерах постарались исправить некоторые недостатки «Новика». Они стали лучшими крейсерами - разведчиками своего времени и оказали влияние на развитие лёгких крейсеров не только в России, но и за её пределами.

ПлохоОтлично

Длина готовой модели: 44 см

Количество листов: 18
Формат листов: A4

Описание, история

В ходе русско-японской войны 1904 -1905 гг. многие русские корабли прославили себя в боях. На фоне общего поражения русского флота удалось отличиться и незаурядным для своего времени кораблям. Одним из них был крейсер 2-го ранга «Новик», который своим участием в боевых действиях оказал большое влияние на развитие класса-крейсеров. История его создания и службы освещена на основе материалов Российского государственного архива ВМФ, содержащихся в фондах 417, Д21, 469, 870.


Крейсер "Новик" в Германии, 1901 год

В России до середины 90-х годов XIX века основное внимание уделялось крейсерам значительного водоизмещения, с хорошей мореходностью и большой дальностью плавания. В качестве основного противника рассматривалась Англия, экономика которой в значительной мере зависела от морских перевозок. Русскому флоту были нужны крейсера для действий на морских коммуникациях Англии.

Внешнеполитическая деятельность России на Дальнем Востоке создала угрозу военного столкновения с новым противником - Японией. Возникла необходимость иметь на Дальнем Востоке сильный флот из эскадренных броненосцев. В 1898 году была принята судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока», которая дополняла программу 1895 года. В эти программы были включены и бронепалубные крейсера.

Но если в 1895 году планировалось строить лишь бронепалубные крейсера 1-го ранга (водоизмещение от 4000 до 6500 тонн), то в 1898 году было решено построить и крейсера 2-го ранга (водоизмещение от 2500 до 3500 тонн). Имевшиеся к этому времени в русском флоте крейсера 2-го ранга являлись устаревшими не бронированными кораблями (водоизмещение около 1300 тонн) постройки конца 70-х годов XIX века. К 1898 году они уже не имели серьёзного боевого значения.

Новые крейсера 2-го ранга должны были выполнять различные боевые задачи при эскадре - разведочная и посыльная служба, защита эскадры от минных (торпедных) атак противника, огневая поддержка атак своих миноносцев. Не исключилась возможность участия и в крейсерских операциях на коммуникациях неприятеля. В соответствии с этим к 1 апреля 1898 года Морским техническим комитетом (МТК) была подготовлена «Программа для составления проекта крейсера 2-го ранга».

Предполагалось использовать на крейсере котлы системы Бельвиля. Дальность плавания должна была составлять 5000 миль на скорости 10 узлов. Было определено артиллерийское вооружение: шесть 120-мм, шесть 47-мм орудий и десантная пушка Барановского калибра 63,5 мм. Крейсер должен был нести 6 надводных минных (торпедных) аппаратов, 12 мин Уайтхеда (торпед) и 25 мин заграждения. Бронирование должно было быть «возможной толщины».



Крейсер "Новик" в Бресте, 1 октября 1902 года

Главной особенностью крейсера водоизмещением 3000 тонн должна была быть скорость - 25 узлов. Такой необычайно высокой скоростью в то время не обладал ни один крейсер мира. Скорость в 25 узлов должна была развиваться на испытаниях без форсирования котлов (т.е. без повышения тяги за счет нагнетания вентиляторами воздуха) и в течение 12 часов.

Благодаря своей высокой скорости новый крейсер должен был иметь возможность уйти от любого крейсера противника. Такой корабль мог бы «перехватить» отряд неприятельских миноносцев и артиллерийским огнём заставить их отказаться от минной атаки. Крейсер не стеснял бы скоростью и свои миноносцы, прикрывая их атаки.

Следует признать удачным выбор калибра основной артиллерии. 120-мм орудия были оптимальными для отбития минной атаки и позволяли, в случае необходимости, вступить в бой с крейсером противника (водоизмещением около 3000 тонн). Предполагалось, что новый крейсер будет принимать участие в постановке минных заграждений, а 6 минных аппаратов в сочетании с высокой скоростью хода позволяли надеяться, что они станут оружием не только защиты, но и нападения.

Было принято решение строить крейсер 2-го ранга за границей. Благодаря этому можно было надеяться построить корабль в короткий срок, а впоследствии повторить удачный проект на отечественных судостроительных заводах. На основании «Программы» иностранные фирмы начинают предлагать свои варианты (каждая фирма разработала ещё и проект крейсера 1-го ранга).

Свои проекты представили: итальянская фирма «Ансальдо», российский «Невский судостроительный завод», немецкие фирмы «Говальдтсверке», «Шихау» и «Крупп». 3 июля 1898 года МТК признал лучшими проекты фирм «Крупп» (крейсер 1-го ранга - будущий «Аскольд») и «Шихау» (крейсер 2-го ранга). Свои проекты предлагали и другие судостроительные фирмы («Лэрд», «Вулкан» и английский завод в Глазго), но они сильно запоздали.

Кроме крейсера в 3000 тонн со скоростью 25 узлов, заказанного фирме «Шихау», было решено заказать альтернативный вариант крейсера 2-го ранга со сниженной до 22 узлов скоростью. Заказ получила датская фирма «Бурмейстер oг Вайн» - по её проекту был построен крейсер «Боярин».

Все предложенные проекты имели свои особенности. Самые большие различия были в бронировании (ведь этот пункт «Программы» не был определён). Броневая палуба в проекте фирмы «Шихау» оказалась самой удачной - её толщина по всей длине корабля составляла 30 мм, на скосах - 50 мм, толщина броневых гласисов над машинными отделениями - 70 мм. Фирма «Шихау» имела большой опыт создания быстроходных кораблей.



Крейсер "Новик" на Неве около Балтийского завода, 1902 год

Это давало уверенность в том, что требуемая скорость будет достигнута. Кроме, того, фирма «Шихау» и раньше строила для русского флота корабли (например, миноносцы, заказанные в 1878 году). Всё это послужило причиной выбора проекта крейсера 2-го ранга именно этой судостроительной фирмы. Но проект не был лишён и недостатков. Боевая рубка была защищена бронёй толщиной 30 мм, а это не являлось надёжной защитой от снарядов среднекалиберных орудий. Не были бронированы подачные трубы элеваторов.

Контракт-с фирмой «Шихау» был подписан 5 августа 1898 года. Со стороны фирмы контракт подписывал инженер Р. А. Цизе, с русской стороны - начальник Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) вице-адмирал В.П. Верховский. Фирма должна была построить за 25 месяцев крейсер «с установленными на нём механизмами, отделкой и полным снабжением, за исключением артиллерийского и минного вооружения и их установок». Морское министерство должно было заплатить за крейсер 2 870 000 рублей (или 6 200 000 германских марок).

В контракте оговаривались условия достижения скорости 25 узлов - при полном водоизмещении на 6-ти часовой пробе, при давлении воздуха в котельных отделениях от 1 1/5 (38 мм) до 2 дюймов (51 мм) водяного столба. Фирме было разрешено установить на крейсере котлы системы Шихау, собственной конструкции (не было уверенности, что удастся развить проектную скорость с котлами Бельвиля, что оговаривалось «Программой»).

Будущий крейсер должен был при водоизмещении 3000 тонн иметь следующие главные размерения: длина между перпендикулярами - 106 м., наибольшая ширина (по шпангоутам) - 12,2 м., высота (от киля до верхней палубы) - 7,3 м., осадка - 4,9 м.. На крейсере должны были быть установлены 3 вертикальные машины «тройного расширения с разделённым цилиндром низкого давления (система Шихау)» общей мощностью 17000 индикаторных лошадиных сил. Необходимое давление пара (18 атмосфер) должны были обеспечивать 12 водотрубных котлов Шихау, установленных в трёх котельных отделениях. В ходе доработки чертежей было решено отказаться от носового минного аппарата (их количество снизилось до пяти) и от мин заграждения.

10 ноября 1898 года капитан 2го ранга П.Ф. Гаврилов был назначен наблюдающим за постройкой крейсера и миноносцев (фирма «Шихау», кроме крейсера, строила для русского флота миноносцы «Кит», «Скат», «Дельфин» и «Касатка»). Он стал и первым командиром «Новика». 21 декабря 1898 года строящийся фирмой «Шихау» крейсер получает название «Новик». 11 января 1899 г. «Новик» был зачислен в список судов флота. Ранее имя «Новик» носил 11-пушечный корвет, спущенный на воду в 1856 году (14 сентября 1863 года разбился на камнях).



Крейсер "Новик" во время испытаний в Германии, 1901-1902 годы

Крейсер строился на заводе фирмы в Данциге, механизмы изготавливались в Эльбинге. Постройка началась лишь в декабре 1899 года. Задержка произошла по вине заводов - поставщиков материалов. 29 февраля 1900 года была произведена официальная закладка «Новика». Постройка быстро продвигалась. Работы выполнялись качественно. Пригонка всех частей была очень точной.

П.Ф. Гаврилов отмечал это в рапорте - «на станель не было принесено ни одного золотника лишнего металла - зубило отсутствует, все отверстия точно совпадают». 2 августа 1900 года состоялся спуск крейсера на воду. Достройка «Новика» на воде проходила успешно, и 3 мая 1901 года состоялась заводская семичасовая проба механизмов. Машины работали безукоризненно.

Начался длительный период ходовых испытаний «Новика». Крейсер неоднократно выходил в море, но в ходе испытаний возникали неисправности и вскрывались различные дефекты. Неоднократно испытания приходилось откладывать из-за неудовлетворительных погодных условий. Фирма «Шихау» посчитала условия ходовых испытаний (скорость 25 узлов на шестичасовых испытаниях) слишком жёсткими и в июле 1901 года просит Морское министерство о сокращении продолжительности пробега до 3-х часов.

Ходатайство фирмы было удовлетворено. Но и дальнейшие испытания проходили неудачно. Наконец, 24 ноября 1901 года было проведено трёхчасовое испытание, но без определения скорости хода (из-за мглы и падающего снега не были видны знаки на мерной миле). Решено было позднее определить скорость, соответствующую числу оборотов, полученному на этом испытании (161,6 оборота в минуту).

4 декабря 1901 года «Новик» начал кампанию. На крейсере был поднят русский военно-морской флаг и вымпел. В зиму 1901-1902 гг. устранили обнаруженные дефекты и неисправности. 23 апреля 1902 года были проведены приёмные испытания (спустя почти год после заводской пробы 3 мая 1901 года!). На двухчасовом (!) испытании сделали пять пробегов по Данцигской мерной миле. Машины развили 163,5 оборота в минуту. Скорость составила 25,08 узла. Механизмы крейсера работали удовлетворительно. Вспомогательные механизмы и электротехника действовали исправно. Все артиллерийские установки были изготовлены правильно и опробованы. Приёмная комиссия признала выполненными все условия контракта и выдала фирме 8 мая 1902 года квитанцию последнего платежа для окончательного с ней расчёта. МТК согласился с комиссией.



Крейсер "Новик" в сухом доке во Владивостоке, август 1903 года

Но ведь условия контракта выполнены не были! Крейсер развил на трёхчасовых испытаниях 25 узлов (24 ноября 1901 года машины развили 161,6 оборота в минуту, что соответствует такой скорости), но по контракту испытания должны быть шестичасовыми, что не было выполнено фирмой. При таких условиях скорость «Новика» была бы меньше 25 узлов («недобор» мог составлять от 1/3 до 1/2 узла).

Необходимо отметить, что механизмы крейсера развили 24 ноября 1901 года 16144 индикаторные лошадиные силы (по проекту - 17000 и.л.с.). Это было следствием того, что котлы обеспечили давление пара лишь в 16,5 атмосфер (по проекту - 18 атмосфер). На одном из трёхчасовых испытаний «Новик» при форсировании котлов (при искусственной тяге, повышением давления в котельных отделениях) развил 26 узлов, при сильном ветре в 6 баллов и волнении на море.

Но это испытание носило чисто демонстративный характер (по условиям контракта форсирование котлов не допускалось). «Новик» не смог развить на шестичасовых испытаниях 25 узлов, несмотря на все «ухищрения» фирмы для развития проектной скорости - крейсер не имел боковых килей и был максимально облегчён (была установлена лишь одна мачта, вместо деревянного настила верхней палубы использовали более лёгкий линолеум и т.д.). Но на всё это приёмная комиссия предпочла «закрыть глаза», тем самым избавив фирму от штрафных санкций за неразвитие контрактной скорости.

Тем не менее, русский флот всё равно получил самый быстроходный крейсер в мире, а качество изготовления механизмов позволяло ему даже спустя два года развивать скорость, которая незначительно отличалась от достигнутой на испытаниях. 15 мая 1902 года «Новик» ушёл и Россию. 18 мая он прибыл в Кронштадт. Крейсер подготовили к переходу на Дальний Восток.

В ходе подготовки оборудовали радиорубку и сняли броневой щит с носового 120-мм орудия (ещё в ходе достройки П.Ф. Гаврилов обнаружил, что щит мешает обзору из ходовой рубки по носу корабля, т.к. она была установлена на полубаке). 14 сентября 1902 года «Новик» ушёл в дальнее заграничное плавание. Крейсер посетил Киль, Брест, Кадикс, Алжир, Неаполь, Мессину, Пирей, Порос, Порт-Саид, Джедду, Джибути, Аден, Коломбо, бухту Галатея (на острове Большой Никобар), бухту Сабанг, Сингапур, Манилу и Шанхай. 6 декабря 1902 года в Пирее «Новик» получил нового командира. Им стал капитан 2-го ранга Н.О. фон Эссен.



Крейсер "Новик" и эскадренный броненосец "Ретвизан" в Порт-Артуре, 1903 год

В пути были отмечены некоторые недостатки крейсера. Из-за отсутствия боковых килей «Новик» оказался чувствительным к боковой качке, а верхняя палуба, покрытая линолеумом, в ненастную погоду становилась очень скользкой, что затрудняло передвижение по ней. На переходе проводились различные учения, и на Дальний Восток крейсер прибыл полноценной боевой единицей.

В Красном море «Новик» выполнил особое поручение Главного морского штаба. 24 декабря 1902 года крейсер зашёл в Джедду «для показания флага и ознакомления с политическим положением дел», а затем его офицеры ознакомились с работами, которые вело турецкое правительство на острове Камаран для устройства там военно - морской базы. Осмотрели и бухты близ Адена для определения возможности устройства угольной станции. В Индийском океане определили наиболее экономичный режим работы машин. Расход кардиффского угля составил 35 тонн в сутки. При полном запасе угля в 500 тонн дальность плавания «Новика» составила 3 428 миль (по проекту - 5 000 миль).

Успешно совершив переход, 2 апреля 1903 года «Новик» пришёл в Порт-Артур и вошёл в состав эскадры Тихого океана. В составе эскадры находился и крейсер 2-го ранга «Боярин». Этот корабль имел ряд отличий от «Новика». «Боярин» имел две мачты, был снабжён боковыми килями, имел хорошо защищённую боевую рубку (броня - 76 мм), подачные трубы элеваторов были бронированы (броня - 25 мм), корпус был более прочным.

Крейсер был более мореходным, но по скорости хода (22,5 узла) значительно уступал «Новику». Из-за меньшей скорости хода «Боярину» было затруднительно сопровождать свои миноносцы. Надо признать, что благодаря своей скорости «Новик» был более подходящим крейсером для службы при эскадре.

Следует заметить, что японские крейсера водоизмещением около 3 000 тонн создавались для других боевых задач. Они предназначались, прежде всего, для боя с русскими бронепалубными крейсерами, имели сильное артиллерийское вооружение, но очень умеренную скорость хода. «Новик» был более универсальным крейсером, мог легко избежать боя с более сильным японским крейсером, пользуясь значительным превосходством в скорости хода, но в случае особой необходимости (например, прикрывая отход миноносцев) мог и войти в боевое столкновение с крейсером противника водоизмещением около 3 000 тонн (например, типа «Нийтака»), не без шансов на успех.

Через месяц после прихода в Порт-Артур «Новик» вместе с крейсером «Аскольд» был выделен в распоряжение военного министра А.Н. Куропаткина, который предполагал посетить Японию и осмотреть побережье Приморья в ходе своей поездки на Дальний Восток. С 3 мая до 15 июня 1903 года «Новик» находится в распоряжении военного министра. С 23 июня до 1 сентября 1903 года крейсер находился в вооружённом резерве. 15-18 сентября 1903 года проводились манёвры, в ходе которых «Новик» отвлекал внимание условного противника и «уничтожал» его миноносцы. Вскоре крейсер был окрашен в боевой зеленовато-оливковый цвет, а с 1 ноября снова находился в вооружённом резерве.

В Порт-Артуре Н.О. фон Эссен отмечает обнаруженные в ходе службы корабля недостатки: от жары размягчается линолеум на броневой палубе над котельными отделениями, затруднено производство сигналов с помощью флагов из-за наличия только одной мачты, отмечалась теснота в орудийных погребах. 25 декабря 1903 года «Новик» начинает кампанию, а 21 января 1904 года в составе эскадры совершает поход к мысу Шантунг.



Крейсер "Новик" в Порт-Артуре, 1904 год

В ночь с 26 на 27 января 1904 года русская эскадра была атакована на внешнем рейде Порт-Артура японским флотом - началась русско-японская война. Сразу после атаки «Новик» получает приказ преследовать уходящие японские корабли, но погоня не принесла результатов, так как в ночь нападения крейсер был не под парами. Разводка паров отняла много времени и неприятель успел уйти.

В ходе боя 27 января 1904 года «Новик» на скорости 22 узла предпринял попытку сблизиться с японским флагманским броненосцем «Микаса», но на 15 кабельтовых вынужден был повернуть обратно и во время поворота получил подводную пробоину от снаряда калибром 152 мм или более того. В литературе часто упоминается, что «Новик» шёл в минную атаку, но в донесении о бое Н.О. фон Эссена ничего не говорится о намерении использовать мины Уайтхеда (для их использования пришлось бы сблизиться с неприятелем до 5 кабельтовых, что было совершенно невозможно).

Н.О. фон Эссен приказал вести по японскому броненосцу огонь из 120-мм орудий, но это было малоэффективно. Таким образом, сближение с неприятелем было неоправданным риском со стороны командира крейсера. Ведь «Новик» мог получить гораздо более серьёзные повреждения.

Крейсер был отремонтирован в доке за 10 дней. «Новику» приходилось выполнять под Порт-Артуром различные боевые задачи; он выходил на разведку, вступал в бой с японскими крейсерами. Приходилось выполнять и функции быстроходной канонерской лодки. С июня «Новик» часто выходил для обстрела японских сухопутных позиций, подходил при этом близко к берегу, рискуя повредить подводную часть или подорваться на мине. Но в таких выходах была острая необходимость (канонерские лодки были слишком тихоходны и несли недостаточно эффективную артиллерию). С риском потерять крейсер на минном заграждении приходилось мириться, «Новик» стал самым активным кораблём русской эскадры и чаще других выходил в море. 16 марта 1904 года новым командиром крейсера стал капитан 2-го ранга М.Ф. фон Шульц (бывший командир миноносца «Смелый»).

«Новик» вышел с эскадрой в море 28 июля 1904 года для следования во Владивосток. В сражении с японской эскадрой крейсер почти не принимал участия (из-за большой дистанции боя), но когда «Аскольд» пошёл на прорыв сквозь строй японских крейсеров, за ним смог последовать только «Новик». Во время прорыва он развил ход до 24 узлов, но когда неприятель отстал, пришлось уменьшить ход из-за возникших неисправностей («Новик» с начала мая не прекращал паров, находясь в 40-минутной готовности, и не имел возможности произвести даже незначительных исправлений в механизмах). «Новик» разлучился с «Аскольдом» и было решено самостоятельно идти во Владивосток вокруг Японии.

М.Ф. фон Шульц принял решение зайти за углём в Киао-Чао (Циндао) -военно-морскую базу Германии. Причина этого - большой расход угля во время прорыва 28 июля (кроме того, крейсер недопринял в Порт-Артуре до полного запаса 80 тонн угля). В Киао-Чао «Новик» принял не полный запас угля - М.Ф. фон Шульц спешил до рассвета выйти в море, чтобы избежать встречи с японскими крейсерами. На пути к Владивостоку приходилось ремонтировать часто выходящие из строя котлы (следствие напряжённой службы крейсера). Выяснилось, что угля не хватит до Владивостока.

В литературе высказывалось мнение, что нехватка была следствием увеличившегося (до 54 тонн в сутки) расхода угля. Но по сведениям из вахтенного журнала «Новика» расход угля составил на скорости 10 узлов от 34 до 40 тонн в сутки (в среднем - 36,5 тонны), а это незначительно отличается от обычного расхода (35 тонн в сутки). Причиной нехватки стало решение М.Ф. фон Шульца идти от Киао-Чао до южной Оконечности Японии со скоростью 15 узлов (из-за опасения встретиться с неприятелем), а это не является экономичным ходом.



Затопленный крейсер "Новик" на камнях у Корсаковского поста после боя с "Цусимой", 1904 год

«Новик» зашёл за углём в Корсаковский пост (посёлок в южной части острова Сахалин). Крейсер пришёл туда 7 августа, но спустя несколько часов туда подошёл японский крейсер «Цусима» (типа «Нийтака»), более сильный, чем «Новик». Русский крейсер был более быстроходным (мог развить скорость 20-22 узла), но для того, чтобы уйти от неприятеля, необходимо было выйти из бухты Анива, в глубине которой располагался Корсаковский пост. В последовавшей артиллерийской дуэли «Новик» нанёс неприятелю серьёзные повреждения и заставил его выйти из боя, но и сам получил ряд опасных попаданий (было затоплено рулевое отделение).

Русский крейсер был вынужден вернуться на Корсаковский рейд. Из-за распространения воды, невозможности исправить повреждения и возможности подхода других японских кораблей (на следующий день подошёл крейсер «Читосе») было принято решение затопить «Новик». Большая часть экипажа крейсера прибыла в Николаевск, а оставшиеся (для снятия с корабля артиллерии и других предметов) приняли впоследствии активное участие в обороне Сахалина.

После войны по Портсмутскому мирному договору Япония получила южную часть острова. 16 июля 1906 года японцы подняли «Новик», отремонтировали и ввели в строй своего флота под названием «Судзуя». Но не было восстановлено носовое котельное отделение (оно было взорвано после угрозы высадки японского десанта) и скорость упала по японским данным до 20 узлов. Потеряв свою высокую скорость, крейсер превратился в заурядный корабль и 1 апреля 1913 года «Судзуя» был сдан на слом.



Японский крейсер "Судзуя"

По проекту «Новика» в России были построены крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», которые приняли участие в Цусимском сражении («Изумруд» погиб у своих берегов). В этих крейсерах постарались исправить некоторые недостатки «Новика». Они стали лучшими крейсерами - разведчиками своего времени и оказали влияние на развитие лёгких крейсеров не только в России, но и за её пределами.

В.П. Какван
СП6ГУ

В феврале 1904 года крейсер «Варяг» вступил в неравный бой с японской эскадрой у порта Чемульпо. Подобными подвигами, когда в безвыходной ситуации русский корабль принимал бой, славна история русского флота.

Крейсер 2-го ранга «Новик»

Один из самых известных кораблей Первой Тихоокеанской эскадры. Благодаря высокой скорости, хорошей подготовке экипажа и инициативе командира, крейсер успешно участвовал практически во всех значительных морских боях у Порт-Артура. После боя в Желтом море 28 июля 1904 года "Новик", в отличие от большинства других кораблей, вернувшихся в Порт-Артур, предпринял попытку прорыва во Владивосток вокруг Японии. Однако во время следования крейсер встретил английское судно, которое из-за отсутствия запрещенных грузов пришлось отпустить и сообщившее о появлении русского крейсера у восточного побережья Японии. Зашедший для получения угля в пост Корсаков на Сахалине, "Новик" оказался блокированным японскими крейсерами, а изношенные машина не позволяли дать полный ход. 7 августа 1904 года в бою с более мощным крейсером "Цусима" русский крейсер заставил противника отступить, но и сам получил серьезные повреждения. После подхода к месту боя крейсера "Читосе" русский корабль был затоплен в заливе Анива. С крейсера была снята часть артиллерии, которая затем использовалась при обороне Сахалина, а имя легендарного корабля получила целая серия самых известных эсминцев русского флота.

Канонерская лодка «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» накануне Русско-японской войны находилась вместе с крейсером «Варяг» в порту Чемульпо. 26 января 1904 года канонерка была направлена в Порт-Артур, но подверглась нападению японской эскадры и была вынуждена вернуться в Чемульпо. Перед боем на "Корейце" срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку - японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела. Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий, а остальная артиллерия в силу большой дистанции не использовалась. После боя «Кореец» был взорван экипажем на рейде Чемульпо, а имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

Крейсер «Светлана»

Бронепалубный крейсер 1-го класса изначально строился как вооруженная яхта Великого князя Алексея Александровича, отличаясь шикарной отделкой внутренних помещений. Впоследствии, после установки дополнительного вооружения, корабль вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года крейсер получил значительную пробоину в носовой части. Утром 15 мая «Светлана», на которой из-за сильного крена могли действовать только два кормовых 152 мм орудия и подходили к концу боеприпасы, приняла бой с японскими крейсерами «Отова» и «Нийтака». По японским данным в результате попадания двух снарядов со «Светланы», поразивших крейсер «Отова», японцы потеряли 5 человек убитыми и 23 ранеными. Когда закончились снаряды, русский крейсер был затоплен командой. Мстя за отчаянное сопротивление экипажу русского корабля, крейсер «Отова» прошел через находившуюся в воде группу русских моряков, сминая корпусом и винтами людей. Со «Светланой» в Цусимском бою погибли 167 русских матросов и офицеров.

Миноносец «Безупречный»

Один из кораблей Второй Тихоокеанской эскадры об участии которого в Цусимском бою известно очень немногое. По японским данным, в ночь с 14 на 15 мая 1905 года крейсер «Читосе» и миноносец «Ариаке» настигли имевший неисправности в машине русский миноносец. Когда подбитый в бою русский корабль стал тонуть, японские корабли ушли, не став спасать людей. Погибший в неравном бою со всем экипажем, но так и не спустивший флаг русский миноносец, как впоследствии выяснилось, оказался «Безупречным».

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» в Цусимском бою 14 мая 1905 года получил две большие пробоины в носовой части и отстал от эскадры. На следующий день корабль был настигнут броненосными крейсерами «Якумо» и «Ивате» и на предложение японцев сдаться открыл огонь. Значительное превосходство японских кораблей в скорости, огневой мощи и дальности стрельбы не позволило русским морякам оказать эффективное сопротивление. Если первые залпы «Ушакова» накрыли «Ивате», вызвав на японском крейсере пожар, то в дальнейшем японские корабли держались вне досягаемости орудий броненосца. После 40-минутного боя «Адмирал Ушаков» был затоплен экипажем. Среди погибших был и командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха (брат известного исследователя Океании Н. Н. Миклухо-Маклая). По одной из версий, он был смертельно ранен осколком, а по другой - сам отказался от спасения, указав японцам на тонущего рядом матроса.

Крейсер «Рюрик»

Броненосный крейсер, входивший во время Русско-японской войны в состав Владивостокского отряда крейсеров. В начале войны успешно действовал на японских коммуникациях, уничтожая военные транспорты и торговые суда. В бою 1 августа 1904 года в Корейском проливе (у Фузана) получил значительные повреждения от огня броненосных крейсеров противника, а затем был атакован двумя японскими бронепалубными крейсерами. Потерявший практически всю артиллерию, корабль в течение часа вел неравный бой и был затоплен после того, как все средства сопротивления были исчерпаны. Этот бой был отмечен единственным использованием торпедного оружия крупным русским кораблем в войне 1904 - 1905 годов. Имя героического корабля было передано крейсеру Балтийского флота периода Первой мировой войны.

Крейсер «Дмитрий Донской»

Старый броненосный крейсер (броненосный фрегат) входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского боя 14 мая 1905 года серьезных повреждений не получил и продолжил самостоятельное следование во Владивосток. Но вечером 15 мая был настигнут японской эскадрой из шести бронепалубных крейсеров и четырех миноносцев. Примечательно, что японской эскадрой командовал вице-адмирал Уриу, который ранее пытался принудить к сдаче крейсера «Варяг» и «Рюрик» и тут лишился, казалось бы, верной добычи в третий раз. На предложение о сдаче с «Дмитрия Донского» открыли огонь. Ведя бой на оба борта, русский крейсер вынудил корабли противника отказаться от преследования, но и сам получил серьезные повреждения. До Владивостока оставалось всего около 300 миль, но пройти их было уже невозможно. Ночью 16 мая команда затопила крейсер у острова Дажелет. Это был последний из числа русских кораблей, погибших в Цусимском бою.