Нод по обучению грамоте подготовительная группа. Конспект по обучению грамоте.docx - Конспект НОД по обучению грамоте. Интеграция образовательных областей

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с графическими образами новых букв К, Б, учить навыкам буквенного анализа и синтеза;
  • закреплять графические образы пройденных букв и проводить звуковой анализ слова;
  • совершенствовать фонематический слух: учить выделять заданный звук в слове, определять его место в слове;
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги.

развивающие:

  • развивать и укреплять мелкие мышцы рук, тактильные ощущения;
  • развивать самостоятельность, инициативу.

воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания учителя-логопеда;
  • продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
  • формировать чувство товарищества.

Материал к НОД:

Интерактивная доска с папкой «Обучение грамоте»;

— предметные картинки, игрушки, магнитная доска, песочница, буквы, цветные прямоугольники, влажные салфетки, звуковые домики.

Используемые технологии:

— игровая технология;

— информационно-коммуникативная технология;

— здоровьесберегающая технология.

Ход НОД.

    1. Организационный момент .

Учитель-логопед: — Ребята, скажите мне, какое у вас сегодня настроение?

Я предлагаю вам выбрать цвет, который похож на ваше настроение.

Детям предлагаются цветные прямоугольники (цвета теста Люшера). Логопед также выбирает свой цветной прямоугольник и все вместе конструируют букву на выбор детей из уже пройденных букв.

    1. Основная часть.

Учитель-логопед: — Какая тема у нас на этой неделе? (Домашние животные).

— Посмотрите, ребята, на доске зашифровано слово из 6 букв — название домашнего животного. Хотите его разгадать? Для этого нам надо «добыть» эти 6 букв.

Задание №1. Буква С.

— Отгадывать буквы нам помогут загадки-описания этих букв. Слушайте первую:

Часть кружочка потерялась (логопед сопровождает изображением на маркерной доске)- буква … (С) у нас осталась.

— А теперь попробуйте на ощупь найти букву С в мешочке.

Задание №2. Буква А.

— Слушайте следующую загадку про букву:

Она – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко –

Ноги ставит широко. (буква А).

— А теперь попробуйте найти букву А среди других букв в песке.

Работа со звуковыми домиками: найти картинки со звуком А и расселить их в соответствующем домике.

Задание №3. Буква К.

Следующая загадка:

— Справа к палочке

Подрисую галочку. —

— Получилась буква… К. Давайте рассмотрим её, из каких элементов она состоит. Изобразите букву К в воздухе.

— Новая буква, поэтому давайте каждый пропишет её элементы, чтобы лучше запомнить.

Дети по очереди пишут букву К в мокром песке.

Задание №4. Буква Б.

Ещё загадка про букву (с одновременным написанием её элементов на маркерной доске):

Славится она большим брюшком,

Сверху кепка с козырьком.

— Это буква Б. Посмотрите, на что похожа эта буква. Попробуйте отыскать букву Б среди других букв.

— Какие звуки обозначает буква Б. (звуки Б и Бь).

— А вспомните домашних животных, в названиях которых есть звуки Б и Бь (баран, жеребенок, собака). Где они находятся в этих словах? (а начале и середине слова). Разбейте на слоги эти слова и скажите, почему столько слогов.

— Задание №5. Буква О.

Загадка про следующую букву (с написанием на маркерной доске):

Обруч, бублик, колесо-

Получилась буква … О.

Работа с интерактивной доской – папка «Обучение грамоте». Составление звуковых схем слов со звуком О и место звука О в этих словах.

— Вы «добыли» буквы, из которых состоит зашифрованное слово. Теперь самое сложное – попробуйте из ваших букв сложить загаданное слово (домашнее животное из 6 букв).

Если дети затрудняются, то логопед предлагает схему расшифровки (порядок цифр соответствует порядку букв в слове):

Молодцы! Правильно, это слово – СОБАКА.

3. Итог:

— Что было интересного?

— Какие задания для вас оказались легкими?

— А какие показались трудными?

— Какие задания хотите в следующий раз?

— Как изменилось ваше настроение? – Выбрать цвет, соответствующий настроению.

Детям предлагается взять цветные прямоугольники для конструирования пройденных букв в свободной деятельности.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные
(мягкий, твердый, глухой, звонкий) ; место звука в слове; делить слова на слоги,
определяя количество слогов;
совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать
словарный запас детей.
Развивающие:
развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в
придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
создать хорошее настроение;
воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание
и умение работать в коллективе;
поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа:
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Организация занятия:
1­ ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.
Материал:
Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица
для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения
количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для
составления слова.
Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая
таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное
предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».
Ход занятия:
­Ребята, какое у вас сегодня настроение?
­Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение
Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
­ Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с
нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
­ Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим
ваши знания и умения.
­ Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать
на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание,
находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.
­ Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и
буквы) .
­ Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и
пишем) .
­ Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
№1
­ На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
­ Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.
­ Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные) .
­ Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении,
образуют слог) .
­ Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении,
не образуют слог) .
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».

№2
­ А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю
скороговорку:
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшку тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
­ Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Т») .
­ Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Т» в слове: в
начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где
находится данный звук.
(танк, комната, салют, торт, мотор, тетрадь, утро, капот)
Физминутка
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём!
(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).
№3
­ Назовите какое время года изображено на моей картинке? (весна).
­ «весна» ­ давайте разберём это слово.
­ Сколько букв в слове «ВЕСНА»? (5 букв)
­ А сколько звуков в слове «ВЕСНА»? (тоже 5)

­ Сколько согласных звуков в слове «ВЕСНА»? (3 согласных звука). Назовите их (звуки В,
С, Н) .
­ Где в этом слове находится звук В, звук С, Н? (звук В находится в начале слова, звук и
С и Н – в середине.) .
Звук В – согласный, звонкий, мягкий.
Звук С – согласный, глухой, твёрдый.
Звук Н – согласный, звонкий, твёрдый.
­ Сколько гласных звуков в слове «ВЕСНА»? (2 гласных звука)
­ Какие это звуки? (э, а).
­ Какой гласный находится в середине слова? (Э)
­ Где находится звук «а»? (в конце слова)
­ Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Весна» (два).
­ Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило ­ «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
Сделайте самостоятельно анализ этого слова(один ребёнок у доски)

№4
­ А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой
№: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его
на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
­ Помогите мне найти свой домик.
­ Молодцы, займите свои места за столами.
­ Молодцы, ребята, справились с заданием.
­ Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.
СО ВЫ ВО
СЫ РО ЛО
НА ТА КА
КО ВА РО

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы) .
№5
­ У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их
перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его
и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.
ГРУ­ ША МА­ ЛЫШ
МЕД­ВЕДЬ КУКУШ. А
­ Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Решение ребуса:
……
Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог
и прочитать это слово.
­ Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
­ Какое задание понравилось больше всего?
­ Какое занятие показалось трудным?
­ Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота ­ ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
Спасибо вам за работу!

Конспект

НОД по подготовки к обучению грамоте

подготовительная группа

Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.

МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»

г. Осташков Тверской области

Тема: «АБВГДейка»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Продолжать учить проводить звуковой анализ слова

    Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

    Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать фонематическое восприятие.

    Развивать память и внимание.

    Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: проектор, видео презентация (отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.

Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Дети встают в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И играем и поем,

Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

Игра «Волшебные звуки»

Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

Логопед: Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

Логопед : Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)

Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

Учитель-логопед : Ребята, поможем клоунам?

Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

Дети: Да, конечно.

Логопед : Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки»

Логопед: Для начала отгадаем загадки:

    Один мягкий и свистит
    Другой твёрдый и шипит
    Третий вовсе запоёт
    Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)

    Черные птички на белой страничке
    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

(А чем буква отличается от звука ?)

    Сначала я никак не мог
    Прочесть с двух букв
    Свой первый… (слог).

    Звук я к звуку подберу
    И его произнесу
    Если буквы в ряд сложу
    То его потом прочту…(слово).

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

2 задание « Найди звук »

На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор

Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей : Звук «Р»

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Ответы детей.

На экране картинки:

Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей: Звук «Л».

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем.

Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)

Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .

3 задание «Раздели слово на слога»

Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!

Назовите, что изображено на экране.

Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)

Логопед: - Ребята, из чего состоят слова?

Ответы детей.

Как узнать, сколько слогов слове?

Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

    Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

    Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

    Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)

    Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).

Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.

4 задание «Закончи предложение»

Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?

Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

В небе летит…..

В парке растут…..

В комнате стоит…..

У Маши воздушный….

Рыбаки поймали ……

Бабушка связала….

Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)

Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.

Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

Логопед: Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

Открывают и читают пятое слово.

6 задание «Нарисуй букву»

Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? (О) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вытогдаточно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)

Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.

Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.

« Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

Логопед : посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

Ребята,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.

Теперь приглашаю всех в круг

Собрались все вмести в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4

г.Нелидово Тверской обл.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие цветика семицветика

Разработала и провела:

воспитатель

1 квалификационной категории

Сухарева Н.Ю.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)

Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове

Совершенствовать навык составления предложений по схеме

Развивать речь детей

Учить отвечать на вопрос полным предложением

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память

Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются)

А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг

(Дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг. И я твой друг,

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Слайд1.

Воспитатель:

Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Дети:

Да

Воспитатель:

А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»

Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Дети:

Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.

Слайд 2.

Воспитатель:

- Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика - семицветика?

Дети:

Да

Воспитатель:

Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

(Отрывается первый лепесток)

Слайд 3.

Воспитатель:

Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»

(Детям предлагается угадать звуки по их изображению)





Воспитатель:

Какие они?

Дети:

Гласные

Воспитатель:

Дети:

Красным

Воспитатель:

Какие звуки вы еще знаете?

Дети:

Согласные

Воспитатель:

Какие они бывают?

Дети:

Твердые и мягкие

Воспитатель:

Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим

Слайд 4.

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?

Дети: 6 лепестков

Слайд 5.

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:

- Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Дети: Лиса

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

Дети: Кошка

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети: Волк

Воспитатель:

Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.

(на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)


Слайд 6.

Воспитатель:

Сколько лепестков осталось у цветика - семицветика?

Дети: 5

Воспитатель:

Скажем: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 7.

Следующий лепесток - предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».

(детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)

Слайд 8.

Воспитатель:

- Вы выполнили и это задание. Молодцы!

Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 4

Воспитатель:

Слайд 9. (схемы предложений)

Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?

Дети:

Составить предложение по схеме

Дети составляют предложения:

Мальчик читает книгу.

Коля играет с Васей

Оля играет в песочнице.

Машина едет на пожар.

Слайд 10.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 3

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 11.

Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».

Становитесь в круг и будьте очень внимательны!

Собаку укусила пчела. Кто кусался?

Дети: Пчела

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Дети: Ваня

Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?

Дети: мальчик

Света старше Кати. Кто младше?

Дети: Катя

На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?

Дети: сын

Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?

Дети: волк

Слайд 12.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка

Дети: 2

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 13.

Следующий лепесток предлагает более сложное задание:

Прочитайте слово, которое здесь написано:

М А

Ш И

Дети читают:

МАШИНА

Слайд 14.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 1

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 15.

Последний лепесток предлагает машины.

Какие вы видите машины?

Дети:

Грузовые, легковые

Воспитатель:

(каждому ребенку предлагается листок с заданием)

Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую - горизонтальными.


(дети выполняют задания за столами)

Слайд16.

Воспитатель:

Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось

Дети:

Ни одного

Воспитатель:

Это значит, что мы выполнили все задания.

А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

Дети:

Все понравилось

Отгадывать загадки

Рисовать машины

Слайд 17.

Воспитатель:

А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.

Дети:

Появился подарок.

Сюрпризный момент:

(коробка с конфетами)

каждому ребенку конфетка с буквой.

Воспитатель:

А теперь пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.

Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.

Список литературы:

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. -Волгоград: Учитель, 2004

Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. - Москва: Просвещение, 1991

Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. - Москва; Просвещение, 2016

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия Развития, 1998

Катаев В. Цветик - семицветик. Москва: Детская литература, 2016

Конспект

НОД по обучению грамоте

в старшей группе (Образовательная область "Познание")

Задачи : освоение детьми действия звукового анализа слова, определение последовательности звуков в слове «Лук»,

построение модели слова, закрепление твердой и мягкой фонемы звуков в игре «Назови братца»,

закрепление умения делить слова на слоги в игре «Построим пирамиду», закрепление умения детей называть слова на заданные воспитателем звуки определенной тематической направленности,

развитие фонематического слуха.

Ход занятия : 1 ч. – Ребята, я сегодня получила телеграмму от учительницы лесной школы Мудрой Совы. Она нас приглашает в свою школу. Отправимся?

Школа находится на поляне. Чтобы пройти туда по мостику, нужно правильно назвать братца звука. Я называю большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Дети по очереди подходят к мостику, воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь , к –кь, с – сь, в – вь ). Когда пройдет половина детей – задание меняется, воспитатель называет мягкий согласный, а дети твердый.

Дети проходят к столам, на фланелеграфе изображение Мудрой Совы.

2 ч. Звуковой анализ слова

Задание Мудрой Совы. Нужно отгадать загадку и отгадку разобрать, т. е. узнать, какие звуки живут в слове. А загадка такая:

«Скинули с Егорушки

Золотые перышки,

Заставил Егорушка –

Плакать и без горюшка».

Правильно, это лук. Присаживайтесь на свои места и положите перед собой картинки.

Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

Правильно, под картинкой три клеточки, значит в слове три звука.

Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показать как вести указкой под клеточками и произносить слово)

А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук – Лллук. (и проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звук ом). Повторите слово, выделяя голосом этот звук. Первый звук – Л, в первом доме живет звук «Л», Полина, поставь его в первый домик. Произнесите звук «Л», что мешает нам произносить его – язычок, он поднимается к верхним зубам.

Послушайте, как звучит второй звук – лУУУк .(Читает слово, задерживая указку под вторым звуком.) Правильно, это звук «У». Скажите слово так, чтобы мы услышали второй звук – (попросить 2 – 3 детей произнести слово с интонационным выделением звука ). Во втором доме живет звук «У». Какой звук живет во втором домике? Попробуем произнести его – У - У -У. Мешает ли что – либо произносить нам этот звук?

Нет, воздух идет свободно, это волшебный звук. Поставь, Полина, звук «У» во второй домик.

А теперь отгадайте, как звучит в слове третий звук – луК. Поставим его в третий домик.

3 ч. А теперь поиграем в игру «Живые звуки».

Детям раздается карточки,где слово поделено на три части в каждой части – звук.

На слово «звуки поссорились» -вы разбегаетесь, на слово «звуки помирились» каждый находит свою часть картинки и тем самым составляет слово.

Сколько звуков в слове?

Какой первый звук в слове….!

Физкультминутка

В Лесной школе минутка здоровья

Знакомство с лесными жителями
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

4 ч. – Ребята, в дупле дуба, где живет Мудрая Сова, находится волшебный сундучок. (Достает его и показывает детям).

Чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова


Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок. (Дети повторяют).

(дети повторяют с усилением звука)

Мудрая Сова приготовила нам картинки для игры. (Воспитатель подходит к каждому ребенку, и ребенок достает картинку ). Из этих картинок мы будем строить пирамиду. Наверху – слова -картинки, в названии которых 1 слог, в середине – слова из двух слогов, а внизу – из трёх слогов. Как мы узнаем, сколько в слове слогов? Про себя проговорите или пролохлопайте слово. А теперь выходите ко мне. (Дети определяют свои картинки на пирамиде).

Игра «Составим пирамидку из слов»

5ч. Тетушка Сова предлагает игру “В слове слог договори, будь внимательным, смотри!” (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ (сы)

БЕРЁ(ЗЫ) ,

АНАНА(СЫ)

6ч. Заключительная.

Обратно мы так же вернемся по мостик

У кого в гостях мы сегодня побывали?

Чему мы научились?