Нет ни одной стопроцентно надежной системы. ВступлениеПолные идиоты и круглые тупицы

OMGIVEN AV IDIOTER

(SURROUNDED BY IDIOTS)

Copyright © Thomas Erikson 2014

© Мурадян К.Е., перевод на русский язык, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2018

Восемь главных вопросов, на которые отвечает эта книга:

1. Почему люди вокруг нередко кажутся полными идиотами и есть ли в этом хоть капля объективности?

2. На какие типы стоит делить людей, чтобы с ними стало по-настоящему комфортно общаться? Или по крайней мере полезно?

3. Шумные, самоуверенные, энергичные – кто такие эти «красные»?

4. Веселые, жизнерадостные, вдохновляющие – в чем прелесть «желтых»?

5. Милые, заботливые, тихие – как живется «зеленым»?

6. Педантичные, внимательные, настойчивые – что за странные птицы «синие»?

7. Какими мы видим представителей других цветовых типов и какими эти типы видят нас?

8. Как себя вести с представителями разных цветовых типов?

Предисловие

История Института Развития Личности и Профильного Анализа – IPU Profianalys – насчитывает более 20 лет. Он начал работу в Швеции, в 1992 году, в центре внимания тогда были проблемы обучения и персонального развития. На одну из международных конференций я привез много материалов, посвященных новым методикам работы с инструментами анализа разных поведенческих моделей.

В то время об этих типах инструментов, а также о том, каким они обладают потенциалом для развития личности, групп и организаций, мало кто знал.

Спустя некоторое время я принес все эти материалы директору по персоналу одной крупной компании – с тем, чтобы протестировать их на практике. После ознакомления он вынес вердикт: «Пожалуй, это самые оптимальные инструменты анализа поведения, которыми я когда-либо пользовался!»

С тех пор, как говорится, утекло немало воды.

Первые тесты проводились в Швеции на английском языке, и по меньшей мере 80 процентов из них доказали свою эффективность.

Тогда же стартовала и работа по адекватному переводу. Каждый нюанс, в слове и фразе, играет очень важную роль, поэтому мы использовали труд трех разных переводчиков, которые вместе создавали первую шведскую версию.

Эта работа продолжается до сих пор. Формуляры пять раз перерабатывались, а база данных постоянно обновляется, чтобы соответствовать лингвистическим и смысловым требованиям меняющейся реальности.

В результате Институт Развития Личности и Профильного Анализа продолжает завоевывать все бо́льшую популярность в профессиональной среде. Несмотря на то, что за это время появились и получили признание другие инструменты анализа.

Мы считаем, что успех комплекса наших методик объясняется их актуальностью и доступностью. Благодаря использованию языка цветов и профилей тысячи шведов ежегодно повышают уровень своих знаний – о собственном поведении, о поведении своих коллег и близких. И эти знания, которые еще пару десятилетий назад были нам недоступны, полезны и незаменимы на практике.

Томас Эриксон, автор этой книги, – один из наших консультантов. Он собрал уникальный материал – теоретический и прикладной, – который органично иллюстрирует многочисленными примерами и историями то, как воспринимать людей с разными поведенческими профилями и как с ними общаться.

Надеюсь, что вам предстоит увлекательное чтение, в процессе которого вы многое для себя откроете.

Удачного чтения!

Суне Леннарт Гелльберг,

Основатель Института Развития Личности и Профильного Анализа

Вступление

Полные идиоты и круглые тупицы

Еще в гимназии я обнаружил, что с некоторыми сверстниками мне легко общаться. Мы всегда находили общий язык – нужные слова и фразы, и наши беседы текли плавно и неторопливо. У нас никогда не возникало никаких конфликтов, и мы действительно понимали и одобряли друг друга. А с другими все складывалось не так. С некоторыми на каждом шагу приходилось убеждаться в неумолимости закона падающего бутерброда, и я никак не мог понять, с чем это связано.

Но почему? По какой причине мне было так легко и приятно общаться с некоторыми, а другие казались мне законченными болванами? Конечно, в столь юном возрасте сам по себе этот факт не мешал мне крепко спать по ночам. Я до сих пор помню некоторые события, которые заставили меня задуматься – почему некоторые беседы текли как по маслу, а другие даже и не начинались – независимо от моей воли. Это было просто непостижимо.

Я помню, как я начал использовать различные методики и тесты. Я произносил одни и те же фразы при относительно похожих обстоятельствах, только чтобы посмотреть, кто как реагирует. Иногда происходило именно то, на что я и рассчитывал: возникала увлекательная дискуссия. А порой я и вовсе не мог дождаться никакой реакции.

Люди смотрели на меня так, словно я свалился с другой планеты. Впрочем, иногда так оно и было.

В юном возрасте многое представляется элементарным и однозначным. Поскольку определенные персоны из моего дружеского круга реагировали нормальным, на мой взгляд, образом, то они, конечно, автоматически зачислялись в разряд хороших людей. И соответственно, с теми, кто меня не понимал и не разделял мои взгляды, что-то было не так. А какое еще можно было найти объяснение? Я-то ведь не менялся, я был все время одинаковым! Значит, что-то было не так именно с ними, с этими другими. Я начал попросту держаться от них подальше, поскольку не понимал их. Можете назвать это юношеской наивностью или максимализмом, если хотите. Хотя с годами многое изменилось.

Жизнь шла своим чередом. Я начал работать, делать карьеру, обзавелся семьей и продолжал делить людей – на позитивных и разумных и на тех, кто вообще ничего не смыслил.

Когда мне было двадцать пять лет, судьба столкнула меня с бизнесменом по имени Стуре. Стуре приближался к шестидесятилетнему рубежу, он сам основал и продвигал свою компанию на протяжении многих лет. Я явился к нему, чтобы взять у него интервью для проекта, который собирался реализовать. Мы начали обсуждать структуру его компании. Один из самых первых и самых основных тезисов Стуре заключался в том, что «он окружен идиотами». Я помню, что искренне смеялся, я решил, что он просто шутит. Но он на самом деле имел в виду именно то, что сказал. Лицо его покрылось пунцовыми пятнами, когда он заявил, что те, кто работает в блоке А, просто полные идиоты. В блоке B – круглые тупицы, которые ни черта не смыслят. А уж про блок C он лучше промолчит. Там работают такие придурки, что Стуре даже не понимает, как они вообще попадают на работу по утрам.

Чем дольше я его слушал, тем больше мне казалось: просто он так эксцентрично изъясняется, используя символы и гиперболы. Я спросил его: он и в самом деле считает, что его окружают идиоты? Он посмотрел на меня и заявил: среди его персонала не так уж много сотрудников, с которыми вообще можно иметь дело.

При этом Стуре охотно делился соображениями со своими подчиненными. Он ни в малейшей степени не стеснялся перед лицом всей компании называть идиотами кого угодно. Это привело к тому, что, помимо всего прочего, сотрудники избегали и прятались от него. Никто не рискнул бы встретиться с ним один на один, с глазу на глаз. И уж тем более никто и никогда не посмел бы ворваться к нему с плохими новостями, потому что он попросту мог разнести гонца в пух и прах – в прямом и переносном смысле.

На одном из его предприятий, на входе, была даже смонтирована сигнальная лампа. Она скрытно висела над стойкой секретаря в приемной босса, и когда он находился в здании, включался красный сигнал. Если он находился за пределами здания – включался зеленый индикатор.

Не пытайтесь юлить: вы тоже часто думаете о том, как выжить среди идиотов, которые вас окружают. Если вам повезло и их нет в вашем ближайшем окружении, они так или иначе добираются до вас через социальные сети: попробуйте вспомнить, когда вы последний раз мысленно произносили «Вот идиот!», читая комментарии во френдленте.

Обнаружив себя среди идиотов, проще всего поддаться унынию и сделаться агрессивным, злым и нетерпимым. Напрасно. Идиотов от этого меньше не станет, а нормальные люди начнут вас недолюбливать и обсуждать вашу желчь. Гораздо лучший способ - адаптироваться к жизни среди идиотов минимальными усилиями.

Способ первый. Тренируйтесь на кошках

Все любят котиков, но никто не задумывается о том, умны ли они. Котиков любят просто за то, что они котики.

Всякий раз, когда в поле вашего зрения (в реальности или в компьютере) возникает потенциальный идиот, представляйте на его месте котика (если это самец) или кошечку (если это самка). Любуйтесь ими, умиляйтесь их идиотизму, будьте ласковы. Если нужно, можете в качестве подкрепления сразу же полирнуть просмотром фотографий котиков.

Способ второй. Оборотитесь на себя

Разберитесь с определением идиотизма. Что это для вас? Несоответствие вербализуемой реальности реальности действительной? Поступки, противоречащие здравому смыслу?

Тщательно разберитесь с собственными представлениями об идиотизме, а затем с наскоку примените их к себе. Не лукавьте, будьте предельно искренни. Если обнаружите в собственном поведении хотя бы отдалённое сходство с этим определением, начинайте самолечение. Остальные подтянутся.

Способ третий. Медитируйте

Мы как-то привыкли к мысли, что медитацию практикуют в основном фанатичные подростки, ещё не знающие о том, что времена нью-эйджа остались далеко позади. Напрасно.

Раз в день посидеть хотя бы десять минут, не делая ровным счётом ничего, слушая исключительно собственное дыхание и наблюдая за непрекращающимся потоком мыслей в голове - лучший метод смириться с чем угодно без вреда для собственного душевного спокойствия.

Способ четвёртый. Заплатите денег

Об этом пока что не принято говорить всерьёз, но вообще-то мозгоправы придуманы именно для того, чтобы латать рассыпающегося на части человека большого города в обозримые сроки. Иными словами, если наличие идиотов в окружающей среде вас угнетает до депрессивного состояния, ничто не мешает обратиться к специалисту, который по-быстрому объяснит вам, что же на самом деле происходит и как именно вы можете от этого избавиться. Вряд ли он откроет вам что-то новое, но сумма, заплаченная за сеанс, вас определённо взбодрит и как минимум заставит посмотреть на ситуацию с новой стороны.

Способ пятый. Монетизируй это

Используйте идиотизм окружающих себе на пользу (например, на оплату мозгоправа из п. 3). Как показывает практика, лучше всего идиоты ведутся на то, что можно с гордостью демонстрировать и то, что будет хорошо смотреться в Instagram. Наймите себе пару студентов, программиста - и в бой. Идиоты с радостью купят у вас бархатные тапочки за 10 000, индийские специи в красивых пакетиках и прочую ерунду, нужную исключительно для поддержания жизнеспособности экономики. Не терзайтесь муками совести. Идиотам нравится.

Вечерние заторы на кольцевой. Неожиданно какой-то внедорожник после обгона резко берет вправо и продолжает рваться вперед, подсекая машины. «Придурок, идиот!» – такая реакция инстинктивна. И в напряженный момент даже жизненно необходима, считает психотерапевт Чарли Кюнги (Charly Cungi). «Это суждение возникает у нас под воздействием эмоций как рефлекторная защита, которая позволяет нам ослабить внутреннее напряжение». Такая эмоциональная реакция чаще проявляется в ситуациях стресса, когда «у нас, занятых заботами, создается ощущение, что все идет не так, как надо, и сбои – из-за других».

«Я бы на его месте…»

«Оценивая другого, мы сообщаем нечто не столько о нем, сколько о самих себе, – уверена психоаналитик Нелли Жоливе (Nelly Joli-vet). – Возглас «дурак!» означает: будь я на месте этого человека, я бы действовал по-другому. Не подсекал бы всех подряд, не мешал бы спать соседям… «Дурак» задевает наши моральные убеждения. Если мы запрещаем себе обгонять других, то тот, кто на это осмеливается, подвергает испытанию нашу внутреннюю цензуру, вызывая неосознанное желание выйти за рамки предписанного нам моралью. Отсюда и оскорбление – как если бы мы хотели сказать: «Он делает то, чего я делать не хочу, потому что это вызовет у меня чувство вины…» И все же как, должно быть, приятно проскочить куда тебе нужно под носом у всех остальных!»

Самоцензура и зависть

Но одно дело – ругнуться на кого-то в ситуации внезапного стресса, а иное – называть (или считать) недоумками большинство окружающих. Для некоторых щепетильных, склонных к жесткому самоконтролю и самоцензуре людей буквально каждая новая встреча (неважно с кем) становится вызовом их убеждениям. Именно от них непрерывно слышатся сетования на то, что их окружают одни глупцы. Такие люди с детства глубоко усвоили родительские требования и запреты, замечает психиатр Кристиан Закзик (Christian Zaczyk). До такой степени, что им становится невероятно трудно воспринимать другого, отличного от них самих и их представлений человека.

Есть и еще одно объяснение всеобъемлющему уничижительному взгляду на «других». Еще полтора века назад французский историк и социолог Алексис Токвиль (Tocqueville) объяснял, что «в любом эгалитарном (провозгласившем равенство его членов) обществе в конце концов преобладающим чувством становится… зависть». Логика такова: я не выношу, когда другой имеет больше (или иное), чем есть у меня, потому что он во всем должен быть мне равен…

Лекарство от сквернословия

Человек, совершивший глупость, далеко не всегда безнадежно глуп. Чаще всего наоборот. А потому, обобщая, называть его дураком по меньшей мере несправедливо, то есть нехорошо. Как почистить свой лексикон от подобных выражений? «Прежде чем отреагировать на чьи-то слова или поступки, – советует Чарли Кюнги, – стоит себя спросить: «Чем именно вызвано мое желание обозвать этого человека дураком, идиотом и т. д.?»; «Можно ли назвать его поступок точнее – например, невежливостью, агрессией, непрофессионализмом?» А затем задать себе еще один вопрос: «Что я получаю, вынося такое суждение, что это мне дает?» Подумав и разобравшись, мы, скорее всего, придем к выводу, что, заводя в своем окружении «дурака», мы лишь повышаем уровень собственного стресса». И частенько, надо признать, уровень стресса другого человека…

Мы и «другие»

Слово «дурак» – вполне невинная брань, а дураки, и особенно дурачки, могут быть симпатичными и даже преуспевать, как сказочный Иванушка.
История этого слова довольно туманна, и единого мнения относительно его этимологии нет: то ли оно родственно слову «другой», то ли восходит к тому же индоевропейскому корню, что и глагол «дуть». Увлекшись поисками, можно приписать «дураку» родство с латинским durus (твердый) и даже турецким durak (остановка)… А вот про «идиота» благодаря энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона мы знаем гораздо больше. Слово это пришло к нам через европейские языки из греческого, где первоначально означало «частное лицо». Отсюда один шаг до несведущего человека в противоположность сведущему, посвященному. У римлян это значение развивалось дальше, и идиотом стали называть невежду и бездарность в науках и искусствах. В современном русском языке «идиотизм» – это и клиническое слабоумие, и просто обыкновенная глупость – иными словами, высокая степень бездарности, невежества и социальной «невключенности», которая время от времени случается со всяким. И тогда мы говорим про себя или другого: «Ну что за идиот(ка)!»