Немецкие солдаты первой мировой войны. Фотографии времен первой мировой войны, запрещенные цензурой. Французы на привале, во время марша

Дэвид Боуи: краткая биография

Называемый музыкальным хамелеоном из-за своей постоянно меняющейся внешности и звучания, будущая рок-звезда Дэвид Боуи родился в Лондоне 08.01.47. Настоящее имя британского певца - Дэвид Роберт Джонс. Он с раннего возраста проявил интерес к музыке и начал играть на саксофоне в 13 лет. На Дэвида значительное влияние оказал его сводный брат Терри, который был на девять лет старше и вовлек его в миры рок-музыки и литературы битников. Но Терри не был здоров. Он страдал психическим заболеванием, из-за которого его семья была вынуждена поместить его в психиатрическую лечебницу. Это преследовало Давида всю его жизнь. Терри покончил с собой в 1985 году. Трагедия легла в основу песни Боуи Jump They Say.

Окончив в 16 лет техническую школу Бромли, Дэвид начал работать художником. Он продолжал играть с рядом групп и организовал собственную под названием Davy Jones and the Lower Third. Тогда вышло несколько синглов, но ни один из них не дал так необходимого молодому исполнителю коммерческого импульса.

Начало карьеры

Из страха, что его будут путать с Дэйви Джонсом из группы «Манкис», начинающий артист сменил свою фамилию - его вдохновил нож, названный в честь американского народного героя 19-го века Джима Боуи.

В конце концов, Дэвид стал выступать один. Но после неудачного сольного альбома он временно покинул музыкальный мир. Как часто бывало в его дальнейшей жизни, эти годы оказались экспериментальными для молодого художника. В течение нескольких недель в 1967 году он жил в буддийском монастыре в Шотландии. Позже Боуи организовал собственную труппу пантомимы под названием Feathers.

Поп-звезда

К началу 1969 г. Боуи снова вернулся к музыке. Он подписал договор со звукозаписывающей компанией Mercury Records и летом вышел сингл «Космическая странность». Позже Боуи признался, что песня пришла к нему после просмотра киноленты Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Композиция быстро нашла отклик у публики, в значительной части вызванный тем, что корпорация BBC использовала ее во время освещения посадки на Луну «Аполлона-11». Трек также пользовался успехом после выхода в США в 1972 году, поднявшись в хит-парадах на 15 место.

Следующий альбом Боуи «Человек, который продал мир» (1970) еще больше приблизил его к славе. Запись отличалась более тяжелым роковым звучанием, чем предыдущие композиции, и включала песню «Все сумасшедшие», посвященную его брату Терри. Следующая работа «Ханки Дори» (1971) включала два хита: заглавный трек, который был посвящен Бобу Дилану, и Velvet Underground, и «Перемены», который стал воплощением самого Дэвида.

Зигги Стардаст

С ростом статуса знаменитости росло и желание Боуи постоянно держать поклонников и критиков в недоумении. В интервью журналу «Мелоди Мейкер» в январе 1972 г. он утверждал, что был геем, а затем ввел в поп-мир воображаемую рок-звезду Зигги Стардаста и его аккомпанирующую группу «Пауки с Марса». Альбом 1972-го года «Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса» сделал его суперзвездой. Одетый в костюм из какого-то дикого будущего, британский певец ознаменовал новую эпоху в рок-музыке, которая, казалось, официально объявила о конце 1960-х годов и эпохи Вудстока.

Был ли геем Дэвид Боуи? Биография певца полна противоречивых фактов. В сентябре 1976 г. в интервью журналу «Плейбой» он заявил, что является бисексуалом. Согласно заявлению его первой жены, у Боуи была связь с Миком Джаггером. Однако в 1983 г. в интервью журналу «Роллинг Стоун» он сказал, что всегда был гетеросексуалом.

Больше перемен

Дэвид Боуи, биография которого отмечена частой сменой образов, так же быстро сменил и имидж Стардаста. Певец воспользовался своей популярностью и спродюсировал сборники и Лу Рида. В 1973 году он разогнал «Пауков с Марса» и положил на полку Зигги. Дэвид Боуи музыкальные произведения в стиле глэм-рока собрал в сборнике Alladin Sane (1973). Релиз включал композиции «Джинн Жан» и «Давай проведем ночь вместе», ставшие результатом его сотрудничества с Миком Джаггером и Китом Ричардсом. Примерно в то же время он проявил свою страсть к английской моде и выпустил Pin Ups, альбом кавер-версий на песни популярных групп, в том числе Pink Floyd и Pretty Things.

Покорение Америки

К середине 1970-х Боуи подверг себя полномасштабной переделке. Ушли в прошлое возмутительные костюмы и яркие декорации. Всего за два года он выпустил альбомы Diamond Dogs (1974) и «Молодые американцы» (1975). Первый из них вышел на первое место в Великобритании с хитами Rebel Rebel и Diamond Dogs, и на пятое - в США. Промо-тур по Северной Америке длился с июня по декабрь 1974 г. Высокобюджетная постановка сопровождалась театральными спецэффектами, но была омрачена психическими расстройствами, которыми страдал Дэвид Боуи. Документальный фильм Cracked Actor, снятый Аланом Ентобом, запечатлел бледного и истощенного певца, страдавшего тяжелой наркотической зависимостью. В альбоме «Молодые американцы» бэк-вокалистом был молодой Лютер Вандросс, а песня «Слава», написанная совместно с Карлосом Аломаром и Джоном Ленноном, стала первым американским синглом Боуи, который в чартах занял первую позицию.

После переезда в Лос-Анжелес Дэвид Боуи записал композицию Station to Station, что сделало пластиковую душу сборника «Молодые американцы» более авангардной, трек стал хитом. Вскоре Боуи решил, что город для него слишком скучный, и вернулся в Англию. После прибытия в Лондон он приветствовал толпы поклонников нацистским вскидыванием руки, что было проявлением растущего отрыва от реальности наркозависимого певца. Инцидент вызвал огромный скандал, и Боуи покинул страну, чтобы поселиться в Берлине, где жил и работал с Брайаном Ино.

В Берлине Дэвид пришел в себя, начал рисовать и изучать искусство. Он увлекся немецкой электронной музыкой, и Ино помог записать их первый совместный альбом Low. Выпущенный в 1977 году, релиз стал потрясающей смесью электронной музыки, попа и авангарда. Хотя сборник получил смешанные отзывы, он оказался одним из самых влиятельных альбомов конца 70-х, как и следующий за ним Heroes, выпущенный в том же году. В 1977 Боуи не только записал два сборника сольных композиций, но также продюсировал запись треков Игги Попа «Идиот» и «Жажда жизни» и анонимно гастролировал в качестве его клавишника. В том же году Дэвид возобновил свою актерскую карьеру, снявшись в фильме Just Gigolo с и Ким Новак. На сцену он вернулся в 1978 года, начав международное турне, запись которого была выпущена в виде двойного альбома Stage.

В 1980 году Девид Боуи, биография которого вновь была связана с Нью-Йорком, выпустил сборник Scary Monsters. Релиз получил положительные отклики и включал сингл «Пепел к пеплу», своего рода новую версию ранней композиции «Космическая странность». Релиз сопровождался рядом инновационных видео (Fashion, DJ, Ashes to Ashes), ставших основой раннего MTV.

Три года спустя Боуи записал альбом «Давайте танцевать» (1983), в котором было множество хитов, таких, как «Современная любовь» и «Китаянка», и виртуозная игра на гитаре Стиви Рэя Вона.

Работы в кино

Конечно, музыка - не единственное, чем увлекался Дэвид Боуи. Биография певца отмечена его участием во многих художественных фильмах. Любовь к кино помогла ему получить главную роль в ленте 1976-го года «Человек, который упал на Землю». В 1980 году Боуи выступил на Бродвее в пьесе «Человек-слон», и его исполнение было положительно оценено критиками. В 1986 г. он снялся в роли Джарета в приключенческом фэнтези «Лабиринт» режиссера и продюсера Джорджа Лукаса. Актер выступал с юной Дженнифер Коннели и куклами в картине, которая стала классикой 1980-х годов. Just a Gigolo (1978), Merry Christmas, Mr. Lawrence, Hunger (1983), Linguini Incident (1991) - картины, в которых главную роль исполнял Дэвид Боуи. Фильмы, в которых он сыграл эпизодические роли - «Последнее искушение Христа» (1988) и Zoolander (2001). Кроме того, участвовал в нескольких телесериалах, а также документальных лентах о его карьере.

На спаде популярности

В течение следующего десятилетия Дэвид Боуи фильмы и музыку пытался совмещать, что негативно сказалось на его популярности. Музыкальная карьера артиста пошла на спад. Его сторонний проект с музыкантами Ривом Гэбрелсом и Тони и Хантом Сэйлсами, известными как Tin Machine, дал два одноименных альбома в 1989 и 1991 гг., которые оказались провальными. Разрекламированный сборник 1993-го года Black Тіе White Noise, который Дэвид Боуи назвал свадебным подарком для своей новой супруги супермодели Иман Абдулмаджид, также с трудом боролся за внимание меломанов.

Как ни странно, самым популярным творением Дэвида этого периода были облигации, обеспеченные роялти от его работ до 1990 года. Боуи выпустил ценные бумаги в 1997 году и заработал 55 млн долларов от их продажи. Права на песни были ему возвращены, когда срок действия облигаций истек в 2007 году.

Последние годы

В 2004 г. Боуи, выступая на сцене в Германии, перенес сердечный приступ. Он полностью выздоровел и вновь принялся за работу с группой Arcade Fire и американской актрисой Скарлетт Йоханссон над ее альбомом Anywhere І Lay Му Head (2008) - сборником кавер-версий композиций Тома Уэйтса.

Дэвид Боуи в 2006 г. был удостоен премии "Грэмми". Он не давал о себе знать в течение нескольких лет вплоть до выхода альбома 2013 года, который на следующий же день взлетел до второго места в чартах Billboard. В следующем году Боуи выпустил сборник лучших песен «Ничего не изменилось», на котором была представлена новая песня «Сью». В 2015 году он участвовал в постановке рок-мюзикла «Лазарь» с Майклом Холлом в главной роли, который освежил образ его героя из фильма «Человек, который упал на Землю».

Свой последний альбом «Блэкстар» Боуи выпустил 08.01.16, когда ему исполнилось 69 лет. Критик из «Нью-Йорк Таймс» отметил, что это «странная, дерзкая и, в конечном итоге, полезная работа с настроением, созданным горьким осознанием смертности». Лишь несколько дней спустя мир узнал, что альбом записывался в сложных условиях.

Смерть и посмертные награды

Икона поп-музыки скончался 10.01.16, через два дня после собственного 69 дня рождения. Пост на его странице в Facebook гласил, что певец тихо скончался в кругу семьи после полутора лет борьбы с раком. Без мужа и отца остались жена Дэвида Боуи Иман, его сын дочь Александрия и приемная дочь Зулеха Хейвуд. Наследие музыканта составили 26 выпущенных альбомов. Его продюсер и друг Тони Висконти написал на Facebook, что «Блэкстар» стал «прощальным подарком».

Смерть Дэвида Боуи поразила его друзей и поклонников. Игги Поп написал в «Твиттере», что дружба с ним была светом в его жизни. Он никогда не встречал такую гениальную личность. «Роллинг Стоунз» запомнили его «прекрасным и добрым человеком», который был «по-настоящему оригинальным». И даже те, кто не знал его лично, ощутили на себе влияние его творчества. Канье Уэст написал в «Твиттере»: «Дэвид Боуи был одним из моих самых важных источников вдохновения». По словам Мадонны, этот великий артист изменил ее жизнь.

В феврале 2017 года последняя работа Боуи победила в категориях «Грэмми» в номинациях «Лучшее оформление», «Лучший инжиниринг», «Лучшее рок-выступление», «Лучший альбом альтернативного рока» и «Лучшая рок-композиция».

Дэвид Боуи: биография. Семья

В конце 1960-х британский певец встретил американскую топ-модель Анджелу Барнетт. Их свадьба состоялась 19.03.70, и 30 мая 1971 г. у пары родился сын. В 1980 году они развелись. Сын Боуи сейчас известен под своим настоящим именем Данкан Джонс.

24 апреля 1992 г. в Лозанне Дэвид женился на американо-сомалийской модели Иман. Свадьба состоялась 6 июня во Флоренции. В августе 2000 года у пары появилась дочь Александрия Захра Джонс. Супруги жили в Нью-Йорке и Лондоне, и владели апартаментами в Сиднее.

10 июля 2016, ровно через 6 месяцев после смерти Девида Боуи, у него родился внук, отцом которого стал Данкан.

Дэвид Боуи не умер, он просто улетел на Марс – писали сегодня многие и в это очень хочется верить. Пусть это чья-то злая шутка – промелькнуло в голове, когда мировые СМИ один за другим начали тиражировать трагическую новость о его смерти – человека, который, казалось, не умрет никогда.

Впрочем, даже собственную смерть этот великий музыкант обставил как очередной акт спектакля, в котором играет главную роль. В свой 69-й День рождения, три дня назад, он , пожалуй, наиболее экспериментальную свою пластинку за последние 20 лет, в которой неожиданно для всех начал играть джаз – критики пришли в восторг, фанаты захлопали в ладошки – и никто и думать не мог о том, что Боуи смертельно болен и уже полтора года борется с раком. «Взгляни вверх, я в раю, на мне раны, которых нельзя увидеть», — с этих строк начинается песня из “★” с библейским названием “Lazarus” и теперь, конечно, ясно, что это не красное словцо, а смертельный диагноз. Клип на песню, ставший последним для певца, также вышел три дня назад — в нем он на больничной койке с завязанными глазами – противостоит чему-то, что мы не можем разглядеть. «Взгляни вверх, приятель, я в опасности, мне больше нечего терять», — со зловещим фатализмом бросает кумир миллионов и в дрожи поднимается с кровати. В финале этого мощнейшего видео Боуи пятится в шкаф и закрывает за собой дверь. Спектакль окончен. Герой больше не вернется.

О вкладе Боуи в современную музыку, сравнимом разве что с The Beatles, можно рассуждать часами. Но мы не будем этого делать, а лучше вспомнил основные вехи его удивительной карьеры по фотографиям.

Боуи-школьник (1961).

16-летний Боуи делает первые шаги в музыке (1963).

Первый свой альбом, лаконично названный «David Bowie», музыкант выпустил в 1967-м.

В 1969-м Боуи явил на суд публики второй альбом «Space Oddity». Одноименная песня с него — история астронавта Майора Тома, застрявшего в открытом космосе — стала первым его громким хитом. Более подробно об этой композиции можно прочесть

В 1970-м музыкант женился на американской модели Анджеле Барнетт. На следующий год у них родится сын Данкан, который в будущем станет известным режиссером. Брак продержится 10 лет.

В 1971-м Боуи выпустил хитовый альбом «Hunky Dory», положив начало формированию своего образа музыкального хамелеона и человека, который не стесняется быть непонятым. В начале следующего года в интервью он даже признается, что гей, правда позже пожалеет об этом и заверит, что это скорее была лишь дань моде.

В 1972-м Боуи выпустил концептуальный альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust». На нем музыкант предстал в образе Зигги Стардаста — пришельца, который прибыл на Землю с Марса, чтобы спасти человечество рок-н-роллом. Зигги стал самым известным персонажем, в которого перевоплощался Боуи.

В этом же году Боуи выступил одним из продюсеров альбома бывшего вокалиста The Velvet Underground Лу Рида «Transformer», а в 1977-м спродюсировал первый сольник подзабытого на тот момент экс-фронтмена The Stooges Игги Попа «The Idiot».

В 1973-м Боуи выпустил шестую пластинку «Aladdin Sane» — первый альбом, который Дэвид представил в роли самого себя — без образов и альтер-эго. Обложка альбома — фото, сделанное Брайоном Даффи, стало культовым. Молния, пересекающая лицо, — неизменный бренд, который одним из первых приходит на ум, когда речь заходит о певце. .

Костюм для турне «Aladdin Sane», созданный по эскизам Йоджи Ямамото (1973).

Боуи с британской моделью Твигги позирует для обложки альбом «Pin Up» (1973), состоящего из каверов на его любимые песни 60-х.

В 1973-м после японского тура Боуи проехал через всю Россию в купейном вагоне транссибирского экспресса.

Боуи очень быстро стал не только культовым музыкантом, но и фэшн-иконой (1974).

В 1974-ом Боуи выпустил альбом «Diamond Dogs», вдохновленный антиутопией Оруэлла «1984». В песне «Rebel Rebel» он предстал в образе гламурного пирата.

После выпуска «Diamond Dogs» певец переехал в Нью-Йорк, увлекшись соулом и фанком, властвующими на американской сцене тех лет. Следующая его пластинка «Young Americans» была записана под влиянием этих жанров (1975).

Боуи вместе с Simon & Garfunkel, а также Джоном Ленном и Йоко Оно на церемонии вручения «Грэмми» (1975).

В 1976-м Боуи, к тому моменту уже крепко сидевший на кокаине, выпустил альбом «Station to Station», в основу которого лег образ Изможденного Белого Герцога — праздного и элегантного аристократа, одетого с иголочки, но на самом деле представляющего из себя пустышку.

Помимо музыки Боуи успел сняться во многих фильмах. Одной из самых известных стала роль в фильме «Человек, который упал на землю» (1976).

В конце 1976-го года Боуи, интересующийся немецкой музыкой, переехал в Берлин, снял квартиру пополам с Игги Попом и вместе с Брайоном Ино начал экспериментировать с эмбиентом. Здесь он записал три альбома («Low’, «Heroes»и «Lodger»), получивших название «Берлинская трилогия». Ниже — обложка альбома «Heroes» (1977).

На концерте во время берлинского периода (1978).

Боуи в костюме Пьеро на фотографии Брайна Даффи. В подобном образе он предстал на обложке альбома «Scary Monsters (and Super Creeps)». (1980)

В 1981-м Боуи записал знаменитую песню «Under Pressure» с Queen.

В 1983-м Боуи выпустил альбом «Let’s Dance», вдохновленный диско и новой волной.

В 1985-м музыкант вместе с Миком Джаггером перепел старую соул-композицию из репертура Martha and the Vandellas «Dancing in the Street».

Боуи в роли Короля гоблинов Джарета в фантастическом фильме «Лабиринт» (1986).

В 1987-м Боуи выступил у стены в Западном Берлине. Динамики были направлены так, чтобы концерт смогли услышать и в Восточном Берлине.

В 1992-м Боуи женился на сомалийской топ-модели Иман. В 2000-м у пары родилась дочь Александрия.

Боуи с Анни Леннокс исполняют песню «Under Pressure» на концерте-трибьюте Фредди Меркьюри (1992).

В 1995-м музыкант возобновил сотрудничество с Брайоном Ино, увлекся индастриалом и записал концептуальный альбом «Outside». В туре в поддержку альбома с ним гастролировали Nine Inch Nails.

Боуи в роли Энди Уорхола в фильме «Баския» (1996).

В концерте, посвященном 50-летию Боуи, приняли участие Лу Рид, Sonic Youth, Foo Fighters, Placebo, участники Pixies, The Cure, The Smashing Pumpkins и другие звезды (1997).

В 1998-м культовый музыкант записал вместе с Placebo песню «Without You I’m Nothing». Вокалиста группы Брайана Молко в то время часто называли прижизненной реинкарнацией Боуи.

В 2003-м Боуи выпустил альбом «Reality». Во время одного из концертов в его поддержку — на немецком Hurricane Festival — музыканту стало плохо. После окончания шоу его госпитализировали на вертолете. С тех пор он фактически прекратил концертную деятельность. На фото — с Кейт Мосс (2003).

В 2005-м Боуи появился на сцене вместе с Arcade Fire, что в немалой степени способствовало росту их популярности.

В 2013-м Боуи после 10-летней паузы выпустил новый альбом «The Next Day». Дебютным синглом из него стала «The Stars (Are Out Tonight)». Главную женскую роль в клипе на песню сыграла актриса Тильдой Свинтон (2013).

Боуи в своем последнем прижизненном образе — в клипе на песню «Lazarus», вышедшем за два дня до его смерти — 8 января 2016-го.

Биографии знаменитостей

2445

08.01.17 10:59

Он занял 39-е место престижного топа издания Rolling Stone («100 величайших исполнителей рок-музыки всех времен»), продал больше 136 миллионов дисков, он эпатировал и удивлял, вдохновлял и менял стили – от «пришельца» и андрогина до аристократичного декадента. Биография Дэвида Боуи уникальна, и в 70-й день рождения британского автора песен и рок-певца мы вспомним основные ее вехи.

Биография Дэвида Боуи

Школьный хорист и непоседа

Дэвид Роберт Джонс (таково настоящее имя музыканта) был сыном лондонцев, его мать работала в кинотеатре, отец – в отделе кадров. Единственный сын Джонсов родился 8 января 1947-го года. Вначале семья жила в районе Брикстон, потом переехала в Бромли. Уже тогда, пойдя в школу, Дэвид удивлял всех стремлением к самовыражению. Он был школьным хористом, с увлечением принимал участие в концертах, а вот уроки любил не очень, слыл непоседой и драчуном.

Он услышал голос бога

Жизнь Дэвида Боуи изменилась, когда он стал покупать виниловые пластинки и слушать рок-музыкантов, особенно поразил его Элвис Пресли. Именно тогда британец решил, что тоже станет певцом, голос Пресли он называл «голосом бога». Дэвид стал обучаться игре на гитаре, и уже юношей овладел акустической и бас-гитарами, фортепиано и укулеле. Позже он станет выдающимся мультиинструменталистом. Его первый музыкальный коллектив возник еще в школе – в 1962-м году, ребята выступали на вечеринках. Боуи пытался учиться в колледже, но после первого курса ушел оттуда, мечтая посвятить себя только музыке.

Андрогинный мессия Зигги

Откуда взялся псевдоним «Дэвид Боуи»? Всё просто: один Дэвид Джонс уже царил на рок-сцене – это был солист группы The Monkees, поэтому наш герой стал подыскивать себе другую звучную фамилию, и нашел: «боуи найф» означает «охотничий нож».

Дэвид не пошел проторенной дорогой, он изобрел собственное направление, которое потом окрестили «глэм-роком». Уже в середине 1960-х он выходил на сцену в необычных эпатажных образах, а его музыка была инновационной, то психоделической, то гламурной. Эксперименты были удачными и не очень. Так, в 1972-м году Боуи попросил всех называть себя «Зигги Стардаст» и говорил, что это научно-фантастический персонаж, призванный спасти наш мир. Самый известный альбом этого андрогинного героя назывался «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars».

Эпоха Белого Герцога

Но более известным стал образ «Изможденного Белого Герцога», тогда Боуи и правда был изможден и сильно увлечен кокаином. На этот период приходится альбом (и одноименный сингл) «Young Americans». Наверное, это была дань американским певцам, которых Дэвид слушал подростком. В 1976-м году музыкант отправился путешествовать по Европе и задержался в Швейцарии и Германии, там родилась «Берлинская трилогия» (три диска, выпущенные в 1977-м и 1979-м годах).

Армия поклонников росла, как и влияние трансформаций и творчества певца на его коллег. В начале 1980-х бешеной популярностью пользовался альбом «Scary Monsters (and Super Creeps)», он принес вокалисту невероятный доход. Тогда же в биографии Дэвида Боуи стало больше выступлений с коллегами – он сотрудничал со многими, начиная с Игги Попа, заканчивая Шер и Тиной Тёрнер. «Белый герцог» был забыт, как и наркотики.

Он мог стать жертвой Чепмена

Боуи сильно подкосило убийство Джона Леннона, тем более, что психопат Чепмен наметил второй жертвой именно Дэвида. Даже в своих показаниях преступник подчеркнул: если бы не получилось с Джоном, он бы застрелил Дэвида. Так что в тот раз смерть Дэвида Боуи обошла.

Певец продолжал экспериментировать, использовал в композициях соул, насыщал их электронным звучанием, пробовал хип-хоп, джангл и драм-н-басс. Особенно это заметно в его концептуальном альбоме «1.Outside» (он должен был стать первым в серии, но что-то не заладилось).

После выхода диска «Реальность» («Reality») в 2003-м году, во время промо-тура по его раскрутке Боуи почувствовал себя плохо. Дэвида положили в клинику и сделали операцию (в районе плеча закупорилась артерия). Певец взял отпуск на неопределенный срок, кое-кто решил, что творческая биография Дэвида Боуи закончилась. Но спустя пару лет он вернулся и много гастролировал. Правда, выход нового альбома затянулся – до 2013-го года.

Пришелец, жиголо, вампир, король гоблинов, Пилат

На протяжении всей своей музыкальной карьеры Боуи достаточно много снимался в кино, хотя сам шутил, что чаще его приглашают на странные роли – от инопланетян до трансвеститов. Действительно, дебют Дэвида на большом экране – это роль пришельца Томаса в фантастике «Человек, который упал на Землю», вышедшей в середине 1976-м году.

Но, например, образ военного Пауля в драме «Прекрасный жиголо – несчастный жиголо» вполне себе «человечен». Кстати, этот фильм – последняя работа Марлен Дитрих , она сыграла содержательницу подпольного борделя для старых богачек, и герой Боуи был одним из ее «мальчиков по вызову».

Много шума наделала декадентская фэнтези-драма Тони Скотта «Голод». Эта артхаусная картина рассказывала о паре вампиров (Боуи и Катрин Денёв), которая столкнулась с проблемой: Джон Блэйлок внезапно стал стареть, хотя упыри бессмертны. И тогда его пассия нашла новую игрушку – симпатичную докторшу (Сьюзен Сарандон).

Одной из самых ярких ролей в актерской биографии Дэвида Боуи была роль Джарета, короля гоблинов, похитившего маленького брата юной героини Дженнифер Коннелли (превосходное готическое фэнтези «Лабиринт»). Изысканный костюм и длинноволосый парик сделали Боуи очаровательным и неотразимым монстром. Для этой ленты Джима Хенсона музыкант написал не менее красивые композиции.

В спорной адаптации скандального романа «Последнее искушение Христа», осуществленной Мартином Скорсезе, певец неожиданно предстал в образе Понтия Пилата.

Джокер в колоде судьбы

Говорят, Тим Бёртон хотел пригласить англичанина на роль Джокера в свой фильм «Бэтмен», но все же остановился на кандидатуре Николсона . Зато Боуи поработал с Дэвидом Линчем (триллер «Твин Пикс: Сквозь огонь») и с Кристофером Ноланом. В триллере «Престиж» певец перевоплотился в одного из самых загадочных ученых викторианской эпохи – сыграл Никола Теслу.

Тридцатый студийный диск Боуи «The Next Day» вышел в январе 2013-го, а спустя ровно 3 года – день в день – увидел свет диск «Blackstar». Он был приурочен к 69-му дню рождения автора. Оказалось, это финальный «джокер» в колоде жизни Дэвида Боуи.

Все обсуждали потрясающий клип британца «Лазарь» (позже видео назовут жутким пророчеством). А через 3 дня после 69-летия иконы глэм-рока мир узнал страшную новость о смерти Дэвида Боуи. Оказалось, что полтора года певец боролся с онкологическим заболеванием, раком печени.

Личная жизнь Дэвида Боуи

Бурная молодость

Несмотря на постоянно возникавшие слухи о бисексуальности (и даже гомосексуальности) певца, он дважды вступал в брак. Первая жена Дэвида Боуи Анджела прожила с ним 10 лет. Это было бурное время, и когда певец решил остепениться и завязать с кокаином (в 1980-м), он развелся с Энджи.

У них есть совместный сын Дункан Джонс, родившийся в 1971-м году (он известный режиссер, снявший «Варкрафт»). Позже певец сокрушался, как мало уделял времени сынишке, но когда Дункан вырос, эти двое поладили.

Прекрасная Иман и малышка Лекси

Развод с первой супругой состоялся в 1980-м году, а в 1992-м музыкант снова пошел под венец – это была очень пышная церемония во Флоренции. Вторая жена Дэвида Боуи – известная модель Иман (полное имя – Иман Абдулмаджид), уроженка Сомали. Пара жила то в США (в Нью-Йорке, на Манхэттене), то в Лондоне.

Певец был очень счастлив и расточал комплименты второй половинке, называя ее самой прекрасной на свете – и не только внешне.

Благодаря этому новому витку в своей жизни Дэвид Боуи еще раз стал отцом, довольно поздно – в 53 года. Дочь назвали Александрией – Лекси.

10 января 2016 года новость о том, что в возрасте 69 лет от рака скончался известный певец, автор песен, киноактер и вообще культурная икона второй половины XX века, вызвала недоумение. Буквально за два дня до смерти, в свой день рождения 8 января, Дэвид Боуи выпустил новый альбом Blackstar, не похожий ни на один другой. Его внезапный уход стал шоком - о том, что музыкант смертельно болен, знал лишь самый узкий круг его родных и близких. В день смерти Боуи соцсети запестрели бесконечными выражениями соболезнования и RIP, видеоклипами и фотографиями из всех периодов карьеры Боуи.

Звучит избито, но у каждого свой Боуи. Его творчество оказало колоссальное влияние на поп- и рок-музыку, влияние, которое продолжается и будет продолжаться. При этом трудно сказать, в каком именно стиле он творил, - он сам был стилем. Вечно меняющимся.

Глэм Боуи

Дэвид Боуи родился в Лондоне 8 января 1947 года (символично, что на 8 января приходится день рождения другого поп-идола XX века - Элвиса Пресли). Настоящая фамилия Дэвида Боуи - Джонс. Псевдоним он взял в 1966-м, чтобы его не путали с фронтменом группы The Monkees Дэйви Джонсом. В одном из интервью Боуи вспоминал, что сначала он "очень мудро" поменял свой псевдоним на Том Джонс: "Я был Томом Джонсом всего пару недель и уже собирался делать фотосессию для прессы, когда вышла песня It"s Not Unusual (один из главных хитов валлийского музыканта Тома Джонса. - Прим. ТАСС )".

Затем, будучи большим поклонником Мика Джаггера, он узнал, что "джаггер" в переводе со староанглийского означает "нож", поэтому Дэвид решил взять себе похожий псевдоним (нож Боуи - тип охотничьих ножей, названный в честь Джима Боуи, одного из героев Техасской революции). Днем рождения "Дэвида Боуи" считается 14 января 1966 года - именно в этот день он впервые появляется под таким именем с группой The Lower Third на обложке пластинки Can’t Help Thinking About Me.

В то время юный Боуи выглядел как обычный мальчик-"мод" в пиджаке, играя на саксофоне в нескольких проходных группах. Его первый сольный альбом так и назывался - David Bowie (1967). В 1969 году с ним заключил контракт лейбл Mercury Records, выпустивший его альбом Man of Words, Man of Music, позже переименованный в Space Oddity. Собственно, именно оттуда и первый хит Боуи, заглавная песня про астронавта по имени Майор Том. Космос тогда был актуальной темой, поскольку в июле 1969 года американцы высадились на Луне.

Тогда же - начало длительной "космической" темы Боуи, получившей успешное продолжение в альбоме 1972 года, который ныне считается классикой, - The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars ("Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса") - концептуальный альбом, история космического пришельца-рок-звезды, рассказанная отменными песнями в стиле глэм-рок. Глэм тогда был самым актуальным музыкальным стилем, но Зигги стал больше чем просто стилем. На протяжении своей сорокалетней карьеры Боуи часто вписывался в актуальный стиль и менял его. Вообще можно сказать, что именно тогда, в 1972 году, начался Боуи как мы его знаем: артист ярких образов. Он никогда не выглядел просто как рок-звезда (что бы это ни значило), но всегда находился в некоем сказочном амплуа.

Боуи черпал идеи всюду: в современном искусстве, театре, кино, моде. Его интересовало все, поэтому его альбомы получались многослойными и насыщенными разными смыслами. Поэтому, собственно, почти вся дискография Боуи - это безусловная классика. А каждая его музыкальная находка порождала поколение продолжателей и подражателей. Он сам, кстати, всячески способствовал успеху своих коллег. Например, в том же 1972 году Боуи спродюсировал сольный альбом экс-лидера The Velvet Underground Лу Рида Transformer, песня Walk on the Wild Side из которого стала мировым хитом. В том же 1972 году Боуи обнаружил юный талант - несостоявшегося барабанщика, панка и оторву по имени Джеймс Ньюэл Остерберг, выступавшего в группе The Stooges под псевдонимом Игги Поп. Боуи устроил ему контракт с лейблом Columbia, спродюсировал ряд его альбомов, сам выступал с ним полуанонимно и, в общем, сделал Игги Попу имя.

Интересно, что бескорыстное сотрудничество с Игги Попом, которого трудно назвать коммерческим артистом (хотя для панка он, конечно, просто суперзвезда и миллионер), принесло солидные дивиденды самому Боуи. В 1977 году вышел альбом Игги Попа The Idiot, который спродюсировали Боуи и его гитарист Мик Ронсон. Во-первых, работа над этим эклектичным альбомом, соединившим драм-машины и фанк, вдохновила самого Боуи на его экспериментальную "Берлинскую трилогию" - мрачные клаустрофобские альбомы Low (1977), Heroes (1977) и Lodger (1979), которые отражали как личные неурядицы и депрессию Боуи, так и тогдашний дух времени: напряженность в мире, холодную войну, противостояние держав и прочее. Во-вторых, именно на "Идиоте" появилась песня Игги Попа China Girl (в соавторах указан Боуи, но текст почти полностью написал Игги Поп, основываясь на своих личных переживаниях). В 1983 Боуи решил перепеть ее - вроде бы для того, чтобы Поп, находившийся тогда в печальном финансовом положении, получил хорошие авторские. Для альбома Let"s Dance песня была радикально переделана. Фанк-гитарист Найл Роджерс, лидер диско-группы Chic, придумал знаменитый ныне заходной "китайский" рифф. Известный блюз-роковый гитарист Стиви Рэй Воэн сыграл потрясающее соло, в своем стиле - мясистый витальный блюз. Песня, понятно, стала хитом (2-е место в британском хит-параде), как и весь альбом, но речь о другом - о невероятном умении Боуи соединять несоединимых вроде бы музыкантов и идеи в одно неразделимое целое. И продавать эти эксперименты максимально широкой публике.

Одна из главных песен времен Зигги Стардаста - Starman

Диско Боуи

1980-е - время диско и синти-попа. Let"s Dance и альбом Tonight (1984) были как раз в этой струе: безудержного веселья, танцев и плотских радостей. Боуи, некогда придумавший имидж инопланетянина, всегда представлялся не вполне человеческим существом, неким пришельцем.

Но сам он был и жизнелюбом, и бизнесменом (в 1997 году выпустил собственные акции, то есть часть доходов от будущих альбомов и переизданий). Он неустанно троллил прессу по поводу своей якобы гомо- или бисексуальности, при том что всегда был женат на красавицах. Также будоражили воображение всякие наркотические истории. Британский певец Моррисси, экс-лидер влиятельной группы The Smiths, вспоминает, как Боуи ему как-то сказал: "Знаешь, в моей жизни было так много секса и наркотиков, что я не могу поверить, что я до сих пор жив".

К концу 80-х Боуи уже был иконой и живым классиком, но сам как сольный артист несколько потерялся. Он сознательно отошел от коммерческой поп-музыки в сторону на альбоме Never Let Me Down (1987). Настоящим провалом стал его странный проект - группа Tin Machine с гитаристом-экспериментатором Ривзом Гэбрелсом (ныне участник The Cure), существовавшая с 1988 по 1992 год и выпустившая два альбома. Сами музыканты рассматривали этот проект как чисто музыкальный эксперимент в свое удовольствие; все вносили свои идеи, а гонорары делили поровну на четверых. Понятно, что благодаря Боуи альбомы Tin Machine ненадолго попадали в хит-парады, но вообще интерес публики был минимальным. Критиков эта история просто раздражала, и, в общем, Боуи в роли демократа и экспериментатора сильно испортил себе репутацию.

Знаменитая композиция 80-х Let"s Dance

Поп Боуи

Все 90-е Дэвид Боуи отчаянно экспериментировал. Хорошая мина при неважной игре, как будто так и надо, так и было задумано. Раз в пару лет появлялись новый альбом и новый хит. Скажем, Jump They Say (из Black Tie White Noise, 1993), The Heart"s Filthy Lesson и Hallo Spaceboy (оба из концептуального 1. Outside, 1995). Наконец, совсем решительным шагом Боуи под финал 90-х стал альбом Earthling, сделанный в актуальном тогда стиле drum"n"bass. Это, кстати, действительно совершенно выдающийся альбом в дискографии Боуи, в том смысле, что любители певца его дружно ненавидят, а любители всякой электронной танцевальной музыки у Боуи если что и признают, так только этот самый Earthling. Как бы там ни было, но здесь явлена уникальная способность Боуи бросаться очертя голову в любой жанр. А также из любой непесенной музыки делать именно песни. Это же, кстати, относится к квази-фри-джазу альбома Black Tie White Noise и Blackstar, теперь уже, увы, во всех смыслах последнему.

Но, что бы ни происходило с хитами Боуи в 90-х, в то время на него уже смотрели как на духовного отца многих новых групп. Скажем, весь модный брит-поп - Blur, Suede, Pulp и прочие - это, конечно, отголоски раннего Боуи. Инди-сенсации нулевых вроде MGMT или Scissor Sisters тоже явно вдохновлялись его образами и танцевальными треками 80-х. Мессианские и космические мотивы Боуи перекочевали в творчество рэпера Канье Уэста. Леди Гага как персонажа и вовсе не существовало бы, если бы не Боуи. И так далее. Он сам всячески поощрял молодежь, пел дуэтом с Placebo и Arcade Fire. Его хиты перепевали многие, поскольку это была почти стопроцентная гарантия успеха. Скажем, The Wallflowers вернули Heroes в хит-парады в 1998 году.

Дэвид Боуи и Arcade Fire исполняют песню Wake Up

Кино Боуи

Боуи вошел не только в историю музыки, но и стал неотъемлемой частью современного кинематографа. Его песни звучат в десятках фильмов: Starman в "Марсианине", Young Americans в "Догвилле", Rock & Roll Suicide в "Водной жизни Стива Зиссу" - перечислять можно бесконечно. Сам Боуи также любил сниматься: на его счету почти полсотни ролей в кино, некоторые из которых главные или ключевые. Его первой большой ролью был, разумеется, пришелец-гуманоид, который прилетает на Землю, чтобы спасти свою родную планету от катастрофической засухи. Таков сюжет фильма "Человек, который упал на Землю" (1976), резонирующего с альбомом Ziggy Stardust. За ним последовала роль вампира в "Голоде" (1983), короля гоблинов Джарета в "Лабиринте" (1986), Энди Уорхола (которого Боуи обожал и даже посвятил ему одну из своих ранних песен) в "Баския" (1996), а уже в XXI веке - Николы Теслы в "Престиже" (2006).

По биографии Дэвида Боуи не было снято ни одного фильма, не считая "Бархатной золотой жилы" (1998), которая отсылает к глэм-роковому периоду музыканта (название фильму дала одноименная песня Боуи Velvet Goldmine). Правда, сам Боуи воспринял фильм как пасквиль, искажающий реальные факты его биографии. Его музыка должна была звучать в картине, однако он запретил ее использование, равно как и упоминание его имени. Что, в общем, неудивительно, ведь сыграть Боуи мог только сам Боуи. Каждое его камео в роли самого себя мгновенно становилось центральным моментом фильма - как, например, в комедии "Образцовый самец" (2001), где Боуи выступил в роли судьи "модного поединка". Если бы не Боуи, об этом фильме сейчас никто бы и не вспомнил.

Русский рок Боуи

Нельзя сказать, чтобы в нашей стране Боуи пользовался массовым успехом. Однако на развившийся в 80-е подпольный русский рок он оказал несомненное влияние. Первым на ум приходит, конечно же, Борис Гребенщиков, который одно время даже визуально своей обесцвеченной челкой напоминал Боуи. Да и вообще БГ не скрывает своего пристрастия к творчеству британца. Наши рокеры в то время уже имели возможность смотреть видеозаписи концертов и клипы западных музыкантов. Эстетика "новой волны" просто перевернула представление местных о рок-музыке. Танцевальные ритмы, драм-машины, яркий карнавальный имидж, экзотические мелодии - все это так или иначе переняли "Кино", "Алиса", "Альянс", "Телевизор", Nautilus Pompilius, "Апрельский марш", "Оберманекен", "Настя", а чуть позже и "Мумий Тролль", который тоже родом из 80-х, хотя и прославился в 90-е. То есть влияние распространялось буквально от Питера до Владивостока. Другой вопрос, что технически такую музыку у нас делать было очень сложно - ни свободного доступа в студии, ни инструментов.

Борис Гребенщиков, музыкант

Где-то год-два тому назад, во время бесконечных гастрольных переездов по снежным лесам, полям и степям нашей родины, я снова начал слушать музыку Боуи, и у меня словно открылся второй слух

Борис Гребенщиков, музыкант

Россия интересовалась Дэвидом Боуи, а Боуи интересовался Россией. Понятно, что в советское время ни о каких концертах столь скандального персонажа речи быть не могло. Он приехал как турист в 1973 году. Просто купил тур и проехал на поезде от Владивостока (куда приплыл из Йокогамы, завершив турне Ziggy Stardust) до Москвы.

Поездка привела Боуи в восторг: "Меня невероятно впечатлила Сибирь. Мы весь день ехали вдоль величественных лесов, рек и широких равнин. Я не мог себе представить, что в мире еще есть места, наполненные такой девственной природой", - написал он в одном из писем.

В Москве Дэвид Боуи пробыл три дня. Никаких сенсаций и скандалов: сходил в музеи, на Красную площадь. В апреле 1976-го Боуи снова приехал в Москву, вновь как частное лицо и в компании Игги Попа. И только 20 лет спустя состоялся наконец концерт Дэвида Боуи в России. Начало поездки было воодушевляющим (в аэропорту Боуи встречали с хлебом и солью), однако сам концерт в Кремле оказался провальным. Говорят, Боуи был недоволен обилием "малиновых пиджаков" и вялой реакцией зала на новые песни. Считается, что именно после этого странного концерта он зарекся вообще приезжать в Россию. В компании, которая организовывала тот концерт, эти слухи называют бредом. А истинной причины невозвращения Боуи в Россию не знает никто.

Blackstar - заглавная песня с последнего альбома Боуи. На самом деле альбом называется ★, этот же символ использовался для художественного оформления пластинки. Blackstar - единственный альбом Боуи, на обложке которого нет изображения самого музыканта

В нулевые Боуи на целых 10 лет завязал с шоу-бизнесом вообще. В 2004 году в ходе тура Reality у певца случился инфаркт, а ведь Боуи как раз тогда начал делать хитовые интересные альбомы (Heathen, да и тот же Reality), вновь был актуальным артистом, в общем, переживал возрождение. Однако Боуи не просто отменил тур, он вообще превратился в затворника. До 2013-го, когда вышел альбом The Next Day, он не давал интервью и почти не появлялся на публике. Энергичный, роковый The Next Day, спродюсированный, как в лучшие времена, Тони Висконти, начал новую страницу в дискографии Боуи. В последние годы он не переставал работать, так как знал, что жить ему оставалось недолго. Вышедший 8 января 2016 года альбом Blackstar, записанный с нью-йоркскими джазменами-новаторами, Марком Джулианой (ударные) и Донни Маккаслином (саксофон) поставил, как выяснилось теперь, яркую точку в дискографии и жизни Дэвида Боуи.

Впрочем, 2016-й не был "годом без Боуи", скорее, наоборот, это был год Боуи. Его последний альбом занимал первые строчки в чартах, видео на YouTube собирали десятки миллионов просмотров, о нем говорили в новостях и на вечерних ток-шоу, его протеже посвящали ему выступления и трибьюты (чего только стоит Life On Mars в исполнении Lorde во время BRIT Awards). Более того, уже после смерти Боуи мир услышал несколько ранее неизданных произведений музыканта: три новые песни, написанные для мюзикла Lazarus, а также полноценный альбом The Gouster, который Боуи записал в период Изможденного Белого Герцога - с 1974 по 1976 год, когда вышли альбомы Diamond Dogs, Young Americans и Station to Station.