Настоящая фамилия поэта и писателя хармса. Литературно-исторические заметки юного техника. Экранизации произведений, театральные постановки

Советский поэт, прозаик, драматург, детский писатель. Один из центральных представителей русского авангарда начала XX века. При жизни Хармса его произведения не только не печатались, но и были известны очень узкому кругу людей.

Даниил Иванович Хармс, настоящая фамилия Ювачев, родился 30 декабря (17 декабря по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге. Его отец был морским офицером. В 1883 году за соучастие в народовольческом терроре он был привлечен к суду, провел четыре года в одиночной камере и более десяти лет на каторге, где пережил религиозное обращение: наряду с мемуарными книгами "Восемь лет на Сахалине" (1901 г. ) и "Шлиссельбургская крепость" (1907 г. ) он опубликовал мистические трактаты "Между миром и монастырем" (1903 г. ), "Тайны Царства Небесного" (1910 г. ).

Мать Хармса имела дворянское происхождение, заведовала в 1900-е годы приютом для бывших каторжанок в Петербурге.

После революции она стала кастеляншей в Барачной больнице имени С.П. Боткина, отец работал старшим ревизором Государственных сберегательных касс, а позже - заведующим счетным отделением рабочего комитета на строительстве Волховской ГЭС.

В 1915 г . Даниил поступает в первый класс реального училища, входившего в состав Главного немецкого училища святого Петра в Петрограде (Петершуле). Во время революции и Гражданской войны Хармс с родителями то переезжает в Повольжье, то возвращается обратно в Петербург. С 1922 г. Хармс учится в Царском Селе, в школе, где директором была его тетка - Наталья Ивановна Колюбакина. После окончания школы в 1924 г . Хармс поступил в Ленинградский электротехникум. Однако, не имея ни малейшей тяги к профессии, он уже через год был отчислен. В это время он выбирает себе псевдоним «Хармс». Начало литературной деятельности Хармса приходится на 1925 год . Он вошел в небольшую группу ленинградских поэтов, «заумников», возглавлявшуюся А. Туфановым. В течение этого года у Хармса образовались две тетради стихотворений, которые он 9 октября 1925 г . представил вместе с заявлением о приеме в Ленинградское отделение Всероссийского союза поэтов, и 26 марта 1926 г. был в него принят. В 1925 г. Хармс вступил в брак с Э.А. Русаковой (развелись в 1932 г.)

Сотрудничество с «заумниками» было недолгим. В 1925 г. Хармс знакомится с А.И. Введенским и входит в основанный им союз «чинарей», в который также входили Я. С. Друскин и Л.С.Липавский – ставшие верными друзьями Хармса. В 1925-1928 годах Хармс создает ряд недолговечных литературных (и не только) организаций. Выступления Хармса и его единомышленников на публике отличаются нетрадиционным подходом к искусству, провокационностью и вызывают резкую критику в «официальной» прессе. Осенью 1927 года Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев и Н. Заболоцкий создают новую литературную группу - Объединение реального искусства (сокращенно - ОБЭРИУ). По замыслу создателей это объединение должно было включать в себя не только литераторов, но и художников и музыкантов. Глобальным планам не суждено было сбыться. 24 января 1928 года в Ленинградском Доме печати состоялось самое известное выступление обэриутов, включавшее чтение стихов и постановку пьесы Хармса «Елизавета Бам». Это выступление (также как и все предыдущие) было раскритиковано в прессе, но небольшие выступления Хармса с друзьями происходили вплоть до весны 1930 г. Материальное положение Хармса на протяжении всего этого времени оставалось очень плачевным. В марте 1929 г. Хармс за неуплату членских взносов даже был исключен из Союза поэтов. Для того чтобы хоть как-то заработать на жизнь Хармс начал писать стихи для детей, поскольку это было единственное, что он мог напечатать.10 декабря 1931 г. Хармса арестовали и приговорили к 3-м годам лагерей, но потом приговор смягчили и заменили на ссылку в Курск (туда же был сослан и А. Введенский). В 1932 г. Хармсу и Введенскому удалось вернуться в Ленинград. С этого времени ни о каких публикациях и выступлениях речи идти не могло. Хармс (как и большинство его друзей) даже не пытался опубликовать свои «взрослые» сочинения. Общение бывших обэриутов и близких им людей проходило теперь на квартирах. Единственным источником средств к существованию оставались произведения для детей, но и их удавалось напечатать все реже. В 1935 г. Хармс вступает во второй брак с М. Малич. После публикации в 1937 году в детском журнале стихотворения «Из дома вышел человек с дубинкой и мешком», некоторое время Хармса не печатают вовсе, что ставит его с женой на грань голодной смерти. Не смотря на крайне неблагоприятные обстоятельства Хармс продолжает работать: он пишет множество коротких историй, театральных сценок и стихов для взрослых, создает цикл миниатюр «Случаи», повесть «Старуха». 23 августа 1941 года Хармса арестовали «за пораженческие настроения». По воспоминаниям друзей, он действительно пессимистично оценивал перспективы СССР в войне и крайне негативно относился к перспективе службы в армии. В свете обстоятельств Хармса трудно в этом винить. О дальнейшей судьбе поэта практически ничего не известно, точно не установлены ни дата смерти, ни её причина. Известно, что скончался он в тюремной психиатрической лечебнице, о чем 4 февраля 1942 г. было сообщено его жене М. Малич. По видимому Хармс симулировал сумасшествие, чтобы избежать расстрела, а умер скорее всего от голода.

Хармс в записных книжках называет следующие причины его отчисления из Электротехникума: «1) Неактивность в общественных работах. 2) Я не подхожу классу физиологически».

У Хармса было около 20-ти псевдонимов. Столь большое число литературных имен объясняется с одной стороны склонностью Хармса к мистификациям и театрализации своей жизни, с другой стороны, цензура постоянно запрещала произведения Хармса, и он публиковал их под новыми псевдонимами.

Значение псевдонима «Хармс» доподлинно неизвестно. Исследователи творчества Хармса предполагают, что оно образовано по созвучию с французским «charme» - «шарм, обаяние» и английским «harm» - «вред». Некоторые заходят и еще дальше и ищут истоки псевдонима в санскритском «dharma» - "религиозный долг" и имени египетского мага Гермеса (Hermes) Трисмегиста.

О характере выступлений Хармса и его товарищей можно судить по нескольким любопытным фактам. Так, во время выступления "чинарей" на собрании литературного кружка Высших курсов искусствоведения (1927 г.) разразился скандал, во время которого Хармс, взобравшись на стул, заявил: «Я в конюшнях и публичных домах не читаю!».

На свое последнее выступление в общежитии студентов ЛГУ (1930 г. ) обэриуты явились с плакатами: "Пошла Коля на море", "Шли ступеньки мима кваса", "Мы не пироги?" и т. п. По свидетельству Л. Я. Гинзбург, в ответ на попытки выяснить смысл последнего лозунга поэты резонно замечали: "А разве мы - пироги?".

К. Малевич подарил Хармсу свою книгу "Бог не скинут" с дарственной надписью: "Идите и останавливайте прогресс!"

Литературное объединение ОБЭРИУ является уникальным не только в отечественной но и в мировой литературе. Уникальность его в том, что все публикации всех членов этого объединения (за исключением Н. Заболоцкого) можно пересчитать по пальцам одной руки. Это при том, что творческий потенциал и оригинальность идей обэриутов сейчас очевидны.

Судьба большинства обэриутов была трагической. А. Введенский, арестованный в одно время с Хармсом, погиб при пересылке. В. Вагинов умер от туберкулеза в 1934 г. Олейников был расстрелян в 1938 г. Б. Левин и Л. Липавский погибли на фронте. Н. Заболоцкий восемь лет (1938-1946) провел в лагерях и ссылке.

Литературное наследие Хармса сохранил его друг Я. Друскин, который после известия о смерти Хармса, пришел в его брошенную квартиру и забрал чемодан с рукописями. Я. Друскин не прикасался к чемодану 20 лет и только в 60-х годах начал разбор рукописей.

Культовая фигура среди отечественных хиппи - Анна Герасимова (Умка) является специалистом по творчеству Д. Хармса и обэриутов.

Библиография

Литературное наследие Д. Хармса невелико: стихи и рассказы для детей, стихи для взрослых, несколько пьес, проза представлена короткими рассказами. Среди его «взрослых» произведений наибольшей известностью пользуются цикл «Случаи» и повесть «Старуха».

Экранизации произведений, театральные постановки

Художественные фильмы

Клоунада (1989) реж. Д. Фролов

Стару-ха-рмса (1991) реж. В. Гемс

Счастливые дни (1991) реж. А. Балабанов

Концерт для крысы (1996) реж. О. Ковалов

Падение в небеса (2007) реж. Н. Митрошина

Мультипликационные фильмы

Самовар Иван Иванович. (1987) реж. Ц.Оршанский

Однажды (1990) реж. А.Гурьев

Случай (1990) реж. А.Туркус

Ключевые слова: Даниил Хармс, Биография Даниила Хармса, Подробная биография, полная биография, читать биографию хармса, творчество Даниила Хармса, абсурд, русский авангард, произведения, читать онлайн, бесплатно, скачать, русская литература, проза, обериуты

Даниил Иванович Хармс, настоящая фамилия Ювачев, родился 30 декабря (17 декабря по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге. Его отец был морским офицером. В 1883 году за соучастие в народовольческом терроре он был привлечен к суду, провел четыре года в одиночной камере и более десяти лет на каторге, где пережил религиозное обращение: наряду с мемуарными книгами "Восемь лет на Сахалине" (1901) и "Шлиссельбургская крепость" (1907) он опубликовал мистические трактаты "Между миром и монастырем" (1903), "Тайны Царства Небесного" (1910).

Мать Хармса имела дворянское происхождение, заведовала в 1900-е годы приютом для бывших каторжанок в Петербурге.

После революции она стала кастеляншей в Барачной больнице имени С.П. Боткина, отец работал старшим ревизором Государственных сберегательных касс, а позже — заведующим счетным отделением рабочего комитета на строительстве Волховской ГЭС.

В 1915-1918 годах Даниил учился в привилегированном Главном немецком училище святого Петра в Петрограде (Петришуле).

В 1922-1924 годах — во 2-й Детскосельской единой трудовой школе, бывшей гимназии в Царском Селе, где директором и преподавателем русской словесности была его тетя Наталья Колюбакина.

В 1924-1926 годах проходил обучение в Первом Ленинградском электротехникуме, откуда был отчислен за "слабую посещаемость и неактивность в общественных работах".

В начале 1920-х годов Даниил Ювачев выбрал себе псевдоним "Хармс", который постепенно настолько "прирос" к нему, что превратился в часть фамилии.

В 1930-е годы, когда всем советским гражданам выдали паспорта, он приписал к своей фамилии через дефис вторую часть, так что получилось "Ювачев-Хармс".

Псевдоним "Хармс" исследователями трактуется как "обаяние", "чары" (от французского charm), как "вред" и "несчастье" (от английского harm) и как "чародей". Кроме основного псевдонима Даниил использовал еще около 30 псевдонимов — Чармс, Гармониус, Шардам, Дандан, а также Иван Топорышкин, Карл Иванович Шустерлинг и др.

Стихи он начал писать во время учебы в школе, позже избрал поэзию своей основной профессией.

Самое раннее из сохранившихся стихотворений Хармса "В июле как-то лето наше…" относится к 1922 году.

Большое влияние на раннего Хармса оказал поэт Александр Туфанов, продолжатель Велимира Хлебникова, автор книги "К зауми", основавший в марте 1925 года Орден Заумников, в ядро которого вошел и сам Хармс, взявший себе титул "Взирь зауми".

Отход от Туфанова предопределила дружба с поэтом Александром Введенским, вместе с которым в 1926 году Хармс создал "Школу чинарей" — камерное сообщество, куда помимо двух поэтов вошли философы Яков Друскин, Леонид Липавский и поэт, впоследствии редактор детского журнала "Еж" Николай Олейников. Главной формой деятельности "чинарей" стали выступления с чтением своих стихов.

В 1926 году стихотворение Хармса "Случай на железной дороге" было опубликовано в сборнике стихов, в 1927 году "Стих Петра Яшкина" было напечатано в сборнике "Костер".

В 1928 году Хармс стал участником литературной группы Объединения Реального Искусства (ОБЭРИУ), в которую входили поэты Александр Введенский, Николай 3аболоцкий и др., использовавшие приемы алогизма, абсурда, гротеска. На организованном объединением вечере "Три левых часа" гвоздем программы стала постановка пьесы Хармса "Елизавета Бам".

В этом же году писатель Самуил Маршак привлек Хармс к работе в ленинградском отделе издательства детской литературы "Детгиз". В печати были опубликованы "Иван Иваныч Самовар" (1928), "Иван Топорышкин" (1928), "О том, как папа застрелил мне хорька" (1929), "Веселые чижи" (в соавторстве с Маршаком, 1929), "Миллион" (1930), "Врун" (1930) и другие. Стихи Хармса выходили 11 отдельными изданиями.

В декабре 1931 года Хармс вместе с другими работниками ленинградского детского сектора издательства был арестован по подозрению в антисоветской деятельности, был приговорен к заключению на три года, что было в 1932 году заменено ссылкой в Курск, куда его сопроводили вместе с Введенским. В 1932 году ему удалось вернуться в Ленинград, где он продолжил сотрудничать в журналах "Еж" и "Чиж", опубликовал вольный перевод повести немецкого поэта Вильгельма Буша "Плих и Плюх".

В 1934 году Хармс был принят в Союз писателей СССР. В этом же году он начал работу над философским трактатом "Существование", который не был завершен.

В марте 1937 года в журнале "Чиж" было опубликовано стихотворение "Из дома вышел человек", повествующее о том, как в СССР человек вышел из дома и бесследно исчез. После этого Хармса перестали печатать и в детских изданиях. В том же году он приступил к созданию прозаического цикла "Случаи".

В конце мая — начале июня 1939 года Хармс написал повесть "Старуха", которое многие исследователи считают главным в творчестве писателя.

Осенью 1939 года Хармс симулировал психическое заболевание, в сентябре-октябре лежал в нервно-психиатрическом диспансере Василеостровского района, где ему был поставлен диагноз "шизофрения".

Летом 1940 года написал рассказы "Рыцари", "Победа Мышина", "Лекция", "Пашквиль", "Помеха", "Упадание", в сентябре — рассказ "Власть", позже — рассказ "На кровати метался полупрозрачный юноша…".

В 1941 году, впервые после 1937 года, вышли две детские книги с участием Хармса.

Последним из дошедших произведений Хармса стал рассказ "Реабилитация", написанный в июне 1941 года.

23 августа 1941 года Хармс был арестован, обвинен в антисоветской деятельности. В середине декабря был переведен в психиатрическое отделение тюремной больницы при "Крестах".

2 февраля 1942 года Даниил Хармс умер в заключении в блокадном Ленинграде от истощения. Имя его было вычеркнуто из советской литературы.

В 1960 году сестра Хармса Елизавета Грицына обратилась к Генеральному прокурору СССР с просьбой пересмотреть дело брата. 25 июля 1960 года постановлением прокуратуры Ленинграда Хармс был признан невиновным, его дело было закрыто за отсутствием состава преступления, а сам он реабилитирован.

В СССР был издан сборник его детских стихотворений "Игра" (1962). С 1978 года в ФРГ публиковалось его собрание сочинений. К середине 1990-х годов Хармс занял место одного из главных представителей русской художественной словесности 1920-1930-х годов, противостоящей советской литературе.

Первое полное трехтомное собрание сочинений Даниила Хармса вышло в России в 2010-х годах.

Даниил Хармс был дважды женат. Первая супруга — Эстер Русакова, дочь бывшего политэмигранта, после развода с писателем в 1937 году вместе со своей семьей была арестована, осуждена на пять лет лагерей и вскоре скончалась в Магадане.

Вторая жена Хармса — Марина Малич, происходила из рода Голицыных, после смерти мужа была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Пятигорск, откуда была угнана немцами на принудительные работы в Германию. Ей удалось попасть во Францию, позже Марина эмигрировала в Венесуэлу. По ее воспоминаниям литературовед Владимир Глоцер написал книгу "Марина Дурново: Мой муж Даниил Хармс".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

На момент выхода в свет в 1995-м году первого в России сборника произведений Даниила Ивановича Хармса, этот поэт оставался загадочным персонажем. Его роль в русской литературе до сих пор не ясна. Сам Хармс сформулировал свое творческое кредо так – «гениально правильно найденное незначительное отклонение, которое создает истинное искусство».

Ювачев – такова была фамилия Даниила Ивановича при рождении. 17 (30 – по новому стилю) декабря 1905 года он был рожден в Санкт-Петербурге. Примерно с 1924 года именует себя Хармс. За всё время псевдонимов было несколько десятков – Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг и прочие. Но в итоге, чаще всего использовался именно «Хармс». Происходил он, видимо, от французского «charm» - «шарм, обаяние» и от английского «harm» - «вред». Отец – Иван Павлович Ювачев (1860-1940) являлся человеком глубоко православным и опубликовал ряд религиозных трудов. Он никогда не признавал поэтической деятельности сына, т. к. она сильно отличалась от его представлений о поэзии. Но он оказал важное влияние на морально-религиозное формирование Хармса. О матери – Надежде Ивановне Колюбакиной, которая была педагогом, известно мало.

Обучался Даниил Иванович в Главном немецком училище св. Петра (Петершуле). Там он основательно выучил немецкий и английский языки. Но доучивался писатель уже в другой школе, в Царском Селе, там директором была его тетя по матери – Наталья Ивановна Колюбакина. С 1924 по 1925 Ювачев учится в Ленинградском электротехникуме. Но в итоге, ни высшего, ни среднеспециального образования он не получил. А, исходя из списков изученных книг в его дневнике, очень любил читать и самообразовываться.

Активно заниматься литературной деятельностью Хармс стал с 1925 года, начав общаться с немногочисленным коллективом ленинградских поэтов, первым у которых был Александр Туфанов – поэт-новатор. Называлось это объединение «Орден заумников». Участники давали представления в разных местах с прочтением своих и чужих стихотворений. Около 1926 года Хармс принимают в Ленинградское отделение Всероссийского союза поэтов, а исключают спустя три года за неуплату взносов. Вдобавок в 1926-27 гг. в сборниках Союза поэтов печатаются два его стихотворения. Параллельно Даниил Иванович испытывает желание собрать всех, так называемых «левых» писателей и художников новаторов в одной организации.

В1927 году Хармс совместно с А. Введенским, Н. Заболоцким и И. Бахтеревым образовывает литературную группу – Объединение реального искусства – ОБЭРИУ. А в 1928 году журнал «Афиши Дома печати» опубликовывает известную декларацию ОБЭРИУ. В ней группа позиционируется как «новый отряд левого революционного искусства» и поэты нового мироощущения и нового поэтического языка. Такими они и являлись. Там же написаны сжатые описания каждого участника объединения. В этом же 1928, в ленинградском Доме Печати обэриуты организовали обширный театрализованный вечер «Три левых часа». В первом часе - прочтение стихотворений, во втором - пьеса Хармса «Елизавета Бам», а в третьем демонстрация кинофильма «Мясорубка» Разумовского и К. Минца. Представление имело большой успех, и закончилось под утро. Но днём в «Красной газете», как ни странно, появилась крайне отрицательная статья, в ней пьеса Хармса была раскритикована и названа сумбурной и непонятной. После такой рецензии обэриуты выступали только с короткими программами, как раньше. Заключительное выступление объединения было в общежитии студентов ЛГУ. Оно тоже вызвало возмущение, и охарактеризовалось в статье газеты «Смена», как «поэзия чуждых людей и классовых врагов». Датой окончания деятельности ОБЭРИУ считается 9 апреля 1930 года.

В 1928-1931 гг. Хармс сочинял для детских журналов стихотворения, рассказы и придумывал шарады. Тогда же выпущены девять иллюстрированных книг для детей. Отчасти та статья в «Смене» явилась одним из предлогов ареста Хармса и Введенского в конце 1931 года. Основным же поводом была работа для издательства «Детская литература», обвинение в противосоветском сочинительстве. Их сослали в Курск, но осенью 1932 года изначальное постановление (три года исправительных лагерей) было смягчено, и поэты возвратились в Ленинград. С этого времени Хармс пишет меньше стихотворений и в творчестве рисуются сцены повседневного насилия и мерзости бытия.

С марта 1928 года до 1932 Хармс женат на Эстер Александровне Русаковой (Иоселевич) – дочери эмигрантов из Таганрога, рожденной в Марселе и прожившей там 13 лет. Познакомились же они примерно в 1923-24 гг. Он много упоминал о ней и об их трудных отношениях в дневниках и посвятил ей немало произведений. В годы близкого общения Хармса и Эстер в его трудах появляется личностный биографический подтекст. С ней связана важная тема лирики Хармса – мотив окна. В переводе на русский Эстер – звезда. Она для него не просто любимый человек, но и нечто иное, что присутствовало во всех помыслах и делах. Он писал: «Весь мир – окно – Эстер».

Второй женой Хармса в 1934 году стала Марина Владимировна Малич и присутствовала с ним до его ареста в 1941 году. Ей писатель дал прозвище Фефюля и посвятил три песни (про Фефюлю). Также Марине посвящен большой цикл «Случаи» - тридцать рассказов и сценок. Она же спасла из дома на Маяковской после бомбежки большую часть архива Хармса и передала Я. С. Друскину – его товарищу писателю и философу.

Под конец 30-х годов Хармс публикует известное стихотворение «Из дома вышел человек…». Вслед за тем его не публиковали около года. Затем появляется второе крупное создание – повесть «Старуха». Это произведение одновременно философское, биографическое и фантастическое. Далее Хармс сочиняет в основном только прозу. В 1940-41 годах творения его становятся всё более мрачными, что продиктовано событиями тех времен, голодным существованием и ощущением безнадежности.

В августе 1941 года Хармса арестовывают за названные «пораженческими» изречения и клевету. А 2 февраля 1942 года, в период блокады Ленинграда он умирает в тюремной психиатрической лечебнице. По каким-то источникам, Хармс изобразил нарушение психики, чтобы уклониться от расстрела.

Для Хармса было свойственно видение мира как органического целого и отрицание незыблемых писательских авторитетов. В своем творчестве он обогащал и обострял значение предметов и слов. Хармс хотел достигнуть состояния сверхсознания, где «я» через «оно» уступит место «мы», а индивидуальность поэта расширится до космических пределов, не потеряв при этом своей конкретности и неповторимости. Увидеть мир целиком, применив метод расширенного смотрения – такова была его цель. Поэт должен был превратиться во всеобъемлющее существо. Его тексты не имели четких границ. Хармс намеренно не соблюдал орфографические правила и правила пунктуации, и это было продиктовано его восприятием мира и поэзии. Задачей поэта было преображение этого мира. Он хотел в один момент охватить всё бытиё, избавляясь от запятых. Так мир виделся ему постоянно обновляющимся, каждый миг воспринимался как самостоятельная единица, вмещающая всю вселенную. Хармс трансформировал слова, меняя одну или несколько букв, не разрушая целиком звуковую оболочку слова. Большое значение у него придавалось именно вызыванию определенных ощущений движения.

Произведения Даниила Хармса не оставят равнодушным заинтересованного и тонко чувствующего читателя. Необыкновенная игра слов и многозначительность вводят совершенно в особое состояние. Его можно назвать гением абсурда.

К середине 1990-х годов Хармс прочно занимает место одного из главных представителей русской художественной словесности 1920–1930-х годов, по сути дела противостоящей советской литературе.


Родился 17 (30) декабря 1905 в С.-Петербурге. Отец его, в бытность морским офицером привлеченный к суду в 1883 за соучастие в народовольческом терроре, провел четыре года в одиночной камере и более десяти лет на каторге, где, по-видимому, пережил религиозное обращение: наряду с мемуарными книгами Восемь лет на Сахалине (1901) и Шлиссельбургская крепость (1907) он опубликовал мистические трактаты Между миром и монастырем (1903), Тайны Царства Небесного (1910) и др. Мать Хармса, дворянка, заведовала в 1900-е годы приютом для бывших каторжанок в Петербурге. Хармс учился в санкт-петербургской привилегированной немецкой школе (Петершуле), где приобрел основательное знание немецкого и английского языков. В 1924 поступил в Ленинградский электротехникум, откуда через год был исключен за «слабую посещаемость» и «неактивность в общественных работах». С тех пор целиком отдался писательскому труду и жил исключительно литературным заработком. Сопутствующее писательству разностороннее самообразование, с особым уклоном в философию и психологию, как о том свидетельствует его дневник, протекало чрезвычайно интенсивно.

Изначально он чувствовал в себе «силу стихотворства» и своим поприщем избрал поэзию, понятие о которой определилось у него под влиянием поэта А.В.Туфанова (1877–1941), почитателя и продолжателя В.В.Хлебникова, автора книги К зауми (1924) и основателя (в марте 1925) Ордена Заумников, в ядро которого входил и Хармс, взявший себе титул «Взирь зауми».Через Туфанова сблизился с А.Введенским, учеником более ортодоксального поэта-«хлебниковца» и обожателя А.Крученыха И.Г.Терентьева (1892–1937), создателя ряда агитпьес, в том числе «актуализующей» сценической обработки Ревизора, спародированной в Двенадцати стульях И.Ильфа и Е.Петрова. С Введенским Хармса связала прочная дружба, тот, порой без особых оснований, принимал на себя роль наставника Хармса. Однако направленность их творчества, родственного в плане словеснических поисков, с начала до конца принципиально различна: у Введенского возникает и сохраняется дидактическая установка, у Хармса преобладает игровая. Об этом свидетельствуют первые же известные его стихотворные тексты: Кика с Кокой, Ваньки Встаньки, Землю говорят изобрели конюхи и поэма Михаилы.

Введенский обеспечил Хармсу новый круг постоянного общения, познакомив его со своими друзьями Л.Липавским и Я.Друскиным, выпускниками философского отделения факультета общественных наук, отказавшимися отречься от своего учителя, высланного из СССР в 1922 видного русского философа Н.О.Лосского, и пытавшимися развивать его идеи самоценности личности и интуитивного знания. Их взгляды безусловно повлияли на мировоззрение Хармса, 15 с лишним лет они были первыми слушателями и ценителями Хармса, во время блокады Друскин чудом спас его сочинения.

Еще в 1922 Введенский, Липавский и Друскин основали тройственный союз и стали называть себя «чинарями»; в 1925 к ним присоединился Хармс, который из «взиря зауми» стал «чинарем-взиральником» и быстро приобрел скандальную известность в кругах литераторов-авангардистов под своим новоизобретенным псевдонимом, которым стало множественное число английского слова «harm» – «напасти». Впоследствии свои произведения для детей он подписывал и иначе (Чармс, Шардам и т.д.), но собственной фамилией никогда не пользовался. Псевдоним был закреплен и во вступительной анкете Всероссийского Союза поэтов, куда Хармса приняли в марте 1926 на основании представленных стихотворных сочинений, два из которых (Случай на железной дороге и Стих Петра Яшкина – коммуниста) удалось напечатать в малотиражных сборниках Союза. Кроме них, до конца 1980-х годов в СССР было опубликовано лишь одно «взрослое» произведение Хармса – стихотворение Выходит Мария, отвесив поклон (сб. День поэзии, 1965).

В качестве члена литобъединения Хармс получил возможность выступать с чтением своих стихов, но воспользовался ею только один раз, в октябре 1926 – другие попытки были тщетными. Игровое начало его стихов стимулировало их драматизацию и сценическое представление: в 1926 он вместе с Введенским подготовил синтетический спектакль авангардистского театра «Радикс» Моя мама вся в часах, но дальше репетиций дело не пошло. Хармс познакомился с К.Малевичем, и глава супрематизма подарил ему свою книгу Бог не скинут с надписью «Идите и останавливайте прогресс». Свое стихотворение На смерть Казимира Малевича Хармс прочел на панихиде по художнику в 1936. Тяготение Хармса к драматической форме выразилось в диалогизации многих стихотворений (Искушение, Лапа, Месть и т.д.), а также в создании Комедии Города Петербурга и первого преимущественно прозаического сочинения – пьесы Елизавета Бам, представленной 24 января 1928 на единственном вечере «Объединения Реального Искусства» (ОБЭРИУ), куда, кроме Хармса и Введенского, входили Н.Заболоцкий, К.Вагинов и И.Бахтерев и к которому примыкал Н.Олейников – с ним у Хармса образовалась особая близость. Объединение было неустойчивым, просуществовало менее трех лет (1927–1930), и деятельное участие в нем Хармса было скорее внешним, никак не затронувшим его творческих принципов. Характеристика, данная ему Заболоцким, составителем манифеста ОБЭРИУ, отличается неопределенностью: «поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях».

В конце 1927 Олейников и Б.Житков организуют «Ассоциацию писателей детской литературы» и приглашают в нее Хармса; с 1928 по 1941 он постоянно сотрудничает в детских журналах «Еж», «Чиж», «Сверчок» и «Октябрята», за это время у него выходит около 20 детских книг. Эти сочинения являются естественным ответвлением творчества Хармса и дают своеобразный выход его игровой стихии, но, как о том свидетельствуют его дневники и письма, писались они исключительно для заработка (с середины 1930-х годов более чем скудного) и особого значения автор им не придавал. Печатались они стараниями С.Я.Маршака, отношение к ним руководящей критики, начиная со статьи в «Правде» (1929) Против халтуры в детской литературе, было однозначным. Вероятно, поэтому приходилось постоянно варьировать и изменять псевдоним.

Ненапечатанные его произведения газета «Смена» расценила в апреле 1930 как «поэзию классового врага», статья стала предвестием ареста Хармса в конце 1931, квалификации его литературных занятий как «подрывной работы» и «контрреволюционной деятельности» и ссылки в Курск. В 1932 ему удалось вернуться в Ленинград. Характер его творчества меняется: поэзия отходит на задний план и стихов пишется все меньше (последние законченные стихотворения относятся к началу 1938), прозаические же сочинения (за исключением повести Старуха, творения малого жанра) множатся и циклизуются (Случаи, Сцены и т.д.). На месте лирического героя – затейника, заводилы, визионера и чудодея – появляется нарочито наивный рассказчик-наблюдатель, беспристрастный до цинизма. Фантастика и бытовой гротеск выявляют жестокую и бредовую несуразицу «непривлекательной действительности» (из дневников), причем эффект ужасающей достоверности создается благодаря скрупулезной точности деталей, жестов, речевой мимики. В унисон с дневниковыми записями («пришли дни моей гибели» и т.п.) последние рассказы (Рыцари, Упадание, Помеха, Реабилитация) проникнуты ощущением полной безысходности, всевластия полоумного произвола, жестокости и пошлости.

В августе 1941 Хармс был арестован за «пораженческие высказывания».

Сочинения Хармса, даже напечатанные, пребывали в полном забвении до начала 1960-х годов, когда был издан сборник его тщательно отобранных детских стихотворений Игра (1962). После этого ему около 20 лет пытались присвоить облик веселого чудака, массовика-затейника по детской части, совершенно не согласующийся с его «взрослыми» сочинениями. С 1978 в ФРГ публикуется его собрание сочинений, подготовленное на основе спасенных рукописей М.Мейлахом и В.Эрлем. К середине 1990-х годов Хармс прочно занимает место одного из главных представителей русской художественной словесности 1920–1930-х годов, по сути дела противостоящей советской литературе.

Биография

ХАРМС, ДАНИИЛ ИВАНОВИЧ (наст. фамилия Ювачев) (1905−1942), русский поэт, прозаик, драматург. Родился 17 (30) декабря 1905 в С.-Петербурге. Отец его, в бытность морским офицером привлеченный к суду в 1883 за соучастие в народовольческом терроре, провел четыре года в одиночной камере и более десяти лет на каторге, где, по-видимому, пережил религиозное обращение: наряду с мемуарными книгами Восемь лет на Сахалине (1901) и Шлиссельбургская крепость (1907) он опубликовал мистические трактаты Между миром и монастырем (1903), Тайны Царства Небесного (1910) и др. Мать Хармса, дворянка, заведовала в 1900-е годы приютом для бывших каторжанок в Петербурге. Хармс учился в санкт-петербургской привилегированной немецкой школе (Петершуле), где приобрел основательное знание немецкого и английского языков. В 1924 поступил в Ленинградский электротехникум, откуда через год был исключен за «слабую посещаемость» и «неактивность в общественных работах». С тех пор целиком отдался писательскому труду и жил исключительно литературным заработком. Сопутствующее писательству разностороннее самообразование, с особым уклоном в философию и психологию, как о том свидетельствует его дневник, протекало чрезвычайно интенсивно.

Изначально он чувствовал в себе «силу стихотворства» и своим поприщем избрал поэзию, понятие о которой определилось у него под влиянием поэта А. В. Туфанова (1877−1941), почитателя и продолжателя В. В. Хлебникова, автора книги К зауми (1924) и основателя (в марте 1925) Ордена Заумников, в ядро которого входил и Хармс, взявший себе титул «Взирь зауми».Через Туфанова сблизился с А. Введенским, учеником более ортодоксального поэта-«хлебниковца» и обожателя А. Крученыха И. Г. Терентьева (1892−1937), создателя ряда агитпьес, в том числе «актуализующей» сценической обработки Ревизора, спародированной в Двенадцати стульях И. Ильфа и Е.Петрова. С Введенским Хармса связала прочная дружба, тот, порой без особых оснований, принимал на себя роль наставника Хармса. Однако направленность их творчества, родственного в плане словеснических поисков, с начала до конца принципиально различна: у Введенского возникает и сохраняется дидактическая установка, у Хармса преобладает игровая. Об этом свидетельствуют первые же известные его стихотворные тексты: Кика с Кокой, Ваньки Встаньки, Землю говорят изобрели конюхи и поэма Михаилы.

Введенский обеспечил Хармсу новый круг постоянного общения, познакомив его со своими друзьями Л. Липавским и Я. Друскиным, выпускниками философского отделения факультета общественных наук, отказавшимися отречься от своего учителя, высланного из СССР в 1922 видного русского философа Н. О. Лосского, и пытавшимися развивать его идеи самоценности личности и интуитивного знания. Их взгляды безусловно повлияли на мировоззрение Хармса, 15 с лишним лет они были первыми слушателями и ценителями Хармса, во время блокады Друскин чудом спас его сочинения.

Еще в 1922 Введенский, Липавский и Друскин основали тройственный союз и стали называть себя «чинарями»; в 1925 к ним присоединился Хармс, который из «взиря зауми» стал «чинарем-взиральником» и быстро приобрел скандальную известность в кругах литераторов-авангардистов под своим новоизобретенным псевдонимом, которым стало множественное число английского слова «harm» - «напасти». Впоследствии свои произведения для детей он подписывал и иначе (Чармс, Шардам и т. д.), но собственной фамилией никогда не пользовался. Псевдоним был закреплен и во вступительной анкете Всероссийского Союза поэтов, куда Хармса приняли в марте 1926 на основании представленных стихотворных сочинений, два из которых (Случай на железной дороге и Стих Петра Яшкина - коммуниста) удалось напечатать в малотиражных сборниках Союза. Кроме них, до конца 1980-х годов в СССР было опубликовано лишь одно «взрослое» произведение Хармса - стихотворение Выходит Мария, отвесив поклон (сб. День поэзии, 1965).

В качестве члена литобъединения Хармс получил возможность выступать с чтением своих стихов, но воспользовался ею только один раз, в октябре 1926 - другие попытки были тщетными. Игровое начало его стихов стимулировало их драматизацию и сценическое представление: в 1926 он вместе с Введенским подготовил синтетический спектакль авангардистского театра «Радикс» Моя мама вся в часах, но дальше репетиций дело не пошло. Хармс познакомился с К. Малевичем, и глава супрематизма подарил ему свою книгу Бог не скинут с надписью «Идите и останавливайте прогресс». Свое стихотворение На смерть Казимира Малевича Хармс прочел на панихиде по художнику в 1936. Тяготение Хармса к драматической форме выразилось в диалогизации многих стихотворений (Искушение, Лапа, Месть и т. д.), а также в создании Комедии Города Петербурга и первого преимущественно прозаического сочинения - пьесы Елизавета Бам, представленной 24 января 1928 на единственном вечере «Объединения Реального Искусства» (ОБЭРИУ), куда, кроме Хармса и Введенского, входили Н. Заболоцкий, К. Вагинов и И. Бахтерев и к которому примыкал Н. Олейников - с ним у Хармса образовалась особая близость. Объединение было неустойчивым, просуществовало менее трех лет (1927−1930), и деятельное участие в нем Хармса было скорее внешним, никак не затронувшим его творческих принципов. Характеристика, данная ему Заболоцким, составителем манифеста ОБЭРИУ, отличается неопределенностью: «поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях». В конце 1927 Олейников и Б. Житков организуют «Ассоциацию писателей детской литературы» и приглашают в нее Хармса; с 1928 по 1941 он постоянно сотрудничает в детских журналах «Еж», «Чиж», «Сверчок» и «Октябрята», за это время у него выходит около 20 детских книг. Эти сочинения являются естественным ответвлением творчества Хармса и дают своеобразный выход его игровой стихии, но, как о том свидетельствуют его дневники и письма, писались они исключительно для заработка (с середины 1930-х годов более чем скудного) и особого значения автор им не придавал. Печатались они стараниями С. Я. Маршака, отношение к ним руководящей критики, начиная со статьи в «Правде» (1929) Против халтуры в детской литературе, было однозначным. Вероятно, поэтому приходилось постоянно варьировать и изменять псевдоним. Ненапечатанные его произведения газета «Смена» расценила в апреле 1930 как «поэзию классового врага», статья стала предвестием ареста Хармса в конце 1931, квалификации его литературных занятий как «подрывной работы» и «контрреволюционной деятельности» и ссылки в Курск. В 1932 ему удалось вернуться в Ленинград. Характер его творчества меняется: поэзия отходит на задний план и стихов пишется все меньше (последние законченные стихотворения относятся к началу 1938), прозаические же сочинения (за исключением повести Старуха, творения малого жанра) множатся и циклизуются (Случаи, Сцены и т. д.). На месте лирического героя - затейника, заводилы, визионера и чудодея - появляется нарочито наивный рассказчик-наблюдатель, беспристрастный до цинизма. Фантастика и бытовой гротеск выявляют жестокую и бредовую несуразицу «непривлекательной действительности» (из дневников), причем эффект ужасающей достоверности создается благодаря скрупулезной точности деталей, жестов, речевой мимики. В унисон с дневниковыми записями («пришли дни моей гибели» и т. п.) последние рассказы (Рыцари, Упадание, Помеха, Реабилитация) проникнуты ощущением полной безысходности, всевластия полоумного произвола, жестокости и пошлости. В августе 1941 Хармс был арестован за «пораженческие высказывания». Сочинения Хармса, даже напечатанные, пребывали в полном забвении до начала 1960-х годов, когда был издан сборник его тщательно отобранных детских стихотворений Игра (1962). После этого ему около 20 лет пытались присвоить облик веселого чудака, массовика-затейника по детской части, совершенно не согласующийся с его «взрослыми» сочинениями. С 1978 в ФРГ публикуется его собрание сочинений, подготовленное на основе спасенных рукописей М. Мейлахом и В.Эрлем. К середине 1990-х годов Хармс прочно занимает место одного из главных представителей русской художественной словесности 1920−1930-х годов, по сути дела противостоящей советской литературе. Умер Хармс в Ленинграде 2 февраля 1942 - в заключении, от истощения.

Даниил Иванович Хармс (Ювачёв), (30 декабря 1905 года - 2 февраля 1942) - известный поэт и прозаик, драматург и замечательный детский писатель. Очень рано выбрал себе псевдоним и рано начал писать. Был активным участником «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ).р> Даниил Ювачёв родился в Санкт-Петербурге в семье Ивана Ювачёва, революционера, сосланного на каторгу, и Надежды Ювачёвой. Родители были знакомы со многими известными в то время писателями. р> 1915-1918 – средняя школа Главного немецкого училища; 1922-1924 – Детско-сельская единая трудовая школа; 1924 год -ленинградский электротехникум; 1926 год - отчисление; 5 марта 1928 года - женитьба на Эстер Русаковой, Хармс посвятил ей много произведений и дневниковых записей в период с 1925 по 1932 год. Отношения были сложными, в 1932 году по обоюдному согласию они развелись. 1928 – 1941 год – активно сотрудничает с детскими журналами, очень много пишет детских произведений, сотрудничает с Маршаком; Им написано больше 20-ти детских книг. 16 июля 1934 года Хармс женится на Марине Малич и не расстается с ней до самого конца; 23 августа 1941 год – арест (ложное обвинение в распространении «клеветнических и пораженческих настроений») по доносу Антонины Оранжиреевой (агента НКВД); Психиатрическая клиника «Кресты» - чтобы не расстреляли, писатель симулирует сумасшествие. р>

Вторично подвергся аресту и снова направлен в психиатрическую больницу.р> Умер 2 февраля 1942 года от истощения во время страшной блокады Ленинграда. р>

25 июля 1960 года по просьбе сестры Хармса его дело было пересмотрено, он сам признан невиновным и был реабилитирован, а книги его были переизданы. р>

Сегодня Хармса называют одним из самых авангардных, неординарных и парадоксальных писателей 20-го века. р>