Мой первый педагогический опыт презентация. Презентация к уроку на тему: Обобщение передового педагогического опыта. Учителя - новаторы

Программное содержание: Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила безопасности в лесу. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Материал: Иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», сказка «Маша и медведь», картинки о пожаре, грибы.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Работа с родителями: Чтение детям русской народной сказки «Три медведя».

Ход занятия:

Орг. момент: «Всем говорю я «Здравствуйте!»

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем вы и я!»

Вос.: Ребята, Сегодня пришло письмо от Незнайки «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. На улице наступила весна, стало тепло и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?

Воспитатель: Ребята поможем Незнайке?

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности?

Как вы думаете, что это за опасность?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасностью №1 в лесу можно заблудиться.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу?

Дети. «Маша и медведь», «Три медведя».

Воспитатель. А теперь сядьте удобнее, сейчас я дам иллюстрации к этим сказкам, а вы расскажите, чем закончились сказки. (Дети делятся на две подгруппы).

Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?

Дети: Не ходить в лес одним, а с взрослыми.

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.

Воспитатель: ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а все равно заблудилась. Почему?

Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.

Воспитатель: Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?

Дети: Надо держаться вместе.

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 2. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.

Когда вы заблудились в темном лесу

И встретите злую сову,

Вы крикните, только погромче, "АУ!"

И вам отзовется "АУ!"

Воспитатель предлагает детям попробовать позвать друг друга.

Физминутка.

Воспитатель: Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, что нужно делать? Посмотрите может вам помогут картинки и предметы.(Дети выбирают нужную картинку и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Правильно! если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят. Присядь, внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче - ты идешь правильно. Самое главное знай - тебя найдут!

Воспитатель предлагает детям игру с кружками (зеленый- можно, красный- нельзя) «Можно - Нельзя». Дети становятся в круг.

Предлагаемые детям ситуации:

Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.

Ходить с подружками и друзьями

Ездить с родителями в лес.

Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку

Все время находиться вместе с родителями.

Какая еще опасность подстерегает нас в лесу?

Дети: Лесные пожары.

В-ль: Как вы думает, от чего может возникнуть пожар?

В: Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички.

Но причиной пожара может стать и такая линза (показываю).

Она может собрать солнечные лучи в одну точку и стать поводом для пожара. Такой линзой пользуются дети постарше, которые ходят в школу. Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки. Огонь становится все больше и больше. Запомните, дети, с такой линзой играть нельзя, небольшое пламя приводит к большим лесным пожаром, а тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели используя специальную технику, самолеты,вертолеты.

Ребята, хотите послушать, что случилось однажды в лесу?

В жаркий день одна семья отдыхала в лесу, а сын Миша играл с линзой. Папа позвал его играть в мяч! Наигравшись семья отправилась домой, а Миша в спешке забыл свою линзу. Солнечные лучи собрались в одну точку у линзы, и от их тепла стала тлеть высохшая трава. Как вы думаете, что случилось потом?

Ребята помните пословицу ‘’В одном коробке сто пожаров’’. Почему так говорится?

Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Ребята давайте подумаем и вспомним какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды - пожара:

1. Костер разводят только со взрослыми.

2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.

3. Не оставляй рядом с костром свою одежду.

4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.

5. Уходя надо убедиться,что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя.

6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.

7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.

Дети, кто знает, что это за знак? почему красный цвет? (Цвет опасности)

Здесь на полянке много различных насекомых. Давайте снова разобьемся на две команды, кто с кем был.

Одна группа - отбирает насекомых, которые опасны для человека, другая – которые не опасны для человека. И расскажите почему выбрали именно этих насекомых.

Какие правила нужно знать!

1. На прогулку в лес следует одевать длинные брюки, свитер с длинным рукавом.

2.Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от комаров.

3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.

4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать руками, нужно перейти в другое место.

5. Не мешать муравьям, они тебя не укусят.

Отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы!

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть.

Ой смотрите сколько грибов в лесу!

Давайте вспомним какие грибы мы соберем, а какие оставим и не возьмем с собой.

Дети собирают съедобные грибы. Затем проверяем.

А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему?

Давайте ещё раз вспомним какие опасности нас ожидают в лесу и сделаем для Незнайки плакат “Опасности в лесу”.

На столе картинки, нужно выбрать и наклеить на плакат все опасности.

Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.

Я думаю он теперь с удовольствием пойдет в лес и будет соблюдать все правила безопасности.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Конспект занятия по ОБЖ. Май Тема: «Безопасность на природе» Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе: когда заблудился, во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Ход занятия: В природе встречается много опасностей: землетрясения, наводнения, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью, происходит нечасто. Но даже в самом обычном лесу, в котором ты не раз бывал, человека подстерегает множество опасностей.  Опасность первая: в лесу можно заблудиться. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь родителей или товарищей из виду, кричи громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу. Если ты заблудился, не поддавайся панике. Не беги, куда глаза глядят. Присядь и внимательно прислушайся к звукам. Может быть откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак и другие звуки, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди в этом направлении. Ели звук становится громче, значит ты идешь правильно. Если тебе встретится река, иди по течению. Этот путь приведет к жилью, как правило.  Опасность вторая: гроза. В какое время года чаще всего бывает гроза? – Летом. Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоемы, ты можешь сильно пострадать. Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящими деревьями. Не стоит прятаться и од высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния. Лучше всего грозу переждать в кустарнике. Туда молния не попадает. Знает вся моя деревня, Знают все мои друзья, Что под высокие деревья От молний прятаться нельзя. Пусть далеко идти до дома, Но там, друзья, неведом страх, И я бегу из водоема И прячусь от грозы в кустах.  Пожар – самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички, чтобы лес загорелся. Но если пожар все таки начался, быстро выбегай из леса. Бежать нужно в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, сообщи о пожаре взрослым!  Где бы мы не находились: в лесу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Отгадайте загадки: Летит, пищит, Ножки длинные тащит. Случай не упустит, Сядет и укусит. (Комар) Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком, Он поделится медком. (Пчела) Кто над нами Вверх ногами? Ходит - не страшится, Упасть не боится? (Муха)  Каких насекомых вы еще знаете?  Насекомые хоть и приносят пользу, но от них можно еще и пострадать. Поэтому нужно знать, как от них защищаться. Надо хранить продукты в закрытой посуде. Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и головной убор. Надо быть острожным и внимательным в лесу. Ни в коем случае не трогать осиное гнездо. Осы вылетят и будут жалить. Но если вас укусила пчела, надо удалить жало и это место протереть содовым раствором.  Опасное насекомое – клещ, обязательно после прогулки нужно осматривать тело, нет ли на нем клещей. Клещ является разносчиком и инфекционной болезни.  За насекомыми нужно наблюдать, за их внешним видом, повадками. Насекомые приносят пользу и к ним нужно относиться бережно. Все они по–своему полезны.

Надежда Бусалаева
Конспект НОД по познавательному развитию «Безопасность в природе»

Конспект НОД по познавательному развитию «Безопасность в природе »

Интеграция образовательных областей : Речевое развитие , социально-коммуникативное развитие , физическое развитие .

Цель : расширять и закреплять основные правила безопасности в лесу . Развивать внимание , память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки. Бережное отношение к природе .

Задачи :

Систематизировать и проверить знания о правилах безопасности в лесу ;

-развивать познавательную активность ;

Систематизировать и проверить знания о грибах и ягодах.

Материал : Презентация «Безопасность в природе » ; Картинки с изображением грибов и ягод.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, Сегодня пришло письмо от Незнайки «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. Мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?»

Воспитатель : Ребята поможем Незнайке?

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности?

Как вы думаете, что это за опасность?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель : Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. Нужно ходить только со взрослыми и далеко от них не отходить.

Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу? (ответы детей)

Два совета, которые вам нужно запомнить : Ходите отдыхать в те места, которые хорошо знаете. Не удаляйтесь от цивилизации слишком далеко.

Ходить по лесу в одиночку опасно – и далеко не только из-за риска потеряться или стать добычей диких зверей. Если турист, путешествующий в группе, получит какую-либо травму, он может рассчитывать на помощь товарищей.

В лесу могут встретиться змеи. Как себя вести при встрече со змеёй? (ответы детей) . Правильно. Хотите поискать что-то в траве или в кустах – сперва потычьте туда палкой. Почему, думаете, грибники на свою «тихую охоту» выходят всегда с палочкой?. А, если змея укусила, что делать будем? (ответы детей) . Не теряя времени пострадавшему промыть рану, наложить стерильную повязку, дать таблетку от аллергии, если необходимо дать обезболивающее и жаропонижающее в таблетках. И срочно вызвать скорую помощь, пострадавшему двигаться нельзя.

Другие опасности, например насекомые : клещи, улей с осами, муравьи. Чем они опасны? (ответы детей) . Правильно, клещи переносят прежде всего болезнь- энцефалит, а осы и муравьи ядовиты, их яд может вызвать аллергическую реакцию, сопровождающуюся множественными отёками и волдырями, может даже тошнотой, рвотой и головокружениями.

А как нам защититься от укусов? (ответы детей) . Лучшая профилактика укусов клещей – хорошая экипировка и обязательно используйте рефеленты. Не трогайте ульев и муравейников. Так, как в большинстве случаев насекомые просто защищают свои домики.

Физкультминутка

А как нужно себя вести в лесу?

Нельзя трогать гнёзда, птенцов! Почему? (ответы детей) .

Нельзя разрушать и трогать домики животных! Почему? (ответы детей) .

Не ломай ветки у деревьев! Почему? (ответы детей) .

Не бросайте мусор! Почему? (ответы детей) .

Не жги костры! Почему? (ответы детей) .

Не слушай громко музыку и не кричи! Почему? (ответы детей) .

Не трогай животных! Почему? (ответы детей) .

Не рвать цветы! Почему? (ответы детей) . Молодцы! Правильно!

В лесу также можно встретить ядовитые растения и ягоды. Вкусные, полезные ягоды. Знакомьтесь растения и ягоды, которые рвать не следует : вороний глаз, волчье лыко, ландыш майский, жимолость лесная, белладонна, борщевик, белена, аконит.

Отгадайте загадку

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы!

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы

Вы с родителями ходите чаще всего зачем в лес? За грибами, а какие грибы вы знаете? Съедобные и не съедобные. Давайте вспомним грибы. Съедобные (ответы детей) . И которые рвать не следует, и топтать тоже. Правильно, несъедобные грибы нужны животным. (ответы детей)

Запомните! Никогда не рвите незнакомых ягод и грибов.

Что дети узнали? (ответы детей) Молодцы!

Предлагаю пойти на нашу полянку и собрать только съедобные грибы и ягоды в корзинку, а несъедобные мы трогать, не будем. Проводится П/и «По грибы, по ягоды»

Теперь незнайка всему научился и отправится в лес на прогулку, а заодно наберет грибов и ягод.

Литература :

1. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

2. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

4. http://www.сайт/

Публикации по теме:

Безопасность детей в природе Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется личность. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Огонь как доброе и злое явление в природе» Тема: «Огонь, как доброе и злое явление в природе» Цель: Развитие интереса к познанию природы с помощью стихии Огня. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект НОД по познавательному развитию «Безопасность на дороге» для детей старшей группы Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Задачи: Систематизировать знания детей о правилах.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Безопасность на дороге» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Звездочка». Тема: «Безопасность на дороге». Цель занятия: Продолжать знакомить.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Весна в природе» Конспект нод. Развитие речи. Подготовительная группа. Тема: «Весна в природе» Программные задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания.

Программное содержание: Познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, познакомить с основными правилами безопасности в лесу. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма.

Материал: Иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», сказка «Маша и медведь», мяч.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Работа с родителями: Чтение детям русской народной сказки «Три медведя», Шарль Перро «Красная шапочка»

Ход занятия

Воспитатель. В природе встречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью происходит не часто. Но даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасность?

Дети . В лесу можно заблудиться.

Воспитатель . Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасностью №1 в лесу можно заблудиться.

Воспитатель . Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу?

Дети . «Маша и медведь», «Три медведя», «Красная шапочка».

Воспитатель . А теперь сядьте удобнее, сейчас я расскажу вам сказку "Маша и медведь"

Воспитатель рассказывает сказку, показывая иллюстрации к сказке, задает вопросы детям:

Что случилось с Машей?

Дети . Она заблудилась в лесу.

Воспитатель . Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?

Дети . Не ходить в лес одним, а с взрослыми.

Воспитатель . Правильно! Это правило номер 1. Что бы не заблудиться, не ходи в лес один.

Воспитатель . ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а все равно заблудилась. Почему?

Дети . Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.

Воспитатель . Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?

Дети . Надо держаться вместе.

Воспитатель . Правильно! Это правило номер 2. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.

Когда вы заблудились в темном лесу
И встретите злую сову,
Вы крикните, только погромче, "АУ!"
И вам отзовется "АУ!"

Воспитатель предлагает детям попробовать позвать друг друга.

Воспитатель . Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят. Присядь, внимательно прислушайся к звукам. Может быть откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче - ты идешь правильно. Самое главное знай - тебя найдут!

Воспитатель предлагает детям игру с мячом «Можно - Нельзя». Дети становятся в круг.

Предлагаемые детям ситуации:

Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.
Ходить с подружками и друзьями
Ездить с родителями в лес.
Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.
Все время находиться вместе с родителями.

Тема: Безопасность на природе

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми

Ход занятия

Мы все с вами любим отдыхать на природе: в лесу, на речке, на лугу, в поле. В природе встречается много опасностей: гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом.)

По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?

Что бывает раньше - молния или гром?

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит.

(гром и молния)

Грохочет без рук, горит без огня.

(гром и молния)

Гроза

Начинается гроза,

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе - вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере,

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери.

(А. Барто)

Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Дети взяли в руки спички —

Нет жилья у бедной птички.

После страшного огня

Не осталось даже пня.

Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем, как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде.

Запрещается:

Без взрослых самостоятельно входить в воду;

Прыгать в воду и подныривать;

Хватать, толкать друг друга в воде;

Звать на помощь без причины;

Заходить глубоко, если не умеешь плавать;

Заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.

Где бы мы ни находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию.

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает. (пчела)

Самого не видно, а песню слышно. (комар)

Модница крылатая.

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами? (муха)

Каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей)

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.

Надо хранить продукты в закрытой посуде.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Надо быть осторожным и внимательным на природе.

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела укусила и осталось ее жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.