Министр пропаганды ссср. Феномен советской пропаганды. Роль мифа в крушении ссср

В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том, что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать так, чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать,

что мы идем впереди,"(1)- основательно занималось проблемой пропаганды и агитации, поскольку от того, что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы.

Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления, противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно, поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации, в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2) - свидетельствует Н.Л.Элива. И это прекрасно подходит режиму, так как информация, как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей, используя их в собственных целях.

И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал: " Есть еще одна область партийной работы, очень важная и очень ответственная, по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация, устная и печатная, работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях внутренней политики, будь то образование, производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - "... пропагандировать, и организовывать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо..."(4)

Но для того, чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды, которая "... обращается не только к жизненным убеждениям человека, к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека, агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей, носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности, ожидания и идеалы, настроения и перживания, иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность не только познает, она переживает, анализирует, вырабатывает жизненную позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность, но и присущие им многослойность, конкретность,"(5)- выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан, но по поводу настроений, ожиданий, иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они то находились под постоянным наблюдением.

Наблюдения за поведением народа, проводившееся в подвалах НКВД, особистами на промпредприятиях и в армии, стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки, стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию. Но об это мы будем говорить ниже, а пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

Все,что необходимо, для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа, занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений, как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году, когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).

В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:" Для того, чтобы успешно руководить делом марксистско - ленинской пропаганды в партии и государстве, для того, чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров, ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации, сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации."(6)

Оно должно было, по словам Сталина: "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики, краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды, которая "... состоит в том, чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о законах развития общества, в то же время, претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал, поскольку та самая пропаганда, несшая науку в кадры, влияла и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее (науку) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах, направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия, ибо информация, подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна. Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности, используя весьма практичные методы, например аресты, пытки, осуждения и казни. Была, правда, и мягкая мера - исключение из партии, которая впрочем приводила к тому же.

В конце концов, для верхушки тоталитарного режима, хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах, особую опасность представляет прослойка мелких управленцев, которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину удалось пресечь эти тенденции, используя превосходное средство - террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам, которые, правда, иногда затрагивали и высших чиновников, а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка, и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер, поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина, продержавшегося у руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева, смещенного со своего поста.

Так или иначе, партия как и "... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс, призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность."(9) Политическое просвещение, одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство признаков того явления, которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР. Правда, " массовая культура, советского пошиба отличается большей абстрактностью, отсутствием бытового момента, мы строили коммунизм и было некогда думать о себе, но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей, их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты, в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.

Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных средств создания " массовой культуры ". По сему, для скорейшего достижения заданной цели, все шире используются средства массовой информации и пропаганды, главной особенностью которых является всеохватность (11)." Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это прекрасно понимал и Ленин, писавший "...Газета может и должна быть идейным руководителем партии, развивать теоретические истины, тактическое положения, общие организационные идеи, общие задачи всей партии в тот или другой момент."(13) Без всякого сомнения, помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах, но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения, поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот лишь факт, что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч, говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные, так и пространственные привели к широкому распространению печатной продукции. Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:"...Расширяется печатная пропаганда, имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы."(14)

Л.М.Каганович, выступая 14 сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные, малозначительные вопросы получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого, следует ввести в газетах определенные разделы, в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая трогательная забота о читателе, не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации, к размещению оной на страницах (об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и советы по информированию:"... Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает он, выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то, что нарком сказал в 1938: "...Действенность, эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов, а в качестве. Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,"- (18)говорит он.

Большевики еще до прихода к власти в октябре 1917 г. сумели обеспечить себе поддержку значительной части рабочего класса и армии. Для этого они с начала XX в. проводили широкомасштабную информационную деятельность, которая включала в себя издание и распространение специальной литературы (книг, брошюр), периодических печатных изданий (самые известные из которых — газеты «Искра» и «Правда»), раздаточных материалов (листовок и прокламаций), проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, «маевок»). Кроме того, в результате постоянной работы пропагандистов «на местах» — в армейских подразделениях, на промышленных предприятиях и пр. — большевикам было прекрасно известно отношение народа к существовавшему порядку. Поэтому лозунги, под которыми они пришли к власти и проводили первые государственные преобразования, были вовсе не спонтанными и теоретическими, а тщательно продуманными и отражали реальные чаяния общества. По крайней мере той его части, на поддержку которой ориентировались новые руководители государства.
Придя к власти и получив в свое распоряжение «административный ресурс», большевики использовали его по максимуму. При этом информационную политику Советского государства (с 1922 г. — СССР) можно охарактеризовать как пропагандистскую, т. е. сравнительно одностороннюю. Объективности ради отметим, что подобная коммуникационная модель была традиционной для России и большевикам не понадобилось ничего «ломать» или «создавать заново». Скорее они просто отменили так и не успевшие прижиться в России либеральные ценности относительно свободы слова, печати и прочего и стали использовать традиционные средства и стиль коммуникации для продвижения новой идеологии. Вместе с тем социальная коммуникация «по-советски» имела ряд особенностей, на которых остановимся немного подробнее.
К таковым прежде всего следует отнести, достаточно вольное обращение с фактами и их подгонку под свои интересы . Представители советской власти были достаточно разумными людьми и прекрасно осознавали справедливость поговорки: «Запретный плод сладок». Поэтому, всячески стараясь изолировать население от «вражеской пропаганды», советские идеологи сами не абстрагировались от нее, а нередко использовали негативную информацию в своих целях. Так, например, во время Кронштадтского мятежа 1921 г. советская пресса цитировала сообщения эмигрантских и иностранных газет об этом событии — в трактовке отечественной печати их наличие служило еще одним доказательством связи мятежников с белой эмиграцией и зарубежной «контрреволюцией».
Распространенным инструментом формирования имиджа было «навешивание ярлыков». На раннем этапе советского периода было достаточно объявить человека буржуем, эксплуататором, заподозрить в аристократическом происхождении, чтобы уволить его с работы, выдворить из страны и даже приговорить к расстрелу. Наиболее характерным при-мером из истории этого периода стала эволюция слов «белый», «белогвардеец»: в начале XX в. этими понятиями обозначались боевые дружины Союза русского народа и студентов- монархистов, а большевистская печать применила их к противникам советской власти. Причем эти новые значения продвигались так массированно и настойчиво, что уже с 1921 г. даже эмигрантские газеты приняли их. В дальнейшем подобными ярлыками становились понятия «троцкист», «зиновьевец», «оппортунист», «диссидент»... Для расправы с неугодными деятелями (включая высший командный состав армии или партийное руководство) проводились кампании с целью представить их шпионами и вредителями. В последние годы существования СССР наиболее распространенным обвинением стало хищение социалистической собственности: «особо крупный размер» хищения давал основания для применения даже высшей меры наказания. Довольно частыми были также обвинения в тунеядстве.
Наконец, весьма характерным признаком пропаганды советского периода стала вычурность речи, обилие лозунгов, экзальтированность, употребление «красивых слов», образных сравнений и пр. Активно продвигалась советская символика: серп и молот, красное знамя (цвет которого символизировал кровь борцов за светлое будущее), в дальнейшем — герб СССР. Подобный стиль был весьма характерен для властей, опиравшихся на поддержку «толпы»: он использовался деятелями французской революции, руководством фашистской Италии или нацистской Германии. Причина выбора такой стилистики объяснялась стремлением руководства Советского государства воздействовать в первую очередь не на ра-зум, а на чувства населения, на его коллективное сознание, а не на отдельных мыслящих представителей общества.
Как уже отмечалось, уроки имперской информационно-аналитической деятельности были учтены советским руководством. Сбору информации на местах уделялось не меньше внимания, чем пропаганде официальной идеологии. Так, еще во время Гражданской войны (1918-1922) в армии, городах и селах партийные органы осуществляли систематическое исследование общественных настроений, для чего использовалась система осведомителей и даже вскрывались частные письма. На основании полученной информации составлялись политсводки, которые впоследствии учитывались в информационной работе. В дальнейшем функции главного информационно-аналитического органа получил Комитет государственной безопасности, некоторые подразделения которого и по функциям, и по структуре имели немало сходств с «экспедициями» вышеописанного III отделения.
Для продвижения новых ценностей и «шельмования» политических противников создавались новые средства коммуникации. В первые десятилетия советской власти это были так называемые окна РОСТА, использовавшие яркие и выразительные плакаты с броскими изображениями и запоминающимися текстами (среди их авторов был и самый популярный поэт того времени В. В. Маяковский), агитационные бригады и поезда, участники которых с помощью театральных представлений проводили агитацию среди населения — для вступления в Красную армию, подписки на облигации государственного займа и пр.
В советский период расцвел как агитационное средство жанр плаката. До сих пор хрестоматийными примерами пропаганды того времени являются плакаты «Наш ответ Чемберлену!», «Родина-мать зовет!», «Ты записался добровольцем?» и ряд др., надписи с которых стали крылатыми выражениями.
Весьма эффективными каналами пропаганды являлись средства массовой информации, которые даже западные специалисты признавали высокопрофессиональными, хотя и нередко обвиняли в излишней идеологизации. В частности, «Телеграфное агентство Советского Союза» (ТАСС) стоит в одном ряду с такими гигантами информационной ин-дустрии как «Франс-Пресс» или «Рейтере». «Совинформбюро», действовавшее в годы Великой Отечественной войны, по качеству информации, оперативности и популярности среди населения ничуть не уступало западноевропейским комитетам военной информации того времени.
Пропаганда в СССР осуществлялась на всех уровнях: от высших государственных органов (в ЦК КПСС существовала даже должность секретаря по идеологии, наиболее одиозной фигурой из занимавших этот пост был, наверное, М. А. Суслов) до партийных ячеек отдельных подразделений на предприятиях и в учреждениях. Издавались специальные «Справочники пропагандиста», которые позволяли практически любому человеку «вести разъяснительную работу». Таким образом, в распоряжении советского руководства имелись миллионы постоянно действовавших распространителей информации, на содержание кото-рых не требовалось никаких дополнительных средств!
Вместе с тем советское руководство демонстрировало и собственному народу, и всему миру свои передовые взгляды, заботу об обществе. Одним из наиболее ярких примеров является политика по раскрепощению женщин. Традиционное для России отношение к женщине как существу «второго порядка» было жестко сломано политикой большевиков, поощрявших учебу женщин, занятие ими партийных и иных руководящих постов, активное участие в политической жизни общества. Другим примером является восстановленная в 1920-е гг. практика непосредственных контактов населения с органами власти: любой рабочий, крестьянин, солдат мог обратиться с предложением, пожеланием, жалобой в органы власти посредством письма.
Важнейшим средством укрепления взаимодействия правящей партии и народа в целом являлся институт народного представительства. Так, на смену разогнанному в 1918 г. (самым антиконституционным образом) Учредительному собранию был создан легитимный Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), на смену которому впос-ледствии пришел постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Советы народных депутатов всех уровней официально считались главными законодательными органами власти, и их деятельность подчеркивала конструктивность взаимодействия партии и народа. Тем не менее Конституция СССР 1977 г. уже в официальном порядке закрепила руководящую роль КПСС.
Как можно видеть, идеологическая работа в Советском Союзе стояла на очень высоком, профессиональном уровне, и до сих пор распространявшиеся в советское время идеи находят сторонников. Крах советской пропагандистской деятельности был связан с попыткой СССР вновь взять на вооружение элементы западной системы ценностей в период перестройки: свободу слова и печати, многопартийность, плюрализм мнений и пр. Население получило возможность ознакомиться с новыми взглядами, идеями, ценностями и в большинстве своем просто-напросто предпочло новое старому, принимавшемуся в течение 70 лет, — даже не по идеологическим соображениям, а просто из-за потребности в более свежей информации, не придя к мысли, что прежняя идеология устарела или была лживой. Доказательство тому — тот факт, что Коммунистическая партия сегодня остается одной из самых влиятельных в стране.
Насколько можно судить, западная система информационной политики в последнее время в России пока еще действует, но не будем забывать и исторический опыт нашей страны. А он показывает, что после сравнительно короткого «либерального» периода в России наступал более длительный период ограничения информационной свободы, государственной монополии в информационной сфере. Причем, как ни странно, подобное «упорядочение» информационной политики обычно сопровождалось наиболее впечатляющими экономическими, военными и государственными достижениями...

Особенность организации пропаганды в Советском Союзе в 1920-30-е гг. заключалась в том, что закрепилось различие между понятиями «пропаганда» и «агитация». Первое сводилось к «ознакомлению отдельных товарищей с несколькими идеями» и предполагало определенную интеллектуальную изощренность в приобщении к истинам марксизма-ленинизма; второе ограничивалось «изложением одной или нескольких идеи, рассчитанных на народные массы , как правило, путем простой аргументации и выдвижения лозунгов.

Высшим идеологическим органом управления всей сферой культуры стал отдел агитации и пропаганды ЦК РКП (б) (Агитпроп), выступающим (под разными названиями) в этой своей роли на протяжении всей последующей истории советского государства. По положению об АПО, утвержденному в ноябре 1921 г., его структура выглядела следующим образом: коллегия, в которую входили представители отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК комсомола и другие, а также четыре подотдела - агитационный, пропагандистский, печати, нацменьшинств .

Параллельно ему было создано Главное управление политического просвещения (Главполитпросвет). Агитпроп подчинялся непосредственно В.И. Ленину. Главполитпросет воз-главляла жена Ленина Н. Крупская. Советские лидеры большое внимание уделяли решению задач подготовки собственного «идеологического кадрового резерва».

6 июня 1922 г. на основании декрета Совета народных комиссаров РСФСР был создан Главлит. В разные годы Главлит имел разные официальные наименования: Основной целью создания Главлита было «объединение всех видов цензуры печатных произведений. 9 февраля 1923 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в составе Главлита был образован Комитет по контролю над зрелищами и репертуаром - (Главрепертком). Помимо драматического репертуара, Главрепертком осуществлял «политический контроль» за любыми публичными зрелищами и выступлениями, начиная с лекций, докладов и заканчивая эстрадными и даже музыкально-танцевальными вечерами. В конце 20 - начале 30-х гг. им был подготовлен трехтомный «Репертуарный указатель», регламентирующий исполнение пьес и других произведений в зависимости от «подготовки аудитории» . В 1934 г. Главрепертком был переименован в Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром, в ведение которого входил политико-идеологический контроль над репертуаром кино, театра, а также - за исполнением музыкальных произведений.

В мае 1935 г. лидер советского государства Сталин инициировал ранее существовавший в качестве самостоятельного структурного подразделения ЦК ВКП (б) Агитпроп разделить на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы . Выступая на XVIII съезде ВКП (б), Сталин отдельно остановился на вопросе партийной пропаганды . «Вопрос о мерах улучшения дела пропаганды, подчеркнул лидер советского государства, был предметом неоднократного обсуждения ЦК ВКП(б) с участием пропагандистов различных парторганизаций. Был учтен при этом выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" в сентябре 1938 г. Было установлено, что выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" кладет начало новому размаху марксистско-ленинской пропаганды в СССР. Результаты работ ЦК ВКП(б) были опубликованы в известном его постановлении "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском краткого курса истории ВКП(б)"» .

Сталин предложил сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении пропаганды и агитации в составе ЦК ВКП(б), с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республиканской, краевой и областной парторганизации. Таким образом, действовавшие ранее изолированно друг от друга отделы пропаганды и агитации, печати и издательств были объединены в один отдел пропаганды и агитации (ОПиА), что облегчило задачу контроля над идеологической работой партийных органов. ОПиА контролировал всю печать в стране, следил за литературой и искусством .

С первых лет существования советской власти главное место в системе пропаганды занимали средства массовой информации, которые проводили политику правящей партии. Печать, радио являлись продолжением партийного аппарата и «идеологическим оружием» партии, при этом журналистов называли «офицерами идеологического фронта». Взгляд на прессу как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора был в то время широко распространенным. В результате практически все содержание средств массовой информации стало пропагандистским и предназначалось непосредственно для укрепления политической системы и идеологического воспитания масс. Печать выступала в качестве мощного фактора идеологического воздействия на сознание и поведение индивидов, направляя их активность в четко за-данное русло. Сталин прямо говорил по этому поводу: «Нет в мире лучшей пропаганды, чем печать - журналы, газеты, брошюры. Печать - это такая вещь, которая дает возможность ту или иную истину сделать достоянием всех». Лидер советского государства характеризовал издательское дело как «крупное машинное производство» . Ведущая роль печати в советской пропаганде была определена в постановлении ЦК ВКП (б) от 14 ноября 1938 г., в котором говорилось, что «в пропаганде... решающим оружием должна являться печать», поскольку она давала возможность «истину сразу сделать достижением всех» . Такая форма представления позволяла полностью контролировать подаваемую пропагандой информацию.

В системе советских СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1921 г. в Москве организуется Государственный институт журналистики. Он стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет - 232 газеты. А уже в 1932 г. с СССР выходило более 7,5 тысяч газет. К 1940 г. численность издаваемых газет возросла до 8,8 тысяч . Официозом советской прессы была газета «Правда».

Большое значение советское руководство в исследуемый период придавал руководству литературой и искусством. Около 45 тысяч писателей, журналистов, редакторов, а также свыше 100 тысяч человек, принадлежавших к «прочему культурно-политико-просветительскому персоналу», десятки тысяч «работников искусства» были призваны участвовать в этой нелегкой и по-своему опасной деятельности . Советское руководство отводило особое место организации и проведению устной агитационно-пропагандистской работе. К концу 1930-х гг. в СССР устной пропагандой постоянно занималось более 112 тысяч человек. Одним из первых лозунгов большевистской партии, которому придавалось огромное значение, был лозунг «Каждый большевик - агитатор». Рядовые члены партии, комсомольцы и беспартийные активисты образовывали целую армию пропагандистов, работавших в первичных организациях. Этих людей выбирали по их способности убеждать аудиторию не только словом, но и личным примером; соответственно такой человек должен был «хорошо разбираться в производстве». Пропагандист должен был хорошо знать всех членов своей ячейки, быть в курсе их нужд, проблем их личной жизни, равно как в их трудовых будней на заводе или в колхозе.

В частности, при проведении или подготовки агитации и пропаганды среди крестьян руководство страны предлагало руководствоваться следующими соображениями: агитация и пропаганда среди широких крестьянских масс имеет свои особенности и трудности, которые обязан учесть каждый губернский и уездный комитет партии, прежде чем отправлять того или другого товарища в деревню. Каждый агитатор или пропагандист, отправляющийся в деревню должен помнить, что без знания крестьянской жизни, хотя бы в общих чертах, являться в деревню нельзя. Знание всех местных условий часто имело огромное или даже решающее значение . Очень долго такой способ воздействия на каждого гражданина оставался наиболее эффективным, открывая партии возможности быть поистине вездесущей.

1. Булок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Смоленск, 1993. Т. 2.
2. Справочник партийного работника. М.,1922. Вып. 2.
3. История советской политической цензуры. Документы и комментарии. 1917-1993. Ответственный составитель и руководитель творческого коллектива Горяева Т.М. М., 1997.
4. Там же.
5. XVIII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1939.
6. Там же.
7. Цит. по: Невежин В.А. «Если завтра в поход...»: подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х - 40-х годах. М., 2007. URL: http://militera.lib.ru/research/nevezhin_va/index.html (дата обращения: 17.01. 2013).
8. РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 130. Л. 135.
9. О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». М., 1938.
10. История СССР с древнейших времен до наших дней. М.,1967. Т. VIII. С. 653 ; М.,1971. Т. IX. С. 371.
11. Цит. по: Невежин В.А. Указ. соч.
12. РГАСПИ Ф.17. Оп. 60. Д. 13. Л. 12.

«… видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите»
(Евангелие от Матфея 13:13,14)

Как уже отмечалось, важная роль в деле подготовки пропагандистских кадров отводилась университетам марксизма-ленинизма, находившихся в непосредственном ведении отдела агитации и пропаганды при ОК КПСС. Так, в 1986 г. филиал такого университета был открыт при Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского. Существовали также филиалы в районных центрах, городах Кузнецк, Заречный и на заводе ВЭМ. Курс обучения был рассчитан на два года. Общее количество слушателей в 1987-1988 гг. - 1600 человек. Окончили обучение 1138 человек. Переведено на 2 курс 730 человек. Вновь принято 870 человек. Однако названия изучавшихся курсов: «Проблема ускорения социально-экономического развития страны», «Ленинское учение о коммунистической нравственности», «Мастерство публичного выступления» меньше всего были рассчитаны на подготовку людей к коренным переменам в советском обществе. Изучение истории КПСС и научного атеизма не могли подготовить их к реформам, необходимым для перехода к рыночной экономике, в связи с чем в дальнейшем большинство всех этих людей оказались социально дезориентированными .

Вот на таких вот лозунгах строилась у нас агитация за социализм. Да вот что-то не очень она действовала! Во всяком случае у нас в Пензе обувь нашей Кузнецкой фабрики если кто и покупал, то только на работу. А вот югославские ботинки за 40 рублей носили с удовольствием, хотя их нужно было доставать.

При этом, с одной стороны, готовились лекторы, агитаторы, пропагандисты, политинформаторы для работы на местах, с другой стороны, лекторами обкома КПСС (преподавателями вузов города и партработников, окончивших ВПШ) для них готовились тексты лекций, собирались и обрабатывались значительные объемы информации, т.е. осуществлялся прямой менеджмент коммуникаций, пусть даже в весьма ограниченной форме.

Конкретно за идеологическую работу с населением в каждой области отвечал Дом политического просвещения при ОК КПСС. Например, только в плане мероприятий ДПП («Дом политического просвещения» - были у нас в те годы и такие «дома» – В.Ш.) г. Пензы с 6 по 11 января 1986 г. значились: занятия университета марксизма-ленинизма, семинар пропагандистов школ основ марксизма-ленинизма, занятия школ идеологического актива, собрание партийно-хозяйственного актива областного Управления общественного питания. С 10 по 15 февраля того же года план работы был столь же насыщенным: стажировка зав. кабинетами политического просвещения парткомов, семинар пропагандистов школ научного коммунизма Пензы, День политической книги и плаката; занятия школы идеологического актива Ленинского района. Одновременно в кабинете политического просвещения была открыта экспозиция из опыта работы пропагандистов, изучающих произведения В.И. Ленина .


Настольная «книжка» любого советского агитатора-пропагандиста. Вооружала, так сказать, правильным углом зрения...

По данным 1987–1988 гг., слушателями являлись 13540 человек. Из их числа было подготовлено 17 человек пропагандистов, 12 докладчиков, 22 лектора, 33 политинформатора, 73 агитатора .

Получается, что через систему политической агитации и пропаганды в одном только городе Пенза в 80-е гг. прошли десятки тысяч человек, из которых воспитывали людей, преданных делу марксизма-ленинизма и «пламенных борцов». В то же время в секретном отчете о работе парткомиссии при Каменском горкоме КПСС за 1986 г. указывалось, что нарушения партийной дисциплины продолжают иметь место. Наиболее частыми нарушениями трудовой дисциплины являлись – халатность и злоупотребление служебным положением. Аморальное поведение многих коммунистов выражалось в пьянстве, хищениях, растратах, уголовных преступлениях, утери и порче партбилетов, отрыве от парторганизации, за что последовало исключение 20 человек . Так обстояло дело на «заре» перестройки, а дальше количество выбывших и исключенных коммунистов стало нарастать. Т.е., с одной стороны, партия готовила кадры агитаторов и пропагандистов, с другой - жизнь уверенно брала свое. Людям все труднее становилось жить с двойной моралью, когда на словах было одно, думалось другое, а делать приходилось нечто совершенно противоположное. Можно сделать вывод, что только благодаря столь массированной обработке общественного мнения и отсутствию реальных возможностей получения информации из стран с развитой экономикой партруководство в нашей стране и продержалось столь длительный период времени.

Естественно, что все подготовленные в системе марксистко-ленинского образования кадры по прямым указаниям обкомов, горкомов и райкомов КПСС использовались для проведения в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства населения митингов, бесед, лекций и политинформаций по материалам, поступавшим из ЦК КПСС и разрабатывавшимся на местах .

Отделы пропаганды и агитации ОК КПСС в регионах выступали также в качестве приемников информации по обратной связи от СМИ. Обычно после публикации статьи в газете собиралось бюро обкома КПСС, где ее обсуждали, после чего шла стандартная запись о том, что критика признана правильной, а виновные будут наказаны. Нередко указывалось, что «намечены конкретные меры по исправлению недостатков» . Но сами эти меры указывались далеко не всегда.

Так, в материалах Самарского ОК КПСС можно найти целый ряд подобных откликов на газетные публикации, посылавшихся ОК КПСС в редакции выступивших с критикой газет. В отклике на статью «Нам не нравится ваша работа», которая была опубликована в газете «Советская Россия» 6 мая 1986 г., поднимался вопрос о низком качестве телевизоров Каскад», выпускаемых объединением «Экран». Статья рассматривалась партийным комитетом предприятия и бюро Куйбышевского ОК КПСС. Критика газеты была признана правильной. За серьезные упущения строго наказаны главный инженер, контролер, начальник ТВ-производства, начальник выпускного цеха, замдиректора по социальным вопросам. Для устранения выявленных недостатков с участием трудовых коллективов разработан комплекс организационных и технических мер, направленных на значительное повышение эксплуатационной надежности телевизоров. В этих целях их производство было временно остановлено .

В то же время необходимо подчеркнуть, что весьма значительный объем дел, находившихся в ведении Пензенского, Саратовского и Самарского обкомов КПСС (и можно утверждать, что и в других регионах тоже), считался секретной информацией и проходил по линии секретного делопроизводства с грифом «секретно» и «совершенно секретно». Так, в информации с грифом «секретно» от 10 января 1985 г. «О работе партийных, светских, профсоюзных органов области по выполнению постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках и извращениях в развитии коллективных садоводческих и огороднических хозяйств» указывалось, что всего таких товариществ на территории Пензенской области имеется 267. В них отмечено 226 нарушений. Случаев самовольного захвата земли – 70. Излишеств в строительстве – 61. Незаконно построено гаражей – 4, бань – 6 .

Вроде бы очевидно, что именно негативные моменты в деятельности этих товариществ и следовало бы сделать достоянием широкой общественности, но тогда людям пришлось бы объяснять, почему номенклатурные работники имели право на двухэтажную дачу, а рядовые граждане нет.

В то же время из документов конца 90-х гг. видно полное непонимание происходящего в среде работников партийных организаций. Так, например, в документе Самарского ОК КПСС «Об общественно-экономической и политической ситуации в области» (1990 г.) указывалось, что «...сумятица в умах и панические настроения во многом провоцируются насаждением в обществе атмосферы социального недоверия и подозрительности...» , и что...заслоном... однобоким взглядам... должны стать повышение ответственности журналистов, руководителей редакционных коллективов, введение в состав редакционных коллегий представителей общественности, партийного, советского и комсомольского актива».

Показательно, что количество письменных обращений трудящихся в партийные органы с 1985 по 1991 г. постоянно росло. Данный вид работы находится в ведении общих отделов ОК КПСС. Многие граждане принимались секретарями соответствующих отделов лично. Все письма должны были рассматриваться в строго установленные сроки. Однако это правило обычно никогда не выдерживалось, чаще всего из-за их большого количества обращений. Так, например, в 1988 г. в Пензенском ОК КПСС было лично принято 865 человек и рассмотрено 2632 письма. Наибольший удельный вес таких обращений приходился на просьбы о предоставлении, распределении и ремонте жилья, коммунальном обслуживании, замечания по работе руководящих кадров, органов суда, прокуратуры, милиции и благоустройства .

В Самарской области, например, только за один 1985 г. в ОК КПСС поступило 4227 писем, из которых 73 процента были направлены на рассмотрение в различные комитеты ОК КПСС и другие организации. За тот же год было рассмотрено 225 вопросов, касающихся работы с письмами.

Письма граждан и вопросы работы с ними обсуждались на 115 заседаниях местных исполкомов, 188 сессиях поселковых советов, 30 сессиях народных депутатов. В справке ОК КПСС «О работе комитетов по выполнению указаний XXVI съезда КПСС «Об улучшении работы с письмами» подчеркивалось, что все письма рассматривались в строго установленные сроки. Однако при их первоначальном рассмотрении решение в интересах граждан принимались далеко не всегда, о чем свидетельствовало 700 повторных обращений по тем же самым вопросам .

Наибольшее количество писем касалось жилищного вопроса, в том числе и по злоупотреблению служебным положением. Например, в одном из писем сообщалось о том, что заведующая отделом по учету и распределению жилой площади Тольяттинского горисполкома Фетисова В.И. произвела незаконный трехкратный обмен своей квартиры, в результате чего оставила дочери 3-комнатную квартиру на семью в 2 человека, сама же переехала в коттедж с приусадебным участком. Эти факты подтвердились проверкой, Фетисову исключили из партии и уволили с работы .

Но даже когда в Самарской области в 1990 - первом полугодии 1991 г. произошло резкое сокращение потока писем, сроки их рассмотрения продолжали грубо нарушаться. В итоге несмотря на все постановления работа с обращениями граждан так и не улучшилась!

Кстати, а чем же в это время занимались Советы депутатов трудящихся – непосредственные органы государственной власти? Об этом мы расскажем в следующий раз!

Продолжение следует…

Архивные источники:
1. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. On. 1. Д. №7177. С. 30.
2. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. On. 1. Д. №7094. С 25.
3. ОФОПО ГАПО. Ф. П. 148. On. 1. Д. №77176. С. 219.
4. ОФОПО ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1.Д.Ж7031. С. 166.
5. ЦДНИ (Центральный дом научной информации) Ф. 594. Оп. 49. №161. С. 1.
6. ОФОПО ГАПО. Ф.П. 148, On. 1, Д. №6902, С. 42.
7. ГАСПИ Ф. 656, On. 189, д. №208. С. 31.
8. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. Оп. 1.Д.№6898. С. 156.
9. ГАС ПИ Ф. 656, Оп. 195, Д. №564. С. 17.
10. ОФОПО ГАЛО. Ф. 148. On. 1. Д. №7228. С. 23.
11. ГАСПИ Ф. 656, Оп. 189, Д. №201. С. 31.
12. Там же. С. 31.

Одной из черт Второй мировой войны стала активная информационная война советского и нацистского режимов. Москва и Берлин активно использовали технические новинки XX века: радио, кинематограф, массовую печать. Великие державы активно изучали и использовали методы по воздействию на психику людей, их сознание и подсознание.

Методы были одинаковы, и для «демократических» Соединенных Штатов, и для тоталитарных Германии и Советского Союза. Постоянное влияние на людей, с самого раннего возраста, включение их в различные массовые детские, молодежные, женские, профсоюзные и пр. организации. Постоянное вдалбливание в сознание лозунгов, тезисов. Жесткий контроль СМИ. Создание образа врага – внутреннего и внешнего. На Западе – это были коммунисты, жидобольшевики и евреи (в Третьем рейхе), «комиссары», в СССР – буржуазные плутократы.


Режимы Муссолини и Гитлера отличались большой воинственностью, милитаризацией своей пропаганды. Культ силы стал основой их идеологии – проводились постоянные военные парады, воинственные речи, военизированные массовые движения. Европейских обывателей запугивали, старались сломить их волю к сопротивлению ещё до начала большой войны. К примеру, именно на такой эффект был рассчитан немецкий фильм «Крещение огнём» 1939 года, о действиях люфтваффе в Польской кампании.

Особенность пропаганды Соединенных Штатов было присвоение ими положения «борца за мир», «демократию», это отличие они сохранили до нынешних времён. Это подтверждают названия нескольких американских организаций того времени: Американский комитет борьбы против войны, Мировой конгресс против войны, Американская лига против войны и фашизма и др. Этим же грешил и Советский Союз, хотя советская внешняя политика действительно была направлена на сохранение мира в СССР, в отличие от Италии, Германии, США, которые сознательно разжигали мировой пожар войны.

Помогали в мощнейшем информационном воздействии на людей, повсеместная ликвидация безграмотности, рост роли радио и кинематографа. Уже в тот период психологи знали, что люди делятся на две категории – легко внушаемое большинство (90-95%) и небольшую категорию трудновнушаемых людей. Работу ведут с обеими группами населения: для первой достаточно обычной простейшей агитации, идею изо дня в день упорно вдалбливают в головы, до тех пор, пока она не овладеет массами. Вторую группу увлекают более изощрёнными учениями, идеями.

Для безграмотных и полуграмотных существовали плакаты, которые должны были самым простым образом объяснить суть явления, события.

Огромную роль стал играть и играет до сих пор кинематограф. Фильмы несут в себе большой посыл убеждения. Их можно использовать, как во благо народа, так и для его разложения, обмана. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм, когда жизнь людей идеализировалась. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой были должны стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года.

В 30-е годы в СССР стали исправлять ошибки и злоупотребления, которые были допущены после Октябрьской революции 1917 года. Так, снизили давление на христианство, стали восстанавливать образы героев периода «проклятого царизма». Хотя ещё в 20-е годы считалось, что с «царским наследием» надо покончить полностью, в том числе и с Кутузовым, Суворовым, Ушаковым, Нахимовым, Румянцевым и т. д. Постепенно пришло понимание, что советского патриота надо воспитывать и на примерах дореволюционной поры. Были реабилитированы и великие деятели русской культуры – Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Чехов и т. д.

Большое значение по-прежнему играли плакаты, самыми знаменитыми мастерами по их созданию были художники военного времени Соколов-Скаля, Денисовский, Лебедев, коллектив Кукрыниксов - это псевдоним трех известных советских художников, который был получен по начальным буквам их фамилий. Они работали вместе на протяжении 20 лет - Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Многие из этих работ напоминали о подвигах давних русских национальных героев, так на одном из плакатов был изображён Александр Невский князь-герой, победитель шведов и немецких рыцарей, непобедимый полководец Александр Суворов, бивший турков и французов, Василий Чапаев, советский герой Гражданской войны. В параллель с большим контрнаступлением Красной Армии под Москвой в 1941–1942 годах был массово выпущен плакат с Михаилом Кутузовым, который за 130 лет до этого разгромил «Великую армию» Наполеона.

Часть работ советских художников носила сатирический характер, рисовали карикатуры гитлеровских лидеров, в частности Геббельса. Другие описывали злодеяния нацистов – грабежи, убийства, насилие. Их быстро распространяли по всему Союзу, на каждом заводе, колхозе, в вузах и школах, больницах, частях Красной армии, на кораблях флота, чтобы они затрагивали практически каждого советского гражданина. Бывало, что такие агитационные материалы сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты, такие как Самуил Маршак. Популярность плакатов и карикатур военного содержания была достигнута благодаря таланту советских художников, которые рисовали их в самой простой и доступной для людей форме.

Для поддерживания боевого духа и в тоже время для определённого расслабления психики людей, были созданы пропагандистские поезда, агитационные бригады. Комплектовались передвижные бригады лекторов, художников, поэтов, певцов, артистов. Они ездили по всему Союзу, в том числе и на фронт, проводили беседы, лекции, показывали фильмы, организовывали концерты, и снабжали людей информацией о ходе войны.

Кино также играло огромную роль, именно во время войны были сняты также знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года), о короткой жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале войны стала партизанкой-диверсанткой и была казнена немцами.

В период Великой Отечественной войны была снята серия отличных документальных фильмов: «Разгром немецкой армии под Москвой» (1942 год), «Блокада Ленинграда» (1942 года), «Битва за Украину» (1943 года), «Битва за Орел» (1943 года), «Берлин» (1945 года), «Вена» (1945 года).

Пропаганда СССР в годы Второй мировой войны как в пределах страны, так и за границей, была удивительно успешной. За границей Москва смогла сыграть на симпатиях народов мира к советскому строю и народу, так пострадавшему от зверств нацистов. Советские люди были для большинства людей освободителями Европы, победителями «коричневой чумы». А СССР был образцом государства будущего.

Внутри страны жесткая дисциплина и обращение к глубоко укоренившимся в людях чувствам любви к своей родине, отечеству позволили Сталину проводить настолько успешную военную кампанию, что в Берлине, Лондоне и Вашингтоне были сильно удивлены. Они считали, что СССР это колосс на глиняных ногах, который не выдержит удара вооруженных сил Третьего рейха.