Межэтнический конфликт в руанде кратко. Как происходили изнасилования и массовая резня в руанде. Кто такие тутси и хуту

Геноцид в Руанде длился с 6 апреля по 18 июля 1994 года и унес жизни около одного миллиона человек, передает со ссылкой на зарубежные СМИ.

Общее число жертв насчитывало примерно около 20% населения страны. Геноцид проводили племена хуту в отношении племен тутси.

Геноцид был организован руандийскими бизнесменами и непосредственно осуществлялся армией, жандармерией, группировками интерахамве и импузамугамби, которые финансировались властями и гражданскими лицами.

Сама гражданская война началась еще в 1990-м году. Геноцид же проходил в контексте этой войны. Вооруженное противостояние проходило между правительством хуту и Руандийским патриотическим фронтом, по большей части состоявшим из беженцев-тутси, вместе с семьями перебравшихся в Уганду после прокатившегося по родине массового насилия над тутси.

Президент Руанды Жювеналь Хабиариману не был сторонником мирной жизни в стране. Но из-за давления мирового сообщества он вынужден был с племенами тутси заключить мирное соглашение. Однако 6 апреля 1994 года самолёт, на борту которого находились Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира, был сбит на подлёте к столице Руанды Кигали. Все находившиеся на борту погибли.

Мальчишка-хуту. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

В этот же день начался геноцид: солдаты, полицейские и ополченцы быстро расправились с ключевыми военными и политическими фигурами как среди тутси, так и среди умеренных хуту, которые могли бы помешать радикалам в реализации их планов. Организаторы геноцида призывали и принуждали хуту вооружаться с целью насиловать, избивать и умерщвлять соседей-тутси, уничтожать и присваивать их имущество.

Девушки из племени тутси. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Геноцид оказал значительное влияние на Руанду и граничащие с ней страны. Массовые изнасилования вызвали всплеск заболеваемости СПИДом. Уничтожение инфраструктуры и значительное число жертв имели тяжелейшие последствия для экономики.

Хуту и тутси еще вчера жившие друг с другом по соседству в одночасье стали лютыми врагами. "Убивайте всех! Взрослых и детей" - таков был беспощадный лозунг радикалов в те дни. Убивать тутси вышли на улицы не только полицейские-хуту и военные-хуту, но и простые люди из племен хуту.

Вооружившись автоматами Калашникова и мачете они устроили жуткую резню во многих городах Руанды. Людей рубили с помощью мачете прямо на улицах.

Девушка-тутси со своим ребенком. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Скорость убийств Тутси в Руанде в 5 раз превышала скорость убийств в немецких концентрационных лагерях в годы второй мировой войны.

Кэше было 17 лет, когда она стала жертвой насилия. Она проживала в городе Гитарама вместе со своей семьей.

"Мы жили мирно и спокойно. Мой отец был сапожник, а мать работала прачкой. С соседями жили дружно и даже не подозревали, что однажды наша жизнь превратится в ад. Наш сосед из племени хуту в первый же день войны пришел с друзьями в наш дом и зарубил отца с помощью мачете. Затем они убили мою мать и младшего брата. Они истязали меня несколько дней в нашем собственном доме, пока не ушли. К счастью меня, не убили", - признается Кэша, позднее родившая от одного из насильников ребенка.

Руанда в наши дни. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Набимана была взята в секс-рабство после того, как ее братьев расстреляли во дворе школы, а ее, пятнадцатилетнюю девочку силой забрал отряд интерахамве. Она была в сексуальном плену около шести месяцев. В день ей приходилось обслуживать от 5 до 10 солдат. Она была из племени тутси, поэтому ее могли в любой момент убить даже без причины. Но так получилось, что она осталась жива. Правда, один из истязателей заразил ее СПИДом.

Мальчишки-хуту. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Особу роль в геноциде над племенами тутси сыграла радиостанция "1000 холмов". Именно на этом радио шла яростная пропаганда насилия над тутси. Примечательно, что в тех районах, где это станция не транслировалась, насилие было на низком уровне, а то оно и вовсе отсутствовало.

Женщина-тутси. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Раньше Руанда была бельгийской колонией. Поэтому на Бельгии лежала большая ответственность по разрешению эскалации насилия в регионе. На тот момент в Руанде находилось несколько десятков бельгийских солдат. И между прочим, часть из них была убита карательными отрядами племен хуту. Но даже в этой ситуации Бельгия решила не вмешиваться в конфликт.

Более того, самой позорной страницей в истории войск ООН является именно эта. Дело в том, что после того, как хуту вырезали почти всех мужчин-тутси в одном из городов Руанды, женщины, старики и дети из племен тутси попытались найти убежище на территории школы «Дон Боско», где расположились солдаты ООН.

Именно под защиту ооновских солдат приехали сотни тутси, спасаясь от преследующих их интерахамве. Вскоре солдатам ООН был дан приказ об эвакуации, и что они сделали, просто оставили на произвол судьбы, фактически на верную смерть, сотни человек, женщин, детей тутси, которые нашли в школе временный приют. Сразу, после того как солдаты ООН покинули школу, интерхамбве устроили там кровавую резню.

Это были несколько месяцев ада для Руанды. Те хуту, чтобы пытались защитить или укрыть тутси, также нещадно уничтожались.

Секс-рабство буквально распространилось на всю страну. Тысячи женщин-тутси продавались на рынках работорговцами. Некоторым из них было по 13-14 лет.

Вооруженные бойцы-хуту. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Хуту активно вербовали в свою армию мальчишек-подростков. Их опаивали наркотиками и отправляли на верную смерть в войне против тутси. Пятнадцатилетние мальчишки были очень жестоки. В те годы не только в Сьерра-Леоне, но и в Руанде среди мальчишек-боевиков была в моде игра "Угадай пол ребенка". Суть спора была следующей. Несколько мальчишек увидев беременную женщину-тутси спорили, какой пол у ее ребенка. Затем вспарывали ей живот и проигравший, отдавал ценности выигравшему. Этот чудовищный по своей жестокости спор стал популярным во многих странах Африки, где в те годы шла гражданская война.

Мальчишка-хуту. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

После вмешательства международного сообщества в конфликт. В ряде регионов создаются армии тутси, которые впоследствии врываются на территории Руанды и побеждают вооруженные формирования хуту. В Руанду вводятся войска ООН с целью избежать другого геноцида, на этот раз против хуту.

По обвинению в участии в массовых убийствах и преступлениях против человечности в Руанде было арестовано более 120 000 человек.

Остатки техники после войны. Фото: socialchangecourse.wordpress.com

Опубликовал: , посмотрело: 4 099 | Благодарностей: 1 |
В 1994 году в Руанде всего за 100 дней было убито миллион человек. 10 000 человек в день! Женщин, детей, стариков - без разбора уничтожали целый народ тутси. Такое невозможно представить, тем более, это все происходило не когда-то тогда, а при нашей жизни, всего 20 лет назад. В отличие от других актов геноцида про Руанду мало кто знает, хотя количество жертв просто невероятное. Просто до Африки нет никому дела. Многие вообще не найдут Руанду на карте мира. Несмотря на то, что о планах полного истребления тутси было известно заранее, ни американцы, ни европейцы не вмешались. Точнее, вмешательство ограничилось эвакуацией своих граждан. Здесь рекомендую посмотреть фильм «Отстреливая собак».

В Кигали, столице Руанды, есть музей геноцида. Он одновременно является и мемориалом памяти жертв трагедии. Сюда приходят те, кто выжил, сюда приносят последние фотографии погибших. Самый тяжелый зал - с большими детскими фотографиями. Под каждой фотографией короткая справка: имя ребенка, возраст, что любил, кем хотел стать и как его убивали.

КТО ТАКИЕ ТУТСИ И ХУТУ

Племена тутси и хуту обосновались на территории современной Руанды много веков назад. Сначала с юга континента пришли земледельцы хуту с поисках новых пахотных земель. Позже с севера на ту же территорию пришли скотоводы тутси со своими стадами. Ситуация сложилась так, что вся власть в их поселениях оказалась в руках представленных в меньшинстве тутси. Они собирали налоги с крестьян-хуту, жили в достатке и не занимались физическим трудом.


Сначала немецкие, а потом бельгийские колонисты поддерживали власть тутси. Причиной стало происхождение тутси: европейцы рассудили, что если это племя раньше обитало в северной части Африки, то значит, оно генетически ближе к европеоидной расе и имеет превосходство над хуту. Положение хуту становилось все хуже и бесправнее, и в конце концов в 1959 году этот народ устроил восстание и захватил власть в стране. Начались этнические чистки, десятки тысяч тутси погибли, еще около 300 тысяч вынуждены были бежать в соседние страны. В Руанде до 1994 года установилось господство хуту.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РУАНДЕ

Гражданская война в Руанде началась в 1990 году. К тому времени тутси, изгнанные из страны в 1959 году, организовали на территории соседней Уганды движение Руандийский патриотический фронт (РПФ) и спланировали вторжение в родную страну. Отряды тутси прятались в лесах и горах, периодически нападая на города и ведя партизанскую войну. В 1992 году они согласились на переговоры с властями. В 1993 году тутси и хуту подписали соглашение, по которому члены РПФ вошли во временное руандийское правительство, все беженцы-тутси получили право вернуться на родину и обе стороны прекратили военные действия. Был заключен хрупкий мир. Следить за выполнением условий соглашения приехала специальная миссия ООН из 2,5 тысяч бельгийских военных.


Радикально настроенные хуту были недовольны заключенным миром. Они продолжили разжигать среди населения ненависть к тутси и агитировать за их полное уничтожение. В стране начали появляться радикальные молодежные боевые группы интерахамве, военные тренировали их и вооружали огнестрельным оружием. Кроме того военные «в мерах предосторожности» раздавали гражданам-хуту мачете.


Тренировка армии хуту


В Руанде печатались агитжурналы, в которых, в частности, распространялись националистские «Десять заповедей хуту». Вот первые 4 заповеди. В них говорится, что любой хуту, имеющий связи с женщинами тутси, - предатель. Также утверждается, что все тутси нечистоплотны в бизнесе и что единственное, к чему они стремятся, - это национальное превосходство над хуту.


Также в стране работало радио, по которому передавалась пропаганда о том, что тутси хотят вернуть себе былое положение и сделать из хуту рабов.

«Все, кто это слушает: вставайте и боритесь за нашу Руанду. Сражайтесь с любым оружием, которое сможете найти: если у вас есть стрелы, то со стрелами, если есть копья, то с копьями. Мы все должны бороться с тутси. Мы должны прикончить их, истребить их, вымести их из нашей страны».

«Милосердие - признак слабости. Проявите к ним милосердие, и они снова сделают вас рабами».

Пропаганда по радио RTLM в Руанде, 1994

ПОВОД ДЛЯ ГЕНОЦИДА

Поводом для начала массового истребления тутси стало убийство президента Руанды Жювеналя Хабиариманы. Оно произошло 6 апреля 1994 года. Самолет, в котором он летел, был сбит ракетой на подлете к Кигали. Радикалы обвинили в убийстве отряды тутси и отказались подчиняться приказам премьер-министра Агаты Увилингийиманы, которая по закону должна была стать и.о. президента. Они объяснили это тем, что они сами наведут в стране порядок. Премьер министр, ее муж и 10 сопровождавших их бельгийских солдат вскоре были убиты. Так же погибли многие другие политики, которые благосклонно относились к миру с тутси и пытались усмирить радикалов-военных.


Солдаты Руандийского патриотического фронта нашли тело бывшего премьер-министра Агаты Увилингийиманы


«Судя по всему, план состоит в том, чтобы уничтожить реальных и потенциальных союзников РПФ и ограничить таким образом возможности сопротивления РПФ и тутси... Конца беспрецедентному кровопролитию пока не предвидится».

«Корни насилия в Руанде», Госдепартамент США, Управление разведки и исследований, 29 апреля 1994


Официальное расследование смерти президента Руанды установило, что его самолет был сбит радикалами-хуту, не желавшими заключения мира с тутси и искавшими повода для их истребления.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Через несколько часов после гибели президента военные сформировали Кризисный комитет и сразу же отдали приказ убивать тутси. Приказ касался не только военных: призывы брать мачете и убивать своих соседей-тутси транслировались по радио обычным гражданам-хуту.


Радио RTLM транслирует призывы истреблять тараканов-тутси


Зверства президентской гвардии, жандармерии и добровольческих молодежных отрядов интерахамве служили им примером. А если кто-то из хуту отказывался в этом участвовать или укрывал тутси, то его тоже убивали.

100 ДНЕЙ ГЕНОЦИДА

Военные и добровольцы прочесывали дома в поисках тутси и убивали их на месте, не щадя ни женщин, ни детей. Еще до начала геноцида во многих населенных пунктах были составлены списки жителей-тутси, поэтому военным не составляло труда искать новых жертв.

«Был страшный переполох: интерахамве врывались в дома, резали коров и убивали людей. Сначала они убили моего брата и его жену. Их тела за ноги подвесили к дереву. Потом убийцы привели нас к колодцу. Они изрезали нас мачете и скидывали в яму. Из моей семьи никто не выжил, кроме меня.

Перед тем, как меня сбросили в яму, я была изнасилована. Это было так больно и стыдно, что мне хотелось умереть. Мне было всего 25 и я думала, что моя жизнь больше ничего не стоит.

Они надругались надо мной и сбросили в яму с трупами. Кто-то, как и я, еще мог дышать, и когда убийцы ушли, мы попытались выбраться. На третий день мне это удалось, но тот человек уже был не в силах. Скорее всего, он так и умер там».

Свидетельство очевидца


На всех дорогах хуту размещали контрольно-пропускные пункты. У проходящих через них людей проверялись документы, так как в руандийских паспортах была графа «национальность». Если в руки хуту попадали представители тутси, то их тут же рубили мачете, а тела бросали прямо на обочинах дороги. Позже национальную принадлежность людей начали идентифицировать «на глаз»: тутси определяли по отсутствию следов въевшейся грязи на ладонях, правильному произношению, прямому носу и высокому росту.

«Мне удалось забраться на манговое дерево. Солдаты не нашли меня. Но они зашли в мой дом и убили всех, кто там был - маму, папу, бабушку. Я этого не видела, но я слышала их крики, вопли и стоны. Когда они замолкли, я поняла, что моя семья мертва.

Они вытащили тела из дома и бросили их во дворе. Я никого не могла не узнать. Все тела были изрезанные и расчлененные.

Я еще много часов просидела на дереве. Я просто оцепенела и ни о чем не могла думать. Но потом пришли одичавшие собаки. Они ходили вокруг трупов и поедали их. Это было невыносимо, я спустилась с дерева и бросилась бежать. В тот день я приняла осознанное решение, что мне нужно двигаться вперед и никогда не останавливаться.

Я так долго не ела, что когда мне наконец дали еды, я не могла даже открыть рот.

Убийцы моей семьи так и не были наказаны. Из-за этого я не чувствую себя в безопасности. Я боюсь, что придут хуту и продолжат то, что они начали. Люди думают, что геноцид в прошлом, но я до сих пор живу с ним».

Свидетельство очевидца



Многие тутси сбивались в группы и прятались от хуту в церквях и школах. Вошедшие во вкус хуту давили заполненные людьми постройки бульдозерами и добивали мачете пытавшихся убежать. Также тутси искали помощи у бельгийских военных, укрывались на их блокпостах. В таких случаях группы озверевших хуту располагались вокруг убежища и караулили пытавшихся выбраться тутси. Если такие были, то их убивали прямо на глазах у бельгийцев, пользуясь тем, что европейским военным было запрещено вмешиваться во внутренние дела Руанды.

«Я просила солдат застрелить меня. Лучше быть застреленной, чем умереть от мачете. Но вместо этого они изнасиловали и избили меня, потом сорвали всю одежду и бросили в общую могилу. Все мое тело было в крови людей, лежавших в могиле. Многие из них были еще живы. Там была женщина с отрезанными ногами, которая все еще дышала.

Проходивший мимо мужчина вытащил меня из могилы. Он прятал меня от хуту и насиловал, давая взамен еду и воду. Он говорил: "Какая разница, ты все равно скоро умрешь"».

Свидетельство очевидца



Если радикальные группировки-хуту сталкивались с сопротивлением населения, то они вызывали на место военные отряды, и те быстро расправлялись с малочисленными тутси.

«В поисках безопасного места во время геноцида я прошла через несколько коммун. Я встречалась со многими убийцами и потеряла по пути пятерых детей. Потом я была с тутси, которые организовали сопротивление на холме. Убийцы не могли победить нас, и поэтому они вызвали военное подкрепление. После того, как военные разбили нас, они вернулись, чтобы добить оставшихся в живых мужчин и изнасиловать женщин. Меня насиловали вместе с моей матерью. Они поставили нас бок о бок. Сначала нас по очереди насиловали два солдата. Потом они отдали нас остальным. После изнасилования они отпустили мою мать, а меня оставили при себе как их "жену"».

Свидетельство очевидца



Относительно спокойно было только на севере страны, то есть на территориях, захваченных войсками РПФ. Одновременно с событиями геноцида они продолжали вести гражданскую войну с правительственными войсками.

«Я единственная, кто остался в живых [из большой группы тутси]. Глава района отдал приказ изнасиловать меня. Меня сразу же забрал мужчина, которого я никогда раньше не видела, но сейчас я знаю его имя. Он делал со мной все, что он хотел, бил и насиловал меня каждый раз, когда возвращался домой после убийств. Он спрятал всю мою одежду, и я была там совершенно голая. Я хотела покончить с собой в туалете, я вышла на улицу, чтобы дойти до него, но вместо этого я просто сбежала и спряталась в кустах. Утром меня нашли солдаты РПФ.

Из четырех безжалостнейших убийц, которых я встретила во время геноцида, я знаю троих. Сейчас они так и живут среди нас и среди многих других убийц, которые никогда не будут осуждены».

Свидетельство очевидца



Многие тутси были убиты своими же соседями, коллегами, знакомыми, бывшими друзьями или даже родственниками через брак. Женщин-тутси часто захватывали в сексуальное рабство и убивали после долгих издевательств, пыток и изнасилований. Многие из тех, кто остался жив, заразились СПИДом.

«Мне удалось улизнуть из дома, [где меня держали в сексуальном рабстве], но моей сестре не так повезло. Ее убили. Я так обезумела от этой новости, что я сама пошла к интерахамве, чтобы они прикончили и меня.

Но вместо того, чтобы убить меня, один из них увел меня в заброшенный дом и изнасиловал. Потом он показал мне гранаты и патроны и сказал выбирать, какой смертью я хочу умереть. Я схватила гранату и швырнула ее на землю, надеясь, что она взорвет меня, но она не взорвалась. Тогда он позвал своих друзей, чтобы те наказали меня. Они все меня изнасиловали.

Они оставили меня одну, разорванную, в крови и нечистотах. Я пролежала там пять дней, и я не знаю, как я выжила. Потом я как зомби вышла из дома в поисках того, кто сможет меня убить. Я не знала, что к тому времени РПФ уже освободили эту территорию от хуту. Мне навстречу шли одетые в униформу солдаты, я кричала им гадости и оскорбления, надеясь, что они разозлятся и убьют меня. Но вместо этого они пытались меня успокоить и потом отвезли в больницу.

В больнице я узнала, что я ВИЧ-инфицирована. Но мне не хочется говорить об этом».

Свидетельство очевидца



Тела мертвых тутси часто сбрасывали в реки, которые текут в северном направлении, чтобы они «вернулись туда, откуда пришли».

«Река Кагера течет по глубокому ущелью, которое образует естественную границу между Руандой и Танзанией. В сезон дождей река полнеет и сносит со склонов огромные комья травы и небольшие деревья. Поздней весной 1994 года то же самое произошло с человеческими телами. Они все были скрученные и запутанные, их мотало по порогам до тех пор, пока они не попадали в спокойную воду, которая несла их в Викторию. Они не выглядели мертвыми. Они были похожи на пловцов, потому что сильное течение создавало иллюзию того, что они двигаются. Они казались мне такими живыми, что я даже вздрогнул, когда волны ударили их о камни. Я даже представил ту боль, которую они могли бы почувствовать. Пограничники сказали мне, что трупы проплывают мимо них сотнями каждый день. У некоторых из мертвецов руки были связаны за спиной. Они были застрелены, зарублены, забиты, сожжены, утоплены...»

Свидетельство очевидца



Многие хуту, участвовавшие в массовой резне, теряли контроль и превращались в настоящих маньяков, которым было неважно, кого именно убивать. С такими людьми власти расправлялись сами, потому что они «дискредитировали» программу геноцида.

НАСТУПЛЕНИЕ РУАНДИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФРОНТА

С началом геноцида, занимавший северные регионы страны РПФ снова выступил против армии хуту. К началу июля он захватил большую часть страны и вынудил хуту массово бежать за границу. Чуть позже он организовал коалиционное правительство с представителями тутси и хуту и объявил начавшую геноцид партию вне закона. Приход к власти Руандийского патриотического фронта и его предводителя Поля Кагаме ознаменовал конец геноцида. Поль Кагаме правит Руандой до сих пор.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГЕНОЦИДА И КОЛИЧЕСТВО УБИТЫХ

Геноцид длился примерно 100 дней - с 6 апреля по 18 июля 1994 года. За это время по разным оценкам было убито от 800 000 до 1 000 000 человек. При том что население Руанды по переписи 1991 года составляло 7,7 млн человек. Еще 2 000 000 человек (в основном хуту) бежали из страны, опасаясь возмездия со стороны РПФ. Тысячи из них умерли от эпидемий, быстро распространявшихся в переполненных лагерях беженцев.

Имена погибших тутси

Франсин, 12 лет. Любила яйца, чипсы, молоко и «Фанту». Дружила со своей старшей сестрой Клаудет. Зарублена мачете.
Бернардин, 17 лет. Любил чай и рис. Хорошо учился в школе. Убит мачете в церкви Ньяматы.

Фидель, 9 лет. Любил играть в футбол и есть чипсы. Много играл с друзьями и смотрел телевизор. Застрелен в голову.
Шанель, 8 лет. Любила бегать с отцом, смотреть телевизор и слушать музыку. Любимая еда - молоко и шоколад. Зарублена мачете.

Ариана, 4 года. Любила пироги и молоко. Много танцевала и пела. Умерла от ударов ножом в глаза и голову.
Давид, 10 лет. Любил играть в шутбол и смешить людей. Мчтал стать врачом. Перед смертью сказал: «ООН придут за нами». Замучен до смерти.

Патрик, 5 лет. Любил кататься на велосипеде. Любимая еда - чипсы, мясо и яйца. Был тихим и послушным. Зарублен мачете.
Увамвези и Ирен, 7 и 6 лет. Делили одну куклу на двоих. Любили свежие фрукты и много времени проводили с отцом. Взорваны гранатой.

Губерт, 2 года. Любимая игрушка - машинка. Последнее воспоминание - о том, как убили его маму. Застрелен.
Аврора, 2 года. Любила играть в прятки со старшим братом. Была очень разговорчивой. Сожжена заживо в церкви Гикондо.

Фабрис, 8 лет. Любила плавать и есть шоколад. Больше всех дружила со своей мамой. До смерти забита дубинкой.
Ивонн и Ив, 5 лет и 3 года. Брат с сестрой. Любили чай с молоком и чипсы. Зарублены мачете в доме бабушки.

Тьерри, 9 месяцев. Была на грудном вскармливании. Много плакала. Мать собственноручно зарубила ее мачете.
Филетта, 2 года. Любила играть в куклы. Любимая еда - рис и чипсы. Убита ударом об стену.

РОЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

В апреле, по мере того, как насилие в Руанде становилось все необузданее, западные страны эвакуировали своих граждан. Тогда же ООН отдала приказ миротворческой группе бельгийских солдат покинуть страну. Они вернутся туда только через несколько месяцев после окончания геноцида.


На просьбу вмешаться и остановить геноцид Штаты ответили, что «традиционная приверженность США к свободе слова не согласуется с такими мерами». На самом деле за полгода да этого войска США очень неудачно поучаствовали в военных действиях в Сомали, поэтому власти воздержались от нового военного вмешательства.

В конце июня в Руанду пришли французские войска. Они расположись на территории, подконтрольной хуту, и по мнению многих наблюдателей, оказали поддержку устроившему геноцид правительству. Конечно, французы не давали хуту продолжать убивать тутси (хотя есть и другое мнение), но в тот момент, когда к ним подступала армия РПФ, они помогли многим высокопоставленным хуту сбежать от возмездия.


Французские войска устанавливают «зону безопасности» между наступающими войсками РПФ и остатками армии хуту

ОСВЕЩЕНИЕ ГЕНОЦИДА В МИРЕ

Геноцид в Руанде активно освещали в СМИ западные журналисты. Хуту ничуть не стеснялись того, что они творят, и запросто рубили людей мачете на глазах у иностранных наблюдателей. Позже власти Руанды, организовавшие массовую резню, начнут переживать о возможности международного вмешательства и обратятся к гражданам-хуту с просьбой продолжать убийства, но не оставлять трупы на улице. После этого неделями разлагавшиеся на улицах мертвые тела начали покрывать банановыми листьями, чтобы репортеры не могли снимать их с вертолетов.

Уже после геноцида правительства многих стран постарались представить произошедшее как проявление «племенного насилия» или «давней этнической ненависти». Никто не хотел признавать, что это было преднамеренное уничтожение людей другой национальности с целью сохранить политическую силу и власть.

ПОВЕДЕНИЕ ООН

Миротворческая миссия ООН еще до убийства президента Руанды знала о подготовке радикалов к геноциду. Она запрашивала разрешение у Совбеза ООН начать устраивать на них облавы, но тот запретил ей вмешиваться во внутренние дела государства. Запрет не сняли и после начала массовых зверств и убийств.


ООН долго отказывалась признать происходящее геноцидом, потому что в случае признания ей пришлось бы вмешаться, а она этого не хотела. В США власти тоже запретили должностным лицам использовать слово «геноцид». Только к середине мая ООН признала, что в Руанде «был совершен акт геноцида» и пообещала направить туда 5 500 военных и 50 бронетранспортеров. К этому моменту хуту убили уже 500 000 человек. Обещанные военные так и не попали в Руанду, потому что ООН не смогла договориться с США о стоимости БТР. До конца геноцида ООН так и не вмешалась в ситуацию.

После окончания геноцида ООН направила в Руанду вторую миссию, которая помогала восстанавливать порядок на улицах и убирать тысячи мертвых тел.

В 1999 году генсек ООН Кофи Аннан публично принес извинения за «прискорбное бездействие» и «политическое безволие» руководства организации.

СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ГЕНОЦИДА

Из двух миллионов хуту, которые бежали в соседние страны после прихода к власти РПФ, многим вскоре пришлось вернуться обратно в Руанду. Немногочисленные оставшиеся в живых тутси в глубоком молчании провожали их взглядами, когда те возвращались в свои дома. Новое правительство Руанды совершило очень смелый шаг и ввело мораторий на аресты подозреваемых в совершении геноцида. Тогдашний министр обороны и нынешний президент Руанды Поль Кагаме говорил: «Люди могут меняться. И некоторые из них даже становятся лучше после того, как им подарят прощение и дадут второй шанс».


«Руандийцы мирно уживались друг с другом в течение шести сотен лет, и нет ни одной причины, почему они снова не могут жить в мире. Позвольте мне обратиться к тем, кто решил идти по убийственному пути конфронтации: я напоминаю вам, что эти люди - такие же руандийцы, как и вы. Откажитесь от пути геноцида и разрушений, возьмитесь за руки с другими руандийцами и направьте свою энергию на добрые дела».

Сообщение президента Руанды Пастера Бизимунгу, 1994 год


Несмотря на призывы к миру, в течение нескольких месяцев после геноцида по стране продолжались убийства: тутси мстили за смерть своих родных, а хуту избавлялись от свидетелей, которые могли бы выступить против них в суде.

В 1996 году в городе Аруша в Танзании начал работу Международный уголовный трибунал по Руанде. Его целью было выявление и наказание организаторов геноцида. За время своей работы он рассмотрел дела 93 обвиняемых, из которых 61 были приговорены к разным срокам тюремного заключения. Среди них организаторы радикального молодежного движения интерахамве, руководители армии, отдававшие приказы о начале геноцида, и ведущий руандийской радиостанции, призывавший в эфире убивать тутси.


«Геноцид кардинально изменил мою жизнь. Теперь я калека и поэтому я живу в бедности. Я не могу принести себе воды или вспахать землю. Я жутко страдаю от всех травм, горя и бессонницы. Я изолирована от других людей. Мне обидно и горько. Я все время хочу рыдать и я всех ненавижу. Мне негде жить, потому что они разрушили дом моих родителей. И самое чудовищное, что у меня нашли ВИЧ. Я просто сижу и жду, когда смерть придет за мной».

Свидетельство очевидца



«Сейчас я чувствую стыд за то, что я не сопротивлялась насильникам. Мне снятся кошмары о том, что со мной произошло, и мне сложно поддерживать отношения с людьми. Но самое страшное то, что я родила ребенка от своего мучителя. Геноцид для меня до сих пор продолжается: я никогда не смогу забыть его, потому что я воспитываю его ребенка».

Свидетельство очевидца



«Я не знаю, за что меня преследовали, но тогда мне казалось, что бежать - это единственный выход. Сейчас я понимаю, что я должна была остаться и разделить участь своей семьи. Все мое тело было в ранах от дубинок и мачете, но я всегда убегала от тех, кто их держал. Меня насиловали и бесчестили, но я находила в себе храбрость убегать и жить дальше. Вы можете решить, что я смелая и отважная. Да, я действительно смотрела смерти в лицо. Я заплатила страшную цену за то, чтобы выжить. Но с другой стороны, мне просто повезло. Я не видела, как они убили мою семью. Не видела, как они упражнялись в стрельбе, используя маленьких детей в качестве мишеней. Такое никогда и ни с кем не должно происходить.

Я - одна из той толпы мертвецов, только я еще не похоронена. Я - живое напоминание о том, что случилось с миллионом других людей».

Свидетельство очевидца



«Я знаю тех людей, которые убили мою семью: родителей, трех братьев и сестру. Я готов простить их, потому что моих родных все равно уже не вернуть. Но это будет зависеть от того, как они попросят о прощении.

Я бы хотел жить в стабильной Руанде, где детям ничего не угрожает. В Руанде, в которой больше никогда не будет геноцида».

Свидетельство очевидца



«Во время процесса примирения убийца моей семьи пришел ко мне просить прощение. В то время я не простил его, потому моему сердцу было ужасно горько от случившегося. Но если он придет ко мне сейчас, то я его прощу. Господь сказал, что если мы простим, то простят и нас. Мы должны показать убийцам, что мы не такие, как они, что мы великодушны. Я думаю, что они сами поняли, что их действия не привели ни к чему хорошему. Давайте относиться к ним по-человечески».

QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".

Вряд ли существует что-либо более жестокое и бессмысленное, чем геноцид. Самое удивительное, что это явление возникло не в мрачном и фанатичном средневековье, а в прогрессивном 20 веке. Одним из самых чудовищных массовых убийств стал геноцид в Руанде, произошедший в 1994 году. По разным данным, тогда в этой стране за 100 дней было убито от 500 тыс. до 1 млн. человек. Сразу же возникает вопрос: «Во имя чего?».

Причины и участники

Геноцид в Руанде - это результат векового конфликта между двумя социально-этническими группами региона, хуту и тутси. Хуту составляли около 85% жителей Руанды, а тутси - 14%. Последняя пребывая в меньшинстве, издревле считалась правящей элитой. В течении 1990-1993 гг. на территории указанной пылала В апреле 1994 года в результате военного переворота к власти пришло состоящее из представителей народности хуту. С помощью армии и отрядов ополчения «импузамугамби» и «интерахамве» правительство начало уничтожение тутси, а также умеренных хуту. Со стороны тутси в конфликте принимал участие Руандийский патриотический фронт, направленный на уничтожение хуту. 18 июля 1994 г. в стране был восстановлен относительный мир. Но 2 млн. хуту эмигрировали из Руанды, опасаясь расплаты. Таким образом, неудивительно, что при упоминании слова «геноцид» сразу же возникает в уме Руанда.

Геноцид в Руанде: ужасающие факты

Государственное радио, которое находилось под контролем хуту, пропагандировало ненависть в отношении тутси. Именно через него часто координировались действия погромщиков, к примеру, передавалась информация о местах укрытия потенциальных жертв.

Ничто так не ломает уклад человеческой жизни, как геноцид. Руанда - яркое доказательство этого утверждения. Так, в это время было зачато около 20 тыс. детей, большинство из которых являлись плодами насилия. Современные руандийские матери-одиночки гонимы обществом с его традиционным восприятием жертв изнасилования, да еще и часто больны ВИЧ.

Спустя 11 дней после начала геноцида, на стадионе «Гатваро» было собрано 15 тыс. тутси. Это было сделано только для того, чтобы одновременно убить больше людей. Организаторы этой массовой бойни пустили в толпу а затем начали стрелять по людям и кидать на них гранаты. Хотя это кажется невозможным, но в этом ужасе выжила девочка по имени Альбертина. Тяжело раненая, она укрывалась под грудой убитых, среди которых были её родители, братья и сестры. Только на следующий день Альбертина смогла добраться до больницы, где также проходили рейды "зачисток" тутси.

Геноцид в Руанде заставил забыть свои обеты и представителей католического духовенства. Так, совсем недавно в рамках Международнго трибунала ООН рассматривалось дело Атаназа Серомбы. Его обвиняли в участии в заговоре, результатом которого стало истребление 2 тыс. беженцев-тутси. Согласно показаниям свидетелей, этот священник собрал беженцев в церкви, где они подверглись нападению со стороны хуту. Затем он приказал разрушить церковь с помощью бульдозера.

Тутси (ватутси) – загадочный народ численностью 2 миллона человек, живущий в Центральной Африки, сильно отличается от других негроидных народов. Несмотря на то, что в наше время многие тутси исповедуют как католицизм, так и ислам, они также верят в бога-творца Имаана, дарующего здоровье и плодородие. Духи предков служат у них гонцами у бога, передают его волю людям. Тутси приносят жертвы духам, гадают и верят в то, что их монарх разделяет силу божества, для связи с которым у него есть священный огонь и особые королевские барабаны, а также священные ритуалы.

Тутси - высокие, стройные чернокожие красавцы, имеющие некоторое сходство с эфиопами. У них – удлиненная голова, курчавые волосы. Лицо очень интересное - нос длинный и узкий, а губы полные, но не вывернутые. Некоторые антропологи считают, что такой тип выработался в результате приспособления к степному или пустынному климату. Считалось, что тонкий нос может говорить об европейским происхождении народа, но современные генетические исследования у-хромосомы показали, что тутси на 100 процентов имеют местное происхождение с незначительной восточноафриканской примесью.

Сами тутси верят, что их предки жили в Египте. Действительно, на египетских фресках есть изображения коров с огромными лирообразными рогами, и высоких чернокожих пастухов с классическими чертами лица. Есть также косвенные доказательства их происхождения от арабов, так как сохранились музыкальные фольклорные произведения, более близкие к арабской, чем к африканской музыке.

Возможно, смешение произошло в 15 веке, во время нашествия арабов в Судан и Эфиопию. Тутси мигрировали в Руанду и Бурунди. Они стали строить собственное государство, занимая в нем привилегированное положение по отношению к коренному народу хуту, как люди более развитые и образованные.

В 1959 году произошло свержение короля тутси, привилегии были ликвидированы, к власти пришло правительство хуту. Сотням тысяч тутси пришлось бежать. Те, кто остались в Руанде, были уничтожены, причем преследователи называли их тараканами, обвиняя в служении белым. Тем не менее, находясь в меньшинстве, они снова пришли к власти. В 1994 году в Конго произошли страшные события, в результате которых погибли 800 тысяч тутси и 200 тысяч хуту.

Самолет с президентом Хабьяриманом возвращался с международной конференции, но на подлете к столице Руанды неожиданно был сбит ракетой и взорвался в воздухе. Президент погиб. Это послужило сигналом к началу геноцида тутси. Рассвирепевшие хуту поджигали дома тутси, насиловали и до смерти избивали женщин. Толпы, вооруженные дубинами и мачете, истязали и убивали больных, стариков, детей. Малышей тутси брали за ноги и с размаху расбивали им головы о каменные стены. Бандиты расправлялись даже с соплеменниками, которые отказывались участвовать в массовых убийствах.

По реке – истоку Нила, плыли тысячи трупов, полностью забивая русло. Тутси подняли мятеж. Им удалось поставить своего министра обороны. Они стали мстить убийцам, казнили многих подстрекателей геноцида, 1,7 миллиона хуту стали беженцами - в лагерях от холеры умирали ежедневно по 2 000 человек. Межплеменная вражда достигла своего апогея.

В марте 1999 года полторы сотни боевиков из народности хуту окружили туристический кемпинг в лесу на западе Уганды. Сонных западных туристов, приехавших взглянуть на местных горилл, пинками выволокли из постелей и выстроили в ряд перед палатками, отобрали паспорта. Хуту считали, что тутси являются пособниками англичан, поэтому четырех мужчин и четырех женщин с английскими паспортами забили дубинками и изрубили мачете. Одну из несчастных перед этим еще и изнасиловали. Туристов с паспортами других стран были ограблены и избиты. Им чудом удалось спастись.

Лоран Нкунда, военный деятель тутси, обвинил правительство в потворстве боевикам хуту. В 2004 году он поднял мятеж. Мятежники имели вначале успех, но потом правительственные войска их вытеснили. Произошёл раскол, но лишь в 2009 году мятежный генерал Нкунда был арестован. В 2012 году солдаты тутси вновь подняли мятеж и взяли под контроль город Гома. Конфликт там продолжается до сих пор.

Тутси – не только воинственные и конфликтные. Они - прекрасные сочинители песен: охотничьих, колыбельных. Есть у них и «ибикуба» - хвалебные песни для скота. Во время свадьбы невеста должна лить слезы и изливать душу в стихотворной форме. Подруги утешают ее песней, сопровождаемой танцами.

Кроме того, тутси знают множество пословиц, сказок, мифов и загадок. Одна из сказок напоминает русскую сказку о рыбаке и рыбке. В ней говорится о бедняке Себгугугу. Ему помогал бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым, но жадный Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

От африканского фольклора они взяли тамтам, который больше, чем инструмент. Эти люди наделяют его индивидуальностью, считая живым. Кроме того, тамтам внушает им почтение и страх как символ правителя. В языке тутси существуют такие метафоры: «государь передаёт тамтам», что означает - «государь умирает»; «съесть тамтам» - прийти к власти, «сын тамтама» - правитель царской крови. До сих пор практикуется церемония, когда вокруг центрального, ставятся 24 высоких тамтама и барабанщики двигаются вокруг них, по очереди играя, причем каждому доводится постучать по главнму тамтаму.

Тамтам используют во время торжественных ритуалов – свадеб, похорон, церемонии присвоения имени. Церемония присвоения имени проводится на седьмой день рождения ребенка. Если у женщины рождается первый сын, то она клеит на его лоб кружок из соломы сорго, кукурузы или мелкого красного и белого бисера.

У тутси существует полигамия, а подыскивают невест обычно родители и старейшины клана. Они не только находят подходящих невест, но и стараются использовать браки для максимального расширения связей своей семьи с другими общинами. Тем самым создаются условия для большей безопасности и ограничиваются возможности кровосмешения.

Брак заключается после выплаты выкупа за невесту. Он передается семьей жениха семье невесты и служит возмещением за ее потомство, которое отныне будет принадлежать семье мужа. Брачный выкуп - скот. Раньше тутси были владельцами больших стад крупного рогатого скота, входили в аристократический слой Руанды. У них были касты, между которыми сохранялись брачные барьеры. Тутси редко брали в жены женщин хуту. Постепенно различия между двумя народами стирались, тутси беднели. В случае невозможности выплаты выкупа, жених работал 2 года на тестя.

Создав семью, тутси поселяются в отдельной усадьбе. В нее входят несколько хижин: «камбере» (спальня), «кигонии» (кладовая), «кагондо» (кухня), зернохранилища, маленькие хижины-реликварии, вместилища духов предков. 20-60 усадеб объединяются в поселения, которые располагаются на холмах. Хижина имеет каркас из древесины и оплетку из камыша и соломы, по форме напоминающую улей. Вокруг жилища ставится высокий забор. Современные же богатые тутси предпочитают жить в современных коттеджах.

Нежелание международного сообщества вмешиваться в африканские дела привело к самым масштабным массовым убийствам в послевоенной истории человечества.

Геноцид в небольшом центральноафриканском государстве Руанда стал одной из самых интенсивных кампаний массовых убийств в истории человечества. Примерно за 100 дней - с 6 апреля до середины июля 1994 года - были убиты по меньшей мере 500 тыс. человек. В целом количество жертв оценивается от 800 тыс. до 1 млн. Как такое могло случиться в конце ХХ века? Одна из главных причин - возможности Организации Объединенных Наций уменьшить страдания людей в Руанде были серьезно ограничены нежеланием государств-членов должным образом реагировать на изменение обстановки в этой стране.

Начало

Политическое противостояние между двумя народами уходит своими корнями в далекое прошлое. К юго-западу от озера Виктория на протяжении нескольких столетий проживают три субэтнические группы, численность которых во второй половине ХХ века в процентном соотношении была примерно следующей: хуту, земледельцы, - около 85% населения, тутси, скотоводы, - 14% и пигмеи (тва), - около 1%. Все говорят на одном языке (ньяруанда), но имеют расовые различия, сглаженные многолетней ассимиляцией. Здесь расположены два государства - Руанда и Бурунди. На начало 1994 года население первой составляло 8,4 млн человек.

До колониальной эпохи тутси обычно занимали более высокое положение в социальной иерархии, а хуту - более низкое. Однако существовали и возможности изменения социального статуса: хуту, который приобрел много скота или другого имущества, мог ассимилироваться с группой тутси, а к обедневшему тутси относились как к хуту. Веками правящая верхушка состояла из тутси, в колониальные времена им было легче получить образование и, следовательно, занять место в административном аппарате. Германия и (после Первой мировой войны) Бельгия вовлекали в управление страной исключительно тутси. Это привело к тому, что постепенно в сознании хуту сложилось убеждение, что тутси - угнетатели и враги.

В конце 1950−х годов в ходе процесса деколонизации напряженность в Руанде возросла. Политическое движение хуту, которое выступало за передачу власти большинству, набирало силу, в то время как часть обладавших властью тутси противились демократизации и утрате своих привилегий. В ноябре 1959 года вспыхнуло восстание, во время которого сотни тутси были убиты и тысячи - вынуждены бежать в соседние страны. В 1962 году впервые были проведены выборы президента независимой Руанды. Поскольку хуту было в несколько раз больше, чем тутси, подавляющая часть населения страны отдала свои голоса представителю хуту. Хуту, впервые в своей истории заняв ведущее положение в стране, стали преследовать тутси.

Тутси же, стремясь вернуть себе утраченные позиции, начали организовывать нападения на отдельных представителей правительства и правительственные учреждения хуту. В период между 1962−м и 1967 годом было совершено десять таких нападений, каждое из которых повлекло ответное убийство большого количества тутси из числа гражданского населения, возникали все новые потоки беженцев. К концу 1980−х годов около 480 тыс. руандийцев находились на положении беженцев, в основном в Бурунди, Уганде, Заире (Конго) и Танзании.

Особенно активной община тутси была в Уганде, где как политическое и военное движение организовался Руандийский патриотический фронт (РПФ). Главной целью РПФ было объявлено реформирование системы государственного управления в Руанде, в частности раздел политической власти. Многие из присоединившихся к движению тутси служили в Армии национального сопротивления нынешнего президента Уганды Йовери Мусевени, который в 1986 году отстранил от власти предыдущее правительство. Среди членов РПФ были и хуту.

Гражданская война

В октябре 1990 года РПФ силами примерно 7 тыс. человек начал крупное наступление на северо-востоке Руанды, успешно продвигаясь к столице страны Кигали. Эти действия совпали по времени с экономическими трудностями, с которыми столкнулось правительство президента Жювеналя Хабьяриманы. В частности, резко упали цены на кофе, в результате чего экспортные доходы Руанды с 1989−го по 1991 год сократились вдвое. В то же время для того, чтобы не прекращалась помощь извне, под давлением международных финансовых организаций руководство страны вынуждено было пойти на либерализацию экономики, что, как и во многих других странах Африки, привело к ее ослаблению и коллапсу в сферах образования и здравоохранения. Правительство оказалось в очень сложном положении.

В условиях наступления РПФ началась целенаправленная пропагандистская кампания, все тутси в стране были заклеймены как пособники РПФ, а хуту, принадлежавшие к оппозиционным партиям, - объявлены предателями. СМИ, особенно радиостанции (в Африке они играли и играют очень большую роль, особенно если учесть, что в Руанде в описываемые времена около 50% населения было неграмотным) и газета Kangura, распространяли безосновательные слухи, которые лишь усугубляли проблемы. Правда, не все было так однозначно, министр внутренних дел Жан-Мария Мугемана, например, обратился к народу с призывом «не допустить раскола общества по этническому признаку».

При поддержке Франции, которая всеми силами пыталась сохранить свое влияние в Африке, а также Бельгии и Заира правящий режим в Руанде отбил натиск РПФ. Но мятежники не отказались от своих притязаний на власть и развернули партизанскую войну.

Летом 1993 года представители противоборствующих сторон и главы государств региона собрались в Аруше (Танзания), где удалось договориться о прекращении огня и о демократических переменах в Руанде, в том числе о проведении свободных выборов под контролем ООН. В октябре 1993 года Совет Безопасности учредил Миссию Организации Объединенных Наций по оказанию помощи Руанде (МООНПР), мандат которой предусматривал действия по поддержанию мира, оказание гуманитарной помощи и поддержку мирного процесса в целом.

Примерно в это же время в соседней Бурунди, где этнический состав населения почти такой же, как и в Руанде, после убийства в октябре 1993 года впервые избранного на демократической основе президента-хуту Ндадайе, пост занял новый президент - Нтарьямира, тоже из хуту. Его путь к власти стоил жизни примерно 100 тыс. человек, преимущественно тутси. К сожалению, это не насторожило и не заставило серьезно задуматься мировое сообщество, и в первую очередь ООН, о том, что в регионе Великих Африканских озер стала складываться угрожающая обстановка. Но события в Бурунди были настолько скоротечны, что информационный эффект от них быстро сошел на нет. Совбез ООН даже не обсудил вопрос о положении в Бурунди, вызванном свержением законно избранного президента.

Хабьяримана не торопился претворять в жизнь Арушские соглашения и стал исподволь готовиться к вооруженной борьбе против партизан. В стране усиленно велась пропаганда против РПФ, создавались отряды народной милиции интерахамве (в переводе с ньяруанда - «те, кто вместе сражается»). Сеть этих отрядов была хорошо организована на национальном уровне, с представителями почти во всех районах страны; ко времени начала массовых убийств в 1994 году их численность достигла 30 тыс. - по одному человеку на каждые 10 семей. Некоторым участникам интерахамве были доступны автоматы АК-47 и гранаты, но большинство из них было вооружено мачете, которые, как показало время, стали достаточно эффективным орудием убийства, а впоследствии - и символом руандийского геноцида.

О том, что геноцид против тутси готовился заранее, свидетельствуют ставшие известными позднее многочисленные сведения. Еще в начале января 1994 года руководство ООН получало от канадского генерала Ромео Даллера, командовавшего миротворческими силами в Руанде, сообщения о готовящейся этнической чистке. Генерал встречался с информатором, сообщившим ему места расположения складов с оружием, предназначенным для этой акции, и просил разрешить ему взять под контроль эти пункты, однако из Нью-Йорка последовал отказ с пояснением, что подобные действия выходят за рамки мандата миссии.

Бывший премьер-министр Руанды Жан Камбанда в своих показаниях Международному уголовному трибуналу заявил, что геноцид открыто обсуждался на заседаниях кабинета и что «одна из министров сказала, что лично она не против избавиться ото всех тутси; без них все проблемы Руанды закончатся».

Геноцид

6 апреля 1994 года на подлете к Кигали зенитной ракетой французского производства неизвестные сбили самолет, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди Хабьяримана и Нтарьямира. Они возвращались с очередной встречи в Аруше, где главы делегаций государств региона убедили президента Руанды согласиться встретиться с руководителями РПФ для обсуждения вопросов разделения власти и включения в состав нового правительства страны представителей тутси. По разным версиям, теракт был совершен или радикальными хуту, которые опасались, что Хабьяримана собирается пойти на уступки тутси, или же партизанами тутси, которые были недовольны тем, что президент медлил с выполнением Арушских соглашений. Как бы там ни было, событие это стало, по мнению большинства исследователей, катализатором начавшегося вскоре геноцида.

В считанные часы после гибели Хабьяриманы все дороги в Кигали перекрываются, на них организовываются посты, где начинают выявлять тутси. Считается, что массовые убийства людей начались в тот же день. 7 апреля телерадиостанция Libres Des Mille Collines выпустила в эфир программу, в которой ответственность за крушение самолета возлагалась на РПФ и военнослужащих ООН, а также содержались призывы уничтожить «тараканов тутси». В тот же день премьер-министр Агата Увилингийимана была зверски убита вместе с десятью охранявшими ее бельгийскими миротворцами: солдаты правительственных войск напали на ее дом. После смерти президента и премьер-министра кабинет распался. 8 апреля было объявлено о создании временного правительства и назначении временно исполняющим обязанности президента хуту-экстремиста Теодора Синдикубвабо.

Сначала гнев был направлен против оппозиционных лидеров из числа умеренных хуту, активистов по правам человека, журналистов и других критиков существовавшего в стране режима, но потом переключились почти исключительно на тутси. Гвардейцы президента в количестве 600 человек начали убивать всех подряд тутси, которые попадались им под руку на улице, и тех, кого удавалось найти, врываясь в жилые дома, школы, офисы, магазины. К ним присоединились армейские части и отряды интерахамве. Не щадили никого, от младенцев до немощных стариков, при этом убийства производились самыми варварскими способами.

Впоследствии было подсчитано, что пик убийства тутси пришелся на первые две недели, до 21 апреля, когда погибли 250 тыс. человек. Радиостанции страны играли координационную роль для многочисленных отрядов хуту, передавая, например, информацию о местах, где пытаются укрыться тутси. Одновременно было обещано отдать земли убитых тутси тем хуту, кто их уничтожит.

Некоторым тутси удалось спастись, найдя убежище в контролируемых отрядами миротворческого контингента ООН пунктах, однако в большинстве случаев последние не вмешивались в происходящее, не решаясь нарушить условия наблюдательского мандата. Более того, их возможности были резко ограничены, когда после гибели своих миротворцев Бельгия вывела все войска, а затем с просьбой о выводе контингентов обратились и другие страны. 21 апреля Совет Безопасности ООН единогласно постановил отозвать миротворческий контингент из Руанды, численность сил МООНПР сократилась с 2,165 тыс. до 270 человек (остались солдаты из Канады, Ганы и Нидерландов). С уходом бельгийских миротворцев связан печальный эпизод, произошедший в одной из школ Кигали, которую они охраняли. Там прятались 2 тыс. спасшихся от резни тутси, но, после того как бельгийцы получили приказ оставить здание школы, брошенные на произвол судьбы люди были убиты руандийскими военными.

Быстрее всего на уровень геноцида массовые убийства вышли в северо-западном городе Гисеньи. Уже вечером 6 апреля глава Гисеньи созвал собрание, на котором решались вопросы организации раздачи оружия и нападений на тутси. Подобные мероприятия прошли затем и в остальных населенных пунктах Руанды. Исключением стала провинция Бутаре, префектом которой был тутси Жан-Батист Хабьяримана, однофамилец погибшего президента, а начальником местной жандармерии являлся умеренный хуту. Они сыграли главную роль в сохранении правопорядка в своем районе, выступая по местному радио и посещая деревни с призывами сохранять спокойствие. Как только бандиты попытались напасть на деревни тутси, местные власти организовали самооборону из тутси и хуту. 19 апреля в Бутаре приехал и. о. президента Синдикубвабо, а Хабьяримана был смещен с должности и убит. В тот же день сюда из Кигали были доставлены интерахамве и гвардейцы, которые организовали массовое убийство тутси. В провинции были также размещены беженцы из Бурунди, которые покинули свою охваченную гражданской войной страну, опасаясь состоящей в основном из тутси бурундийской армии. В течение 70 дней, начиная с 20 апреля, провинция Бутаре была ареной самых жестоких кровавых разборок. Около 90% населения региона из числа тутси, примерно 350 тыс. человек, были уничтожены.

Нередко люди погибали от рук своих же соседей или даже родственников. Тем, кто отказывался убивать, часто угрожали, тем, что убьют их самих. Многие прятались в церквях или школах, но это редко спасало. Так, более 1,5 тыс. тутси нашли убежище в католической церкви в Ньянге. Местные отряды интерахамве, действуя сообща со священником и властями, использовали бульдозеры, чтобы разрушить здание церкви. Тех же, кто пытался бежать оттуда, разрубали при помощи мачете.

Тела убитых в основном сбрасывали в реку Кагера, которая со скоростью 72 трупа в час выносила их прямо в озеро Виктория, но уже на угандийском берегу. Наличие большого количества трупов в воде грозило серьезной вспышкой инфекционных заболеваний в Уганде. Лишь после того, как были зарегистрированы первые смертельные случаи заболевания людей, потенциальный очаг эпидемии был блокирован и уничтожен.

Окончание

В контексте всех этих событий резолюция Совбеза ООН от 21 апреля 1994 года показывает, что ее члены еще не представляли реальную картину происходивших событий в Руанде. И сотрудники ООН, и представители американского Госдепартамента продолжали старательно избегать использования термина «геноцид» в своих выступлениях, поскольку иначе, по Договору о геноциде, принятому в 1948 году, ООН и, соответственно, США, должны были вмешаться в ситуацию. Более того, 3 мая Билл Клинтон издал президентскую директиву, ограничивающую участие американских военных в миротворческих миссиях ООН.

Однако, судя по рассекреченным в 2001 году документам, США знали о начинающемся геноциде в Руанде - и все же настояли на выводе миротворческих сил ООН с территории страны. Через пять дней после начала массовых убийств сотрудник Пентагона написал докладную записку замминистру обороны США Фрэнку Виснеру. В ней говорилось, что, «если стороны не вернутся за стол переговоров, погибнут сотни тысяч человек, а конфликт может перекинуться на Бурунди». 14 апреля 1994 года Государственный департамент США призвал ООН вывести через неделю миротворцев из страны, заявив, что «в Руанде нет никакой необходимости их дальнейшего присутствия», после чего и была принята резолюция Совбеза о выводе войск из Руанды. В то время американские военные еще отходили от провальной кампании в Сомали. Как считают обозреватели, Вашингтон не хотел вмешиваться в еще один африканский конфликт.

Лишь 13 мая Совет Безопасности принял решение поставить на голосование вопрос о возвращении миротворцев в Руанду, но госсекретарь США Мадлен Олбрайт задержала голосование еще на четыре дня. 17 мая Совбез ООН наконец признал, что «акты геноцида могли быть совершены». Была достигнута договоренность о направлении в зону конфликта 5,5 тыс. миротворцев, преимущественно из африканских стран, однако отправка была отложена из-за разногласий по вопросу финансирования операции. К тому времени, по данным Красного Креста, число жертв резни составило уже 500 тыс. человек.

К середине июня силы ООН все еще не были отправлены в Руанду. Тогда 22 июня 1994 года Совет Безопасности уполномочил развертывание сил под командованием Франции для осуществления гуманитарной миссии. Эта миссия, получившая название «Операция Бирюза», помогла спасти жизни сотен гражданских лиц на юго-западе Руанды, правда, по некоторым данным, ее действия позволили солдатам, должностным лицам и ополченцам интерахамве, участвовавшим в геноциде, бежать из Руанды через территорию, находившуюся под контролем миссии.

К началу июня 1994 года повстанцы из РПФ контролировали около 60% территории страны, преимущественно в северной ее части, и рвались к столице. Деморализованная руандийская армия стала покидать город. 7 июля отряды РПФ взяли Кигали.

После

Большинство участников геноцида бежали в Заир, а вместе с ними - примерно 1,4 млн мирных жителей хуту, которым внушили, что они будут уничтожены РПФ. Тысячи людей умерли от инфекционных болезней, таких как холера и дизентерия. Лагеря беженцев использовались солдатами армии бывшего руандийского правительства для перевооружения и организации вторжений в Руанду. Это послужило одной из причин, приведших в 1996 году к войне в Заире и вмешательству в нее Руанды.

В ноябре 1994 года был учрежден Международный уголовный трибунал по Руанде, который в настоящее время располагается в Аруше. Трибунал ООН обладает полномочиями преследовать в судебном порядке высокопоставленных членов правительства и военных, его юрисдикция распространяется на все виды признанных на международном уровне нарушений прав человека, которые были совершены в Руанде в 1994 году. Но, несмотря на это, количество подследственных, среди которых преобладают бывшие чиновники, невелико. К апрелю 2007 года трибунал вынес 27 решений, касавшихся 33 обвиняемых. Роль Международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нем очень продолжительны, а подсудимые не могут быть приговорены к смертной казни.

Смертные приговоры выносились только в судах, проходивших на территории Руанды. К 2000 году суда там ожидали свыше 100 тыс. подозреваемых в геноциде. В 2001 году, чтобы справиться с огромным количеством скопившихся дел, правительство начало вводить систему правосудия с участием общественности, известную как «Гачача». Общины выбирали судей для рассмотрения дел подозреваемых в геноциде и обвиняемых в любых преступлениях за исключением планирования актов геноцида и изнасилования. Суды «Гачача» смягчают приговоры тем, кто раскаялся и ищет пути примирения с обществом. После установления в Руанде власти РПФ, состоящего в основном из тутси, политика нового руководства была направлена на демонстрацию миролюбия по отношению к хуту.

по материалам newsland.ru