Методики психолога в начальной школе. Психологическая диагностика учащихся: анкеты для учителей. Методика "Изучение скорости мышления"

психолога может строиться с опорой на пара-

Дигму психологического сопровождения, разработанную М. Р. Битяновой и опирающуюся на ее идею психолого-педагогического статуса школьника. Напомним, что сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения

и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия .

Психолого-педагогический статус учащегося предполагает совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности: поведения, внутреннего психического состояния школьника, которые оказывают влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде.

Психолого-педагогический статус имеет следующие параметры:

  • - особенность познавательной сферы: включает в себя соотношение уровней развития когнитивных процессов педагогическим требованиям, а также умственную работоспособность и темп умственной деятельности;
  • - особенность поведения и общения школьников: включает в себя взаимодействие со сверстниками, педагогами, произвольность поведения, соблюдение социальных норм;
  • - особенность личностной сферы: включает в себя наличие и характер учебной мотивации, устойчивость эмоциональных состояний, волевые свойства личности;
  • - особенность отношения к миру, к другим и к самому себе: включает в себя отношение к окружающей действительности, сверстникам, педагогам и к самому себе.

Диагностика по методам включает в себя экспертные или стандартизованные виды, а по формам - наблюдение, опросные и проективные методы, а также эксперимент. Принципы построения психодиагностики опираются на прогностичность методов, развивающий потенциал методик, экономичность проведения диагностической процедуры и на конфиденциальность. Критерии выбора прогностических методик следующие: дифференциальные возможности методик, их точность, валидность, надежность и репрезентативность. Схематичная развертка психодиагностических процедур в школе может включать мониторинг и углубленную диагностику. При этом мониторинг по отношению к старшей школе может опираться на обследование подростков в период острого возрастного кризиса и на этапе профессиональной ориентации.

Диагностика в средней школе определяется особенностями возраста: «я действую сам» через раскрытие познавательной тяги к запретному, через обособление от взрослых с одновременной значимостью принятия референтной группы. Значимые особенности проявляются через социальную обусловленность познавательной мотивации, развитие социальных интересов, актуализацию самопознания и социальную сензитивность. В связи с этим в фокусе диагностики могут быть личностная, социальная и познавательная сферы. Подростки имеют следующие доминанты развития: «я понимаю, зачем я действую» в контексте личностной рефлексии и поиска смысла жизни, становления внутренней позиции личности, значимости социального взаимодействия со сверстниками и значимыми другими. Значимые особенности возраста характеризуются: особенностью деятельности, выраженной индивидуализацией способностей, сферой интереса и способов деятельности, выстраиванием мировоззрения через принятие определенных ценностных систем.

Фокусом диагностики у учащихся старшей школы могут быть: исследование стратегий профессионального выбора и жизненных перспектив; изучение и самоисследование мотивационной и волевой сферы личности; психосексуальной сферы; проблемы отношений в социальном пространстве семьи, группы сверстников.

Ядром мониторинга для учеников средней школы могут быть: выявление фаз подросткового кризиса с целью своевременной коррекции возможных отклонений; диагностика асинхронности развития; диагностика познавательных процессов через выявление восприятия, памяти и мышления.

Для диагностики взаимодействия в малых группах используются социометрические методы . Данное направление появилось в 1934 г. с опубликованием работы Дж. Морено «Кто выживет».

Социометрия - это вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях.

Важно понимать, что с помощью социометрии диагностируются взаимоотношения членов группы, их межличностные предпочтения. Популярность метода делает необходимым осторожное отношение к результатам социометрической диагностики. Во-первых, наиболее предпочитаемый член группы, т.е. звезда, - это совершенно необязательно лидер коллектива, а если это так, то прогностическая возможность анализа этого статуса весьма ограничена. Во-вторых, коэффициент взаимности отношений, т.е. большое количество случаев взаимного выбора, отнюдь не свидетельствует о групповой сплоченности. Однако это не снижает положительного эффекта от применения метода, и при аккуратном и вдумчивом использовании социометрический метод может стать хорошим прогностическим инструментом. В социометрических исследованиях принято выделять три этапа:

  • 1) социометрия - измерение статусной структуры коллектива. Исследователи-практики отмечают, что сами по себе выявленные индексы ни о чем не говорят. Они приобретают смысл лишь при соотнесении показателей с возрастной нормой, с временем жизни коллектива, с индивидуальными характеристиками учащихся;
  • 2) установление закономерной связи между выявленными показателями и личностными и групповыми характеристиками. Исследователи используют разные методики, наиболее популярные из них - выявление ценностно-ориентационного единства группы, референтометрия, непосредственные наблюдения. Сопоставление социометрических индексов и данных социально-психологических характеристик группы позволяет составить социально-психологический портрет исследуемой группы;
  • 3) формирование и коррекция межличностных взаимоотношений в исследуемой группе.

Непосредственное измерение социометрических индексов - процедура, ставшая классической в социально-психологической диагностике 1 .

А. Н. Лутошкин предложил проективную эмоционально-символическую аналогию, выявляющую уровень развития коллектива. Движение групп от неколлектива к коллективу проходит пять этапов :

  • 1. «Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее - разнесет песчинки в стороны, пока кто-нибудь не сгребет их опять в кучу. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. В таких группах отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И потому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
  • 2. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, ей особенно нужен хороший мастер - лидер, вожак, который смог бы повести за собой. Но этому лидеру нужна поддержка. Если его не поддерживают окружающие, ему трудно проявить себя. А самим ребятам без подсказки действовать трудно: нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь. Нет еще у таких ребят и настоящей дисциплины. Скрепляют их в основном требования старших.
  • 3. «Мерцающий маяк». В штормящем море и начинающему, и опытному мореходу маяк приносит уверенность - курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки горят не постоянно, а периодически выбрасывая пучки света. Они как бы говорят: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие вспышки. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетны «смотрители маяка», те, кто поддерживает горение маяка, - организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.
  • 4. «Алый парус». В романтической традиции алый парус - символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу «один - за всех, все - за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» - знающие и надежные организаторы, верные товарищи. К ним идут за советом, за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Здесь нет пассажиров, все члены экипажа. Все вместе радуются удачам, огорчаются, когда кому-нибудь плохо. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, не скажешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Стремление к этому есть, но его еще надо подтвердить делом. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.
  • 5. «Горящий факел». Настоящий коллектив - тот, который не удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб, спешит на помощь другим, который бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собой горящий факел, освещающий дорогу другим. Горючий материал для этого огня - дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив, и за дела всего общества.

Символическое описание уровня развития коллектива является своеобразным аутосоциометрическим диагностическим методом. Эта методика может быть адаптирована под различные задачи исследования и практики. Например, психолог может предложить ученикам самостоятельно найти метафору, с помощью которой можно охарактеризовать положение класса. Далее подросткам предлагается подобрать метафору, описывающую идеальный коллектив - тот, в котором подросткам было бы интересно находиться. После такой самостоятельной творческой работы психолог знакомит учеников с предложенными А. Н. Лутошкиным метафорами и предлагает им выбрать метафору, описывающую положение дел в их коллективе, а также метафору, описывающую желанный идеал. Данная методика может применяться в коррекционно-развивающих целях. Использование социометрического метода вообще и аутосоциометрического метода в частности актуализирует у подростков понимание своей проблемы социальной идентичности.

«Стресс - это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете».

Г. Селье

И их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, которые напрямую влияют на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке к основному государственному экзамену (далее - ОГЭ) и к сдаче экзамена можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.

Сдача экзаменов ОГЭ и прогнозирование возможных трудностей учащихся на ранних этапах обучения

Психологическая диагностика учащихся на ранних этапах обучения позволяет отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по уровням образования. Кроме того, она позволяет выявить учащихся группы риска при подготовке к и организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.

Педагогу-психологу на заметку

С 2014 г. государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) стала обязательной для всех девятиклассников России. Согласно приказу Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (ред. от 16.01.2015) ГИА проводится в двух формах:
а) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов - для обучающихся образовательных организаций освоивших образовательные программы основного общего образования (далее - ОП ООО);
б) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее - государственный выпускной экзамен, ГВЭ) - для обучающихся, освоивших ОП ООО в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших ОП ООО.

Психологическая диагностика учащихся проводится с использованием диагностического комплекса Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» в 1-м и 5-м классах.

1-й класс. Обследование позволяет получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, спрогнозировать основные трудности каждого ребенка при обучении в 1-2-м классе.

Обследование проводится в первой четверти, через 2 недели после начала учебного года - во время адаптационного периода. По результатам диагностики педагог-психолог проводит индивидуальные консультации с учителями, педсовет с педагогами, работающими в первых классах, а также родительские собрания.

5-й класс. Обследование дает возможность оценить вероятность и выявить причины затруднений в образовательной деятельности детей при переходе из начальной школы в среднюю и в дальнейшем осуществить мероприятия, направленные на их предупреждение и коррекцию.

Обследование и психологическая диагностика учащихся проводится во второй половине сентября, во время адаптационного периода. По результатам диагностики в конце первой четверти педагог-психолог проводит родительские собрания, педсовет для педагогов, работающих в 5-х классах, на который приглашаются педагоги начальных классов - для совместного решения проблем, связанных с адаптацией пятиклассников, анализа работы с каждым ребенком группы риска, выработки стратегии взаимодействия с этими детьми.

Оформление результатов диагностики и сдача экзаменов ОГЭ

Для оформления результатов диагностических обследований используются:
1. Индивидуальный бланк ответов учащегося (остается у педагога-психолога).
2. Психологическая характеристика (выдается родителям на родительских собраниях).
3. Сводная ведомость результатов по классу (один экземпляр остается у педагога-психолога, второй - у классного руководителя).

Обобщенные результаты по классу и по параллели для родителей и педагогов оформляются в форме презентаций. Таким образом, родители имеют возможность видеть информацию по классу, могут сравнить индивидуальные результаты своего ребенка с результатами его сверстников.

Использование подобной формы работы имеет важный психотерапевтический эффект: родитель осознает, что проблемы, схожие с проблемами у его ребенка, переживают и другие.

В свою очередь, педагоги видят параллель в целом и проблемы, имеющиеся в том или ином классе.

Здесь важно отметить: психологическая диагностика учащихся представляет собой систему. Инструментом системы является один и тот же диагностический комплекс, т. е. замеряются одни и те же показатели интеллектуального и личностного развития ребенка (конечно, с каждым последующим этапом обследования количество показателей увеличивается), что позволяет педагогу-психологу вместе с педагогами и родителями увидеть ребенка на протяжении всего обучения в школе.

С другой стороны - результаты диагностики должны работать не единожды, например во время педсовета, а быть рабочим материалом педагога, учитываться и использоваться им в работе. Подобная диагностика позволяет педагогу выстраивать индивидуальные стратегии работы с детьми, т. к. диагностический комплекс Л. А. Ясюковой позволяет выявить и детей с ЗПР, и детей с ММД, и одаренных детей.

Психологическая диагностика учащихся 9-х классов при сдаче ОГЭ

Для диагностического обследования учащихся 9-х классов в рамках подготовки к сдаче ОГЭ также используется диагностический комплекс, разработанный Л. А. Ясюковой. Обследование позволяет определить сильные и слабые стороны учащихся, причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, выявить задатки способностей более чем к 20 направлениям профессиональной деятельности.

Диагностика проводится в ноябре - декабре, дополнительно в январе - по вопросам профессиональной ориентации, личностных особенностей, межличностных отношений, в том числе эмоционального состояния в предэкзаменационный период.

Обобщенные результаты диагностики предъявляются на родительских собраниях, на которые приглашаются и учащиеся. Таким образом, каждая пара родитель - ребенок получает возможность сравнить индивидуальные результаты на протяжении всего обучения в школе, понять, с чем - с какими успехами, трудностями, проблемами - они подошли к сдаче ОГЭ.

Кроме того, в ходе подобной совместной работы педагога-психолога, родителей, учащихся выявляются особенности семейного воспитания, учебной мотивации ребенка, его эмоционального состояния. Такие родительские собрания запускают дополнительный механизм осознания учащимся себя как выпускника школы, помогают реально оценить его работу по подготовке к ОГЭ, выявить проблемы перед тем, как наступает сдача экзаменов ОГЭ. Именно после такой работы повышается запрос на работу педагога-психолога по сопровождению подготовки учащихся к экзаменам.

Поскольку подростки в силу своих возрастных особенностей легче общаются со своими сверстниками, то в МОУ «Лицей № 3» г. Галича в 2009 г. был организован и реализован вместе с учащимися 10-х классов социально-психологический проект «Мы готовимся к экзамену, или Как справиться с экзаменационным стрессом». Одним из результатов проекта стала разработанная психологическая диагностика учащихся путем методик для выявления эмоционального состояния учащихся (педагогов и родителей) в предэкзаменационный период:

методика «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)»;анкета для учащихся 9-го класса;анкета для родителей;анкета для педагогов.

Рассмотрим содержание каждой методики.

Сдача экзаменов ОГЭ и методики психологической работы с учащимися

Методика «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)»

Методику можно использовать в течение учебного года, в любое время перед проведением психологической работы с учащимися (профилактика экзаменационного стресса, профориентация, коррекция личностных проблем и т. п.).

Кроме того, ее можно использовать для выступлений на родительских собраниях по тем же проблемам, чтобы проиллюстрировать представляемую родителям информацию на примере результатов диагностики их собственных детей.

В нашем случае психологическая диагностика учащихся и выбранная методика использовалась перед запуском проекта, чтобы доказать актуальность психологической помощи учащимся и работы по сопровождению учащихся в период подготовки к экзаменам. В дальнейшем - для набора в группу психологического лагеря.

Процедура проведения. Время работы с методикой - 5–10 мин. Учащиеся получают готовые бланки. Если педагог-психолог намерен в дальнейшем использовать результаты опроса в целях просвещения, чтобы озвучить информацию на родительских собраниях, классных часах, то процедура заполнения анонимная. Если планируется коррекционная работа с учащимися, бланки подписываются.

Бланк методики

Уважаемый друг!

Просим тебя принять участие в исследовании «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)».

В графе «Ранговое место» определи для каждой ситуации (проблемы) место от 1-го до 20-го в зависимости от того, насколько часто ты сталкиваешься с ней в жизни. На 1-м месте у тебя окажется ситуация (проблема), с которой ты сталкиваешься постоянно, на 20-м - ситуация (проблема), которая в твоей жизни практически не встречается.

В графе «Степень переживания» определи, насколько сильно каждая ситуация вызывает у тебя беспокойство, тревогу, волнение. Обведи соответствующую цифру, где 5 - «для меня это очень большая проблема, она вызывает самое сильное беспокойство, тревогу, волнение»; 1 - «у меня такой проблемы нет, меня это совсем не тревожит»; 2, 3, 4 - промежуточные баллы.

Жизненные ситуации (проблемы), которые могут вызвать беспокойство, волнение, тревогу Ранговое место Степень переживания
1 Экзамены 1 2 3 4 5
2 Поступление в учебное заведение после школы 1 2 3 4 5
3 Выбор профессии 1 2 3 4 5
4 Моя учеба 1 2 3 4 5
5 Досуг (мое свободное время) 1 2 3 4 5
6 Отношения с друзьями 1 2 3 4 5
7 Отношения с противоположным полом 1 2 3 4 5
8 Вредные привычки 1 2 3 4 5
9 Отношения с родителями 1 2 3 4 5
10 Способы совладания со стрессом 1 2 3 4 5
11 Внешний вид (как я выгляжу) 1 2 3 4 5
12 Взаимоотношения с одноклассниками 1 2 3 4 5
13 Влияние дурной компании 1 2 3 4 5
14 Мое будущее (как сложится моя жизнь) 1 2 3 4 5
15 Мое здоровье (заболевания) 1 2 3 4 5
16 Недостаток времени 1 2 3 4 5
17 Отношения с учителями 1 2 3 4 5
18 Правильное питание 1 2 3 4 5
19 Состояние усталости, утомления, эмоционального напряжения 1 2 3 4 5
20 Самовыражение (реализация своих возможностей) 1 2 3 4 5

Благодарим за участие в исследовании!

Цель: выявить учащихся, переживающих экзаменационный стресс.

Анкетирование оптимально проводить в начале второго полугодия (январь - февраль), когда сдача экзаменов ОГЭ не за горами, и можно выявить учащихся с низкой стрессоустойчивостью.

Результаты диагностики используются для организации индивидуального консультирования, групповых занятий по профилактике экзаменационного стресса с учащимися, в рамках просветительской работы с родителями, педагогами.

Процедура проведения. Учащиеся получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы - 3–5 мин.

При 7–9 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию учащихся о способах совладания со стрессом либо индивидуальная коррекционная работа.

Анкета для учащихся 9-х классов

Уважаемый друг!

Прочитай внимательно каждое утверждение. Если ты согласен с утверждением, поставь напротив +, если не согласен - поставь –.

1. Я испытываю неприятные ощущения, когда проверяются мои знания.
2. Я беспокоюсь, когда выполняю тест по какому-либо предмету.
3. Мысли об экзаменах вызывают у меня тревогу, напряжение.
4. Я временами боюсь, что мне станет плохо на экзаменах.
5. Бывало, что мысли об экзаменах не давали мне долго заснуть.
6. Когда учитель говорит об экзаменах, я чувствую, что мое сердце начинает сильно биться.
7. Часто бывает так, что я не могу сразу справиться с заданием, я чувствую, что вот-вот расплачусь.
8. Работая над трудным заданием, порой я чувствую, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше.
9. Я считаю, что уровень моих знаний не позволит мне успешно сдать ОГЭ.

Спасибо за участие!

Психологическая диагностика учащихся: анкеты для родителей

Цель: выявить родителей, переживающих экзаменационный стресс.

Анкетирование оптимально проводить одновременно с анкетированием учащихся и педагогов.

Результаты диагностики можно использовать для индивидуального консультирования родителей, на родительских собраниях в рамках просветительской работы, на методических семинарах с педагогами.

При 4–5 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса: родитель не готов оказать эффективную психологическую поддержку своему ребенку. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию родителей о способах совладания со стрессом в момент, когда близится сдача экзаменов ОГЭ.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в психологическом исследовании «Мы готовимся к ОГЭ!». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Если вы согласны с утверждением, поставьте напротив «да», если не согласны - «нет».


2. Волнует ли Вас возможность того, что Ваш ребенок не сможет сдать ОГЭ?
3. Бывало ли так, что мысли о предстоящих экзаменах, которые будет сдавать Ваш ребенок, не давали вам долго заснуть?

5. Считаете ли Вы, что то, как выполняет Ваш ребенок домашние задания, не позволит ему успешно сдать экзамены?

Спасибо за участие!

Психологическая диагностика учащихся: анкеты для учителей

Цель: выявить учителей, переживающих экзаменационный стресс.

Психологическая диагностика учащихся и анкетирование проводится с педагогами, работающими в 9-х классах, одновременно с анкетированием учащихся, родителей.

Результаты диагностики можно использовать для индивидуального консультирования педагогов, на методических семинарах.

Процедура проведения. Участники опроса получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы - 3–5 мин.

При 4–5 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса: учитель не готов оказать эффективную психологическую поддержку своим ученикам, склонен усиливать стрессогенность ситуации. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию учителей о способах совладания со стрессом, стратегиях поддержки учащихся в момент, когда близится сдача экзаменов ОГЭ.

Анкета для учителей

Уважаемая ______!

Приглашаем Вас принять участие в психологическом исследовании «Мы готовимся к ОГЭ!». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Если Вы согласны с утверждением, поставьте напротив «да», если не согласны - «нет».

1. Правда ли, что мысли о ОГЭ вызывают у Вас напряжение, тревогу?
2. Волнует ли Вас вопрос о том, что кто-то из Ваших учеников не сможет сдать ОГЭ?
3. Бывало ли, что мысли об экзаменах, которые будут сдавать Ваши ученики, не давали Вам долго заснуть?
4. Кажется ли Вам, что сдавать экзамены в форме ОГЭ труднее, чем в традиционной форме?
5. Считаете ли Вы, что уровень знаний Ваших учеников не позволит им успешно сдать экзамены?

Спасибо за участие!

Цель – определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на устойчивость внимания.

Стимульный материал : варианты бланков с перепутанными линиями, секундомер, ключ для проверки

Ход выполнения работы.

На бланке в прямоугольнике проведено двадцать пять перепутанных линий, которые начинаются с его левой стороны и заканчиваются у правой. С левой стороны линии пронумерованы от 1 до 25. Испытуемый должен проследить ход каждой линии и поставить с правой стороны тот же номер, что и у левой.

Экспериментатор фиксирует время начала и завершения исследования, а также время, за которое испытуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с первой по пятую, с шестой по десятую

Инструкция.

«На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой.

Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот же номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейдете ко второй и т.д. Следить за линиями надо только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количественные показатели (общее время, затраченное испытуемым на нахождение линий; время, затраченное на нахождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25).

Построить график. На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение задания испытуемым.

2. Определить количество ошибок. Правильность проверяется сличением бланка испытуемого с ключом. Ошибки в нумерации линий и медленное выполнение свидетельствует о низкой способности к устойчивости внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (или истощаемости) внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от его начала к концу.

3. При наблюдении за испытуемым следует отметить: преобладает установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда.

4. При опросе испытуемого необходимо узнать, что в данном задании было трудным для него, отчего он медленно выполнял работу, боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался в прослеживании линий и вынужден был возвращаться к началу.

Стимульный материал для методики Рисса

Бланк «Перепутанные линии»

Ключ: 6,10,23,22,9,21,16,7,4,20,8,11,3,2,12,1,25,5,19,18,15,24,14,13,17

    Память

Диагностика кратковременной зрительной памяти

Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максима: количество чисел из предъявляемой им таблицы.

Инструкция

"Сейчас Вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд заполнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!"

Оценка

По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе - оперативной памяти - 10 единиц материала. Средний уровень: 6-7 единиц.

    Мышление

Методика «Объем внимания» (по Шульте)

Цель : Определение объема динамического внимания.

Диапазон применения : Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.

Оборудование : Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.

Образцы таблиц

Процедура эксперимента : Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»

Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

Образец протокола

№ таблицы

Время поиска цифр (сек.)

Обработка результатов

1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

2. Возможен иной вариант обработки. Он состоит в том, что суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, а затем интерпретируется шкальная оценка. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводиться с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания (см. методику «Корректурная проба»).

Интерпретация шкальной оценки проводится традиционно:

Характеристика объема внимания

Ниже среднего

Выше среднего

Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку

Объем внимания взрослых

Объем внимания младших школьников

Объем внимания взрослых

Вывод : В выводе указывается на соответствие или на несоответствие объема внимания испытуемого возрастной норме.

    Память

Методика "Определение типа памяти"

Цель: определение преобладающего типа памяти.Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.Для запоминания на слух : машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.Для запоминания при моторно-слуховом восприятии : пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

    Мышление

Методика "Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление. Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.

    Когнитивные стили мышления

Тесты для детей

Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком. Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей. Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия. Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Другой вариант "Аналогий". В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов. Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Оценка уровня зрительного восприятия. Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления. Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Методика предназначена для оценки словарного запаса ребенка и беглости мышления. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Оценивается объём зрительной памяти. Уровень развития понятийного мышления. Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. ... Методика предназначена для оценки долговременной памяти ребенка. Проводится индивидуально. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Оценивается фантазия ребёнка. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги. Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Оценивается уровень развития восприятия. Методика предназначена для оценки готовности к обучению. Ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами. Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Произвольность внимания. Активность мышления. Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.