Логоритмика или как можно еще назвать. Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Логоритмика для детей - что это такое

Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

· ходьбу в разных направлениях;
· упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
· упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
· речевые упражнения без музыкального сопровождения;
· упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
· ритмические упражнения;
· пение;
· упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

· Упражнения на развитие дыхания помогают выработать ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Существует много игр для развития дыхания. Предлагаем Вам те, которые обязательно понравятся вашему ребёнку.

1. Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.
2. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.
3. Нравится малышам пускать мыльные пузыри.
4. Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губная гармошка. Можно создать музыкальный оркестр, где у каждого члена семьи будет свой инструмент.
5. Поднять руки вверх – вдох, опуская руки – выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе – пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: к о т, д о м, к и т и т.д. Также можно пропевать междометия: « А! О! Ах! Ох! Ух!» и т. д.
6. Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой.

· СИЛА ГОЛОСА воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом: «Мы поём громко, как слоник. Мы поём тихо, как мышка».
· Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.
· ПОД ЗВУЧАНИЕ БУБНА, ПОГРЕМУШКИ и других различных музыкальных инструментов можно дать инструкцию ребёнку: «На громкое звучание – топаем ножками, на тихое – стоим спокойно». Опираясь на этот пример, можно давать всевозможные задания с движением и сменой темпа, силы звучания музыкальных инструментов.
· В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. ПРОГОВАРИВАНИЕ стихотворных строк надо СОВМЕЩАТЬ С ДВИЖЕНИЕМ. Например, топочущим шагом идти по комнате и проговаривать слова:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом ПРОГОВАРИВАТЬ:
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимай – и на бочок.
· Упражнения без музыкального сопровождения могут быть использованы во время утренней гимнастики.
· ОСВАИВАТЬ ТЕМП МУЗЫКИ легче на простых движениях: хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т.д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые млжно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате. После того, как медленный шаг освоен, рассажите малышу, что барабан может издавать коротние и быстрые удары. Под них можно бегать, как зайчик.

Дома, прослушивая различные песенки, мелодии, можно вместе с ребёнком хлопать под музыку, топать ногой, отстукивать ритм по столу и т.д.

Своеобразным «обучением» являются речевые игры – подражание голосам животных. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка. Взрослые учат ребёнка на примере своей речи, активно побуждая его к подраданию.
Не отчаивайтесь, если у вас что-то не получится с первого раза. Многократное повторение и терпение помогут вам.

Если у вас возникнут вопросы по какому-либо речевому или двигательному материалу, то педагоги нашего Центра помогут вам.

Людмила Лобода, логопед

Марина Сафронова
Мастер-класс для воспитателей «Логоритмика в жизни детей»

Участники : воспитатели

Цель : Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детских садов по использованию логоритмических упражнений в совместной и непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи :

Познакомить воспитателей с особенностями логоритмических занятий .

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Изготовить пособие для развития речевого дыхания.

План проведения :

1. Сообщение : «Что такое логоритмика » .

2. Практическая часть :

Игровой прием «Знакомство» ;

Упражнение на координацию речи с движением «Птицы»

Упражнение на развитие чувства ритма «Птицы – пальчики»

Пальчиковая гимнастика «Птички полетели»

Артикуляционная гимнастика «Голодные птенчики»

Самомассаж «Дятел»

3. Мастер -класс по изготовлению пособия для развития речевого дыхания.

4. Рефлексия.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю для вас мастер- класс на тему «Логоритмика в жизни детей »

Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста?

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Основа занятий очень разнообразная : путешествие, геокэшинг, приключение, поход, сказочная прогулка и многое другое.

Структура логоритмического занятия :

Организационный этап : Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку.

Основная часть :

Танец, танец – хоровод;

Знакомство со стихотворением, сопровождаемое движениями (можно использовать мнемотаблицы)

Песня, сопровождаемая жестами или движениями;

Артикуляционная гимнастика;

Мимические упражнения;

Массаж или самомассаж;

Пальчиковая игра;

Дыхательные упражнения;

Гимнастика для глаз;

Подвижная или коммуникативная игра;

Чистоговорки;

Речевые или музыкальные игры;

Игры на развитие чувства ритма или внимания.

Заключительная часть : Рефлексия. Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж, игры малой подвижности на развитие психических процессов.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку,

Успешность любой деятельности с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в мир логоритмики .

Практическая часть :

Начнем практическую часть со знакомства. Участники мастер класса передают мяч по кругу, называют свое имя и прилагательное, начинающееся на букву своего имени (Марина Морская, Ольга Очаровательная и т. д.) .

При организации начала занятия с детьми я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений я вам покажу.

Упражнение на координацию речи с движением «Птицы»

Наступила весна, все птицы рады теплу, солнышку

Дети идут по кругу, друг за другом.

Ходят по водичке птички-невелички.

Лапки – вверх, лапки – вниз и на месте покружись

Вот так, вот так и на месте покружись!

Ходьба с высоким подниманием колен, руки в стороны – вниз.

Полетели птички, быстро на носочках

Полетали, полетали и на землю опустились.

Руки в стороны.

Вдруг веселое Чик – чи – рик мы услыхали, и на ветке воробья увидали,

Крылья вверх и крылья вниз, дружно делай, не ленись!

2. Поворот вправо – влево с руками

Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.

И гули-гули, гуль-гуль-гуль с нами говорит.

3. Приседания с обхватом коленей.

Солнце меньше светит, лапки замерзают.

Птички лапки греют, лапки подгибают.

4. Наклоны вперед

И воробушки тут как тут,

Зёрнышки с земли сами клюют.

В жизни все подчиняется ритму. Что может быть подчинено ритму? Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи, времен года. На своих занятиях я использую игры с палочками, погремушками, колокольчиками, карандашами. Это - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Музыкально-ритмическая игра «Птицы – пальчики»

(с палочками или карандашами) Железнова

Птицы пальчики летят, то вперед,

а то назад, что за пальчики, скажи – это пальчики мои Стучим палочками по столу.

Верх взлетели высоко, полетели далеко,

вот уже над головой–

не пора ли вам домой Стучим палочка о палочку над головой.

Птицы возвращались, плавно опускались,

прилетели сели – кушать захотели Стучим палочка о палочку перед собой.

Просто поклевали, видно, что устали Стучим по очереди палочками по столу.

Пальцы отдыхают и опять взлетают Палочки лежат на столе.

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Ни одно логоритмическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. Польза ее для речевого развития детей известна давно . Предлагаю поиграть в игру «Птицы»

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла,

Полетела.

Артикуляционная гимнастика «Голодные птицы»

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов участвующих в речевом процессе.

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги : «Ам-ам-ам-ам-ам-ам» .

Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.

Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье) .

Птенчики наелись, вкусная еда! Облизывать сначала верхнюю губу, затем нижнюю.

В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж.

Самомассаж «Дятел»

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"

2 - слегка пощипать

3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам

4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой

Мастер -класс по изготовлению пособия для развития речевого дыхания «Бабочка»

Для правильного формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень полезна дыхательная гимнастика, данные упражнения влияют на продолжительность и силу вдоха. Регулярные занятия помогут сформировать у ребенка правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Я предлагаю вам изготовить пособие для речевого дыхания.

Материал : журналы, ножницы, линейка, карандаш, клей карандаш, нитки, цветной картон.

Надо вырезать два одинаковых или разных по размеру квадрата из бумаги

Квадрат складываем пополам и начинаем сгибать бумагу, чтобы получилась «гармошка» , сначала в одну сторону от середины, а затем в другую сторону. Вот и получились гофрированные квадраты разных размеров. Затем плотно сожмём деталь по центру, а кончики крыльев расправим, оттягивая слегка вниз, у нижних крыльев. У верхних крыльев оттягивать слегка вверх. Соединим обе детали ниткой. 2 вариант. Скручиваем бабочек из готовой гофрированной бумаги ниткой, оставляя конец нитки для закрепления на цветке. Вырезаем из картона заготовки цветов. Соединяем с помощью нити бабочек и цветы между собой, приклеив серединку ромашки. Получается наше пособие.

Рефлексия мастер - класса

Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на логоритмических занятиях .

Что Вы получили для себя на данном занятии?

Что вы пожелаете всем участникам группы и присутствующим?

Я желаю вам профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!

Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал - пройдись по парку! Подводят нервы - побегай! Нет сил - сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением - эффект будет усилен во много раз. Чем логоритмика полезна для детей и как это открытие используют логопеды, читайте в заметке нашего эксперта по развитию речи Анны Маковей.

Давайте разберемся, что же это такое. Название «логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика!

Зачем нужна логоритмика?

Занятия эти очень полезны для физического, интеллектуального, речевого и эмоционального развития малыша. Тренируются и укрепляются мышцы, воспитывается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка.

Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

С помощью занятий по логоритмике можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить медлительного. Вот какая она волшебная!

С какого возраста можно проводить занятия по логоритмике?

Возрастных ограничений для таких занятий нет. Можно проводить их хоть с самого рождения! Если Вы любите ритмично шагать с малышом (может с малышом на руках!) по комнате и декламировать стихи - Вы проводите логоритмическое занятие! Поете на ночь колыбельную и ритмично покачиваете ребёнка на руках - и это логоритмика!

До того момента, пока ребёнок не заговорит самостоятельно, Вы можете просить малыша похлопать в ладоши (поиграть в «Ладушки-ладушки!») или потопать в такт словам:

Ходят по дорожке, зеленые сапожки,

Ходят по дорожке, красные сапожки,

Помогайте крохе, если самостоятельно он этого сделать не может. Возьмите на ручки и исполните песенку-танец, отхлопайте ладошкой ребенка несложный ритм или отстучите его на клавишах металлофона (ручку ребёнка возьмите в свою):

Кап-кап! Кто там?

Кап-кап! Что там?

Погулять по крыше!

Кстати, к детской логоритмике можно отнести многие пальчиковые игры, которые мы используем с младенчества. Например, среди любимых игр Галки-Игралки есть подходящая - «Дарики-комарики» .

В качестве логоритмики для малышей постарше (от 1,5 лет) можно проводить любые игры, сочетающие в себе:

  • Тактильный контакт и совместные ритмические движения.
  • Пение и ходьбу в разных направлениях.
  • Пение (проговаривание) и дыхательные упражнения.
  • Пение и упражнения, регулирующие мышечный тонус.
  • Пение и упражнения для развития общей моторики.
  • Проговаривание и игры для пальчиков.
  • Игры с музыкальными инструментами, пение и танцы.
  • Упражнения на развитие творческой инициативы (в эту группу входят все игры-театрализации, игры со звукоподражанием).

Галка-Игралка тоже не оставит вас без логоритмических упражнений. Предлагаем поиграть в «Лошадки» : посадите малыша на спину и, придерживая его, покатайте по комнате с криком «Иго-го!». Пусть малыш помогает вам озвучивать забег и подпевать песенку:

Скок-скок, скок-скок!

Я лошадка - серый бок!

Я копытами стучу!

Если надо - прокачу!

Малыш может скакать не только на спине у мамы или папы, но и на их коленочках - вот такая логоритмика для всей семьи!)

Еще можно поиграть в «Курочек» : возьмитесь за ручки, походите, потанцуйте рядышком, как курочка с цыпленком, полетайте, поквохчите, поройтесь ножками.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Логоритмика - помощь, которую могут оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).

Логоритмика - это система речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Основные задачи логоритмики:

1. Развивать внимание, слуховое восприятие.

2. Развивать пространственную ориентировку.

3. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Помимо традиционных разделов: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации слова с движением, развитием внимания, а также психогимнастика: этюды на выражение эмоций, на расслабление, тренировку дыхания, пантомим, пальчиковые упражнения. Основной принцип музыкального занятия- тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. Например: игры «Радуга- дуга», «Огурчик». Игры-потешки «Суслик», «Солнышко», «Дедушка Егор», см. приложение.

Логоритмические упражнения, занятия имеют оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, если это на музыкальном занятии, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения. Например: сюжет «Прогулка в лес», «На море», «В зоопарке» (Д.В №10-96, стр.31), а также основанные на методе Толкачёва (озвученный выдох), Стрельниковой (шмыгание носом).

На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.

Используются пальчиковые игры, рекомендованные методическими указаниями к программе «Детство». С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно использовать на занятиях динамические паузы, пальчиковый аутотренинг, подвижные игры.

При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения, точность координации как общей, так и мелкой моторики, а это особенно важно. Эти динамичекие паузы и пальчиковый игротренинг сначала заучивается с детьми, а затем чётко проговариваются с воспитателем. (Д.В №5-99г.,стр. 58-69.)

Например, упражнение «Гномы» (см. приложение). Для профилактики нарушений в младшей группе можно проводить логитмические упражнения или брать лоритмику как часть занятия.

Большое значение в развитии детей с нарушениями речи имеют игры с мячом

(Т.А. Воробьёва, С.И. Крепенчук «Мяч и речь»). По мнению авторов этой книги, такие игры с мячом следующую роль:

1. Отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

3. Регулируют силу и точность движения.

4. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоциональную сферу.

Всё это улучшает функционирование речевых органов. Дальше предлагается подборка игр с мячом. Их можно использовать на любых этапах воспитательно- образовательного процесса.

В планировании занятий используется принцип наращивания материала по всем разделам, изучаемых ежегодно лексических тем (время года, сбор урожая т.д). Основа занятий может быть разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия. Фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Все упражнения проводятся на основе подражания. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно стояли вместе с педагогом по кругу или полукругом. Такое расположение позволяет ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Успешность работы педагога зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии.

Приложение.

1. Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа (слегка касаясь пальчиками, провести по лбу 7 раз).

Жу-жу-жу подошли мы к ежу (провести по щекам 7 раз).

Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа (растереть лоб ладонями).

Кок-кок-кок-надень на ноги сапожок).

2. Мышка мыла, мыла лапку (одной мыть другую).

Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки).

Вот намылила большой (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки « намыливать большие пальцы).

Сполоснув потом водой.

Не забыла про указку, смыв с него и грязь и краску (то же с указательным пальцем).

Средний мылила усердно (то же со средними).

Самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой (то же с безымянными).

А мизинчик быстро мыла (быстро и осторожно «намыливать» мизинцем).

Очень он боялся мыла.

Здравствуй, мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимаем, никуда не отпускаем.

Только брату отдаёт, брат у брата мяч берёт.

Два козлёнка мяч бодали и другим козлятам дали.

Вверх подброшу мяч рукой

Точно-точно над собой,

На лету схвачу руками,

Подтяну к груди локтями.

Я бегу, а мячик мой

Рядом скачет по рукой.

От ладошки не уйдёт,

Звонко песенку споёт.

Поскакали по тропинке

Прыг-скок, прыг-скок.

У ребят прямые спинки,

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгаем как мячики, девочки и мальчики,

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Литература:

1. «Са-Фи-Дансе» танцевально- игровая гимнастика для детей.

2. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л.П.

3. «Логоритмические занятия в детском саду.» М.Ю.Картушина.