Логопедическая характеристика на ребенка 7 лет. Логопедическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ОНР-III уровнем речевого развития. Логопедическая характеристика на ребенка образец

Галина Кондрашова
Педагогическая характеристика ребенка с ОНР (образец)

Педагогическая характеристика

На ФИО, воспитанника ___

(образовательное учреждение )

(ФИО ребенка , год рождения) посещает детский сад с ___ года по настоящее время.

Ребёнок воспитывается в полной семье, где кроме него есть старший брат. Материально-экономическое положение удовлетворительное. Стиль детско-родительских отношений – демократичный. В семье интересуются вопросами воспитания. Проявляют интерес к консультациям и рекомендациям воспитателей в уголке для родителей, а также регулярно посещают родительские собрания Воспитанием , в основном, занимается мама. В семье придерживаются режима дня, соблюдаемого в детском саду.

(Имя) – здоровый рослый мальчик. Физическое развитие соответствует возрасту. Моторно неуклюж, неловок, ведущая рука правая.

Вовремя НОД старается вести себя спокойно сдержанно, слушать объяснения педагога , Замечания воспитателя по поводу допущенных ошибок воспринимает не всегда адекватно, может отказаться от выполнения задания. Внимание не устойчивое, мальчик подвижный активный, быстро реагирует на окружающие события, любознательный.

Программу воспитания и обучения по основным областям усваивает с трудом, преобладает зрительная память.

Объем словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Испытывает трудности в образовании относительных прилагательных. Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова. Нарушена структура четырех сложных слов. Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена, допускает ошибки при повторении серии слогов с фонетически близкими звуками. Составление рассказа по картине заключается в перечислении знакомых объектов. Пересказ простого текста выполняется самостоятельно после повторного прочтения. Громкость голоса нормальная речь медленная, не достаточно выразительная.

Мальчик дружелюбный, открытый, охотно играет с детьми, подчиняется правилам игры, в игровой деятельности активен.

(Имя) общительный, добрый, ласковый, легко вступает в контакт с детьми и взрослыми. Преобладает радостное настроение, послушный, соблюдает правила элементарной вежливости. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй.

(Имя) неаккуратный мальчик, неопрятный, за своим внешним видом не следит. Навыки самообслуживания сформированы в достаточной мере.

Положительные черты личности ребенка , на основе которых можно строить коррекционную работу : любознательность, трудолюбие, доброта, общительность.

Воспитатель (ФИО) : ___

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи ();
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга ( , и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

Дата рождения 06.03.2007год

Возраст: 5 лет

Настя поступила в среднюю группу МДОАУ №95 г. Белогорска в возрасте 4-х лет.

Речевая среда. Процесс воспитания Насти идет под контролем родителей, они интересуются проблемами своего ребёнка, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов. У мамы нарушение темпа и ритма речи – заикание. У Насти раннее психомоторное развитие протекало с задержкой.

Состояние мелкой моторики . У девочкимелкая моторика рук развита достаточно; ведущая рука – правая; пробы Хеда выполняет выборочно; навыками самообслуживания владеет, испытывает небольшие трудности при овладении графическими навыками (при закрашивании рисунков выходит за контур).

Состояние общей моторики . Отмечается задержанная переключаемость движений, Настя испытывает небольшие трудности при имитации движений; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; замен движений и синкенезий не наблюдается.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата . Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, прикус правильный. Наблюдаются незначительные гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений; движения языка замедлены, с затруднениями, Настя не может длительно удерживать положение органов артикуляции; переключаемость движений нарушена, тонус низкий; при выполнении артикуляционных упражнений мышцы языка слабые. Речевая моторика развита недостаточно.

Общее звучание речи. У Насти речь маловыразительная, невнятная, неразборчивая, малопонятная для окружающих; голос слабо-модулированный, тихий; дыхание свободное; темп и ритм речи в пределах нормы.

Понимание речи. Настя речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; выполняет задания по словесным инструкциям (Пример: «Покажи где кошка? Где собака?»).

Звукопроизношение . Настя изолированно произносит правильно следующие группы звуков: губно-губные (Б – Б’, П – П’, М – М’); губно-зубные (В – В’, Ф – Ф’); язычно-зубные (Д – Д’, Т – Т’, Н – Н’); язычно – нёбные (Г –Г’, К – К’, Х –Х’); гласные (А, О, У, И, Ы); йотированные (Я, Ю, Ё, Е), но при увеличении речевой нагрузки наблюдается смазанность речи и «проглатывание» звуков.

Фонематические процессы. Фонематический слух недостаточно сформирован; отсутствуют навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Искажена звукослоговая структура слова. Звуковой состав слова Настя воспроизводит приближённо (Пример: голубь – «го»; иди – «ди»). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры (Пример: автобус – «ауп»).

Словарный запас. У девочки пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, ограничен обиходно – бытовой тематикой; пассивный словарь преобладает над активным.

Грамматический строй не сформирован.

Связная речь. Наблюдается грубое недоразвитие связной речи; Настя неотчётливо произносит слова; имеет бедный опыт речевого общения.

Координация и ориентировка в пространстве. Настя затрудняется определить правую – левую сторону; зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно; правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения. У Насти познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Она не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект. Реакция на одобрение у девочки положительная, на замечания – может расплакаться. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. Настя предпочитает спокойные игры, часто играет одна, любит рисовать, работать с пластилином. Следует отметить, что Настя аккуратна, отзывчива на просьбу взрослого, помогает воспитателю, ранима, быстро утомляется.

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи (II уровень). Сенсомоторная алалия.

Результаты речевого развития . Динамика речевого развития незначительная, рекомендовано продолжить занятия с логопедом в логопедической группе.

2. избегать интеллектуальных и психологических нагрузок;

3. ребёнок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;

5. проведение дополнительного обследования с целью определения ребёнка на дальнейшее обучение с учётом его уровня развития;

6. Единство требований к ребёнку воспитателя, логопеда, психолога и родителей.

МПУчитель – логопед МДОАУ №95

Востокова Надежда Николаевна

(подпись)

Логопедическая характеристика.

(ФИО ребенка) поступил в подготовительную к школе группу ГБОУ СОШ №1034 в возрасте 5 лет 10 мес. с диагнозом ФНР (от 01.02.2011).

Речевая среда. Двуязычие, имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом.

Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен.

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.

Общее звучание речи. Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.

Пасивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки [С], [З] и их мягкие пары. Однако в речи они иногда искажаются.

Слоговая структура слова. Искажена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов. Искажены слова сложной слоговой структуры.

Ребенок не знает алфавит, не читает. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение) . Затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит).

Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.

У ребенка энурез.

Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи II-III уровня

К моменту окончания подготовительной к школе группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы. Учитель- логопед ДНЗ.

Вашему малышу логопедом поставлен диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Разумеется, это не особо радостное известие для родителей - за исключением тех случаев, когда изначально уровень был ниже. Как развиваются дети с ОНР, на какие его особенности должны обратить внимание родители, и самое главное – сможет ли учиться такой ребенок в обычной школе? Эти вопросы очень актуальны сегодня – ведь, к сожалению, диагноз ОНР 3 уровня дети-дошкольники имеют достаточно часто (по некоторым данным, до 40%).

В одной из предыдущих статей мы описывали все четыре уровня ОНР. Давайте вспомним краткие характеристики детей каждого уровня:

  • Первый уровень – безречевой. Дети пользуются лепетными словами и предложениями из 2-4 слов;
  • Второй уровень – это зачатки правильной речи, когда малыш пробует произнести многие слова, сильно искажая их. Не использует склонения по родам и падежам, путает множественное и единственное число;
  • Третий уровень – это фразовая речь, в которой ребенок допускает много ошибок. Дошкольник охотно общается только в присутствии близких людей, стесняясь делать это самостоятельно;
  • Четвертый уровень – это незначительно измененная речь, в которой присутствуют перестановка звуков или слогов, затруднения при выговаривании отдельных букв и произнесении сложных слов.

Давайте теперь подробнее рассмотрим, какие проблемы с речью характерны для детей с ОНР 3 уровня.

ОНР 3 уровня: характеристика детей

Прежде всего, нужно напомнить родителям, что ОНР потому так и называется, что у ребенка существуют общие проблемы с речью – не только со звуковой ее стороной, но и со смысловой. Так что если ребенок не произносит какие-либо звуки, само по себе это не является диагнозом ОНР. Логопед при обследовании ребенка будет обращать внимание на лексику, грамматику и фонетику одновременно.

Дети в школе могут испытывать трудности с чтением и письменной речью. Дисграфия и дислексия – частые спутники ОНР. Поэтому коррекцию речи дошкольника нужно начинать как можно раньше, и обычных логопедических групп при детских садах здесь, как правило, недостаточно. Потребуются регулярные занятия.

Для третьего уровня могут быть характерны сложности с произнесением не только шипящих и свистящих звуков, но и соноров и аффрикат. Один звук при этом заменяет два или более. Речь у детей с 3 уровнем ОНР гораздо более связная, чем у детей предыдущих уровней, и ребенок вполне может составить рассказ по предложенной ему сюжетной картинке или рассказать о своей семье и событиях из жизни. При этом дошкольник пользуется различными частями речи и пытается построить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Его словарный запас достаточно большой. Однако ошибок у детейвсе еще много.

Правильные предложения в речи такого ребенка могут соседствовать с неправильными – в зависимости от ситуации одна и та же грамматическая форма может изменяться. Много ошибок дети допускают в вопросах согласования и управления. Например, неправильное употребление существительных во множественном числе («ухи» вместо «уши», «роты» вместо «рты»), неверное согласование прилагательных и существительных («глубокая озеро»).

Несмотря на то, что словарный запас детей с ОНР 3 уровня обогащается за счет новых существительных и глаголов, они зачастую неверно или неточно их употребляют, подменяя одно понятие другим («стул» вместо «табуретка»).

Часто наблюдается затруднение в произношении многосложных слов («милисинер» вместо «милиционер», «висипед» вместо «велосипед»).

Родителям таких детейстоит следить и за своей речью, проговаривая слова правильно, и не пытаться говорить с ребенком на его языке, коверкая слова – пассивный словарь в этом возрасте гораздо больше, чем активный, и неправильно произносимые родителями слова запечатлеются в памяти ребенка именно в таком виде.

ОНР и школа

В какой школе будет учиться малыш, если ему поставлен диагноз ОНР 3 уровня? Для понимания проблемы стоит рассказать о некоторых особенностях дошкольников. Важной характеристикой детей с ОНР 3 уровня является то, что они понимают недостаточность своей речи и стесняются ее. Поэтому вступление в контакт с незнакомыми детьми и взрослыми у них затруднено. Это нужно всегда иметь в виду родителям, которые должны поощрять попытку дошкольника пообщаться с другими людьми. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы над ребенком смеялись и передразнивали его.

Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.4.7 из 5 (58 голосов)