Лирические абзаце из поэмы руслан и людмила. Изучение поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" в средней школе. Их замыслы не так ужасны

В Викитеке

«Ночь пе́ред Рождество́м» - повесть , написанная великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем . Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки » Герои: Вакула, Оксана, Солоха, Екатерина, Голова, Дьяк, Черт.

История

Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному - хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы 1831-1832 гг. .

Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара. 1832 (цензурное разрешение - 31 января 1832 г.).

Сюжет

Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II - последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи .

Сюжет произведения разворачивается в Диканьке , на территории современной Украины . Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт , который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью , и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды.

К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть в мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.

В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает.

Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и угрожая его перекрестить, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петербург, прямо к царице» .

Оказавшись в Петербурге , кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Потемкина, а Вакуле дарит башмачки.

В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула. Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевичков».

Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.

Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Го­голь (рис. 1) очень тре­пет­но от­но­сил­ся к куль­ту­ре сво­е­го на­ро­да. Он ро­дил­ся в 1809 г. в ме­стеч­ке Ве­ли­кие Со­ро­чин­цы Пол­тав­ской гу­бер­нии, самом серд­це Ма­ло­рос­сии, как тогда на­зы­ва­ли Укра­и­ну.

Рис. 1. Отто Мол­лер. Порт­рет пи­са­те­ля Н.В. Го­го­ля

Окон­чив Нежин­скую гим­на­зию выс­ших наук, он при­е­хал в Пе­тер­бург, меч­тая «сде ­лать жизнь свою нуж­ною для блага го­су­дар­ства». Им вла­де­ла пыл­кая мечта: при­не­сти поль­зу че­ло­ве­че­ству, по­сту­пить на служ­бу, ко­то­рая могла бы дать «про ­стор­ный круг дей­ствий».

Зна­ком­ство с Пуш­ки­ным и его дру­зья­ми по­мог­ло Го­го­лю найти свою до­ро­гу – об­ра­тить­ся к за­ня­ти­ям ли­те­ра­ту­рой, на­пи­сать «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки».

Вско­ре после при­бы­тия в Пе­тер­бург, зимой 1829 года, Го­голь в пись­мах к ма­те­ри и сёст­рам про­сил при­сы­лать ему всё, что имеет хоть ка­кое-ни­будь от­но­ше­ние к укра­ин­ским на­род­ным обы­ча­ям, ко­стю­мам и ле­ген­дам: «Вы име­е­те тон­кий, на­блю­да­тель­ный ум, вы много зна­е­те обы­чаи ма­ло­рос­си­ян наших… В сле­ду­ю­щем пись­ме я ожи­даю от вас опи­са­ния пол­но­го на­ря­да сель­ско­го дьяч­ка, от верх­не­го пла­тья до самых са­по­гов с по­име­но­ва­ни­ем, как это всё на­зы­ва­лось у самых за­ко­ре­не­лых, самых древ­них, самых на­и­ме­нее пе­ре­ме­нив­ших­ся ма­ло­рос­си­ян… Ещё об­сто­я­тель­ное опи­са­ние сва­дьбы, не упус­кая наи­ма­лей­ших по­дроб­но­стей… Ещё несколь­ко слов о ко­ляд­ках, о Иване Ку­па­ле, о ру­сал­ках. Если есть, кроме того, ка­кие-ли­бо духи или до­мо­вые, то о них по­дроб­нее с на­зва­ни­я­ми и де­ла­ми…». Он и сам тогда не знал, для чего ис­поль­зу­ет по­лу­чен­ные с ро­ди­ны све­де­ния. Ка­рье­ра чи­нов­ни­ка пока не скла­ды­ва­лась, так, может быть, хоть пи­са­тель­ство могло бы при­но­сить доход? Ведь пом­нил он с са­мо­го дет­ства неза­бы­ва­е­мые рас­ска­зы ба­буш­ки Та­тья­ны Се­мё­нов­ны, ко­то­ры­ми она ба­ло­ва­ла его вся­кий раз, как он при­хо­дил в её ком­на­ты в Ва­си­льев­ке: о за­по­рож­цах и слав­ном ата­мане Оста­пе Го­го­ле, о страш­ных ведь­мах, кол­ду­нах и ру­сал­ках, под­сте­ре­га­ю­щих пут­ни­ка на тём­ных троп­ках.

Пер­вая часть «Ве­че­ров…» была го­то­ва летом 1831 года, когда Го­голь жил в Пав­лов­ске в доме княж­ны Ва­силь­чи­ко­вой. Об­ще­ство в то лето спа­са­лось за го­ро­дом от эпи­де­мии хо­ле­ры в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Пуш­кин сни­мал дачу в Цар­ском селе, а для Го­го­ля вы­хло­по­та­но было место до­маш­не­го учи­те­ля для сына княж­ны. В доме было полно при­жи­ва­лок, и у одной из них, ста­руш­ки Алек­сан­дры Сте­па­нов­ны, лю­би­ли со­би­рать­ся её по­друж­ки, чтобы вме­сте по­вя­зать чулки да по­слу­шать мо­ло­до­го ав­то­ра, чи­тав­ше­го от­рыв­ки из своих со­чи­не­ний. Од­на­ж­ды в ком­на­ту за­гля­нул пле­мян­ник княж­ны, сту­дент Дерпт­ско­го уни­вер­си­те­та В.А. Сол­ло­губ: «Я раз­ва­лил­ся в крес­ле и стал его слу­шать; ста­руш­ки опять за­ше­ве­ли­ли сво­и­ми спи­ца­ми. С пер­вых слов я от­де­лил­ся от спин­ки сво­е­го крес­ла, оча­ро­ван­ный и при­сты­жен­ный, слу­шал жадно; несколь­ко раз по­ры­вал­ся я его оста­но­вить, ска­зать ему, до чего он по­ра­зил меня, но он хо­лод­но вски­ды­вал на меня глаза и неуклон­но про­дол­жал своё чте­ние… И вдруг он вос­клик­нул: «Да гопак не так тан­цу­ет­ся!..» При­жи­вал­ки же, сочтя, что чтец дей­стви­тель­но об­ра­ща­ет­ся к ним, в сою оче­редь вспо­ло­ши­лись: «От­че­го не так?» Го­голь улыб­нул­ся и про­дол­жил чте­ние мо­но­ло­га пья­но­го му­жи­ка. При­зна­юсь от­кро­вен­но, я был по­ра­жён, уни­что­жен. Когда он кон­чил, я бро­сил­ся ему на шею и за­пла­кал».

А книга уже пе­ча­та­ет­ся в Пе­тер­бур­ге в ти­по­гра­фии на Боль­шой Мор­ской улице. Вер­нув­шись в ав­гу­сте в город, мо­ло­дой автор спе­шит на­ве­дать­ся туда, чтобы са­мо­му удо­сто­ве­рить­ся в том, что всё идёт хо­ро­шо. На­бор­щи­ки ти­по­гра­фии, за­ви­дев его, от­во­ра­чи­ва­ют­ся и прыс­ка­ют в кулак – так рас­сме­ши­ла их книга, от­дан­ная им в ра­бо­ту.

На­ко­нец, в на­ча­ле сен­тяб­ря 1831 года книга вы­хо­дит из пе­ча­ти и по­сту­па­ет в книж­ные ма­га­зи­ны (рис. 2). Хва­леб­ные от­зы­вы, «Ве­че­ра…» идут на­рас­хват. А.С. Пуш­кин ска­зал об этом про­из­ве­де­нии: «Вот на­сто­я­щая ве­сё­лость, ис­крен­няя, непри­нуж­дён­ная, без же­ман­ства, без чо­пор­но­сти».

Рис. 2. Ти­туль­ный лист сбор­ни­ка Н.В. Го­го­ля «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки», 1831

Го­голь по­сы­ла­ет эк­зем­пляр книги ма­те­ри и тут же про­сит сест­ру Марию про­дол­жать при­сы­лать ему за­пи­си укра­ин­ских ска­зок и песен. Те­перь, после та­ко­го успе­ха, можно го­то­вить к пе­ча­ти и вто­рой том. На этот раз в своих прось­бах Го­голь не огра­ни­чи­ва­ет­ся од­ни­ми за­пи­ся­ми и на­блю­де­ни­я­ми: «Я помню очень хо­ро­шо, что один раз в церкве нашей мы все ви­де­ли одну де­вуш­ку в ста­рин­ном пла­тье. Она, верно, про­даст его. Если встре­ти­те где-ни­будь у му­жи­ка ста­рин­ную шапку или пла­тье, от­ли­ча­ю­ще­е­ся чем-то необык­но­вен­ным, хотя бы даже оно было изо­рван­ное – при­об­ре­тай­те!.. Всё это скла­ды­вай­те в один сун­дук или че­мо­дан, и при слу­чае, когда встре­тить­ся ока­зия, мо­же­те пе­ре­слать ко мне».

Вто­рой том вы­хо­дит в марте 1832 года – автор на седь­мом небе от сча­стья, о чём пишет сам в пись­ме Да­ни­лев­ско­му. Чуть рань­ше, в фев­ра­ле 1832 года, про­ис­хо­дит и ещё одно зна­чи­тель­ное со­бы­тие – Н.В. Го­голь зван на обед, ко­то­рый дал из­да­тель и кни­го­тор­го­вец А.Ф. Смир­дин, чтобы от­празд­но­вать от­кры­тие но­во­го ма­га­зи­на на Нев­ском про­спек­те. Среди при­гла­шён­ных А.С. Пуш­кин, К.Н. Ба­тюш­ков, Ф.В. Бул­га­рин, Н.И. Греч. Ещё год назад о по­доб­ном и меч­тать было невоз­мож­но.

Пе­ре­ска­зы­вать чуд­ные го­го­лев­ские ис­то­рии – дело небла­го­дар­ное. Ска­жем толь­ко, что ве­сё­лое в «Ве­че­рах…» со­сед­ству­ет с жут­ким, ле­де­ня­щим кровь. Один кол­дун из «Страш­ной мести» чего стоит! Зло в этих ис­то­ри­ях может быть за­бав­ным, как чёрт в «Ночи перед Рож­де­ством» или в «Со­ро­чин­ской яр­мар­ке», а может быть от­вра­ти­тель­ным и ко­вар­ным, как ведь­ма, за­став­ля­ю­щая влюб­лён­но­го юношу убить мла­ден­ца, дабы за­по­лу­чить же­лан­ную неве­сту в «Ве­че­ре на­ка­нуне Ивана Ку­па­ла». Со­сед­ство это, неуди­ви­тель­ное для на­род­ных ска­зок, всё же на­во­дит на мысль о том, а так ли весел был сам автор? В «Ав­тор­ской ис­по­ве­ди» Го­голь писал об этом так: «При­чи­на той ве­сё­ло­сти, ко­то­рую за­ме­ти­ли в пер­вых со­чи­не­ни­ях моих, по­ка­зав­ших­ся в пе­ча­ти, за­клю­ча­лась в неко­то­рой ду­шев­ной по­треб­но­сти. На меня на­хо­ди­ли при­пад­ки тоски, мне са­мо­му необъ­яс­ни­мой, ко­то­рая про­ис­хо­ди­ла, может быть, от моего бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния. Чтобы раз­вле­кать себя са­мо­го, я при­ду­мы­вал себе всё смеш­ное, что толь­ко мог вы­ду­мать. Вы­ду­мы­вал це­ли­ком смеш­ные лица и ха­рак­те­ры, по­став­лял их мыс­лен­но в самые смеш­ные по­ло­же­ния, вовсе не за­бо­тясь о том, зачем это, для чего и кому из этого вый­дет какая поль­за. Мо­ло­дость, во время ко­то­рой не при­хо­дят на ум ни­ка­кие во­про­сы, под­тал­ки­ва­ла».

«Ве­че­ра…», несмот­ря на всю свою ска­зоч­ность, по­лу­чи­лись уди­ви­тель­но ре­а­ли­стич­ны­ми: в дело пошли не толь­ко све­де­ния, при­слан­ные род­ны­ми, но и труды по эт­но­гра­фии, линг­ви­сти­че­ские ста­тьи и даже трак­та­ты по кол­дов­ству. Сам Го­голь при­зна­вал­ся, что не может при­ду­мы­вать сю­же­ты из ни­че­го, ему необ­хо­ди­ма была некая канва, ко­то­рую он с уди­ви­тель­ной точ­но­стью и ма­стер­ством раз­во­ра­чи­вал в за­во­ра­жи­ва­ю­щее по­вест­во­ва­ние.

В «Ве­че­рах на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» Го­голь об­ра­ща­ет свои взоры к милой его серд­цу сол­неч­ной Укра­ине. В жизни ее на­ро­да, в ее пес­нях и сказ­ках видит он под­лин­ную по­э­зию и вос­со­зда­ет ее в своих по­ве­стях. Го­голь пре­крас­но знал жизнь и на­род­ное твор­че­ство Укра­и­ны. Впе­чат­ле­ния укра­ин­ской де­рев­ни окру­жа­ли его с са­мо­го дет­ства. Отец пи­са­те­ля был ав­то­ром ко­ме­дий, в ко­то­рых ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся укра­ин­ский фольк­лор и изоб­ра­жа­лись быт и нравы укра­ин­ской де­рев­ни. Видел Го­голь в дет­ские годы и вер­те­пы (ку­коль­ные те­ат­ры) с их пред­став­ле­ни­я­ми, пол­ны­ми за­дор­но­го укра­ин­ско­го юмора. Его сверст­ни­ки по Нежин­ской гим­на­зии рас­ска­зы­ва­ли, что Го­голь в празд­нич­ные дни от­прав­лял­ся в пред­ме­стье Нежи­на, к своим зна­ко­мым кре­стья­нам, бывал за­все­гда­та­ем на кре­стьян­ских сва­дьбах. Ин­те­рес бу­ду­ще­го пи­са­те­ля к Укра­ине от­ра­зил­ся и в мно­го­чис­лен­ных за­пи­сях фольк­ло­ра, ко­то­рые он за­но­сил в «Книгу вся­кой вся­чи­ны», за­ве­ден­ную им в гим­на­зии.

В «Ве­че­рах на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» Го­голь со­здал глу­бо­ко ли­ри­че­ский, пре­крас­ный образ Укра­и­ны, про­ник­ну­тый лю­бо­вью к ее на­ро­ду. Этот образ рас­кры­ва­ет­ся пи­са­те­лем и в пле­ни­тель­ных по­э­ти­че­ских пей­за­жах, и в опи­са­нии на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра на­ро­да, его сво­бо­до­лю­бия, храб­ро­сти, юмора, ли­хо­го ве­се­лья. Укра­и­на в книге Го­го­ля впер­вые пред­ста­ла во всей чу­дес­ной кра­со­те, яр­ко­сти и вме­сте с тем неж­но­сти своей при­ро­ды, с ее воль­но­лю­би­вым и му­же­ствен­ным на­ро­дом.

По опре­де­ле­нию В. Г. Бе­лин­ско­го, «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» – это «по­э­ти­че­ские очер­ки Ма­ло­рос­сии, очер­ки, пол­ные жизни и оча­ро­ва­ния. Все, что может иметь при­ро­да пре­крас­но­го, сель­ская жизнь про­сто­лю­ди­нов обо­льсти­тель­но­го, все, что народ может иметь ори­ги­наль­но­го, ти­пи­че­ско­го, – все это ра­дуж­ны­ми цве­та­ми бле­стит в этих пер­вых по­э­ти­че­ских грё­зах Го­го­ля».

Фан­та­сти­ка на­род­ных ска­зок и ле­генд в по­ве­сти Н. В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

По­весть «Ночь перед Рож­де­ством» Го­голь на­пи­сал в 1831 г. Она за­во­ра­жи­ва­ет чи­та­те­ля сво­и­ми фан­та­сти­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми и живым теп­лым юмо­ром. В по­ве­сти есть все: за­гад­ки, страх перед неве­до­мым, лю­бовь, при­клю­че­ния. Имен­но по­это­му по­весть Го­го­ля чи­та­ет­ся с боль­шим ин­те­ре­сом, при­чем как детьми, так и взрос­лы­ми.

С ран­не­го дет­ства Н.В. Го­го­ля окру­жа­ла ат­мо­сфе­ра на­род­ных ле­генд, по­ве­рий, ска­зок и былей. Пре­крас­ны­ми рас­сказ­чи­ка­ми ин­те­рес­ных ис­то­рий были его ро­ди­те­ли. А отец бу­ду­ще­го пи­са­те­ля, Ва­си­лий Льво­вич, на ос­но­ве этих рас­ска­зов даже ста­вил пьесы. Не мень­ше ле­генд о раз­ных чу­де­сах и пер­со­на­жах укра­ин­ско­го фольк­ло­ра Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич слы­шал на зна­ме­ни­тых яр­мар­ках, на ве­чер­ни­цах, во время ве­се­лых на­род­ных гу­ля­ний. Здесь каж­дый хотел по­ве­дать свою ис­то­рию. В таких рас­ска­зах стал­ки­ва­лись добро и зло, че­ло­век и нечи­стая сила. Враж­деб­ные людям пер­со­на­жи – черти, ведь­мы, кол­ду­ны и др. – все­гда стре­ми­лись им на­вре­дить. Но че­ло­век пы­тал­ся одо­леть и по­бо­роть злую силу. Одно из таких столк­но­ве­ний изоб­ра­же­но в по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством». Пер­вые же стро­ки поз­во­ля­ют чи­та­те­лю оку­нуть­ся в ска­зоч­ную ат­мо­сфе­ру:

По­след­ний день перед Рож­де­ством про­шел. Зим­няя, ясная ночь на­сту­пи­ла. Гля­ну­ли звез­ды. Месяц ве­ли­ча­во под­нял­ся на небо по­све­тить доб­рым людям и всему миру, чтобы всем было ве­се­ло ко­ля­до­вать и сла­вить Хри­ста. Мо­ро­зи­ло силь­нее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мо­ро­за под са­по­гом слы­шал­ся за пол­вер­сты. Еще ни одна толпа па­руб­ков не по­ка­зы­ва­лась под ок­на­ми хат; месяц один толь­ко за­гля­ды­вал в них украд­кою, как бы вы­зы­вая при­на­ря­жи­вав­ших­ся де­ву­шек вы­бе­жать ско­рее на скры­пу­чий снег. Тут через трубу одной хаты клу­ба­ми по­ва­лил­ся дым и пошел тучею по небу, и вме­сте с дымом под­ня­лась ведь­ма вер­хом на метле.

Со­бы­тия в ней раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в ночь перед боль­шим хри­сти­ан­ским празд­ни­ком. Как из­вест­но из ска­зок и ле­генд, ночь перед Рож­де­ством – это со­вер­шен­но уди­ви­тель­ное время. В эту ночь по свету раз­гу­ли­ва­ет вся нечисть. Вовсе не слу­чай­но чёрт чув­ству­ет себя так сво­бод­но. Чёрт – это пол­но­стью вы­мыш­лен­ный пер­со­наж. На­род­ная фан­та­зия на­де­ли­ла его осо­бым об­ли­ком. В по­ве­сти порт­рет черта дан рас­сказ­чи­ком очень де­таль­но. Как вся­кий чужой для укра­ин­цев че­ло­век, он на­зван нем­цем. Своей узень­кой мор­доч­кой и пя­тач­ком черт похож на сви­нью. Но боль­ше рас­сказ­чик срав­ни­ва­ет черта с лю­дь­ми. То с ярес­ков­ским го­ло­вой, то с гу­берн­ским стряп­чим в мун­ди­ре. В этом про­яв­ля­ет­ся го­го­лев­ский юмор. С его по­мо­щью автор доб­ро­душ­но вы­сме­и­ва­ет недо­стат­ки людей:

Спе­ре­ди со­вер­шен­но немец: узень­кая, бес­пре­стан­но вер­тев­ша­я­ся и ню­хав­шая все, что ни по­па­да­лось, мор­доч­ка окан­чи­ва­лась, как и у наших сви­ней, круг­лень­ким пя­тач­ком, ноги были так тонки, что если бы такие имел ярес­ков­ский го­ло­ва, то он пе­ре­ло­мал бы их в пер­вом ко­зач­ке. Но зато сзади он был на­сто­я­щий гу­берн­ский стряп­чий в мун­ди­ре, по­то­му что у него висел хвост, такой ост­рый и длин­ный, как те­пе­реш­ние мун­дир­ные фалды; толь­ко разве по коз­ли­ной бо­ро­де под мор­дой, по неболь­шим рож­кам, тор­чав­шим на го­ло­ве, и что весь был не белее тру­бо­чи­ста, можно было до­га­дать­ся, что он не немец и не гу­берн­ский стряп­чий, а про­сто черт, ко­то­ро­му по­след­няя ночь оста­лась ша­тать­ся по бе­ло­му свету и вы­учи­вать гре­хам доб­рых людей. Зав­тра же, с пер­вы­ми ко­ло­ко­ла­ми к за­ут­рене, по­бе­жит он без огляд­ки, под­жав­ши хвост, в свою бер­ло­гу.

За чер­том чис­ли­лось много про­де­лок. В на­ча­ле по­ве­сти мы видим его ле­тя­щим по небу. Нечи­стый кра­дет месяц, чтобы ото­мстить Ва­ку­ле за свои му­че­ния в кар­тине Страш­но­го суда. Чтобы Чуб с кумом не по­па­ли к Со­ло­хе, он устра­и­ва­ет силь­ную ме­тель. В на­ро­де же верят, что нена­стья и вьюги на­сы­ла­ют­ся нечи­стой силой, ко­то­рая хочет за­пу­тать че­ло­ве­ка. Так и Чуб с кумом сби­лись с пути. Ме­тель была такой сер­ди­той, что они не ви­де­ли ни од­но­го дома и в конце кон­цов по­те­ря­ли друг друга. А Чуб так за­блу­дил­ся, что даже не узнал соб­ствен­ной хаты. Но глав­ная цель черта, по по­ве­рьям, – за­вла­деть душой че­ло­ве­ка. В обмен на по­мощь Ва­ку­ле он тре­бу­ет его душу. Но куз­нец «со­тво­рил крест» и за­ста­вил черта по­ви­но­вать­ся. Ночью Ва­ку­ла летит на черте в Пе­тер­бург. Это время буй­ства нечи­стой силы. По­это­му в небе куз­нец видит все живым. Звез­ды, как дети, иг­ра­ют в жмур­ки. Духи клу­бят­ся це­лы­ми об­ла­ка­ми. Ле­та­ет метла ведь­мы; сидя в горш­ке, несет­ся кол­дун. В это же время черт обо­ра­чи­ва­ет­ся в дру­гих жи­вот­ных. В самом Пе­тер­бур­ге он пре­вра­ща­ет­ся в коня и ведет Ва­ку­лу по ули­цам го­ро­да. А перед по­хо­дом во дво­рец ца­ри­цы он сде­лал­ся таким ма­лень­ким, что по­ме­стил­ся у куз­не­ца в кар­мане. Но все силы черта ис­че­за­ют, когда на­сту­па­ет утро. Новый день на­чи­на­ет­ся с крика пе­ту­ха. По­это­му воз­вра­ща­ет­ся Ва­ку­ла из сто­ли­цы перед его пе­ни­ем. Вме­сто того чтобы по­сме­ять­ся над че­ло­ве­ком, черт сам ока­зал­ся на­ка­зан. Это ро­га­тое со­зда­ние на по­вер­ку ока­зы­ва­ет­ся очень глу­пым, и после пу­те­ше­ствия в Пе­тер­бург вме­сто души куз­не­ца чёрт в на­гра­ду по­лу­ча­ет хо­ро­шую взбуч­ку (рис. 3):

И мигом очу­тил­ся Ва­ку­ла около своей хаты. В это время про­пел петух. «Куда? - за­кри­чал он, ухва­тя за хвост хо­тев­ше­го убе­жать черта. - По­стой, при­я­тель, еще не все: я еще не по­бла­го­да­рил тебя».

Рис. 3. Кость Лавро. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

Черт не слу­чай­но по­ка­зан в по­ве­сти таким жал­ким и глу­пым. Во мно­гих сказ­ках и ле­ген­дах сме­лые и от­важ­ные герои легко одер­жи­ва­ют верх над тем­ны­ми си­ла­ми зла. Бла­го­род­ство, от­ва­га и на­ход­чи­вость по­мо­га­ют им в этом. Куз­нец Ва­ку­ла тоже смог про­ти­во­сто­ять чёрту, в этом куз­не­цу по­мог­ла еще и вера в Бога. Ведь при об­ще­нии с чер­том куз­не­цу при­ш­ла в го­ло­ву мысль со­вер­шить крест­ное зна­ме­ние, а после этого черт уже не имел над ним ни­ка­кой вла­сти.

Но неко­то­рые люди, по на­род­ным по­ве­рьям, могли всту­пать в союз с нечи­стой силой. В по­ве­сти это ведь­ма Со­ло­ха и зна­харь Пацюк.

Со­ло­ха (рис. 4) вер­хом на метле ле­та­ет по небу, пря­чет в рукав звез­ды. Она тоже может пре­вра­щать­ся в жи­вот­ных. Кто-то из жи­те­лей Ди­кань­ки видел, как Со­ло­ха «чер­ною кош­кою пе­ре­бе­жа­ла до­ро­гу» . К по­па­дье она яви­лась в об­ли­ке сви­ньи, «за­кри­ча­ла пе­ту­хом, на­де­ла на го­ло­ву шапку отца Кон­дра­та и убе­жа­ла назад». А па­ру­бок Ки­зя­ко­лу­пен­ко «видел у нее сзади хвост» . Несмот­ря на все эти про­дел­ки, среди од­но­сель­чан Со­ло­ха была обыч­ной жен­щи­ной и доб­рой хо­зяй­кой. От роду ей не боль­ше со­ро­ка лет и была она «ни хо­ро­ша, ни дурна собою». Но от дру­гих жен­щин от­ли­ча­лась осо­бой хит­ро­стью и смет­ли­во­стью. Имен­но эти ка­че­ства по­мог­ли ей пе­ре­хит­рить ка­за­ков, ко­то­рые при­шли к ней на ве­че­рю. Она спря­та­ла их в мешки, и гости долго не могли выйти на сво­бо­ду.

Рис. 4. Кадр из мульт­филь­ма «Ночь перед Рож­де­ством». Со­юз­мульт­фильм, 1951

Ва­ку­ла, от­прав­лен­ный Ок­са­ною за че­ре­вич­ка­ми (по ска­зоч­но­му прин­ци­пу «пойди туда, не знаю куда, при­не­си то, не знаю что»), дол­жен об­ре­сти вол­шеб­но­го по­мощ­ни­ка, ибо в оди­ноч­ку ему не спра­вить­ся. Доб­рые по­мощ­ни­ки в по­ве­стях цикла прак­ти­че­ски от­сут­ству­ют, по­то­му куз­нец пря­ми­ком на­прав­ля­ет­ся к Пу­за­то­му Па­ц­ю­ку, ко­то­рый тоже зна­ет­ся с нечи­стой силой («знает всех чер­тей и всё сде­ла­ет, что за­хо­чет»). Его счи­та­ли зна­ха­рем, по­то­му что он умел за­го­во­ра­ми ле­чить людей (рис. 5).

Рис. 5. Фе­до­ров­ский Ф.Ф. Пацюк ест га­луш­ки. Эскиз де­ко­ра­ции к те­ат­раль­ной по­ста­нов­ке по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

– Ты, го­во­рят, не во гнев будь ска­за­но... – ска­зал, со­би­ра­ясь с духом, куз­нец, – я веду об этом речь не для того, чтобы тебе на­несть какую обиду, – при­хо­дишь­ся немно­го срод­ни черту.

Пацюк без труда опре­де­лил, что за спи­ной у Ва­ку­лы уже сидит черт:

– Тому не нужно да­ле­ко хо­дить, у кого черт за пле­ча­ми, – про­из­нес рав­но­душ­но Пацюк, не из­ме­няя сво­е­го по­ло­же­ния.

Кроме того, Пацюк не со­блю­да­ет пост и в вечер го­лод­ной кутьи ест ва­ре­ни­ки со сме­та­ной. Уви­дев это, на­бож­ный куз­нец вы­бе­жал из его хаты.

Кра­са­ви­ца Ок­са­на и куз­нец Ва­ку­ла – пер­со­на­жи, ко­то­рые имеют много об­ще­го с ге­ро­я­ми раз­лич­ных на­род­ных ска­зок. Сме­лый и бла­го­род­ный юноша влюб­ля­ет­ся в юную, но очень над­мен­ную кра­са­ви­цу. Дол­гое время она осы­па­ет влюб­лен­но­го на­смеш­ка­ми, но потом, на­ко­нец-то, со­гла­ша­ет­ся выйти за него замуж, прав­да, при одном усло­вии. Кра­са­ви­ца Ок­са­на же­ла­ет, чтобы влюб­лен­ный в нее куз­нец при­нес че­ре­вич­ки, ко­то­рые носит сама ца­ри­ца.

Пу­те­ше­ствие ока­зы­ва­ет­ся для героя нелег­ким, но успеш­ным. Ему уда­ет­ся под­чи­нить себе черта и даже сле­тать на нем к ца­ри­це. За время от­сут­ствия от­важ­но­го Ва­ку­лы кра­са­ви­ца Ок­са­на по­ни­ма­ет, что все-та­ки любит его. Счаст­ли­вая раз­вяз­ка еще боль­ше при­бли­жа­ет по­весть к сказ­ке.

В по­ве­сти «Ночь перед Рож­де­ством» Н.В. Го­голь со­еди­ня­ет на­род­ные сказ­ки и ле­ген­ды и укра­ша­ет их соб­ствен­ным ху­до­же­ствен­ным вы­мыс­лом.

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­те ху­до­же­ствен­ный пе­ре­сказ наи­бо­лее смеш­но­го, на ваш взгляд, эпи­зо­да.

Сло­вар­ная ра­бо­та. Вы­пи­ши­те из тек­ста по­ве­сти незна­ко­мые вам слова. Най­ди­те по сло­ва­рю их лек­си­че­ское зна­че­ние.
На­при­мер, ПА­ЛЯ ­НИ­ЦА – неболь­шой хлеб, несколь­ко плос­кий.

Уст­ное сло­вес­ное ри­со­ва­ние. «На­ри­суй­те» устно порт­рет укра­ин­ско­го па­руб­ка или де­вуш­ки (на выбор). Пе­ре­дай­те осо­бен­но­сти ко­стю­ма.

Прослушать произведение (аудиокнига ) можно или

Лекция по произведению с телеканала "Бибигон" (лектор Дмитрий Бак) смотреть

Видеоуроки:

  • Видеоурок "Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». Пейзаж" смотреть
  • Видеоурок " Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Сцены придворной жизни" смотреть
  • Видеоурок " Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Теория литературы. Юмор" смотреть

Экранизация повести:

  • Советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имен и М.Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу, смотреть

Тест по произведению "Ночь перед Рождеством" с ответами:

1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (Звёзды.)

2. Как ведьма и чёрт попали в хату? (Через трубу.)

3. Кто и зачем украл месяц?(Чёрт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдёт из дому, и свидание не состоится.)

4. За что чёрт мстил кузнецу? (Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного чёрта били, чем ни попадя.)

5. Сколько лет было Оксане? (16-17 лет.)

6. Какой подарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и росписью.)

7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать кузнеца.)

8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и немолод был, но ещё в добром здравии, а самоё главное – был вдовец.)

9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома? (Кузнец был раздражён тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот смущённый резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.)

10. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? (Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».)

11. Что такое колядование? (Праздничный обряд под Рождеством: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами.)

12. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, Чуб, дьяк.)

13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошёл за помощью? (Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а ещё знался по всеобщему мнению, с нечистой силой.)

14. За что Пузатого Пацюка ценили уважали в селе? (За знахарство.)

15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? («Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами».)

16.Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулай? (Галушки, вареники со сметаной.)

17. Как можно укротить чёрта? (Крестным знамением.)

24. Что стало с Оксаной, когда пропал? (Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т.д., кончилось тем, что « к утру влюбилась в кузнеца».)

25. Как кузнец сватался? (Принёс Чубу новёхонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: « Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает…Отдай, батько, за меня Оксану».)

26. Как кузнец отблагодарил чёрта? (Отвесил чёрту три удара хворостиной.)

Анкета пов е ст и Н .Гоголя «Н о ч ь перед Р ождеством »

Николай Гоголь (Рудый Панько) «Ночь перед Рождеством» (1831-1832)

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1829 -1832)

1. Жанр. Сказочно-фантастическая повесть

2. Время действия. Действие происходит в ночь перед Рождеством и на следующий день.

3. Место действия. Село Диканька Полтавской губернии

4. Настроение произведения. Веселое, торжественное, рождественское настроение

сказочно-фантастическая повесть

5. Сюжет. Три линии: первая - линия черта, вторая - линия ухажеров Солохи, третья - линия Вакулы и Оксаны.

6. Герои произведения. Четыре центральных персонажи: кузнец Вакула, Оксана, ведьма Солоха и черт.

7. Особенность системы образов повести: люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и действуют в одном времени. Например, Солоха предстает и как ведьма, и как обычная женщина. Она может летать на метле, встречаться и с чертом, и с реальными односельчанами.

Система образов повести построена на двойной антитезе: «нечистый» противопоставлен христианской душе, Вакуле; девичья чистота Оксаны - ведьме Солохе.

8 . Исторический факт - прием Екатериной делегации запорожцев.

9 . Основная мысль произведения. Победа любви Вакулы над равнодушием Оксаны; светлых сил – над тьмой (чистой души кузнеца - над чертом).

10 . Юмор в повести. Объяснение происхождения колядок (от идола Коляды), образ черта (немец, похожий на свинью и одновременно на губернского стряпчего), мотив разговора Оксаны с Вакулой («правда, что твоя мать ведьма?»), забавные сравнения, эпизод, в котором ведьма и черт опускаются сквозь дымоход в печку, изображения веселых колядовщиков, замечания черта о том, что он может пожертвовать собственной душой, посещение Солохиного дома головой, дьяком, Чубом, кузнецом, Свербигузом, веселые игры парней с девушками, Крыса «дирижирует» варениками, сюрприз появления из мешка Чуба и дьяка).

1 1 . Художественные средства, использованные при описании природы. Метафоры: посмотрели звезды, месяц величественно выплыл на небо посветить добрым людям, месяц заглядывал украдкой в окна хат; месяц вызвал девушек на улицу; звезды играли в жмурки; снег загорелся широким серебряным полем и весь осыпался хрустальными звездами; ночь, весело смеется; клубился рой духов; дома впились в него своими огненными несметными глазами и смотрели.

Эпитеты: ясное (ночь), хрустальные (зари); рипучий (снег): замерзший (снег) хорошие (люди). Сравнения: так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты; Вакула, как муха, пролетел под самым месяцем.

Гипербола: скрип мороза под сапогом было слышно за полверсты; еще немного и зацепил бы месяц шапкой: дома росли и будто поднимались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали.

12. Украинские народные традиции, обычаи и обряды на Рождество.

Праздничная атмосфера Рождественской ночи: «Снег загорелся широким серебряным полем и весь осыпался хрустальными звездами».

Колядники-парни пели песни, веселились, «резвились и бесились вволю».

Колядовщики-девушки пели колядки, щеголяли обновками, шутили с ребятами;

- «Парни и девушки» радовались Рождеству, развлекались: «шум, крик, один бросал комом снега...».

Рождественские проделки, шутки: «...в каждом мешке сидело по два человека».

Щедрое угощение колядовщиков: «выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами...

Национальные блюда на Сочельник: «кутья», «варенуха», «гречаники», «галушки».

Уборка перед праздниками.

Украинская национальная одежда, бытовые вещи.

Рождественские символы: традиционные блюда; колядки, рождественские песни; одарения колядующих лакомствами; гуляния, игры, забавы; звезда, которую носят колядники

13. Фольклорные элементы: колядки, щедривки, народные легенды о нечистой силе; Гоголь использовал в произведении распространенную в Украине фольклорную легенду о благочестивом маляре и соединил ее с сюжетами про популярного героя славянской мифологии - кузнеца.

Традиционные образы

Черт - «Одну лишь ночь осталось ему слоняться на белом свете...»;

Ведьма - «черной кошкой перебежала дорогу», «закричала петухом»;

Месяц - «танцевал на небе...»

Элементы сказки

Главный герой в поисках счастья - «кузнец Вакула».

Волшебные явления: Черт уменьшается - «лезь ко мне в карман...», перемещения в пространстве - «вдруг очутился за шлагбаумом».

Волшебное превращение - «Черт, перелетев через шлагбаум, обернулся в коня...»

Победа добра над злом.

Роль фольклорных элементов. Создают национальный колорит, оригинальную картину мира, подводят к нравственному идеалу - гармонии внешней и душевной красоты.

З адания по повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1. Составьте план повести (15-19 пунктов).

2. Составьте характеристику Вакулы и Оксаны по плану:

3. Составьте таблицу «Реальное и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством».

Крамаренко Александр

Материал содержит историю создания произведения и презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

История создания повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (слайд 1)

1. Как известно, детские годы Гоголь провел рядом с селом Диканька. (слайд 2) Это место уникально, многие считают его мистическим. Украина всегда отличалась своим особым колоритом.

2. У Гоголя возникла смелая идея – написать цикл повестей на украинскую тематику (слайд 3) . Писатель начал работать над ним в 1829 году, а в 1831 году вышла первая книга «Вечеров…», а через год – вторая. Получился удивительный сборник повестей о прекрасном местечке Украины.

1. В него вошли 8 произведений, (слайд 4) которые делятся на 2 книги. В первую вошли Сорочинская ярмарка , Вечер накануне Ивана Купала , Майская ночь или Утопленница , и Пропавшая грамота .

Во вторую – Страшная месть, Иван Федорович и его тетушка, Заколдованное место и Ночь перед Рождеством.

2. Известно, что писатель использовал для создания своей первой книги не только украинские исторические предания, (слайд5) которые ему помогали собирать его родные и друзья, но и другие источники.

1. « Вечера на хуторе близ Диканьки» были встречены положительными оценками критиков. Они отмечали пестроту, яркость, удивительный юмор, национальный колорит и народные предания. (слайд 6) А.С.Пушкин писал: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..»

2. Действие произведений свободно (слайд 7) переносится из 19 века в 17, а затем в 18, и вновь в 17, и опять возвращает нас в 19.

Гоголь передал в своих повестях неподдельную веселость, простату и правдивость.

Юмор Гоголя (слайд 8) заставляет нас смеяться, ведь юмор - это изображение героев в смешном виде, смех веселый, доброжелательный. Даже злые силы изображены не страшными, а забавными. Особенно это можно наблюдать в повести «Ночь перед Рождеством».

1. В данной повести Гоголь (слайд 9) как нельзя точно описать быт, наряды, украинский фольклор того времени. Писателя вдохновили народные поверья, (слайд 10) связанные с этим праздником, ведь именно в ночь под Рождество происходят самые разнообразные чудеса.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Украина – удивительное, неповторимое, мистическое место. Овеянное различными поверьями и преданиями.

Писатель начал работать над циклом повестей в 1829г., а в 1831г. вышла первая книга « Вечеров на хуторе близ Диканьки», а через год – вторая. Получился удивительный сборник повестей.

Первая книга: 1 .Сорочинская ярмарка 2 .Вечер накануне Ивана Купала 3 .Майская ночь или Утопленница 4 .Пропавшая грамота Вторая книга: 1 .Страшная месть 2 .Иван Федорович и его тетушка 3 .Заколдован-ное место 4 .Ночь перед Рождеством

Гоголь и родные. Гоголь в кругу друзей Друзья и родные помогали писателю собирать исторические предания.

« Сейчас прочитал Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...» А.С.Пушкин

XIX XVII XVIII XVII XIX

Юмор Гоголя Юмор – это изображение Героев в смеш - ном виде,смех веселей, Доброжелатель - ный.

«Ночь перед Рождеством»