Квест для всей семьи «Путешествие по зимним сказкам. Сценарий открытого мероприятия "путешествие в зимнюю сказку"

Ход мероприятия

Воспитатель:

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

Бабушка-рассказушка и дед-сказитель приглашают нас на сказку. Но попадет туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки. (Дети называют знакомые сказки и попадают в кукольный театр).

Действие 1

Дети рассаживаются перед ширмой, появляется персонаж кукольного театра бабушка-рассказушка.

Бабка:

Ну, привет! Где вы, узнали?

Ой, а деда не видали?

Так, ну ладно, отдохните.

Вы садитесь, посидите.

Молодец, кто помолчит,

Для тех сказка прозвучит!

Появляется дед.

Дед:

Ох, хо, хо, беда, беда!

Бабка:

Что такое? Гости уж собрались, а ты…

Дед:

Потерял я рукавицу, в коей волшебство хранится.

Чем ребяток удивлю? Как им сказку расскажу?

Кто поможет сбыть беду?

Бабка: - Может дети и помогут рукавицу отыскать. Как, ребята?

Воспитатель: - Что, дети, поможем деду найти его волшебную рукавицу? Трудностей не боитесь?

Дед:

Хорошо, тогда ступайте, все заданья выполняйте.

Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.

Действие 2

Воспитатель: - Прежде, чем отправиться в путь, я хочу спросить у вас:

Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна,

Может снежная зима?

Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!

Дети: - Зима!

Воспитатель: Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Что нужно сделать?

Дети: - Одеться.

Пантомимический этюд “Кто вперед оденется”.

(Дети под музыку выполняют имитационные движения – одевания).

Воспитатель: - Ничего не забыли? Тогда вперед, в волшебный лес!

Игра- импровизация “Идем по зимнему лесу”.

(Дети идут змейкой друг за другом, перешагивают сугробы, идут по скользкой дороге, раздвигают ветки, останавливаются, прислушиваются).

Воспитатель: - По-моему, мы заблудились? Что-то холодает.

Этюд “Холодно”.

(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело). Внезапно раздается голос (магнитофонная запись).

Я с утра хожу-брожу, все дозором обхожу.

Вот снежинки уж летают, и речушки замерзают.

Мои первые метели стелют снежные постели.

Все морозы и снега, очень сильная пурга.

Ёлки шубы одевают, потому что замерзают.

Воспитатель: - Интересно, кто это? (Дети осматриваются по сторонам).

Действие 3

Макет к сказке “ Морозко”.

Воспитатель: - Дети, вы узнали сказку? Давайте вспомним, о чем она. (Беседа по содержанию сказки).

Как вы думаете, можем мы попросить помощи у Морозко? (Да.)

Только нужно правильно это сделать.

Дети обсуждают, как попросить помощи так, чтобы их не заморозили. Решают, что нужно говорить вежливо, спокойно, обязательно поздороваться, сказать, как красиво в зимнем лесу, что они помогают найти деду его волшебную рукавицу, но заблудились. Просят помочь.

Воспитатель: - Морозко укажет нам дорогу, если вы правильно ответите на его вопросы.

Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).

Как его можно назвать по другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).

Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).

Когда падает много снега? (Снегопад).

А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).

Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).

Молодцы, ребята! Но вот беда, не видал я волшебной рукавицы. А укажу я вам дорогу к своей внучке, может она вам поможет. А чтобы вы снова не заблудились, превращу вас в снежинки, а ветер проводником будет.

Этюд “Снежинки”.

(Дети под спокойную музыку выполняют движения: кружатся, порхают, опускаются на землю. Музыка заканчивается, снежинки превращаются снова в детей).

Действие 4

Настольный театр. Дом, рядом дед и баба.

Воспитатель: - Обещал Морозко, что мы к внучке его попадем, а её нигде не видно. Давайте позовем её.

Дети: - Снегурочка.

Воспитатель: - Смотрите, горюют старики. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Посмотрите вокруг.

Моделирование “Снегурочка”.

Дети находят детали, складывают их вместе, получается девочка.

Воспитатель: - Теперь нужно её оживить.

Упражнение “Снегурочка”.

(Дети превращаются в Снегурочек. Стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами. По сигналу ведущего (текст из сказки) сначала моргают ресничками, затем открывают глаза. Медленно водят ими вправо, влево. Делают глубокий вдох носом, медленно выдыхают. Потом Снегурочка улыбается, поворачивает голову в одну сторону, в другую. Разводит руками, делает шаг вперед.

Воспитатель: - Вышла из сугроба живая девочка.

Звучит волшебная музыка, появляется Снегурочка (ребенок в костюме).

Снегурочка: - Спасибо, вам, ребятишки! Знаю я, зачем ко мне пришли. Но не видала я волшебной рукавицы. Есть у меня знакомый волк, он все в лесу знает, он вам поможет. Ступайте по следам.

Звучит волшебная музыка, Снегурочка исчезает.

Действие 5

На полу дорожки со следами животных, обитающих в лесу зимой.

Воспитатель: Сказала, идите по следам, а по каким – не сказала.

(Дети рассматривают следы, находят нужный – волчий, отправляются в путь).

Действие 6

Картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”. Дети рассматривают сюжет, где волк сидит у проруби, ему приморозило хвост.

Воспитатель: - Дети, где мы? Вы узнали?

В сказку из лесу попали: волк у проруби сидит.

Был на улице мороз, приморозил волку хвост.

Рад бы нам помочь волчище, но не может шевелиться.

Как же нам помочь волку освободиться? (Высказывания детей)

Давайте вспомним, что такое лёд? (Замерзшая вода)

Может ли лёд снова превратиться в воду? Как?

А отчего бывает тепло?

Давайте позовем солнышко.

Дети, воспитатель:

- “Солнце, к нам иди скорей, всех лучами обогрей.

Растопи быстрее лёд, волк на помощь к нам придет”.

Упражнение “ Солнышко”.

(Дети ловят солнечные лучики. Закрывают глазки, представляют, как солнечные лучи согревают щечки, носик, грудку, руки, каждый пальчик, ноги, спинку. Стало совсем тепло).

Воспитатель: - Вот и вы стали маленькими солнышками. Чем больше вы будете улыбаться, смеяться, тем больше тепла будет от вас идти, и вы сможете согреть других.

Давайте подышим на волка своим теплым дыханием и растопим лед. Появляется волк – кукла кукольного театра.

Волк: - Вот, спасибо, ребятня! Не остался без хвоста.

Теперь вам я помогу, рукавицу покажу.

Дети идут за волком.

Волк: - Где-то здесь полянка та. Вот она! А вам пока!

Действие 7

Поляна с рукавицами по количеству детей (нечетное число).

Воспитатель: - Вот это да! А какая из них деда?

Игра “Найди пару”.

(Дети сравнивают варежки, находят одинаковые, одной рукавице пары не хватает. Выясняем, что это и есть дедова волшебная рукавица).

Воспитатель: - Наконец-то, мы нашли! Что теперь в обратный путь?

Дети, воспитатель:

- “Помоги нам, рукавица, к деду с бабой возвратиться!”

Дети под веселую музыку возвращаются в “Действие 1”.

Действие 8

Ширма, появляется бабка.

Бабка: - Что-то долго нет вестей. Где же гости с рукавицей?

Дети: - Мы здесь! (Отдают найденную варежку).

Бабка: - Дед, они вернулись! Поскорей иди сюда, будем делать чудеса! Появляется дед, берет рукавицу.

Дед: - Вот, спасибо, вам, друзья!

Помощь вашу я ценю, книгу сказок подарю.

Колдует над волшебной рукавицей, дарит детям большую книгу сказок.

Дед: - И от бабки угощенье! (Мешочек с конфетами).

Дети благодарят.

Дед: - Книжку нашу прочитайте. В сказках есть всегда урок.

Бабка: - Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.

Дед: - Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает злые силы.

Бабка: - Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда, и тогда в любом занятье будет ждать удача вас.

Дед: - Мы прощаемся, пока. Всем успехов, детвора.

Дети: - До свидания!

Занавес закрывается. Звучит музыка. Дети угощаются, рассматривают новую книгу.

“Приложение 1”: фотографии персонажей.


Данные об авторе

Ковалева Ольга Валерьевна

Место работы, должность:

Заведующий МДОУ "Детский сад №53"

Владимирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Предмет(ы):

Педагогика

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются дошкольникам чаще традиционно и недостаточно разнообразно. Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. В данном проекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста.

"Путешествие по зимним сказкам"

Проблема: Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются дошкольникам чаще традиционно и недостаточно разнообразно.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

В данном проекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста.

Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала : сказкотерапию - интегративную деятельность, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Методы, представленные в проекте.

1. Психогимнастика.

2. Словесное комментирование.

В основе составления проекта:

- “Воспитание сказкой”, Л.Б.Фесюкова (“Фолио”, Харьков, 1996 г.);

- “Сказка как источник развития творчества детей”, М.М.Безруких (“Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001 г.).

Цель: Раскрыть некоторые особенности работы со сказкой, а именно посредством сказочного материала закрепить знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе.

Задачи:

1.Словесное комментирование:

побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания, подводить к умению интонировать реплики в проблемных ситуациях;

формировать интерес к окружающему, закрепить знания о зимнем времени года.

2. Психогимнастика:

учить детей передавать в движении, мимике, жестах собственные аффективные состояния;

развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

3. Развивать воображение, память, желание помочь оказавшимся в беде героям.

Направление работы: сказкотерапия.

Участники проекта: воспитатель, дети.

Внутренние связи: музыкальный руководитель.

Предшествующая работа:

1. Знакомство со сказками: “Морозко”, “Снегурочка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”.

2. Проведение занятий, дидактических игр, эксперементальная деятельность по теме: “Зимушка-зима”.

Форма работы: игра-путешествие.

Ресурсное обеспечение: ширма, персонажи кукольного театра, костюм “Снегурочки” для девочки, макет к сказке “Морозко”, настольный театр к сказке “Снегурочка”, набор для моделирования, картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”, дорожки со следами обитателей зимнего леса, модель солнца, настольная лампа, рукавички по количеству детей, аудиозапись, подарок и угощение для детей.

Ожидаемый результат: Умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления и признаки зимы, применять полученные ранее знания в определенной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Воспитатель:

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

Бабушка-рассказушка и дед-сказитель приглашают нас на сказку. Но попадет туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки. (Дети называют знакомые сказки и попадают в кукольный театр).

Действие 1

Дети рассаживаются перед ширмой, появляется персонаж кукольного театра бабушка-рассказушка.

Бабка:

Ну, привет! Где вы, узнали?

Ой, а деда не видали?

Так, ну ладно, отдохните.

Вы садитесь, посидите.

Молодец, кто помолчит,

Для тех сказка прозвучит!

Появляется дед.

Дед: - Ох, хо, хо, беда, беда!

Бабка: - Что такое? Гости уж собрались, а ты…

Дед:

Потерял я рукавицу, в коей волшебство хранится.

Чем ребяток удивлю? Как им сказку расскажу?

Кто поможет сбыть беду?

Бабка: - Может дети и помогут рукавицу отыскать. Как, ребята?

Воспитатель: - Что, дети, поможем деду найти его волшебную рукавицу? Трудностей не боитесь?

Дед:

Хорошо, тогда ступайте, все заданья выполняйте.

Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.

Действие 2

Воспитатель: - Прежде, чем отправиться в путь, я хочу спросить у вас:

Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна,

Может снежная зима?

Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!

Дети: - Зима!

Воспитатель: Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Что нужно сделать?

Дети : - Одеться.

Пантомимический этюд “Кто вперед оденется”.

(Дети под музыку выполняют имитационные движения - одевания).

Воспитатель: - Ничего не забыли? Тогда вперед, в волшебный лес!

Игра- импровизация “Идем по зимнему лесу”.

(Дети идут змейкой друг за другом, перешагивают сугробы, идут по скользкой дороге, раздвигают ветки, останавливаются, прислушиваются).

Воспитатель: - По-моему, мы заблудились? Что-то холодает.

Этюд “Холодно”.

(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело). Внезапно раздается голос (магнитофонная запись).

Я с утра хожу-брожу, все дозором обхожу.

Вот снежинки уж летают, и речушки замерзают.

Мои первые метели стелют снежные постели.

Все морозы и снега, очень сильная пурга.

Ёлки шубы одевают, потому что замерзают.

Воспитатель: - Интересно, кто это? (Дети осматриваются по сторонам).

Действие 3

Макет к сказке “ Морозко”.

Воспитатель: - Дети, вы узнали сказку? Давайте вспомним, о чем она. (Беседа по содержанию сказки).

Как вы думаете, можем мы попросить помощи у Морозко? (Да.)

Только нужно правильно это сделать.

Дети обсуждают, как попросить помощи так, чтобы их не заморозили. Решают, что нужно говорить вежливо, спокойно, обязательно поздороваться, сказать, как красиво в зимнем лесу, что они помогают найти деду его волшебную рукавицу, но заблудились. Просят помочь.

Воспитатель: - Морозко укажет нам дорогу, если вы правильно ответите на его вопросы.

Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).

Как его можно назвать по другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).

Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).

Когда падает много снега? (Снегопад).

А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).

Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).

Молодцы, ребята! Но вот беда, не видал я волшебной рукавицы. А укажу я вам дорогу к своей внучке, может она вам поможет. А чтобы вы снова не заблудились, превращу вас в снежинки, а ветер проводником будет.

Этюд “Снежинки”.

(Дети под спокойную музыку выполняют движения: кружатся, порхают, опускаются на землю. Музыка заканчивается, снежинки превращаются снова в детей).

Действие 4

Настольный театр. Дом, рядом дед и баба.

Воспитатель: - Обещал Морозко, что мы к внучке его попадем, а её нигде не видно. Давайте позовем её.

Дети: - Снегурочка.

Воспитатель: - Смотрите, горюют старики. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Посмотрите вокруг.

Моделирование “Снегурочка”.

Дети находят детали, складывают их вместе, получается девочка.

Воспитатель: - Теперь нужно её оживить.

Упражнение “Снегурочка”.

(Дети превращаются в Снегурочек. Стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами. По сигналу ведущего (текст из сказки) сначала моргают ресничками, затем открывают глаза. Медленно водят ими вправо, влево. Делают глубокий вдох носом, медленно выдыхают. Потом Снегурочка улыбается, поворачивает голову в одну сторону, в другую. Разводит руками, делает шаг вперед.

Воспитатель: - Вышла из сугроба живая девочка.

Звучит волшебная музыка, появляется Снегурочка (ребенок в костюме).

Снегурочка: - Спасибо, вам, ребятишки! Знаю я, зачем ко мне пришли. Но не видала я волшебной рукавицы. Есть у меня знакомый волк, он все в лесу знает, он вам поможет. Ступайте по следам.

Звучит волшебная музыка, Снегурочка исчезает.

Действие 5

На полу дорожки со следами животных, обитающих в лесу зимой.

Воспитатель: Сказала, идите по следам, а по каким - не сказала.

(Дети рассматривают следы, находят нужный - волчий, отправляются в путь).

Действие 6

Картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”. Дети рассматривают сюжет, где волк сидит у проруби, ему приморозило хвост.

Воспитатель: - Дети, где мы? Вы узнали?

В сказку из лесу попали: волк у проруби сидит.

Был на улице мороз, приморозил волку хвост.

Рад бы нам помочь волчище, но не может шевелиться.

Как же нам помочь волку освободиться? (Высказывания детей)

Давайте вспомним, что такое лёд? (Замерзшая вода)

Может ли лёд снова превратиться в воду? Как?

А отчего бывает тепло?

Давайте позовем солнышко.

Дети, воспитатель:

- “Солнце, к нам иди скорей, всех лучами обогрей.

Растопи быстрее лёд, волк на помощь к нам придет”.

Упражнение “ Солнышко”.

(Дети ловят солнечные лучики. Закрывают глазки, представляют, как солнечные лучи согревают щечки, носик, грудку, руки, каждый пальчик, ноги, спинку. Стало совсем тепло).

Воспитатель: - Вот и вы стали маленькими солнышками. Чем больше вы будете улыбаться, смеяться, тем больше тепла будет от вас идти, и вы сможете согреть других.

Давайте подышим на волка своим теплым дыханием и растопим лед. Появляется волк - кукла кукольного театра.

Волк: - Вот, спасибо, ребятня! Не остался без хвоста.

Теперь вам я помогу, рукавицу покажу.

Дети идут за волком.

Волк : - Где-то здесь полянка та. Вот она! А вам пока!

Действие 7

Поляна с рукавицами по количеству детей (нечетное число).

Воспитатель: - Вот это да! А какая из них деда?

Игра “Найди пару”.

(Дети сравнивают варежки, находят одинаковые, одной рукавице пары не хватает. Выясняем, что это и есть дедова волшебная рукавица).

Воспитатель: - Наконец-то, мы нашли! Что теперь в обратный путь?

Дети, воспитатель:

- “Помоги нам, рукавица, к деду с бабой возвратиться!”

Дети под веселую музыку возвращаются в “Действие 1”.

Действие 8

Ширма, появляется бабка.

Бабка: - Что-то долго нет вестей. Где же гости с рукавицей?

Дети: - Мы здесь! (Отдают найденную варежку).

Бабка: - Дед, они вернулись! Поскорей иди сюда, будем делать чудеса! Появляется дед, берет рукавицу.

Дед: - Вот, спасибо, вам, друзья!

Помощь вашу я ценю, книгу сказок подарю.

Колдует над волшебной рукавицей, дарит детям большую книгу сказок.

Дед: - И от бабки угощенье! (Мешочек с конфетами).

Дети благодарят.

Дед: - Книжку нашу прочитайте. В сказках есть всегда урок.

Бабка : - Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.

Дед: - Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает злые силы.

Бабка: - Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда, и тогда в любом занятье будет ждать удача вас.

Дед : - Мы прощаемся, пока. Всем успехов, детвора.

Дети: - До свидания!

Занавес закрывается. Звучит музыка. Дети угощаются, рассматривают новую книгу.

Конспект ОД по развитию речи с включением театрализованных игр

«Путешествие по зимним сказкам»

Цель: формирование социально-коммуникативных способностей детей с ТНР через театрализованную деятельность.

Задачи:

Совершенствовать диалогическую речь: развивать умение участвовать в беседе, развивать интонационную сторону речи и правильно интонировать высказывания.

Развивать коммуникативные способности.

Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом.

Развивать у детей творческие способности.

Оборудование и средства: экран или интерактивная доска, ширма и окном, шапка для деда, платок бабке, снежный ком, костюм снегурочки, ель с имитацией снега, костюм Мороза, шапка волка, лисы, прорубь, рыба, декорации для ширмы для сказки «Рукавичка», куклы би-ба-бо, мышка, зайчик, лиса, медведь, рукавица, листы с геометрическими фигурами для рисования сказочных героев, акварель, кисти и т.д.

Ход ОД.

Давайте поздороваемся с гостями.

Ребята, а какое сейчас время года? Чем вы любите заниматься зимой?

На дворе зима, мороз. (Поглаживание и похлопывание себя - мерзнут )

Отморозить можно нос. (Сдуем снежинку с носа )

Мы мороза не боимся,

И на зимушку не злимся.

Если будет холодать,

Будем весело играть. (Имитация игры снежками )

Ручки, ножки мы согреем,

Вот и станет нам теплее.

На пути сугроб высокий, (Шагают, высоко поднимая ноги )

Поднимайте выше ноги!

Вот и кончилась тропинка,

Снег глубокий берегись!

Мы наденем с вами лыжи, (Едут на лыжах )

Здесь без лыж не обойтись!

Ребята, а мы с вами и не заметили, как оказались в сказочном лесу (на экране картинка зимнего леса).

Посмотрите, какая эта сказка, на экране? Я предлагаю оживить сказку.

( Дети садятся на стульчики. Герои-участники на сцену)

Инсценировка фрагмента сказки «Снегурочка»

Сказочница: Жили-были старик и старуха. Жили они хорошо, никогда не ссорились, а дела у них спорились. Единственное, что огорчало их жизнь, - не было деток у них.

Сказочница : Наступила зима снежная, зима лютая. Высыпали дети на улицу рядом с избами поиграть.

Перед домом с окном (ширма) вышли дети, играют в снежки, смеются, резвятся.

Сказочница : Глядят на них старик со старухой из окна – грустью их сердца наполняются.

Сказочница: Вечером дети разбежались по домам.

Старик: Бабка, вылепим себе доченьку из снега!

Баба: Хорошо, дед!

Сказочница : И стали старик со старухой лепить себе доченьку из снега.

Сказочница : Старик скатал из снега огромный снежный ком, старуха скатала из снега снежный ком чуть поменьше. Смотрят на свой труд - не налюбуются. Снежный ком подменяется девочкой под простынкой.

Вдруг снежная фигура ожила.

На сцене появляется Снегурочка.

Порозовели губы у снегурочки, приоткрылись глаза, посмотрела она на стариков и улыбнулась.

Снегурочка: Ах, как же я рада видеть вас, отец с матерью! – промолвила девушка и обняла старика со старухой.

Сказочница : Старик со старухой обрадовались и повели девочку в дом.

На экране картинка из сказки «Морозко».

Инсценировка фрагмента сказки «Морозко»

Лес. Настенька сидит под елкой мерзнет. Выходит Морозко и поет песню «В

лесу родилась елочка»

Морозко: От куда такая чудо-юдо?

Настенька: Из дома.

Морозко: Тепло ли тебе, девица?

Настенька: Тепло, дедушка.

Морозко ( оббегает ель, нагоняя стужу): А, теперь тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?

Настенька: Тепло, дедушка!

Морозко: Хорошая ты девица (укрывает шалью ). Приглашаю тебя к себе в гости (уходят)

На экране картинка из сказки «Лиса и волк».

Инсценировка сказки «Лиса и волк»

Сказочница: Лиса ( ест рыбу у своей норы ).

Лиса: Ну и рыбка! Вкусненькая!

Волк (пробегает мимо, останавливается, спрашивает). Где это ты, лисонька, рыбку добыла?

Лиса: Наловила. И ты, братец, иди на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:

Рыбка к тебе на хвост сама и нацепится. Только долго сиди.

Волк ( бежит к реке, опускает хвост в прорубь, приговаривает). Сейчас проверим, что там говорила лиса:

Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Лиса: Мерзни, мерзни волчий хвост.

Сказочница: Долго сидел волк у проруби, хвост его и приморозило. Утром пришли бабы за водой, увидели волка, закричали.

Дети кричат: Волк, Волк.

( Хвост отрывается, волк убегает.)

Сказочница: Больше волка в этих краях никто не видел.

На экране картинка из сказки «Рукавичка».

Инсценировка сказки «Рукавичка» (куклы би-ба-бо).

Сказочница: Дед в лесу нарубил дров. Уходя из лесу дед обронил рукавичку.

Мимо ширмы проходит дед и случайно роняет рукавицу.

Сказочница: Бежит мимо мышка-норушка.

Мышка: Вот так хатка-невеличка

из овчины – рукавичка

на дороге лежит. В рукавичке буду жить.

Мышка прячется в рукавичку.

Ведущая: Прыгал зайчик вдоль опушки,

У него замерзли ушки.

Зайчик: Кто это в рукавичке живет?

Я мышка-норушка

Зайчик: А я зайчик-попрыгайчик.

Пусти меня в рукавичку.

Мышка : Иди ко мне жить.

Сказочница: По кусточкам, по лесам

Ходит рыжая лиса

Ищет норку где-нибудь

Приютиться и уснуть.

Лиса : Кто-кто в рукавичке живет?

Я мышка-норушка, а я зайчик-попрыгайчик. А ты кто?

А я лисичка-сестричка.

Пустите меня в рукавичку.

Сказочница: Трещат кусты под лапою,

Под лапою мохнатою

Идет бредет по ельнику

По хрусткому валежнику.

Медведь: Кто в рукавичке живет?

Пустите меня в рукавичку.

Мышка: Нет, куда же мы тебя пустим

Нам уже без тебя тесно.

Сказочница : Тут появляется дед и забирает свою рукавичку, звери разбегаются.

Игра «Прятки»

Рассмотрите картинки. На листе бумаги приклеены геометрические фигуры разного цвета. За каждой фигурой спрятались герои сказок. Давайте попробуем их отгадать.

В какого героя вы можете превратить эту фигуры?

На что похожа эта фигура? И т.д.

А сейчас с помощью кисточки мы с вами оживим картинку. Принимайтесь за работу. Дети выбирают листы с фигурами.

Рассматривание работ.

Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Какие затруднения испытывали?

Вам понравилось играть в сказку?

Какой герой вам понравился больше всех?

Проблема: Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются дошкольникам чаще традиционно и недостаточно разнообразно.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

В данном проекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - интегративную деятельность, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Методы, представленные в проекте.

1. Психогимнастика.

2. Словесное комментирование.

- “Воспитание сказкой”, Л.Б.Фесюкова (“Фолио”, Харьков, 1996 г.);

- “Сказка как источник развития творчества детей”, М.М.Безруких (“Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001 г.).

Цель: Раскрыть некоторые особенности работы со сказкой, а именно посредством сказочного материала закрепить знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе.

1.Словесное комментирование:

  • побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания, подводить к умению интонировать реплики в проблемных ситуациях;
  • формировать интерес к окружающему, закрепить знания о зимнем времени года.

2. Психогимнастика:

  • учить детей передавать в движении, мимике, жестах собственные аффективные состояния;
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

3. Развивать воображение, память, желание помочь оказавшимся в беде героям.

Направление работы: сказкотерапия.

Участники проекта: воспитатель, дети.

Внутренние связи: музыкальный руководитель.

Предшествующая работа:

1. Знакомство со сказками: “Морозко”, “Снегурочка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”.

2. Проведение занятий, дидактических игр, эксперементальная деятельность по теме: “Зимушка-зима”.

Форма работы: игра-путешествие.

Ресурсное обеспечение: ширма, персонажи кукольного театра, костюм “Снегурочки” для девочки, макет к сказке “Морозко”, настольный театр к сказке “Снегурочка”, набор для моделирования, картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”, дорожки со следами обитателей зимнего леса, модель солнца, настольная лампа, рукавички по количеству детей, аудиозапись, подарок и угощение для детей.

Ожидаемый результат: Умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления и признаки зимы, применять полученные ранее знания в определенной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Воспитатель:

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

Бабушка-рассказушка и дед-сказитель приглашают нас на сказку. Но попадет туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки. (Дети называют знакомые сказки и попадают в кукольный театр).

Действие 1

Дети рассаживаются перед ширмой, появляется персонаж кукольного театра бабушка-рассказушка.

Ну, привет! Где вы, узнали?

Ой, а деда не видали?

Так, ну ладно, отдохните.

Вы садитесь, посидите.

Молодец, кто помолчит,

Для тех сказка прозвучит!

Появляется дед.

Дед: - Ох, хо, хо, беда, беда!

Бабка: - Что такое? Гости уж собрались, а ты…

Потерял я рукавицу, в коей волшебство хранится.

Чем ребяток удивлю? Как им сказку расскажу?

Кто поможет сбыть беду?

Бабка: - Может дети и помогут рукавицу отыскать. Как, ребята?

Воспитатель: - Что, дети, поможем деду найти его волшебную рукавицу? Трудностей не боитесь?

Хорошо, тогда ступайте, все заданья выполняйте.

Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.

Действие 2

Воспитатель: - Прежде, чем отправиться в путь, я хочу спросить у вас:

Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна,

Может снежная зима?

Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!

Дети: - Зима!

Воспитатель: Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Что нужно сделать?

Дети: - Одеться.

Пантомимический этюд “Кто вперед оденется”.

(Дети под музыку выполняют имитационные движения – одевания).

Воспитатель: - Ничего не забыли? Тогда вперед, в волшебный лес!

Игра- импровизация “Идем по зимнему лесу”.

(Дети идут змейкой друг за другом, перешагивают сугробы, идут по скользкой дороге, раздвигают ветки, останавливаются, прислушиваются).

Воспитатель: - По-моему, мы заблудились? Что-то холодает.

Этюд “Холодно”.

(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело). Внезапно раздается голос (магнитофонная запись).

Я с утра хожу-брожу, все дозором обхожу.

Вот снежинки уж летают, и речушки замерзают.

Мои первые метели стелют снежные постели.

Все морозы и снега, очень сильная пурга.

Ёлки шубы одевают, потому что замерзают.

Воспитатель: - Интересно, кто это? (Дети осматриваются по сторонам).

Действие 3

Макет к сказке “ Морозко”.

Воспитатель: - Дети, вы узнали сказку? Давайте вспомним, о чем она. (Беседа по содержанию сказки).

Как вы думаете, можем мы попросить помощи у Морозко? (Да.)

Только нужно правильно это сделать.

Дети обсуждают, как попросить помощи так, чтобы их не заморозили. Решают, что нужно говорить вежливо, спокойно, обязательно поздороваться, сказать, как красиво в зимнем лесу, что они помогают найти деду его волшебную рукавицу, но заблудились. Просят помочь.

Воспитатель: - Морозко укажет нам дорогу, если вы правильно ответите на его вопросы.

Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).

Как его можно назвать по другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).

Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).

Когда падает много снега? (Снегопад).

А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).

Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).

Молодцы, ребята! Но вот беда, не видал я волшебной рукавицы. А укажу я вам дорогу к своей внучке, может она вам поможет. А чтобы вы снова не заблудились, превращу вас в снежинки, а ветер проводником будет.

Этюд “Снежинки”.

(Дети под спокойную музыку выполняют движения: кружатся, порхают, опускаются на землю. Музыка заканчивается, снежинки превращаются снова в детей).

Действие 4

Настольный театр. Дом, рядом дед и баба.

Воспитатель: - Обещал Морозко, что мы к внучке его попадем, а её нигде не видно. Давайте позовем её.

Дети: - Снегурочка.

Воспитатель: - Смотрите, горюют старики. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Посмотрите вокруг.

Моделирование “Снегурочка”.

Дети находят детали, складывают их вместе, получается девочка.

Воспитатель: - Теперь нужно её оживить.

Упражнение “Снегурочка”.

(Дети превращаются в Снегурочек. Стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами. По сигналу ведущего (текст из сказки) сначала моргают ресничками, затем открывают глаза. Медленно водят ими вправо, влево. Делают глубокий вдох носом, медленно выдыхают. Потом Снегурочка улыбается, поворачивает голову в одну сторону, в другую. Разводит руками, делает шаг вперед.

Воспитатель: - Вышла из сугроба живая девочка.

Звучит волшебная музыка, появляется Снегурочка (ребенок в костюме).

Снегурочка: - Спасибо, вам, ребятишки! Знаю я, зачем ко мне пришли. Но не видала я волшебной рукавицы. Есть у меня знакомый волк, он все в лесу знает, он вам поможет. Ступайте по следам.

Звучит волшебная музыка, Снегурочка исчезает.

Действие 5

На полу дорожки со следами животных, обитающих в лесу зимой.

Воспитатель: Сказала, идите по следам, а по каким – не сказала.

(Дети рассматривают следы, находят нужный – волчий, отправляются в путь).

Действие 6

Картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”. Дети рассматривают сюжет, где волк сидит у проруби, ему приморозило хвост.

Воспитатель: - Дети, где мы? Вы узнали?

В сказку из лесу попали: волк у проруби сидит.

Был на улице мороз, приморозил волку хвост.

Рад бы нам помочь волчище, но не может шевелиться.

Как же нам помочь волку освободиться? (Высказывания детей)

Давайте вспомним, что такое лёд? (Замерзшая вода)

Может ли лёд снова превратиться в воду? Как?

А отчего бывает тепло?

Давайте позовем солнышко.

Дети, воспитатель:

- “Солнце, к нам иди скорей, всех лучами обогрей.

Растопи быстрее лёд, волк на помощь к нам придет”.

Упражнение “ Солнышко”.

(Дети ловят солнечные лучики. Закрывают глазки, представляют, как солнечные лучи согревают щечки, носик, грудку, руки, каждый пальчик, ноги, спинку. Стало совсем тепло).

Воспитатель: - Вот и вы стали маленькими солнышками. Чем больше вы будете улыбаться, смеяться, тем больше тепла будет от вас идти, и вы сможете согреть других.

Давайте подышим на волка своим теплым дыханием и растопим лед. Появляется волк – кукла кукольного театра.

Волк: - Вот, спасибо, ребятня! Не остался без хвоста.

Теперь вам я помогу, рукавицу покажу.

Дети идут за волком.

Волк: - Где-то здесь полянка та. Вот она! А вам пока!

Действие 7

Поляна с рукавицами по количеству детей (нечетное число).

Воспитатель: - Вот это да! А какая из них деда?

Игра “Найди пару”.

(Дети сравнивают варежки, находят одинаковые, одной рукавице пары не хватает. Выясняем, что это и есть дедова волшебная рукавица).

Воспитатель: - Наконец-то, мы нашли! Что теперь в обратный путь?

Дети, воспитатель:

- “Помоги нам, рукавица, к деду с бабой возвратиться!”

Дети под веселую музыку возвращаются в “Действие 1” .

Действие 8

Ширма, появляется бабка.

Бабка: - Что-то долго нет вестей. Где же гости с рукавицей?

Дети: - Мы здесь! (Отдают найденную варежку).

Бабка: - Дед, они вернулись! Поскорей иди сюда, будем делать чудеса! Появляется дед, берет рукавицу.

Дед: - Вот, спасибо, вам, друзья!

Помощь вашу я ценю, книгу сказок подарю.

Колдует над волшебной рукавицей, дарит детям большую книгу сказок.

Дед: - И от бабки угощенье! (Мешочек с конфетами).

Дети благодарят.

Дед: - Книжку нашу прочитайте. В сказках есть всегда урок.

Бабка: - Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.

Дед: - Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает злые силы.

Бабка: - Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда, и тогда в любом занятье будет ждать удача вас.

Дед: - Мы прощаемся, пока. Всем успехов, детвора.

Дети: - До свидания!

Занавес закрывается. Звучит музыка. Дети угощаются, рассматривают новую книгу.

“Приложение 1”: фотографии персонажей.