Кто такой уот тайлер кратко. Восстание уота тайлера

Немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, протестантский

теолог и миссионер, врач и музыковед. Лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Исходный принцип мировоззрения Швейцера - "преклонение перед жизнью" как основа

нравственного обновления человечества.

Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городке Кайзерсберг, в Верхнем

Эльзасе. Он был вторым ребенком пастора Людвига Швейцера и его жены Адели. Годом

раньше увидел свет первый ребенок Швейцеров - девочка В последующие годы у

Альберта Швейцера появились еще три сестры и брат. Одна из сестер, Эмма, умерла

во младенчестве. По собственному свидетельству Альберта Швейцера, у него, как и

у его сестер и брата, было счастливое детство.

Пастор Людвиг Швейцер стоял во главе небольшой протестантской общины

Кайзерсберга В городке насчитывалось лишь несколько десятков лютеран, поскольку

подавляющее большинство населения составляли католики. Сам пастор был родом из

Пфаффенгофена, в Нижнем Эльзасе. Его отец служил там учителем и органистом. Трое

его братьев избрали себе ту же профессию. Мать Альберта Швейцера, урожденная

Шиллингер, была дочерью священника городка Мюльбаха, расположенного в долине

Мюнстера, в Верхнем Эльзасе.

Вскоре после рождения Альберта его родители переехали в Гунсбах Поскольку

французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франко-

прусской войны 1871 года, Швейцер получил германское гражданство. Родители его

были французы, и Альберт научился бегло говорить на обоих языках. Под

руководством отца он в пятилетнем возрасте начал играть на рояле, спустя четыре

года он уже мог иногда подменять органиста деревенской церкви.

Посещая среднюю школу в Мюнстере, а затем в Мюльхаузене, Швейцер одновременно

учился игре на органе у Евгения Мюнха. Окончив школу в 1893 году, он поступил в

Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Первый экзамен по

теологии он сдал в 1898 году, тогда же ему была назначена стипендия, давшая

Швейцеру возможность изучать философию в Парижском университете (Сорбонна) и

брать уроки игры на органе у Видора Всего за четыре месяца он написал

диссертацию "Суть веры философия религии" и в 1899 году стал доктором философии.

Два года спустя он получил степень доктора теологии, защитив диссертацию о

значении Тайной вечери.

В 1902 году Швейцер был назначен профессором теологического колледжа Св. Фомы, а

через год стал его директором. Помимо чтения лекций, Швейцер

играл на органе и занимался научной работой Главный теологический труд Швейцера

- "Вопрос об историческом Иисусе" (1906), в нем Швейцер отверг попытки

модернизировать Иисуса или отказать ему в историчности Швейцер подчеркнул

эсхатологический характер миссии Христа и усмотрел в его страданиях средство

достижения Царства Божия на земле

В то же время Швейцер стал крупнейшим специалистом по творчеству Баха, биографию

которого он издал в 1908 году (Баху была посвящена его докторская диссертация по

музыковедению, защищенная в Страсбурге тремя годами позже). Швейцер рассматривал

Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с "истинными поэмами

природы". Его книга опровергла "педантический взгляд на музыку Баха, якобы

интеллектуальную и суровую", писала Розалин Турек, "но отклонила и романтическую

сентиментальность, с которой Баха привыкли исполнять". Швейцер являлся

крупнейшим экспертом по конструкции органов. Его книга на эту тему, вышедшая в

1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации

Несмотря на достижения в области философии, теологии, музыковедения, Швейцер

чувствовал себя обязанным исполнить клятву, данную самому себе в возрасте 21

года. Считая себя в долгу перед миром, Швейцер тогда решил заниматься искусством

и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя "непосредственному служению

человечеству". Статья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале

Парижского миссионерского общества, подсказала Швейцеру, что надо делать.

"Отныне мне предстояло не говорить о Евангелии любви, - объяснял он позже, - но

претворить его в жизнь".

Оставив работу в 1905 году, Швейцер поступил в медицинский колледж

Страсбургского университета, возмещая расходы на обучение за счет органных

концертов. В 1911 году он сдал экзамены.

Весной 1912 года Швейцер отказался от преподавания в Страсбургском университете,

а также от чтения проповедей в церкви Св Николая. Ему нужно было время для

работы над дипломом и к тому же для подготовки к предстоящей поездке в Африку.

37 лет, можно сказать, зенит жизни человека. Швейцер до сей поры уделял мало

времени жизненным утехам Разумеется, он ходил в гости и не отказывался выпить с

друзьями рюмку эльзасского вина, которое предпочитал всем другим. Этот

обходительный мужчина высокого роста, приятной наружности имел успех у женщин.

Не одна девушка была готова стать спутницей жизни этого разносторонне одаренного

и столь популярного в Обществе человека.

Но, очевидно, Швейцер был необыкновенно требователен не только к себе, но и к

потенциальной подруге, и эта требовательность исключала какие-либо случайные

связи, для пустого же флирта ему попросту было жаль времени, которого, как

известно, ему всегда не хватало. Возможно, подобная сдержанность порождалась еще

известной робостью.

Весной 1909 года Альберт Швейцер подружился с Еленой Бреслау, дочерью

преподавателя Страсбургского университета Поистине эти двое нашли друг друга.

Елена всегда стремилась помогать униженным, обездоленным, оскорбленным Она

готова была помочь Швейцеру в осуществлении той грандиозной задачи, которую он

перед собой поставил.

Швейцер с женой стали тотчас же готовиться к отъезду в Африку Сам он тоже прошел

в Париже курс тропической медицины. Надо было тщательно продумать, какое

медицинское оборудование, какие лекарства брать с собой в Африку. Малейшая

оплошность, отсутствие какого-либо хирургического инструмента или же лекарства

могли обернуться трагедией Из Европы все это могло быть прислано лишь много

месяцев спустя! Супруги Швейцер располагали к тому же весьма ограниченными

К этому времени еще не была завершена работа над рукописями Готовилось второе

издание книги "История изучения жизни Иисуса" Кроме того, Швейцер работал над

второй частью "Истории исследования учения Павла" и беспрестанно отвечал на

письма из разных городов и церковных общин, авторы которых просили у него совета

по вопросам органостроения Альберт Швейцер не справился бы с таким объемом

работы, не будь у него верной и толковой помощницы в лице Елены Бреслау.

Однако самой неотложной задачей оставалось написание диссертации по медицине.

Швейцер избрал для нее любопытную тему: "Психиатрическая оценка личности

В 1913 году Швейцер с женой отплыли в Африку, по поручению Парижского

миссионерского общества они должны были основать больницу при миссии в Ламбарене

(Французская Экваториальная Африка, ныне Габон). Потребность в его услугах была

огромной. Не получая медицинской помощи, туземцы страдали от малярии, желтой

лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В первые же девять месяцев

Швейцер принял 2 тысячи больных

В 1917 году Швейцер и его жена, как германские подданные, были интернированы во

Францию до конца первой мировой войны. В 1919 году у них родилась дочь Рена.

После освобождения Швейцер провел еще семь лет в Европе Истощенный, больной,

измученный необходимостью выплачивать долги по Ламбарене, он работал в

муниципальной больнице в Страсбурге. Кроме того, он возобновил органные

концерты. С помощью архиепископа Натана Сёдерблю Швейцер в 1920 году давал

концерты и читал лекции в Упсальском университете и других местах.

В эти годы Швейцер развил систему этических принципов, которую назвал "Почтение

к жизни". Свои взгляды он изложил в книгах "Философия культуры I: Упадок и

возрождение цивилизации" и "Философия культуры 1Г Культура и этика",

"Определение этики представляется мне таким, - объяснял Швейцер - То, что

поддерживает и продолжает жизнь, - хорошо, то, что повреждает и нарушает жизнь,

Плохо. Глубокая и всеобщая этика имеет значение религии. Она и есть религия".

Почтение к жизни, продолжал Швейцер, "требует от каждого жертвовать частицей

своей жизни ради других".

Швейцер снова собирался в Ламбарене Существовала одна важная проблема, которая

долгое время ставила под вопрос планы Швейцера: его жене по состоянию здоровья

была противопоказана Африка, не говоря уже о том, что ей надо было растить

пятилетнюю дочь Рену Супругам Швейцер при-

шлось принять суровое решение - о разлуке на долгие годы И только благодаря

тому, что Елена понимала важность замысла своего мужа и, находясь в Европе,

деятельно помогала ему во всем, Швейцеру удалось заново создать, а впоследствии

и расширить прославившуюся на весь мир больницу в Ламбарене. Совместно с Эммой

Мартин она великолепно организовала постоянную помощь больнице из Европы. Таким

образом, заслуга Елены Швейцер в осуществлении дела, которому посвятил свою

жизнь ее муж, весьма велика

В 1923 году, в Верхнем Шварцвальде, в городке Кенигсфельд, Швейцер построил дом

для своей жены и ребенка Он не хотел уезжать в Африку, пока дом не будет готов.

Много времени провел он со строителями Часто, засучив рукава, он и сам брался за

работу. С неизменным рюкзаком на спине, он приезжал на велосипеде на

строительную площадку, минуя французскую границу. В ту пору послевоенная

Германия переживала период острейшей инфляции, и строители радовались куску мяса

и даже хлеба куда больше, чем любому вознаграждению в обесцененных денежных

знаках. Отъезд в Африку был назначен на начало 1924 года. Вернувшись в

Ламбарене, Швейцер нашел больницу в руинах. Его новая больница постепенно

превратилась в комплекс из 70 зданий, в ее штат входили врачи и медсестры из

числа добровольцев. Комплекс строился как типичное африканское селение,

электричество было проведено только в операционные. Вокруг свободно бродили

животные, и членам семьи разрешалось ухаживать за больными во время

выздоровления. Целью Швейцера было вызвать доверие туземцев, оказывая им помощь

в знакомых для них условиях. К началу 1960-х годов в больнице Швейцера

размещалось 500 человек.

Периоды работы в Африке Швейцер чередовал с поездками в Европу, во время которых

читал лекции, давал концерты, чтобы собрать средства для больницы. Он был

удостоен многих наград.

В 1928 году город Франкфурт наградил его премией имени Гете, воздав должное

"гетевскому духу" Швейцера и его служению человечеству

Когда в 1939 году в Европе началась война, лекарства для Ламбарене стали

поступать из США, Австралии, Новой Зеландии. После войны поток грузов

После войны ученый встречался с Альбертом Эйнштейном. Швейцер уверял Эйнштейна,

что разум и нравственное начало возобладают над слепыми разрушительными

инстинктами, что в мировом общественном мнении произойдут глубокие изменения,

которые должны неизбежно повести к отказу от

В 1951 году Швейцер получил премию Мира западногерманской ассоциации

книгоиздателей и книготорговцев. В том же году он был избран членом Французской

академии.

В 1953 году Швейцер находился в Ламбарене, когда пришла весть о присуждении ему

Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар

Ян отметил: "Швейцер показал, что жизнь человека и его мечта могут слиться

воедино. Его работа вдохнула жизнь в понятие о братстве, его слова достигли

сознания бесчисленных людей и оставили там благотворный след". Швейцер не мог

оставить своих обязанностей в Африке, чтобы присутствовать на церемонии

награждения, поэтому премию принял

французский посол в Норвегии На деньги, полученные от Нобелевского комитета,

Швейцер построил лепрозорий недалеко от больницы в Ламбарене В конце 1954 года

Нобелевской лекцией "Проблемы мира" В ней он выразил убежденность, что

человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, так как "война

делает нас виновными в преступлении бесчеловечности" По его мнению, лишь тогда,

"когда идеал мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной

работы учреждений, призванных оберегать мир"

В 1957 году Швейцер выступил с "Декларацией совести", переданной по радио из

Осло В ней он призвал всех простых людей мира объединиться и потребовать от

своих правительств запрещения испытаний ядерного оружия Вскоре после этого 2

тысячи американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний

Бертран Рассел и Кэнон Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное

разоружение

В 1958 году начались переговоры о контроле над вооружениями, которые пять лет

спустя завершились формальным договором сверхдержав о запрете на испытания

Деятельность Швейцера оценивали по-разному Некоторые считали его медицинскую

практику в джунглях расточительством таланта, другие обвиняли его в бегстве от

жизни Джеральд Макнайт в книге "Вердикт Швейцеру" назвал Ламбарене местом, где

Швейцер мог осуществлять абсолютную власть Многие журналисты считали

патерналистское отношение Швейцера к пациентам реминисценцией времен

миссионерства Критики отмечали и его непонимание националистических устремлений

говорил о низком уровне санитарии в больнице Швейцера Несмотря на это, многие

(особенно в Америке) видели в Швейцере святого XX века Благодаря публичным

выступлениям и фотографиям в прессе его узнавали во всем мире Один из

посетителей Ламбарене особо отметил его руки "с огромными чуткими пальцами,

которые одинаково ловко зашивали рану, чинили крышу, играли Баха на органе,

записывали слова о значении Гете для цивилизации в период упадка"

Последнее, что сделал Швейцер при жизни для дела мира, - подписал за несколько

дней до кончины уже совсем непослушной рукой обращение лауреатов Нобелевской

премии к главам правительств крупнейших государств с требованием немедленно

прекратить преступную войну во Вьетнаме Текст обращения ему прислал известный

американский ученый и борец за мир Лай-нус Полинг Полинг торопил Швейцера с

отправкой подписанного им обращения, и девяностолетний старик сам понес пакет к

уходившему из Ламбарене речному пароходу

Назад, к дому, он не спешил, а, воротясь, лег на свою почти походную койку,

попросил поставить долгоиграющую пластинку с записью фуг и прелюдий Баха и

больше уже не вставал

женой, умершей в 1957 году Руководство больницей перешло к их дочери

Жизнь, согласно Швейцеру, как самое сокровенное из того, что создала природа,

требует к себе величайшего уважения "Этика благоговения перед

жизнью, - писал Швейцер, - не делает различия между жизнью высшей или низшей,

более ценной или менее ценной" Нельзя с пренебрежением относиться к примитивным

формам жизни, бездумно уничтожать их Кто знает, какое значение имеет та или иная

ветвь вечного древа жизни во Вселенной9 Нравственный принцип благоговения перед

жизнью, который был сформулирован Швейцером в самом начале нашего века, ныне

выступает основополагающим при становлении новой отрасли знания - экологической

этики Взаимосвязь и взаимообусловленность различных форм жизни в окружающем нас

мире должна определять такие отношении между ними, которые направлены на

сохранение и совершенствование жизни вообще, иначе прогрессивное развитие ее

невозможно. Поэтому нравственность - не только закон жизни, но и условие ее

существования и развития

Нравственность выступает также объективным условием становления, развития и

нормального функционирования общества "Лишь благодаря нравственному отношению ко

всему живому достигаем мы духовной связи со Вселенной"

Если существуют все-таки внеземные цивилизации, возможный контакт между ними и

земной цивилизацией виделся Альберту Швейцеру актом взаимопонимания,

взаимодоверия и взаимопомощи Не случайно знаменитый голландский математик X

Фрейденталь в основу языка космических сообщений закладывал не только

логические, математические, но и нравственные символы, справедливо полагая

универсальными нравственные законы Своим учением о благоговении перед жизнью

Швейцер наряду с К Циолковским заложил основы космической этики будущего

Этика Швейцера конкретна. Один из ее принципов - "человек - человеку" _ Как раз

и направлен на то, чтобы любой из нас помогал другим, ближним и дальним, помогал

конкретным делом - материально, морально, состраданием, милосердием и спасением

Принцип "судьба обязывает" требует большей отдачи от тех, кто здоров и силен,

состоятелен и удачлив, талантлив и деятелен, в пользу больных и страждущих,

немощных, лишенных возможности быть деятельными

Более полувека лечил больных врач Альберт Швейцер, не оставляя литературной

работы и философских размышлений, выезжая, как только это становилось возможным,

с концертами в Европу И народ современного африканского государства Габон свято

хранит память о человеке, пришедшем в их края не грабить, не обогащаться, но

сострадать и помогать

Швейцер никогда не причислял себя к сонму пророков, сердился, когда ему говорили

о том, что сбывается многое из того, что он предвидел Более всего почитал дело

Любимый девиз его - гетевское "Вначале было дело" Может быть, именно поэтому

неразрывны в его жизни духовное и материальное, слово и дело Люди устали от

лозунгов и обещаний, устали ждать несбыточного созидания завтрашнего "города-

сада" Человеческая жизнь коротка, и сегодня следует всем нам заняться деланием,

работать так, чтобы уникальное событие - появление нового человека в мире - не

омрачалось насилием, голодом, войной или прогрессирующим умиранием природы К

этой высокой цели призывал человечество Альберт Швейцер

Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях Мудрова Анна Юрьевна

Тайлер Уот

Тайлер Уот

1341–1381

Вождь крупнейшего в средневековой Англии крестьянского восстания 1381 года.

Уот Тайлер был деревенским парнем в графстве Кент. По легенде, после неудачного романа он поступил на военную службу в английскую армию и воевал во Франции. Тогда шла Столетняя война. Уот принимает участие в ряде битв. Сам король Эдуард отличил его за мужество и храбрость. Вернувшись в родную деревню, Тайлер женился и стал работать деревенским кузнецом.

В Англии XIV века произошёл крупный промышленный скачёк. Особенно быстро развивались шерстяная и металлургическая промышленность. Усиливался рост городов. Развивался обмен между городом и деревней. Феодальное хозяйство, основанное на барщине, постепенно приходило в упадок, так как труд крепостных был малопроизводителен и тормозит развитие производства. Феодалы всё больше отказывались от барщины и переводили крестьян на денежный оброк. При этом давали им личную свободу.

Развитие товарно-денежных отношений, казалось бы, должно было облегчить долю крестьян. Некоторые из них даже смогли разбогатеть и завести собственное производство. Другая часть крестьян окончательно разорилась и превратилось в батраков, работающих за денежную плату на усадьбах своих односельчан или на барской запашке, всё ещё сохранявшейся у мелких рыцарей.

Часть крестьян убегали в города, становились наёмными рабочими. Прямое принуждение со стороны помещиков не помогало. Начинал внедряться новый тип земельного держания: сдача в аренду земли, скота, инвентаря, что было важной ступенью на пути к капиталистическому сельскому хозяйству. Но лорды попытались вернуть себе старые позиции, так как теперь им приходилось считаться с более свободными крестьянами и наёмными рабочими.

К тому же Англия увязла на полях сражений Столетней войны (1337–1453) с Францией. На ведение войны требовались огромные средства. Все тяготы войны легли на плечи простого народа.

Правительство решилось на ввод подушного налога в 3 грота (серебряная монета, равная 4 пенсам), что вызвало возмущение масс. Затянувшаяся война с Францией и введение подушного налога явились главными причинами возмущения народа. Восстание вспыхнуло весной 1381 года в графстве Эссенс в Юго-Восточной части Англии. Вскоре его поддержали крестьяне соседнего графства Кент. Они освободили из тюрьмы незадолго до этого арестованного проповедника Джона Бола. Вскоре восстанием было охвачена вся Юго-Восточная часть королевства. Крестьяне 25 из 40 графств Англии поддерживали восстание.

Тайлер возглавляет поход крестьян графства Кент на Лондон, по дороге к ним присоединяются крестьяне из других графств, а также бедняки и городская чернь. Восставшие захватывают Кентербери, а затем и Лондон. Крестьяне берут штурмом Тауэр и убивают лорда-канцлера и архиепископа Кентерберийского Садбери. Его голову выставили на Лондонском мосту. Вместе с архиепископом потеряли голову ещё от 140 до 160 дворян.

Видя всё это, четырнадцатилетний король Ричард II, который вступил на престол четыре года назад, собрал совет из придворных, чтобы решить, что предпринять в сложившейся ситуации. Но дворяне до того были напуганы народным гневом, что не могли предложить ничего путного. Тогда юный король принял решение «… Он велел мэру Сити сделать распоряжение шерифам, чтобы они в своих кварталах приказали громко оповестить, что все в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет под страхом за жизнь и члены должны завтра утром, в пятницу, быть на Майл-Энде [пригород Лондона], чтобы видеть и слышать его…» Таким образом он удалил основные силы повстанцев, которые поверили королю и ушли, как им было указано, в пригород Лондона Майл-Энд. Слово короля для них было свято. Лозунг восставших был «За короля Ричарда и общины». В головах людей не могло уложиться, как можно жить без монарха, ведь он наместник Бога на земле.

Во время встречи короля со своим народом, состоявшейся в Майл-Энде, он получил свод требований получивших название «Майл-Эндской программы». В программе крестьяне требовали отмены крепостного права и барщины, установление единообразной небольшой денежной ренты (4 пенса с акра), свободной торговли на всей территории Англии, А также амнистии участникам восстания. Программа не посягала на существующий феодальный строй, а лишь предполагала ликвидацию барщины и крепостничества. Это был вопль голодной и бесправной части населения.

Король согласился на эти требования и велел повстанцам разойтись по домам. Часть крестьян видела в короле своего «старшего брата» и ошибочно верила, что тот на их стороне и во всех бедах виноваты дворяне и церковники, дурящие ему голову и не дающие узнать истинное положение дел в королевстве исходя из своих личных интересов. Эти доверчивые крестьяне покинули Лондон.

Однако многие бедняки не удовлетворились этим и во главе с Уотом Тайлером и Джоном Болом остались в Лондоне и потребовали новой встречи с королём. Беспорядки в Лондоне продолжались. Спасаясь от погромов, городские богачи стали собирать силы для отпора повстанцам. Король назначил повторную встречу с оставшимися крестьянами в Смитфильде. Прибив в Смитфильд, король послал мэра Лондона «к общинам и сказал, чтобы их предводитель явился к нему».

Встреча Ричарда II и Уота Тайлера состоялась на Смитфильдском поле 15 июня 1381 года. Уот Тайлер подъехав к королю, приветствовал его. Король спросил, почему крестьяне не хотят разойтись по своим деревням, как это сделали их товарищи? Предводитель повстанцев сказал, что они не уйдут до тех пор, пока король не выслушает и не включит в свою грамоту их новые требования. В противном случае «лорды королевства будут раскаиваться». Король спросил, в чём заключаются эти требования? Уот прочёл вслух пункты. Они получили название «Смитфильдской программы». Данная программа уже затрагивала интересы практически всех слоёв населения страны, так как предполагала разрушение феодального государства и создания совершенно нового вида общественного устройства - союза свободных общин, но, что интересно, во главе с королём и епископом. Король пообещал выполнить данные требования, оставив за собой право носить корону, и велел повстанцам разойтись по домам с миром.

Далее на поле произошло событие, послужившее примером вероломности так называемого «благородного» сословия. Мэр Лондона Уильям Уолуорс попытался арестовать Уота Тайлера, обвинив его в насилии и неуважении к королю. Но предводитель восставших оказался не робкого десятка, недаром командовал целой армией. В ответ на объявление об аресте он нанёс мэру удар кипталом. Но так как под верхней одеждой у того была кольчуга, киптал не причинил вреда. Мэр выхватил меч и нанёс Уоту два удара в шею и в голову. В это время подскочил один из слуг и ударил два или три раза в живот Уоту. Смертельно раненый Уот Тайлер повернул лошадь в сторону повстанцев и, сумев проскакать несколько метров, упал на землю, после чего был унесён товарищами в госпиталь. Мэр Лондона, вызвав из города подмогу, ворвался в госпиталь, велел вынести полумёртвого Уота на Смитфильдское поле и обезглавить. Это произошло 15 июня 1381 года. Голова Уота Тайлера, посаженная на кол, была представлена королю.

Лишившись предводителя, повстанцы в растерянности разошлись по домам. Лишь отдельные повстанческие отряды, больше напоминавшие шайки разбойников, ещё некоторое время доставляли беспокойство властям.

Тем временем Ричард II собрал в Лондоне всех рыцарей и отдал им приказ идти вслед разошедшимся по домам крестьянам и чинить расправу. По земле Англии полились реки крестьянской крови. В Лондоне также рубили головы в массовом порядке городской бедноте, принявшей участие в восстании. Джон Болл также был казнён. Вокруг Лондона и других городов юга Англии стояли виселицы с прикованными к ним телами казнённых.

Трупы «королевских преступников» под страхом смерти запрещалось предавать земле. Только 3 сентября 1382 года данный указ был отменён, так как трупные мухи разносили заразу по всей стране, а это грозило новой эпидемией.

Мэру Лондона Уильяму Уолуорсу за убийство Уота Тайлера король Ричард II пожаловал рыцарское звание, земельную вотчину и сто фунтов серебром. В народной памяти Ричард II остался как король-нарушитель своего слова.

Восстание под предводительством Уота Тайлера дало существенный толчок к уничтожению крепостного права в Англии. В течение XV века всё крестьянство сумело выкупиться на свободу. Крестьяне, получив свободу, стали арендаторами земель феодалов. Роль крупных феодалов резко упала, что в свою очередь создало предпосылку к смене феодальных отношений буржуазными.

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Лолларды, пуритане и индепенденты Уот Тайлер и Джон Болл. VIV–XVII века Издавна на зеленых английских лугах паслись сотни тысяч овец. Бароны и лендлорды активно занимались скотоводством, которое приносило им почти половину доходов. Своей перерабатывающей промышленности

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.4.1. Уот Тайлер - вождь английских крестьян В советское время революционеры всех времен и народов являлись главными историческими героями. Борцы за свободу народа из прошлых времен своими действиями подтверждали учение Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина о классовой

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Тайлер Уот 1341–1381Вождь крупнейшего в средневековой Англии крестьянского восстания 1381 года.Уот Тайлер был деревенским парнем в графстве Кент. По легенде, после неудачного романа он поступил на военную службу в английскую армию и воевал во Франции. Тогда шла Столетняя

Столетняя война вызвала обострение социальной ситуации не только во Франции, но и в Англии. Хотя английские крестьяне и были лишены возможности «вживую» наблюдать за военными действиями, деньги с них требовали точно так же. Кроме того, развивались и другие, не связанные прямо с войной экономические отношения, также бившие по наиболее обездоленным, так регулярно происходит при любых, даже очень прогрессивных переменах.

Развитие товарно‑денежных отношений приводило к замене натуральных платежей высокой денежной рентой, расширению сферы наемного труда, но одновременно усиливались, особенно в крупных поместьях, барщина и другие крепостные повинности. Социальные противоречия обострились еще больше после эпидемии чумы. Нехватка рабочих рук привела в Англии к изданию ряда королевских указов, которые ущемляли права работников. (А ведь объективно говоря, состояние рынка рабочих рук было таково, что эти работники могли рассчитывать на большие деньги, о чем они знали.)

Так, ордонанс 1349 г. потребовал, чтобы все взрослые мужчины и женщины не старше 60 лет, не имевшие собственной земли или других средств к жизни, нанимались к тому, кто им предлагал работу. За отказ от найма или за самовольный уход от хозяина предусматривалось наказание, вплоть до тюремного заключения. В 1351 г. был принят «Статут о рабочих», согласно которому нарушивших закон нанимателей наказывали штрафом, а рабочих забивали в колодки и сажали в тюрьму. Новые законы (например «Статут о рабочих» 1361 г.) еще более увеличили строгость наказаний: рабочих, ушедших от нанимателей, клеймили раскаленным железом, объявляли вне закона. Преследованиям подвергались всякого рода союзы, которые заключали между собой рабочие в целях борьбы за повышение заработной платы.

Низы английского общества роптали все сильнее. Широкое распространение в крестьянско‑плебейской массе получило движение лоллардов (в буквальном переводе – «бормочущих молитвы»). Впервые лолларды появились в Антверпене около 1300 г., а в Англии – с начала 1360‑х годов. Лидером лоллардов стал сельский священник Джон Болл. Вслед за Уиклифом выступавшие на улицах и площадях лолларды отвергали привилегии католической церкви и требовали секуляризации ее имущества. Одновременно Болл и его последователи резко критиковали сам феодальный строй, требовали отмены барщины, десятины и налогов, уравнения сословий. Они не выступали с прямыми призывами к восстанию, но, безусловно, оказали большое влияние на формирование радикальной идеологии низов.

Естественно, война заставляла феодалов и короля еще более увеличивать поборы. В 1377 г. был введен поголовный налог. В 1380 г. по сравнению с предыдущим годом он был утроен. Это и послужило непосредственным поводом к восстанию. Оно нача лось в мае 1381 г. в юго‑восточных графствах Эссекс и Кент и быстро охватило большую часть Англии. Во главе восставших стал деревенский кровельщик Уот Тайлер, вероятно, бывший солдат. Его близким соратником стал Болл, до этого находившийся в тюрьме и освобожденный повстанцами. Люди Уота Тайлера разоряли феодальные поместья, убивали их владельцев, казнили судей и сборщиков податей, водружая их головы на колья, сжигали документы, фиксировавшие крестьянские повинности.

Двенадцатого июня 1381 г. повстанцы были уже недалеко от Лондона. На берегу Темзы Джон Болл произнес знаменитую речь, в которой доказывал изначальное равенство всех людей. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» – спрашивал Болл. 13 июня восставшие подошли к Лондону и, не встретив сопротивления, вошли в столицу. К крестьянам присоединились горожане, также недовольные сеньорами и монархом. Бунтующий народ окружил Тауэр. 14 июня в пригороде Лондона Майл‑Энде состоялась встреча 16‑летнего короля Ричарда II (сына Эдуарда, Черного принца) с восставшими, на которой мятежники выдвинули ряд требований, составивших так называемую Майлэндскую программу. Тайлер требовал отмены крепостного состояния и связанных с ним повинностей, установления единообразной и умеренной денежной ренты, свободной торговли, амнистии участникам восстания. Напуганный размахом движения Ричард согласился со всеми требованиями. В тот же день были изготовлены сотни грамот об освобождении общин и деревень.

Зажиточные крестьяне посчитали свою миссию завершенной и начали покидать город, но многие остались и 15 июня еще раз встретились с монархом. Их новая, Смитфилдская, программа была еще радикальней. Она предусматривала возврат крестьянам отнятых феодалами общинных угодий, отмену всех рабочих статутов, ликвидацию дворянских привилегий и уравнение всех сословий, секуляризацию церковных и монастырских земель и раздел их между крестьянами. Для того времени эти требования были утопией.

Во время переговоров, приблизившись к королю, Уот Тайлер схватил за уздцы его лошадь – и в этот момент лондонский мэр Вильям Уолворт ударил его кинжалом в шею. Толпа взорвалась криком негодования, сотни повстанцев натянули тетивы луков, но Ричард не растерялся. «Я – ваш король, я – ваш предводитель! – закричал он – Следуйте за мной и вы получите все, что желаете!» Ричарду удалось вовлечь крестьян в переговоры. Получив обещания и грамоты, повстанцы отпустили короля и вернулись в свои деревни, а король тем временем призвал в Лондон все дворянство страны. Через три дня в столице собралось 40 тысяч рыцарей; Ричард объявил свои обещания недействительными и отправил в деревни карательные отряды. Они настигали разрозненные группы бывших «тайлеровцев». По стране прокатился кровавый террор. Джон Болл был казнен.

Впрочем, восстание Уота Тайлера произвело большое впечатление на представителей «сливок общества». Отныне идея освобождения крестьян постоянно обсуждалась в верхах. Аристократы поняли, что беспрестанное увеличение феодального гнета ни к чему хорошему не приведет.

(1341-01-04 ) - 15 июня ) - предводитель крупнейшего в средневековой Англии крестьянского восстания , которое произошло в 1381 году.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Уот Тайлер, предводитель крестьянского восстания (радиопостановка)

    Крестьянский бунт 1381 года

    Восстание Уота Тайлера

    Субтитры

Биография

О ранних годах жизни известно мало, вероятно родился в деревне Броксли (графство Кент), в семье кровельщика Уолтера Хилларда.

События юности Уота Тайлера были реконструированы историками в книге «Life and Adventures of Wat Tyler, the Brave and Good» (). В книге Тайлер после неудачного романа поступает на военную службу в английскую армию и отправляется во Францию . Уот принимает участие в ряде битв Столетней войны . Сам король Эдуард отличает его мужество и храбрость. Вернувшись в родную деревню, Тайлер женится и работает деревенским кузнецом .

Великое крестьянское восстание 1381 года

После эпидемии чумы 1348 года, известной под названием «Чёрная смерть », численность населения снизилась по средневековым подсчетам на одну треть. Сельское хозяйство пришло в упадок. Некому было засевать и убирать урожай. Цены повысились вдвое. Последовали требования более высокой оплаты труда. Деревенская община, где семьи крестьян привыкли из поколения в поколение жить на одной земле, начала распадаться. Часть крестьян убегает в города, становится наёмными рабочими. Прямое принуждение со стороны помещиков не помогало. Начинает внедряться новый тип земельного держания: сдача в аренду земли, скота, инвентаря, что было важной ступенью на пути к капиталистическому сельскому хозяйству. Но лорды попытались вернуть себе старые позиции, так как теперь им приходилось считаться с более свободными крестьянами и наёмными рабочими. Эта ситуация породила крестьянское восстание 1381 года.

Побег от крепостного рабства был возможен только для одиночки. Для человека с семьей оставалась организация и вооруженное восстание [ ] . Крестьянские союзы постепенно начинают разрастаться. Восстание 1381 года было делом людей, которые уже завоевали определенную степень свободы и благосостояния и теперь требовали большего. У вилланов проснулось человеческое достоинство. Требования крестьян были следующими:

  • Уничтожение крепостного права
  • Коммутация всех повинностей (замена натуральных повинностей на денежные)
  • Установление единообразной денежной ренты в 4 пенса с акра.

Страной правила корыстолюбивая продажная знать, типичным представителем которой был Джон Гонт , герцог Ланкастер. Ухудшается внешнеполитическая обстановка - последние экспедиции во Францию заканчиваются неудачно, что вызывает дефицит средств в казне. Правительство решается на ввод подушного налога в 3 грота (серебряная монета, равная 4 пенсам), что вызывает возмущение масс. Затянувшаяся война с Францией и введение подушного налога являлись главными причинами восстания 1381 года.

Тайлер возглавляет поход крестьян графства Кент на Лондон , по дороге к ним присоединяются крестьяне из других графств, а также бедняки и городская чернь. Восставшие захватывают Кентербери , а затем и Лондон. Крестьяне берут штурмом Тауэр и убивают лорда-канцлера и архиепископа Кентерберийского Саймона Садбери .

С восставшими, требующими отмены крепостного права, 14 июня 1381 года в Майл-Энде встречается король Ричард II , который обещает выполнение всех требований. На следующий день (15 июня), происходит новая встреча с королём, на поле Смитфилд, у городской стены Лондона, при огромном стечении народа. Теперь восставшие требуют уравнять все сословия в правах и вернуть крестьянам общинные земли. Однако во время встречи Уота Тайлера убивают приближенные короля (мэр Лондона Уильям Уолворт нанёс ему удар кинжалом в шею, один из рыцарей довершил дело, подъехав к Тайлеру сзади и пронзив его мечом). Это вносит смятение и замешательство в ряды восставших, чем и воспользовался Ричард II. Восстание быстро подавляется силами рыцарского ополчения. Несмотря на то, что восстание было подавлено, полного возврата к прежним порядкам не произошло. Стало очевидным, что правящие классы уже не могут относиться к крестьянам без некоторой доли уважения.