Кто такой тьютор и чем он занимается. Кто такие тьюторы и для чего они нужны. Тьюторство в дистанционном образовании

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тьюторское сопровождение инновационного развития образовательных учреждений

А тьютор – кто? Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

А тьютор – кто? Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

А тьютор – кто? Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

А тьютор – кто? Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождение – это определенное действие; сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА?

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат) Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы Психолог работает с развитием психических процессов Учитель Задает нормы: содержание, маршрут, темп работы

Направления тьюторства в Российском образовании: Дистанционное обучение; Психологическая служба – коучинг; Консультационная работа; Тьюторство в школе: в начальной, старшей, средней, высшей; Тьюторство в системе повышения квалификации.

Подходы к тьюторству: Младшая школа: выявление, осмысление и реализация познавательных интересов; Средняя школа: проект, исследование, спонтанное творчество; Старшая школа: тьюторское сопровождение в профильной школе; Дополнительное образование.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии открытого образования в работе тьютора Дебаты Критическое мышление Портфолио Социально-культурные технологии Образовательные путешествия Проектная и исследовательская деятельность Кейс-стади

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

Меняется мир непрерывно и спешно Меняется всё – от концепций до слов И тот лишь сумеет остаться успешным Кто сам вместе с миром меняться готов! Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

За последние десять лет многократно увеличилось количество публикаций по тьюторству. В подобной ситуации отношение к проблеме традиционно имеет тройственный характер: «тьюторство - это полная ерунда», «в тьюторстве что-то есть» и «кто же не знает, что такое тьюторство»

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.

Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

  • Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
  • Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
  • Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
  • Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Основные направления тьюторства в Российском образовании: (на слайде)

  • Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников, на индивидуальной образовательной программе в начальной школе.
  • Тьюторство в подростковой школе основывается на технологиях аналитической и проектной работы, на школе индивидуализации образования, на тьюторском сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе.
  • Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской компетенции старшеклассника, на организации для формирования образа будущего как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старшеклассников, на тьюторском сопровождении как возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии тьюторского сопровождения - технологии, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).

Но в арсенале тьютора должен быть целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

1. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.


Историческая справка

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании . Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и несколько позднее - в Кембридже . С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор - ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

Сравнение позиций тьютора и учителя

Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах - учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция - за процессом образовательной рефлексии.

Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин) . Образовательная рефлексия - это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс - «тьютор» .

Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс - учитель. Учитель (позиционно) - это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов) . В этом подходе учитель - это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося.

Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве - «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

Библиография

  • Ковалева Т.М. Сборник АПКиППРО / Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова и др.- Москва. 2009.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тьютор" в других словарях:

    - [англ. tutor Словарь иностранных слов русского языка

    ТЬЮТОР - (от лат. tutor – защитник, опекун). Преподаватель консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    В условиях дистанционного обучения в Интернет среде: преподаватель консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях; организует эффективное изучение курса, проводит… … Словарь бизнес-терминов

    М.; = тьютер Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Тьютор - (англ. to tutor обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать) ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других. Тьюторская деятельность направлена на обучение профессионально занятых людей,… … Педагогический терминологический словарь

    тьютор - (2 м); мн. тью/торы, Р. тью/торов … Орфографический словарь русского языка

    тьютор - а, ч. Викладач, наставник, який допомагає студентам коледжу, університету найбільш оптимально побудувати навчальний процес … Український тлумачний словник

    ТЬЮТЕР [тэ]; ТЬЮТОР, а; м. [англ. tuter репетитор, наставник] Преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процесс … Энциклопедический словарь

    ТЬЮТОР - должность, соответствующая должности классного руководителя, но с функциями обеспечения благоприятных условий деятельности для каждого учащегося с целью их подготовки к выбору профессии на основе выявления способностей путем тестирования }