Кто такой ермак. Ермак Тимофеевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Ермак Тимофеевич: биография

Ермак Тимофеевич (по некоторым источникам Ермак Тимофеевич Аленин) (1530/1540-1585) - казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу царя Ивана IV войну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства. В разных источниках назван по-разному: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей, Еремей.

По одним данным, родился в Вологодской земле, по другим - в Двинской. Согласно одной из легенд, Аленин в молодости был артельным кашеваром на струге, за что и получил прозвище Ермак (т.е. «дорожный артельной таган» или «артельный котел»). Согласно другому толкованию, поскольку лексема «ермак» тюркского происхождения и означает «прорыв», постольку прозвище характеризует его как человека особого свойства («прорва, а не человек»).

Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не жалуй ты меня городами, подселками
И большими поместьями -
Пожалуй ты нам батюшку тихий Дон
Со вершины до низу, со всеми реками, потоками.
Со всеми лугами зелеными
И с теми лесами темными! (из фольклора)

Ермак Тимофеевич

Происхождение Ермака вызывает споры. По словам Н.М.Карамзина, «Ермак был роду безвестного, но душою великой». Одни историки считают, что он был донским казаком, другие - казаком уральским, третьи видят в нем выходца из князей земли сибирской. В одном из рукописных сборников 18 в. сохранилось сказание о происхождении Ермака, якобы написанное им самим («О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…»). Согласно ему, дед его был суздальским посадским человеком, отец, Тимофей, перебрался «от скудости и от бедности» в вотчину уральских купцов и солепромышленников Строгановых, получивших в 1558 первую жалованную грамоту на «камские изобильные места», а к началу 1570-х - на земли за Уралом по рекам Тура, Тобол с разрешением строить крепости на Оби и Иртыше. На руке Чусовой Тимофей осел, женился, воспитал сыновей Родиона и Василия. Последний был, согласно Ремизовской летописи, «весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист». Он «ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звался атаманом, прозван Ермаком».

В 1550-1570-х возглавлял казачью станицу, «полевал» между Волгой и Доном. По некоторым данным, в 1571 вместе с дружиной отражал у Москвы набег крымского хана Давлет-Гирея, участвовал в Ливонской войне (1558-1583) в битвах под Оршей и у Могилева, совершил набег на ногайцев.

В 1577 купцы Строгановы пригласили его вернуться в Сибирь, чтобы нанять для охраны своих владений от набегов сибирского хана Кучума. Прежде Сибирское ханство поддерживало добрососедские отношения с Русским государством, выражая свое миролюбие высылкой в Москву ежегодной дани пушниной. Кучум прекратил выплаты дани, начав вытеснение Строгановых с Западного Урала, с рек Чусовой и Камы.

Согласно одной версии, получив разрешение царя провести набор казаков для защиты владений (средства позволяли вооружить около 1000 чел.), Строгановы наказали Ермаку создать сильный боевой отряд, поскольку армия Кучума, по слухам, достигала 10 тыс. чел. Ермак собрал войско в 540 чел. Согласно иной версии, Ермака никто не нанимал и он отправился в поход самовольно, разгромив вместе с дружиной имение Строгановых и захватив хлеб, муку, оружие, вещи. Костяк отряда Ермака составили казаки во главе с Иваном Кольцо, Матфеем Мещеряком, Богданом Брязгой и Никитой Паном, грабившие до этого ногайских и русских купцов и пришедшие к Ермаку, чтобы пополнить его «сибирскую дружину» в надежде и самим поживиться в ожидаемом походе.

В июне 1579 (по другим данным - в сентябре 1581) Ермак отправился в военный поход. Перевалив Уральский хребет, вторгся во владения сибирского хана, используя водные пути - реки Чусовую, Серебрянку, Жаровль. На перевалах казаки несли ладьи на руках. По Тагилу дошли до Туры, где впервые сразились с татарскими князьями и победили их. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и обрушился на врага с тыла. Успех Ермака объясняется и наличием у казаков огнестрельного оружия (пищалей), и верно выбранной тактикой, когда противник был принужден вступать в бой там, где не мог использовать конницу.

Следующее сражение Ермака было в местечке Юрты Бабасана, где Ермак одержал победу над Мамет-кулом, племянником Кучума. Решающим сражением стала битва в устье Тобола 23-25 октября 1582, где Ермак захватил небольшой укрепленный городок и превратил его в опорный пункт для завоевания столицы Сибирского ханства - Кашлыка. Кучум с Мамет-кулом, захватив некоторые ценности, бежал в Ишимские степи. 26 октября казаки вошли в Кашлык. Взятие его оказалось важнейшим рубежом в освоении Сибири: ханты, манси и некоторые татарские улусы пожелали принять русское подданство. Территория нижнего Приобья вошла в состав Русского государства и наряду с другими освоенными территориями, стала выплачивать Москве дань (ясак). В 1583 были подчинены земли до устья Иртыша. Сибирское ханство распалось. Иван Грозный наградил всех участников похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, обещал помощь в 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул «князь Сибирский».

В 1585 Кучуму удалось собрать новые силы для борьбы с Ермаком. Чтобы выманить казаков из укрепления, Кучум стал распространять ложные слухи о том, что татары задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам. Ермак с отрядом в 150 человек,с трудом перезимовав в Сибири (продовольствие быстро кончилось, в отряде начался голод) отправился вверх по Иртышу и дошел до устья реки Шиш. Здесь 6 августа 1585 Кучум внезапно напал на отряд Ермака у устья р.Волая (приток Иртыша). Будучи раненным, Ермак попытался переплыть Вагай, но тяжелая кольчуга - дар царя Ивана IV Грозного - потянула его ко дну («был одет он царскими панцири, струг же его отплыл от берега и он, не дошед, утопе»). Согласно летописям, тело Ермака было обнаружено татарами и «праздник мести» длился шесть недель (в мертвое тело пускались стрелы). Погребен был Ермак, по преданию, на «Баишевском кладбище под кудрявой сосной».

Ермак Тимофеевич - российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…

Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.

Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.

В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.

Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:

1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.


Стефан Баторий под Псковом. Ян Матейко , 1872

Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.

Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.


Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.

Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.


А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.

Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.

Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.

Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.


Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.

Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.

Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва. А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

Ермак. Парсуна.

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву "а". Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.

Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.

Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?

В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.

«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии », то есть поняв, что это не простой воин.

На Ермаке был подарок царя - кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Ермак является к Строгановым.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.

Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…


Искер - городище хана Кучума.

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.

Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.

А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.

А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.


Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.

Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.

Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:

«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет ».

Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием » и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече » весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.

Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.

Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.


Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?

Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси », а «град же Сибирь оставивша пуст ». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.

Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:

«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».

Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.

И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?


Хан Кучум.

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.

Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.

Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.

Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.


Бегство хана Кучума.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.

В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь…

Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.

Софронов В.

Ермак

Покорителя Сибири Ермака Тимофеевича едва ли можно причислить к кругу путешественников и первооткрывателей. Но и обойти вниманием эту замечательную историческую фигуру тоже никак нельзя. Имя Ермака открывает собой список русских исторических деятелей, способствовавших превращению московского царства в могущественную и величайшую по территории Российскую империю.

Хотя, по сути, все путешественники 15-16 веков изначально имели не исследовательские, а чисто коммерческие и захватнические цели – Колумб, Васко да Гама, Магеллан и прочие искали пути к сказочным богатствам Африки, Индии, Китая и Японии. Находили новые земли и покоряли их. А географические открытия получались как бы сами собой, параллельно с основной деятельностью!

История сохранила нам не так много документальных сведений о Ермаке, его происхождении и его подвигах. Пустоты в промежутках между фактами, как всегда, заполняют версии, догадки, мифы и, увы, фальсификации.

На этих страницах мы рассмотрим основные версии происхождения Ермака, его деятельности, его знаменитого перехода через Уральский хребет и попытку покорения Сибири. Итак:

Кто такой Ермак?

Полное имя : Ермак Тимофеевич Аленин – это официальная версия

Годы жизни : - 1530/1540–1585

Родился: по одной версии на севере, в Вологодской, по другой - в Двинской земле, по третьем – на Урале, по другим – происходит из рода сибирских князей…

Род занятий : казачий атаман

Имя : учитывая, что имя Ермак, под которым этот человек вошел в историю, встречается крайне редко, можно предположить, что Ермак не имя, а прозвище. Кличка. Казаки – это, по сути, были разбойники с большой дороги (только хорошо организованные). Наличие «погоняла» - совершенно нормальное явление для каждого члена «вооруженного бандформирования».

Происхождение: ничего не известно достоверно. Одни приписывают его к донским казакам, другие – к уральским (точнее – к яицким). Река Урал, до разгрома пугачевского восстания, называлась Яик, а казаки, контролировавшие территории вдоль нее – яицкими. Так как Яик впадает в Каспийское море относительно рядом с Волгой, то яицкие казаки разбойничали и на Волге.

Еще одна версия утверждает, что Ермак был служивым атаманом в войсках Ивана Грозного во время Ливонской войны. Когда в 1579 году Стефан Баторий пошел на Русь, царь Иван спешно собрал ополчение для отражения нападения, призвал в него в том числе и казаков. Имя казацкого атамана Ермака Тимофеевича совершенно конкретно отражено в сообщении польского коменданта г. Могилева Стравинского в донесении своему королю. Это было лето 1581 года. Отсюда историки делают вывод, что Ермак не мог начать свой поход на Сибирь ранее следующего 1582 года.

После успешного покорения Казани и Астрахани в 1551-56 гг. правительство Ивана IV Грозного полностью контролировало Волгу как главную торговую артерию с Востоком. Русские купцы свободно вели торговлю, а иноземные караваны платили пошлины в казну. Ногайская Орда формально признала власть Москвы, но прознав о трудностях русских на западе, решила воспользоваться моментом и "урвать свое". Иван IV отправил ногайским ханам посла В. Пепелицына с богатыми дарами, чтобы задобрить верхушку ногайцев и предотвратить нападение. Одновременно яицкие казаки получили негласное "добро" на вооруженное сопротивление ногайцами, в случае чего.

Казаки, у которых к ногайцам были давние счеты, воспользовались моментом. Когда московское посольство В. Пепелицына вместе с ногайским послом, купцами и сильным отрядом сопровождения направлялось в августе 1581 года в Москву, казаки напали на них на реке Самаре и почти всех перебили. А оставшиеся два десятка человек добрались до Москвы и "печаловались" Ивану Грозному об этом беспределе. И в их списке "обидчиков были имена казацких атаманов Ивана Кольцо, Никиты Пана, Богдана Барбоши и других.

Царь сделал вид, что решил наказать своевольщиков. Послал спецотряд для подавления казацкой самостийности, велев "покарать казаков смертию". Но на самом деле дал казакам возможность уйти на север, в пермские земли, где они весьма сгодились для защиты русских владений на Каме от набегов Сибирского хана Кучума.

Некоторые историки утверждают, что казаки пошли на Каму по своей инициативе и придя туда сначала "пошерстили" Строгановские владения. Но потом получили конкретное предложение от уральских промышленников официально защищать их. То есть, стать этаким "частно-государственным охранным предприятием".

Не имея возможности контролировать Урал и бассейн Камы, Ивана Грозный еще в 1558 году отдал эти земли на откуп промышленникам Строгановым (предки которых со времен Новгородской республики промышляли в этих краях). Царь надели их самыми широкими полномочиями. Они имели право собирать ясак, добывать полезные ископаемые, строить крепости. Строгановы сами защищали свои территории и свой «бизнес», имели право создавать вооруженные формирования, автоматически охраняя и владения московского царя от посягательств с востока.


Строгановы остро нуждались в вооруженных людях для защиты своих немалых вотчин. Они и вышли с инициативой призвать «провинившихся» казаков к защите своих территорий. Такой выход устроил все стороны и казаки, предположительно в 1579-81 гг., прибыли во владения Строгановых на Каме. «Заслужить царское прощение и милость с мечом в руках на службе государю против супостатов».

Примерно в это же время Ермак Тимофеевич прибыл на Каму к своим братьям по оружию, так как Ливонская война к тому времени закончилась. Не исключено, что он получил какие-то "указивки" от Ивана IV возглавить казацкую вольницу на Каме от набегов хана Кучума. Как оно было на самом деле, теперь не скажет никто.

Шибанид, внук Ибака - хана Тюмени и Большой Орды. Его отцом был один из последних ханов Золотой орды Муртаза. О пираясь на своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II, Кучум вел длительную и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером, используя войско, состоящее из узбекских, ногайских, казахских отрядов.

В 1563 Кучум убил Едигера и его брата Бекбулата, занял город Кашлык (Искер, Сибир) и стал владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу. Население Сибирского ханства, основу которого составляли татары и подчиненные им манси и ханты, рассматривали Кучума как узурпатора, ибо его опорой служило иноземное войско.

После захвата власти в Сибирском ханстве, Кучум сначала продолжал платить ясак и даже отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571). Но когда окончились его войны с местными конкурентами , организовал несколько походов во владения Ивана Грозного и Строгановых, вплотную подступал к Перми.

Так как лучшая защита – это нападение, то Строгановы, по согласованию с царем Иваном решили «бить врага на его территории». Для этого " провинившиеся" волжско-яицкие казаки подходили как нельзя лучше – организованные и умеющие воевать люди, готовые пойти куда угодно за богатой добычей. ! Но и у атамана Ермака были на этот счет свои соображения и далеко идущие планы.

Как возникла идея похода Ермака на покорение Сибири – читайте дальше

P.S.

Есть, правда, и такая версия. Никакой «спецназ» яицких казаков не гонял, Ермак со товарищи пришли во владения Строгановых по своей инициативе, слегка пограбив их владения и оставшись в них. Очевидно, предложили соликамским промышленникам «крышевать» их бизнес. Особого выбора у Строгановых не было – до бога высоко, до царя – далеко, а казаки - вот они, тут.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

— легендарный казачий атаман, положивший начало освоению необъятных Сибирских земель русскими, является одной из известнейших фигур в истории России. К сожалению, достоверных сведений о дате и месте рождения славного атамана Ермака Тимофеевича нет. Согласно народным преданиям он был родом из деревни, расположенной на Северной Двине. Полное его имя было Ермолай, сокращенное — Ермак. И родился он где-то в 30-40 годах шестнадцатого века. Не известно, по какой причине Ермак покинул северную деревню и оказался на волжских просторах. Здесь он провел не меньше четверти века, возглавлял казачью станицу и вместе с казаками и другими атаманами совершал набеги на ногайские становища. В этих набегах Ермак отличался огромной храбростью, отвагой и смекалкой, со временем он стал знаменитым казачьим атаманом. В Ливонской войне в 1581 году он командовал казачьей сотней.

После перемирия с поляками и литовцами Ермак вместе со своей дружиной двинулась на Яик, где объединились с отрядом казаков под командованием Ивана Кольцо. Согласно некоторых источников, вскоре он получил предложение от уральских купцов Строгановых поступить к ним на службу, дабы охранять от набегов сибирских татар их владения. За прошедшее с 1572 по 1582 годы татары совершили не меньше пяти крупных вторжений, в которых подверглись грабежу, убийствам и насилию русские поселения, расположенные вдоль рек Чусовой, Каме, Сылве. Неоднократно они осаждают небольшие гододки и острожки, а также основную крепость Пермского края — город Чердынь.

Строгановы обеспечили Ермака порохом, свинцом и продовольствием и в сентябре 1582 года казачья флотилия, в которой были в основном легкие суда, двинулась по рекам Чусовой и Серебрянке. Преодолев расстояние в триста километров, двигаясь при этом против течения, казаки добрались до тагильских перевалов. Груз и суда через перевал они перенесли на руках, а затем по руслу рек, бравших свое начало у перевалов добрались до Тагила и дальше до Иртыша, преодолев еще более 1200 километров. Теперь быстрые сибирские реки сами несли легкие казачьи суда. По пути казакам приходилось вступать в бой с татарами и местными племенами, в устье Тобола был разгромлен важный сановник ханства Карачи.

Сибирский хан Кучум стал срочно собирать войско из татар и манси для битвы с казаками, командовал войском племянник Кучума, лучший полководец Маметкул. Согласно некоторых источников отряд Ермака насчитывал 540 казаков, в то же время войско хана Кучума в несколько раз превосходило их по численности. Однако, казаки были намного лучше вооружены. 26 октября 1582 года под Чувышевым мысом состоялось сражение, в результате которого был ранен предводитель татарского войска Маметкул, а хан Кучум со своими людьми обратился в бегство. Ермак с казаками вошел в Сибирь (Кашлык или Искер) — столицу Кучумова ханства. Захваченную добычу Ермак поделил поровну между казаками. Однако, хан не хотел сдаваться и через пять недель против Ермака выступило отборная Сибирская орда под предводительством Алея. 5 декабря 1582 года в битве у озера Абалак, благодаря опыту и таланту выдающегося полководца, казаки Ермака наголову разбили превосходящие в несколько раз силы противника.

Несмотря на победы, Ермак со своими соратниками понимали, что без помощи из России в виде продовольствия, оружия и людей они не смогут удержать Сибирь. На казачьем кругу они приняли решение, имевшее величайшее историческое значение, о присоединении Сибири к государству Российскому. Ермак отправил к царю посла, им был атаман Иван Кольцо. Были отправлены гонцы и к купцам Строгановым. Узнав о взятии Сибири, Иван Грозный богато одарил казаков и осенью 1583 года отправил к Ермаку князя Волховского в качестве сибирского наместника и с ним еще 300 стрельцов. Казаки с нетерпением ждали стрельцов, которые должны были доставить съестные припасы. Однако, почти все припасы были истрачены в пути и с наступлением зимы пришла голодная смерть. От голода погибли стрельцы и почти половина казацкого отряда. Ермак погиб в ночь на 6-е августа 1585 года, когда он с сотней казаков плыли по Иртышу. На спящих казаков напали татары Кучума. Согласно преданиям, Ермак был тяжело ранен и пытался доплыть до стругов, но утонул в Иртыше из-за тяжелой кольчуги. Казакам пришлось ненадолго уступить Сибирь Кучуму, которые через год они вернулись сюда с царскими войсками. Ими был сделан самый важный и трудный шаг в деле освоения Сибири.

Ермак Тимофеевич вошел в русскую историю как казачий атаман и человек, обеспечивший не только открытие Сибири для русского народа, но и территориальный прирост Русского государства. В экспедицию Ермак отправился по прямому приказу Ивана Грозного и столкнулся с сопротивлением сибирского хана Кучума. Предложение добровольно присоединиться к Руси хан отверг, а в результате потерял власть и все свои земли.

Личность Ермака окружена множеством легенд, и точных сведений о его происхождении и жизни не существует. Неизвестно даже, когда он родился - исследователи называют даты от 1532 до 1542 года. Некоторые источники утверждают, что Ермак появился на свет в вологодских или двинских землях. Вероятнее всего, свое прозвище он получил за работу артельным кашеваром во время плавания на струге - собственно «ермак» и означает «артельный котел» или «дорожный таган». Но известно и тюркское слово «ермак», в переводе означающее «прорыв».

Интересно, что Ермака приписывали как к уральским казакам, так и к донскому казачеству, а иные легенды гласят, что он выходец из сибирских княжеских фамилий. Один из документов восемнадцатого века сообщает, что дед Ермака, Афанасий Аленин, был «посадским человеком» в городе Суздали, а отец, Тимофей, спасаясь от бедности и голода, перебрался на Урал, во владения солепромышленников Строгановых. Именно здесь, на реке Чусовой, отец будущего первопроходца женился и произвел на свет двух сыновей - Василия и Родиона. Василий Тимофеевич Аленин, если верить Ремизовской летописи, отличался мужественностью, разумностью, кудрявым волосом и широкими плечами. Нанявшись к Строгановым, он ходил на стругах по Волге и Каме, но затем бросил «добрый промысел» собрал небольшую дружину, которая занялась разбоем. Тогда-то он и превратился в атамана Ермака. Еще более любопытные факты содержатся в биографии атамана, изданной в Москве в 1807 году: на ее страницах рассказывается, что Ермак воевал с татарами в войске «казачьего гетмана», сошелся с дочерью гетмана и убил его сына, заставшего любовников. После этого он бежал в Астрахань и по дороге пристал к разбойникам, вскоре сделавшись их атаманом.

По другим данным в шестидесятые годы столетия Ермак являлся атаманом станицы, расположенной меж Волгой и Доном. В 1571 году, когда крымский хан Давлет-Гирей двинул свои войска к Москве, Ермак собрал дружину и участвовал в боях, защищая московского царя. Принял участие Ермак и в Ливонской войне - в частности, он сражался в битвах под Могилевым и Оршей. Ему же приписывается удачный набег на земли ногайцев.

По сохранившимся сведениям в 1577 году сибирский хан Кучум резко усилил давление на земли, принадлежавшие купцам Строгановым. Далее снова начинаются легенды. По одной из них Строгановы пригласили Ермака для охраны своих земель от набегов, получив от царя разрешение на набор казачьего отряда. Причем разрешение было дано не просто на защиту границ, но и для проведения рейда с целью наказать хана Кучума, армия которого состояла из десяти тысяч воинов. Ермак сумел завербовать в свое войско около пятисот пятидесяти человек, обещая им богатую добычу в Сибирских землях. По иной версии Строгановы никакого разрешения от царя не имели и просто соединили своих людей с дружиной Ермака, отправив их в поход. Однако есть и третий вариант этого события, по которому Ермак обеспечил свой отряд оружием, мукой и фуражом, самовольно захватив все это в имении Строгановых.

Как бы то ни было, а в начале лета 1579 или 1581 года отряд Ермака отправился на восток. На стругах казаки двинулись по рекам Чусовой, Серебрянке и Жаровль, а на перекатах и между реками перетаскивали свои суда волоком. Первое сражение с армией татарских князей произошло под Турой. Ермак применил военную хитрость, усадив в струги соломенные чучела, облаченные в казачью одежду, а лучших воинов провел по берегу и нанес удар татарскому войску с тыла. Во многом победы Ермака обусловлены наличием огнестрельного оружия, однако трудно отрицать и талант предводителя казаков, вынуждавшего татар сражаться в тех местах, где было невозможно использовать конницу.

Победой окончилось и второе сражение Ермака - с вассалом и племянником Кучума Мамет-кулом. Битва произошла у местечка Юрты Бабасана. Но решающим сражением этого похода называют битву в устье реки Тобол в конце октября 1582 года. В результате этой схватки Ермаку достался укрепленный городок, который он превратил в крепость и откуда отправился на Кашлык - столицу сибирского ханства. Кучум и Магомет-кул оборонять свою столицу не стали и, прихватив наиболее ценные вещи, бежали в степи Ишима. 26 октября казачье войско заняло Кашлык, и это был важнейший рубеж освоения Сибири. Народности манси, ханты и большинство татарских улусов, видя силу русского войска, приняли русское подданство, и все нижнее Приобье присоединилось к Русскому государству. В 1583 году Руси подчинились все земли вплоть до иртышского устья, а Сибирское ханство прекратило свое существование. Получив известие об этом, Иван Грозный повелел простить всех преступников, вместе с Ермаком отправившихся в поход, и наградил казаков. Сам же Ермак получил от царя титул «князя Сибирского». В том же году к Ермаку прибыли царские воеводы с отрядом в триста ратников, но не сумели оказать серьезную помощь дружине Ермака, постоянно подвергавшейся нападениям татар.

Хана Кучума категорически не устраивала потеря сибирских земель, и в 1585 году он выступил против Ермака, собрав, наконец, действительно мощное войско. Зная ураганный огонь русских пищалей, Кучум не стал атаковать укрепленные поселения, а попытался выманить казаков на чистое место, чтобы применить конницу. Получив сведения, что казаки ожидают караван из Бухары, Кучум распространил слух, что ему удалось задержать караванщиков вместе с товарами. К этому времени у покорителей Сибири заканчивалось продовольствие, и Ермак во главе отряда в полторы сотни человек двинулся на стругах к верховьям Иртыша. В устье реки Багай воины Кучума неожиданно напал на казаков. Дата этого боя зафиксирована документально: 6 августа 1585 года.

В схватке Ермак был ранен и приказал отходить за реку, но сам ее переплыть не смог. Атамана погубил, судя по летописи, дар Ивана Грозного - крепкая, но тяжелая кольчуга, потянувшая Ермака на дно. В той же летописи сказано, что татары нашли тело своего заклятого врага и несколько дней использовали его в качестве мишени, пуская стрелы. Затем его похоронили - с почестями, но вне кладбища, как иноверца. Правда, подлинность этого захоронения ставится историками под сомнение.

Несомненное мужество, талант предводителя и, в каком-то смысле, авантюризм сделали Ермака народным героем, а сибирский поход превратил его в одну из примечательнейших фигур русской истории. В любом случае, именно с его легкой руки началось расширение русского государства на восток.