Кто создал программу кладбище космических кораблей. Где находится кладбище космических кораблей. Способы утилизации космических кораблей

Урок «Рисуем цифры», с. 4-5

Доп.задание

Римляне при записи чисел использовали и сложение, и вычитание. Догадайся, при записи каких чисел используется сложение, при записи каких — вычитание.

Один I Четыре IV Семь VII

Два II Пять V Восемь VIII

Три III Шесть VI Девять IX

Десять X

  • Ты можешь проверить свои выводы, заглянув на страницу 29.

Урок «Считаем десятками и сотнями», с. 8-9

Доп.задание

Для обозначения десятков римляне использовали такие цифры:

Десять X Пятьдесят L Сто C

  • Догадайся, какие числа записаны римскими цифрами:

XX LX LXXX XL XXX LXX XC

  • Попробуй сформулировать правила чтения чисел, записанных римскими цифрами:

Если младшая цифра стоит справа от старшей, то её нужно…

Если младшая цифра стоит слева от старшей, то её нужно…

Урок «Записываем числа», с. 10-11

Доп.задание

  • Вычисли.

10 + 4 5 + 30 25 - 5 19 - 10

40 + 1 3 + 50 48 - 8 97 - 90

20 + 7 6 + 40 76 - 6 68 - 60

70 + 2 4 + 60 81 - 1 39 - 30

Доп.задачи

а) Собрали 40 кг красных яблок. А зелёных на 6 кг больше. Сколько килограммов яблок собрали?

б) Всего собрали 86 кг яблок. Из 6 кг сварили джем, Из 30 кг — компот. Из остальных яблок сварили варенье. Сколько килограммов яблок пошло на варенье?

После урока «Вычисляем в пределах десятка»

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

1. Вычисли.

а) 2 + 4 б) 3 + 5 в) 10 - 2 г) 9 - 2

7 + 3 4 + 6 7 - 6 5 - 4

5 + 2 2 + 7 9 - 6 8 - 5

4 + 3 5 + 4 8 - 6 10 - 6

д) 70 + 10 е) 40 + 20 ж) 60 - 30 з) 90 - 30

20 + 30 50 + 30 80 - 40 80 - 70

20 + 50 30 + 60 60 - 20 90 - 70

40 + 50 10 + 80 50 - 40 70 - 50

и) 40 + 6 к) 4 + 30 л) 41 - 1 м) 58 - 50

10 + 4 7 + 20 16 - 6 34 - 30

30 + 9 1 + 70 38 - 8 89 - 80

50 + 7 6 + 90 75 - 5 65 - 60

2. Какие неравенства записаны верно? (№2 со с. 14)

3. Поставь знак > или < между числами.

Слон Жираф Маша Ваня Лента Канат

4 м 6 м 35 кг 39 кг 8 м 30 м

Лена Коля Булка Сок Обед Завтрак

11 лет 7 лет 20 р. 18 р. 12 ч 8 ч

  • Сравни предметы в каждой паре. Используй слова «тяжелее - легче», «длиннее - короче» и другие.

4. У Маши 10 фломастеров, а карандашей на 5 больше. Сколько карандашей у Маши?

5. Серёжа нарисовал 17 роботов, а вездеходов на 10 меньше. Сколько вездеходов нарисовал Серёжа?

6. В лото 20 карточек с птицами и 40 карточек с растениями. Сколько карточек в лото?

7. В конструкторе 47 деталей. Алёша с братом собрали вертолёт, причём осталось 7 деталей. Сколько деталей понадобилось для вертолёта?

8. Спортсмен должен пробежать на тренировке 25 кругов вокруг стадиона. Он пробежал 20. Сколько ещё кругов нужно ему пробежать?

Прочитай задачи 9-13. Найди слова, которые можно заменить словами «больше» или «меньше». Реши задачи.

9. Рюкзак весит 30 кг. А чемодан на 20 кг легче. Сколько весит чемодан?

10. Ане 12 лет. Её брат на 2 года старше. Сколько лет брату?

11. Вафельный торт стоит 80 руб. А рулет с маком на 10 руб. дешевле. Сколько стоит рулет?

12. Дом Даши стоит на расстоянии 60 м от реки. А дом Коли расположен на 20 м ближе к реке. Сколько метров от реки до дома Коли?

13. Возле плотины ширина реки 90 м. А возле села река на 60 м у же. Какова ширина реки возле села?

Урок «Прибавляем и вычитаем однозначное число», с. 18-19

Доп.задание

7 + 2 3 + 4 9 - 5 8 - 3

27 + 2 53 + 4 39 - 5 78 - 3

Доп.задача

У Джека было 16 кур, а гусей на 4 больше. Сколько гусей у Джека?

  • Сколько кур и гусей было у Джека?

Урок «Считаем до 100», с. 20-21

Доп.задачи

а) Пенал стоит 65 руб. Ручка на 40 руб. дешевле. Сколько стоит ручка?

  • Сколько стоят ручка и пенал?

б) Пломбир стоит 14 руб. Эскимо на 6 руб. дороже. Сколько стоит эскимо?

  • Сколько стоят пломбир и эскимо?

К теме «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧИСЛАХ»

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Вычисли.

34 + 5 53 + 12 67 - 4 36 - 15

34 + 50 43 + 25 67 - 40 58 - 32

2. Коля нашёл 34 белых гриба, а Вася на 11 меньше. Сколько грибов нашли Коля с Васей?

3. В каком случае получится самое большое число? Выпиши эту разность.

4. Вычисли периметр фигуры.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

1. Вычисли.

а) 23 + 4 б) 34 + 6 в) 39 - 3 г) 90 - 2

42 + 7 57 + 3 48 - 6 50 - 4

4 + 35 8 + 42 96 - 5 80 - 5

6 + 73 9 + 81 78 - 8 60 - 7

д) 54 + 10 е) 40 + 2 ж) 46 - 30 з) 97 - 7

16 + 30 5 + 30 85 - 40 97 - 17

20 + 67 30 + 6 67 - 60 48 - 18

40 + 39 7 + 80 54 - 50 65 - 25

и) 43 + 16 к) 45 + 15 л) 24 - 13 м) 50 - 12

12 + 34 7 + 20 76 - 21 60 - 31

30 + 9 1 + 70 38 - 23 80 - 25

50 + 7 6 + 90 64 - 52 40 - 34

2. В аквариуме 16 синих рыбок, а жёлтых на 4 больше. Сколько синих и жёлтых рыбок в аквариуме?

3. У зебры 45 чёрных полосок, а белых на 1 меньше. Сколько полосок у зебры?

4. Маша сделала 18 фотографий своей кошки, а фотографий котят — на 12 больше. Сколько фотографий кошки и котят сделала Маша?

5. Черепаха съела 20 листиков салата, а листиков щавеля на 6 меньше. Сколько листиков салата и щавеля съела черепаха?

6. В живом уголке живут волнистые попугайчики. Голубых 10, зелёных на 4 больше, чем голубых. А жёлтых на 4 меньше, чем голубых. Сколько попугайчиков каждого цвета?

7. В вазочке лежали 6 шоколадных конфет, леденцов на 14 больше, а карамелек на 10 меньше, чем леденцов. Сколько конфет каждого вида было в вазочке?

8. Вычисли длину ломаной.

9 . Чему равен периметр многоугольника?

Урок «Почему 20?», с. 36-37

Доп.задачи

а) В кучке было 45 орехов. Подсыпали ещё 32. Белочка разгрызла 60 орехов. Сколько орехов осталось в кучке?

б) Собрали 20 мешков изумрудов, а с золотыми скорлупками на 8 мешков больше. Сколько всего мешков?

Урок «Волшебная таблица», с. 38-39

Доп.задача

К празднику испекли 34 пирожка с повидлом и 42 пирожка с яблоками. Съели 50 пирожков. Сколько пирожков осталось?

Урок «Двенадцать месяцев», с. 40-41

Доп.задача

В созвездии 3 больших звезды и 9 маленьких. Из них 8 звёзд видны только в телескоп. Сколько звёзд можно увидеть невооружённым глазом?

Урок «В сумме XV », с. 42-43

Задача

3. У старшей сестры 9 цветков, а у младшей — 6. Они собрали цветы в букет. В нём оказалось 3 василька, а остальные ромашки. Сколько ромашек в букете?

Доп.задача

В спортивном зале 8 волейбольных мячей, баскетбольных на 1 меньше, а теннисных столько же, сколько волейбольных и баскетбольных вместе. Сколько теннисных мячей?

Урок «С девяткой работать легко», с. 46-47

Доп.задача

В трюме корабля стояли 56 бочек с питьевой водой. Бочек с солониной на 20 меньше, чем с водой. А пустых бочек было столько, сколько с водой и солониной вместе. Сколько пустых бочек было в трюме?

После урока «Вокруг дюжины»

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Вычисли.

6 + 6 9 + 4 12 - 4 12 - 9

6 + 7 6 + 9 11 - 2 15 - 9

7 + 5 8 + 3 11 - 5 11 - 9

7 + 4 8 + 7 13 - 5 18 - 9

2. Турист взял в поход 5 порций сухой вермишели и 7 порций картошки. За два дня он съел 4 порции. Сколько порций осталось?

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

1. Вычисли.

а) 5 + 5 б) 6 + 4 в) 7 + 3 г) 8 + 2 д) 9 + 3

5 + 6 6 + 5 7 + 4 8 + 3 9 + 4

5 + 7 6 + 6 7 + 5 8 + 4 9 + 5

5 + 8 6 + 7 7 + 6 8 + 5 9 + 6

е) 5 + 7 ж) 2 + 8 з) 8 + 2 и) 7 + 8 к) 2 + 9

4 + 7 3 + 8 8 + 4 8 + 7 3 + 9

7 + 4 8 + 3 4 + 8 8 + 5 4 + 9

7 + 5 6 + 7 5 + 8 8 + 3 6 + 9

л) 12 - 6 м) 11 - 1 н) 13 - 3 о) 15 - 5 п) 11 - 9

12 - 7 11 - 2 13 - 4 15 - 6 12 - 9

12 - 5 11 - 3 13 - 5 15 - 7 13 - 9

12 - 4 11 - 4 13 - 6 15 - 8 15 - 9

р) 10 - 5 с) 10 - 6 т) 10 - 7 у) 10 - 8 ф) 10 - 9

11 - 5 11 - 6 11 - 7 11 - 8 11 - 9

12 - 5 12 - 6 12 - 7 12 - 8 12 - 9

13 - 5 13 - 6 13 - 7 13 - 8 18 - 9

2. В коробке 13 игрушек — машинки и куклы. Машинок — 7. Сколько кукол?

3. Саша вынул из коробки с конструктором 5 больших блоков и 8 маленьких. Затем 4 блока положил обратно в коробку. Сколько блоков осталось у Саши?

4 . У Коли 15 роботов. Из них 6 трансформеры. Сколько остальных роботов?

5. Чтобы построить самолёт, сложили 7 крупных деталей и 8 мелких. Затем вынули 6 деталей, а из остальных сложили корабль. Сколько деталей ушло на корабль?

6 . Маша сочинила 12 стихотворений. 9 стихотворений о природе, остальные про котёнка. Сколько стихотворений про котёнка сочинила Маша?

7 . В сборнике 6 сказок про животных и 9 волшебных сказок. Таня прочитала 8 сказок. Сколько сказок ей осталось прочитать?

8. В городе было 11 дворцов. Джинн разрушил 5 дворцов, и построил 7. Сколько дворцов стало в городе?

9 . Саша нашёл 12 красивых камушков на берегу моря и 6 ракушек. 9 камушков он отдал сестрёнке. Сколько камушков и ракушек осталось у Саши?

10. В детском парке 7 качелей и 4 карусели. Покрасили 5 качелей. Сколько качелей и каруселей осталось покрасить?

11. У Иры было 25 рублей. Мама дала ей ещё 40. За 32 рубля Ира купила журнал. Сколько денег осталось у Иры?

12. Клей стоит 30 руб., а кисточка 25 руб. У Васи есть 42 рубля. Сколько денег нужно попросить у мамы, чтобы купить клей и кисточку?

Урок «Две недели», с. 52-53

Доп.задачи

а) В букете было 5 красных астр, белых на 6 больше, чем красных. А жёлтых на 8 меньше, чем белых. Сколько астр каждого цвета было в букете?

  • Сколько астр было в букете?

б) Рыбак поймал 14 карасей, плотвиц на 5 меньше, а окуней на 6 больше, чем плотвиц. Сколько рыб поймал рыбак?

Урок «Кругом 16», с. 54-55

Доп.задачи

а) Кондитер сделал 14 пирожных с кремом, пирожных с орехами на 8 меньше. А с фруктами столько же, сколько с кремом и орехами. Сколько пирожных с фруктами?

б) На блюде лежит печенье: «полумесяцев» — 12, «солнышек» на 8 больше, а «звёздочек» столько же, сколько «полумесяцев» и «солнышек». Сколько всех печений?

Урок «Между 16 и 18», с. 56-57

Доп.задача

У Миши было 35 руб. Он купил диск за 20 руб. На следующий день мама дала ему ещё 30 руб. И Миша купил тетрадь за 40 руб. Сколько денег осталось у Миши?

Урок «От 16 до 20», с. 58-59

Доп.задачи

а) Над Алисой кружилась стая зазеркальных насекомых, в которой было 8 слонов и 9 бергамошек. Из них 5 насекомых сели на зазеркальные цветы. Сколько теперь слонов и бергамошек в воздухе?

б) В зазеркальном саду росли 6 лилий и 8 маргариток. Из них 9 цветов были говорящими. Сколько неговорящих цветов было в саду?

Урок «Работаем с календарём», с. 60-61

Доп.задача

На постройку башни ушло 7 красных кубиков и 8 синих. Всего в наборе 20 кубиков. Сколько кубиков осталось?

К теме «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДО 20»

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Вычисли.

7 + 7 9 + 5 14 - 7 17 - 8

8 + 8 7 + 9 14 - 6 17 - 9

8 + 7 9 + 8 16 - 8 14 - 9

8 + 6 9 + 9 16 - 9 14 - 5

2. В сквере 11 берёз, лип на 5 меньше, а клёнов на 8 больше, чем лип. Сколько деревьев каждого вида в сквере?

3. Найди периметр треугольника.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

1. Вычисли.

а) 8 + 6 б) 9 + 5 в) 6 + 6 г) 7 + 7 д) 6 + 6

8 + 7 9 + 6 7 + 7 7 + 6 6 + 7

8 + 8 9 + 7 8 + 8 7 + 5 6 + 8

8 + 9 9 + 8 9 + 9 7 + 4 6 + 9

е) 5 + 6 ж) 9 + 2 з) 3 + 7 и) 7 + 9 к) 3 + 8

5 + 8 9 + 4 4 + 7 8 + 9 4 + 8

8 + 5 4 + 9 7 + 7 9 + 8 6 + 5

8 + 3 2 + 9 7 + 8 9 + 3 5 + 9

л) 14 - 4 м) 15 - 5 н) 16 - 6 о) 17 - 7 п) 14 - 7

14 - 5 15 - 6 16 - 7 17 - 8 14 - 8

14 - 6 15 - 7 16 - 8 17 - 9 14 - 9

14 - 7 15 - 8 16 - 9 18 - 9 15 - 9

р) 11 - 2 с) 13 - 6 т) 12 - 4 у) 12 - 6 ф) 12 - 8

11 - 9 13 - 7 11 - 4 12 - 7 13 - 8

12 - 3 11 - 6 12 - 5 11 - 7 13 - 4

12 - 9 11 - 5 13 - 5 11 - 3 11 - 8

2. Дядя Фёдор накопал 17 мешков картошки, Матроскин на 8 мешков меньше, а Шарик на 5 мешков больше, чем Матроскин. Сколько мешков картошки накопал Матроскин и сколько Шарик?

3. В сквере 16 галок, воробьёв на 10 больше, а ворон на 8 меньше, чем галок. Сколько птиц каждого вида?

4. В парке гуляли 12 мам, младенцев на 5 меньше, а детей постарше на 3 больше, чем младенцев. Сколько мам и детей гуляли в парке?

5. Маркизу Карабас поймал 6 зайцев, кроликов на 7 больше, а уток на 4 больше, чем зайцев. Сколько животных он поймал?

6. Король дал маркизу Карабасу 17 медных монет, серебряных на 9 меньше, а золотых на 6 меньше, чем серебряных. Сколько монет каждого вида получил маркиз Карабас?

7. Периметр каждой фигуры равен 16 см. Найди неизвестные стороны.

8 . Начерти ломаные из двух звеньев так, чтобы:

а) одно звено было равно 6 см, а другое на 5 см длиннее;

б) одно звено было равно 12 см, а другое на 7 см короче;

Найди длину каждой ломаной.

Урок «Складываем и вычитаем по разрядам», с. 90-91

Доп.задача

Людоед грыз орехи. Он разгрыз 45 орехов, а потом ещё 20. Гнилыми оказались 30 орехов. Сколько хороших орехов досталось людоеду?

Урок «Тренируемся в вычислениях», с. 92-93

Доп.задачи

а) Чемодан весит 28 кг. Из него вынули гири, и он стал весить 14 кг. Сколько весят гири?

б) Пустой чемодан весит 2 кг, а полный 18 кг. Сколько весит содержимое чемодана?

Урок «Переходим через разряд», с. 94-95

Доп.задачи

а) С полки взяли 18 книг. Теперь на ней стоит 25 книг. Сколько книг было на полке?

б) В книге 96 страниц. Коля прочитал часть книги. До конца осталось 32 страницы. Сколько страниц он прочитал?

Урок «Складываем двузначные числа», с. 96-97

Доп.задачи

в) Слону поднесли 65 л чая. Осталось 12 л. Сколько литров чая выпил слон?

г) Слон съел 48 кг овощей. Осталось 7 кг. Сколько килограммов овощей приготовили для слона.

Урок «Дополняем до десятка», с. 100-101

Доп.задачи

а) Лена купила книгу за 65 руб. У неё осталось 19 руб. Сколько денег было у Лены?

б) У Васи было 45 руб. Он купил сок и у него осталось 13 руб. Сколько стоит сок?

Урок «Выбираем способ сложения», с. 102-103

Доп.задачи

а) Во дворе играли 15 котят: 3 рыжих, 8 серых и чёрные. Сколько чёрных котят?

б) У птичницы 45 птиц: 24 курицы, несколько индюшек и 16 уток. Сколько индюшек?

После урока «Выбираем способ сложения»

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Вычисли.

17 + 5 37 + 3 46 + 19

8 + 26 12 + 18 17 + 64

2. В коробке 36 карандашей. Ваня достал несколько штук, и в коробке осталось 24 карандаша. Сколько карандашей достал Ваня?

3. В пункте проката было несколько санок. Посетители взяли 5 санок. Осталось 17. Сколько санок было в пункте проката?

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

1. Вычисли.

а) 57 + 3 б) 9 + 42 в) 19 + 9 г) 7 + 28

42 + 6 7 + 53 48 + 5 9 + 57

31 + 9 6 + 26 74 + 9 8 + 76

33 + 8 8 + 32 26 + 8 4 + 48

д) 12 + 18 е) 19 + 13 ж) 47 + 16 з) 45 + 35

31 + 19 14 + 17 26 + 25 29 + 64

13 + 27 25 + 17 39 + 21 15 + 48

34 + 16 18 + 34 18 + 67 36 + 54

и) 42 + 56 к) 35 + 59 л) 64 + 36 м) 58 + 28

37 + 53 27 + 64 26 + 25 35 + 64

45 + 26 42 + 58 39 + 48 46 + 47

62 + 29 58 + 31 66 + 23 73 + 27

2. В магазин привезли новогодние ёлки. 64 ёлки продали, осталось 12. Сколько ёлок привезли в магазин?

3. В киоск завезли 56 гирлянд. Несколько гирлянд сразу продали. Осталось ещё 42. Сколько гирлянд продали?

4. У Маши было 65 руб. Она купила открытку и у неё осталось 35 руб. Сколько стоит открытка?

5. Саша купил бутылку воды за 37 руб., а на остальные деньги булочку за 25 руб. Сколько денег было у Саши?

6. В большом баке сварили суп. Во время обеда в столовой раздали 68 порций супа. В баке осталось супа на 17 порций. Сколько порций супа умещается в баке?

7. В коробке лежит 65 новогодних игрушек: 25 шариков, 20 звёздочек и сосульки. Сколько сосулек в коробке?

8. В гирлянде 15 красных огоньков, 17 зелёных и ещё синие. Всего 48 огоньков. Сколько синих огоньков в гирлянде?

9. У Алёши есть 36 дисков. Из них с мультфильмами — 14, с игровыми фильмами — 12, остальные с музыкой. Сколько дисков с музыкой у Алёши?

10. Из четырёх разбитых яиц сделали яичницу. В холодильнике осталось 6 белых и 17 коричневых яиц. Сколько яиц было в холодильнике?

11. За завтраком дети и папа съели 8 бутербродов. С собой мама дала им 4 бутерброда с колбасой и 4 бутерброда с сыром. Сколько бутербродов приготовила мама?

12. В корзинке было 25 яблок. Несколько яблок дети съели. Осталось 7 зелёных и 8 красных. Сколько яблок было в корзинке?

Урок «Занимаем десяток», с. 106-107

Доп.задача

В бассейне занимаются 46 пловцов. Из них 8 человек занимаются прыжками в воду, 9 — синхронным плаванием, остальные — скоростным плаванием. Сколько человек занимается скоростным плаванием?

Почему зад зашит?!

Я обернулся и увидел нашего коменданта. Он смотрел на меня.

Почему у вас зашит зад?!

А-а... это он про шинель. Шинель у меня новая, а складку на спине я еще не распорол. Это он про складку.

Разорвите себе зад, или я вам его разорву!!!

Есть... разорвать себе зад...

Все коменданты отлиты из одной формы. Рожа в рожу. Одинаковы. Не искажены глубокой внутренней жизнью. Сицилийские братья. А наш уж точно - головной образец.
В поселке его не любят даже соба ки, а воины - строители,самые примитивные из приматов, те ненавидят его и днем и ночью; то лом ему вварят вместо батареи, то паркет унесут. Позвонят комендантской жене и скажут:

Комендант прислал нас паркет перестелить, - (наш комендант большой любитель дешевой рабочей силы). - Соберут паркет в мешок, и привет!

А однажды они привели ему на четвертый этаж голодную лошадь.
Обернули ей тряпками копыта и притащили. Привязали ее ноздрями за ручку двери, позвонили и слиняли.

Четыре утра. Комендант в трусах до колена, спросонья:

Лошадь за дверью.

Что? - комендант посмотрел в глазок.

Кто-то стоит. Рыжий. Щелкнул замок, комендант потянул дверь, и лошадь, удивляя запятившегося коменданта, вошла в прихожую, заполнив ее всю.

Вплотную. Справа - вешалка, слева - полка.

Брысь! - сказал ей комендант. - Эй, кыш.

Уф! - сказала лошадь и, обратив внимание влево, съела японский календарь.

Ах ты, зараза с кишками! - сказал шепотом комендант, чтоб не разбудить домашних.

Дверь открыта, лошадь стоит, по ногам дует. Он отвязал ее от двери и стал выталкивать, но она приседала, мотала головой и ни в какую не хотела покидать прихожей.

Ах ты, дрянь! Дрянь! - комендант встал на четвереньки. - Лярва караванная! - И прополз у лошади между копытами на ту сторону. Там он встал и закрыл дверь. Пока придумаешь, что с ней делать, ангину схватишь.

Скотина! - сказал комендант, ничего не придумав, лошади в зад и ткнул в него обеими руками.

Лошадь легко двинулась в комнату, снабдив коменданта запасом свежего навоза. Комендант, резво замелькав, обежал эту кучу и поскакал за ней, за лошадью, держась у стремени, пытаясь с ходу развернуть ее в комнате на выход.

Лошадь по дороге, потянувшись до горшка с традесканцией, лихо - вжик! - ее мотанула. И приземлился горшочек коменданту на темечко. Вселенная разлетелась, блеснув!

От грохота проснулась жена. Жена зажгла бра.

Коля... чего там?

Комендант Коля, сидя на полу, пытался собрать по осколкам череп и впечатления от всей своей жизни.

Господи, опять чего-то уронил, - прошипела жена и задремала с досады.

Лошадь одним вдохом выпила аквариум, заскользила по паркету передними копытами и въехала в спальню.

Почувствовав над собой нависшее дыхание, жена Коли открыла глаза. Не знаю, как в четыре утра выглядит морда лошади, - с ноздрями, с губами, с зубами, - дожевывающая аквариумных рыбок. Впечатляет, наверное, когда над тобой нависает, а ты еще спишь и думаешь, что все это дышит мерзавец Коля.

Открываешь глаза и видишь... зубы - клац! клац! - жуть вампирная.

Долгий крик из спальни возвестил об этом поселку.

Лошадь вытаскивали всем населением.

Уходя, она лягнула сервант.

1. Вычисли.

6 + 6 9 + 4 12 – 4 12 – 9

6 + 7 6 + 9 11 – 2 15 – 9

7 + 5 8 + 3 11 – 5 11 – 9

7 + 4 8 + 7 13 – 5 18 – 9

2. Турист взял в поход 5 порций сухой вермишели и 7 порций картошки. За два дня он съел 4 порции. Сколько порций осталось?

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

1. Вычисли.

а) 5 + 5 б) 6 + 4 в) 7 + 3 г) 8 + 2 д) 9 + 3

5 + 6 6 + 5 7 + 4 8 + 3 9 + 4

5 + 7 6 + 6 7 + 5 8 + 4 9 + 5

5 + 8 6 + 7 7 + 6 8 + 5 9 + 6

е) 5 + 7 ж) 2 + 8 з) 8 + 2 и) 7 + 8 к) 2 + 9

4 + 7 3 + 8 8 + 4 8 + 7 3 + 9

7 + 4 8 + 3 4 + 8 8 + 5 4 + 9

7 + 5 6 + 7 5 + 8 8 + 3 6 + 9

л) 12 – 6 м) 11 – 1 н) 13 – 3 о) 15 – 5 п) 11 – 9

12 – 7 11 – 2 13 – 4 15 – 6 12 – 9

12 – 5 11 – 3 13 – 5 15 – 7 13 – 9

12 – 4 11 – 4 13 – 6 15 – 8 15 – 9

р) 10 – 5 с) 10 – 6 т) 10 – 7 у) 10 – 8 ф) 10 – 9

11 – 5 11 – 6 11 – 7 11 – 8 11 – 9

12 – 5 12 – 6 12 – 7 12 – 8 12 – 9

13 – 5 13 – 6 13 – 7 13 – 8 18 – 9

2. В коробке 13 игрушек - машинки и куклы. Машинок - 7. Сколько кукол?

3. Саша вынул из коробки с конструктором 5 больших блоков и 8 маленьких. Затем 4 блока положил обратно в коробку. Сколько блоков осталось у Саши?

4. У Коли 15 роботов. Из них 6 трансформеры. Сколько остальных роботов?

5. Чтобы построить самолёт, сложили 7 крупных деталей и 8 мелких. Затем вынули 6 деталей, а из остальных сложили корабль. Сколько деталей ушло на корабль?

6. Маша сочинила 12 стихотворений. 9 стихотворений о природе, остальные про котёнка. Сколько стихотворений про котёнка сочинила Маша?

7. В сборнике 6 сказок про животных и 9 волшебных сказок. Таня прочитала 8 сказок. Сколько сказок ей осталось прочитать?

8. В городе было 11 дворцов. Джинн разрушил 5 дворцов, и построил 7. Сколько дворцов стало в городе?

9. Саша нашёл 12 красивых камушков на берегу моря и 6 ракушек. 9 камушков он отдал сестрёнке. Сколько камушков и ракушек осталось у Саши?

10. В детском парке 7 качелей и 4 карусели. Покрасили 5 качелей. Сколько качелей и каруселей осталось покрасить?

11. У Иры было25 рублей. Мама дала ей ещё 40. За 32 рубля Ира купила журнал. Сколько денег осталось у Иры?

12. Клей стоит 30 руб., а кисточка 25 руб. У Васи есть 42 рубля. Сколько денег нужно попросить у мамы, чтобы купить клей и кисточку?

Урок «Две недели», с. 52–53

Доп.задачи

а) В букете было 5 красных астр, белых на 6 больше, чем красных. А жёлтых на 8 меньше, чем белых. Сколько астр каждого цвета было в букете?

· Сколько астр было в букете?

б) Рыбак поймал 14 карасей, плотвиц на 5 меньше, а окуней на 6 больше, чем плотвиц. Сколько рыб поймал рыбак?

Урок «Кругом 16», с. 54–55

Доп.задачи

а) Кондитер сделал 14 пирожных с кремом, пирожных с орехами на 8 меньше. А с фруктами столько же, сколько с кремом и орехами. Сколько пирожных с фруктами?

б) На блюде лежит печенье: «полумесяцев» - 12, «солнышек» на 8 больше, а «звёздочек» столько же, сколько «полумесяцев» и «солнышек». Сколько всех печений?

Урок «Между 16 и 18», с. 56–57

Доп.задача

У Миши было 35 руб. Он купил диск за 20 руб. На следующий день мама дала ему ещё 30 руб. И Миша купил тетрадь за 40 руб. Сколько денег осталось у Миши?

Урок «От 16 до 20», с. 58–59

Доп.задачи

а) Над Алисой кружилась стая зазеркальных насекомых, в которой было 8 слонов и 9 бергамошек. Из них 5 насекомых сели на зазеркальные цветы. Сколько теперь слонов и бергамошек в воздухе?

б) В зазеркальном саду росли 6 лилий и 8 маргариток. Из них 9 цветов были говорящими. Сколько неговорящих цветов было в саду?

Урок «Работаем с календарём», с. 60–61

Доп.задача

На постройку башни ушло 7 красных кубиков и 8 синих. Всего в наборе 20 кубиков. Сколько кубиков осталось?

К теме «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДО 20»

В Кладбище космических кораблей

Самая удаленная от суши точка на Земле имеет множество названий, но чаще всего ее называют точкой Немо, или океаническим полюсом недоступности. Расположена она по координатам 48°52,6 южной широты и 123°23,6 западной долготы. Ближайший островок суши находится примерно в 2250 километрах отсюда. Благодаря своей удаленности, это место является идеальным для захоронения космических аппаратов, и поэтому космические агентства нередко называют его еще и «кладбищем космических кораблей».

Это место находится в Тихом океане и представляет собой самую удаленную от любой человеческой цивилизации точку на нашей планете.


Обломки станции "Мир"

Однако у Билла Айлора, аэрокосмического инженера и специалиста в вопросах возвращения космических аппаратов в атмосферу, имеется по поводу этого места другое определение:

«Это самое лучшее на планете место для того, чтобы что-то уронить с космоса, не принеся при этом стороннего ущерба».

Чтобы «похоронить» очередной космический аппарат на этом кладбище, космическим агентствам требуется некоторое время для проведения нужных расчетов. Как правило, более компактные спутники не заканчивают свою жизнь именно в точке Немо, так как, объясняет NASA, «тепло, создаваемое атмосферным трением, в большей степени уничтожает падающий со скоростью несколько тысяч километров в час спутник еще до того, как он упадет. Та-да! Это словно магия. Будто бы и не было никакого спутника!».

Совсем другое дело — более крупные объекты вроде Тяньгун-1, первой китайской орбитальной космической станции, запущенной в сентябре 2011 года, вес которой составляет порядка 8,5 тонны. Китай потерял управление 12-метровой орбитальной лабораторией в марте 2016 года. Прогнозы неутешительные. Станция должна упасть на Землю где-то в начале 2018 года. Где именно? Пока никто не знает. Тот же Айлор, работающий на некоммерческую организацию Aerospace Corporation, говорит, что его компания, скорее всего, не решится делать прогнозы ранее чем за пять дней до того, как станция ожидаемо разрушится в атмосфере Земли. Когда это произойдет, сотни килограммов различных металлических частей вроде титановой обшивки станции, топливных баков и много чего еще продолжат свое падение со скоростью свыше 300 километров в час, пока в конечном итоге не упадут на поверхность планеты.

Так как Китай потерял контроль над станцией Тяньгун-1, страна не может уверенно спрогнозировать, упадет ли она в точку Немо.

Свалка космических кораблей

Что интересно, астронавты, живущие на борту Международной космической станции, по факту находятся ближе всех к этой самой точке Немо. Все дело в том, что МКС кружит над Землей (и в частности над местом, о котором мы говорим) на высоте около 400 километров, в то время как ближайший к точке Немо клочок суши находится гораздо дальше.

Согласно Popular Science, с 1971-го по середину 2016-го космические агентства со всего мира похоронили здесь как минимум 260 космический аппаратов. При этом, как отмечает портал Gizmodo, количество утилизированных космических аппаратов резко возросло с 2015 года, когда их общее число составляло на тот момент всего 161.

Здесь, на глубине более трех километров, нашла свое последнее пристанище советская космическая станция «Мир», более 140 российских грузовых космических кораблей, несколько грузовиков Европейского космического агентства (например, первый автоматический грузовой корабль «Жюль Верн» серии ATV) и даже одна из ракет SpaceX, если верить отчетам Smithsonian.com. Правда, космические аппараты здесь вряд ли можно назвать аккуратно сложенными в одну кучу. Айлор отмечает, что такие большие объекты, как станция Таньгун-1, могут при падении развалиться на части, покрыв площадь в 1600 километров вдоль и несколько десятков поперек. Сама же территория «отчуждения» точки Немо занимает площадь более 17 миллионов квадратных километров, поэтому найти конкретный упавший космический аппарат здесь не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд.

Грузовой корабль «Жюль Верн» Европейского космического агентства разваливается на части при входе в атмосферу. 29 сентября 2008 года

Конечно, далеко не все космические аппараты заканчивают жизнь на этом кладбище космической техники, но шансы на то, что часть разрушающегося космического аппарата упадет на кого-то из людей, вне зависимости от того, где этот космический аппарат будет падать на Землю, очень малы, отмечает Айлор.

«Разумеется, нет ничего невозможного. Однако с момента начала космической эры последний случай, который приходит на память, произошел аж в 1997 году. Тогда в Оклахоме на женщину упала недогоревшая часть ракеты», — поясняет Айлор.

Тот самый недогоревший кусок ракеты и женщина, на которую он упал

Гораздо большую опасность мертвый космический аппарат может создавать именно на орбите.

Реальная угроза космического мусора

На данный момент на различных высотах вокруг Земли кружат около 4000 искусственных спутников. А в ближайшем будущем должно появиться еще больше. Другими словами, на орбите и сейчас полно различных космических аппаратов, а вскоре вообще будет не протолкнуться.

Согласно статистике сайта Space-Track.org, помимо спутников на орбите находятся тысячи неконтролируемых останков ракет, а также более 12 000 других искусственных объектов размером больше человеческого кулака. И это если еще опустить бесчисленное число различных шурупов, болтов, кусков засохшей краски (с обшивки ракет) и множества металлических частиц.


«Со временем страны начали понимать, что в буквальном смысле захламляют космос и это создает серьезную угрозу не только для их систем, но вообще для всех» , — добавляет Айлор.

Самое худшее, по мнению специалистов того же Европейского космического агентства, может произойти тогда, когда два куска космического мусора сталкиваются друг с другом, особенно когда эти объекты большого размера.

Случайные столкновения тех же спутников хоть и происходят очень редко, но происходят. Последние такие инциденты были в 1996-м, 2009-м и два в 2013-м. В результате подобных событий, а также в результате намеренного уничтожения спутников появляется огромное число космического мусора, создающего угрозу другим рабочим спутникам и опасность цепного эффета.

«Мы выяснили, что этот мусор может оставаться на орбите в течение сотен лет», — комментирует Айлор.

Для предотвращения появления нового космического мусора стареющие космические аппараты нужно со временем сводить с орбиты. Многие космические агентства, а также частные космические компании сейчас рассматривают возможность создания специального космического аппарата-мусорщика, который мог бы производить захват отживших свое спутников и других космических аппаратов и направлять их прямиком в подводное кладбище космических кораблей на Земле.

Однако тот же Айлор, как и некоторые другие эксперты, настаивает на разработке новых технологий и методов, с помощью которых можно будет захватывать, тащить и убирать старый неконтролируемый космический мусор, накопившийся на орбите и представляющий настоящую угрозу.

«Я предложил что-то вроде XPRIZE и Grand Challenge, где можно было бы отобрать концепты трех наиболее подходящих космических аппаратов и дать гранты на их разработку и последующее использование при очистке орбиты планеты», — говорит Айлор.

К сожалению, технические трудности в реализации подобных планов стоят далеко не на первом месте среди проблем, когда есть такое понятие, как бюрократия.

«Технические сложности здесь далеко не самое основное. Основную проблему здесь создает идея частной собственности. Например, ни одна другая нация не имеет право прикасаться к тем же американским спутникам. Произойди такое — и это может быть рассчитано как акт военной агрессии», — объясняет Айлор.

По мнению Айлора, перед лицом общей угрозы нации всего мира должны объединиться, потому что только так можно будет эффективно решать подобные проблемы.