Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды. Расчет платы за размещение отходов

Как правильно заплатить за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами и за размещение отходов производства и потребления, по каким КБК за 2016 год, срок уплаты которых 01.03.2017г.?

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

Плату за загрязнение окружающей среды перечисляйте по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей».

В бухучете и отчетности плату за размещение отходов производства и потребления отражайте по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Это следует из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Статьей 16 Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

атмосферные выбросы стационарными объектами;

сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов производства и потребления.

Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039, от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить. Это следует из статьи 1 Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ. Таким образом, за размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата за загрязнение окружающей среды.

Олега Долматова,

Светланы Губановой, главного специалиста-эксперта отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Это следует из, статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:
- есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
- отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
- нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Об этом - в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029 и в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 № АС-09-00-36/22354.

Совет: чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор.

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором - это совершенно разные платежи.

Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О. В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995.

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554. Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17-19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756.

Срок подачи заявок - в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. - для организаций, от 5000 до 20 000 руб. - для руководителя.

О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, сообщите в Росприроднадзор. Заявку подайте до 1 января 2017 года. Сделать это можно через личный кабинет.

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836. Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ, Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354.

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • атмосферные выбросы стационарными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913.

Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039, от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.*

Выбросы в атмосферу

Обязанность вносить плату за выбросы в атмосферный воздух возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.

Важно: начиная с отчетности за 2016 год в территориальные отделения Росприроднадзора нужно сдавать декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Об этом - в пункте 5 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, ст. 136 ГК РФ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию - собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающуюсреду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Но это не обязывает специализированную организацию рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Плательщиком сбора все равно будет именно организация, в результате деятельности которой образовались отходы (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Аналогичные выводы содержит письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099.

Олега Долматова, заместителя руководителя Росприроднадзора

Александра Кузнецова, заместителя начальника управления экономики и финансов Росприроднадзора

По какому коду КОСГУ и виду расходов отразить плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды перечисляйте по КВР 853 «Уплата иных платежей».

В бухучете и отчетности плату за загрязнение отражайте по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». То есть отражать ее нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.290, 109.00.290.

Это следует из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).*

Плата за загрязнение окружающей среды вносится компаниями, если их деятельность негативно воздействует на природу. Однако не всеми подряд организациями, а в строго определенных случаях.

Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды

По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 , подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, , постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П .

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Об этом - в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029 и в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 № АС-09-00-36/22354 .

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором - это совершенно разные платежи.

Важно!
Плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О . В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов и статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 .

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Как учитывают плательщиков сбора за воздействие на окружающую среду

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 .

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме , утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 . Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17-19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756 .

Срок подачи заявок - в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. - для организаций, от 5000 до 20 000 руб. - для руководителя.

О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, нужно было сообщить в Росприроднадзор. Заявку следовало подать до 1 января 2017 года. Это можно было сделать это можно через личный кабинет .

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836 . Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ , Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 .

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Негативное воздействие для платы за загрязнение окружающей среды

Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039 , от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

Выбросы в атмосферу

Обязанность вносить плату за выбросы в атмосферный воздух возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 .

Начиная с отчетности за 2016 год в территориальные отделения Росприроднадзора нужно сдавать декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду . Об этом - в пункте 5 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

Загрязнение водных объектов

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты , в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913).

Абоненты канализационных систем должны самостоятельно вносить плату за загрязнение водных объектов в бюджет. К таким абонентам относятся организации, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

  • ведут деятельность, связанную с производством или переработкой продукции;
  • заключили или обязаны заключить договор водоотведения в соответствии с частью 8 статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ;
  • им принадлежат (на праве собственности или на другом законном основании) канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения;
  • для них установлены нормативы допустимых сбросов вредных веществ.

Остальные организации перечисляют плату за загрязнение коммунальным службам в составе платежей за их услуги.

Такой порядок следует из положений части 1 статьи 28 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, постановления Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 и письма Росприроднадзора от 20 февраля 2015 г. № ОД-06-01-31/2606 .

Важная деталь: в настоящее время на платежи за негативное воздействие на окружающую среду через централизованные системы водоотведения наложен мораторий. Он будет действовать до 1 января 2019 года (Закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ). Однако теперь организации, которые сбрасывают сточные воды, не соответствующие установленным требованиям, должны компенсировать водоканалам расходы, связанные с нейтрализацией негативного воздействия сбросов на работу централизованных систем канализации. Об этом сказано в разделе VII Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 .

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды? Да, должна. За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ , ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды. Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию - собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008 , от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007 , Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Но это не обязывает специализированную организацию рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Плательщиком сбора все равно будет именно организация, в результате деятельности которой образовались отходы (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Аналогичные выводы содержит письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099 .

Нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, - бытовой и офисный мусор? Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок , которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре . А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I-III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде. Бюджетные организации вне зависимости от того, какие виды деятельности они осуществляют, негативно влияют на окружающую природную среду, в связи с чем являются плательщиками взносов за загрязнение окружающей среды. В данной статье рассмотрим вопрос платы за загрязнение окружающей среды - понятие, размер, сроки внесения и ответственность, к которой могут привлекаться учреждения за нарушения, связанные с природопользованием.

Нормативная база для исчисления юридическими лицами платы за загрязнение окружающей природной среды включает в себя:

  • ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ;
  • ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
  • ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
  • п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок N 632);
  • п. 1.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26.01.1993 по согласованию с Минфином России и Минэкономики России.

К видам негативного воздействия на окружающую среду согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды воздействия на окружающую среду.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия и ее предельные размеры определяются в соответствии с Порядком N 632. Пунктом 2 Порядка N 632 установлены два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых норм;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых лимитов.

При определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д. Это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности учреждения на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ). Из общего числа нормативов выделяют:

  • нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов <1>;
  • нормативы допустимых физических воздействий <2>;
  • нормативы допустимых выбросов <3>;
  • лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов <4>.
<1> К ним относятся нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
<2> К ним относятся нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
<3> Устанавливаются для субъектов хозяйственной или иной деятельности в соответствии с показателем вредных веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечивается норматив качества окружающей среды.
<4> Под ними понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрение наилучших из существующих технологий, в целях соблюдения нормативов в области охраны окружающей среды.

Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются Минприроды, другими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией (п. 2 Постановления N 545 <5>).

<5> Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов".

По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья человека в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344) устанавливаются базовые нормативы платы.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы: природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

К базовым нормативам платы применяются поправочные коэффициенты:

  • Коэффициенты, учитывающие экологические факторы для отдельных регионов и бассейнов рек, установленные с учетом природно-климатических особенностей территорий (приведены в Приложении 2 к Постановлению N 344);
  • дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (п. 2 Постановления N 344);
  • коэффициент 1,2 за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов (Письмо Ростехнадзора от 31.08.2006 N 04-10/609).

Заметим, что в 2012 г. утверждены повышающие коэффициенты в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов": 2,05 для норматива, установленного в 2003 г. Постановлением N 344, и 1,67 для норматива, установленного в 2005 г. Постановлением N 410 <6>.

<6> Постановление Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344".

Размер платы за загрязнение окружающей природной среды для конкретного природопользователя определяется в соответствии с требованиями Порядка N 632, при этом расчет производится по каждому виду вредного воздействия. Ниже, в таблице, приведем расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в разрезе видов загрязнений.

Степень загрязнения Расчет платы Пункты
Порядка
N 632
В пределах допустимых
нормативов


норматив платы.
2. Данные произведения суммируются по
видам загрязнений
3
Сверх предельно
допустимых нормативов
в пределах
установленных лимитов
1. Количество фактических выбросов
(сбросов) в пределах утвержденных
нормативов умножается на установленный
норматив платы.
2. Разница между фактическим

количеством выбросов в пределах

3. Полученные произведения суммируются
по видам загрязнения
4
Сверхлимитное 1. Количество фактических выбросов
(сбросов) в пределах утвержденных
нормативов умножается на установленный
норматив платы.
2. Разница между фактическим
количеством выбросов в пределах
утвержденных лимитов и фактическим
количеством выбросов в пределах
нормативов умножается на норматив платы
в пределах установленных лимитов.
3. Разница между фактическим
количеством выбросов (сбросов)
и фактическим количеством выбросов
в пределах утвержденных лимитов
умножается на норматив в пределах
установленных лимитов.
4. Полученные произведения суммируются
по видам загрязнения.
5. Эти суммы умножаются на пятикратный
повышающий коэффициент
5, 6
При отсутствии
оформленного в
установленном порядке
разрешения (лимита)
<*>
<*> В этом случае плата рассчитывается за сверхлимитные выбросы в окружающую природную среду.

Обратите внимание! Повышающий коэффициент 5 не применяется к нормативам платы за загрязнение окружающей среды при превышении технических нормативов выбросов в атмосферу, установленных для транспортных средств. Для транспортных средств устанавливается не предельно допустимый уровень выбросов, а технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 96-ФЗ).

Транспорт, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы, к эксплуатации и производству запрещается (п. 1 ст. 17 Федерального закона N 96-ФЗ). Проверка транспортных средств на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормам проводится в рамках техосмотра (пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83). Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" к его проведению привлечены частные станции технического осмотра, при этом будут проводиться и замеры на соответствие установленным требованиям содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и уровня шума.

Приведем пример расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Пример. На балансе бюджетного учреждения образования г. Наро-Фоминска Московской области числятся микроавтобус, работающий на дизельном топливе, и грузовой автомобиль, использующий бензин АИ-80. За I квартал 2012 г. количество израсходованного топлива (по данным путевых листов) в расчете на тонны: микроавтобусом - 1000 л, грузовым автомобилем - 1500 л. Рассчитаем ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду в форме выбросов в атмосферный воздух данным автотранспортом загрязняющих и иных веществ.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками (в том числе транспортными средствами) зависят не от массы (объема) загрязняющих веществ, а от вида и массы (объема) используемого топлива (Приложение 1 к Постановлению N 344 в редакции Постановления N 410):

Для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации автотранспорта нужно установленный норматив умножить на количество топлива, фактически израсходованного за отчетный квартал. Количество израсходованного топлива должно быть подтверждено первичными документами бухгалтерского учета.

1. Рассчитываем ставку платы за загрязнение окружающей среды согласно нормам Постановления N 344:

  1. норматив платы за 1 тонну выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками, использующими:
  • дизельное топливо, - 2,5 руб.;
  • бензин АИ-80, - 1,3 руб.;
  1. коэффициент, учитывающий экологический фактор, - 1,9 (Московская область относится к Центральному экономическому району РФ);
  2. дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов - 1,2;
  3. норматив платы установлен в 2003 г., в 2005 г. оставлен без изменения, следовательно, в 2012 г. используем повышающий коэффициент 2,05;
  4. ставка платы равна:
  • микроавтобус - 11,69 руб/т (2,5 руб. x 1,9 x 1,2 x 2,05);
  • грузовой автомобиль - 6,08 руб/т (1,3 руб. x 1,9 x 1,2 x 2,05).

2. Определяем количество использованного топлива:

  1. норматив платы установлен за 1 тонну топлива. Так как расход дизельного топлива измеряется в литрах, его переводят в тонны, для чего используется показатель плотности. Согласно п. 6 Приложения 2 к Приказу N 146 <7> плотность:
  • дизельного топлива - 0,83 г/куб. см (0,83 кг/л);
  • бензина АИ-80 - 0,715 г/куб. см (0,715 кг/л);
  1. количество израсходованного топлива определяется на основании первичных учетных документов (путевых листов). За прошедший квартал расход в расчете на тонны составил предположительно:
  • дизельного топлива - 1000 л, 1,07 т (1300 л x 0,825 кг/л / 1000 кг);
  • бензина АИ-80 - 1500 л, 1,07 т (1500 л x 0,715 кг/л / 1000 кг).
<7> Приказ Росстата от 20.07.2009 N 146 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)" и Приложения к форме N 11-ТЭР "Сведения об образовании и использовании вторичных энергетических ресурсов", N 4-ТЭР "Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива и теплоэнергии, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов".

3. Рассчитываем плату за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников загрязнения:

  • для автобуса, использующего дизельное топливо, - 12,51 руб. (1,07 т x 11,69 руб.);
  • для автомобиля, использующего бензин, - 6,51 руб. (1,07 т x 6,08 руб.).

Общая сумма платы - 19,02 руб. (12,51 + 6,51).

Бухгалтерский учет

В соответствии с положениями Инструкции N 174н <8> в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по начислению и выплате сумм платы за загрязнение окружающей среды отражаются следующим образом.

<8> Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению". <*> Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах нормативов и лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (п. 7 Порядка N 632, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плательщики должны самостоятельно произвести расчет и внести соответствующую сумму в доход бюджета. Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается квартал.

Коды платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Приложением 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <9>, в 2012 г. для бюджетных учреждений следующие.

<9> Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Отчетность

Отчетность по форме, утвержденной Приказом N 204 <10>, представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Заполненный расчет, прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью, представляется в орган по месту нахождения и регистрации объекта. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 руб., представления расчета платы в электронном виде не требуется (п. 11 Приказа N 204).

<10> Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды

Несвоевременная плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как нарушение ст. 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" КоАП РФ. Согласно нормам этой статьи за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

  • на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение штрафа (ст. 8.41 КоАП РФ):

  • на должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;
  • на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

О.Бусыгина

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного действия на окружающую природную среду установлен в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» 2002 г. и постановлениями Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и № 344 от12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также Постановлением № 217 от 17.07.2003 губернатора Хабаровского края «О платежах за загрязнение окружающей среды».

Настоящий порядок распространяется на всех, кто является природопользователем. Это могут быть и юридические (предприятия, организации всех форм собственности) и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

· размещение отходов;

· смывы загрязняющих веществ с почв.

По существу платежи за загрязнение являются одной из форм налогообложения хозяйствующих субъектов. В основу определения размера такого налогообложения положены так называемые базовые нормативы платы («дифференцированные ставки платы» в терминологии последних постановлений) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Базовые нормативы платы представляют собой цену в рублях за одну тонну конкретного загрязняющего вещества, выброшенного в окружающую среду или цену в рублях за одну тонну размещенных отходов.

Базовые нормативы платы едины для всей территории РФ и устанавливаются на государственном уровне постановлением правительства РФ /2/, а затем для конкретной территории (например, Хабаровский край) – постановлением Главы этой территории (например, Главы Хабаровского края).

В РФ установлено два вида базовых нормативов платы (БНП) (то есть установлены две возможные цены за выброс (сброс), размещение отходов):

1) БНП 1 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС) – минимальная цена;

2) БНП 2 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов: ВСВ, ВСС) – большая цена.

Базовые нормативы платы приведены в табл.


5.1, 5.3. Как видно из этих таблиц, установлены две цены за выброс каждого ингредиента загрязняющего вещества. В зависимости от степени опасности того или иного вещества разница в ценах (разница между БНП 1 и БНП 2) изменяется от «в несколько раз» до «на несколько порядков».

При расчете платежей применяются дополнительные коэффициенты:

1) Повышающий коэффициент /3/: К ПОВ = 5. Применяется при сверхлимитном загрязнении окружающей среды или в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс), тогда вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. Применение настоящего коэффициента по своему существу является штрафованием природопользователя. В этом случае при расчете платежей применяется базовый норматив платы БНП 2 /3, п. 10/.

2) Дополнительный коэффициент, учитывающий особенности экологической ситуации: К ВОЗД = 1,2. Применяется при выбросе в атмосферу городов.

3) На территории Хабаровского края применяется коэффициент 2 ко всем базовым нормативам платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов, приравненных к районам Крайнего Севера.

Экологические и инфляционные коэффициенты периодически пересматриваются и утверждаются на данной территории на определенный период. Количественные значения, приведенные в настоящем учебном пособии, являются на 01.11.2003 действующими на территории Хабаровского края.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции. Платежи за превышение ПДВ, ПДС осуществляются из прибыли предприятия.

Платежи перечисляются природопользователем ежеквартально в бесспорном порядке до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, при нарушении установленных сроков – изымаются в безакцептном порядке по платежным распоряжениям (т.е. взыскиваются со счетов предприятия в принудительном порядке без его согласия и участия).

Таким образом, платежи за загрязнение конкретной среды (воздуха, воды и т.д.) определяются путем перемножения количества выбрасываемого i-го вещества (в тоннах) на соответствующий базовый норматив платы (в рублях за тонну) и соответствующие коэффициенты. При этом необходимо установить, к какому виду относится выброс: нормативному (ПДВ, ПДС), в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) или сверхлимитному. В зависимости от этого следует выбрать базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты.

Затем производится суммирование по всем ингредиентам и по всем средам.

Фактическая масса выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ определяется расчетными или инструментальными методами.

Определение квартального фактического объема возможно на основе:

1) результатов анализов (замеров), регистрируемых в журналах учета установленной формы;

2) по нормативам ПДВ (ПДС), а за год – по данным статистической отчетности с последующим уточнением фактических объемов;

3) для не имеющих нормативов ПДВ – по данным предыдущего года, деленным на четыре с последующим уточнением по итогам года.

Экологический сбор взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду. Рассмотрим особенности платы за загрязнение окружающей среды, которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей.

Общие правила уплаты экологического сбора

Судьи указали, что плата за загрязнение окружающей среды (экологический сбор ) взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду (постановление Конституционного суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П). Рассмотрим особенности платы за негативное воздействие на окружающую среду , которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей .

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ). Налогом на загрязнение окружающей среды этот платеж называть некорректно - по сути, плата за негативное воздействие на окружающую среду обладает функциями фискального сбора (определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О).

Уплата экологического сбора - необходимое условие получения учреждениями права вести хозяйственную и иную деятельность. Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды

Перечислять в бюджет экологические платежи обязаны все организации независимо от вида их деятельности. Бюджетные учреждения, имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду, - не исключение. Они платят экологические сборы в общеустановленном порядке. Плательщики экологических сборов подлежат постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту госрегистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия на окружающую среду. В случае простоя, консервации или иного приостановления деятельности обязанность перечисления платы за загрязнение окружающей среды с учреждения не снимается.

Отметим, что обособленное подразделение учреждения, например, филиал или представительство, самостоятельно плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносит. Уплачивать экологические платежи филиал или представительство может, только если полномочия перечисления платы за загрязнение окружающей среды закреплены в положении об обособленном подразделении, а также если у руководителя такого подразделения есть соответствующая доверенность.

При заключении договора аренды плательщиком экологического сбора будет лицо, фактически эксплуатирующее арендованный объект и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду. То есть арендатор.

По мнению органов экологического контроля, все отходы наносят вред воздуху, водным объектам и почве, будь это канцелярский мусор, остатки сырья в результате производства или выхлопные газы. Однако стоит учитывать, что органы контроля зачастую неправомерно относят к негативному воздействию на окружающую среду те виды деятельности учреждения, по которым обязанность вносить экологические платежи законом не установлена. А ошибочно или излишне перечисленную плату за загрязнение окружающей среды плательщикам часто удается вернуть через суды. Так, Президиум ВАС РФ признал, что деятельность, приводящая к образованию мусора, не признается размещением отходов. Это, в свою очередь, исключает обязанность хозяйствующего субъекта вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

Размер платы за загрязнение окружающей среды

Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее - Порядок № 632). Размер платы зависит от степени загрязнения окружающей среды. Порядком № 632 установлены два базовых норматива платы за загрязнение в пределах:

  • допустимых нормативов;
  • установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Пунктом 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 , определено следующее. Нормативные объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные) утверждаются для учреждений-природопользователей:

  • органами Минприроды России;
  • органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией;
  • другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Проекты указанных нормативов разрабатываются учреждениями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 632 базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Конкретные нормативы определены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 .

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих нормативы, то есть установленные природопользователю предельно допустимые нормы загрязняющих веществ, объемы размещения отходов и уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. За сверхлимитное загрязнение плата увеличивается в пять раз (в увеличенном размере экологический сбор начисляется только на величину превышения). Если у учреждения не оформлено разрешение на выброс отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

В зависимости от вида загрязнения к базовым нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяют различные коэффициенты, учитывающие фактор инфляции (ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год). Чтобы определить ставку платы, нужно умножить базовый норматив на коэффициенты.

Плата за загрязнение окружающей среды транспортом

Как показывает практика, чаще всего бюджетные учреждения платят за размещение отходов и загрязнение атмосферы передвижными источниками (автомобилями). Рассмотрим последние более подробно.

Автомобили относятся к объектам негативного воздействия на окружающую среду в силу своих технических характеристик. Поэтому для них вместо предельно допустимых устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в воздух. В случае их превышения эксплуатация транспортных средств запрещается (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Проверка автомобилей на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормам проводится в рамках техосмотра (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83).

Порядок и сроки уплаты за загрязнение окружающей среды

Согласно пункту 19 Порядка заполнения и представления формы расчета платы, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (далее - Порядок заполнения формы), бюджетное учреждение исчисляет и уплачивает экологический сбор отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов.

Также учреждение перечисляет плату за загрязнение окружающей среды отдельно по передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального муниципального образования (п. 20 Порядка заполнения формы). К таким объектам относятся транспортные средства (в том числе автомобили), воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, передвижные дизель-генераторные и иные установки, оборудованные двигателями, которые работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (письмо Федерального казначейства от 14 июля 2006 г. № 42-7.1-15/5.2-292).

Согласно приказу Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 , плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода перечисляется в доход бюджета не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал. За нарушение сроков внесения экологических платежей учреждение могут привлечь к административной ответственности.

Учет платы за загрязнение окружающей среды

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 632, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия вносятся за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение перечисляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении учреждения. При этом следует иметь в виду, что, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , или подпишитесь на журнал.