Конструктивный подход. Конструктивный подход к теории личности. §7.1. Конструктивный подход в разрешении проблем целостности личности

Конструктивный подход

Мата было много. Они орали друг на друга больше часа. Даже успели помахать кулаками, но не до увечий несовместимых с дружбой. А потом иссякли. Сдулись, как воздушные шары, разом лишившиеся подпитки горячим воздухом. В их случае его роль играла взаимная злость и затаенная обида. Но потом стало легче. Чуть не подравшись, они протрезвели и сумели куда более осмысленно взглянуть друг другу в глаза.

Это происходило в офисе. Все давно уже разошлись. Только Виктор Андреевич Ромский по своему обыкновению задержался на работе. Ведь, несмотря на те полгода, что он вел здесь дела, ему все еще приходилось нелегко, потому что за плечами был лишь экономический факультет Института Международных Отношений и преддипломная практика. Вот и весь опыт. Так что с самого первого дня молодому перспективному предпринимателю было непросто. Но он справлялся. И планировал и дальше следовать тому же курсу. Вот только сегодня, когда он все же собрался, наконец, вспомнить о существовании такого простого и, в большинстве своем, приятного понятия как вечер пятницы, нарисовался на его пути приличный такой кирпич, о который он, если рассматривать с точки зрения движения вперед, и споткнулся. К нему без стука зашел Анатолий Юрьевич Крачкевич - старший коллега и профессионал своего дела, отличный парень, партнер и друг. И вся беда состояла в том, что именно с этого момента выбранный Ромским курс резко вильнул в неизвестном направлении, и сейчас им обоим предстояло уже куда более спокойно во всем разобраться. Первая попытка, понятное дело, провалилась. Настала очередь второй.

Так, давай поговорим конструктивно, - с силой растерев лицо ладонями, пробормотал Виктор и снова посмотрел на замершего в кресле напротив мужчину.

На вид лет тридцать, подтянутый, высокий, немного угрюмый на вид, но только для тех, кто плохо его знает. На самом же деле Анатолий Юрьевич Крачкевич всегда был душой компании, и было ему уже тридцать три. Типичный пример обманчивости первого впечатления. Самому Виктору только пару недель назад исполнилось двадцать шесть. В принципе, не такая уж большая разница в возрасте. Но Виктор вполне отдавал себе отчет, что во многом своему нынешнему успеху он был обязан именно этому человеку. А ведь стоило вспомнить, как они сцепились, когда он только пришел в фирму, только пригласил к себе управленческий персонал для первого знакомства. Но им все же удалось преодолеть взаимную неприязнь. И они подружились. Бог весть как, но, однозначно, не без титанических усилий с обеих сторон. И вот теперь такая подстава. Можно сказать - нож в спину. Не ожидал.

Именно это я и пытался сделать с самого начала, - хмыкнув, объявил Крачкевич, скрестив руки на груди.

Ромский вздохнул, прикрыл глаза на секунду, хотел лучше подобрать слова, подумать, взвесить. Но отбросил глупую мысль за несостоятельностью. И сказал так, как думал. Уж кому бы ему точно не хотелось врать, так это Анатолию, иначе какая цена у такой дружбы?

Отлично, - выдохнул он, выиграв совсем немного времени, но этого хватило. Вопрос сформировался в голове сам собой. - Тогда первый и, пожалуй, единственный вопрос. Ты уходишь от меня, потому что...

Вообще-то, не от тебя, - сморщившись, как от лимона без соли и сахара, и даже, что огорчительней, без текилы, произнес старший мужчина, - а из фирмы.

Я - гендиректор, - парировал на это Виктор холодным тоном исполняющего обязанности главы компании. - Ты - мой первый зам. И все то время, что фирмой руководил отец, тебе здесь работать нравилось. И потом, когда он временно передал её мне, тоже. По крайней мере, какое-то время.

Разонравилось? - с едва уловимой насмешкой, уточнил заместитель генерального директора, но не смог сбить начальника с мысли.

Ври кому-нибудь другому, - отрезал Виктор, и был награжден потускневшей улыбкой.

Да, к шутке все свести не удалось. Он и не надеялся, если честно. Просто попытался сберечь, сохранить хотя бы чисто на память, хоть что-то светлое из того, что их связывало эти полгода. Не получилось. Виктор сам напросился. Жаль. Анатолий предпочел бы не отвечать. Но вопрос был задан прямо, честно, в лицо. А врать тем, кого уважал и ценил, он не любил. Да и не хотелось ему врать в глаза парню, которого честно все это время пытался считать в первую очередь другом.

Ну, хорошо, - положив руки на подлокотники кресла, произнес он, внимательно всматриваясь в лицо парня напротив.

Виктор был молод, особенно, для их сферы бизнеса, но у него был более чем состоятельный и прозорливый отец. Сыну он спуску не давал. Поэтому золотым мальчиком Виктора было назвать трудно. Если бы он не доказал, что достоин, отец бы его к креслу генерального и на пушечный выстрел не подпустил бы. Но мальчишка был хорош. В чем-то даже очень. И он был прав. Врожденная проницательность, чтоб её! Анатолию нравилось с ним работать. Даже больше, чем с его отцом. Было в стиле Виктора некое изящество. Он умел как блеснуть на важный деловых переговорах, так и прикинуться не ограненным еще, неприметным камешком, чтобы до поры до времени не выдать себя. Его отец в делах был куда грубее, предпочитал брать все нахрапом и не терпел возражений. Никогда. Но не Анатолию было его судить. В конечном итоге, не будь он таким, каким был, они оба здесь бы сейчас не работали и вряд ли бы когда-нибудь в этой жизни были знакомы.

Я ухожу, потому что не могу рядом с тобой нормально работать, - обтекаемо произнес Анатолий, честно попытавшись пощадить чувства парня, который был моложе и во многом менее циничен, чем он сам, несмотря на общую сферу профессиональных интересов. Жизнь Виктора еще не успела обломать, как следует. Возможно, оно и к лучшему. Приятно, порой, осознавать, что даже в среде деляг и бизнесменов все еще встречаются такие, как он.

Конкретнее, - потребовал Виктор, подавшись вперед.

Анатолий улыбнулся. Такой порывистый. И это в двадцать шесть. Ему бы хотелось узнать, каким был Виктор, когда ему было, к примеру, пятнадцать или двадцать. Но он отогнал от себя непрошенные мысли. Сейчас ему предстояло отвечать. Точнее просто говорить. Рассказывать. Да-да, всю подноготную, мысли и чувства, и это напрягало. Но не настолько, чтобы подтолкнуть ко лжи. Друзьям не лгут, из них и так рядом с ним выживают лишь сильнейшие и самые лучшие. Виктор, как ни странно, выжил и даже, можно сказать, укрепиться успел. Пустил корни, завоевав свой клочок его души. Жить стало сложнее, но, определенно, интереснее. Правда, очень скоро, вот прямо сейчас, всему этому, особенно, дружбе, придет конец. Жаль-жаль. Но жизнь - она такая штука, как одарит, так и отберет.

Я хочу переспать с тобой. Трахнуть, отыметь. И меня уже задолбал зверь-стояк, обыкновенный, не проходящий.

Повисла тишина. Анатолий смотрел на Виктора. Тот смотрел на него. Оба молчали. Лицо молодого начальника застыло на несколько долгих мгновений, а потом неожиданно расслабилось. Парень моргнул, медленно откинулся на спинку кресла, побарабанил пальцами по подлокотнику и осторожно уточнил.

1

Развивая технологии жизнедеятельности, человек связывается с природой более сложными связями. Утилитарный подход к природе требует формирования нового отношения к ней. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы. Воспитание экологической культуры у младших школьников – насущная проблема. Конструктивный подход в педагогике – это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся. Конструктивный подход к организации и проведению экологически направленных занятий с детьми с опорой на принцип непрерывности, деятельностный и личностно ориентированный подходы позволят повысить эффективность педагогических усилий по формированию экологической воспитанности у младших школьников.

конструктивный подход

экологическая воспитанность младших школьников

экологическая культура

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

2. Курносова С. А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Педагогика. – 2008. – № 2 (55). – С. 42-47.

3. Несговорова Н. П. Экологическое образование. Введение в предмет: уч. пособ. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – 163 с.

4. Несговорова Н. П. Теоретико-методологические основания подготовки педагогов-экологов. – М.: Курган: Сфера, 2011. – 160 с.

5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с.

Человеческое общество не стоит на месте, оно развивается. С развитием деятельности растут проблемы, обусловленные напряженностью возникающих экологически непростых ситуаций в различных уголках Земли. В современном мире возрастает количество глобальных и региональных экологических проблем. Растет число экологических катастроф. На ум приходит лишь один вопрос: Кто в этом виноват? Развивая технику и технологии жизнедеятельности, человек, с одной стороны, все дальше отдаляется от природы, а с другой, все теснее с нею связывается.

В настоящее время у всего населения, в том числе и у учащихся, преобладает утилитарный подход к природе, отношение к ней не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений, поэтому и формируется пассивно-потребительский уровень экологической культуры. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы.

Природа является источником не только материального, но и духовного удовлетворения человека, отвечая естественным интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

В педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания -отношения - поведение». При этом более актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с природным объектом, а также разнообразная деятельность в ней .

Начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Недостаточность и неполнота исследований, посвященных изучению состояния, и низкие результаты экологического воспитания детей младшего школьного возраста определили проблему исследования: выявить педагогически действенные формы и методы формирования экологической воспитанности детей младшего школьного возраста, разработать соответствующие практические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений .

Базой исследования стали общеобразовательные школы города Кургана: МБОУ СОШ № 42, МБОУ СОШ № 32, МБОУ СОШ № 11, а также учреждение по дополнительному образованию детей города Кургана - Детский (подростковый) центр «Луч-П» (Луч и подросток). В исследовании приняли участие 121 обучающийся младших классов данных школ. Исследование проводилось с 2009 г. по 2012 год.

Цель исследования: выявить педагогические условия и разработать методическую систему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности.

Основная задача: обосновать, разработать и реализовать учебно-воспитательную программу занятий кружка для формирования экологической воспитанности младших школьников.

Объект исследования - образовательный процесс в младшем звене общеобразовательной школы и дополнительного образовательного учреждения.

Предмет исследования - формирование экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка эколого-биологического направления в общеобразовательной школе и дополнительном образовательном учреждении.

Основным принципом, на который опирается исследование, является один из важнейших принципов экологического образования - принцип непрерывности, смысл которого заключается во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. При этом первоочередной задачей педагога является развитие личности обучающегося. Для достижения данной задачи необходимо выстраивать занятия так, чтобы обучающимся было интересно, а занятия были познавательными и активно деятельностными. Каждое занятие должно быть четко сконструировано.

Деятельностный и личностно-ориентированный подходы легли в основу нашей разработки конструктивного подхода в образовании детей младшего школьного возраста.

Конструктивный подход - это отношение человека к объекту действий, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить «вещь в себе» в «вещь для нас». Его следует отличать от неконструктивного подхода, отличающегося тем, что субъект при работе с объектом пытается выразить собственное отношение или собственные априорные представления о явлении и не интересуется его сутью . В то же время конструктивный подход - это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся .

Конструктивный подход ориентирован на подбор методик, отвечающих таким условиям, как:

  • учет возрастной характеристики каждого обучающегося;
  • учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • учет интересов обучающихся;
  • учет образовательных условий начальных классов школы.

Таким образом, конструктивный подход в образовании позволяет расширить границы понимания окружающего мира по средствам занятий-конструкций (игр-конструкций). Конструкции способствуют всестороннему развитию личности обучающихся, ориентируют на экологическую деятельность, следовательно, формируют экологическую воспитанность.

В наше время остро стоит вопрос о воспитании культурной, высокоморальной, гуманной, всесторонне развитой личности. Современная личность должна включать в себя следующие качества: образованность, воспитанность, как в социальном плане, так и в экологическом.

А что означает «воспитанный человек», и что такое «воспитанность»?

Воспитанный человек - это тот человек, который умеет себя вежливо и культурно вести как в социокультурной, так и в природной среде. Следовательно, воспитанность - это уровень культуры, выраженной в хороших манерах, умении себя вести, благонравии, интеллигентности, благовоспитанности, предупредительности.

Экологическая воспитанность - это показатель экологической культуры, умение вести себя гуманно как с окружающими людьми (в социальной среде), так и с окружающей природной средой.

Экологическая воспитанность - это качество интегральной личности, оно является необходимым основанием развития экологической культуры детей (рис.1).

Экологическая воспитанность личности включает в себя:

Рис. 1. Компоненты экологической воспитанности

Формирование экологической воспитанности детей младшего школьного возраста лучше всего осуществлять через игровую деятельность. Дети младшего школьного возраста добровольно и с интересом играют в игры различного характера.

В процессе исследования нами разработаны несколько видов конструкций занятий, каждая из которых соответствует, в первую очередь, возрасту учащихся.

Конструкция «Ступеньки» предназначена для детей 1-2 классов. С опорой на личностно-ориентированный и деятельностный подход позволяет уделять внимание каждому ученику, тем самым способствовать усвоению ЗУН каждого ученика, его развитию, смотивировать и заинтересовать каждого ребенка (рис. 2).

Учитель в данной конструкции выступает в роли наставника и консультанта.

Рис. 2. Конструкция «Ступени»

Базовая ступень опирается на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. На основе данных подходов строятся занятия, которые позволяют педагогу ориентироваться конкретно на каждого ученика, учитывать возможности, способности и интересы каждого обучающегося.

Ступень взаимодействия - это ступень отношений между учителем и учеником, так как в учебно-воспитательном процессе немалую роль играет взаимодействие учителя и ученика. Ее задача состоит в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности.

Высшая ступень - ступень игры. Представляет собой игровую деятельность с постепенным введением элементов усложнения, но посильных для каждого ученика.

В начальной школе со второго - третьего класса (в зависимости от программы школы) можно постепенно вводить исследовательскую (проектную) деятельность обучающихся. Проектная деятельность позволит ученикам лучше разбираться в вопросах охраны окружающей среды, а также способствует развитию экологического мировоззрения, сознания, экологически сообразного поведения и деятельности.

Конструкция «Этажи» предназначена для организации занятий с детьми 3-4 классов (рис.3).

Базой данной конструкции служит та же основа, что и в конструкции «Ступени». В основе лежит личностно-ориентированный и деятельностный подход, также доверительные отношения учителя и ученика.

Реализация конструктивного подхода. Апробация проведена в школах города с детьми младших классов.

Программа кружка «Махаон» является авторской, комплексной, образовательной, развивающей мышление, воображение, фантазию и творческие способности каждого обучающегося. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей детей. Деятельностный и личностно-ориентированный подход к планированию занятий определяет содержание программы.

Основной формой занятия в кружке «Махаон» является игра. Игра позволяет развить интерес к познавательной деятельности в области охраны окружающей среды на примере родного края. В качестве педагогического сопровождения предлагаются конструкции занятий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Рис. 3. Конструкция «Этажи»

Рис. 4. Степень заинтересованности в экологических играх, проведенных на занятиях кружка среди начальных классов школ города Кургана

В конце занятий проводилась рефлексия. По результатам рефлексии можно сказать, что большинству ученикам понравилась форма занятия, и они активно принимали участие в играх и выполняли предложенные им задания (рис.4).

Ученикам первых классов понравились игры чуть больше (88,2 %), чем остальным (второ- и третьеклассникам). Возможно, учащиеся первых классов более заинтересовано изучают материал и посредством игры накапливают новые знания и умения.

Рис. 5. Распределение интереса к определенной игре среди учащихся начальных классов школ города Кургана

По результатам диагностики видно, что больше всего понравилась экологическая тропа «В гостях у природы» (52 %) (рис. 5).

По полученным результатам можно сделать вывод, что применение игр на занятиях позволяет увлечь детей в экологическую деятельность, развить познавательный интерес к природе, а также сформировать экологическую воспитанность личности.

Применение игр с проектной деятельностью в начальной школе позволяет сформировать четкое представление о природных объектах и явлениях, также развить образное мышление и фантазию.

Рецензенты:

Криволапова Н.А., д.п.н., профессор, первый проректор - проректор по науке и инновационной деятельности государственного автономного образовательного учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологии», г. Курган.

Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.

Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П., Богданова Е.П., Савельев В.Г. КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10325 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Л. С. Выготский считает, что временное отношение между обучением и развитием (выражающее собою механизм гетерохронности) и уже достигнутое качество самоопределения личности в каком-либо направлении деятельности сами по себе еще не вполне представляют сущность развития личности. Сущность и направленность ее развития более всего выражены не просто отмиранием прежнего качества и заменой его новым качеством, а тем, что в системе личности «зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития».
В этой известной формулировке Л, С. Выготского на первый план выдвигается представление о динамике развития личности в направлении обучения. Но самоопределение человека его будущим состоянием в связи с его настоящим состоянием, при явной асимметрии авторского утверждения в сторону субъектно определяемого будущего, - это положение Л. С. Выготского имеет наибольшее значение для определения содержания развития личности. С именем Л. С. Выготского чаще всего связывается понятие культурно-исторического подхода в понимании развития человека. Но, как представляется из содержания одной из наиболее глобальных по своему значению работ, каковой является «Мышление и речь» , подход Л. С. Выготского правильнее определить более широко как конструктивный, который только в своих частных аспектах может быть актуализирован как культурно-исторический, историко-генетический, синтетический (объединяющий принципы развития и системности) или, наконец, как объективный и опосредующий, открывающий чрезвычайное значение человеческой практики в триадно представляемом, орудийном формировании психики. В контексте современной ему эпохи, когда идея К. Левина о конструктивном развитии науки была выражением оптимистических убеждений многих ученых, Л. С. Выготский фактически осуществлял конструктивно-диалектический анализ и синтез психологического знания. Л. С. Выготский и оперировал понятием конструктивного как понятием общеизвестным, как это сложилось в содержании мировоззрения философов и психологов 30-х годов двадцатого века.
Работа «Мышление и речь», поскольку она была одной из последних по времени написания, показывает, как конкретно понимал Л. С. Выготский конструктивное в критическом анализе концепции Ж. Пиаже: «Исходный момент развития Пиаже рисует как солипсизм младенческого сознания, который... уступает место эгоцентризму детской мысли... Процесс развития представлен не как непрерывное возникновение новых свойств, высших, ...из более элементарных и первичных форм мышления, а как постепенное и непрерывное вытеснение одними формами других. Социализация мысли рассматривается как внешнее, механическое вытеснение индивидуальных особенностей мысли ребенка... Развитие сводится в сущности к отмиранию. Новое в развитии возникает извне. Особенности самого ребенка не играют конструктивной, положительной, прогрессивной, формообразующей роли в истории его умственного развития. Не из них возникают высшие формы мысли. Они, эти высшие формы, просто становятся на место прежних...
Если продолжить мысль Пиаже так, чтобы она охватила и более частную проблему развития, можно с несомненностью утверждать, что прямым продолжением этой мысли должно стать признание того, что антагонизм - единственно адекватное название для тех отношении, которые существуют между обучением и развитием в процессе образования детских понятий» , то становится ясным, что конструктивное, как положительно отрицающее актуальное потенциальным (в противовес антагонистическому, мертвому, отрицательному замещению «низшего» «высшим»), - это системообразующее. То есть конструктивный подход как метод предшествует образованной на его основе системе. Система положительно отрицает метод, ее образовавший, но вместе с тем в своем переструктурировании порождает новую конструктивную идею, согласно которой и возникают все дальнейшие «новообразования» в теоретической и практической деятельности человека и в его психологии, включающей познавательный опыт личности.
Драма прогрессивной человеческой идеи конструктивного состоит в том, что она отождествляется с антигуманным социальным и техническим конструированием и, более того, с сущностью явлений социального террора, войны и тирании. Эти явления присоединяются к понятию конструктивности так же, как с понятием свободы связывается заблуждение вседозволенности.
С абсолютистских позиций, разрывая диаду конструктивно-деструктивного (в буквально прочитываемом смысле - положительно-отрицающего), первое понятие часто употребляется как предполагающее лишь конформизм или, например, консенсус и даже конструктивный конфликт, а второе понятие толкуется, в отрыве от первого, как синоним тотально разрушающего и т. д. - в духе анатомии человеческой деструктивности по Э. Фромму .
На место метода, образующего систему, становится «система незыблемых общечеловеческих ценностей», которая, как и у Гегеля, занимает вершину развития идеи мирового духа цивилизации. Развитие превращается в функционирование человеческих индивидов, которое изучается с позиций «фундаментального» системно-структурного подхода. В согласии с абсолютизацией этого подхода, совершенно в духе Ж. Пиаже, появление новой системы означает катастрофу и гибель для «отмирающей» прежней системы. Логический тупик развития в системном подходе не разрушается при этом ни конвергенцией, ни совершенствованием, ни расширением систем, представляющих принципиально непознаваемые «вещи в себе», ибо познать их, найти код (метод) их организации - значит, по логике системы, выйти из нее, т. е. «разрушить» ее.
С различных сторон конструктивно-диалектический подход практически реализован не только Л. С. Выготским, но и А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Давыдовым, Б. Г. Ананьевым, С. И. Гессеном, С. С. Батениным и другими классиками науки, что позволяет определить смысл применения этого подхода в различных планах познания психологии развивающейся личности.

  1. Методологический план: положительное отрицание современной теорией личности классического ее понимания с сохранением всего наиболее ценного в этом классическом исследовании и с освобождением предмета науки о личности от явлений редукционизма. Таким образом, на основе последовательной дифференциации предметов различных наук о личности становится возможной их интеграция. На этой основе в антропологии личности достигается этап конструктивного синтеза знаний о личности, позволяющего выработать новые конструктивные методы познания и развития личности. При этом конструктивный познавательный опыт реализуется в самоосознаваемом, самодетерминируемом и самоизменяющемся способе существования человека в мере свободного и необходимого - на фоне объективного содержания эволюции личности.
  2. Общетеоретический план: конструктивно-методологически определенный предмет антропологической теории личности представляет упрочение понятия личности как личности развивающейся в соответствии с законами диалектики, опосредуемыми их осознанием в законах динамики и в законах содержательно-определенного развития личности. Устанавливается конструктивное представление о дифференциации и интеграции субъектного и объективного планов развития личности, т. е. развития внутрисистемного как целостного образования в плане всестороннего развития личности, преимущественно по законам динамики. Дифференцируются предметы возрастной и педагогической антропологии личности. Интеграция этих предметов осуществляется на основе конструктивного определения качества системного познавательного опыта, представленного в различных способах (мерах) субъектного существования личности, - во взаимодействии таких аспектов, как внутреннее и внешнее, «натуральное» и «культурное», нормальное и аномальное, непосредственное и опосредованное, адекватное и неадекватное, актуальное и потенциальное. Личность как индивид, индивидуальность, объект и субъект приобретает интегральное теоретическое определение в своем психологическом развитии образуется единая теория развивающейся личности, строится ее интегральная модель в системе конструктивной типологии, которая позволяет объективно определить качество эволюции личности.
  3. Теоретико-практический план: качество системного развития личности характеризуется не только непосредственно, в реальном, естественнонаучно определяемом пространстве-времени, но и опосредованно, в субъектно определяемой n-мерной сфере существования, где применимы прежде всего соотносительные, а не только абсолютные характеристики развития человека. Одной из основных соотносительных характеристик становится конструктивность, получающая конкретное свое определение и количественное выражение. С целью введения понятия конструктивности в практическую сферу измерения качества развития личности, выводятся и апробируются специальные формулы расчетов конструктивности. Теоретически и практически определяются оптимальные технологии применения методических средств, позволяющих получать в антропологической диагностике развития личности наиболее существенные абсолютные его характеристики - как исходные для последующих расчетов относительной конструктивности этого развития. Таким образом, прикладная антропология, психология, социальная педагогика и другие науки о личности получают возможность определить качество этого развития не только вообще, но и конкретно, что позволяет представить исчерпывающую количественную характеристику соответствующей стадии эволюции личности.

    КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - стремление психолога консультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, направить ее на решение данной проблемы (в конструктивное русло) … Словарь терминов по психологическому консультированию

    Одно из осн. понятий математики, совр. формальной логики и теории алгоритмов. Конструктивными наз. объекты, построение или рассмотрение к рых возможно в рамках абстракции потенциальной осуществимости при противопоставлении ее абстракции… … Философская энциклопедия

    - (англ. constructive alternativism) философская установка, сформулированная Джорджем Келли, согласно которой реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных… … Википедия

    Направление методологии специально науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Философская энциклопедия

    Направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (См. Система). С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке… …

    Аппликативный подход к написанию программы состоит в систематическом осуществлении применения одного объекта к другому. Результатом такого применения вновь является объект, который может участвовать в применениях как в роли функции, так и в роли… … Википедия

    Бихевиоральный подход в социальной работе. - В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики: ее цель – помочь человеку стать способным реагировать на жизненные… … Словарь-справочник по социальной работе

    Лингвистика, языковедение, наука о Языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались … Большая советская энциклопедия

    Теория суперструн Теория … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная дыра (значения). Изображение, полученное с помощью телескопа «Хаббл»: Активная галактика M87. В ядре галактики, предположительно, находится чёрная дыра. На сни … Википедия

    CHF - (Швейцарский франк) Национальная валюта Швейцарии, история появления, развития Информация о швейцарском франке, истории появления и развитияю месте франка в современной экономике Содержание денежная единица. Швейцарский Франк - это(код по… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Etapas 7. Libro Del Alumno + Libro De Ejercicios (+ Audio CD) , Equipo Entinema. This book contains the Student Book, Workbook, and Audio CD. Etapas– курс испанского языка, отличительной чертой которого является модульность. Подходит для учебных планов любой…
  • Тотальный террор - не случайность. Это СПРУТ Уолл-стрита и пятой колонны США в России , Бобровник В.. В отличие от других стран, террор против России носит системный, тотальный характер. Книга раскрывает механизм осуществления тотального террора и его место во внешней политике и экономике…

Конструктивный подход к теории личности

Мы подходим ко всем теориям, представленным в книге, настолько позитивно и благожелательно, насколько это возможно. Каждая глава была прочитана и оценена теоретиками и практиками описанной в ней системы, что дает нам уверенность в том, что наша трактовка является достаточно исчерпывающей и точной. Мы пытались избежать тенденции критиковать или умалять достижения какой-либо из теорий. Напротив, мы постарались высветить сильные стороны и эффективность каждого подхода. Мы стремились избежать как предвзятости, так и бездумной эклектики. Однако проявили осознанное пристрастие в своем выборе теоретиков. Мы остановились на тех теоретиках, чьи достоинства и полезные качества являются для нас очевидными, обойдя вниманием известных теоретиков, которые казались нам менее полезными и менее отвечающими общей цели этой книги.

Каждый теоретик, включенный в эту книгу, предлагает что-то, имеющее уникальную ценность и релевантность, выделяя и проясняя различные аспекты человеческой природы. Нам кажется, что каждый из них в целом «корректен» в сфере своей компетенции. Тем не менее мы указали на ряд серьезных разногласий, имеющих место среди теоретиков личности. Представляется, что эти споры часто напоминают известную притчу о слепых людях и слоне. Когда тот или иной слепой ощупывает какую-то часть слона, то предполагает, что именно она является ключом к всему внешнему виду животного.

В оригинальной версии этой притчи слепые люди были философами, которых один мудрый царь (вероятно, уставший от их ученых споров) послал на погруженный в темноту скотный двор. Каждый философ настаивал, что его ограниченный опыт и теория, основанная на этом опыте, являются истиной в последней инстанции. Эта тенденция до сих пор обнаруживается среди современных теоретиков личности. Мы решили избрать иной подход.

В своей трактовке каждой теории мы исходим из того, что эта теория имеет определенное отношение к любому из нас. Например, работники, получающие почасовую оплату, могут обнаружить, что концепция режимов подкрепления (schedules of reinforcement) Б. Ф. Скиннера проливает свет на их поведение на работе. Однако сомнительно, что чтение Скиннера поможет людям понять, почему они посещают религиозные службы. Здесь скорее будут полезны сочинения Карла Юнга, посвященные роли символов и значимости «я». Таким образом, в различные периоды времени и в разных сферах нашей жизни каждая теория способна стать для нас руководством, просветить нас или внести ясность в какой-то вопрос.

Вероятно, один-два теоретика покажутся вам более близкими по сравнению с другими, представленными в этой книге. Каждый теоретик пишет об определенных базовых паттернах человеческого опыта, скорее всего паттернах, с которыми он встретился в собственной жизни. Мы привыкли считать наиболее значимыми теории, описывающие такие паттерны, которые в наибольшей степени соответствуют нашим собственным.

В каждой главе обсуждается какая-то теория или точка зрения, которая расширяет наши общие знания о человеческом поведении. Мы убеждены, что в дополнение к нашему врожденному биологическому паттерну роста и развития людей отличает тенденция к психологическому росту и развитию. Эта тенденция была описана многими психологами как стремление человека к самовыражению (self-actualization): желание понять себя и потребность реализовать свои способности в полной мере.

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Часть четвертая. Научный подход к сценарной теории ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ТЕОРИИ СЦЕНАРИЕВ Против теории сценариев выдвигается много возражений, причем каждое со своих особенных позиций. Чем лучше мы ответим на все сомнения, тем обоснованнее будет наше заключение о

Из книги Анализ характера автора Райх Вильгельм

ГЛАВА II ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ Отказавшись от использования катартической терапии и гипноза как вспомогательных средств анализа и предположив, что то, что пациент может рассказать терапевту во сне, он смог бы также поведать ему и в

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

6. Ролевые теории личности Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Теории личности В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Компоненты теории личности Как мы уже отмечали, основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Кроме объяснительной и предсказательной функций теории, есть еще и стержневые вопросы и проблемы, которые

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Критерии оценки теории личности Как при наличии огромного количества альтернативных теорий личности оценивать относительные достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и прогностической функции, решать, благодаря чему одна теория лучше

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

ЧАСТЬ ПЯТАЯ: НАУЧНЫЙ ПОДХОД К СЦЕНАРНОЙ ТЕОРИИ

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Теории личности До Фрейда и других ведущих западных теоретиков личности не существовало какой бы то ни было реальной теории личности. Считалось, что психические расстройства являются результатом необъяснимой «потусторонней (alien) одержимости» в остальном разумных,

Из книги Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков автора Райх Вильгельм

Расширение рамок теории личности В последние годы все более значимыми становятся следующие четыре подхода к человеческой природе и функционированию: когнитивная психология, движение за развитие человеческого потенциала (the human potential movement), женская психология и

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Глава 2 Теории развития личности 2.1. Подходы в рамках биогенетических и социогенетических концепцийРазвитие детской психологии в конце XIX – начале XX в. было тесно связано с педологией – наукой о детях, созданной американским психологом Гренвилем Стэнли Холлом

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Теории личности Несколько научных школ пытались изучить, как развивается и формируется личность, и многие из их теорий мы с вами уже подробно обсудили. К ним относятся гуманистическая психология (например, теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу), в которой

Из книги автора

Глава II Экономический подход в теории аналитической терапии Когда Фрейд покинул почву катартической терапии, отказался от гипноза как вспомогательного средства анализа и пришел к заключению, что все, о чем пациент рассказывает врачу во сне, должно быть рассказано ему в

Из книги автора

2.2. Психологические теории личности На современном этапе развития психологической мысли тайны человеческой психики познаны еще не полностью. Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых

Из книги автора

Инцест: подход с позиции теории семейных систем Питер Тайтельман В этой главе с позиции теории семейных систем Боуэна будут обсуждаться проблемы семей, в которых произошел инцест, а также возможности терапевтической работы с этими семьями. Будут рассмотрены следующие