Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. «В гости к осени. Конспект НОД учителя- логопеда в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по лексико- грамматическому строю ре

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «Осень»

Цели:

уточнить, закрепить и расширить представления детей об основных приметах осени;

активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;

продолжать развивать словообразовательную функцию речи;

учить составлять рассказ об осени с опорой на схему;

развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;

воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: картинка с изображением времени года «Осень», картины с изображением времен года, опорные схемы примет осени, мяч, картонные желтые листья, схема для составления рассказа по осенним приметам, панно.

Ход занятия

1.Орг. момент

Упр. «Назови ласково»

2.Сообщение темы занятия

Отгадайте загадку.

«Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда это бывает?» (Осенью)

Сегодня мы поговорим об осени.

3.Беседа по теме

После, какого времени года наступает осень?

Что делают люди в садах, на огородах и полях осенью? (Осенью люди убирают урожай овощей и фруктов).

Назовите осенние месяцы.

Повторение названий осенних месяцев.

4.Повторение названий времен года

5. Д/и «Подбери признак»

Что можно сказать об осени, какая она? (Осень - золотая, нарядная, хмурая, холодная, ранняя, красивая, дождливая и т.д.).

Какая природа осенью? (Осенью природа красивая, желтая, нарядная, яркая и т.д.).

6.Приметы осени

Вспомним и назовём приметы осени.

Как светит осенью солнце?

Какое небо? (Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь).

Какая погода осенью? (Погода осенью холодная, дует ветер).

Что происходит с деревьями, травой? (На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает).

Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают на юг).

Что происходит с животными? (Звери готовятся к зиме).

7. Д/и «Скажи со словом «Осенний»

Ветер, небо, погода, аллея и др. (Осенний ветер, осеннее небо и др.)

8. Объяснение и понимание переносного значения слов (« Золотая осень», «Поздняя осень», «Золотой ковер» (из листьев), «Золотые листья»).

9.Пальчиковая гимнастика

ОСЕННИЙ БУКЕТ

Раз, два, три, четыре, пять

Начиная с большого.

Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки .

Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке,

листики тополя, листья осины, начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и

Указательным пальчиками.

10. Д/и «Подходит-не подходит» (с желтыми листьями)

Поиграем с осенними листьями.

Я буду называть слова. Если слово подходит к осени, то поднимите осенние листья.

Опадают , тает, хмурая, расцветают, холодная , теплеет, жарко, улетают, зеленеют, поспевают , желтеют

11 . Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх

Перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием

Колена.

12. Упр. «Какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь?-дождливая,

…дождь-дождливая, ..холодно-холодная…, пасмурно-пасмурная…, сыро-сырая…, хмуро-хмурая…, солнечно-солнечная…, ясно-ясная…

13.Упр. «Скажи по образцу»

Наступил осенний день- наступили осенние дни.

На дереве желтый лист- на дереве желтые листья.

Плывет серая туча- плывут серые тучи.

Идет холодный дождь- идут холодные дожди.

Дует сильный ветер- дуют сильные ветра.

Висит теплая куртка- висят теплые куртки.

Летит птичья стая- летят птичьи стаи.

14. Д/и «Исправь ошибки» (по осенним приметам)

Скажите, что я говорю об осени правильно, а что неправильно.

Осенью солнце светит ярко? (Солнце осенью светит мало, не греет).

Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь.

Погода осенью теплая ? (Погода осенью холодная, пасмурная, дождливая).

На деревьях листья зеленые и опадают? (На деревьях листья желтеют, вянут и опадают).

Птицы прилетают с юга? (Птицы улетают на юг).

15. Составление рассказа-описания об осени (по схеме)

Осенью солнце светит мало, не греет. Погода холодная, ветреная. Небо покрыто темными тучами, часто моросит дождь. На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает. Птицы улетают на юг, туда, где тепло. Звери тоже готовятся к холодной зиме. Заяц меняет свою серую шубку на белую. Белка припасает на зиму: орехи, грибы. Медведь ложиться спать в берлогу на всю зиму.

16.Итог занятия

О чём мы сегодня говорили? В какие игры мы играли?

17 . Оценка деятельности детей

Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы.


Группа компенсирующей направленности

для детей с нарушениями речи (дети 5-6 лет)

Задачи:

— Совершенствование грамматического строя речи:

1) договаривание предложений - изменение слова по падежам;

2) составление предложений;

3) употребление множественного числа существительных;

4) образование прилагательных.

— Автоматизация произношения звуков [П] в игре.

— Развитие фонематического слуха и восприятия, четкой дикции, ритма.

— Активизация речи детей.

— Обобщение и систематизация представлений об изменениях в природе осенью.

— Активизация и актуализация словаря по теме «Осень. Овощи» (названия овощей, осенних месяцев, словарь глаголов и признаков).

— Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, тонкой и общей моторики.

— Развивать навыки совместной деятельности, умения договариваться, считаясь с интересами, желаниями других.

— Развивать интерес к художественному слову.

— Воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: сюжетная картина «Осень», 3картинки осени и 1 лета,4 разрезанных картинки по временам года, листики для фонопедического упражнения 1больой и 2 маленьких, муляжи (капуста, огурец, морковь), предметные картинки (Свекла, капуста, морковь, кабачок, огурец, перец, тыква, картофель, баклажан, редис, горох), мнемотаблица «Осень», 4 стола, стульчики по количеству детей.

Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)

Логопед говорит: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки нам давай» - приветствие.

Методы и приемы:

— Динамическое упражнение «Приветствие»

— Речевые игры и упражнения:

- Игра «Подскажи словечко» изменение по падежам;

- Игра «Да или нет? - дайте правильный ответ» - развитие внимания к чужой речи;

- Игра «Четвертый лишний» развитие самостоятельной речи;

- - развитие самостоятельной речи, внимания и памяти;

- Игра «Один-много» - употребление множественного числа существительных;

- - автоматизация произношения звуков [П] в игре. Развитие фонематического слуха и восприятия, четкой дикции, ритма.

- Пальчиковые игры «Осень», «Чесночек» - активизация и актуализация словаря по теме «Осень. Овощи».

— Социоигровой прием: деление по названию времени года на 4 компании;

— Загадки

Игра «Вершки и корешки»- закрепить знания об овощах

Подвижная игра «Листочки»

- активизация речи

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуй, здравствуй - не зевай встают в круг

И ладошки нам давай.

Вместе с солнцем мы встаем, поднимаются на носочки, руки вверх

Вместе с птицами поем: машут руками как крыльями

С добрым утром хлопки руками - ритм

С ясным днем шаги в ритм

Вот как здорово живем! правая рука вперед - кулак с поднятым

большим пальцем

2. Введение в тему .

Ребята отгадайте загадку :

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь я елочек и сосен,

Потому что я называюсь… (осень)

Молодцы, конечно это осень.

Логопед выставляет сюжетную картину «Осень»

Сегодня мы поговорим с вами об осени.

Игра «Подскажи словечко» Добавляйте слово - ОСЕНЬ в предложения:

Мы ждали …(осень)

Долго не было … (осени)

Мы рады … (осени)

Мы одеваемся тепло … (осенью)

Мы поем песни об … (осени)

Мы любим …(осень)

12345 предлагаю поиграть!

Игра «Да или нет? - дайте правильный ответ» Дети повторяют верное предложение, если не согласны - молчат

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достают ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Надо куртки, шапки надевать?

Молодцы, все вы знаете об осени. Проходите на стульчики.

12345 продолжаем мы играть.

Игра «Четвертый лишний» на доку выставляется 3 картинки осени и 1 лета

Ребята, посмотрите внимательно и подумайте, какая из картинок лишняя. Почему?

Хорошо ли вы знаете времена года? Будьте внимательны: давайте поделимся на компании по временам года: зима - весна - лето - осень….

Дети называют по порядку времена года (делятся на 4компании), подходят к своему столу

Найдите сою картинку на столе, садитесь.

На столе конверт с разрезанной картинкой, каждой компании надо собрать.

Игра в компаниях «До и после назови» (про свою картинку)

- до зимы бывает осень, а после зимы бывает весна

Игра «Один-много» в компаниях

Я буду каждой копании называть один предмет, а вы в ответ много, например: девочка - девочки.

ЛИСТ… ЗОНТ… ТУЧА… ДОЖДЬ… ДЕНЬ… ДЕРЕВО… ГРИБ… ПТИЦА… ЯГОДА… АРБУЗ… ВЕТЕР…САПОГ…

Молодцы. Отгадайте загадку :

Его весной летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки упали все рубашки.

Что это? (лес)

Почему говорится: «весной и летом мы видим одетым?»

Почему говорится: «упали все рубашки?» Что имеется ввиду?

Вы догадались, о чем загадка?

Как называется явление в природе, когда опадают листья?

Почему листопад бывает осенью?

Правильно. Для того чтобы листья были зеленые нужно тепло и солнце.

А также деревьям нужно время, чтобы отдохнуть, для того, чтобы весной снова появились новые зеленые листья.

123 - круг собери. Поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал плавные волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал: загибают по одному пальчику

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Подвижная игра «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Фонопедическое упражнение «Листочек»

Ребята, давайте попробуем пропеть песенку падающего листика

ПА-ПА-ПА (большие листики падают громко и медленно)

па-па-па (маленькие листики падают тихо и быстро)

Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят…летят… летят…

Осень в гости к нам идет

Для мальчишек и девчонок

Щедрый дар она несет.

Ребята, что за дар? Что приготовила осень для ребят? (урожай)

Урожай чего?

Дети хлопком передают названия овощей и фруктов по кругу.

Пальчиковая игра «Чесночек»

Вырос у нас чесночек разогнуть палец, помассировать на каждый овощ

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собрали,

Ими друзей угощали!

«Загадки» Если отгадали, то показывается муляж-отгадка

А чем угощали друзей, отгадайте загадки:

Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана (капуста)

Наши поросятки выросли на грядке

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.(огурцы)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)

Ребята назовите отгадки по порядку (логопед меняет порядок слов)

Как можно наши отгадки назвать одним словом? Что это? (овощи)

12345 продолжаем с овощами мы играть.

Игра «Вершки и корешки»

Ребята, если овощ растет в земле - руки опускаем вниз, а если овощ растет на грядке - руки поднимаем вверх.

Логопед показывает картинки и называет овощи, а дети соответственно поднимают и опускают руки:

СВЕКЛА, КАПУСТА, МОРКОВЬ, КАБАЧОК, ОГУРЕЦ, ПЕРЕЦ, ТЫКВА, КАРТОФЕЛЬ, БАКЛАЖАН, РЕДИС, ГОРОХ.

Молодцы, хорошо знаете овощи. Проходите, отдохните.

3. Итог .

О каком времени года мы сегодня говорили?

Давайте расскажем об осени по рисункам.

Работа с мнемотаблицей «Осень»

Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

А какое небо осенью? (хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, деревья стоят голые)

Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

Листья осенью что делают? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

С травой что происходит? (засыхает, вянет, желтеет)

Что делают птицы осенью? (улетают в теплые края)

Какая погода осенью? (дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, солнечная, ясная)

12345 мы закончили играть

Предлагаю вам нарисовать осень.

Литература

1. Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников стр. 25 - 29, «Логопед» № 2/2010г

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сала для детей с ОНР. - СПб.: ООО«ИЗДАТЕЯЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.

3. Смирнова Л.Н.

Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 ?6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозайка-Синтез, 2010г.

4. Стяпина ЛюН., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей стр. 59 - 68, «Логопед» № 1/2009г

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Осень» на основе пособия В.М. Акименко «Развивающие лексико-грамматические занятия» .

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологического высказывания с применением интеллектуальных карт.

Задачи:

1. Развитие навыков речевого общения.

2. Активизация словаря по тем «Осень».

3. Формирование навыка построения предложений и связных монологических высказываний.

4. Развитие навыков самоконтроля за построением связных высказываний.

5. Активизация психических процессов (памяти, мыслительных процессов, воображения).

Оборудование: интеллектуальные карты, картинки.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».

Опустел скворечник

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Загадки про осень.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3. Речевая гимнастика . «Угадай звук». Назвать первый и последний звук в слове: осень, дожди, холода, заморозки, ветер, пальто, иней.

«Отхлопай слово». Выхлопывание слоговой структуры слова: лис-то-пад, дожд-ли-вый, вет-ра, ту-ман, хо-ло-да, ту-ча.

4. Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов по теме.

Лексика: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ветер, листопад, заморозки, туман, дождь, иней, туча, сырость, непогода, первое сентября, школа, урожай, наступать, желтеть, опадать, моросить, срывать, хмуриться, срывать, вянуть, лить, дуть, холодный, мокрый, хмурый, осенний, дождливый, сухой, серый, моросящий, проливной, пасмурный, золотая (осень), унылый, мокро, пасмурно, ненастно, холодно.

Задание 1 . Подбери слово и составь словосочетание.

холодный утро

морозное одежда

густой день

тусклое туман

тёплая заморозки

ранние солнце

короткий ветер

Задание 2 . Образование мн.ч. сущ. в им.п и род п.

Образец: лужа – лужи - много луж. Слова: туман, дерево, птица, ветер, лист.

Задание 3 . Подбор антонимов.

Весна тёплая, а осень… (холодная).

Летом день короткий, а осенью… (длинный).

Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью… (улетают).

Весной листья на деревьях распускаются, а осенью… (опадают).

Задание 4 . «Четвёртый лишний»: ветер, дождь, капель, листопад; холодный, туманный, мокрый, летний; сапоги, валенки, перчатки, пальто; утеплять, загорать, опадать, вянуть.

Задание 5 . «Скажи правильно».

Образец: осень холоднее весны. Что теплее? (панама или шапка, сапоги или сандалии). Что холоднее? (ветерок или ветер, ветер или вьюга). Что наступает позже? (осень или весна, зима или осень). Что сильнее? (дождик или ливень).

5. Физкультминутка. Дети стоят в кругу, взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку. Дети ловят мяч и, бросая его назад, называют любое слово по теме.

6. Работа по интеллектуальной карте. Ребята, мы сегодня говорим об осени. А как мы догадываемся, что осень наступила? Какие вы знаете осенние месяцы? Какие признаки имеет осень? Давайте составим с этими словами предложения. (Дети составляют предложения по каждой ветви).

7. Составление связного высказывания по интеллектуальной карте.

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дни стали короче. С деревьев опадают листья. На юг улетели перелётные птицы. На огородах собирают урожай овощей. Осенью надо одеваться теплее.

8. Закрепление знаний по теме с помощью синквейна.

Осень

Поздняя, холодная, ветреная

Наступает, холодает

Осенью дует сильный ветер

Туман, заморозки, ветер, лёд, дождь

Дождь

Сильный, холодный, проливной, моросящий

Стучит, льёт, капает, идёт

По крыше стучит сильный дождь

Капли, туча, лужи, ветер, зонт

Ветер

Сильный, осенний, северный, слабый

Дует, срывает, воет

От сильного ветра опадают листья

Листопад, осень, дождь, холод

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе на тему: «Сложноподчинённые предложения с союзом «а»

Нетужилова Ольга Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ №124 г. Череповец.
Описание работы: конспект по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе на тему: «Сложноподчинённые предложения с союзом а», лексическая тема «Осень». Представленный материал может быть использован в работе педагогов групп компенсирующей направленности

Цель: развитие умения детей составлять сложноподчиненные предложения с союзом «а».
Задачи:
1. Создать условия для закрепления преставлений детей о признаках осени;
2. Способствовать развитию умения детей составлять предложения с противительным союзом а;
3. Обеспечить обогащение лексики детей синонимами, антонимами;
4. Способствовать развитию умения сопоставлять приметы ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.
Оборудование: сюжетные картины по теме, картинки для составления предложений с союзом «а», зеркала.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Отгадайте мою загадку и скажите, о каком времени года мы с вами сегодня поговорим?
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)

2. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Толстячки и худышки», «Качели», «Вкусное варенье», «Шарик», «Лопаточка-иголочка», «Конфетка», «Лошадка», «Причешем язычок». Упражнения для снятия напряжения мышц артикуляционного аппарата.
2. Игра «Сравни лето и осень»
Рассмотреть картины с изображениями осени и лета. Назвать приметы этих времен года. Сравнить их между собой – составить предложения с союзом А. (Пример: летом погода солнечная, а осенью пасмурная.)
3. Сопоставление примет ранней и поздней осени в стихах русских поэтов
Послушайте стихотворения и скажите о ранней или о поздней осени в них говорится:

Осень (Алексей Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Осень (З. Фёдоровская)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

Скажите, почему раннюю осень называют золотой? (ответы детей)
А почему позднюю осень называют хмурой? (ответы детей)
4. Физ. минутка «Осенью»
По дороге мы идем, листья сыплются дождем.
Красно-желтый листопад обсыпает всех ребят. (ходьба на месте)
А по небу ходят тучи, не пробьется солнца лучик. (поднимаем руки вверх)
Ветер дует с высоты, вянут травы и цветы. (наклоны в стороны)
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука. Будем листья собирать. (вращение руками)
То налево посмотрели, то направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (повороты влево, вправо)
Низко-низко приседаем и листочки собираем.
Соберем большой букет славной осени привет. (приседания)
Мы последний раз присели, отдохнули, посвежели.
А теперь домой идем, листья желтые несем. (ходьба на месте)
5. Упражнение на развитие дыхания «Подышим осенним воздухом в лесу»
6. Игра «Скажи по-другому» - упражнение в подборе синонимов.
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнаженные (без листьев).
Высохли цветы – завяли.
7. Игра «Скажи наоборот»:
Закончи предложение:
Летом солнце яркое, а осенью...
Летом небо светлое, а...
Летом день длинный, а...
Летом тучки ходят высоко, а...
Летом птицы учат птенцов летать, а...
Летом люди одеваются легко, а...
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а...
Летом люди выращивают урожай, а...
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а...

О чем мы сегодня говорили?
Какие времена года мы сегодня сравнивали?
С какими играми вам было сложно справиться, а с какими легко?
Оценка деятельности детей педагогом.

Оксана Иванникова

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска, Россия

Учитель-логопед: Иванникова О. А.

Тема: «В гости к осени».

Программное содержание: Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень». Обучающие задачи: расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью; упражнять в образовании относительных прилагательных; упражнять в образовании однокоренных слов; упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков; упражнять в употреблении простых предлогов с, в, под; развивать непроизвольную память, мышление.

Методическое обеспечение: Слайд-презентация «В гости к осени», картинки с изображением деревьев и листьев, картинки - символы «солнце», «ветер», «дождь», «деревья», «листья», «животные», «птицы».

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку – переходит доброта. Почувствуйте, как искорка доброты зажигается в наших сердцах. Пусть она сопровождает нас всё занятие. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Логопед:

Отгадайте загадку:

Что ни день – то резче ветер Рвёт в лесу листву с ветвей … Что ни день – то раньше вечер, А светлеет всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет …

Потому и всходит утро над землёй Почти в обед. (И. Мазин).

Логопед:

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети:

В этом стихотворении говорится об осени. Слайд 1.

Логопед:

Как вы догадались, что поэт описывает осень? О каких признаках осени говорится в этом стихотворении?

Дети:

Солнце светит меньше. Дует холодный ветер. Листья опадают. День становится короче, а ночь длиннее. На улице становится холоднее.

Логопед:

Вы правильно справились с заданием и вот вам в подарок «солнышко», которое будет вас согревать в пути. После каждого выполненного задания учитель-логопед даёт детям картинку - символ и помещает её на доске. Дети составляют предложение об солнце осенью.

Дети:

Солнце осенью светит и греет меньше, становится холодно.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед:

Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы отправимся «В гости к осени» и узнаем, какие изменения происходят осенью в природе, в жизни животных и птиц.

3. Изучение нового материала.

1) Логопед:

Первая станции нашего путешествия «Лесная». Слайд 2.


Старичок - лесовичок приготовил для вас первое задание и загадку:

Его весной и летом Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

Логопед:

Как вы догадались, что это лес?

Дети:

Летом и весной на деревьях в лесу растут зелёные листья, а осенью они опадают. Слайд 3.


2) Логопед:

Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю.

Логопед:

Как называется явление, когда листья падают?

Дети:

Листопад. Логопед:

Из каких двух простых слов образовано слово листопад?

Дети:

Листья падают.

Логопед:

Посчитаем осенние листья, которые сорвал с деревьев ветер.

3) Пальчиковая гимнастика «Осень». Ветер по лесу летал,

Плавные, плавные движения ладонями. Ветер листики считал: Вот дубовый,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот кленовый, Вот рябиновой резной, Вот с берёзки – золотой, Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Н. Нищева.

4) Логопед размещает на наборном полотне картинки деревьев.

Логопед:

Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Назовите их. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев.

Логопед:

А вот и листья этих деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал лист и как он называется. Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья.

Дети:

Этот лист упал с клёна. Это кленовый лист.

Материал: лист березы, осины, рябины, липа, тополя, дуба, шишка ели и сосны.

5) Логопед:

Подберите слова – признаки к слову «листья». Листья какие?

Дети:

Листья жёлтые, зелёные, краснее, разноцветные, сухие, шуршащие, красивые.

Логопед:

Вы правильно назвали листья деревьев (вручается картинка –с имвол «ветер» и логопед предлагает детям подобрать слова-действия к слову «ветер». Ветер (что делает) -

6) Игра «Похожие слова». Слайд 4. На слайде появляется «дерево родственных слов».


Логопед:

Вот дерево стоит, Очень странное на вид. Ты картинку назови, Слова «родственники» подбери.

Логопед:

Подберите родственные – однокоренные слова к слову «лес». Если дети затрудняются самостоятельно подобрать слова, то логопед помогает им с помощью наводящих вопросов. Данный слайд управляется по щелчку мыши, после правильного ответа, на слайде появляется картинка с изображением названного родственного слова.

Логопед:

Что это? (Лес.)

Логопед:

Большой лес, а маленький … (лесок.)

Логопед:

Человек, который ухаживает за лесом … (лесник.)

Логопед:

Тропинка в лесу, какая … (лесная.)

Логопед:

Человек, который лес рубит … (лесоруб.)

Логопед:

Назовите одно сложное слово вместо двух простых: лес разводит (лесовод.) Логопед:

Техника, которая лес возит? (Лесовоз.)

Логопед:

Вы выполнили задание, получите за это картинку («деревья»). Дети составляют предложение со словом «деревья».

Дети:

Листья на деревьях становятся желтыми и опадают. Пора нам отправляться дальше в путешествие.

7) Станция «Лесных обитателей». Слайды 5, 6, 7 управляются системой гиперссылок, правильные ответ при помощи анимации выделяются, а при неправильном ответе картинка удаляется, предлагается выполнить задание правильно. Слайд 5. Логопед:

Мы прибыли на станцию «Лесных обитателей».


Логопед:

Хлопочут, торопятся лесные жители, осенью готовятся к холодной и долгой зиме.

Логопед:

Назови, кто из животных осенью залегает в спячку и спит до весны?

Дети:

Еж и медведь осень залегают в спячку и спят до весны. Слайд 6.

Логопед:

Про кого говорят, что его «ноги кормят».

Дети:

Волка зимой «ноги кормят».

Логопед:

Что обозначают слова «ноги кормят», объясните это выражение.

Дети:

Если волк быстро бегает, то он поймает добычу. Если у него быстрые ноги, то не останется голодным.


Логопед:

Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки?

Дети:

Заяц и белка меняют цвет шубки.

Логопед:

Почему это происходит?

Дети:

Заяц меняет шубку для того, чтобы зимой его не было видно на снегу.


Логопед:

Молодцы, ребята, вы узнали о том, какие изменения происходят осенью в жизни животных. (Вручает картинку - символ «животные»). Дети составляют предложение со словом «животные».

Дети:

Животные готовятся к зиме: заяц и белка меняют цвет шубки, медведь и ёж залегают в спячку.

Логопед:

Лесные обитатели приготовили для вас загадку:

Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает И никуда я не иду, Покуда он гуляет.

Логопед:

На полянку выходите, С дождём игры заводите.

III. Физминутка. Упражнение на координацию речи с движениями «Дождик». К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты,

Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

Логопед выручает детям картинку - символ («дождь») Логопед:

Подберите слова – признаки к слову дождь. Дождь какой?

Дети:

Осенний, холодный, сильный, проливной, моросящий. Дети составляют предложение со словом «дождь».

Дети:

Осенью часто идёт моросящий дождь.

8) Д/игра «Кто и где спрятался?» Слайд 8.


Логопед:

Пошёл дождь в лесу. Лесные звери испугались дождя и решили спрятаться в свои домики. Скажите, кто из зверей, где прятался.

Дети:

Медведь спрятался в берлоге. Белка пряталась в дупле. Лиса спряталась в норе. Волк спрятался в логове. Заяц спрятался под кустиком.

9) Станция «Пернатых друзей». Слайд 8.

Логопед:

Наше путешествие продолжается. Вот мы прибыли на станцию пернатых друзей и узнаем, какие изменения происходят осенью в жизни птиц.


Логопед:

Назовите птиц?

Дети:

Ласточка, грач, жаворонок, скворец, сорока.

Логопед:

Кто из этих птиц не улетает на юг?

Дети:

Сорока не улетает на юг.

Логопед:

Как называются птицы, которые улетают в тёплые страны?

Дети:

Птицы, которые улетают в тёплые страны, называются перелётными.

Логопед:

Как называются птицы, которые остаются с нами?

Дети: С нами остаются зимующие птицы.

Логопед:

Вы справились с этим заданием. Дарит детям картинку-символ (птицы). Дети составляют предложение со словом «птицы». Дети:

Перелётные птицы улетают на юг.

10) Д/и «Осень, ты какая?»


Вы много узнали об осени, расскажите, осень какая? Дети:

Осень – красивая, золотая, холодная …

Логопед: Если на улице холодно, то осень …

Дети:

Холодная.

Материал: если грустно - грустная, ветрено - ветреная, красиво - красивая, печально - печальная, хмуро - хмурая, пасмурно - пасмурная, дождливо - дождливая, мокро - мокрая, грязно - грязная, сыро - сырая, уныло – унылая, красиво - красивая.

11) Рассказы детей «Осень наступила». Дети составляют рассказы об осень по опорным картинкам-символам.

Логопед:

Вот и подошло к концу наше путешествие, мы побывали с вами в осеннем лесу, узнали о том, как животные и птицы готовятся осенью к зиме, какие изменения произошли осенью в природе. Дифференцированная оценка деятельности детей.