Комплекс кассандры. Синдром кассандры

В художественной литературе (особенно в фантастике), а также в кинофильмах, часто встречаются сюжеты, связанные с синдромом Кассандры. Некоторые фильмы целиком завязаны на этом. К примеру, "12 обезьян" Терри Гиллиама. Недавно посмотрел в том же ключе фильм "Предчувствие" (США, 2007) и несколько первых серий британского сериала "Парадокс". Синдром Кассандры заключается в том, что человек, стараясь избежать осуществления пророчества, действует так, что именно благодаря этому пророчество (предсказание) осуществляется. Предвидение выполняет роль некоей программы, которую человек принимает, иначе пророчество не сбудется. Возможны две трактовки этого феномена. Первая - "фаталистическая" или "полуфаталистическая". Избежать предсказанного сложно или очень сложно, что бы человек не делал. То же самое относится к группе людей или даже всему виду. По этой версии предсказание - каким-либо образом "увиденное" будущее (как вариант - послание из будущего). Фатализм заключается в отсутствии надежды на преодоление предсказания. События направляются судьбой либо возможен только один вариант, которого не избежать. В рассказе Шекли "Три смерти Бена Бакстера" напротив, события с одними и теми же персонажами развиваются по трем разным сценариям (в трех параллельных и почти идентичных мирах). Причем главный герой в третьем действует принципиально иначе, чем в первых двух, но результат оказывается тот же. Вопрос "можно ли изменить будущее" кажется загадочным и волнующим. Но в который раз видимость оказывается обманчива.

Бесспорно, что представления о будущем влияет на поступки, а через это оказывает влияние на развитие событий. В то, что возможны варианты (хотя бы в мелких частностях) - признают все. Однако я бы это не называл свободой выбора или неопределенностью будущего. Будущего нет! Будущее - то, что нам предстоит. Наши действия формируют будущее. В чем принципиальная разница двух подходов? В одном будущее УЖЕ есть и его можно видеть (или угадывать), отсюда попытки изменить будущее. Но если будущего нет, то его нельзя изменить или поспособствовать ему. Всё непосредственно зависит от происходящих процессов и их взаимосвязи. Меняется прошлое. Меняется в тот момент, который мы называем "настоящее". Верите вы в некое предсказание или нет - на ход событий повлияют (если это возможно) ваши действия, а не намерения. Даже если произойдет нечто предсказанное - или, точнее, похожее на предсказанное - это не будет означать исполнения предсказания. События происходят потому, что для них есть причины, а не потому, что кто-то нечто предсказал. "Синдром Кассандры" в некоторых случаях срабатывает, так как оказывается воздействие на сознание. Но в действительно он не такой яркий, и не приводит к исполнению предсказания. Если предсказанное не может сбыться, его нельзя и избежать. Можно влиять на происходящее так, чтобы оно было больше похоже на предсказанное. Уточню, я говорю именно о предсказаниях, а не любых прогнозах. Вера в предсказания в любом случае сказывается на поведении человека негативно, зачастую лишая воли и надежды, либо, напротив, обманывая ложными обещаниями.
То, что случается, случается не "благодаря" и не "вопреки". Если мы хотим предотвратить определенное нежелательное событие, то есть вероятность, что это событие не произойдет. Возьмем "12 обезьян". Изменим сюжет так, чтобы не было путешествий в будущее и обратно, не было знания о катастрофе вследствие распространения губительного вируса. Просто герой желал бы предотвратить подобное событие и знал, что такое событие может произойти. Даже если бы он не смог предотвратить, он действовал бы иначе. Убедительность таких фильмов и книжных сюжетов в том, что всё происходящее подогнано под искомую схему. Реальные события происходят иначе, их нельзя "редактировать". Единственное ощущение, возникающее у меня после просмотра или прочтения подобных произведений - как же хорошо, что так на самом деле не бывает. Фатализм - страшная штука, какую бы форму он не принимал. Поэтому я никогда не смеюсь над фильмами о сюжете Кассандры, как бы нелепы они ни были.

Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] Петиколлен Кристель

Синдром Кассандры

Синдром Кассандры

Кассандра – прекрасная троянская принцесса. Сам бог Аполлон влюбился в нее, и она обещала выйти за него замуж в обмен на способность предсказывать будущее. Но, получив этот дар, Кассандра передумала и отказала Аполлону. В отместку он лишил ее дара убеждения. И, несмотря на точность предсказаний, ей никто не верил. Ее пророчества о том, что путешествие Париса в Спарту принесет несчастье, что троянский конь – ловушка и город будет полностью разрушен, не были услышаны.

Синдромом Кассандры называют способность заранее знать о будущих неприятностях и невозможность этому помешать.

Рассмотрим три точки зрения на это необычное явление.

Первая состоит в том, что люди, знающие все заранее, бесконечно страдают и живут в изоляции от общества. Им бы хотелось быть полезными, предотвращать неизбежное, но их резко обрывают как надоедливого предвестника беды. Когда предсказание сбывается, нашим ясновидящим неловко напоминать, что они ведь предупреждали! Если бы они осмелились сказать: «А я вам говорил!» – окружающие отреагировали бы негативно.

Второй момент, о котором важно поговорить, касается неспособности человека отказаться от своих предвещаний. «Вылез гвоздь вверх – молоток обратно прибьет» – гласит японская пословица. Лучше заблуждаться вместе с толпой, чем быть правым в противовес ей. Как гласит народная мудрость, «с волками жить – по-волчьи выть». И, несмотря на это, многие упорно продолжают резать правду-матку и даже проповедовать, рискуя стать всеобщим посмешищем. Кстати, смех может быть неплохим способом заставить слушать себя. Похоже, это хорошо понял Жан-Клод Ван Дамм. Он развлекает всех своими афоризмами и высказываниями, поскольку их печатают, они расходятся по всему миру! Это может получить силу убеждения. В какой-то момент люди задумаются: «А что, во всем этом есть своя доля истины!»

Что ж, Аполлон выбрал прекрасное наказание для строптивой Кассандры: дар предсказания, которым она владела, оказался бесполезным без дара убеждения. Нужно обладать неимоверной харизмой, чтобы заставить толпу поверить своим словам. А ведь могут появиться и противоположные точки зрения! Если в коллективе господствует единое мнение, любое возражение подавляется. Когда все считают, что дела идут хуже некуда, вы никогда не докажете обратное, даже если владеете конкретными фактами. Точно так же при всеобщей эйфории не будут услышаны призывы к благоразумию. Но здесь мы уже незаметно перешли к синдрому Титаника.

Если вам свойствен синдром Кассандры, помните, что каждый учится на собственном опыте, на своих ошибках. Старайтесь удерживать при себе свои предсказания: предоставьте каждому развиваться в своем ритме. В крайнем случае, если вы уверены, что ошибка приведет к неприятным последствиям, сделайте два-три осторожных предупреждения, но если убедитесь, что вас не хотят слушать, сразу замолкайте. Ну, и еще самым чистосердечным тоном, как инспектор Коломбо, задайте человеку уместный вопрос, о котором он не подумал, например: «Поставить стиральную машину на балкон, чтобы освободить место? Прекрасная мысль! А как ты думаешь, куда будет уходить вода?»

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Синдром «я и Бог» Не надо обвинять Роя в безответственности, безумии или маловерии. Давайте вникнем в эту проблему, ведь с ней сталкивается множество христиан, которые задают примерно те же вопросы.В каком–то смысле с этим убеждением совладать легче, нежели с тем ложным

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Синдром Туретта Синдром Туретта (СТ) - весьма любопытное расстройство, своего рода связующее звено между базальными ганглиями и двумя, казалось бы, не связанными между собой расстройствами - синдромом дефицита внимания (СДВ) и обсессивно-компульсивным расстройством

Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич

СИНДРОМ ЕМЕЛИ Лень прежде нас родилась. Русская пословица Русских часто обвиняют в лени, и, честно говоря, не так уж это далеко от истины. Другое дело, что лень - качество сложное и не всегда такое уж плохое.Если разобраться, весь прогресс человечества - результат нашей

Из книги Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию автора Шапира Лори Лейтон

Глава 1. Миф и трагедия Кассандры О горе! О горе, горе! Мучительное зрение опять меня уничтожает! Криста Вольф. Кассандра Кассандра была одной из дочерей Приама и Гекубы, правителей Трои. Однажды, когда она находилась в храме Аполлона, появился сам бог и обещал наделить ее

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Глава 2. Раны Кассандры Коллективная динамикаКоллективные факторы, вызывавшие аффект у Кассандры, - это прекращение поклоняться богине как верховному божеству и усиление мести Аполлону. Эти темы постоянно фигурируют в историческом развитии конкретного фактора,

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Анн Анселин Шутценбергер СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы (пер. с фр. И.К.Масалков) М: изд-во Института Психотерапии, 20011 (с.13) Можно с уверенностью утверждать, что в

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков - Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001 К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Синдром самозванца Одна из самых нелогичных причин невыполнения обещаний – страх успеха. Страх неудачи – это понятно и логично. Мало кому хочется испытывать чувство вины, получать подтверждение своей неполноценности или быть наказанным за свою ошибку, поэтому если

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Синдром первенства Американская система ценностей с акцентом на конкуренцию и личные достижения также обусловливает распространенность застенчивости. Говоря словами Джеймса Добсона, в нашей стране человеческая красота – это золотая монета, ум – серебряная;

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Синдром выгорания Под синдромом выгорания понимается состояние психической и физической истощенности со снижением работоспособности и переживанием отчужденности от самого себя. Этот синдром проявляется в том, что мы чувствуем себя изможденными и уставшими уже в

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Синдром заключенного Незадолго до освобождения заключенные часто теряют сон и испытывают беспокойство. Как ни странно, симптомы появляются после долгих лет ожидания того дня, когда они выйдут на волю. Подобная тревожность в ожидании каких-то событий возникает

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Единый синдром Ипохондрия относится к тем заболеваниям, с изучения которых начинались западная медицина и психология. С античных времен ипохондрия описывается во всех главных психологических и медицинских учебниках и традиционно ассоциируется с меланхолией

Из книги автора

Синдром СНК Знают ли пациенты о том, что многие врачи не понимают результатов анализов? Знают ли пациенты, что врачи используют оборонительные медицинские практики, о которых было рассказано в главе 3? Насколько мне известно, в очень редких случаях. Например,

Из книги автора

13.5. Синдром Стендаля На Западе много рассуждают о синдроме Стендаля – одном из аспектов патологии, проявляющейся у людей искусства. Начиная с искусства времен палеолита и неолита, эта тема волновала умы многих выдающихся людей, осознававших, что искусство обладает

Синдром кассандры — это метафора, которая относится к человеку или людям, делающим прогнозы о надвигающейся катастрофе, но предсказания которых не принимаются.

В современном мире это случается, когда ученые и другие мыслители делают прогнозы будущих экологических или финансовых бедствий, основанных на текущих событиях.

Мелани Кляйн

В 1963 году психолог Мелани Кляйн дала интерпретацию синдрома Кассандры как представителя человеческой нравственной совести, главной задачей которой является предупреждение. Кассандра как нравственная совесть, «предсказывает, что последует наказание и возникнет горе».

Необходимость указать на моральные нарушения и последующие социальные последствия обусловлена ​​тем, что Кляйн называет «разрушительными влияниями жестокого суперэго». Суперэго представлено в греческом мифе богом Аполлоном, повелителем и преследователем Кассандры.

Использование метафоры сосредотачивается на нравственной природе определенных предсказаний. Пробуждает в других «отказ верить тому, что заведомо является правдой. Выражает универсальную тенденцию к отрицанию. Отрицание мощная защита от беспокойства и вины».

Лори Лейтон Шапира

В 1988 году юнгианский аналитик Лори Лейтон Шапира изучила, то что назвала «Комплекс Кассандры» на основании жизни двух анализируемых лиц.

Основываясь на клиническом опыте, она описала три фактора, которые составляют синдром:

  1. Дисфункциональные отношения с «архетипом Аполлона».
  2. Эмоциональные или физические страдания, включая истерию.
  3. Отсутствие веры, когда пытаешься связать факт этих переживаний с другими.

Лейтон Шапира рассматривает синдром кассандры как результат дисфункциональных отношений с тем, что называется «архетипом Аполлона». Он относится к образцу любого человека или культуры, связанному, порядком, разумом, интеллектом, правдой и ясностью, отрицающее оккультное или иррациональное.

Интеллектуальная специализация этого архетипа создает эмоциональную дистанцию. Она может предрасполагать отношения к отсутствию эмоциональной взаимности и последующим дисфункциям.

Обращаясь к метафорическому применению мифа греческой Кассандры, Лейтон Шапира заявляет, что:

То, что видит женщина Кассандра, является чем-то темным и болезненным, которое может быть не очевидным на поверхности или что объективные факты не подтверждают.

Она представляет себе отрицательный или неожиданный результат; или что-то, с чем трудно будет справиться. Или правду, которую другие, особенно авторитетные деятели, не согласились бы принять. Для других ее слова кажутся бессмысленными, несвязанными, раздутыми.

Жан Шинода Болен

В 1989 году Жан Шинода Болен, профессор психиатрии Калифорнийского университета, опубликовал эссе о боге Аполлоне. Он подробно описал психологический профиль «женщины Кассандры», которая связана дисфункциональными отношениями с человеком «Аполлона».

Согласно Болену, архетипы Кассандры и Аполлона не являются гендерными.

«В качестве архетипа Аполлон олицетворяет аспект личности, который хочет четких определений, привлекается к мастерству, ценностям порядка, гармонии. Предпочитает смотреть на поверхность, а не на то, что лежит в основе появления. Архетип Аполлона благоприятствует размышлению над чувствами, дистанцируется от близости, объективная оценка дается по субъективной интуиции».

Глава 1. Миф и трагедия Кассандры

О горе! О горе, горе!

Мучительное зрение опять меня уничтожает!

Криста Вольф. Кассандра

Кассандра была одной из дочерей Приама и Гекубы, правителей Трои. Однажды, когда она находилась в храме Аполлона, появился сам бог и обещал наделить ее даром пророчества, если она согласится принадлежать ему. Однако, приняв его дар, Кассандра отказалась исполнить свою часть договоренности.

Как известно, если милость бога принимается, ее уже нельзя отвергнуть. Поэтому Аполлон умолял Кассандру подарить ему хотя бы один поцелуй, и как только она это сделала, он вдохнул в ее уста нечто такое, что ни один человек больше не доверял ее пророчествам.

С самого начала Троянской войны Кассандра предсказывала ее трагический исход. Но никто не слушал ее предсказаний. Она говорила о том, что греки спрятались внутри деревянного коня, но троянцы не вняли ее предупреждениям. Ее судьба состояла в том, чтобы знать, какое произойдет несчастье, но не иметь возможности его предотвратить.

Кассандру обвинили в поражении и отдали Агамемнону. Когда он привез ее в Микены, их приветствовала Клитемнестра, жена Агамемнона, которая вместе со своим любовником Эгисфом устроила заговор и задумала убить их обоих. Кассандра предчувствовала свою судьбу и отказалась войти во дворец. Она впала в транс пророчества и кричала, что чувствует кровь, ощущая на себе всю тяжесть проклятья дома Атреев. Однако она не смогла избежать своей судьбы. Клитемнестра убила ее тем же топором, которым обезглавила Агамемнона

Кассандра - фигура трагическая. Ее история легла в основу древнегреческой драмы, поэтических произведений-и даже оперы. В литературе основу трагедии составляет порочный характер трагического персонажа, но вместе с тем его огромный потенциал остается нереализованным. В чем же тогда заключается сущность трагедии Кассандры?

Когда Кассандра отказалась разделить ложе с Аполлоном, тот наложил на нее заклятье, состоявшее в том, что никто не поверит в ее пророчества. Но почему же она ему отказала? Неужели он просто ее не интересовал? История говорит совершенно иное. В «Агамемноне» Кассандра рассказывает об игривых отношениях с Аполлоном, которые предшествовали отказу: «Меня он домогался, он любви хотел. Пообещав, я обманула Локсия (Аполлона)».

Хотела ли она получить что-то просто так? Была ли она сексуальной соблазнительницей, которая лишь дразнит, как большинство истеричек? Хотя, судя по манере поведения, Кассандра явно была истеричкой, все же она являлась амбивалентной личностью. Сначала она жаловалась, потом изменяла. Возможно, в ее амбивалентности содержалась и пассивная агрессия - гнев на Аполлона за его прошлые яростные выпады против женственности и одновременно страх, что ее изнасилуют и бросят, как это уже не раз бывало со многими другими объектами его вожделений.

Фактически Аполлон понуждал Кассандру стать его пифией, «женой бога», чтобы наполнить ее своей божественной одухотворенностью. В процессе обожествления пифии было известно, что она стала «entheos, plena deo: богом, который в нее вселялся и использовал ее голос, как свой собственный»

Исторически в Дельфах избранные женщины служили воплощением этого священного сосуда, ибо бог должен был обладать высокой нравственностью, абсолютной целостностью и твердостью земли. Такая женщина должна была происходить из известной, уважаемой, но простой семьи и вести столь непорочную и праведную жизнь, что, приближаясь к богу, она должна это сделать с поистине девственным сердцем. Диодор Цикул утверждал, что «в древние времена оракулы вещали через девственниц, поскольку их добродетель была обусловлена их физической чистотой и связью с Артемидой. Ей они готовы были доверить свои секреты, которые могли раскрыть оракулы»

Даже если это действительно так, многие пифии не выдержали напряжения. На каком-то уровне Кассандра уже могла знать, что не имеет всех необходимых качеств, которые древние, обладая интуитивной мудростью, считали необходимыми для женщины, воплощающей священный божественный сосуд.

С архетипической точки зрения, «сосуд» ассоциируется с женственностью, со способностью женского чрева принимать. На личностном уровне женским психологическим сосудом является ее Эго. Кассандра имела слабый сосуд. Это оказалось ее трагической неполноценностью. В психологическом смысле она не являлась девственницей:

«Женщина-девственница сама по себе делает то, что она делает, - не потому, что хочет получить удовольствие, не для того, чтобы ее любили или одобряли, и даже не по собственной воле, и не затем, чтобы обрести власть на другими… а делает это потому, что это истинно».

Кассандра же, наоборот, как всякая истеричка, не делает ничего, чтобы стать любимой. В конечном счете она сказала Аполлону «нет», поскольку это был единственный способ выжить при столкновении с властью маскулинности, выходящей за любые ограничения. Кассандра не смогла отказать богу прямо и откровенно, непосредственно конфронтировав Аполлона с его Тенью насильника и женоненавистника. Поступив таким образом, она утвердила бы свою женскую сущность, сохранив свою девственность, которая в конечном счете позволила бы ей исполнить свое предназначение как святого божественного сосуда.

Но Кассандра не обладала достаточной силой Эго. У нее было несколько болезненное отношение к женственности, поэтому ее Эго не имело прочной женственной основы. Как мы увидим в следующей главе, этому было много причин - и личных, и обезличенных.

Рис. 3. Две ипостаси Аполлона

Слева: Статуя Аполлона из Вей. Около 500 до н. э. Музей виллы Джулия, Рим

Справа: Аполлон Бельведерский, ок. 330–320 до н. э. Музей Пия-Климента, Ватикан

Из книги Ангелы страшатся автора Бейтсон Грегори

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Еврейская Трагедия «Еврейскому вопросу» посвящена невероятно обширная литература, но «воз и ныне там». Сейчас наиболее расхожи две версии, объясняющие поведение евреев и их роль в истории. Первая (её выдвинула группа «К Богодержавию», возглавляемая неким анонимным

Из книги Психология искусства автора Выготский Лев Семенович

Глава VIII Трагедия о Гамлете, принце Датском Загадка Гамлета. «Субъективные» и «объективные» решения. Проблема характера Гамлета. Структура трагедии: фабула и сюжет. Идентификация героя. Катастрофа.Трагедию о Гамлете все единогласно считают загадочной. Всем кажется, что

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Трагедия Я хотел бы, чтобы вы поняли мою человеческую трагедию. Меня окружали ЛЮДИ, я уважал и любил их – и их не стало. Вместо них появились СОВСЕМ ДРУГИЕ СУЩЕСТВА, тем более страшные, что с тем же прекрасным обликом…Я потерял дорогих мне людей.Размер потери? – Половина

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Трагедия целины После первых лет освоения целины радовавших богатейшими урожаями, наступила расплата. Степному ветру есть, где разгуляться, на бескрайних целинных просторах. Черные бури начали собирать свою дань. Пыльная мгла заслоняла солнце, повисала над степью, над

Из книги Тысячеликий герой автора Кэмпбелл Джозеф

2. Трагедия и комедия «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по - своему». Этими пророческими словами граф Лев Толстой начал свой роман о духовном расколе героини его современности, Анны Карениной. На протяжении семи

Из книги Тридцать советов если ваши любовные отношения закончились навсегда автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 8. Убедите тебя, что все произошедшее – не трагедия! Тема этой главы предельно понятна. Однако не могу отказать себе в удовольствии процитировать одно письмо, которое пришло ко мне на мою электронную почту [email protected] еще в 2007 году от Инны из города Ростов-на-Дону. Тем

Из книги Секс и город Киев. 13 способов решить свои девичьи проблемы автора Лузина Лада

Трагедия вечернего платья Как-то раз я купила себе в Париже вечернее платье. Я влюбилась в него мгновенно, увидев на манекене в витрине, и еще больше - увидав свое отражение в зеркале. Оно не было умопомрачительно-роскошным, вызывающе открытым, эпатажно-дорогостоящим,

Из книги Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию автора Шапира Лори Лейтон

Глава 2. Раны Кассандры Коллективная динамикаКоллективные факторы, вызывавшие аффект у Кассандры, - это прекращение поклоняться богине как верховному божеству и усиление мести Аполлону. Эти темы постоянно фигурируют в историческом развитии конкретного фактора,

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

Трагедия Левиафана Наследие Хардина заключалось в реабилитации принуждения со стороны государства. i: o в пользу Гоббса, отстаивавшего высшую верховную власть как единственный способ обеспечения сотрудничества среди подданных. «А соглашения, - писал он, - без меча -

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Трагедия Немолодой мужчина, исполнительный и старательный, всю жизнь работает на одном месте. К любым изменениям, даже в мелочах, привыкает медленно, с трудом. Случилось так, что в результате кризиса предприятие, на котором он работал, обанкротилось. Но он продолжал

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Трагедия общинных пастбищ Статья биолога Гаррета Хардина «Трагедия общинных пастбищ», напечатанная впервые в престижном журнале Science в 1968 г., приближается к рекорду по частоте переизданий среди статей из научных журналов. Авторы недавних материалов для обсуждения

Из книги Исчезающие люди. Стыд и внешний облик автора Килборн Бенджамин

Глава 6 Что видит камера. Трагедия современных героев и «правила игры» Я буду постоянно выискивать музыкальное в идее, ситуации и так далее, извлекая самую ее сущность, и когда я добьюсь, чтобы мой читатель стал столь восприимчивым музыкально, что он будет якобы слышать

Из книги Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния автора Кил Кент А.

Из книги Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] автора Петиколлен Кристель

Синдром Кассандры Кассандра – прекрасная троянская принцесса. Сам бог Аполлон влюбился в нее, и она обещала выйти за него замуж в обмен на способность предсказывать будущее. Но, получив этот дар, Кассандра передумала и отказала Аполлону. В отместку он лишил ее дара

Из книги Созидание души автора Зойя Луиджи

4.4. Анализ и трагедия Что такое анализ? «Лечение разговором»? Это едва ли является ответом на поставленный вопрос. Будет ли «лечение разговором» специализированной формой терапии (конкретным видом «лечения») или специализированной формой повествования (конкретной