Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры учителя. Её формирование является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
(Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога нередко приводит к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками).
Коммуникативная культура как сложное образование включает культуру речи, культуру слушания, эмоциональную культуру. Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро устанавливать контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.
Общительность – явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим три основных:
1) коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации.
( Опрос учителей, оставивших педагогическую работу, убеждает нас в том, что большинство из них – люди некоммуникабельные или малокоммуникабельные для которых сам факт общения с другими людьми не свойствен их личностной природе и не может перерасти в профессионально-личностное качество. Этой же характеристикой отмечены многие слабые руководители. Педагогическая деятельность есть общение – постоянное, длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются, что, естественно, затрудняет их работу в школе).
2) социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей. Социальное родство выступает не просто как временное психическое состояние, а как устойчивое личностное образование, связанное с профессионально-педагогической направленностью личности.
3) альтруистические тенденции (альтруизм – бескорыстие): эмпатию как способность к сопереживанию, сочувствию. Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции.
Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т.д. Именно наличие этих эмоций и потребности в их переживании свидетельствует о предрасположенности к педагогическому общению.
В альтруистических эмоциях выделяют желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого и т.д.
4) идентификацию – как умение переносить себя в мир другого человека.
Общительность как свойство личности, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. Правомерно рассматривать общительность как единство трех компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия до, во время и после общения, коммуникативных навыков и умений. В данной трактовке наиболее четко обозначены собственно профессионально-творческие аспекты общения, хотя потребность в общении – общечеловеческое свойство.
А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность; особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (напр., интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации.
Компоненты профессионально-педагогической общительности, на которые должен ориентироваться учитель:
1. Наличие устойчивой потребности в систематическом общении с детьми в самых различных сферах.
2. Органичное взаимодействие общечеловеческих и профессиональных показателей общительности.
3. Эмоциональное благополучие на всех этапах общения.
4. Продуктивное влияние общения на остальные компоненты педагогической деятельности.
5. Наличие способностей к осуществлению педагогической коммуникации.
6. Наличие коммуникативных навыков и умений.
Органичное единство данных компонентов образует профессионально-педагогический уровень общительности личности.
(Можно ли развивать общительность? Для продуктивного коммуникативного самовоспитания важно разобраться в особенностях собственной общительности, осмыслить, в какой мере это качество сформировалось у вас как профессионально-личностное. Можно организовать этот самоанализ по следующей программе.
Вначале попытайтесь определить общий уровень вашей общительности. Затем можно переходить к изучению своеобразия проявления этих качеств в профессиональной педагогической деятельности.
Особое внимание следует обратить на «веер» тех качеств, которые необходимы для успешного общения. Сложность профессионально-педагогической коммуникации заключается не только в том, что она предъявляет значительные требования к коммуникативной культуре педагога, но и в том, что предполагает активное участие в общении детей, воспитуемых, которое необходимо организовать).
Программа самовоспитания в этом направлении включает:
1. Осуществление профессионального самопознания на основе предложенной ранее программы (определение собственных коммуникативных качеств, положительных и слабых сторон в общении): анализ ощущений от общения с людьми; анализ прошлого опыта общения с детьми; анализ настоящего уровня общения с детьми; анализ трудностей общения; анализ своих представлений об идеальном общении; анализ представлений о том, как оценивают ваши возможности в общении другие (коллектив, учитель, учащийся).
2. Работа на основе специализированного тренинга по развитию у себя основных характеристик общительности.
3 Разнообразная общественная работа с людьми, в которой приобретается опыт коммуникативной деятельности (публичные лекции, беседы и т.п.), профсоюзная и др. работа.
4. Создание ситуаций, формирующих опыт преодоления негативных наслоений в общении и способствующих развитию общительности.
(Так, напр., людям, стеснительным по своей природе, испытывающим известную беспричинную неловкость в общении с другими людьми, необходимо сознательно увеличивать опыт такого общения, целенаправленно преодолевать сложившийся психологический барьер, мешающий в общении, А для этого, в частности, полезно чаще выступать на совещаниях, семинарах при обсуждении художественных новинок, книг, фильмов, спектаклей. Используйте любую возможность для организации общения с другими людьми. Напр., поставьте перед собой задачу поговорить о чем-либо с пятью своими коллегами и несколькими учащимися по собственной инициативе; обратитесь с вопросом к старшим коллегам; доброжелательно прокомментируйте действия продавца в магазине и т.п. При ответе на вопрос прохожего постарайтесь понять, удовлетворен ли он вашим ответом. Каждый раз приподготовке к уроку старайтесь заинтересоваться не только материалом предстоящей деятельности, но и самим предстоящим процессом общения с классом. Старайтесь вспоминать об общении с учащимися вне стен школы, думайте о. тех ситуациях общения, которые принесли вам большее удовлетворение. Старайтесь анализировать неудачи в общении, стремитесь различать, в них собственные «общенческие» ошибки и так организовать процесс предстоящего общения, чтобы он непременно принес вам удовлетворение.
В процессе общения старайтесь быть максимально внимательным к партнеру по общению, стремитесь контактировать с ним глазами (без этого плодотворное общение затрудняется), думайте о партнере по общению, развивайте свою коммуникативную память, которая позволит вам сохранить тональность прошлого общения с человеком или коллективом, будьте наблюдательны в процессе общения, следите за поведением собеседника, развивайте в себе эту «межличностную наблюдательность», упражняйте себя в умении анализировать внешнее поведение людей, детей на уроке, на перемене, позы, жесты, мимику, экспрессию, Стремитесь предвосхитить реакцию собеседника, учитесь улавливать «психологические сигналы», которые исходят от него в процессе общения, думайте о партнере в процессе общения).
В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение им коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. Имеются в виду умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, а также наблюдательность и переключаемость внимания, социальная перцепция и др.
Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Основная часть профессионально значимой и необходимой нагрузки – вербальная коммуникация.
Однако, эффективность педагогического взаимодействия зависит и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего вида) и перцептивных способностей.
Значительный вклад в осмысление сущности коммуникативной культуры учителя внесли педагогические исследования, в которых коммуникативная культура рассматривалась как основа профессиональной деятельности педагога, отмечалась ее тесная связь с социальной и общей культурой (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, И.И. Рыданова, В.А. Сластенин, В.В. Соколова и другие).
Профессия учителя, в том числе и учителя-логопеда, относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий – «человек-человек», для которых специфическими являются личностные качества, обеспечивающие эффективное взаимодействие между людьми, понимание людей, установление контактов, организацию совместной деятельности .
Важной особенностью профессии учителя является ее принадлежность к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых коммуникативная культура является обязательным условием профессионализма. Как основа профессиональной деятельности педагога понятие «коммуникативная культура» включает устную коммуникативную культуру (умения речевого высказывания и слушания во время общения с учащимися), письменную коммуникативную культуру (умения грамотного и целенаправленного чтения и оформления письменных сообщений), невербальную коммуникативную культуру (тактичное невербальное общение) .
В.В. Соколова, рассматривая коммуникативную культуру как область педагогической антропологии, выделяет объектное значение термина как «знание о социальных нормах, традициях осуществления коммуникативной деятельности для достижения комфортного, эффективного и национально специфического использования средств общения, адекватных конкретным коммуникативным ситуациям» и субъектное значение «в виде совокупности свойств, коммуникативных умений языковой личности, реализующихся в коммуникативной деятельности». Коммуникативная культура предстает в данной трактовке как совокупность «обобщенных коммуникативных умений» в виде эмоциональной (нравственной) культуры, культуры мышления (интеллектуальной культуры) и культуры речи .
В структуру коммуникативной культуры учителя включаются:
1. Общительность (коммуникабельность, эмпатия, социальное родство).
2. Нравственная воспитанность.
3.Техники педагогического общения, владение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей (С.А. Смирнов и др.).
Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности являетсяпедагогическая коммуникабельность (профессионально-педагогическая общительность, по В.А. Кан-Калику), благоприятными условиями для формирования которой являются общительность и экстравертированность как способность к продуктивному взаимодействию с детьми. К ведущим признакампедагогической коммуникабельностиотносят следующие: 1) потребность в общении с детьми; 2) его положительная эмоциональная тональность; 3) доминирующее переживание чувства удовлетворения общением; 4) взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся); 5) понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; 6) конструктивное разрешение межличностных противоречий; 7) гуманизм общения; 8) эстетика общения.
Привлекательность учителя как коммуниканта А.А. Леонтьев связывает с «яркостью его личности», профессиональной эрудицией, творческим своеобразием, высокой общей и нравственно-эстетической культурой, педагогическим мастерством и др.
Общительности помогают развитыеперцептивные способности, среди них: профессиональная зоркость, наблюдательность, умение быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляции внимания, понимать мотивы поступков. В основе педагогической интуиции лежит не только анализ, предвидение с опорой на логические построения, но и на эмпатию – способность педагога условно отождествлять себя с учеником, разделять его радости и огорчения, т.е. «прежде всего, понимать движение детского сердца» (В.А. Сухомлинский).
В процессе направленного формирования общительности как профессионально-личностного качества происходит осуществление профессионального самопознания (определение собственных коммуникативных качеств, положительных и слабых сторон в общении, анализ трудностей общения, своих представлений об идеальном общении, о том, как оценивают ваши возможности в общении другие); работа на основе специализированного тренинга по развитию основных характеристик общительности; разнообразная общественная работа с людьми, в которой приобретается опыт коммуникативной деятельности (лекции, беседы и т.п.); создание ситуаций, формирующих опыт преодоления негативных наслоений в общении и способствующих развитию общительности .
Если рассматривать коммуникативную компетентность в широком смысле как способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений, можно выделить следующие составляющие понятия: высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения; владение культурой общения; опыт речевой деятельности в конкретной сфере общения.
Коммуникативные умения, по мнению А.А. Леонтьева, – понятие более широкое, чем понятие «речевые умения»: коммуникативные умения обеспечивают эффективность общения на всех уровнях. Принято разграничивать два аспекта характеристики коммуникативных умений: а) то, что называется в социальной психологии «самоподачей», т. е. умение использовать личностные способности для достижения коммуникативной цели; б) владение «технологией» общения и контакта как вербальной, так и невербальной .
А.В. Мудрик выделяет параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения (ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации). Практически все педагогические способности так или иначе связаны с коммуникативной деятельностью педагога, замыкаются на коммуникативных способностях: дидактические, организаторские, перцептивные, экспрессивные, академические, личностные, педагогическое воображение, высокая степень распределения внимания и др.
А.В. Мудрик предлагает следующую градацию коммуникативных умений в контексте межличностного взаимодействия:
1. Умение ориентироваться в партнерах:
б) давать окружающим правильную оценку;
в) находить правильный стиль и тон общения.
2. Умение ориентироваться в ситуациях общения:
а) знать правила общения;
б) устанавливать контакты;
в) входить в уже имеющуюся ситуацию.
3. Умение сотрудничать в различных видах деятельности:
а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения;
б) совместно выполнять;
в) анализировать и оценивать достигнутое .
Наконец, характер коммуникативного взаимодействия детерминирован используемыми учителемтехнологиями. По мнению А.А. Леонтьева, «технология общения – это, прежде всего, средство не деятельности учителя, а средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности» . Обычно применяют в комплексе психологические и педагогические средства. Успех общения обусловлен профессиональным владением лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (заражением, внушением, идентификацией и др.), многообразием воспитательных средств, методов и форм работы (игра, беседа, дискуссия и др.).
Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предполагает не только освоение арсенала психолого-педагогических средств, но иреализациюиндивидуальных экспрессивных возможностей : речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических – и целенаправленную систематическую работу над их совершенствованием.
Речевые способности помогают педагогу эффективно решать текущие коммуникативные задачи. Умение говорить является одним из основных профессиональных умений учителя. Как отмечают педагоги и психологи, развитию этого профессионального умения способствует наличие таких задатков и способностей, как: отличная вербальная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, логичное построение и изложение высказывания, общительность как черта характера (умение слушать, сопереживать, сочувствовать и др.), умение ориентировать речь на собеседника, высокий уровень антиципации. Наличие подобного типа способностей – основа для выработки коммуникативно-речевых умений профессионального характера, особенностью которых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение.
Мимические и пантомимические средства решения коммуникативных задач чаще всего сопровождают речевые средства, иногда выступают и относительно самостоятельно. Важна обратная связь – содержательная, дающая информацию об усвоении объясняемого материала, и эмоциональная, улавливаемая педагогом через поведение учащихся, их глаза, выражение лиц.
В выраженииневербального поведения учителя можно выделить следующие основныепоказатели: интонация, дикция, темп речи, сила и тембр голоса, мимика, контакт глаз, доминирующие физиогномические маски, жестикуляция, позы, дистантность общения, адекватность использованной экспрессии ситуации общения, артистизм (эстетика манер, внешнего самооформления) и др. Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессионального мастерства и своеобразие манер учителя. Мастера отличает развитая способность использовать многообразие средств личной экспрессии в профессиональных целях.
Положив в основу ведущие компоненты учебно-воспитательного общения как педагогической категории, И.И. Рыданова выделяет следующиеблоки профессиональных коммуникативных умений учителя:социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический.
К социально-психологическому блоку относятся умения: располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства (вербальные, невербальные, проксемические), механизмы коммуникативного воздействия (заражения, внушения, убеждения, идентификации и т.д.).
В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуманной, демократической основе: руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета; утверждать личностное достоинство каждого ребенка; организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником; инициировать благоприятный нравственный климат общения. Существенным являетсясоблюдение учителем принципов и правил профессиональной этики и этикета. Нормой его поведенческих реакций являются человечность, уважительность, вежливость, корректность, тактичность, обязательность, порядочность и др.
В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления; быть артистичным, эстетически выразительным; приобщать учащихся к высокой культуре общения; активизировать их эмоциональный тонус, переживание радости общения, чувства прекрасного. Высокая культура поведения учителя, артистизм манер, чувство юмора, творческая импровизация составляютэстетический аспект педагогического такта, доставляя учащимся и нравственное, и эстетическое удовлетворение.
В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия; выбирать оптимальный стиль руководства общением; соблюдать педагогический такт; органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность .
Таким образом, коммуникативное взаимодействие учителя и учащихся направлено на: 1) согласование и координирование предметной деятельности учителя и учащихся, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития; 2) создание отношений взаимопонимания, сопереживания; 3) формирование культуры общения учащихся.
Показателями культуры коммуникативного взаимодействия выступают: адекватность реакций учащихся на педагогические действия и поступки учителя, синхронность совместной деятельности; эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества; соблюдение нравственно-этических и этикетных норм в деловом и межличностном общении учителя и учащихся.
С точки зрения успешности решения коммуникативных задач можно выделить следующие уровни профессиональной компетентности учителя:
1) уровень теоретической грамотности, позволяющий избегать грубых ошибок;
2) уровень ремесленничества, характеризующийся стереотипностью педагогических действий;
3) уровень искусства, которому свойственно осознанное принятие оптимальных творческих решений.
В.И. Зверева в пособии «Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей» выделяет следующие критерии для оценки уровня коммуникативной культуры учителей: 1. Коммуникативные и организаторские способности; 2. Способность к сотрудничеству с учащимися; 3. Готовность к сотрудничеству с коллегами; 4. Готовность к сотрудничеству с родителями; 5. Педагогический такт; 6. Педагогическая культура речи (целенаправленность, связность изложения, развернутость, доступность, логическая четкость и завершенность высказываний, ясность и отчетливость формы изложения, выразительность и образность речи); 7. Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.
В соответствии с этими критериями выделяют три уровня владения учителями коммуникативной культурой: 1) репродуктивный (вторая категория); 2) мастерский (первая категория); 3) исследовательский (высшая категория). В частности, согласно первому критерию, учитель с репродуктивным уровнем коммуникативной культуры стремится к контактам с людьми, отстаивает свое мнение, планирует работу, однако потенциал его склонностей недостаточно устойчив. Мастерский уровень характеризуется постоянным стремлением к расширению круга знакомых, проявлением инициативы в общении, оказанием помощи близким и друзьям, участием в организации общественных мероприятий, настойчивостью в привлекательной деятельности. Учитель с исследовательским уровнем коммуникативной культуры, испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, самостоятелен, принципиален.
Согласно второму критерию учитель с первым (репродуктивным) уровнем коммуникативной культуры владеет известными в педагогике приемами убеждающего воздействия, но использует их без анализа ситуации. Учитель с мастерским уровнем коммуникативной культуры обсуждает и анализирует ситуации совместно с учащимися и оставляет за ними право принимать решение самим. Он умеет сформировать гражданскую позицию ученика, его реальное социальное поведение и поступки, мировоззрение и отношение к учению, а также готовность, открытость для воспитательных воздействий. Учитель исследовательского уровня ведет постоянный поиск новых приемов убеждающего воздействия, предвидит возможности их использования в общении, воспитывает отношение понимания к чужим взглядам. Он умеет обоснованно применять сочетание методов обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся .
Развитие коммуникативной компетентности учителя следует рассматривать как процесс самосовершенствования, а в диагностике компетентности, помимо экспертных оценок, важное значение имеет самодиагностика, учитывая справедливое замечание А.К. Марковой: «Учителю важно иметь собственную адекватную профессиональную самооценку, тогда любая оценка учителя извне (даже не вполне справедливая) не сможет поколебать его профессиональную устойчивость, не разрушит его деятельность, не снизит его самоуважение в целом» .
Материал для самопроверки
Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл изречения:
Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями
Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.
А. Сент-Экзюпери
Я. Корчак
2. Раскройте понятие коммуникативная культура личности .
3. Охарактеризуйте содержание составляющих коммуникативно-испол-
нительского мастерства личности.
4. Сравните понятия «коммуникативная культура личности», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный потенциал».
5. Дайте сравнительную характеристику коммуникативной компетентности с точки зрения психологических и лингвистических позиций.
6. Представьте в виде таблицы характеристику основных коммуникативных способностей и умений учителя.
7. Подберите синонимы к словам: уравновешенность, сочувствие, безучастный, упрямство.
8. Подберите антонимы к словам: замкнутость, грубость, тревожность, тактичность.
9. Определите свои положительные и отрицательные коммуникативные качества при выполнении упражнения:
«Мой черно-белый коммуникативный портрет»
Что мне в себе не нравится … Что мне в себе нравится…
Разговорные умения
Могу начать и поддержать разговор с людьми, которых я знаю.
Я могу начать и поддержать разговор, встретив новых людей.
Я могу выбрать правильную манеру разговора.
Я могу услышать мнения других людей.
Я могу воспринимать и отбирать необходимую информацию.
Я могу уверенно говорить в неформальных ситуациях или общаясь с друзьями.
Я могу говорить уверенно в официальных ситуациях или общаясь с друзьями.
Я могу объяснить мое собственное мнение.
Я могу говорить и сделать сообщение в группе как формально, так и неформально, выступать в обществе с речью, докладом.
Вопросы, инструктирование
Я могу спросить о чем-то, если мне это непонятно.
Я могу дать инструкции, которые могут быть понятны.
Я могу выполнять данные инструкции.
Групповая работа
Я могу сотрудничать с другими на групповых занятиях.
Я могу установить эффективное сотрудничество в разнообразных типах групповых занятий.
Я могу эффективно действовать в различных ситуациях в качестве ученика, служащего, лидера группы.
Я могу вести себя в восприимчивой манере по отношению к другим членам группы.
Я могу научить других делать или понимать что-то.
Я могу понимать, как разные роли влияют на поведение людей.
Я могу узнавать стереотипы и понимать их эффекты.
Я могу оценивать свои собственные особенности, черты других членов общества.
Я очень чувствителен к проявлениям культурной и расовой дискриминации, к несправедливости.
Я чувствителен к проявлениям дискриминации и несправедливости в вопросах пола, классовых вопросах, в вопросах нетрудоспособности.
11. Попробуйте составить кроссворд с ключевым словом «взаимодействие.
12. Определите возможные проявления коммуникативного (речевого и невербального) поведения учителя с целью создания у учащихся ситуации успеха как субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата общения.
13. Какие, на ваш взгляд, школьные предметы дают больше возможностей для формирования коммуникативной культуры учащихся?
14. На основе критериев, выделенных В.И. Зверевой , составьте таблицу уровней владения учителями коммуникативной культурой.
Задания в тестовой форме
1. Определите положительные коммуникативно-значимые качества личности:
а) открытость (общительность)
б) обидчивость
в) эгоистичность
г) эмоциональная стабильность
д) способность к сопереживанию
2. Укажите правильный ответ.
Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению:
а) тактичность
б) безучастность
в) терпимость
г) доброжелательность, дружественность в поведении
д) застенчивость, неуверенность в себе
3. Укажите правильный ответ.
Коммуникативную культуру учителя в рамках культурологического подхода изучали:
а) В.А. Сластенин
б) И.А. Зимняя
в) Е.В. Руденский
г) В.А. Кан-Калик
д) О.М. Казарцева
4. Укажите правильный ответ.
Определите наиболее важные для педагога качества коммуникативной культуры личности:
а) творческое мышление
б) культура речевого действия
в) культура жестов и пластики движений
г) культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению
д) все перечисленное.
5. Укажите правильный ответ.
К умениям эмоционально-психологической саморегуляции относятся:
а) умение верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению
б) умение перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров
в) умение эмоционально-мимического сопровождения высказывания
г) умение устанавливать необходимый контакт с собеседником
д) культура речевых высказываний
6. Укажите правильный ответ.
Коммуникативный потенциал личности составляют:
а) коммуникативные свойства
б) коммуникативные способности
в) коммуникативная компетентность
г) все перечисленное
7. Укажите правильный ответ.
Наиболее емким понятием из представленных является:
а) коммуникативная компетентность
б) коммуникативные умения
в) коммуникативно-исполнительское мастерство
г) коммуникативная культура
д) коммуникативная компетенция
8. Укажите правильный ответ.
Предметная компетенция складывается на основе:
а) знания единиц языка и правил их соединения
б) знания лингвистики как науки
в) активного владения общей лексикой
г) обусловленности коммуникативными целями
д) всего перечисленного
9. Укажите правильный ответ.
Понятие «коммуникативная культура педагога» включает:
а) устную коммуникативную культуру
б) письменную коммуникативную культуру
в) невербальную коммуникативную культуру
г) все перечисленное
10. Укажите правильный ответ.
Специфическим личностным качеством в структуре коммуникативной компетентности учителя является:
а) общительность
б) педагогическая коммуникабельность
в) экстравертированность
г) коммуникабельность
д) все перечисленное
11. Расположите следующие задатки и способности, необходимые для развития речевых умений учителя, в порядке их востребования в момент речи:
а) мгновенный отбор нужных языковых средств
б) общительность как черта характера
в) логичное построение и изложение высказывания
г) умение ориентировать речь на собеседника
д) умение слушать, сопереживать, сочувствовать
12. Укажите правильный ответ.
К умениям ориентироваться в партнерах по общению относятся следующие:
а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения
б) знать правила общения
г) анализировать и оценивать достигнутое
д) входить в уже имеющуюся ситуацию
13. Укажите правильный ответ.
Визуально можно наблюдать следующие показатели невербального поведения учителя:
а) интонация
б) жестикуляция
д) тон речи
14. Укажите правильный ответ.
Стереотипному уровню овладения экспрессивной культурой учителя соответствует:
а) самовыражение осознанное, но не отличающееся самобытностью и мастерством
б) спонтанное самовыражение
в) неосознанное самовыражение
г) осознанное, нестандартное самовыражение
д) импровизационное, артистичное самовыражение
15. Укажите правильный ответ.
В структуру технологического блока входят умения учителя:
а) строить общение на гуманной, демократической основе
б) использовать учебно-воспитательные средства, методы, различные формы взаимодействия
в) использовать механизмы коммуникативного воздействия: заражение, внушение, убеждение
г) быть артистичным, эстетически выразительным
д) руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета
16. Укажите правильный ответ.
Стиль общения учителя отличают следующие признаки:
а) доброжелательность, позиция заинтересованности в успехе ученика
б) наличие эмпатии
в) рефлексия
г) внимание к мыслительному процессу учеников
д) все перечисленное.
17. Укажите правильный ответ.
Какие показатели способствуют выработке неправильного стиля общения учителя с учениками?
а) доверие
б) стремление к доброжелательному взаимопониманию
г) радостное отношение к учению
18. Расположите следующие критерии по степени их значимости для оценки уровня коммуникативной культуры учителя-логопеда:
а) способность к сотрудничеству с детьми
б) педагогическая культура речи
в) коммуникативные и организаторские способности
г) готовность к сотрудничеству с коллегами
д) готовность к сотрудничеству с родителями
19. Укажите правильный ответ.
Для репродуктивного уровня владения учителем коммуникативными способностями характерны:
а) недостаточно устойчивый потенциал коммуникативных склоннстей
б) проявление инициативы в общении
в) постоянное стремление к расширению круга знакомых
г) оказание помощи близким и друзьям
д) ощущение потребности в коммуникативной и организаторской деятельности
20. Укажите правильный ответ.
Какие из перечисленных умений необходимы педагогу в кризисные моменты, когда внезапно обостряются взаимоотношения со школьниками?
а) понимание психологического состояния ученика по внешним признакам
б) умение управлять своим поведением
в) умение «подать себя» в общении с учащимися
г) умения речевого и неречевого контакта с учащимися
д) гностические умения
Тестирование
1. Определите состояние своей мотивационной сферы с помощью теста-опросника МУН А. Реана .
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то имейте в виду, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным.
Текст опросника:
1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
2. В деятельности я обычно активен.
3. Склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то, скорее, продуманно.
13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно еслиотсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели, даже в случае неудачи на пути к ее достижению.
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
Ключ к опроснику
ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
Обработка результатов
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемый получает 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
1–7 баллов – диагностируется мотивация боязни неудачи.
14–20 баллов – диагностируется мотивация успеха.
8–13 баллов – мотивационный полюс ярко не выражен.
8-9 баллов – есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи.
12-13 баллов – тяготение к мотивации успеха.
2. Определите уровень коммуникативного самоконтроля в общении с помощью теста М. Снайдера .
1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов
По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за ответ В – на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
Оценка
0–3 балла - низкий коммуникативный контроль;
4–6 баллов - средний коммуникативный контроль;
7–10 баллов - высокий коммуникативный контроль.
3. Определите свои возможности с помощью теста «Коммуникативная готовность к диалогу с ребенком » .
Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в).
Вопросы:
1. Кто из учащихся, на ваш взгляд, нуждается в доверительной беседе?
а) неуспевающий; б) недисциплинированный; в) каждый.
2. Каковы ваши действия, если ребенок явно уклоняется от беседы?
а) требую, чтобы он остался после уроков;
б) предлагаю выбрать подходящий день;
в) терпеливо жду удобного случая.
3. Какие воспитательные цели для вас являются приоритетными в беседе с ребенком?
а) уточнение мотивации поведения;
б) помощь в обретении чувства личной ответственности за поступки;
в) побуждение к осознанию своих ошибок.
4. Как вы предпочитаете обращаться к учащемуся?
а) на «Вы»; б) на «ты»; в) по имени, а не по фамилии.
5. С чего начинаете беседу?
а) с постановки конкретных вопросов;
б) с создания доверительной атмосферы;
в) с сообщения цели разговора.
6. На чем акцентируете свое внимание?
б) на подтексте речевых высказываний;
в) на манерах, внешности ребенка.
7. Как часто ставите прямые вопросы?
а) часто; б) редко; в) никогда.
8. Какая ситуация у вас складывается чаще?
а) больше говорите вы;
б) больше говорит ребенок;
в) Вы и ребенок говорите пропорционально.
9. Какие педагогические действия считаете предпочтительными в беседе с ребенком?
а) внимательно слушаю, чтобы понять внутренний смысл его слов;
б) на равных обмениваюсь мыслями и чувствами;
в) побуждаю выслушивать меня, чтобы оказать необходимое воздействие;
10. Что вас воодушевляет в собеседнике?
а) самокритичность; б) доверие; в) желание понравиться.
11. Каковы ваши реакции на детский обман?
а) открыто выражаю возмущение;
б) терпеливо выслушиваю без комментариев, чтобы лучше понять причины;
в) объясняю, почему обманывать стыдно.
12. Какие проявления ребенка внушают вам большую тревогу?
а) скрытность; б) агрессивность; в) лживость.
13. Что вы считаете педагогически целесообразным?
а) добиться от ребенка согласия с вами;
б) побуждать к открытой критике вашей позиции;
в) поощрять стремление отстаивать свою точку зрения.
14. Какое настроение вы стремитесь инициировать у ребенка к концу беседы?
а) раскаяние в ошибках и действиях;
б) уверенность в способности самому решать свои проблемы;
в) неудовлетворенность собой.
15. Какие чувства вы переживаете чаще по окончанию беседы"?
а) огорчение, так как не добиваюсь раскаяния ребенка в неблаговидных поступках;
б) удовлетворение, потому что становлюсь ближе ему;
в) уверенность, что найден правильный путь в его воспитании.
16. Какую беседу считаете педагогически результативной?
а) если она помогла лучше понять ребенка;
б) если она помогла ему понять себя;
в) если она помогла ребенку лучше понять вас.
17. Что вам дает диалог с ребенком в личностном плане?
а) свежий взгляд на мир;
б) импульс к самосовершенствованию;
в) более адекватное представление о резервах детской личности.
Обработка результатов
Оценка: вариант а – 3 балла; вариант б – 5 баллов; вариант в – 3 балла.
0 – 27 баллов – крайне низкий уровень развитиякоммуникативной готовности к диалогу с ребенком;
28 – 45 баллов – критический уровень;
46 – 65 баллов – достаточный уровень;
66 – 85 баллов – высокий уровень.
4. Определите уровень своей социально-перцептивной культуры .
Приступая к рассмотрению феномена коммуникативной культуры преподавателя, во-первых, необходимо отметить те тенденции в развитии современного общества, которые послужили проявлению активного интереса ученых из различных областей науки к исследованию данного явления. Во-вторых, для более точного раскрытия сущности явления коммуникативной культуры требуется более детальное рассмотрение одной из основных сфер проявления коммуникативной культуры - непосредственного педагогического общения.
Следует отметить, что современные тенденции информационно-коммуникативной трансформации общества как никогда ранее актуализируют вопросы коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, взаимопонимания. В связи с эти возрастает роль коммуникативной культуры как фактора устойчивого развития и гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром. Вместе с тем гуманизация образования, новые требования к личности преподавателя предполагают усиление внимания к различным характеристикам профессиональной культуры преподавателя, в том числе и коммуникативной.
Обращаясь к рассмотрению понятия педагогического общения, отметим, что данное явление стало предметом специальных научно-педагогических исследований сравнительно недавно -- в 70 -- 80-е гг. XX в.
Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых позволяет выделить несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога . В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения: ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов.
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта. Педагогическая система "учитель-ученик" в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др.
Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.
Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В современных исследованиях, посвященных изучаемой нами проблеме, коммуникативная культура преподавателя рассматривается как системообразующий компонент общей и педагогической культуры, интегральная составляющая профессиональной компетентности педагога .
И.И. Зарецкая определяет коммуникативную культуру как компонент педагогической культуры .
Рассматривая роль коммуникативной культуры в составе педагогической культуры, можно выделить в составе педагогической культуры две подструктуры:
ценности, знания, умения, навыки, личностные качества, значимые для реализации эффективной педагогической деятельности (деятельностная);
ценности, знания, умения, навыки, личностные качества, значимые для реализации эффективного педагогического общения (коммуникативная) (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 Структура педагогической культуры по И.И. Зарецкой
Но эти две подструктуры нельзя представить в виде двух отдельных компонентов педагогической культуры, существующих как две стороны одного и того же явления, наоборот они взаимопроникают, налагаются друг на друга. Коммуникативная составляющая при этом играет важную роль. Она позволяет экстериоризировать компоненты деятельностной составляющей, то есть методические, дидактические знания, умения, личностные качества, реализовать их на практике, донести их до студента, «визуализировать» их.
Обращаясь к истокам возникновения научного интереса к явлению коммуникативной культуры, отметим, что в научный дискурс понятие коммуникативной культуры вошло с появлением устойчивого интереса к проблемам коммуникации и информации. Однако сама идея коммуникативной культуры возникла значительно раньше, прежде всего, в рамках таких научных дисциплин, как этика, риторика, теория общения, заложивших многие идеи культуры человеческой коммуникации, принципы и способы ее успешного осуществления. В настоящее время феномен коммуникативной культуры активно исследуется представителями различных научных направлений: философами, психологами, социологами, культурологами, лингвистами и т. д. Следовательно, существуют различные подходы к рассмотрению данного явления, а различные трактовки термина коммуникативной культуры отражают процесс ее исследования.
Так, В.С, Грехнев выделяет понятие «культура общения» и определяет ее «как особую систему типичных по проявлению эмоционально-чувственных, рациональных и волевых реакций поведения на основе общности конкретных социально-значимых условий их жизнедеятельности». При этом, он акцентирует как значение психологических особенностей, вступающей в общение личности человека, так и собственно социальных (экономических, политических, духовных, идеологических) характеристик в содержании культуры общения .
Л.Д. Лихачев, также обозначая феномен «культура общения», подчеркивает нравственное и духовное ее содержание, включая: «образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации» . И.И. Рыданова вводит понятие «культуры коммуникативного взаимодействия», выделяя следующие ее индикаторы:
1. адекватность реакций учащихся на педагогические действия и поступки учителя, синхронность совместной деятельности;
2. эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества;
3. соблюдение нравственно-этических норм в деловом и межличностном общении учителя и учащихся .
Е.В. Руденский, рассматривая коммуникативную культуру личности учителя как систему ее качеств, включает следующие компоненты в ее структуру: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру самонастройки на общение, культуру жестов и пластики движений в ситуации общения, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, культуру эмоций, культуру коммуникативных умений.
На наш взгляд, несмотря на всесторонний анализ данного феномена, понимание коммуникативной культуры Е.В. Руденским, И.И. Рыдановой слишком технологично и не учитывает «генерализирующий» компонент, основу коммуникативной культуры - ее гуманистический характер. На это принципиальное качество коммуникативной культуры указывает А.В. Мудрик: «Аура слова «культура» -гуманистична» .
По определению А.В. Мудрика, коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности специалиста представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении. В составе коммуникативной культуры А.В.Мудрик выделяет следующие важные компоненты: психологические особенности личности, включающие общительность, эмпатию, рефлексию коммуникативной деятельности, саморегуляцию; особенности мышления, выражающиеся в открытости, гибкости, нестандартности ассоциативного ряда и внутреннего плана действий; социальные установки, обуславливающие интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не к результату. Особое внимание он уделяет тому факту, что общение важно не только чтобы получить самому, но и давать другим, указывает на важность сформированности коммуникативных умений.
Е.В. Шевцова характеризует коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования .
А. Кан-Калик, ученый-психолог, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов . Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением -- важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. По мнению ученого коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:
Ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;
Способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;
Умения давать положительную обратную связь другому;
Умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;
Конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;
Уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;
Способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;
Речевой культуры.
По определению И.А. Мазаевой в основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно - способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности.
В.А. Сластенин анализирует понятие коммуникативной культуры, делая акцент на методологии и технологии педагогического общения, уровень овладения которой предопределяет продуктивность педагогической деятельности. Для понимания сущности технологии педагогического общения он апеллирует понятием "коммуникативная задача", поскольку процесс профессионально-педагогического общения он представляет как систему коммуникативных задач . Таким образом, в настоящее время существуют различные определения коммуникативной культуры, в которых описываются различные ее компоненты: ценностное отношение к общению, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству с другими людьми, совокупность знаний, умений и навыков, коммуникативных способностей. Соответственно, при определении структуры коммуникативной культуры исследователи данного явления выделяют различные ее элементы.
Так, И.Ф. Комогорцева разработала модель культуры педагогического общения, определив три группы компонентов: профессиональные, психологические и социально-этические . На рисунке 1.1 представлена модель культуры педагогического общения, предложенная И.Ф. Комогорцевой.
Рисунок 1.2 Сруктура культуры педагогического общения по И.Ф. Комогорцевой
Представляя структуру педагогического общения, И.Ф. Комогорцева исходит из целостного подхода к личности педагога и утверждает, что невозможно сформировать личность педагога без таких психологических свойств, как воображение, педагогическое мышление, внимание, наблюдательность, воля. Предложенные ею такие свойства психики, как эмпатия, рефлексия, обосновываются А.А. Лентьевым . Социально-этические и профессиональные компоненты выдвинуты и обоснованы в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина..
С.К.Беркимбаева предлагает содержательную структуру коммуникативной культуры, графическое изображение которой представлено на рисунке 1.3 .
Рисунок 1.3 Структура педагогической культуры по С.К. Беркимбаевой
В работе Ю.В. Ушачевой коммуникативная культура представляется как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационного компонента профессиональной деятельности и педагогического общения, коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков, коммуникативно-значимых качеств личности, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную коммуникативную деятельность . Исследователь определяет содержание коммуникативной культуры преподавателя как ценностное отношение к другому человеку, к общению в целом, к профессиональному общению в частности, как достаточный уровень развития рефлексии, эмпатии, общительности, толерантности, как уровень коммуникативной компетентности, знание коммуникативных техник. Ю.В. Ушачева определяет коммуникативную культуру, с одной стороны, как специфический способ человеческой деятельности, способ деятельности педагога, с другой, как процесс самореализации личности педагога. В качестве основных компонентов коммуникативной культуры она рассматривает мотивационный, знаниевый, практико-действенный, личностный, которые представлены на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Структура коммуникативной культуры, критерии и показатели сформированности по Ю.В. Ушачевой
Раскрывая значение и роль каждых из предложенных Ю.В. Ушачевой компонентов коммуникативной культуры, необходимо отметить, что обязательным компонентом любой деятельности, в том числе и деятельности общения, является мотивационный компонент. Мотив - это своеобразный вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Это, с одной стороны, потребность личности в коммуникативной деятельности, устойчивость интереса к общению, стремление к нему. С другой стороны, это потребность в профессиональном, педагогическом общении, это, в целом, мотивация к выполнению профессиональной деятельности, направленность профессиональной деятельности, которая предполагает постоянное и длительное общение.
Знаниевый компонент коммуникативной культуры включают коммуникативные знания. Они составляют теоретическую готовность специалиста к коммуникативной деятельности, суть и назначение которой - адекватно отражать действительность. Именно эта степень адекватности предопределяет способность знаний быть руководством к действию.
Практико-действенный компонент состоит из коммуникативных умений как комплекса осознанных коммуникативных действий, позволяющих использовать коммуникативные знания для полного и точного отражения и преобразования действительности, и коммуникативных навыков - автоматизированных компонентов сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению ситуаций и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него в процессе общения.
Несомненно, комплекс коммуникативных умений может быть сформирован только при наличии определенных коммуникативно-значимых качеств личности: эмпатии, толерантности, уравновешенности, искренности, ответственности, вежливости, доброжелательности и других. Наличие совокупности коммуникативно-значимых качеств личности составляет личностный компонент коммуникативной культуры и обеспечивает результативность и эффективность коммуникативной деятельности.
Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.
В тесной связи с эмпатией рассматривают педагогический такт.
Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.
Важнейший качество коммуникативной культуры - толерантность (терпимость). Толерантность связана с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров.
Ю.В. Ушачевой предложена система критериев оценки уровня сформированности коммуникативной культуры преподавателя, представленные на рисунке 1.3. Сочетание четырех критериев и соответствующих им показателей образуют уровни сформированности коммуникативной культуры: репродуктивно-стихийный, пассивный, продуктивный, творческий.
Также заслуживает внимания исследования коммуникативной культуры социального педагога в работах В.П. Сморчковой. Ученый определяет в структуре коммуникативной культуры следующие подсистемы:
этико-аксиологическая (проявляется в этико-коммуникативных ценностях и коммуникативных отношениях);
процессуально-деятельностная (включает коммуникативные стратегии и коммуникативные технологии);
информационно-семиотическая (представлена социальным интеллектом и семиотической компетентностью).
В.П.Сморчкова отмечает следующие стороны проявления коммуникативной культуры:
· как интегральные профессионально-личностные качества социального педагога;
· как основной профессиональный инструмент социально-педагогической деятельности;
· как способ постижения коммуникативных смыслов социальной реальности и ее субъектов.
В таблице 1 отражена предложенная В.П.Сморчковой система критериально-показательных признаков коммуникативной культуры:
Таблица 1 - Система критериально-показательных признаков коммуникативной культуры социального педагога
Критерии сформированности коммуникативной культуры |
Показатели сформированности коммуникативной культуры |
профессионально-личностные коммуникативные качества |
осознанность, направленность коммуникативно-этических ценностей и отношение к ним; успешность их реализации в социально-педагогической деятельности; стремление к профессионально-коммуникативному совершенствованию |
прогностически-технологические умения коммуникативного взаимодействия |
осознание и направленность коммуникативных стратегий; умение моделировать и прогнозировать коммуникативную встречу с субъектами социально-педагогической деятельности; владение коммуникативными технологиями и техниками; способность выбирать оптимальную коммуникативную технологию для достижения педагогически значимого результата |
семиотический потенциал |
наличие системных междисциплинарных, общепрофессиональных и коммуникативных знаний; степень развития социального интеллекта; владение операциональными умениями смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования и смыслопередачи |
Исследователь представляет компоненты коммуникативной культуры в виде преемственных уровней: интуитивно-эмпирический, репродуктивно-прагматический, продуктивно-ценностный, творчески-императивный . Проанализировав и обобщив современные научные исследования по изучаемому нами вопросу, отметим, что коммуникативная культура преподавателя обладает следующими функциональными характеристиками:
гуманистическая функция проявляется в уникальном потенциале продуцировать элементы гуманности, человечности в других людях, превращать гуманность в содержательную действительность;
этическая функция требует практической реализации этических норм, их трансляции в общество, миссии специалиста быть человеческим образцом высшей нравственности;
воспитательная функция состоит в непосредственном влиянии на поведение, мысли, чувства воспитанника, в способности «транслировать себя в воспитанника» через совместную коммуникативную деятельность;
интегративная функция выступает важным условием интеграции культуры и нравственности, культуры личности и культуры деятельности;
регулятивная функция отражает роль коммуникативной культуры как внутренней детерминанты профессиональной деятельности;
терапевтическая функция реализуется через фасилитаторские коммуникативные отношения, предполагающие сопереживание, сочувствие, понимание, терпимость;
когнитивная функция создает потенциалы интеллектуального развития воспитанника, обогащения его новыми знаниями;
эмоциональная функция находит отражение в общей психологической атмосфере, эмоциональном самочувствии субъектов взаимодействия; помогает найти адекватные коммуникативные средства для поддержания позитивных эмоций или, наоборот, преодоления негативных;
рефлексивная функция связана с самопознанием коммуникативного “Я”, мотивов своих коммуникативных действий, осознанием необходимости саморазвития и самосовершенствования.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, во-первых, что как следствие современных тенденций информационно-коммуникационной трансформации общества в целом и сферы образования в частности ведутся активные научные исследования по проблематике коммуникативной культуры личности преподавателя, студентов вузов - будущих педагогов.
Во-вторых, коммуникативная культура преподавателя характеризуется как условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования.
В-третьих, проанализировав литературу по изучаемому вопросу, мы рассматриваем коммуникативную культуру преподавателя как профессионально значимое, интегративное качество личности, обеспечивающее эффективное педагогическое общение, включающее в себя следующие компоненты: коммуникативные знания, умения, навыки; коммуникативную направленность, гуманистическую позицию, коммуникативную креативность.
Выступление на окружном методическом объединении руководителей и организаторов детского движения. Коммуникативная культура педагога
«Как это просто - только тот постиг, кто этого достиг»(Гете Иоган Вольфганг)
Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры учителя. Её формирование является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации.
Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми. Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Коммуникация настолько привычна для нас, что, кажется, не должна вызывать никаких проблем. Однако многие из нас сталкивались с тем, что не понимают своего собеседника или не могут убедить его в правильности своей позиции. Почему это происходит? Большинство людей слушать не любят и не умеют. Типичной является ситуация, когда люди слышат, что говорит собеседник, но не слушают его, думая о своем, занимаясь своими делами. Или перебивают его, стремясь сообщить что-то более важное и интересное.
Слышать и слушать - не одно и то же. Умение хорошо слушать- важнейший фактор эффективного общения. Этому важно и нужно учиться.
Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Коммуникативная культура как важнейшая составляющая педагогической компетентности, обеспечивающая педагогу успешность профессиональной деятельности, во многом способствует не только передаче информации, но и созданию благоприятной психологической атмосферы, налаживанию отношений с коллегами или друзьями. Она может быть представлена как активность педагога, направлена на других людей и, прежде всего, на учащихся, их чувства, мотивы, поступки. Коммуникативная деятельность выражается через жесты, мимику, слова и побуждается соответствующими мотивами: познать учащихся как субъектов учебно- познавательной деятельности, осуществить индивидуальное и/или групповое, коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочув ствия.
Существуют коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения. К ним относятся:
1) характеристики речи: четкая дикция, выразительность;
2) личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
Коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
- социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
- альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:
- невыразительная речь;
- дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);
- необщительность;
- замкнутость;
- погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики прежде всего высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего облика) и перцептивных (умение понять состояние ученика, установить с ним контакт, составить его адекватный образ и т.д.) способностей.
Овладеть технологической стороной коммуникативной культуры (техникой общения) можно с помощью специальных упражнений. Наиболее эффективны упражнения, составляющие часть коммуникативного тренинга педагога.
Все еще господствующая в современной школе дисциплинарно-аффективная стратегия взаимодействия основана на жестком подчинении поведения и действий педагогу, на неукоснительном соблюдении этой линии, ставящей требовательность в основу всех применяемых методов воздействия.
Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающегося - одна из основных в педагогике последних лет.
Многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности неосознанно решают ее. Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами педагогического взаимодействия.
Еще раз перечислим, какими коммуникативными умениями должен обладать учитель:
он должен уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а именно:
уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
уметь вставать на точку зрения ученика;
уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагоги ческой ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
уметь не бояться обратной связи от учеников.
В заключении
хочется отметить, коммуникативная культура является важным условием формирования, развития и реализации профессиональной компетентности и занимает центральное место в общей и профессиональной культуре педагога, оказывая существенное влияние на все компетентностные и квалификационные характеристики, и ее целенаправленное формирование является приоритетным направлением личностного развития и профессиональной подготовки учителя
Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает учащимся сообщение или воздействует на них, т. е. побуждает к действию.
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №17 г. Таганрога
Тема: «Коммуникативная культура воспитателя как условие личностно-ориентированного образования»
Воспитатель Терещенко Г.В.
Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами – местом и функциями воспитателя в обществе, требованиями общества к воспитателю; затем социально психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих воспитателя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.
Выделяют три компонента педагогической детальности: конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Коммуникативный компонент включает в себя установление и поддержание отношений с воспитанниками, родственниками воспитанников, администрацией, учителями, коллегами воспитателями. В моем реферате речь пойдет об установлении и поддержании отношений: воспитатель – воспитанник. Именно отношения воспитателя к воспитанникам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие ребенка в процессе воспитания.
Коммуникативная культура воспитателя – это проявление гуманистической направленности и индивидуального творчества в реализации функций и задач профессиональной и социально педагогической деятельности.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, е педагогической деятельности, наличие специальных знаний, широкая эрудиции, педагогическая интуиция, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами воспитания детей.
Детский дом, организуя воспитательный процесс личностно-ориентированной направленности, одной из своих задач считает формирование новых межличностных взаимоотношений воспитанника с людьми, включающих новые цели, новую тактику и способы общения. Перечисленные компоненты личностно-ориентированного взаимодействия позволяют ребенку обеспечить чувство психологической комфортности, доверия к окружающим, радости жизни.
Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием воспитанника как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ребенка и перспективы его развития. Воспитатели стараются создать в группе такую педагогическую ситуацию, которая позволяет воспитаннику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и взрослым и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ребенок оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами, отношением к содержанию и форме порожденного им текста или высказывания.
Но для того, чтобы ввести воспитанника в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень коммуникативной культуры педагога до необходимости видеть в ребенке личность. Воспитателю предлагается усвоить несколько элементарных правил практической диалогики:
Выделить другого из множества лиц –узнать его;
Принимать другого таким, каков он есть;
Помочь другому познать себя, людей, мир;
Воспитать другого можно, только воспитывая себя;
Общение воспитанника и воспитателя – основа педагогического процесса;
Обучить общению можно только в общении;
Слушать – тоже общение;
Воспитатель – организатор учебного сотрудничества воспитанников;
Воспитанник научится сам, когда научит другого;
Трудность общения есть одновременно трудность познания.
Ведение коммуникативного диалога с воспитанниками требует от воспитателя высокой культуры – лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.
Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил:
Восприятие несогласия воспитанников как естественной реакции, следствия критического отношения к информации;
Учет глубинных мотивов конфронтации воспитанников (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта);
Выражение низменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус;
Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого воспитанника;
Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом;
Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору;
При отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм, готовность признать ошибки;
Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы воспитанников, их потребности;
Терпимость, уступчивость в мелочах;
Дисциплинирование воспитанников с помощью косвенных воздействий – приключения внимания, шутки.
Доминирование экспрессии оптимизма.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Показателем коммуникативной культуры воспитателя является, прежде всего, гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техники общения. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с воспитанниками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия.
Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать воспитатель? Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
Во-вторых, уметь пользоваться примами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:
Уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
Владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
Уметь вставать не точку зрения воспитанника;
Уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
Уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
Быть готовым вовремя поблагодарить воспитанника, при необходимости извиниться перед ним;
Уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
Уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
Уметь воздействовать на воспитанника не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ребенка желаемого качества;
Уметь не бояться обратной связи от воспитанников;
Уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной;
Уметь устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
Обеспечить эмоциональный комфорт ребенку в группе.
Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества воспитателя и воспитанника.
К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:
характеристики речи;
четкая дикция;
выразительность;
личностные особенности;
общительность;
открытость;
умение слушать и чувствовать людей.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.
Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
Коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения;
Социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;
Альтруистические тенденции – эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию, идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии воспитателя и воспитанника создают:
невыразительная речь;
дефекты речи;
необщительность;
погруженность в себя (при установлении контакта с воспитанником, нахождении индивидуального подхода к нему)
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагогис неразвитой коммуникабельностью, быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
Воспитатель должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными, педагогическими способностями для достижения высоких результатов воспитания детей, это:
Дидактические способности, позволяющие воспитателю вызывать познавательную активность у воспитанников;
Экспрессивные способности, позволяющие воспитателю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала;
Перцептивные способности – выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношение к воспитанникам, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
Организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в группе;
Академические способности, связанны они с усвоением знаний, навыков и умений в той или иной области;
Важно наличие культуры слушания – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.
Важной характеристикой профессионального педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия воспитателя и воспитанника. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей воспитателя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и ребенка, творческую индивидуальность воспитателя, особенности группы. Стиль общения педагога с детьми – это категории социальная и нравственная. Стиль проявляется: в темпераменте, в подборе средств воспитания и средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Неверно найденный стиль педагогического общения может отрицательно сказаться на воспитанниках, в свою очередь стиль, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Для установления нормальных взаимоотношений между воспитанником и воспитателем важное значение имеет культура общения. Древние заповеди гласят, что каждому, кто хочет получить удовольствие от общения необходимо:
Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться;
Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, то человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.
В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Воспитанники, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность воспитателя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие детей, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым.
Воспитанники быстро учатся оценивать, деликатен ли воспитатель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдается им самим в общении со своими коллегами, родственниками воспитанников, воспитанниками.
Законы этики воспитателя:
Относитесь к ребенку с уважением, любовью, добротой.
Не позволяйте себе грубые, безапелляционные суждения.
Будьте тактичны, никогда не подчеркивайте своего превосходства в общении с ребенком.
В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение.
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
Умейте щадить самолюбие и достоинства других людей.
Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних
Ничего не начинайте в гневе.
В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас спрос за поведение, образ мыслей.
Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.
Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального похода, как одной из сторон коммуникативной деятельности педагога, также определяет успех его работы. Воспитатель должен заметить и учесть особенности воспитанника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ребенка, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта воспитателя. Надо помнить, что именно коммуникативные компонента деятельности воспитателя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результате воспитания.
Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович):
Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работ.
Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими преставлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя вовремя общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой. Вызывает у других стремление общаться с вами.
Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения – А. Сент–Экзюпери.