Когда существовал древний рим. История Древнего Рима. Царский период и республика

Неожиданный расцвет Рима , его воинские победы и завоевания Италии не прошли мимо внимания современников. Все были поражены подвигами римских воинов, в том числе, и сами римляне. Они объяснили это тем, что у них создан идеальный политический строй, а также их обычаи, нравы и образ жизни гораздо правильнее, чем у других народностей. Они полагали, что их город создали Боги с целью завоевания всего мира и установления мирового римского превосходства. Главными качествами для римских граждан были отвага, мужество, стойкость, абсолютная справедливость, трудолюбие.

Древнеримские гладиаторы вовсе не были стройными, а имели лишний вес: слой жира защищал от опасных ран. Для набора веса рацион гладиатора состоял в основном из ячменя и овощей. Такие выводы сделали археологи, изучавшие останки на кладбище гладиаторов недалеко от руин древнего города Эфеса.

Когда война между плебеями и патрициями была окончена, в городе установился полисный вид власти, так же, как и в древней Греции. Отныне любой гражданин мог иметь землю и часть воинской добычи, которая ему полагалась. Все были в равных правах перед законом, рабство искоренилось. Главным органом власти стало Народное собрание. Но простолюдины по-прежнему не имели доступа в сенат, правили в Риме аристократы, которые скрупулезно следили за тем, чтобы на высшие должности не проникли плебеи. Культивировалась любовь к своему городу к Риму в первую очередь, а личность ставилась на второе место. Но постоянные военные действия вынуждали проявления не только единства граждан, но и личностных качеств каждого. Отсюда происходит уникальность древней культуры Рима , где впервые в истории был проявлен интерес и почитание личности.

После полного завоевания Италии римляне пожелали присоединить к своим победам Сицилию , но тут была одна трудность. Сначала нужно было победить Карфаген – город на север Африки, крупнейшая по тем временам держава, основанная финикийцами и прославившаяся роду к Риму в первую очередь, а проникли плебеи.ия мирвого ы и образ жизни гораздо правильнее,своими купцами и мореплавателями. Римляне не обладали превосходством на море, так как у них не было флота. Карфаген же на море слыл полным властителем. Но у римлян оказалось столько отваги и воли к победе, что под их натиском Карфаген пал. Эта и еще несколько менее значимых побед сделали Рим полноправным властителем Восточного и Западного Средиземноморья и позволили получить статус крупной мировой державы.

Такое победное шествие еще больше укрепило римлян в своем мировом полновластии. Однако греки скептически относились к воинственной державе. Они полагали, что этот народ жесток, кровожаден и невежественен. Как пример, приводилась страсть римлян к кровавым и жестоким зрелищам. Речь шла о гладиаторских и кулачных боях, о травле животных, когда эти представления устраивались для развлечения толпы.

После этих многочисленных побед и упрочения Рима как могучей мировой державы многое изменилось. Римляне стали упиваться властью, богатством, роскошью. Колоссальная военная добыча в виде драгоценностей, ценного оружия, денег, предметов роскоши, произведений искусства, многотысячной армии рабов сконцентрировалась в Риме . Устраивались победоносные шествия полководцев, которых воины наделяли чином императора, за ними везли колесницы с награбленным добром. Земли, завоеванные римской армией, превращались в провинции, в каждой назначался наместник-правитель.

Мнение, что древнеримские зрители на боях гладиаторов решали судьбу побеждённого, поднимая или опуская большой палец, неверно. На самом деле отогнутый палец всегда символизировал обнажённый меч - смерть. Чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак – «меч, спрятанный в ножны».

Граждане провинции облагались огромными налогами, они обязаны были взять на содержание и наместников и войска, приписанные к данной провинции. Не только для знати и военачальников, но и для обычных римских граждан этот разгул власти и роскоши оказался крайне выгоден. Из провинций возвращались, сколотив колоссальные состояния, римляне быстро привыкли к необузданной власти, богатству и почестям, которые им оказывали в провинциях. Он почувствовали себя почти богами, вершащими судьбы народов.

Но при всем этом, римляне вовремя поняли, что залог их процветания и дальнейшего развития не только в пирах и роскоши, но и в правильных отношениях с соседями, с провинциями, в наработке новых знаний и умений. Римская надменность сочеталась с удивительной доброжелательностью культуры, на которую сильно повлияла культура греческая. Знатные патриции выписывали себе рабов из Греции, рабов высокообразованных, они находились на положении домашних педагогов. На это уходили состояния, но патриции стремились к культуре и не жалели на нее денег. В Рим хлынул поток поэтов, философов, риторов, актеров, которые прививали римлянам художественный вкус, занимались с ними изучением театра, поэзии, философии, грамматики. Затем господа давали им вольную, и они оседали в великом городе на правах свободных его граждан. Их потомки уже полагали себя полноценными римлянами и очень этим гордились. Правда, не все патриции разделяли повальную тягу к иностранной культуре. Некоторые опасались последствий этого увлечения.

Но во втором веке до нашей эры постепенно могущество, благополучие и богатство Рима стало идти на убыль. Виной этому послужили все те же затяжные военные выступления, которые заставляли крестьян бросать свои земли и уходить в поход на чужбину. Мелкие хозяйства разорялись, и в Риме и в других итальянских городах появилось множество бедняков без земли и денег. Объединившись, они начинают смуту, требуя выделить им земельные наделы. Рим впервые за столько веков ощутил свою воинскую несостоятельность. Еще одна война с Карфагеном, выигранная чудом, показала римским полководцам, что их слава находится на закате. В это время испанские вольнолюбивые племена со своей стороны атакуют римскую армию, и без того обессиленную.

133 год до нашей эры ознаменовался политическими столкновениями двух братьев-реформистов Тиберия и Гая Гракхов с правящей верхушкой Рима . Целью этих трибунов было наладить спокойствие и стабильность в обществе, возвратить городу воинскую славу и могучесть. Но они остались непонятыми властью, которая не желала поступиться своим благополучием и сытой жизнью. Над трибунами в итоге расправились быстро и жестоко. Союзные итальянские провинции энергично помогают римлянам в их завоевательных походах, но требуют равноправия с гражданами Рима . Лишь посредством пролитой крови и мощного восстания рабов союзникам удалось приобрести права гражданина Рима . Самым известным и кровопролитным восстанием рабов в этот период было восстание Спартака.

Римскую цифру IV стали записывать таким образом только в XIX веке, римляне же всегда писали ее как IIII, так как IV являлось обозначением бога Юпитера - IVPPITER. На циферблатах часов, использующих римские цифры, и сейчас используется цифра IIII.

К этому времени стало ясно, что нужно срочно менять политическую систему, что она уже не годится для нужд громадной сильной державы. В Риме появилась новая опасная сила – профессиональная армия с честолюбивыми полководцами. Народное ополчение ушло в прошлое. Теперь на его месте выросли новые воинские полки, готовые разгромить не только врагов империи, но и сам Рим . Это уже не та армия, здесь все зависит от воинского таланта воина и от политического веса и авторитета его полководца. И если сенат против командира, то его солдаты готовы стереть с лица земли и сенат и мирных граждан, чтобы добиться признания командира. При этом они не жалеют ни оружия, ни сил.

Вот так пришел к власти в Риме Луций Корнелий Сулла. Годы его правления ознаменованы массовыми волнениями и гражданскими войнами, длившимися пятьдесят лет. Другой полководец Помпей Великий, правда, сначала хотел добровольного и мирного признания его власти сенатом. Но когда сенат отклонил его притязания, Помпей нашел общий язык с талантливым и умным политиком и военачальником Гаем Юлием Цезарем.

При помощи верной армии, которую он сколотил еще во время галльской войны, Цезарь легко берет власть в Риме и открыто заявляет о себе, как о «вечном» диктаторе. Но властвовать ему пришлось недолго – через год он был коварно убит во время заговора.

Заговорщики обманулись, полагая, что, убив диктатора, в Риме снова воцарится власть сената и народа. В течение восьми лет римляне вели бессмысленные и опустошительные гражданские войны, и только Октавиан, сын Цезаря, смог остановить кровопролития. Наконец в Риме установился мир, которого все так долго желали. Октавиан оказался умным, дальновидным, превосходным правителем. Он вел себя у власти скромно и не пускал пыль в глаза народа своим могуществом. Октавиан объявил приход «золотого века» и мира в Риме , а благодарный сенат присвоил ему знатный титул Августа, в переводе означающего «вознесенный богами».

История

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

  • Царский период ( / - /509 до н. э.).
  • Республика (510/ - /27 год до н. э.)
    • Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)
    • Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
      • Иногда также выделяется период Средней (классической) Республики (287-133 гг. до н. э.)
  • Империя (30/27 г до н. э. - г. н. э.)
    • Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - г. н. э.)
    • Поздняя Римская империя. Доминат ( - гг.)

Карта Рима в древности

Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов . В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом , хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами . В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август , сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев , которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века , однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября г. считается традиционной датой падения Римской империи.

Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям».

Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы , избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора , все должности в Риме были коллегиальными.

Общество

Законы

Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились “друзьями” или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество – лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий , и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями , конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum . Но даже этот освященный древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе – бессрочном союзе между патрициями и плебеями – использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

Социальная структура римского общества

С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет .

До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «под рукой», то есть дочь, выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов.

Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни.

Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Римское право предусматривало две формы заключения брака:

Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.

Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми. Во время обручения молодые давали брачный обет. Каждый из них на вопрос, обещает ли он вступить в брак, отвечал: «Обещаю». Жених вручал будущей жене монету, как символ заключённого между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.

На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице - женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу.

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребёнка от злых духов.

Регистрировать ребёнка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребёнка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождение и право гражданства.

Положение женщин

Женщина находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, «принадлежала только семье и не существовала для общины» . В богатых семьях женщине отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства. В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Основной принцип построения римского общества - это опора на элементарную ячейку общества - семью (фамилию).

Глава семейства - отец (pater familias) беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жены и дети, а также незамужние дочери.

Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

При рождении ребёнка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребёнка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.

Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.

В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

Образование

Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.

В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

За пределами Италии образование получали преимущественно в Афинах , на острове Родос , где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах. Особенно актуальным обучение в Греции стало после того, как Гней Домиций Агенобарб и Луций Лициний Красс , будучи цензорами в 92 до н. э. , закрыли латинские риторические школы .

В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса .

Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

Войско

Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus ) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii ), a войско - tumultuarius (subitarius ) exercitus . Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui rempublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

Культура

Делами, достойными римлянина, особенно из знати , признавались политика , война, земледелие , разработка права (гражданского и сакрального) и историография . На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие , проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии , воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы .

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во - вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы.

Язык

Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра . Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим , по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans ).

Разделяют несколько этапов развития латыни:

  • Архаическая латынь
  • Классическая латынь
  • Постклассическая латынь
  • Поздняя латынь

Религия

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой , вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев , пенатов , ларов , лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

Искусство, музыка, литература

Быт

Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром . Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы , проса , ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

Наука

Основная статья: Древнеримская наука

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь . В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший , Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека .

Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой , с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм .

Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники , Сорана Эфесского - акушера и педиатра , Клавдия Галена - талантливого анатома , раскрывшего функции нервов и головного мозга .

Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

Наследие Древнего Рима

Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки , на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право , сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

Историография

Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли , также в период Просвещения во Франции.

Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи - Византии в 1453 году . Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде , а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри.

Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины.

В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период.

Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена , одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история» , а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»).

Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро - «Величие и падение Рима». Вышел труд И.М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация.

Против гиперкритицизма работ итальянца Э. Пайса, отрицавшего достоверность римской традиции вплоть до III века н. э. , выступил Де Санктис в своей «Истории Рима», где, с другой стороны, почти полностью отрицались сведения о царском периоде.

Изучение римской истории в СССР было тесно связано с марксизмом-ленинизмом , не имевшим специализированных работ в своей основе и опиравшимся на такие часто цитируемые произведения, как «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Хронологические выписки», «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству», «Бруно Бауэр и раннее христианство» и т. д. Акцент при этом делался на восстания рабов и их роль в римской истории, а также аграрной истории.

Большое место отводилось изучению идеологической борьбы (С. Л. Утченко , П. Ф. Преображенский), которую видели даже в самых благоприятных периодах империи (Н. А. Машкин , Е. М. Штаерман , А. Д. Дмитрев и др.).

Внимание уделялось также условиям перехода от Республики к империи, рассмотренным, например, в труде Машкина «Принципат Августа» или в «Очерках по истории древнего Рима» В. С. Сергеева, и провинциям, в изучении которых выделился А. Б. Ранович.

Среди изучавших отношения Рима с другими государствами выделился А. Г. Бокщанин.

С 1937 года стал выходить «Вестник древней истории» , где стали часто публиковаться статьи по римской истории и археологическим раскопкам.

После перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, в 1948 году вышли «История Рима» С. И. Ковалёва и «История римского народа» критика В. Н. Дьякова. В первом труде римская традиция считается во многих отношениях достоверной, во втором на этот счёт было выражено сомнение.

См. также

Первоисточники

  • Дион Кассий . «Римская история»
  • Аммиан Марцеллин . «Деяния»
  • Полибий . «Всеобщая история»
  • Публий Корнелий Тацит . «История», «Анналы»
  • Плутарх . «Сравнительные жизнеописания»
  • Аппиан . «Римская история»
  • Секст Аврелий Виктор . «О происхождении римского народа»
  • Флавий Евтропий . «Бревиарий от основания города»
  • Гай Веллей Патеркул . «Римская история»
  • Публий Анней Флор . «Эпитомы Тита Ливия»
  • Геродиан . «История Рима от Марка Аврелия»
  • Диодор Сицилийский . «Историческая библиотека»
  • Дионисий Галикарнасский . «Римская древняя история»
  • Гай Светоний Транквилл . «Жизнеописание двенадцати цезарей»
  • Так называемые «Авторы жизнеописаний августов » (Scriptores Historiae Augustae ): Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Вулкаций Галликан, Элий Лампридий, Требеллий Поллион и Флавий Вописк

Фрагменты

  • Гней Невий. «Пунийская война»
  • Квинт Энний . «Анналы»
  • Квинт Фабий Пиктор . «Анналы»
  • Луций Цинций Алимент. «Летопись»
  • Марк Порций Катон Старший . «Начала»
  • Помпей Трог . «Филиппова история»
  • Гай Саллюстий Крисп . «Югуртинская война»
  • Граний Лициниан

Позднейшие фундаментальные труды

  • Теодор Моммзен Римская история .
  • Эдвард Гиббон История упадка и разрушения Римской империи.
  • Platner, Samuel Ball. A topographical dictionary of Ancient Rome

Примечания

Ссылки

  • X Legio - Боевая техника древности (включая фрагменты русских переводов римских авторов и статьи по военному делу Древнего Рима)
  • Римская слава Античное военное дело
  • The Roman Law Library by Yves Lassard and Alexandr Koptev.
  • Искусство Древнего Рима - Фотогалерея Стевана Кордича (англ.)

Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Архитектура

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).

На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера - композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду - совокупность арок, опирающихся на колонны.

На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма - псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме).

Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками на дорогах и площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст - законы Двенадцати таблиц 451-450 до н.э.; первый известный нам писатель - Аппий Клавдий (конец IV - начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280-207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270-201 до н.э.) и Квинта Энния (239-169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 - ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. - 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195-159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180-102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр - сатирический диалог.

Поэзия

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95-55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 - ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Проза

Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234-149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря - Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне - и Саллюстия Криспа (86 - ок. 35 до н.э.) - Заговор Катилины, Югуртинская война и История.

Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116-27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата "Об архитектуре".

Ораторское искусство

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).

Древний Рим – не просто географическое название. Не просто территория на картах древнего мира. Это целая эпоха. Эпоха становления человека, как творца, как завоевателя, как строителя государств, философа, скульптора, законодателя и хранителя гражданских прав и свобод. Сложно перечислить все то глобальное наследие, которое оставили нам древние римляне. Но сталкиваемся мы с ним ежедневно – в медицине и праве, в науке и искусстве, в литературе и в быту. И пускай великой Римской Империи не суждено было существовать вечно, но часть того, что создали римляне останется с человечеством на века.

История Древнего Рима

История Древнего Рима – яркая иллюстрация того, как страна, начинающаяся с болота, может разрастись на половину мировой карты. И того, как легко разрушить отлаженную работу крупнейшего государства, если не уделять достаточное внимание интересам всех его регионов.

История Древнего Рима занимает 723 года и иллюстрирует зарождение, становление и гибель одной из самых могущественных древних цивилизаций.

Начинался Рим в 753 г. до н.э. со строительства города на семи холмах, среди болотистой местности, в окружении постоянно воинствующих народностей – этрусков, латинов и древних греков.

Ко второму веку нашей эры город, начинавшийся с болот, подчинил себе Европу, Средиземноморье, побережье Африки и Ближний Восток, превратившись в крупнейшее мировое государство.

Становление всей последующей европейской цивилизации проходило под мощным влиянием Древнего Рима. И несмотря на то, что в 476 г. н.э. могущественная Римская Империя пала, её историческое, культурное и законодательское наследие по сей день играет глобальную роль во всем устройстве человеческой цивилизации.

Периоды Древнего Рима

Учеными принято делить становление и развитие Рима, как государства, на при основных периода:

  1. Царский. Начинается с создания самого города Рим. Согласно легенде, его воздвигли на холмах двое вскормленных волчицей братьев – Ромул и Рем. Имя первого из них и носит «вечный город». Ромул стал первым из царей в истории Рима. На заре его появления население состояло преимущественно из беглых преступников. Но постепенное усовершенствование ремесел и формирование государственных структур привело к неожиданно резкому развитию Рима. Уже скоро его влияние возросло настолько, что соседние государства, опасаясь оказаться под гнётом неожиданно окрепшей страны, постоянно пребывали в состоянии военной агрессии.
    Власть в Риме в этот период принадлежала царям, но не наследовалась. Правителей назначал сенат. Первым римским царем был Ромул, последним – Луций Тарквиний. Когда череда правителей стала приходить ко власти исключительно через кровь, подкуп и манипуляции, сенат принял решение провозгласить в Риме республику.
  2. Республиканский. Вся власть в руках Сената. Отличительная черта периода – множество успешно реализованных завоеваний. Постепенно границы Римской Республики захватывают всю Италию, Сицилию, Сардинию и Корсику. Дальнейшее развитие Рима существенно подавило процветающий на тот период Карфаген, подарим римлянам владение всем Западным Средиземноморьем. Захватили римляне и Македонию, раздробив её на четыре отдельных владения.
  3. Период Римской Империи. Власть по-прежнему сосредотачивается в Сенате, но существует и единый правитель – Император. К тому моменту Рим разросся до невероятных размеров. Удерживать власть над таким огромным государством становится сложно и постепенно происходит раскол на Западную Римскую Империю и Восточную (впоследствии – Византию). Вместе с тем, именно в период Империи происходит необычайное единение всего Античного мира, причем не под страхом силы, а на более духовном основании.
    Ранний имперский период – это принципат. Формально власть находилась в руках сената и магистратуры, а по факту – уже в руках императора. Позже эту форму сменит доминант, который по сути вернет на просторы Рима монархию, наделяя императора неограниченной властью. Именно эта убежденность во вседозволенности позже и приводит к краху Великой Империи.

Боги Древнего Рима

Религия Древнего Рима – это язычество. Какой-то четкой организации она не имела. Впрочем, на тот период это было естественной ситуацией – практически все верования мира представляли собой синтез древних культов различных народностей. В Риме каждому из богов приписывалась отдельная сфера человеческой жизни и отдельная природная сила. Кому поклоняться – каждый выбирал сам, в зависимости от своего ремесла и потребностей. Атеистов в Древнем Риме не было – богов чтил каждый, соблюдая соответствующие ритуалы. Некоторые из них проводились на уровне домов, а некоторые – на уровне государства. На основе различных гаданий и обращений к богам даже принимались важные государственные решения.

Все Боги Древнего Рима антропоморфны, но наделены силами природы.

  • Главный Бог Древнего Рима – Юпитер. По аналогии с греческим Зевсом, он является громовержцем, властителем Неба.
  • Его супруга – Юнона, опекалась вопросами женского плодородия. Считалась покровительницей брака и деторождения. Вдохновленные образом Юноны, римляне стали первой народностью, законодательно увековечившей моногамию.
  • Тройку главных богов Пантеона замыкает Минерва – богиня мудрости, аналог греческой Афины Паллады. Опекалась полезными открытиями, но славилась воинственным характером, из-за чего и её тоже называли молниеносной богиней.
  • Растительным и животным миром в Древнем Риме опекалась богиня Диана.
  • Венера – особенная богиня для римлян, ведь её считали прародительницей Энея и покровительницей всего римского народа. А также отождествлением весны, женской красоты и плодородия.
  • Флора – богиня полевых плодов, цветения и весны.
  • Янус – один из интереснейших богов у древних римлян. Являлся двуликим олицетворением дверей, начала и конца, входа и выхода. Владелец ключа от небесных ворот и посоха, отгоняющего непрошенных гостей.
  • Веста – богиня домашнего очага. Почиталась в каждом доме, так как семья в Риме так же являлась предметом культа.
  • Церера – особенно почиталась у земледельцев, так как являлась богиней плодородия.
  • Бахус – ещё один особенный для римлян Бог. Покровитель виноделия. Культ Бахуса являлся одним из самых почитаемых в Империи.
  • Вулкан – особенно чтился ремесленниками, так как был покровителем огня и кузнечного дела.

Это – лишь небольшая часть обширного римского пантеона. Постоянные контакты с другими народностями так же наложили отпечаток на религию римлян. Большая часть Римского Пантеона заимствована у греков. Такое высокое число заимствований ученые объясняют масштабной экспансией Рима и уважительным отношением к чужим верованиям. Путем включения богов подчиненного народа в свою религию, римляне упрощали процесс ассимиляции очередной народности.

Искусство Древнего Рима

Отличительная черта искусства Древнего Рима – его практичность. Если греки через культуру проводили воспитательные процессы, римляне сосредоточились на организации пространства с помощью искусства. Главная задача любого произведения – нести пользу. Остальное второстепенно.

Скульптура

Скульптуре в Древнем Риме отводилось особенное место. Ею обильно украшали стены зданий, колонны, фонтаны и внутренние дворики в домах знати. Во многом римская скульптура формировалась под влиянием Древней Греции. В идеализированном изображении скульптур богов явно читается влияние греков. Но были у римлян и свои новшества, главное из которых – скульптурный портрет.

Именно в портретных скульптурах римляне первыми использовали особенный реализм. Если внимательно рассматривать бюсты римских императоров и сенаторов, можно заметить и двойные подбородки, и обвисшую кожу, и чрезмерно тонкие волосы. Все эти изъяны во внешности, по сути, являются тем, что отличает одно лицо от другого. И в этом случае римляне не стремились к идеализации, передавая человеческую внешность такой, какой она есть. В этом и было их новаторство.

Живопись

Предназначение живописи носило исключительно декоративный характер. Картины должны были сделать помещение визуально привлекательнее. Не стоит искать в римских фресках особого философского смысла, назидательных сцен из жизни и других педагогических целей. Всё куда практичнее. Главное – чтобы было красиво. Римляне одними из первых стали использовать роспись стен для визуального расширения пространства в помещении. Древнеримские художники первыми достигли высокого мастерства в использовании света и тени, создании перспективы. Потому им особенно хорошо давались пейзажные изображения.

Литература

Как и во многих других отраслях искусства, в римской литературе отчетливо ощущается влияние Древней Греции. Яркий тому пример – одно из известнейших римских произведений, «Энеида» Вергиллия, поразительно похожая на гомеровскую «Иллиаду». Однако, если забыть о факте заимствования, нельзя не признать прекрасного литературного слога произведения и идеальной латыни.

Еще один известный римский литератор – Гораций, придворный поэт, подаривший миру не мало талантливых стихов.

Архитектура Древнего Рима

Наибольшего новаторства древние римляне достигли в области архитектуры. Архитекторы работали в четком соответствии с нуждами государства, постоянно совершенствуя уже имеющиеся или заимствованные наработки. Благодаря этому появляются арки вместо поперечных балок, дорабатывается система акведуков, военных машин и лагерей, опорных стен и очистных сооружений.

В вопросах декорирования зданий римляне также ушли дальше греков. Архитектура Древнего Рима строится не на мраморных блоках, а на легком горном туфе, кирпичной кладке и строительных растворах. Это позволяло создавать большее разнообразие архитектурных форм, делать здания больше и выше, добиваться архитектурного разнообразия.

Именно римляне подарили миру бетон, с помощью которого научились отливать различные архитектурные формы. Это позволило совершить стремительный рывок в вопросах декоративной архитектуры и, вместе с тем, увеличить прочность построек.

Величайшие памятки архитектуры Древнего Рима – это римский Форум, здания древних театров, мавзолеи и, конечно же, Колизей. Последний стал своеобразным олицетворением Рима в мировой культуре. Это образец действительно продуманной архитектуры. Не смотря на потрясающую для своего времени вместительность – здание рассчитано на 45 тысяч зрителей, в Колизее никогда не было толчеи и давки. Все благодаря грамотно спланированному разделению транспортных и пешеходных потоков. Колизей стал первым зданием, которое создавалось с учетом влияния на остальной пейзаж города.

Города Древнего Рима

Градостроение в древнем Риме – яркая иллюстрация рассвета человеческой цивилизации как таковой. К строительству городов в империи подходили как никогда продуманно. Города Древнего Рима в обязательном порядке включали в себя минимум две перпендикулярные друг другу дороги. На пересечении дорог располагался центр города и рынок, а также все значимые социальные постройки.

Рим

Рим – столица империи. Город-метрополия, вечный город, доказавший справедливость такого титула. Построен на семи холмах, освоен народностью, основанной на синтезе как минимум трех племен – этрусков, сабинян и латинян. В эпоху пика процветания Римской Империи, Рим справедливо можно было считать центром человеческой цивилизации.

Карфаген

Древний Карфаген – город, построенный не римлянами, но ставший частью Римской Империи в результате военного захвата. В свое время жители Карфагена не пожелали сдаваться врагу и инициировали массовое самосожжение. Город был полностью разрушен захватившими его римлянами. Но в период правления Юлия Цезаря именно римляне отстроили его заново, превратив в образец развития человеческой цивилизации.

Трир

Говоря про города Древнего Рима, нельзя не вспомнить и мифический Трир, возведенный Октавианом Августом. Этот красивейший город входил в тройку самых крупных населенных пунктов Империи и считался её западной столицей. Более того, в своё время император Константин сделал своей резиденцией именно Трир, планируя впоследствии сделать из города столицу.

Вместо послесловия

Трудно переоценить величие Древнего Рима. Это государство показало нам, как далеко может шагнуть человеческая мысль, сколько прекрасного создать и достигнуть, и как легко потерять уже созданное, пребывая во власти своих амбиций. Историю Древнего Рима стоит узнать хотя бы для того, чтобы взять на вооружение её успехи и всегда помнить о причинах её неудач.

Римская империя (древний Рим) оставила нетленный след во всех европейских землях, куда только ступали его победоносные легионы. Каменная вязь римской архитектуры сохранилась и по сей день: стены, защищавшие граждан, по которым двигались войска, акведуки, доставлявшие горожанам свежую воду, и мосты, переброшенные через бурные реки. Как будто всего этого было недостаточно, легионеры возводили все новые и новые сооружения - даже когда границы империи начали отступать. В эпоху Адриана , когда Рим куда больше был озабочен сплочением земель, нежели новыми завоеваниями, невостребованная боевая удаль воинов, надолго оторванных от дома и семьи, была мудро направлена в другое созидательное - русло. В каком-то смысле вся европейская обязана своим рождением именно римским строителям, внедрившим множество новшеств и в самом Риме, и за его пределами. Важнейшими достижениями градостроительства, имевшего целью общественное благо, стали канализация и водопроводы, создававшие здоровые условия жизни и способствовавшие увеличению населения и росту самих городов. Но все это было бы невозможно, если бы римляне не изобрели бетон и не начали использовать арку в качестве основного архитектурного элемента. Именно эти два новшества разнесла римская армия по всей империи.

Так как каменные арки выдерживали огромный вес и их можно было строить очень высокими - иногда по два-три яруса,- инженеры, трудившиеся в провинциях, без труда одолевали любые реки и ущелья и добирались до самых дальних краев, оставляя позади себя прочные мосты и мощные водопроводы (акведуки). Подобно многим другим сооружениям, построенным с помощью римских войск, мост в испанском городе Сеговии, по которому проходит водопровод, имеет гигантские размеры: 27,5 м в высоту и около 823 м в длину. Необычайно высокие и стройные столбы, сложенные из грубо обтесанных и ничем не скрепленных гранитных глыб, и 128 изящных арок оставляют впечатление не только небывалой мощи, но и имперской самоуверенности. Это чудо инженерного искусства, построенное около 100 т. и. э., стойко выдержало испытание временем: еще недавно мост служил системе водоснабжения Сеговии.

Как все начиналось?

Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, в долине реки Тибр, в начале I тысячелетия до н. э. По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших в Италии город Альба-Лонгу. Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя Альба-Лонги, в 753 г. до н. э. Как и в греческих полисах, в ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой властью, как и греческие. При царе тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, в ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился в аристократическую республику. Её население чётко делилось на две группы - привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев. Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат (главный правительственный орган). Значительную часть ранней его истории составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия в полноправных римских граждан.

Древний Рим отличался от греческих городов-государств, поскольку находился в совершенно других географических условиях - единый Апеннинский полуостров с обширными равнинами. Поэтому начиная с самого раннего периода его истории его граждане были вынуждены соперничать и бороться с соседними италийскими племенами. Побеждённые народы подчинялись этой великой империи либо на правах союзников, либо просто включались в состав республики, причём покорённое население не получало прав римских граждан, нередко обращаясь в рабов. Наиболее сильными противниками Рима в IV в. до н. э. были этруски и самниты, а также отдельные греческие колонии на юге Италии (Великая Греция). И всё же, несмотря на то что римляне часто враждовали с греческими колонистами, более развитая эллинская культура оказывала заметное воздействие на культуру римлян. Дошло до того, что древнеримские божества стали отождествляться с их греческими аналогами: Юпитер - с Зевсом, Марс - с Аресом, Венера - с Афродитой и т. д.

Войны Римской империи

Самым напряжённым моментом в противостоянии римлян с южно-италийцами и греками стала война 280-272 гг. до н. э., когда в ход боевых действий вмешался Пирр, царь государства Эпир, находившегося на Балканах. В конце концов, Пирр и его союзники были разбиты, а к 265 г. до н. э. Римская республика объединила под своей властью всю Центральную и Южную Италию.

Продолжая войны с греческими колонистами, римляне столкнулись на Сицилии с Карфагенской (Пунической) державой. В 265 г. до н. э. начались так называемые Пунические войны, продолжавшиеся вплоть до 146 г. до н. э., почти 120 лет. Вначале римляне вели боевые действия против греческих колоний на востоке Сицилии, в первую очередь против самой крупной из них - города Сиракузы. Затем начались захваты уже карфагенских земель на востоке острова, приведшие к тому, что карфагеняне, обладавшие сильным флотом, атаковали римлян. После первых поражений римлянам удалось создать свой собственный флот и разгромить карфагенские суда в битве у Эгатских островов. Был подписан мир, согласно которому в 241 г. до н. э. вся Сицилия, считавшаяся житницей Западного Средиземноморья, стала собственностью Римской республики.

Недовольство карфагенян результатами Первой Пунической войны , а также постепенное проникновение римлян на территорию Иберийского полуострова, которым владел Карфаген, привели ко второму военному столкновению между державами. В 219 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал Барки захватил испанский город Сагунт, союзника римлян, затем прошёл через Южную Галлию и, преодолев Альпы, вторгся на территорию собственно Римской республики. Ганнибала поддержала часть италийских племён, недовольных владычеством Рима. В 216 г. до н. э. в Апулии, в кровопролитном сражении у Канн, Ганнибал окружил и почти полностью уничтожил римскую армию, которой командовали Гай Теренций Варрон и Эмилий Павел. Однако взять сильно укреплённый город Ганнибал не смог и в итоге был вынужден покинуть Апеннинский полуостров.

Война была перенесена на север Африки, где находились Карфаген и другие поселения пунийцев. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион разгромил армию Ганнибала у городка Зама, южнее Карфагена, после чего был подписан мир на условиях, продиктованных римлянами. Карфагеняне лишались всех своих владений вне Африки, были обязаны передать римлянам все военные суда и боевых слонов. Победив во Второй Пунической войне, Римская республика стала самым могущественным государством в Западном Средиземноморье. Третья Пуническая война, проходившая с 149 по 146 г. до н. э., свелась к добиванию уже поверженного противника. Весной 14б г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а его жители .

Оборонительные стены Римской империи

Рельеф с колонны Траяна изображает сцену (см. слева) из времен дакийских войн; легионеры (они без шлемов) сооружают из прямоугольных кусков дерна походный лагерь. Когда римские воины оказывались во вражеских землях, строительство таких укреплении было обычным делом.

«Страх породил красоту, и древний Рим дивным образом преобразился, изменив прежнюю - мирную - политику и начав спешно возводить башни, так что вскоре все семь его холмов засверкали бронею непрерывной стены» - так писал один римлянин о мощных укреплениях, сооруженных вокруг Рима в 275 г. для защиты от готов. По примеру столицы крупные города по всей Римской империи, многие из которых давно «перешагнули» пределы прежних стен, поспешили укрепить свои оборонительные рубежи.

Возведение городских стен было чрезвычайно трудоемкой работой. Обычно вокруг поселения прорывали два глубоких рва, а между ними нагромождали высокий земляной вал. Он служил своего рода прослойкой между двумя концентрическими стенами. Внешняя стена уходила в землю на 9 м , чтобы враг не мог сделать подкоп, а наверху была снабжена широкой дорогой для дозорных. Внутренняя стена поднималась еще на несколько метров, чтобы затруднить обстрел города. Такие укрепления почти не поддавались разрушению: их толщина достигала 6 м , а каменные глыбы были пригнаны друг к другу металлическими скобами - для большей прочности.

Когда были завершены стены, можно было приступать к возведению ворот. Над проемом в стене сооружалась временная деревянная арка - опалубка. Поверх нее искусные каменщики, двигаясь с обеих сторон к середине, клали клинообразные плиты, образуя изгиб свода. Когда был вложен последний - замковый, или ключевой,- камень, опалубку убирали, а рядом с первой аркой принимались строить вторую. И так до тех пор, пока весь проход в город не оказывался под полукруглой крышей - Коробовым сводом.

Сторожевые посты на воротах, охранявшие покой города, часто представляли собой настоящие маленькие крепости: там имелись воинские казармы, запасы оружия и продовольствия. В Германии прекрасно сохранилась так называемая (см. внизу). На ее нижних лажах вместо окон были бойницы, а с обеих сторон высились круглые башни - что-бы удобнее было вести обстрел неприятеля. Во время осады на ворота опускалась мощная решетка.

Стена, построенная в III веке вокруг Рима (19 км в длину, 3,5 м в толщину и 18 м в высоту), насчитывала 381 башню и 18 ворот с опускающимися решетками. Стену постоянно подновляли и укрепляли, так что она прослужила Городу вплоть до XIX века, то есть до усовершенствования артиллерии. Две трети этой стены стоят и поныне.

Величественная Порта Нигра (то есть Черные ворота), вздымающаяся на 30 м в высоту, олицетворяет мощь имперского Рима. Укрепленные ворота фланкированы двумя башнями, одна из которых значительно повреждена. Некогда ворота служили въездом за городские стены II века н. э. в Августу Тревирорум (впоследствии Трир), северную столицу империи.

Акведуки Римской империи. Дорога жизни имперского города

Знаменитый трехъярусный акведук в Южной Франции (см. выше), переброшенный через реку Гар и ее низменную долину - так называемый Гардский мост, - столь же красив, сколь и функционален. Это сооружение, протянувшееся на 244 м в длину, ежедневно поставляю с расстояния 48 км около 22 тонн воды в город Немаус (ныне Ним). Гардский мост до сих пор остается одним из чудеснейших произведений римского инженерного искусства.

Для римлян, славившихся достижениями в инженерном деле, предметом особой гордости были акведуки . По ним в древний Рим ежедневно поступало около 250 миллионов галлонов свежей воды. В 97 г. н. э. Секст Юлий Фронтин, смотритель системы водоснабжения Рима, риторически вопрошал: «Кто осмелится сравнивать с праздными пирамидами или какими-нибудь никчемными - хоть и знаменитыми - творениями греков наши водопроводы - эти великие сооружения, без которых немыслима жизнь человека?» Под конец своего величия город обзавелся одиннадцатью акведуками, по которым бежала вода с южных и восточных холмов. Инженерное дело превратилось в настоящее искусство : казалось, грациозные арки легко перескакивали препятствия, к тому же украшая пейзаж. Римляне быстро «поделились» своими достижениями с остальными областями римской империи, и до сих пор можно видеть остатки многочисленных акведуков во Франции, Испании, Греции, Северной Африке и Малой Азии.

Чтобы обеспечить водой провинциальные города, чье население уже истощило местные запасы, и соорудить там термы и фонтаны, римские инженеры прокладывали каналы к рекам и источникам, нередко удаленным на десятки миль. Стекая под небольшим наклоном (Витрувий рекомендовал минимальный уклон 1:200), драгоценная влага бежала по каменным трубам, которые пролегали через сельскую местность (и по большей части были упрятаны в подземные тоннели или рвы, повторявшие очертания ландшафта) и в конце концов достигали черты города. Там вода благополучно поступала в общественные резервуары. Когда на пути трубопровода попадались реки или ущелья, строители перебрасывали через них арки, позволявшие сохранить прежний мягкий уклон и поддержать непрерывный приток воды.

Чтобы угол падения воды оставался постоянным, землемеры вновь прибегали к громе и хоробату, а также к диоптру, измерявшему горизонтальные углы. Опять-таки основная тяжесть работ ложилась на плечи войска. В середине II века н.э. одного военного инженера попросили разобраться в трудностях, возникших при строительстве акведука в Сальдах (в нынешнем Алжире). Два отряда рабочих принялись рыть тоннель в холме, двигаясь друг к другу с противоположных сторон. Инженер скоро понял, в чем дело. «Я измерил оба тоннеля,- писал он позднее,- и обнаружил, что сумма их длин превышает ширину холма». Тоннели просто не встретились. Он нашел выход из положения, пробурив между тоннелями скважину и соединив их, так что вода стала течь как надо. Город почтил инженера памятником.

Внутреннее положение Римской империи

Дальнейшее усиление внешнего могущества Римской республики одновременно сопровождалось глубоким внутренним кризисом. Столь значительная территория уже не могла управляться по-старому, т. е. при организации власти, характерной для города-государства. В рядах римских военачальников выдвинулись полководцы, претендовавшие на то, чтобы обладать всей полнотой власти, подобно древнегреческим тиранам или эллинским владыкам на Ближнем Востоке. Первым из таких владык стал Луций Корнелий Сулла, захвативший в 82 г. до н. э. Рим и ставший полновластным диктатором. Враги Суллы были безжалостно перебиты согласно спискам (проскрипциям), которые подготавливал сам диктатор. В 79 г. до н. э. Сулла добровольно отказался от власти, но это уже не могло вернуть его к прежнему управлению. Начался длительный период гражданских войн в Римской республике.

Внешнее положение Римской империи

Между тем стабильному развитию империи угрожали не только внешние враги и честолюбивые политики, боровшиеся за власть. Периодически на территории республики вспыхивали восстания рабов. Самым крупным таким мятежом было выступление под предводительством фракийца Спартака, продолжавшееся почти три года (с 73 по 71 г. до н. э.). Восставших удалось разгромить лишь объединёнными усилиями трёх самых умелых полководцев Рима того времени - Марка Лициния Красса, Марка Лициния Лукулла и Гнея Помпея.

Позже Помпеи, прославившийся своими победами на Востоке над армянами и понтийским царём Митридатом VI, вступил в схватку за высшую власть в республике с другим известным военачальником - Гаем Юлием Цезарем. Цезарь с 58 по 49 г. до н. э. сумел захватить территории северных соседей Римской республики - галлов и даже осуществил первое вторжение на Британские острова. В 49 г. до н. э. Цезарь вступил в Рим, где был объявлен диктатором - военным правителем с неограниченны ми правами. В 46 г. до н. э. в битве при Фарсале (Греция) он разбил Помпея - своего главного соперника. А в 45 г. до н. э. в Испании, при Мунде, сокрушил последних явных политических противников - сыновей Помпея, Гнея младшего и Секста. Одновременно Цезарь сумел вступить в союз с египетской царицей Клеопатрой, фактически подчинив её огромную страну власти .

Однако в 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит группой заговорщиков-республиканцев, во главе которых стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Гражданские войны в республике продолжились. Теперь главными их участниками стали ближайшие сподвижники Цезаря - Марк Антоний и Гай Октавиан. Сначала они вместе уничтожили убийц Цезаря, а уже позднее вступили в борьбу друг с другом. Антония в ходе этого последнего этапа гражданских войн в Риме поддерживала египетская царица Клеопатра. Однако в 31 г. до н. э. в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен кораблями Октавиана. Царица Египта и её союзник покончили жизнь самоубийством, а Октавиан, окончательно к Римской республике, стал неограниченным правителем гигантской державы, объединившей под своей властью почти всё Средиземноморье.

Октавиан, в 27 г. до н. э. принявший имя Август «благословенный», считается первым императором Римской империи, хотя сам этот титул в то время означал лишь верховного главнокомандующего, одержавшего значительную победу. Официально никто не отменял Римскую республику, и Август предпочитал именоваться принцепсом, т. е. первым среди сенаторов. И всё же при преемниках Октавиана республика стала всё больше и больше приобретать черты монархии, более близкой по своей организации к восточным деспоти-ческим государствам.

Своего наивысшего внешнеполитического могущества империя достигла при императоре Траяне, который в 117 г. н. э. завоевал часть земель самого сильного сильного противника Рима на востоке - Парфянской державы. Однако после смерти Траяна парфяне сумели вернуть захваченные территории и вскоре перешли в наступление. Уже при преемнике Траяна, императоре Адриане, империя была вынуждена прейти к оборонительной тактике, сооружая мощные защитные валы на своих границах.

Не только парфяне беспокоили Римскую державу; всё более частыми стали набеги варварских племён с севера и востока, в сражениях с которыми римская армия нередко терпела чувствительные поражения. Позже римские императоры даже разрешали отдельным группам варваров селиться на территории империи при условии, что они будут охранять границы от других враждебных племён.

В 284 г. римский император Диоклетиан произвёл важную реформу окончательно преобразовавшую бывшую Римскую республику в имперское государство. Отныне даже император стал именоваться по-другому - «доминус» («господин»), а при дворе вводился сложный ритуал, заимствованный у восточных владык Одновременно империя разделилась на две части - Восточную и Западную, во главе каждой из которых вставал особый правитель, получавший титул Августа. Ему помогал заместитель, называвшийся цезарем. Через некоторое время Август должен был передавать власть Цезарю, а сам удалиться в отставку. Эта более гибкая система, наряду с усовершенствованием управления провинциями, привела к тому, что это великое государство просуществовало ещё 200 лет.

В IV в. господствующей религией в империи стало христианство, что также способствовало упрочению внутреннего единства державы. С 394 г. христианство уже единственная разрешённая религия в империи. Однако если Восточная Римская империя оставалась достаточно прочным государством, то Западная слабела под ударами варваров. Несколько раз (410 и 455 гг.) варварские племена захватывали и разоряли Рим, а в 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии.

И хотя Восточная Римская империя сохранилась как единая страна, а в 553 г. даже присоединила всю территорию Италии, всё же это было уже совершенно другое государство. Не случайно историки предпочитают называть его и рассматривают его судьбу отдельно от истории Древнего Рима .