Казнь через повешение двух. Обезглавливание. Повешение в криминалистике

С развитием цивилизации человеческая жизнь обрела ценность независимо от социального статуса и богатства. Тем ужаснее читать о черных страницах истории, когда закон не просто лишал человека жизни, а превращал экзекуцию в зрелище на потеху простому люду. В других случаях казнь могла носить ритуальный или назидательный характер. К сожалению, и в современной истории есть подобные эпизоды. Мы собрали список самых жестоких казней, когда-либо практиковавшихся людьми.

Казни Древнего мира

Скафизм

Слово «скафизм» образовано от древнегреческого слова «корыто», «лодка», а сам метод вошел в историю благодаря Плутарху, который описал казнь греческого правителя Митридата по велению Артаксеркса, царя древних персов.

Сначала человека раздевали догола и привязывали внутри двух лодок-долбленок таким образом, чтобы снаружи оставались голова, руки и ноги, которые густо обмазывали медом. Затем жертву насильно поили смесью молока и меда, чтобы вызвать диарею. После этого лодку спускали на стоячую воду – пруд или озеро. Приманенные запахом меда и нечистот насекомые облепляли тело человека, медленно пожирали плоть и откладывали личинок в образовавшиеся гангренозные язвы. Жертва оставалась в живых до двух недель. Смерть наступала от трех факторов: заражения, истощения и обезвоживания.

Казнь через сажание на кол изобрели в Ассирии (совр. Ирак). Таким способом наказывали жителей взбунтовавшихся городов и женщин, сделавших аборт - тогда эта процедура считалась детоубийством.


Казнь проводилась двумя способами. При одном варианте осужденному протыкали грудь колом, при другом – острие кола проходило сквозь тело через задний проход. Мучившихся людей часто изображали на барельефах в качестве назидания. Позже эта казнь стала применяться народами Ближнего Востока и Средиземноморья, а также славянскими народами и некоторыми европейскими.

Казнь слонами

Этот метод применяли преимущественно в Индии и на Шри-Ланке. Индийские слоны хорошо поддаются дрессировке, чем и пользовались правители Юго-Восточной Азии.


Способов убить человека при помощи слона было немало. Например, на бивни надевались доспехи с острыми копьями, которыми слон пронзал преступника и затем, еще живого, разрывал на части. Но чаще всего слоны обучались придавливать осужденного ногой и поочередно отрывать конечности хоботом. В Индии провинившегося человека часто просто бросали под ноги разъяренному животному. Для справки, индийский слон весит около 5 тонн.

Предание зверям

За красивой фразой «Damnatio ad bestias» кроется мучительная смерть тысяч древних римлян, особенно их было много среди ранних христиан . Хотя, конечно, этот способ придумали задолго до римлян. Обычно для казни использовали львов, менее популярными были медведи, пантеры, леопарды и буйволы.


Существовало две разновидности казни. Часто приговоренного к смерти привязывали к столбу посреди гладиаторской арены и спускали на него диких зверей. Были и вариации: бросали к клетку к голодному животному или привязывали к его спине. В другом случае несчастного заставляли выйти на бой против зверя. Из вооружения у них было простенькое копье, а из «доспехов» – туника. В обоих случаях на казнь собиралось множество зрителей.

Смерть на кресте

Распятие на кресте придумали финикийцы - древний народ мореплавателей, который жил на Средиземноморье. Позднее этот способ переняли карфагеняне, а затем и римляне. Израильтяне и римляне смерть на кресте считали самой позорной, потому что так казнили закоренелых преступников, рабов и предателей.


Перед распятием человека раздевали, оставляя лишь набедренную повязку. Его били кожаными бичами либо свежесрезанными прутьями, после чего заставляли самого нести крест весом около 50 килограмм к месту распятия. Вкопав крест в землю у дороги за городом или на холме, человека веревками поднимали и пригвождали к горизонтальной планке. Иногда осужденному предварительно дробили ноги железным прутом. Смерть наступала от истощения, обезвоживания или болевого шока.

После запрета христианства в феодальной Японии XVII в. распятие применялось против заезжих миссионеров и христиан-японцев. Сцена казни на кресте присутствует в драме Мартина Скорсезе «Молчание», повествующей именно об этом периоде.

Казнь бамбуком

Древние китайцы были чемпионами по изощренным пыткам и казням. Один из наиболее экзотических способов умерщвления – растягивание виновного над растущими побегами молодого бамбука. Сквозь человеческое тело ростки пробивались в течение нескольких суток, причиняя этим неимоверные страдания казнимому.


Линг-чи

«Линг-чи» переводится на русский язык как «укусы морской щуки». Было и другое название – «смерть от тысячи порезов». Этот способ применяли во времена правления династии Цин, причем казнили таким способом высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции. Каждый год таких набиралось 15-20 человек.


Суть «линг-чи» – в постепенном отрезании от тела небольших частей. Например, отрубив одну фалангу пальца, палач прижигал рану и затем приступал к следующей. Сколько кусочков нужно отрезать от тела, определял суд. Самым популярным вердиктом было разрезание в 24 части, а самых отъявленных преступников приговаривали к 3 тысячам отрезаний. В таких случаях жертву поили опиумом: так она не теряла сознание, но боль пробивалась даже через пелену наркотического опьянения.

Иногда, в знак особой милости, правитель мог приказать палачу сперва убить приговоренного одним ударом и истязать уже труп. Данный метод казни практиковался 900 лет и был запрещен в 1905 году.

Казни Средневековья

Кровавый орел

Историки ставят под сомнение существование казни «Кровавый орел», однако упоминание о ней встречается в скандинавском фольклоре. Данный метод применялся жителями скандинавских стран в эпоху раннего Средневековья.


Своих врагов суровые викинги убивали максимально мучительно и символично. Человеку связывали руки и клали животом на пень. Кожу на спине аккуратно разрезали острым клинком, затем поддевали ребра топором, выламывая их наружу в форме, напоминавшей орлиные крылья. После этого из еще живой жертвы извлекали легкие и развешивали их на ребрах.

Эта казнь дважды демонстрируется в сериале «Викинги» с Трэвисом Фиммелом (в 7 серии 2 сезона и 18 серии 4 сезона), хотя зрители отметили противоречия сериальной казни с той, о которой рассказывалось в фольклорной «Старшей Эдде».

«Кровавый орел» в сериале «Викинги»

Разрывание деревьями

Такая казнь была распространена во многих регионах мира, в том числе и на Руси в дохристианский период. Жертву привязывали за ноги к двум наклоненным деревьям, которые потом резко отпускали. Одна из легенд гласит, что так был убит древлянами князь Игорь в 945 году - за то, что хотел дважды собрать с них дань.


Четвертование

Способ использовали как в средневековой Европе. Каждую конечность привязывали к лошадям – животные разрывали приговоренного на 4 части. На Руси тоже практиковали четвертование, но под этим словом подразумевалась совсем другая казнь – палач поочередно отрубал топором сначала ноги, потом руки, а затем и голову.


Колесование

Колесование как вид смертной казни широко применялось во Франции и Германии во времена Средневековья. В России этот вид казни известен и в более позднее время - с XVII по XIX века. Суть наказания заключалась в том, что сначала виновного лицом к небу привязывали к колесу, закрепляя руки и ноги на спицах. После этого ему ломали конечности и в таком виде оставляли умирать на солнце.


Свежевание

Свежевание, или сдирание кожи, было изобретено в Ассирии, затем перешло в Персию и распространилось по всему Древнему миру. В Средние века инквизиция усовершенствовала этот вид казни – с помощью приспособления, которое называлось «испанский щекотун», кожа человека разрывалась на мелкие клочки, содрать которые не составляло труда.


Сваривание заживо

Эта экзекуция тоже была придумана в древности и получила второе дыхание в Средние века. Так казнили в основном фальшивомонетчиков. Уличенного в подделке денег человека бросали в котел с кипящей водой, смолой или маслом. Эта разновидность была довольно гуманной – преступник быстро умирал от болевого шока. Более изощренные палачи сажали приговоренного в котел с холодной водой, которую нагревали постепенно, или же медленно опускали его в кипяток, начиная со ступней. Сваренные мышцы ног отходили от костей, а человек еще был жив.
Практикуется эта казнь и у экстремистов Востока. По словам бывшего телохранителя Саддама Хусейна, он стал свидетелем кислотной экзекуции: сначала в наполненный едким веществом бассейн опускали ноги жертвы, а затем бросали целиком. А в 2016 году боевики запрещенной организации ИГИЛ растворили 25 человек в котле с кислотой.

Цементные ботинки

Этот способ хорошо знаком многим нашим читателям по гангстерскому кино. Действительно, убивали таким жестоким методом своих врагов и предателей во времена мафиозных войн в Чикаго. Жертву привязывали к стулу, затем ставили под ноги тазик, заполнявшийся жидким цементом. А когда он застывал, человека везли к ближайшему водоему и скидывали с лодки. Цементные ботинки мигом тащили его на дно кормить рыб.


Полеты смерти

В 1976 году к власти в Аргентине пришел генерал Хорхе Видела. Он руководил страной всего 5 лет, но остался в истории как один из самых страшных диктаторов современности. Среди прочих зверств Виделы – так называемые «полеты смерти».


Человека, который выступал против режима тирана, накачивали барбитуратами и в бессознательном состоянии проносили на борт самолета, затем сбрасывали вниз – непременно в воду.

Также предлагаем вам почитать про самые загадочные смерти в истории.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Первое упоминание о таком виде смертной казни как повешение, восходит еще к эпохе античности. Так, в результате заговора Катилины (60-е гг. до н.э.) к смерти через повешение римским Сенатом были приговорены сразу пятеро бунтовщиков. Вот как описывает их казнь римский историк Саллюстий:

«Есть в тюрьме, левее и несколько ниже входа, помещение, которое зовут Туллиевой темницей; оно уходит в землю примерно на двенадцать футов и отовсюду укреплено стенами, а сверху перекрыто каменным сводом; грязь, потемки и смрад составляют впечатление мерзкое и страшное. Туда-то и был опущен Лентул, и палачи, исполняя приказ, удавили его, накинув петлю на шею... Подобным же образом были казнены Цетег, Статилий, Габиний, Цепарий».

Впрочем, эпоха Древнего Рима давно миновала, а повешение, как показывает статистика, несмотря на всю его кажущуюся жестокость, является наиболее популярным методом смертной казни в настоящее время. Данный вид казни предусматривает два возможных вида летального исхода: смерть от разрыва спинного мозга и смерть в результате асфиксии. Рассмотрим, как происходит умирание в каждом из этих случаев.

Смерть от травмы позвоночника

Если расчет был произведен верно, то следствием падения станут тяжелые повреждения шейного отдела позвоночника, а также верхних отделов спинного мозга и ствола головного мозга. Повешение с длинным падением в подавляющем большинстве случаев сопровождается мгновенной гибелью пострадавшего вследствие декапитации.

Смерть от механической асфиксии

В случае, если во время падения тела осужденного не произошло смещения позвонков, достаточного для разрыва спинного мозга, смерть наступает от медленного удушения (асфиксии) и может продолжаться от трех-четырех до семи-восьми минут (для сравнения смерть от обезглавливания при помощи гильотины наступает обычно через семь-десять секунд после отделения головы от тела).

Процесс умирания при повешении можно разделить на четыре стадии:

  • 1. Сознание пострадавшего сохранено, отмечается глубокое и частое дыхание с непосредственным участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, быстро появляется синюшность (цианоз) кожных покровов. Учащается сердцебиение, повышается артериальное давление.
  • 2. Сознание утрачивается, появляются судороги, возможно непроизвольное мочеиспускание и акт дефекации, дыхание становится редким.
  • 3. Терминальная стадия, которая длится от нескольких секунд до двух-трёх минут. Происходит остановка дыхания и угнетение сердечной деятельности.
  • 4. Агональное состояние. Вслед за остановкой дыхание происходит остановка сердечной деятельности.

При этом стоит отметить, что во втором случае сам процесс умирания продолжается дольше и не в пример болезненнее. Таким образом, ставя целью гуманизацию смертной казни через повешение, мы автоматически ставим целью сведения к минимуму количества ситуаций, когда осужденный умирает именно от удушения.

Перед вами - три основных способа расположения петли на шее: а) - типичный (в основном применяется в смертной казни), б) и в) - атипичные.

Практика показывает, что если узел располагается со стороны левого уха (типичный способ расположения петли), то в процессе падения веревка запрокидывает голову назад. В результате этого вырабатывается достаточная энергия, чтобы сломать позвоночник.

Однако не только лишь опасность неверного расположения узла на шее подстерегает осужденного. Наиболее важной и сложной проблемой при повешении является выбор длины веревки. При этом длина ее зависит в большей степени от веса казнимого, нежели чем от его роста.

Необходимо помнить о том, что пеньковая веревка, применяющаяся при исполнении данного вида смертной казни,- далеко не самый прочный материал и имеет свойство рваться в самый неподходящий момент. Именно такой казус случился, например, 13 (25) июля 1826 года на Сенатской площади. Вот как описывает это событие очевидец:

«Когда все было готово, с пожатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал, и в то же мгновение трое сорвались - Рылеев, Пестель и Каховский упали вниз. У Рылеева колпак упал, и видна была окровавленная бровь и кровь за правым ухом, вероятно, от ушиба. Он сидел скорчившись, потому что провалился внутрь эшафота. Я к нему подошел, он сказал: "Какое несчастие!" Генерал-губернатор, видя, что трое упали, прислал адъютанта Башуцкого, чтобы взяли другие веревки и повесили их, что и было немедленно исполнено. Я был так занят Рылеевым, что не обратил внимания на остальных оборвавшихся с виселицы и не слыхал, говорили ли они что-нибудь. Когда доска была опять поднята, то веревка Пестеля была так длинна, что он носками доставал до помоста, что должно было продлить его мучение, и заметно было некоторое время, что он еще жив».

Для того, чтобы избежать подобной неприятности во время казни (поскольку она могла испортить имидж палача, продемонстрировав его неумение обращаться с орудием казни), в Англии, а затем и в других странах, практиковавших повешение, было принято растягивать веревку накануне казни, дабы сделать ее более эластичной.

Для того, чтобы рассчитать оптимальную длину веревки, мы проанализировали так называемую «официальную таблицу падений» -- справочное издание Хоум-офиса Великобритании по оптимальной высоте, с которой тело человека осуждённого на смертную казнь должно упасть при повешении. Для того, чтобы высчитать затем наиболее подходящую длину веревки, нужно было лишь прибавить «высоту падения» к высоте планки или крюка, к которым крепилась веревка.

Высота падения в метрах

Вес осужденного (с одеждой) в кг

Соотношение

Получившаяся таблица позволяет высчитать оптимальную длину веревки для осужденного с любым весом. При этом стоит помнить только, что между весом казнимого и высотой падения существует обратная зависимость (чем больше вес, тем меньше длина веревки).

Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?

Обезглавливание - удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная - отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание - это удел королей и дворян».

Повешение

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение - самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ - обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть - самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» - она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Исключения из правил

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.

Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.

История с казнью любимого дядюшки северокорейского диктатора Ким Чен Ына, скормленного собакам, оказалась уткой. Так широко разошедшаяся по СМИ душераздирающая история - всего лишь шутка анонимного китайского комика , опубликованная в его микроблоге. Хотелось бы, чтобы и все остальные истории нечеловечески ужасных казней тоже оказались всего лишь плодами больного воображения, чьим-то ночным кошмаром и страшилкой для впечатлительных детей, но все они действительно имели место в прошлом, встречаются в настоящем и, видимо, ещё долго будут сопровождать гуманное человечество в будущем. По мотивам корейского ажиотажа Disgusting Men рассказывает о самых известных, изобретательных и эффектных способах казнить человека. Уберите от экрана нервнобольных, несовершеннолетних детей, беременных женщин, а также лиц с расстройством пищеварения.

Острый восточный вопрос

Пожалуй, одной из самых известных во всём мире является «бамбуковая казнь». Не сохранилось ни одного документального свидетельства её применения, так что, может быть, эта легендарная казнь всего лишь чей-то вымысел, но от этого он не теряет своей изящности.

Наблюдательные азиаты заметили, что молодой бамбук обладает удивительной способностью к быстрому росту, в благоприятных условиях порой прибавляя почти по метру длины в сутки. Кто-то из находчивых выдумщиков догадался, что это свойство бамбука полезно не только для милых панд, обожающих грызть молодые побеги растения, но может сослужить хорошую службу и палачам - в тех случаях, когда требуется хорошенько проучить приговорённого.

Суть казни такова: молодые побеги бамбука, обладающие достаточной твёрдостью, заостряются ножом и обильно поливаются для ускорения роста. Несчастная обездвиженная жертва растягивается на земле над этими побегами. Всё остальное делает матушка природа, нужно только дать ей немного времени. Острейшие бамбуковые стволы вопьются в кожу, причиняя нестерпимую боль, вызывая страшные мучения, будут протыкать внутренние органы человека всё глубже и глубже, и, в конце концов, пронзят тело насквозь. Смерть медленна и мучительна, но зато в гармонии с природой.

Бык Фаларида

Тысячи туристов ежедневно приходят посмотреть на огромную статую быка в Нью-Йорке, которая олицетворяет финансовое процветание и агрессивный оптимизм воротил с Уолл-стрит, а вот в древней Сицилии от статуи быка старались держаться подальше, потому как символизировала она совсем иное: боль, ужас и быструю смерть.

Так называемый «Бык Фаларида» - это страшное орудие казни, высшее технологическое достижение VI века до нашей эры и в то же время предмет искусства для небольшого круга ценителей. Этот бык был создан афинским мастером Периллом специально по заказу Фаларида, правителя местечка Агригенто (и поныне существующий город на острове Сицилия). Тиран захватил власть обманом: прикрывшись организацией строительства храма Зевса для всей общины, он стянул в город мастеров-чужеземцев и рабов и с их помощью в ночь праздника Тесмофории перебил большую часть мужчин, став единоличным правителем города. Фаларид решил, что единственный способ упрочить свою власть - это запугать тех, кто остался в живых, для чего и заказал пресловутого быка.

Орудие убийства представляло собой полое медное изваяние быка в натуральную величину с дверцей в боку. Через эту дверцу палачи бросали приговоренного к смерти внутрь быка, затем разводили под быком огонь, и жертва погибала, зажаренная заживо. Единственным отверстием были ноздри и рот быка, устроенные таким образом, что вопли казнимого походили на бычье мычание.

Первой жертвой изобретения стал сам его создатель Перилл, брошенный туда по приказу заказчика за алчность. Неизвестно сколько несчастных было зажарено внутри быка, но ряд античных источников гласит, что последней жертвой стал сам Фаларид, свергнутый восставшими гражданами Агригенто. Теперь этот бык покоится где-то на дне Средиземного моря, туда ему и дорога.

Выхода нет?

Идея использовать различных животных для казни человека, оспаривая расхожую фразу «человек - царь природы», приходила людям с самого начала времён. Вершины зрелищности добились древние римляне, устраивавшие травлю приговорённых к смертной казни на арене Колизея. Тысячи зрителей приходили посмотреть, как экзотические хищники рвут на части обречённых рабов под рёв трибун и аплодисменты императора. Но достать кого-нибудь наподобие льва, тигра или крокодила удавалось не всегда: в Средние века вполне обходились обыкновенными крысами. Может быть, не так зрелищно, но точно не менее эффективно.

Техника казни проста: приговорённого раздевают и накрепко привязывают к столу, на грудь или живот ставится клетка с крысами, сверху на клетку насыпают горящие угли. Инстинкт самосохранения заставляет крыс двигаться в нужном направлении в сторону прохладных 36,6 градусов Цельсия. Истязание длилось порой целый день; бывало, обезумевшие животные прогрызали обречённых мучеников насквозь.

Ни в чём не повинных животных вообще широко применяли для осуществления казней: в Индии приговорённых топтали слонами, на Руси несчастных разрывали при помощи крепких коней, разбегающихся в разные стороны, викинги бросали своих врагов в ямы с множеством ядовитых змей. По крайней мере, в отличие от людей, братья наши меньшие не испытывают угрызений совести, и работают совершенно бесплатно.

Жизнь насекомых

Раздражение и нелюбовь человека к разного рода паучкам, муравьям, комарикам и прочей плотоядной мелюзге имеет под собой вполне понятные основания, в том числе и исторические. Древние люди, жившие в гармонии с природой (см. параграф про бамбук), умели применять насекомых себе во благо. Никого не удивляют вьетнамцы, за обе щёки уплетающие личинок. А вот, например, южноамериканские индейцы применяли муравьёв в хирургических целях. Рана стягивается, зажимается пальцами, а сверху сажают муравья. Тот впивается челюстями в края раны, после чего тело муравья отрывают от головы так, чтобы челюсти продолжали сжимать кожу.

В Южной Америке обитают муравьи-легионеры, они кочуют по джунглям огромными колоннами, пожирая всё на своём пути. Однажды кому-то пришло в голову, что их можно превратить и в орудие мучительной казни. Оставалось лишь связать провинившегося и оставить у них на пути, чтобы жертва могла поразмыслить о своём проступке в ожидании колонны голодных легионеров, или просто бросить человека в муравейник, чтобы ускорить процесс. Не пройдёт и часа, как несчастный умрёт от болевого шока и будет обглодан до костей в течение суток.

В Сибири муравьи не такие кровожадные, и коренные жители решали вопрос с насекомыми-палачами по-другому. Если вы хоть раз бывали летом за полярным кругом или за Уралом в бескрайней тайге, то вы уже знакомы с комарами, гнусом, мошкарой и мокрецом - всё это маленькие летающие кровопийцы, обитающие в этих краях в несметных количествах. Неплохая альтернатива кусачим легионерам. Сибирские аборигены заводили провинившегося поглубже в тайгу, раздевали и связывали. Тысячи миниатюрных дракул тотчас же принимались за дело. Человек умирает в течение пары суток - если не от потери крови, то от токсического шока, вызванного аллергией на множественные укусы. Дихлофос и прочие фумигаторы придумали значительно позже, так что у жертвы не оставалось никаких шансов.

Лин-Чи

Китайцы ещё со времён династии Цинь известны дьявольской выдумкой в наказании преступников. Вершиной этой мысли и стала «Лин-Чи», «смерть от тысячи порезов». Пожалуй, это самый мучительный способ казни из всех известных.

Его суть заключалась в очень медленном умерщвлении приговорённого путём аккуратного отрезания кусочков его тела. Легенда гласит, что в особо важных случаях такая казнь могла продолжаться до года, когда палач действовал в зловещем союзе с лекарем и тюремщиками, которые следили за сохранением жизни жертвы. Но документально зафиксирован «упрощённый» вариант Лин-Чи, применявшийся вплоть до начала XX века. Жертву накачивали опиумом, чтобы предотвратить быструю смерть от болевого шока, привязывали к столбу при большом стечении народа и начинали процесс: палач острым ножом отрезал от тела приговорённого небольшие части, стараясь не задеть жизненно важные органы. Такая казнь продолжалась часами и приносила жертве невыносимые страдания.

Без сучка

Вопреки распространённому мнению гильотина вовсе не является изобретением французского доктора Жозефа Гильотена: такая машина и до XVIII века использовалась в Шотландии и Ирландии. Заслуга доброго доктора Гильотена состоит в том, что он дал технологии жизнь в широких народных массах, руководствуясь самыми гуманными соображениями. В 1789 году на заседании Учредительного собрания на заре Великой французской революции Гильотен предложил использовать для обезглавливания осуждённых механизм, который, как он считал, не будет причинять боли. Помимо ускорения процесса казни и ее «гуманизации», гильотина должна была сыграть важную социальную роль: в то время казни через обезглавливание подвергались только высшие слои населения; третье сословие и «прочую чернь», как и прежде, вешали, жгли и четвертовали. Гильотен же предложил уравнять всех перед законом и привнести толику справедливости во французское сообщество приговорённых к смерти. Идея встретила горячее одобрение, и уже в 1792 году на Гревской площади в Париже при большом стечении публики состоялась первая казнь обыкновенного вора с использованием гильотины. Гильотина, действительно уравняла все слои населения: не удалось сносить головы и королю Франции Людовику XVI и его супруге Марии-Антуанетте, они были казнены при помощи гильотины в 1793 году с разницей всего в несколько месяцев.

Конструкция гильотины была куда проще первого изобретённого велосипеда. Главной деталью для отрубания головы являлся тяжёлый косой нож весом до 100 килограмм, подвешенный между специальных направляющих на высоте 2-3 метров. Приговорённого укладывали на скамейку и зажимали шею специальными досками с выемкой. После чего палач открывал защёлку, удерживавшую нож, и он с размаху падал на шею жертвы. Отсечённая голова падала в специальный мешок. В то время бытовало мнение, что отрубленная голова ещё могла что-то видеть и понимать на протяжении нескольких секунд, поэтому палач поднимал её на вытянутой руке, чтобы жертва в последний миг могла увидеть беснующуюся толпу.

Этот способ казни оказался столь удачным, что конструкция с незначительными усовершенствованиями просуществовала вплоть до отмены смертной казни во Франции в 1981 году.

Наследие инквизиции

Уж кто-кто, а эти ребята отсутствием фантазии не страдали. Половина, а то и больше известных ныне пыточных приспособлений или устройств для казни человека были изобретены именно непорочными поборниками чистоты христианской веры. Самый известный способ - сожжение на костре - опробовали на себе тысячи «еретиков», в том числе и знаменитый Джордано Бруно. Но всё вовсе не ограничивалось страстью к пиромании, были казни и оригинальнее. Большинство пыточных приспособлений инквизиторов осталось в Средневековье, но некоторые из них продолжили применяться и много позже.

Например, испанские инквизиторы придумали «гарроту». Первоначально гаррота представляла из себя простую паку с петлей, затягивая которую, палач умерщвлял жертву. С течением времени устройство трансформировалось в металлический обруч, затягивавшийся с помощью специального винта. Перед казнью осуждённого привязывали к стулу либо столбу, на шею надевалась гаррота, и в течение 10 минут человек умирал от мучительной асфиксии. Позднее появилась усовершенствованная «каталонская гаррота», оснащенная винтом с остриём, которое при затягивании постепенно вкручивалось в затылок осуждённого и дробило шейные позвонки. Такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее. В 1828 году король Испании Фердинанд VII запретил казнь через повешение и ввёл гарроту в качестве единственного законного способа казни для уголовных преступников. Это приспособление приобрело большую популярность и вместе с конкистадорами перешагнуло через Атлантический океан. Так при помощи гарроты был казнён последний император империи Инков Атауальпа. Гаррота также применялась в США до изобретения Томасом Эдисоном электрического стула.

Дьявольский ветер

Расстрел как способ казни преступников - совершенно обычный метод, применявшийся во многих странах во все времена, приобретая особенный расцвет во время войн, революций и массовых репрессий. Быстро, безболезненно, экономично. Но известен и другой способ умерщвления с помощью огнестрельного оружия.

Во время расцвета империи, «над которой никогда не заходит солнце», британцы решили не экономить на порохе и стали расстреливать людей… из пушек! Такой экзотический способ начали применять для казни участников восстания сипаев в колониальной Индии в середине XIX века. Жертв массово привязывали к жерлам пушек, и по команде офицера артиллеристы дружно выстреливали увеличенным пороховым зарядом без ядра. Знаменитый русский художник Василий Верещагин, запечатлевший процесс казни в масле, живописал следующую картину:

Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела.

Именно расчленение и уродование тела и были причинами применения британцами этой казни к участникам восстания в назидание всем остальным. Увечья устрашали индусов: религиозные обычаи не позволяли им предстать после смерти перед высшим судом в неполном, истерзанном виде - без головы, без рук и без ног. К тому же хоронили убитых в общих могилах без разделения на касты, что не позволяло благородным брахманам вырваться из сансары и достичь нирваны.

Йо-хо-хо! Протащить его под килем!

Пираты отличались буйным и необузданным нравом, но грабить корабли хотя бы без подобия дисциплины очень сложно, поэтому нарушение пиратского кодекса жестоко каралось. Налакавшись рома, Джон Сильвер любил отправить прогуляться по доске на корм акулам какого-нибудь особо зарвавшегося негодяя или бросить на необитаемом острове парочку своих провинившихся собратьев по оружию. Но рано или поздно и такие развлечения наскучивают и приходится выдумывать что-то новенькое. Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль протянуть матроса с помощью верёвок под килем, но идея так полюбилась морякам, что использовалась и в военном флоте многих государств вплоть до середины XIX века.

Килевание заключалось в протаскивании человека при помощи канатов с борта на борт или с кормы на нос под днищем корабля. Даже если моряк был хорошим ныряльщиком и мог задержать дыхание на достаточно долгий срок, чтобы выжить, его кожа во время трения о днище корабля, покрытое ракушками и различными наростами, оказывалась израненной до такой степени, что смерть от кровопотери и сепсиса была гарантирована. Так что чтите пиратский кодекс, иначе смерть.

Пир на костях

Умели совместить «приятное с полезным» и татаро-монголы, обожавшие устраивать победные застолья, разместив пиршественные столы на спинах пленённых врагов. В начале 1223 года татары вторглись в Крым и разграбили его, был захвачен город Судак (Сурож). Совет южнорусских князей принял решение выступить против монголов, пока те не набрали достаточно сил. В походе приняло участие более 20 князей со своими дружинами. Татары предложили русским избежать сражения и выступить вместе против половцев, но русские категорически отказались, отрезав головы татарским послам.

Цивилизованные степняки уже в XIII веке были хорошо знакомы с дипломатическим этикетом, а потому очень сильно расстроились, когда узнали, что послы, пытавшиеся уговорить русских вместе выступить против половцев, были просто-напросто перебиты князьями. Это закрыло путь к мирным переговорам. В итоге 31 мая 1223 года состоялась знаменитая битва на реке Калке, закончившаяся одним из самых тяжелых поражений русских войск за всю их историю. Из-за несогласованности действий, отсутствия общего командования и предательства половцев, татары одержали победу и обманом захватили в плен русских князей.

Татары изсекоша люди вся, а князей покладша под доски, и седоша верху их обедати, и тако князи изедохнушася.

По летописным данным погибло девять из десяти воинов отправившихся в поход. Среди них было 12 князей, включая князей Киева и Чернигова. Эта история добавила в копилку обиходных фраз: выражение «пир на костях», ставшее очень популярным наряду с пушкинским «пиром во время чумы».

За пределами этого материала мы оставили зверства фашистов, гулаговских нквдэшников и японских «исследователей» из «Отряда 731». Откровенные садисты и нечеловеческие звери в человеческом обличье придумали и придумают ещё сотню-другую оригинальных способов лишить человека жизни, за всеми не поспеешь. Ах да, чуть не забыли! Все трюки выполнены профессионалами. Не пытайтесь повторить.

Люди с давних времен жестоко расправлялись со своими врагами, некоторые их даже съедали, но в основном их казнили, лишали жизни страшными и изощренными способами. То же самое делали и с преступниками, кто нарушал законы Божьи и человеческие. За тысячелетнюю историю накопился большой опыт казни приговоренных.

Обезглавливание
Физическое отделение головы от тела с помощью топора или любого боевого оружия (ножа, меча) позднее для этих целей использовалась машина, придуманная во Франции – Гильотина. Считается, что при такой казни голова, отделенная от тела, сохраняет зрение и слух еще на протяжении 10 секунд. Обезглавливание считалось “благородной казнью” и применялось к аристократам. В Германии обезглавливание упразднили в 1949 году из-за выхода из строя последней гильотины.

Повешение
Удушение человека на веревочной петле, конец которой закреплен неподвижно. Смерть наступает через несколько минут, но вовсе не от удушения, а от передавливания сонных артерий. При этом сначала человек теряет сознание, а позже умирает.
Средневековая виселица состояла из специального постамента, вертикального столба (столбов) и горизонтальной балки, на которой и вешали приговоренных, размещенной над подобием колодца. Колодец был предназначен для отваливающихся частей тела - повешенные оставались висеть на виселице до полного разложения.
В Англии применялась разновидность повешения, когда человека сбрасывали с высоты с петлей на шее, при этом смерть наступает мгновенно от разрыва шейных позвонков. Существовала “официальная таблица падений”, с помощью которой высчитывали необходимую длину веревки в зависимости от веса осужденного (при слишком длиной веревке происходит отделение головы от тела).
Разновидностью повешения является гаррота. Гарротой (железным ошейником с винтом, нередко снабженным вертикальным шипом на задней части) вообще-то не душат. Ей ломают шею. Казненный в таком случае умирает не от удушья, как происходит, если его душат веревкой, а от раздробления позвоночника (иногда, согласно средневековым свидетельствам, от перелома основания черепа-смотря куда надеть) и перелома шейных хрящей.
Последнее громкое повешение – Садам Хусейн.

Четвертование
Считается одной из самых жестоких казней, и применялась к самым опасным преступникам. При четвертовании жертву придушали (не до смерти), потом вспарывали живот, отсекали гениталии и лишь, потом рассекали тело на четыре или более частей и отрубали голову. Части тела выставляли на всеобщее обозрение «там, где король сочтёт удобным».
Томас Мор, автор "Утопии", приговоренный к четвертованию с выжиганием нутра, в утро перед казнью был помилован, и четвертование заменили обезглавливанием, на что Мор ответил: «Избави Боже моих друзей от такой милости».
В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому.
Другая казнь путём разрывания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склоненным молодым деревцам, а потом отпускали их. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань.

Колесование
Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке.
Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России: К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту.
Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать.

Сожжение на костре
Смертная казнь, при которой жертву сжигают на костре публично. Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось в Средние века, так как, по изложению церкви, с одной стороны происходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и виновные в мужеложстве.
Казнь получила широкое распространение в период действия Святой инквизиции, и только в Испании было сожжено около 32 тысяч человек (без учёта испанских колоний).
Самые известные люди, сожженные на костре: Джорджано Бруно – как еретик (занимался научной деятельностью) и Жанна д’Арк, командовавшая французскими войсками в столетней войне.

Сажание на кол
Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и в Ближнем Востоке, первые её упоминания относятся к началу второго тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт (рассматривался как вариант детоубийства), а также за ряд особо тяжких преступлений. На ассирийских рельефах встречаются два варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через задний проход. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила.
На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни. Получила широкое распространение во Франции во времена Фредегонды, которая первая ввела этот вид казни, присудив к ней молодую девушку знатного рода. Несчастного клали на живот, а палач вбивал ему в задний проход молотком деревянный кол, после чего кол врывали вертикально в землю. Под тяжестью тела человек постепенно сползал вниз, пока через несколько часов кол не выходил через грудь или шею.
Особой жестокостью отличился господарь Валахии Влад III Цепеш («колосажатель») Дракула. По его указанию, жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился в анус на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть разрыва внутренних органов и большой кровопотери наступала очень нескоро.
Сажанием на кол был казнен английский король-гомосексуалист Эдуард. Дворяне подняли мятеж и убили монарха, вбив ему в задний проход раскаленный железный прут. Сажание на кол применялось в Речи Посполитой до 18 века, и многие Запорожские казаки были казнены таким способом. При помощи меньших колов так же казнили насильников (вбивали кол в сердце) и матерей, убивавших своих детей (их пробивали колом предварительно закопав живьем в землю).


Повешение за ребро
Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный “Байда Вешнивецкий”.

Побивание камнями
После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него камней. Камни при этом следовала выбирать небольшие, чтобы осужденный на казнь не отмучился слишком быстро. Или, в более гуманном случае, это мог быть один палач, сбрасывавший сверху на осужденного один большой камень.
В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира. В докладе «Международной амнистии» приводится рассказ очевидца о подобной казни, состоявшейся в Иране:
«Рядом с пустырём из грузовика высыпали множество камней и гальки, затем привели двух женщин, одетых в белое, на их головы были надеты мешки… На них обрушился град камней, окрасивших их мешки в красный цвет… Раненые женщины упали, и тогда стражи революции пробили им головы лопатами, чтобы окончательно убить».

Бросание хищникам
Древнейший вид казни, распространенный у многих народов мира. Смерть наступала оттого, что жертву загрызали крокодилы, львы, медведи, змеи, акулы, пираньи, муравьи.

Хождение по кругу
Редкий способ казни, практиковавшийся, в частности, на Руси. Казнимому вспаривали живот в области кишечника, так, чтобы не умер от потери крови. Потом доставали кишку, прибивали её к дереву и заставляли ходить по кругу вокруг дерева. В Исландии для этого применялся специальный камень, вокруг которого ходили по приговору тинга.

Погребение заживо
Не очень распространенный в Европе вид казни, который, как полагают, пришел в Старый Свет с Востока, но есть несколько дошедших до нашего времени документальных свидетельств применения этого вида казни. Погребение заживо применялось к христианским мученикам. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Германии закапывали живыми в землю женщин-детоубийц. В России XVII-XVIII века заживо закапывали по шею женщин, убивших мужей.

Распятие
Осуждённому на смерть прибивали гвоздями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Именно таким способом был казнен Иисус Христос. Основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили обезвоживание и потеря крови.

Сварение в кипятке
Сваривание в жидкости являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.
Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.

Заливание в горло свинца или кипящего масла
Применялось на Востоке, в Средневековой Европе, на Руси и у индейцев. Смерть наступала от ожога пищевода и удушения. Наказание обычно устанавливалось за фальшивомонетничество, причём часто заливали тот металл, из которого преступник отливал монеты. Тем, кто долго не умирал, отрубали башку.

Казнь в мешке
лат. Poena cullei. Жертву зашивали в мешок с разными животными (змеей, обезьяной, собакой или петухом) и выбрасывали в воду. Практиковалась в Римской Империи. Под влиянием рецепции римского права в Средние века была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран. Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» (1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы). Несколько позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника (вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-евреям (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI-XVII вв.).

Сдирание кожи
Сдирание кожи имеет очень древнюю историю. Еще Ассирийцы снимали кожу с пленных врагов или мятежных правителей и прибивали к стенам их городов, как предупреждение тем кто будет оспаривать их власть. Ассирийский правитель Ашшурнасирпал похвалялся, что содрал столько кож с провинившейся знати, что обтянул ею колонны.
Особенно часто применялась в Халдее, Вавилоне и Персии. В Древней Индии кожу удаляли огнем. При помощи факелов ее выжигали до мяса по всему телу. С ожогами осужденный несколько дней мучился до наступления смерти. В Западной Европе использовалось как метод наказания для предателей и изменников, а также к простым людям, которые были заподозрены в любовных связях с женщинами королевских кровей. Также кожу сдирали с трупов врагов или преступников для устрашения.

Линг-чи
Линг-чи (кит. «смерть от тысячи порезов») - особо мучительный способ смертной казни путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного периода времени.
Применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство в средние века и при династии Цин вплоть до её отмены в 1905 году. В 1630 г. этой казни был подвергнут видный минский военачальник Юань Чунхуань. С предложением её отмены выступил ещё в XII веке поэт Лу Ю. При цинской династии линг-чи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. Сохранившиеся описания казни расходятся в подробностях. Жертву, как правило, накачивали опиумом - то ли из милосердия, то ли, чтобы предотвратить потерю ею сознания.


В своей “Истории пытки всех времен” Джордж Райли Скотт приводит цитаты из записок двух европейцев, имевших редкую возможность присутствовать при подобной казни: их звали сэр Генри Норман (он видел эту казнь в 1895 г.) и Т. Т. Мэ-Доуз:

“Там стоит корзина, накрытая куском полотна, в которой лежит набор ножей. Каждый из этих ножей предназначен для определенной части тела, о чем свидетельствуют выгравированные на клинке надписи. Палач берет наугад из корзины один из ножей и, исходя из надписи, отрезает соответствующую часть тела. Однако в конце прошлого века подобная практика, по всей вероятности, была вытеснена другой, не оставлявшей места случайности и предусматривавшей отрезание в определенной последовательности частей тела при помощи единственного ножа. По словам сэра Генри Нормана, осужденного привязывают к подобию креста, и палач медленно и методично срезает сначала мясистые части тела, затем надрезает суставы, отрезает отдельные члены на конечностях и заканчивает казнь одним резким ударом в сердце...