Какие племена платили дань хазарам. Дань хазарам серебряной монетой и мехами

О хазарах мы знаем очень мало: они были соседями восточных славян , а еще то, что «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам» (строчка из знаменитой «Песни о Вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина). Попробуем расширить свои знания об этом народе.

В середине седьмого столетия новой эры появляется новое государство под названием Хазарский каганат (Хазария). Создали его кочевники (хазары). Хазария контролировала обширные территории (восток Крыма, Предкавказье, северо-запад Казахстана, Среднее и Нижнее Поволжье и многие другие).

Как и при каких условиях произошла первая встреча хазар и славян в мировой истории?

В седьмом веке у славянских племен появилась хорошая возможность для освоения и заселения южных регионов (окрестностей Дона). На юго-востоке же власть принадлежала хазарам, причем уже давно. А они, в свою очередь, хотели увеличить свои владения за счет западных земель. Известно, что в пятом веке они жили по соседству с болгарами, которых и стали преследовать. Откуда появились эти кочевые племена, сказать трудно. Однако есть предположение, что они родственны тюркам. А один историк предполагал, что хазары – это славяне.

Но вернемся к взаимодействию встретившихся народов. В итоге произошло некое столкновение славян и хазар, но оно было вполне мирным и не сопровождалось жертвами ни с той, ни с другой стороны.

Соседство славян и хазар

В седьмом же веке хазары стали представлять из себя мощную силу на юго-востоке. Это позволило им вступить в противостояние с арабами. Но то, что эти народы господствовали в юго-восточных степях, оказало влияние на жизнь славян. Во-первых, они были своеобразной защитой от нападений с востока на славянские племена других кочевников. Во-вторых, славяне, которые осваивали степи, стали дружны с хазарами. Это дало возможность первым колонизировать земли Хазарии, находившиеся под властью хазарского кагана. По данным одного из древних авторов, славяне населяли и столицу Хазарии, и даже служили в войсках. В целом, славяне и хазары мирно жили, даже сотрудничая в торговле.

То есть получается, что славянские племена, будучи хазарскими соседями, находились в их власти. Кроме того, славяне платили дань хазарам. Например, по данным летописи, известно, что ими были поляне, радимичи, вятичи, северяне. Дело в том, что эти племенные союзы восточных славян проживали в непосредственной близости от Хазарского каганата. Дань была не слишком обременительной для славян. Тем более она была своеобразной платой за защиту. И мы не найдем подтверждений тому, что славяне всеми силами пытались избавиться от нее.

Можно сказать, что хазарский каган был их государем. Вообще имела место быть политическая зависимость славян. Но так было до тех пор, пока не пришел князь Олег (в конце девятого века). Теперь бывшие в подчинении хазар славянские племена платят дань ему. Но окончательное освобождение славян (вятичей)произошло при князе Святославе, который «добил» Хазарию в 965 году.

Так какое значение имело соседство восточных славян с хазарами? Наверное, правильным будет сказать, что оно было взаимовыгодным. Славяне, хоть были под властью хазар и платили дань, но взамен получали защиту от нападений с востока.

Георгий Сидоров о сути хазарского проекта.

В середине VI в. новая волна кочевников вышла из глубин Азии – то были авары, многочисленная тюркская орда, которая продвинулась в Восточную Европу, вела постоянные войны с Византией и в конце концов осела на территории современной Венгрии. Как и 200 лет назад, во время гуннского нашествия, удару подверглись южные области восточных славян. Славяне в течение VI – VII вв. вели с аварами постоянные войны. На исходе VII в. авары были разгромлены франками; с тех пор начинается быстрый упадок непрочной аварской державы. Но на этом тяжкие испытания для славян не кончились. В середине VII в. Азия бросила в Поволжье, Северное Причерноморье, на Северный Кавказ новые кочевые тюркские орды – хазар, которые на несколько столетий стали опасными соседями восточных славян. Хазары – кочевое племя тюркского происхождения; но оно не было похоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южно-русских степях. Часть восточнославянских племён оказались в зависимости от государства хазар – Хазарского каганата, чей центр сначала размещался на Северном Кавказе, а позднее переместился в устье Волги, где располагалась хазарская столица Итиль. Но хазарское нашествие затронуло славянские земли лишь краем. Вскоре между землями восточных славян и хазарами установились соседские отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами: славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

Во всех древних описаниях расселения восточнославянских племён говорится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных соседей. Восточно-Европейская равнина настойчиво перемешивала народы, соединяла их речными и озёрными путями, лесными дорогами. Так, в районе обитания новгородских словен рядом с вятичами и кривичами жили угро-финские племена: весь, корела, чудь, мурома, мордва. Ростов был поначалу главным поселением мери, а Белоозеро – веси. Муром являлся главным поселением угро-финского племени мурома, располагавшегося в то время в междуречье Волги и Оки, где также обитали мордва и черемисы.

Сильные и многолюдные восточнославянские союзы племён подчиняли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

Собирая дань с окрестных племён, некоторые славяне сами находились в даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей. Так, поляне, северяне, радимичи, вятичи платили долгое время дань хазарам. К концу VIII – началу IX в. полянское ядро восточных славян освобождается от власти хазар.

С VII века в Нижнем Поволжье создали своё государство тюркоязычные хазары- Хазарское царство, включив в состав своего государства земли вплоть до Днепра, получая дань с покоренных племен. Они уже жили в городах, столицей был город Итиль. В VIII веке они приняли иудаизм – (религия единобожия, возникшая среди еврейских племен, в основе культ бога Яхве, священная книга - Тора). Хазары контролировали торговлю по Волге, собирали дань со многих народов, в том числе и со славянских племен – полян.

Но, пожалуй, самым мощным государством в культурном и экономическом отношении была ^ Византийская империя. Чем привлекала славян Византия? (богатая страна, развитая культура и ремесла) Восточные славяне стремились к установлению торговых отношений с Византией, были времена, когда ходили воевать Царьград. Путь из Восточной Европы в Византию именовался «из варяг в греки». Что же касается пограничных с восточными славянами земель и народов, то эта картина выглядела так: на севере жили финно-угорские племена: черемисы, чудь заволочская, весь, корела, чудь. Эти племена занимались в основном охотой и рыболовством и находились на более низкой ступени развития. Постепенно при расселении славян на северо-восток большая часть этих народов оказалась ассимилированна. К чести наших предков надо отметить, что этот процесс проходил бескровно и не сопровождался массовыми избиениями покорённых племён. Типичными представителями фино-угорских народов являются эсты - предки современных эстонцев.

На северо-западе обитали балто-славянские племена: корсь, земигола, жмудь, ятвяги и пруссы. Эти племена занимались охотой, рыболовством и земледелием. Они славились как храбрые воины, чьи набеги наводили ужас на соседей. Поклонялись они тем же богам, что и словяне, принося им многочисленные кровавые жертвы.

На западе славянский мир граничил с германскими племенами. Взаимоотношения между ними были очень напряжёнными и сопровождалисьчастыми войнами. Западные славяне оттеснялись на восток, хотя почти вся Восточная Германия когда-то была заселена славянскими племенами лужичан и сорбов.

На юго-западе славянские земли граничили с Византией. Её Фракийские провинции были заселены романизированным населением говорившем на греческом языке. Здесь же оседали многочисленные качевники, приходивщие из степей Евразии. Таковы были угры, предки современных венгров, готы, герулы, гунны и другие номады.

На юге, в бескрайних евразийских степях Причерноморья бродили многочисленные племена качевников-скотоводов. Здесь проходили пути великого переселения народов. Зачастую от их набегов страдали и славянские земли. Некоторые племена, например торки или чёрные каблуки были союзниками славян, другие - печенеги, гузы, половцы кипчаки враждовали с нашими предками.

На востоке со славянами соседствовали буртасы, родственная им мордва и булгары волжско-камские. Основным занятием булгар была торговля по реке Волге с арабским халифатом на юге и пермскими племенами на севере. В низовьях Волги распологались земли Хазарского Каганата со столицей в городе Итиль. Хазары враждавали со славянами до тех пор пока князь Святослав не уничтожил это государство.

Вятичи, кривичи, поляне, дреговичи... Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами.

Вятичи

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное «государство» – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты «как споры» расселились по всей Европе. Щек мог стать олицетворением чехов, Хорив - хорватов, а Кий - киевлян, то есть полян.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, черные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые - на запад, а третьи - на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.

Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как «четыре мести Ольги древлянам».

Древляне могли быть потомками легендарных дулебов - племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово «древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» - болото. Дреговичи - одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.

Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами - балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

К VIII-IX веку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные «колонисты» пришли «от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их.кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Уличи

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имен - «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли «угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным «стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X - начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

ДУЛЕБЫ - племенной союз восточных славян. Обитали в
бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.
Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

ВОЛЫНЯНЕ, велыняне - восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название - бужане. Согласно другой точке зрения, "волыняне" и "бужане" - названия двух различных племен или племенных союзов.

Анонимный автор "Баварского Географа" (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан - 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.
В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как "толковины" - переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

ВЯТИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.
Согласно "Повести временных лет", родоначальником вятичей был Вятко, пришедший "от ляхов" (поляков) вместе с братом Радимом - родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра (где обитали дулёбы). Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI-VIII веках
Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11 - нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования.
К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.

ДРЕВЛЯНЕ - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
На западе древляне граничили с волынянами и бужанами, на севере - с дреговичами. Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6-8 вв. распространились погребения в курганах, в 8-10 вв.- безурновые захоронения, а в 10-13 вв.- трупоположения в курганах.
Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.
В 883 г. киевский князь Олег "начал воевать против древлян и, покорив их, возложил дань на них по черной кунице (соболь)", а в 911 г. древляне участвовали в походе Олега на Византию. В 945 г. князь Игорь по совету дружины пошел "к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его", однако не удовлетворился собранным и решил "пособирать еще". Древляне, посовещавшись со своим князем Малом, решили убить Игоря: "если не убьем его, то всех нас погубит". Вдова Игоря, Ольга, в 946 г. жестоко отомстила древлянам, предав огню их столицу г. Искоростень, "городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань", а вся земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в г. Вручий (Овруч).

ДРЕГОВИЧИ - племенной союз восточных славян.
Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В.В. Седов и др.), в 6-9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11 - 12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях р. Неман.
При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Летописи говорят о происхождении дреговичей, наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках
Под именем другувитов (греч. δρουγουβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества.

КРИВИЧИ - племенной союз восточных славян 6-11 вв. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура). Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.
Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.
"Повесть временных лет" сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам "из заморья", а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Под 882 г. в "Повести временных лет" помещен рассказ о том, как Олег ходил на Смоленск, на кривичей, и, взяв город, "посадил в нем мужа своего". Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11-12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.

ПОЛОЧАНЕ - славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был г. Полоцк. В "Повести временных лет" полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.
Однако ряд историков подвергает сомнению существование полочан как отдельного племени. Аргументируя свою точку зрения, они обращают внимание на то, что "Повесть временных лет" никак не связывает полочан с кривичами, во владения которых входили их земли. Историк Л.Г. Кузьмин предположил, что фрагмент о племени полочан появился в "Повести" около 1068 г., когда киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича и посадили на княжеский стол полоцкого князя Всеслава.
В сер. 10 - нач. 11 вв. на территории полочан образовалось Полоцкое княжество.

ПОЛЯНЕ - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI-VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра. Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в "Повести временных лет". Ученые считают "поляно-русскую" версию более древней, чем "варяжская легенда", и относят ее к кон. 10 в.
Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем "русь": "Поляне яже ныне зовомая русь". В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было.
Во 2-й четв. 10 в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с рутами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование - поляне-русь.

РАДИМИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно "Повести временных лет", родоначальником племени был Радим, пришедший "от ляхов", т.е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира Святославича. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества.

РУСЫ - в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.
В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в 9-10 вв. и византийского императора Константина Багрянородного (10 в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.
Немецкий историк Г.3. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги - это одно норманнское (т.е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в 18 в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.
Опираясь на данные "Повести временных лет", одни историки полагают, что летописец отождествлял "русов" с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы - это варяжское племя, "призванное" на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя "Русь" Киевской земле. Третьи доказывают, что автор "Слова о полку Игореве" связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.
Ученые отмечают, что в древних документах название народа "русь" было различно - руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как "красный", "рыжий" (из кельтских языков), "светлый" (из иранских языков), "роте" (от шведского - "гребцы на весельных ладьях").
Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово "русь" близко к названиям "Рюген", "руяне", "руги". Ученые, считающие русов жителями Среднего Подиепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово "рось" (р. Рось), а название "Русская земля" в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).
Существует точка зрения, согласно которой русы - это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово "рус" ("рухс") в иранских языках обозначает "светлый", "белый", "царственный".
Еще одна группа историков предполагает, что русы - это руги, жившие в 3-5 вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. 7 в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа "рус" не решена до сих пор.

СЕВЕРЯНЕ - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 вв. по pp. Десна, Сейм, Сула.
Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными - радимичи и вятичи.
Происхождение названия северяне не вполне ясно. Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, является маловероятным, так как северяне не были наиболее северным из славянских племён. По мнению В. В. Седова оно имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов.
Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7-9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтовомаяцкой археологической культуры.
Основным занятием северян было земледелие. В IX веке они платили дань хазарам, позже (882) были подчинены князем Олегом и их территория вместе с землёй полян, кривичей и ильменских словен составили ядро Киевской Руси. В 907 приняли участие в походе Олега на Византию. Позже на их территории возникло Черниговское княжество.

СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.
По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.
Ряд историков считает "прародиной" словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

ТИВЕРЦЫ - восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Название племенного объединения, возможно, происходит от древнегреческого названия Днестра - "Тирас", которое, в свою очередь, восходит к иранскому слову turas - быстрый.
В Тверской летописи под 863 г. находится известие о борьбе Аскольда и Дира с тиверцами. Под 885 г. многие списки летописи сохранили известие, что Олег "имел рать с тиверцами и улучами". Под 907 г. в летописи сохранилось известие об участии тиверцев в походе Олега, под 944 г.,в некоторых списках - известие об их участии в походе Игоря.

В середине 10 в. вошли в состав Киевской Руси. В нач. 12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами.

УЛИЧИ - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - сер. 10 вв.
По сообщению "Повести временных лет", уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. По предположению историка 18 в. В.Н. Татищева, этноним "уличи" происходит от древнерусского слова "угол". Современный историк Б.А. Рыбаков обратил внимание на свидетельство Новгородской первой летописи: "Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр" - и сделал вывод, что Пересечен находился на Днепре южнее Киева. Город на Днепре под таким названием упоминается в Лавреитьевской летописи под 1154 г. и в "Перечне русских городов" (14 в.). В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р. Тясмин (приток Днепра), что подтверждает вывод Рыбакова.
Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг. 10 в. киевский воевода Свенельд три года держал в осаде г. Пересечен. В сер. 10 в. под натиском кочевых племен уличи отошли на север и были включены в состав Киевской Руси.

«Повесть временных лет» причислила киевских «полян» к тем восточнославянским племенам, которые платили дань Хазарии. Впрочем, хронологические рамки даннической зависимости от хазар летописцем не определены, а с содержательной стороны этот период исчерпывается сказанием о дани мечами. После смерти Кия, Щека и Хорива хазары «наидоша» полян, «седящих на горах сих, в лесах», и сказали им: «Платите нам дань». Поляне «сдумавше… и вдаша от дыма меч». Хазары отнесли мечи «ко князю своему и к старейшинам своим» и сказали им: «Вот, добыли дань нову». Те же спросили их: «Что суть вдали?» Хазары показали мечи. «И реша старцы хазарские: «Не добра дань, княже! Мы взяли ее при помощи сабель, а у этих людей оружие обоюдоостро. Будут они брать дань с нас и с иных стран». Так все и случилось, заключает летописец, «владеют хазарами русские князья и до днешнего дня», ибо старцы хазарские «не от своея воли рекоша, но от Божья повеленья».

Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь:

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:). За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Вообще говоря, легенда о полянской дани, выплаченной хазарам мечами, вполне могла принадлежать не славянскому, а сарматскому населению Среднего Поднепровья. Упоминание меча, как характерного предмета вооружения скифо-сарматских народов, прослеживается в письменных памятниках со времен Геродота. Между тем археологические исследования в Среднем Поднепровье говорят о том, что меч «не имеет местных корней в культуре предшествующей поры» (Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Вооружение//Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985. (Археология СССР). С. 320 ), а массовое вооружение мечами восточнославянских ополчений состоялось не ранее Х в., то есть тогда, когда Русская земля уже избавилась от даннической зависимости от хазар. Следовательно, легенда о дани мечами возникла у народа, который поселился в Среднем Поднепровье в VII - VIII вв. и с давних пор исповедовал культ меча. Этим народом могли быть, например, аланы или асы.

Но, к сожалению, использовать летописное сказание о дани мечами для каких-то исторических заключений практически невозможно, потому что под пером монаха-летописца народная легенда превратилась в развернутую поэтически-богословскую метафору, насыщенную библейскими отголосками. Противопоставление двулезвийного меча однолезвийной сабле, конечно, не могло иметь чисто военного смысла. Военная история свидетельствует, что сабля вовсе не была такой уж беспомощной перед мечом, более того, именно ей принадлежало будущее в кавалерийском деле. Но обоюдоострый меч — один из самых значимых библейских символов, атрибут народа-избранника. В 149-м псалме говорится: «…благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его». В Откровении Иоанна Богослова упоминается «острый с обеих сторон меч», который выходит из уст Христовых и является, таким образом, мечом духовным, который, по словам апостола Павла, «есть слово Божие» (Ефес., 6: 17).

Древнерусский читатель «Повести временных лет» воспринимал сказание о хазарской дани отнюдь не в военно-политическом аспекте. Слова о превосходстве обоюдоострого меча над саблей, вложенные летописцем в уста старцев хазарских, имели для него религиозный, эсхатологический смысл. Противопоставляя полянский меч своей сабле, вожди хазар (принявшие иудейство), «не от своея воли» признавали превосходство христианства над иудаизмом, «двух лезвий» нового меча духовного (Ветхий и Новый заветы) над «одним лезвием» Ветхого завета. Такой смысловой подтекст легенды ставит под сомнение содержащиеся в ней исторические сведения, в частности, как и чем хазары взымали дань с «полян» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 334 - 335 ).

Освобождение славян Среднего Поднепровья от хазарской дани, по всей видимости, было тесно связано с событиями, происшедшими в конце VIII - начале IX в. в Хазарии.

В это время перед правящей верхушкой Хазарского каганата с особой остротой встал вопрос о государственной религии. Каждый из двух могущественных соседей Хазарии пытался навязать ей свою веру: Византия действовала через крымские епископии, халифат посылал на Северный Кавказ свои армии. Стремясь обеспечить себе культурную, а вместе с тем и политическую независимость, хазары выбрали третью религию — иудаизм.

Евреи издавна составляли заметную прослойку населения в южных областях Хазарского каганата. В Крыму и на Таманском полуострове еврейские памятники известны с I в. н. э. Со второй трети VI в. на Кавказе появились еврейские беженцы из Сасанидского Ирана — участники подавленного восстания маздакидов. А преследование евреев, начатое в Византии Ираклием еще в 20-х гг. VII в. и затем возобновленное Львом II Исавром (717 - 741 гг.), сделало еврейскую общину в Хазарии еще более многочисленной.

В Крыму, на Кавказе и в Поволжье евреи занялись тем же, чем занимались всюду, — торговлей и финансовыми спекуляциями. Их вклад в экономический рост Хазарии был весьма велик. Кроме того, раввины и отдельные представители еврейского купечества, как люди грамотные и бывалые, часто привлекались ко двору кагана для исполнения различных государственных, в том числе и международных, поручений. Но все же их влияние на дела в каганате никогда не было решающим, а националистический оттенок религии «избранного народа» исключал активный прозелитизм: для последовательных талмудистов исповедующие иудейство иноплеменники все равно оставались «проказой Израиля». Укоренение иудаизма со статусом государственной религии в стране с преобладающим нееврейским населением было уникальным явлением в мировой истории, которое стало возможным лишь благодаря совершенно исключительному стечению обстоятельств, внешних и внутренних.

К обстоятельствам внешним относилось настойчивое желание византийского императора и багдадского халифа видеть хазар в числе своих единоверцев. К обстоятельствам внутренним — кризис политической системы каганата. «Быстрый рейд» Марвана 737 г. в глубь хазарских владений (зеленые стрелки на карте), закончившийся военным разгромом Хазарии и принятием каганом мусульманства, вызвал рост патриотических настроений среди хазарской знати. Поборники независимости сплотились вокруг бека. В поисках религиозно-идеологического символа возрождения Хазарии они остановились на звезде Давида. Иудаизм стал для них религией, которая обеспечивала хазарам «вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами» — Византией и халифатом (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 264 ). Согласно традиции, основатель иудейской династии хазарских беков носил имя Обадия.

Хазары в большинстве своем обратились по примеру знати в иудаизм. Но кроме хазар, в каганате проживало еще 25 народов, многие из которых исповедовали ислам; в городах значительным влиянием пользовались христианские общины. Религиозная реформа Обадии вызвала среди них открытое недовольство. В начале IX в. в Хазарии вспыхнула гражданская война. Противники иудаизма, которых, возможно, поддерживал каган, призвали на помощь мадьяр; бек противопоставил им печенежские сабли. Доселе несокрушимая хазарская плотина, воздвигнутая между Уралом и Каспием, дала трещину, и в нее хлынули заволжские кочевые орды.

Хазарская смута длилась почти два десятка лет. Константин Багрянородный с лаконичностью государственного человека записал ее последствия: «первая власть» (правительство) одержала победу; побежденные бежали к мадьярам; все, кто не убежал, перебиты. Мятеж был подавлен дорогой ценой. Значительная часть собственно хазарского населения была истреблена, и власть бека, фактически полностью отстранившего кагана от дел, могла теперь опереться только на наемников — печенегов и гузов.

Западные окраины каганата в период междоусобицы были брошены на произвол судьбы. Византия, например, почти без усилий вернула себе Крым. Вероятно, днепровские славяне также воспользовались случаем, чтобы заявить о своей независимости от кагана. Случилось это, по всей видимости, в первой четверти IX в.

У Хазарии не было сил привести своих бывших данников к покорности. Напротив, в Итиле принимались срочные меры для охраны своей территории, дабы удержать западную границу каганата хотя бы на линии Дона. С этой целью на донском левобережье, ближе к низовью реки, во второй половине 830-х гг. была сооружена крепость Саркел. Какое важное значение имела эта твердыня в глазах хазарского правительства, видно по тому, что возглавить ее строительство были приглашены лучшие византийские инженеры во главе с братом жены императора Петроном Каматиром. Но объединенные хазаро-византийские усилия уже не могли отдалить неумолимое превращение Дона в «Русскую реку», а Понта — в «Русское море».