Какие эффекты бывают в психологии. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности. Психологический эффект аудитории студентов

Люди часто оценивают что-то, исходя из первоначальной величины. В переговорах о размере зарплаты тот, кто предложит первым, задаёт ряд вероятностей в уме другого человека. По этому же принципу работают распродажи: вы видите вещь, которая раньше стоила 100 рублей, а сейчас стоит 50. Неважно, что 50 рублей - это завышенная цена, вы невольно сравниваете её с первоначальной ценой в 100 рублей. И чем больше составляет разница с первоначальной стоимостью, тем выгоднее кажется нам покупка и тем большую ценность приобретает данный товар.

2. Эвристика доступности

Люди преувеличивают важность информации, исходящей от них самих. Человек может аргументировать отсутствие вреда курения тем, что знал кого-то, кто курил по три пачки в день и дожил до 100 лет.

3. Стадный эффект

Вероятность, что человек примет какое-то убеждение, увеличивается, если это убеждение поддерживается большим числом людей. Это сила группового мышления. Именно из-за неё большинство не являются продуктивными.

4. Эффект слепого пятна

Неспособность признавать, что у вас есть когнитивные искажения, - это тоже когнитивное искажение. Люди чаще замечают ошибочное поведение и движущие мотивы у других, чем у себя.

5. Искажение восприятия сделанного выбора

Мы склонны положительно оценивать свой выбор, даже если он был неправильным. Это похоже на ситуацию, когда вы считаете, что ваша собака замечательная, даже если она то и дело кусает людей.

6. Иллюзия кластеризации

Это склонность видеть систему в случайных событиях, там, где её на самом деле нет. Заметить это заблуждение можно, если понаблюдать за любителями азартных игр. Например, когда кто-то уверен, что красное на рулетке выпадет с большей или меньшей вероятностью, если до этого красное выпадало несколько раз подряд.

7. Предвзятость подтверждения

Мы склонны прислушиваться к той информации, которая подтверждает нашу точку зрения, и не замечать той, которая её опровергает.

8. Консервативное мышление

Мы больше верим проверенным временем утверждениям, чем новым. Например, люди не сразу приняли факт, что , потому что не хотели отказываться от более ранней версии о её плоской форме.

9. Информационное искажение

Это склонность искать информацию, когда она не влияет на действия. Много информации - не всегда хорошо. Зная меньше, люди чаще делают более точные прогнозы.

10. Эффект страуса

Решение игнорировать опасную или неприятную информацию, пряча голову в песок, как страус. Например, инвесторы значительно реже проверяют ценность своих активов во время плохих продаж.

11. Отклонение в сторону результата

Тенденция судить о решении по окончательному результату, вместо того чтобы оценивать его, исходя из обстоятельств момента его принятия. Только потому, что вы выиграли в казино, нельзя говорить о том, что решение поставить все деньги было правильным.

12. Эффект сверхуверенности

Излишняя самоуверенность в своих способностях приводит нас к риску в повседневной жизни. Профессионалы более склонны к этому искажению, чем непрофессионалы, поскольку они обычно убеждены в своей правоте.

13. Эффект плацебо

Простая уверенность в том, что нечто воздействует на вас, потому что обладает таким эффектом. Пример из медицины: ненастоящие таблетки, пустышки, часто оказывают на людей тот же эффект, что и настоящие.

14. Искажение восприятия инноваций

Когда сторонники инноваций склонны переоценивать их полезность и не замечать ограниченность.

15. Иллюзия новизны

16. Салиентность

Склонность фокусироваться на легко узнаваемых чертах и характеристиках человека или идеи. Когда вы думаете о смерти, вы больше волнуетесь о возможности быть съеденным львом, чем об автомобильной аварии, хотя, по статистике, второе событие более вероятно.

17. Избирательное восприятие

Склонность разрешать своим ожиданиям влиять на то, как мы воспринимаем мир. Эксперимент во время футбольного матча между студентами двух университетов показал, что каждая команда замечала больше нарушений у другой.

18. Стереотипизация

Ожидание, что неизвестная нам группа или человек обладает определёнными качествами. Это позволяет нам быстро определять незнакомцев в друзья или враги, но в то же время мы склонны злоупотреблять этим эффектом.

19. Ошибка выжившего

Ошибка появляется из-за того, что нам известна только информация, полученная от «выживших», что приводит к односторонней оценке ситуации. Например, мы можем думать, что быть предпринимателем легко, потому что книги о своём бизнесе выпускают только люди, добившиеся успеха, и мы ничего не знаем о тех, кто провалился.

20. Предпочтение нулевого риска

Социологи обнаружили, что для нас очень важна надёжность, даже если её достижение контрпродуктивно. Желание исключить все риски приводит к достижению мелких результатов, хотя можно было бы двигаться к чему-то большему, но без предсказуемого исхода.

Многочисленные исследования взаимовлияния людей в процессе выполнения той или иной деятельности положили начало сравнительному анализу индивидуальной и групповой работы. Разная степень взаимосвязи людей во время труда накладывает определенный отпечаток на динамику их психических функций и работоспособности, что сказывается на конечном результате деятельности. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности весьма актуален и для спортивной науки и практики, так как в одних видах спорта преобладает индивидуальное выполнение упражнений (спортивное плавание, лыжные гонки, спортивная и художественная гимнастика, гигантский слалом и пр.), в других - групповое (спортивные игры, синхронное плавание, парное фигурное катание на коньках, эстафеты и пр.).

Уже в первых экспериментах, осуществленных в разных странах в начале века, было показано, что есть определенная разница в психологических условиях и результатах индивидуальной и групповой деятельности. Принадлежность человека к той или иной группе накладывает значимый отпечаток на его поведение и психические состояния. Психологическое воздействие группы на индивида осуществляется не прямо, а через содержание и характер выполняемой деятельности. Сила этого воздействия зависит от решаемой задачи, размера группы, индивидуальной подготовленности участников к выполнению деятельности, а также от добровольного согласия принять влияние группы либо, наоборот, за-" труднить его или отвергнуть.

Эффект присутствия

Многие виды трудовой и спортивной деятельности выполняются человеком в одиночку. Например, такова работа станочника, сварщика, гравера, таковы спортивные упражнения прыгунов в воду, пловцов, гимнастов, стрелков, тяжелоатлетов и Др- Существенно отличается от одиночной кооперативная групповая деятельность, особенно в тех случаях, когда участники ее физически взаимосвязаны друг с другом, как, например, в экипажах гребцов, при совместной переноске груза и пр. Поэтому в психологических исследованиях сравнивается не только одиночное и групповое выполнение работы, но и групповая деятельность с разной степенью взаимозависимости участников. Когда школьный класс пишет сочинение, взаимозависимость минимальна, так как каждый работает самостоятельно. Когда же спортсмены соревнуются в эстафетном беге, перетягивании каната, спортивных играх, то успешность" деятельности каждого из них зависит от согласованности усилий всей команды. В академической гребле, например, в экипаже восьмерки, степень.взаимозависимости участников команды особенно велика.

Этот феномен в психологии получил название «социальная фа- сшштация», или «эффект присутствия». Еще К- Маркс писал, что «при большинстве производительных работ уже сам обществен- ный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии», и пояснял: «Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила»*. Даже в том случае, если человек выполняет свою работу самостоятельно, на его лич-. ность и деятельность определенное влияние оказывает присутствие других. Любая индивидуальная деятельность в присутствии зрителей, наблюдателей или судей имеет свои психологические особенности, отличающие ее от групповой и одиночной деятельности в изоляции.

Эффект присутствия проявляется главным образом в повышении мотивации деятельности, улучшении ее результатов, облегчении реакций, стимуляции активности. Но так он проявляется" обычно при выполнении хорошо заученных, автоматизированных действий, когда работа достаточно проста и привычна. В новых же и сложных условиях деятельности при столкновении с незнакомой публикой может наблюдаться затруднение деятельности, торможение индивидуальной активности.

Эффект присутствия усиливается в случае состязательных отношений с теми, кто наблюдает за деятельностью индивида. Известный американский психолог и спортсмен

еще в конце прошлого века провел наблюдения за велосипедистами и отметил, что они гораздо лучше выступают в гонках с соперниками, чем в езде на время.

Эффект совместного действия

Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности групповой деятельности, тем сильнее выражен эффект совместного действия.

Экспериментально данная проблема рассматривается как вопрос о факторах и психологических закономерностях эффективности групповой деятельности в сравнении с ее индивидуальным выполнением.

В экспериментах, проведенных с группами кандидатов в отряд космонавтов, было показано, что успешность взаимосвязанной деятельности людей определяется не столько индивидуальной успешностью и активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, своеобразием стратегии и тактики совместных действий.

Для повышения групповой продуктивности в работе необходимо соответствие реально сложившейся в группе системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам задача и предстоящая деятельность.

Большой теоретический и практический интерес представляют эксперименты в парах и тройках. Эксперименты со школьниками показали, что результаты слабого учащегося в совместной работе с сильным значительно улучшаются при возникновении состязательной атмосферы в паре. Введение элемента соревнования значительно повышает результативность слабого участника пары и группы в целом. Вместе с тем сильный учащийся, включаясь в работу с одним или двумя слабыми, улучшает свои достижения менее значительно, чем партнеры.

Известный научный и практический интерес представляет вопрос о влиянии численности группы на эффективность деятельности ее участников. Исследования показывают, что групповая эффективность в том или ином виде деятельности возрастает при увеличении группы лишь до определенного уровня. В футболе-это команда численностью не менее 9-10 игроков, в волейболе- 5-6, в приятельской компании - 3-5 и т. д. При достижении некоторого «критического» размера группа перестает влиять на успешность выполнения задачи. Слишком большая численность участников группы приводит к тому, что они начинают мешать друг другу, что и снижает эффективность совместной деятельности.

Среди психологических феноменов , обусловливающих эффект совместного действия, необходимо учитывать уровень подготовленности участников к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы как коллектива и др. Принято различать несколько видов и уровней совместимости людей при групповой работе.

Социально-психологическая совместимость - это сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.

Психологическая совместимость - это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (например, по параметрам ощущения и восприятия, по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности и т. п.

Наличие совместимости обусловливает положительный эффект совместного действия, отсутствие совместимости влечет к конфликтности и межличностной напряженности во взаимоотношениях; В спортивной деятельности проблема совместимости членов группы особенно актуальна в командных видах спорта.

Из этой статьи вы узнаете, может ли ход эволюции изменить направление, хуже или лучше выступают люди, когда на них смотрят, почему некоторые беременные мыши преднамеренно убивают своих еще не рожденных детей и многое другое.



Эффект Олли Эффект Олли

Это биологическое явление, показывающее, что прирост популяции по отношению к ее численности (или целого вида на определенной территории) падает, если численность популяции снижается. Другими словами, каждая самка приносит больше потомства, если численность популяции выше. Эффект Олли, названный в честь американского зоолога Уолтера Клайда Олли, полностью изменил представление об увеличении популяции. Во времена его исследований считалось, что процветать должна популяция с меньшим числом особей, т.к. каждой из них будет доступно больше ресурсов.

Другими словами, популяция должна расти медленнее, когда число особей в ней больше и быстрее, когда число особей меньше. Однако исследования Олли доказывают, что когда численность популяции снижается, то же самое происходит и с числом возможных пар – поэтому и прирост идет медленнее. Вывод: чем больше особей в популяции, тем быстрее она растёт.

Эффект аудитории и теория вытеснения

Это то влияние, которое аудитория имеет на человека или на группу людей, выполняющих определенную задачу у всех на виду. Этот эффект был открыт в 30-х годах XX века. Он заключается в двух противоположных явлениях: результаты многих выступающих (атлетов в особенности) обычно оказываются выше, когда на них смотрит большое количество людей, в то время как у других присутствие зрителей вызывает чувство неловкости, поэтому они заканчивают свои выступления с худшим результатом, чем могут в действительности.

В 1965г. социальный психолог Роберт Зайонц обнаружил связь эффекта аудитории с так называемой теорией вытеснения. Зайонц доказал: будет ли влияние аудитории позитивным или негативным, зависит от относительной «легкости» выполняемой задачи. Если, например, выступающий верит, что победит, эффект аудитории будет подвигать его к выступлению на высшем уровне. Если он в себе не уверен, то наличие аудитории может привести к ещё большему снижению его самооценки.

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона связан с эффектом аудитории и теорией вытеснения, он соединяет в себе положительные ожидания выступающего и наивысший результат. Эффект назван в честь пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (по которой снят фильм «Моя прекрасная леди»), иногда его ещё называют «эффектом Розенталя». Кроме того, существует и эффект, противоположный эффекту Пигмалиона, его суть заключается в том, что низкие ожидания приводят к низкому уровню выступления, и называется такой эффект «эффектом голема».

Эффект Пигмалиона был подробно изучен в мире легкой атлетики, бизнеса и особенно образования. В бизнесе эффект очень ярко выражен в результатах менеджеров, которые напрямую зависят от того, чего они ожидают от собственных сотрудников. Как отметил в своих исследованиях профессор Дж. Ливингстон: «То, как менеджеры обращаются со своими подчиненными, во многом зависит от того, чего они от них ожидают». Точно так же исследование эффекта Пигмалиона, проводимое Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон в учебном классе, доказало, что те студенты, от которых преподаватель ожидает большего, скорее всего, будут на высоте.

Эффект Брюс

Когда беременные грызуны женского пола чувствуют запах незнакомого самца, они иногда могут прервать собственную беременность. Этот эффект, впервые изученный британским зоологом Хильдой Брюс, наблюдался у некоторых мышей, полёвок, леммингов, обезьян гелада и даже у львов. Некоторое время эффект изучался только на животных в неволе, впервые эффект в дикой природе стала изучать исследователь из Мичиганского Университета Эйла Робертс. Самый главный вопрос в обоих случаях – почему мать убивает собственного ребенка? Робертс 5 лет изучала гелад в Эфиопии и собрала данные о 110 особях женского пола из 21 различных групп.

После анализа образцов фекалий на гормоны, которые твердо подтверждают беременность, Робертс открыла, что там, где самец утвердил свое господство, захватив группу, значительное количество самок прервали свою беременность. В группах без доминантного самца рождаемость оказалась намного выше. Ответ кроется в тенденции доминантных самцов убивать маленьких гелад, они делают это потому, что самки снова смогут совокупляться только после того, как воспитают своих малышей и у самцов не хватает терпения. Обезьяны убивают своих не рожденных детенышей, потому что знают, что они все равно умрут, это экономит потраченное время матери, силы и средства.

Эффект Ляйденфроста

Если вы когда-нибудь брызгали водой на очень горячую сковороду и видели как капли начинают крутиться, как сумасшедшие – значит, вы наблюдали эффект Ляйденфроста, названный в честь немецкого доктора Йохана Готтлоба Ляйденфроста в 1796 году. Эффект Ляйденфроста – это физическое явление, оно наблюдается, когда жидкость оказывается очень близко к поверхности гораздо более горячей, чем температура кипения жидкости. В таких условиях жидкость создает защитный слой пара, который отделяет ее от горячей поверхности и предотвращает быстрое испарение.

В случае с капельками на горячей сковороде, в конечном итоге вода закипает и испаряется, но гораздо медленней, чем, если бы температура сковороды была выше точки кипения, но ниже точки Ляйденфроста. Этот эффект позволяет воде, при определенных условиях, левитировать над горячей поверхностью. По этой же причине можно окунуть влажный палец в жидкий азот без последствий. Но лучше так не экспериментировать, это всё-таки опасно.

Эффект диорамы

Эффект диорамы, также известный как «псевдо-макро» или «иллюзия диорамы», описывает процесс, когда фотограф снимает реальные предметы в натуральную величину таким образом, что на картинке они получаются, как миниатюрные модели. Иногда его еще называют эффектом «тилт-шифт», но справедливости ради надо заметить, что тилтшифтинг – это техника, всегда позволяющая создавать эффект «псевдо-макро». Эту технику можно использовать в цифровой фотографии для того, чтобы создать впечатление, что фото было сделано с помощью специального объектива.

Создание таких картинок происходит в несколько этапов. Можно выделить несколько ключевых моментов: — сделать снимок сверху; — размыть края фотографии; — увеличить насыщенность цвета. Конечно, об этом можно рассказать гораздо подробнее. В интернете можно найти и пошаговые инструкции.

Эффект обзора

Из всех когда-либо называемых и изучаемых психологических эффектов, эффект обзора – самый редкий, лишь 534 человека побывали в условиях, в которых он возможен. Когда астронавты с орбиты или с поверхности Луны видят Землю целиком, многие описывают невероятное ощущение масштаба и перспективы, что и назвали эффектом обзора. Выдуманный писателем Фрэнком Уайтом, этот эффект оказывает глубокое воздействие на человека, озадачивает, вдохновляет, пробуждает эмоции. Вид Земли из космоса меняет отношение человека к действительности. Астронавты возвращаются домой с новым видением того, как все мы объединены, с ощущением бессмысленности каких-либо культурных границ и с желанием заботиться об окружающей среде.

Эффект оплошности

Представьте, что вы без памяти влюблены в девушку, и она кажется вам талантливой, доброй и красивой. Потом представьте, что вы видите, как она идет по тротуару, спотыкается и падает прямо лицом вниз. По многим причинам вы влюбляетесь в нее еще больше и сами себе кажетесь гораздо более привлекательным для нее, и все это – в результате ее неуклюжести. Изученное особо широко в мире спорта, бизнеса и политики, это психологическое явление известно как «эффект оплошности». Первоначально этот эффект был открыт и назван исследователем Элиотом Аронсоном в 1966 году.

Результаты такого эффекта могут быть различными. Исследования показывают, что люди склонны любить людей несовершенных, совершающих ошибки. Эффект много анализировался и выяснилось, что, например, неуклюжие женщины больше привлекают мужчин, чем наоборот, но основной принцип (человек становится более привлекательным, показывая свои недостатки) остается.

Эффект спящего

Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации. Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.

«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить. Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.

Эффект Тамагочи

Ох уж этот Тамагочи. Если вы выросли в 90-е годы ХХ века, вероятно, он у вас был, или вы были знакомы с кем-то, у кого он был или хотя бы знали о его существовании. К 2010 году по всему миру было продано более 76 миллионов маленьких электронных зверюшек. Для тех, кто не в курсе, Тамагочи – это маленький переносной виртуальный питомец, изобретенный в 1996 году в Японии.

Владелец Тамагочи занимался кормлением, лечением, воспитанием и уборкой за своим питомцем. Эффект Тамагочи – это психологическое явление, при котором люди становятся эмоционально зависимыми от робота или другого виртуального объекта. Такое отношение у человека может быть к Тамагочи, сотовому телефону, роботу или даже к какой-то компьютерной программе. Исследования показывают, что эффект Тамагочи может проявиться в любом возрасте и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье человека.

Существует большое количество психологических эффектов, которые наблюдаются у человека. Здесь мы рассмотрим самые интересные психологические эффекты, описанные в научной литературе.

Эффект Ромео и Джульетты.

Этот эффект действует таким образом, что, когда родители и другие люди пытаются разлучить двух любящих людей, их друг для друга увеличивается в разы.

Эффект очевидца.

Этот психологический феномен заключается в том, что в случае, когда нужна срочная помощь, чем больше людей присутствует рядом, тем меньше вероятность того, что кто-то из них окажет помощь. Раньше этот эффект рассматривался в качестве признака дегуманизации, которая часто происходит в городской среде. Сейчас же ученые установили, что подобный психологический эффект является общим для всех людей. Чем большее количество людей находится рядом, тем большая вероятность, что каждый из присутствующих полагает, что кто-то другой из присутствующих окажет помощь, а в итоге — никто не помогает.

Эффект труднодостижимости.

Исследовала феномен труднодостижимости. Он заключается в том, что люди, которые избирательны в своих социальных выборах, являются более желанными, чем тем, кто является более социально доступным. Этот психологический эффект очень тонкий. Многие люди, действующие в манере «труднодостижимости» постепенно незаметно отваживают людей от себя, тем самым уменьшая свою социальную желанность.

Читайте также: Признаки попадания на крючок бедности

Эффект Пигмалиона.

Термин «Эффект Пигмалиона» впервые появился в пьесе Бернарда Шоу. Этот термин используется в качестве синонима самоосуществляющемуся пророчеству. Ленор Джекобсон и Роберт Розенталь использовали это понятие в книге, описывая влияние ожиданий учителей на поведение своих учеников.

Ученые провели исследование, которое состояло в манипулировании ожиданиями учителей и дальнейшей оценке их влияний на показатели IQ школьников.

20% школьников, случайно выбранных из 18 разных классов были описаны учителям как обладатели очень высокого потенциала учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых сформировались высокие ожидания учителей, показали большой прирост в показателях IQ и способности к рассуждению по сравнению с другими учениками своей школы.

А вам нравится, когда кто-то манипулирует вами и вы начинаете делать то, что не хотите? Без вашего согласия и часто даже не спросив вашего мнения?

И этим манипуляторам даже не нужно влезать в ваш мозг. Они просто знают некоторые психологические приемы, которые меняют наше поведение. Они нажимают на ваши тайные кнопки, про которые вы даже не догадываетесь.

Проводится множество исследований, чтобы узнать, что влияет на наше обычное поведение. Иногда их результаты шокируют.

Когда вы знаете, как именно мозг воспринимает окружающие мир и принимает решения — вы фактически проникаете за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха. И защитить себя от манипуляций.

Взгляните на эти 6 психологических эффектов, как на руководство по базовым настройкам мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг. Чтобы избежать самых распространенных заблуждений, и получать то, что вы хотите, а не наоборот.

Вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.

Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».

Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

Практическое применение:
Ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.

# 2. Эффект Пигмалиона

Большие ожидания повышают производительность.

Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.

Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.

В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.

Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.

Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.

Эффект получил название «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.

Помните поговорку «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.

Практическое использование:
Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.

Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».

Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.

Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.

Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.

В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором — 24 сорта.

Результаты показали:

  • при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
  • при большем — только 3%.

Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

  • лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
  • избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
  • процесс выбора становится слишком утомительным;
  • плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?

Практическое следствие
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.

Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.

Чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.

На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.

Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.

Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.

Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.

Впервые этот эффект был сформулирован после случая с Китти Дженовезе в 1964 году.

Практическое применение
Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности. Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.

Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотрети и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.

Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.

Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.

Практическое следствие:
Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.

Психолог Кеннет Савицкий говорит так:

Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.

# 6. Эффект фокусировки

Люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.

«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман

Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?

Разница существует.

Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей.

Это иллюстрирует «эффект фокусировки». В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.

Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.

А на самом деле?

Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.

Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья. На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.

Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.

Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение . Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.

Практическое следствие:
Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:

  • помнить о перспективе,
  • смотреть на проблемы с разных точек зрения,
  • и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение.

Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.

А где вы сталкиваетесь с этими психологическими эффектами? И как справляетесь с ними? Пишите в комментариях. Предупрежден – значит вооружен.

Первоисточник — «6 Powerful Psychological Effects That Explain How Our Brains Tick» . С небольшими изменениями. Помощь с переводом — vothouse.ru . Всем спасибо!