Какие бывают источники географической информации. Методы географических исследований и основные источники географической информации. экономических районов России

Соц инст-ты – об-во распдается на органы – органы самоорганизации и управления. Все ячейки работают на интеграцию. Институты появляются в процессе эволюции, вносят свой вклад.

Группы: домашние – семья; обрядовые – устанавливают обычаи, регулируют нравы; политические; промышленные – организуются и усиливаются по ходу эволюции. Общая тенденция к увеличению дифференциации. Прямое принуждение сменяется на внутреннее самоограничение. Снимается конфликтность + инст обр-я – их роль повышается. Все друг с другом объединены. Не может быть политическогопринуждения. Не нужны реформы, об-во должно самостоятельно эволюционировать. Человек меняется. Если вмешиваться в соц мех-м, то можно его разрушать.


КАРЛ МАКС

Основная легенда: антагонизм и революция

Ключевые точки : классы, конфликт, эксплуатация, отчуждение, революция

Описание капиталистического общества – обмен деньгами посредством товаров.

Капиталистическое общество – товарный способ производства (независимая переменная, способная охарактеризовать любую формацию)

Класс – реальные группы, которые вступают существующего способа производства. Разбиение на классы происходит по системе организации разделения труда (владение и не владение собственностью)

Противоречие производительные силы (средства производства и производительность труда, которую они обеспечивают пр. отношениям – отношения собственности и распределения дохода) обгоняют производственные отношения (производственные отношения – форма развития пр. сил – силы как деятельность обгоняют социальную структуру, сложившуюся по этому поводу – отношении не меняются в результате конфликт – противоречие в скорости движения)

Герои – капиталисты, буржуазия, собственники – производственные отношения; пролетариат – производительные силы (антагонизм – главный факт жизни современного общества, объективен, не зависит от обстоятельств) – вся история представляет собой историю борьбы классов. Всегда существует поляризация на 2 класса.

Эксплуатация – выражение объективного противоречия интересов, т.е. существует доминанта – эксплуататор.

Пролетариат производит продукты для буржуазии, а не для самих себя. Производство происходит в губительных условиях, а то, сколько они производят на данный момент, идет в карман капиталистам. Усилившаяся мощность производства никак не сказывается на отношениях к рабочим

Отчуждение – эффект эксплуатации. Настроение, которое олицетворяет реакцию на ситуацию со стороны пролетариата. Пролетариат отчужден от результатов труда. Тяжелое безразличие как реакция на данную несправедливость. Человек отрицает себя в труде, не развивает себя, а изнуряет. Мотивация на выживание.

Факторы отчуждения

  1. Частная собственность, не принадлежащая пролетариату – отчуждение от результатов производства.
  2. Анархия рынка – ситуация производства с целью обогащения. Дегуманизация буржуазия.

Целостный человек – homo faber (человек трудящийся) неотчужден. Человечество движется к данному человеку. Человек не завязанный в эксплуатации. Нахождение себя в труде. Человек должен жить трудом и трудится живя. Человек – предельный альтруист.

Революция – неизбежный исход конфликта. Силы возьмут верх над отношениями. Должны сложится объективные условия. Производственные силы должны развиться очень сильно относительно отношений.

Условия: 1. потенциально не бедное общество; 2. активность – коллективные действия, связанные с её осуществлением


БАЗИС и НАДСТРОЙКА

Базис – производственные отношения. Структура легенды: структура собственности, организация труда.

Надстройка – формы общественного сознания, которые соответствуют базису.

Конфликт объективно в раскладе производственных отношений в базисе. В надстройку входит все то, что люди думают по этому поводу.Надстройка идеологизирована и ориентированна на определенный базис. Доминирующий класс всегда внедряет свои идеи в институты. Политика должна исчезнуть в ситуации разрешения конфликта.

Для совершения homo fabia нам не нужно государство, институты и конфликт

Формация – крупные исторические этапы, развивающиеся по средствам производства (1 . племенная или общинная – коллективная собственность; 2 . античная – общинная и государственная, город – Полис, собственность коллективная, исключая рабов; 3. феодальная – крепостничество как способ эксплуатации; 4. капитализм – наемный труд; 5. азиатская - государство в роли эксплуататора, номенклатура пролетариат; 6.социалистическая - homo fabia).

Коммунизм – социализм, совпадающий с гуманизмом. Энергетический принцип будущего. Отрицание отрицания.«Свободное развитие каждого, приведет к свободному развитию всех».

Человек с полным превалированием социального. Человек становится всемирно историческим. Человек – космос. Т.е. существует роль человеческого начала как основного фактора явления коммунизма.

Государство постепенно отомрет как институт. Социальное возьмет верх над экономическим, политическое отсохнет.

Методологические посылки, образующие каркас легенды

  1. Социологический абсолютизм

А. Соотношение общества – индивид: человека индивид – ансамбль общественных отношений. У каждого в голове ровно то, что человек испытывает в той социальной позиции, в которую помещен. Человек возможен только в рамках отношений. Существует только коллективное сознание

Б. Способ проблематизации – как возможно не общение, а разобщение. Как получилось так, что люди разобщены. Капитализм отчуждает не только по способу организации труда но и по отношению друг к другу.

В. Соотношение экономика – общество: экономическая структура отображена в социальной – нет экономического детерминизма

2. Предопределенность структурой и ее снятие

А. Восприятие времени и деятельности : футуризм. Необходимо двигаться в будущее через деятельность (критиковать в теории, революционализировать на практике – необходимо подмывать основу базиса). Возможно подорвать структуру. Структура должно постоянно изменяться путем улучшения общей судьбы.

Б. Понимание знания – бытие определяет сознание. Идеи отражают ситуацию, но идеи могут становится материальной силой, если к этому готовы обстоятельства – точка снятия предопределенности структуры. Идеи абсолютно связаны с ситуацией, но они же способны прорвать базис.

В. Дополнительные посылки – идея конца – это происходило путем убийства одним классом другого. Последний класс сам ведет себя и гибнет. Пролетариат объединяется чтобы свергнуть того, кто его создал, при этом совершая абсолютный конец –производит революцию в пользу всех, а потом убъет сам себя (упразднит себя как класс) – скачок из царства необходимости в царство свободы родного сознания.


ТЕННИС

Гм и Гз: последовательно раскрывающаяся дихотомия. Открывает вторую линию в социологии – критическую, которая переворачивает идеи прогресса. Современное общество утрачивает общинное начало.

Гм (община, сообщество, общность) : теория общности, которая исходит из совершенного единства человеческих воль, как из начального и естественного состояния, которое сохраняется и пронизывает общность (идеи Руссо + Полис как прототип). Основания существования: Кровь, Место, Дух (дружба). Единство, основанное на инстинкте привычке, памяти о взаимодоставленных удовольствиях. Доверие. Религия, фантазийное и образное восприятие. Социальное целое предшествует частям. Земля, владения общины, семейное право. Эмоциональная тяга, господство основанное на авторитете, достоинстве, силе. Согласие закреплено в языке (мало мобилен), традициях. Общество – организм, естественная родственная связанность. Люди любят друг друга, привыкают друг к другу, часто и охотно говорят и живут вместе.

Гз (association, общество): круг людей, которые мирно уживаются и соседствуют, но прибывают в существенной отделенности друг от друга несмотря на существующие связи (Гоббс). Объединение, с целью осуществления внешней деят, в ходе которой каждый пользуется услугами другого: корпорация, рынок, город, классы, государство. Отношения, а затем уже территория. Разделенность, напряженность, доходящая до предела. Гоббсова драма человека в обществе. Рациональное сознание, случайность. Наука, познание видимых фактов природы. Социальное целое – совокупность частей, ради которого они существуют. Деньги, жажда владения и вожделение, контракт (комплекс обязательств лица перед лицом). Рациональная оценка, равенство: я-личность, ты-личность. Неравенство на договорной основе. Соглашение, поддерживаемое значениями и понятиями, подлежащим обсуждению и вариации. Общественное мнение. 3 акта структуры: покупка, использование и продажа рабочей силы. Общество – система, механизм.

Общественное воление , способность хотеть – способность мочь. Весь дух выражается в способности мочь и в соответствии с этим – в волении.

Сущностная воля – способ мышления и ощущения, унаследованный от ушедших, но продолжающих оказывать влияние предков и предшественников. Обладает своего рода разумом, представляющего творческое, созидательное, искусное воление или деяние, как дух гения. В своих простейших формах - непосредственное, страстное и одновременно наивное воление. Избирательная воля – рациональная воля, исключающая подсознательные мотивы и глубинные основания, основана на мышлении и стремиться быть ясно осознанной настолько, насколько это возможно. Ее отличает делячество в противоположность творчеству, то есть механическая работа, и наш язык улавливает разницу, когда мы говорим о прожектерстве, махинациях, интригах, лжи и о всем том, что направлено на создание средств, единственное предназначение которых – вызвать желаемые нами следствия, соответствовать нашим практическим целям.

Тенденции становления: количественный рост, утрата единства и дробление; Феодализм и крепостничество (сословия, классы); Сильные своевольные личности, склонные к экономическому доминированию; Экономический прогресс: массовый переход из общины в города на производство; Индивидуализм.


ЗИММЕЛЬ

Решающее отличие единства общества от единства природы состоит в следующем: единство природы осуществляется исключительно в наблюдающем субъекте, производиться только им среди элементов, которые сами по себе не связаны, и из их числа. Напротив общественное единство реализуется только своими собственными элементами, ибо они сознательны, синтетически активны, и оно не нуждается нив каком наблюдателе. Сознание соучастия с другими в образовании единства и есть то единство, о котором идет речь. Общество есть объективное единство, не нуждающееся в созерцателе. Общество есть «мое представление», то есть основано на активности сознания. Единству человека с человеком, которое заключается в понимании, любви, совместном труде нет аналогии в пространственном мире.

Форма : отношения между людьми, взаимодействие элементов, благодаря которому они и образуют единство, соотносит несколько содержаний, отделяет и структурирует их [Выделение функции]. Форма индивидуальна и каждый раз наполняется символическим смыслом посредством содержания. Типология форм: 1) соц процессы: соревнование, господство, динамика социальных кругов; 2) Соц типы: соц роль – чужак, чужой, кокетка; 3) сценарии развития: разделение труда развитие инд сознания. Форма более общая, безлична, универсальна и инертна.

Априори: 1) форма – средство для понимания другого. Мы представляем себе каждого человека как тип, к которому он принадлежит в силу своей индивидуальности, мы мысленно подводим его под некоторую категорию, причем человек не полностью охватывается ею и она не полностью охватывается им. 2) каждый элемент группы есть не только часть общества, но и помимо того, еще нечто. Обобществление включает в себя индивида и одновременно индивид противостоит обобществлению. 3) существует гармония между человеком и обществом. Человек занимает позицию, которая нуждается в нем равно как и он в ней.

Общество – сумма индивидов, вступивших во взаимодействие. Такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные или индивидуальные содержания и интересы благодаря влечению или цели обретают или сохраняют форму. Обобществление - форма форм, в основе разнообразных мотивов и интересов создают общее единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение.

Вместо соц групп люди обобществлены в социальные круги а далее в формы. 1) форма как соц круг служит для выражения содержания. Индивидуальное я всегда оформлено как комбинация ролей. Человек осознает свою причастность, он рефлексивен и может передвигаться между мирами, воспринимая их как равные возможности. 2) форма ограничивает. Чем более развито индивидуально сознание, тем более оно дистанцировано от разных кругов, оно фрагментарно. Человек обречен на драму в угрозе потери себя. Выход – проф признание. Обрести себя можно только в себе, сознание способно сталкивать внутренние роли и через конфликт выходить на новый виток развития. Ценность в целостности. Уникальность личности малоописуема. Существует часть, спрятанная от языка, невербализуемая. Удел обособленной личности – одиночество и свобода – человек не будет управляем какой-то одной ролью.


ДЮРКГЕЙМ

Правозвестник чистой научности, объяснять общества такими как они есть, а не какими они должны быть. Общество обладает самостоятельной природой. Склонность к взаимодействию у индивидов – нечто приобретенное.

Об обществе. Социологический реализм. Общество-реальность особого рода. Общество не есть сумма индивидов, а система, образованная их социацией. На основе индивидуальных энергий рождается коллективное сознание.

Социальные факты . Предмет социологии, образуют соц реальность; способ мышления, деятельности и чувствования группы (язык, разделение труда). Признаки:1)обладает принудительной властью. Принудительность и соц факт не ощутимы индивидом. 2)распространенность внутри группы и независимость от индивидуальных проявлений.2 вида соц фактов: духовные (процессы) и морфологические (строение).

Социология – наука с самым сложным объектом. Социальные факты как вещи. Нужно объяснять одно социальное явление через другое соц явление.

Две сущности человека: индивидуальное, социальное.

Разделение общественного труда . Общество имеет моральное превосходство над индивидом. Мораль – соц факт, поддерживает со порядок, обеспечивает солидарность. Об-во характеризуется через разделение труда.

2 типа общества : архаическое (клановая стр-ра, низкая частота взаимодействий, подавление, религия, соц порядок - искусственный), современное (организованный тип, высокая частота взаимодействий, восстановление текущего положения, индивидуализм, соц порядок -добровольный). 2 солидарности: механическая (коллективное сознание), органическая (разделение труда)

Необходимо создавать дополнительный способ внедрения норм.

Самоубийство . Несоциальные факторы воздействуют лишь опосредованно. Самоубийство обратно пропорционально связано со степенью интеграции с группами, к кот принадлежит индивид. 1)эгоистическое (особь, отбившаяся от стада) 2)альтруистическое (группа толкает ч-ка на самоубийство) 3)фаталистическое (высокий контроль, давление), 4)аномическое (человек восстает против существующего порядка)

Религия: верования (опред состояние сознания) + ритуалы (опред способы действия). 2 мира: священное и светское. При выполнении ритуала ч-к выходит за пределы своего я, принадлежит группе, взаимное заражение, действительный объект поклонения –общество, об-во и соц порядок влияют на индивида через верования и ритуалы, сакральный хар-р морали обеспечивает ей должную силу, об-во задает особый способ мышления.


ВЕБЕР

Единица анализа социолога – соц действие. Социальным называется то действие, которое по своему смыслу отнесено к поведению других людей. Метод социологии – понимание. Индив действие осмыслено, индивид осознает свои мотивы. Понимать действие=понимать смысл действия=понимать деятеля. Социология хочет истолковывающим образом понять соц действие и причинно объяснить его в его протекании и последствиях.

Принципы социологической науки : свобода от оценок, социология не есть история, идеальный тип (оптимальный инструмент анализа). Ученый должен конструировать социальный тип. Эмпирический объект должен обязательно отличаться от идеального типа.

Типы и мотивы действия : целерациональное (опред цель, зачем?), ценностно-рациональное (ориентир-ценность, почему?), традиционное действие (по привычке), аффективное.

Власть – способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, независимо от встречной воли или согласия. Власть на макроуровне-господство. Гос-во-единсвтенный ин-т в обществе, кот обладает правом на насилие. Действующий агент соц порядка – ин-ты.

Типы господства : рациональное (легальное) – формальные правила; традиционное – личная преданность монарху+привычка, харизматическое – личные качества правителя..

Капитализм . Ведение хозяйства построенное на ожидании прибыли, по средством использования обмена. Атрибуты: товарный рынок, группа предпринимателей, продуктивность(на производстве наращивают прибыль). Связь между религией и капиталистической деятельностью. Тот, кто трудится, тот избран. Идея самообуздания – то что произвели не тратить. Интересы Бога и работодателя сливаются.

Выводы : Трансформация этики, аскетизм утратил свое значение, спад религии.


МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

Негативная дезинтеграция как предмет социальной работы

1.1.Понятия интеграции и дезинтеграции.

Понятие интеграции было введено в обиход европейской психологии Карлом Густавом Юнгом. Под интеграцией он понимал следующее Юнг К. Г. «Подход к бессознательному»// К. Г. Юнг Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991, с. 23-94:

Ш осознание конфликта между фрагментами сознания;

Ш принятие конфликтующих сторон как равных по значимости.

Смысл интеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. То есть, интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).

Понятие интеграции в интегративных психотехнологиях было введено Джимом Ленардом (основателем движения вайвейшн). Под интеграцией он понимал присоединение части к целому, где целым является сознание, личность, а частью - вытесненный комплекс.

Понятие интеграции было более глубоко разработано среди психологов трансперсонального направления (С. Гроф, Р. Ассаджиоли, К. Уилбер, А. Маслоу).

Понятие противоположное интеграции - дезинтеграция.

Для личности, переживающей кризис, преодоление этого тяжелого состояния является наиболее важной задачей данного жизненного периода. Зачастую бывает так, что после жизненных потрясений человек становится сильнее, смотрит на мир новыми глазами, переосмысливает жизненные ценности и установки, т.е. наблюдается явление духовного роста (позитивная дезинтеграция).

Дезинтеграционные процессы особенно характерны для личности российского гражданина в настоящее время. Это связано с потерей ценностных ориентацией, смыслов, которые раньше были важны для нашей культуры, новые же ценности противоречивы, вызывают у многих внутриличностные кризисы.

Культура, принятая людьми как способ ориентации в житейском процессе посредством символов, ценностей, норм, правил, обычаев, во многих отношениях становится неэффективной. Прошлый опыт обесценивается, все труднее становится воспринимать и объяснять окружающий мир с позиций существующих норм культуры, воспринимать в единстве все культурные реалии. Практически это переживается как дефицит культуры, как невозможность представить стабильную, более четкую картину мира в индивидуальном сознании.

Кризис системы ценностей ведет к дезориентации личности. На связь этих явлений указывал М.Вебер, который выделял четыре типа мотивов человеческой деятельности: традиции, аффекты (эмоции), цели и ценности. Ценности - это высший уровень регуляции социального поведения личности, в котором выражена “собственно социальная, человеческая сторона мотивации” Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986. , они выступают как глубинные регуляторы действий человека, помогающие ему осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях. На роль ценностей и ценностных ориентаций в жизни личности указывают многие социологи, в частности, АГ. Здравомыслов и В.А. Ядов. “Под ценностными ориентациями, - пишут они, - мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека” Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. - М., 1966, Т.2. с. 197-198

Если рассматривать личность как систему, то ценности выступают ее системообразующим фактором, выражая направленность личности и обеспечивая ее устойчивость, стабильность. Например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность. Напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательности, непредсказуемость поведения человека. С позиций синергетики в момент кризисного, крайне нестабильного состояния системы именно ценности выполняют роль структуры-аттрактора, которая выводит личность на новое качество. Следовательно, кризис системы ценностей выступает как фактор дестабилизации личности, ведет к ценностному вакууму, что является одной из причин кризисов личности и, в конечном счете, таких явлений, как рост числа суицидов, алкоголизма, наркомании. На прямую зависимость этих социальных пороков от утраты традиций и ценностей указывал В.Франкл в своей знаменитой книге “Человек в поисках смысла”.

Вклад Э. Дюркгейма в развитие экономической социологии

По мнению В.А. Балцевич и С.Я. Балцевич, под социальной интеграцией (СИ) понимается процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в одну, целостную систему...

Влияние культурно-досуговой деятельности на заключенных

В настоящее время используется комплекс различных методов социально-культурной интеграции осужденных. В системе данных методов можно выделить несколько основных: 1...

Дети-сироты в нашем обществе

Отмечаются основные типы адаптации человека...

Жизнь и вклад в социологию Эмиля Дюркгейма

Дюркгейм один из первых приходит к пониманию общества как совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями...

Интернет как социальные медиа

1. Создание внутренней сети, интегрирующей с корпоративными средствами коммуникаций и делопроизводством, с различными уровнями доступа. 1.1 Оперативный обмен информацией между сотрудниками в режиме онлайн. 1.2 Организация совместной работы. 1...

Культурные универсалии и разнообразие культур

Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру...

Особенности социальной интеграции молодёжи с нарушением слуха

Особую группу в структуре населения представляют сегодня инвалиды с нарушением слуха, численность которых имеет устойчивую тенденцию к росту. По статистическим данным, до 3-х % населения страдает нарушением слуха в такой степени...

Особенности социальной интеграции молодёжи с нарушением слуха

Дефект глухоты и тугоухости в обществе -- проблема социальная. Л.С. Выготский назвал дефект -- "социальным вывихом". Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих...

Понятие социальной общности. Социальные группы, их многообразие

Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, болеет, деградирует, рассыпается. К примеру, семья во всех учебниках рассматривается как высоко-интегрированная групповая общность...

В утопических проектах будущего общества очерчены формы организации жизни, в которых основным интегрирующим началом выступает наука. Весьма привлекателен и такой вариант общественного устройства...

Социальная дифференциация и интеграция

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным...

Социальная интеграция лиц с нарушениями слуха в современном обществе

Социальная работа и молодёжь

Проект - «Доброволец России»: Цель: развитие в обществе толерантного отношения и готовности молодежи помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для этого будет обеспечено: Участие добровольцев в оказании помощи людям...

Курсовая работа посвящена проблемам интеграции и дезинтеграции в мировой экономике. Была защищена на "отлично".

Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы

Конец двадцатого века повлёк за собой кардинальные изменения в мировой экономике. Во-первых, лопнула, так называемая, "мировая социалистическая система", во вторых, развалился сам отец этой системы Союз Советских Социалистических Республик. Процессы дезинтеграции ярко проявились с экономическими и политическими кризисами, а также локальными военными конфликтами. Но в Европе начались и противоположные процессы - интеграционные. Образовался Европейский Союз, появилась единая европейская валюта евро, расширилось НАТО.
Анализ сегодняшней ситуации в мире обнаруживает, что повсеместно - в странах разных культурных, экономических и политических систем - имеются тенденции как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов.

Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействия отдалённых друг от друга государств.
Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные различиями природного фактора в выборе хозяйственного направления. Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма.
Интеграция, возникшая после 2-й мировой войны, является объективным процессом переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Она включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональны х экономических группировок зон свободной торговли, таможенных, экономических и валютных союзов и др

1. Шестаков, А.В. Экономика и право. Энциклопедический словарь, 2000 - 568 с.
2. Трубицына, Т. И., Общая экономическая теория, 2002 - 160 с.
3. Раджабова, З.К., Мировая экономика, 2006. - 336 с.
4. Большая Энциклопедия Нефти Газа, http://ngpedia.ru/
5. Осьмова, М.Н., Бойченко, A.B. Глобализация мирового хозяйства, 2006 - 376 с.
6. Минашин, Н. Экономическая дезинтеграция // РБК daily. - 2006.
7. Мартынов, К. Россия в 2031 году: дезинтеграция, стабильность или прорыв // Мнения.ру - 2011.
8. Либман, А.М., Хейфец, Б.А Модели экономической дезинтеграции // Евразийская экономическая интеграция. - 2011.
9. Евстифеев, Ю.М. Дезинтеграционные процессы в современной России на примере целлюлозно-бумажной промышленности // Российское предпринимательство - 2008.
10. Дробинина, Е. АТЭС в России - ещё од на попытка привлечь инвесторов // Би-би-си - 2012.
11. Россия в ВТО. Стратегия успеха // Международный экономический форум - 2013.
12. Кануто, О. Глобальные проблемы интеграции // Всемирный банк - 2013.
13. Ваш, Э.Л. Проблемы экономической интеграции России в мировую экономику //Экономический журнал - 2011.
14. Спартак, А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции // Внешнеэкономический вестник - 2010

Интеграция, возникшая после 2-й мировой войны, является объективным процессом переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Она включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок зон свободной торговли, таможенных, экономических и валютных союзов и др.
Экономические основы интеграции
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; пов ышение открытости национальных экономик.
Все эти факторы взаимообусловлены. Причины интеграционных процессов чрезвычайно многообразны. Выделим основные причины экономической интеграции:
возрастание масштабов производства;
распространение новых технологий;
географическая близость;
распространение знаний;
либерализация торговли, других рынков.
Преимущества интеграции:
увеличение размеров рынка;
усиление конкуренции между странами;
обеспечение лучших условий торговли;
расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
распространение передовых технологий.
Одним из аспектов интеграции является фритредерство, т.е. политика свободной торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. Фритредерство является характерной чертой интеграционных группировок, что подтверждает ситуация, сложившаяся на сегодняшний день.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
Классификация интеграционных группировок
Существует разделение интеграции и интеграционных группировок по некоторым признакам.
Во-первых, классификация по территориальному признаку. Разделяют региональные, международные и мировые группировки (ЕЭП).
Во-вторых, по степени интеграции. В таком случае, определяют:
зону свободной торговли (АСЕАН);
таможенный союз (МЕРКОСУР);
общий рынок;
экономический и валютный союз;
политический союз.
Следующий критерий дифференциации интеграционных группировок это объект интеграции. Так, существуют объединения производителей определённого товара, экспортёров ресурсов, объединение для производства и т.д. (НАФТА).
Существует несколько критериев классификации интеграционных группировок, однако классификация представляется возможной лишь при наличии достаточного количества объектов классификации.
Основные интеграционные группировки в современном мире
Европейский союз
Европейский союз - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году, когда был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии.
Европейский Союз в настоящем виде был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.
ЕАСТ
ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли, созданная в 1960 г. для экономического сотрудничества. ЕАСТ, в отличие от ЕС, не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ содействует развитию торговли между странами-членами в условиях честной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами - членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.
ЕЭП
ЕЭП - единое экономическое пространство, интеграционное объединение государств Таможенного союза - Белоруссии, Казахстана, России, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах.
ОЭС
ОЭС - организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.
НАФТА
НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок.
Меркосур
Меркосур - общий рынок стран Южной Америки. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырёх стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений

Дисциплина: География

Тема: « Введение. Источники географической информации».

Практическое занятие № 1.

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

Тип занятия: Изучение нового

Вид занятия: Лекция - визуализация

Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представление об источниках географической

информации.

Задачи:

    Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.

    Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.

    Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.

    Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас,

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Постановка цели и задач.

    Требования к организации учебного процесса.

    Лекция визуализация.

    1. География как наука.

      Географическая карта – особый источник информации о

действительности.

    1. Статистические материалы.

География как наука.

География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.



Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.

Структура ГИС:

    Данные (пространственные данные):

Позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;

Непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.

    Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);

    Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);

    Технологии (методы, порядок действий и т. д.);

    Операторы, администраторы, пользователи.

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)

География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.

Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.

Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Географическая карта – особый источник информации действительности.

Географическая карта - модели с на в уменьшенном виде.

Статистические материалы.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

Статистические материалы - это массовые количественные данные о важных указатели жизни и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель.

    Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России

    Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

  1. Норвегия

    Литва

    Монголия

    Финляндия

  2. Китай

    Белоруссия

    Туркмения

    Город России с населением более 1 миллион человек:

    Мурманск

    Нижний Новгород

  1. Серпухов

    Южно-Сахалинск

    Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

    Канско-Ачинский

    Кузнецкий

    Подмосковный

    Донецкий

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

    Мурманск

    Санкт-Петербург

  1. Магнитогорск

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в

экономическом районе:

    Северный

    Северо - Кавказский

    Центральный

    Центрально-Черноземный

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

    Северо – Кавказский

    Уральский

    Дальневосточный

    Северный

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

  1. Производство суровья

    Производство волокна

    Производство пряжи

Ответ: 3,4,2,1

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,

расположенные на Волге:

  1. Саратов

    Ярославль

    Смоленск

    Хабаровск

    Волгоград

  2. Архангельск

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:

«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

    Приморский край

    Мурманская область

    Иркутская область

    Ханты-Мансийский автономный округ

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Экономические регионы Центры производства

России легковых и грузовых автомобилей

    Волго-Вятский А. Серпухов

    Поволжский Б. Набережные челны

    Центральный В. Ижевск

    Уральский Г. Нижний Новгород

Д. Таганрог

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Номер вопроса

Ответ

1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

6.Фронтальный опрос.

    Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

Ответ:

Экспедиционный

Описательный

Картографический

Сравнительный

Математический

Статистический

Исторический

    Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ:

Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ:

Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:

Экспериментальные

Моделирование

Дистанционные (аэрокосмические)

Географический прогноз

Геоинформационные системы

    Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:

Да, предвидение будущего состояния геосистем.

Геосистемы – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)

определение В. Б. Сочавы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1. Анализ карт различной тематики.

В результате выполнении заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира, основные международные организации стран, усвоить особенности размещения некоторых видов природных ресурсов по регионам.

Вы должны закрепить и развивать следующие умения:

Составлять карты (картосхемы), диаграммы по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;

Оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

Оборудование: ресурсы интернета, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.

Задания для работы:

Задание 1.

Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.

Ответ:

    Политическая карта

    Государственное устройство

    Минеральные ресурсы суши

    Агроклиматические ресурсы

    Земельные и лесные ресурсы

    Ресурсы гидросферы

    Население

    Размещение населения

  1. Индекс человеческого развития

    Валовой внутренний продукт (ВВП)

    Структура экономики

    Добывающая промышленность

    Электроэнергетика

    Обрабатывающая промышленность

    Сельское хозяйство

    Транспорт

    Внешнеэкономические связи

    Интеграционные объединения

    Территориальная структура хозяйства

    Политические и экономические карты стран

    Глобальная демографическая проблема

    Глобальная экологическая проблема

    Глобальная продовольственная проблема

    Районы политической нестабильности

    Всемирное наследие человечества

Задание 2.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.

Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси ; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван ; Казахстан – Астана ; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад ; Таджикистан – Душанбе ; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн ; Латвия – Рига; Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб ; Черногория – Цетинье ; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага ; Словения – Братислава.

Задание 3.

Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.

Ответ:


Таким образом, сегодня на территории, принадлежавшей бывшей Югославии, существует шесть независимых государств:

Республика Сербия (столица Белград)
Федерация Босния и Герцеговина (столица Сараево)
Республика Словения (столица Братислава)
Республика Македония (столица Скопье)
Республика Черногория (столица Цетинье, Подгорица)
Республика Хорватия (столица Загреб)

(Со столицами в Черногории небольшая путаница. В конституции страны её официальной столицей назван город . Он исторически был центром веры и государственности, здесь располагалась королевская резиденция. В 1946 году столицу перенесли в Титоград, которому в 1992 году вернули прежнее название – . После обретения Черногорией независимости в 2006 году, звание столицы вновь перешло к Цетинье, но при этом большинство государственных учреждений осталось в Подгорице. Чтобы не перевозить правительство страны, решено было внести соответствующие изменения в статус городов.

Так что теперь в Черногории две столицы, для которых придуманы новые определения. Официальная и культурная столица Цетинье, в которой живут президент и митрополит страны, а фактическая деловая и политическая столиц Подгорица).

Задание 4.

Для выполнения задания используйте контурную карту мира.

На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Ответ:

Страны «Большой семерки» - США (столица – Вашингтон), Япония (столица – Токио), Германия (столица – Берлин), Франция (столица – Париж), Великобритания (столица – Лондон), Италия (столица – Рим), Канада (столица – Оттава), (с 1994 г. в заседаниях группы участвует Россия).

Задание 5.

Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.

Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Место в мире

Страна

Регион

Запасы,

млрд т

Бразилия

Латинская Америка

Россия

Европа, Азия

Канада

Северная Америка

Китай

Азия

Австралия

Австралия

Украина

Европа

США

Северная Америка

Казахстан

Азия

Индия

Азия

ЮАР

Африка

Ответ:

Запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Задание 5.

Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблицу №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.

Ответ:

Можно определить следующие критерии:

Страна имеющая самый большой запас железной руды

Страна имеющая самый маленький запас железной руды

Страны имеющие одинаковый объем запаса железной руды

Какой из регионов имеет самый большой запас железной руды

Какой из регионов имеет самый маленький запас железной руды

7.Домашнее задание.

Приобрести атлас и контурную карту по Географии для 10 класса, цветные карандаши.

Выучить записи в тетради.

8. Подведение итогов.

9. Внеаудиторная самостоятельная работа

Сообщение «Статистические материалы», «Виды географических карт».