Как проходит аттестация учителей в. Новые положение и правила. Основные задачи проверки

Новые изменения в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» привели к тому, что в 2019 году аттестация учителей должна проводиться в два этапа. При прохождении первого этапа учителя будут подтверждать свою профпригодность соответственно занимаемым должностям. На втором этапе – обоснование присвоения учебными заведениями работникам соответствующих категорий.

В процессе успешного прохождения ЕГЭ для учителей может быть повышена квалификационная категория педагога. Члены комиссии очно проверяют навыки и знания учителя, определяют его способности общаться и обращаться с детьми.

Нововведенное ЕГЭ для учителей в следующем году будет касаться каждого, без исключения, педагога в сфере образования. Стоит напомнить, что в настоящее время в Российской Федерации существует два вида аттестации: добровольная и обязательная. Обязательные экзамены сдают те педагоги, которым, как требует государство, необходима проверка знаний и профпригодности. Уровень профпригодности проверяется комиссией, которая и делает заключение о необходимости для государства такого учителя, а именно, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к его должности, либо просто занимает не свое место.

Для тех педагогов, которые желают повысить свой настоящий уровень квалификации, будет интересно пройти добровольную сдачу экзаменов.

Положения обязательного ЕГЭ для учителей

С начала текущего года обязательные ЕГЭ для учителей проводятся для тех, кто в последний раз аттестовался более 5 лет назад. В следующем году от таких экзаменов освобождаются те педагоги, у которых уже имеются квалификационные категории, а также беременные.

Стоит подчеркнуть, проигнорировать обязательную аттестацию могут те учителя, которые последние два года состоят на службе в учебных заведениях. Право на получение квалификации и подтверждение педагогической состоятельности имеют преподаватели, находящиеся в декретном отпуске. Однако с того момента и до времени аттестации должно пройти не менее 2-х лет.

Не требуется сдавать экзамены тем сотрудникам учебных заведений, которые по различным обстоятельствам не присутствовали на работе последние четыре месяца и больше. Для них период обязательной аттестации начинается только по истечении календарного года с момента возвращения на рабочее место.

Скорее всего, каждый человек (не только учитель, но и любой профильный специалист) желает поднять собственный уровень квалификации на ступень выше с целью самосовершенствования и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Именно тем, кто стремится к профессиональному росту, будет интересно пройти добровольный ЕГЭ для учителей. Нововведенная аттестационная форма для педагогов в следующем году в целом аналогична прежней, уже хорошо знакомой.

Если говорить об образовательном направлении, то именно педагог, который запланировал повысить собственный уровень квалификации, сперва должен обговорить данный вопрос непосредственно со своим руководством и только после этого написать соответствующее заявление. В подаваемом документе необходимо указать цель добровольной аттестации, которой является получение новой категории.

Аттестация на добровольной основе должна быть интересна как учителям, не имеющим категории, так и тем, у которых она уже есть, но желающим расти дальше.

Процесс добровольной сдачи ЕГЭ для учителей ничем не отличается от сдачи экзаменов школьниками. Педагоги проходят проверку металлоискателем, не допускается наличие мобильных устройств во время проведения экзамена, в аудиториях работает видеосъемка. Конечно, всякого рода шпаргалки, как на бумажном носителе, так и на электронном, запрещены. Выделенное время для прохождения ЕГЭ не отличается от того, которое дается выпускникам. В настоящий момент педагоги из столицы России могут добровольно пройти испытания по каждому школьному предмету, который входит в экзаменационный перечень.

Для получения наивысшего разряда из существующих необходимо быть не только педагогом с большим стремлением к карьерному росту, но и иметь первую категорию. Стоит отметить, что от получения категории до следующего повышения должно пройти не менее двух лет.

Не стоит полагать, что самая высокая квалификация может быть присвоена тем учителям, у которых такая уже имеется. В этом случае они должны подтвердить полученную ранее категорию. Повышение может проходить спустя пять лет после предыдущей аттестации. После этого срока учителя требуют дальнейшей пролонгации.

Прохождение аттестации

Обязательные ЕГЭ для учителей в следующем году на территории Российской Федерации будут проводиться под пристальным контролем специально подготовленной аттестационной группы. В ее состав войдут представители организаций образования. Управляющим, который издает приказ о формировании данной комиссии, утверждается состав:

  • заместитель;
  • председатель;
  • секретарь и другие члены комиссии.

В определенный день будет проводиться заседание комиссии.

Добровольная сдача ЕГЭ для учителей предполагает подачу соответствующего заявления от сотрудника. В нем должны быть указаны занимаемая должность и присвоенная на данный момент категория. Знания и профпригодность педагога оцениваются комиссией в определенный день.

Проверка и рассмотрение заявления от педагога может составить 30 дней, после чего будет выдано решение комиссии. Срок проведения ЕГЭ, с учетом даты финального заключения комиссии, составляет не более двух месяцев.

Итоговые результаты аттестации

Если проходящий аттестацию учитель полностью или частично не согласен с финальным решением комиссии, он вправе опротестовать его в судебном порядке. Еще один вариант – сформировать специальный состав комиссии по трудовому спору. С момента оглашения результатов на их оспаривание выделено 90 дней.

С другой стороны, если аттестационное решение в основном удовлетворяют аттестующегося сотрудника, тот имеет право по возвращении на место работы, предъявив руководителю решение комиссии, потребовать надбавку к заработной плате.

«На текущий момент нет объективных данных, позволяющих делать комплексные выводы об уровне квалификации педагогов по субъектам Российской Федерации и по России в общем. Требуется проведение комплексных исследований, что предоставит возможность определить направления повышения квалификации педагогов, организации научно-методических и практических занятий, подготовки тематических пособий», – говорится в пояснениях тендера.

Как полагают специалисты Рособрнадзора, одной из важнейших целей в данном направлении считается организация справедливой оценки компетентности работников учебных заведений, которая позволит использовать ее итоги и для присвоения квалификационных категорий.

По этой причине запланировано разработать стандартизированный инструментарий для оценки уровня профессионализма педагогов, в том числе предметных, методических, социально-коммуникационных направлений, информационно-коммуникационных технологий и тому подобных.

В процессе исполнения данного указа в текущем году проводится аттестация 15 тысяч педагогов по русскому языку и литературе, а также математике. Такая концепция ориентирована на определение направленности и ключевых характеристик этого исследования.

Аттестация педагогических работников в 2018 году должна будет несколько измениться. Введенная несколько лет назад аттестация педагогов была призвана повысить качество образования в российских школах. Аттестация регулярно проверяет учителя на предмет того, соответствует ли он своей профессии, умеет ли он работать с детьми, хорошо ли разбирается в предмете и знает ли нормативную базу, которая регулирует его работу. Кроме того, добровольно пройдя аттестацию, учитель может повысить уровень своей квалификации, а значит — автоматически получить право и на более высокую зарплату. Аттестация учителей в 2018 году: о каких изменениях сообщается, как прошла экспериментальная апробация изменений в московских школах в начале 2017-2018 учебного года.

Изменения в процедуре аттестации педагогов с 2018 года

В 2018 году процедура аттестации будет состоять из двух этапов:

  1. На первом этапе будут подтверждаться профессиональные педагогические навыки и соответствие педагога его должности.
  2. На втором этапе учитель будет защищать свою педагогическую квалификацию: члены специальной комиссии будут анализировать, насколько правомерно педагог получил уровень квалификации. Если категория подтверждается, квалификация учителя будет повышена.

Главные моменты, на которые будут обращать внимание члены специальной комиссии:

  • насколько хорошо педагог знает дисциплину;
  • какими навыками преподавания он обладает;
  • уровень коммуникации учителя и умение взаимодействовать с учениками;
  • будет проверяться психологическая подготовка учителя: как он реагирует на разные ситуации, включая стрессовые.

Кого затрагивает аттестация в 2018 году

В отношении периодичности проведения аттестации ничего не изменилось — любой школьный учитель обязан переаттестовываться каждые 5 лет, иначе он лишится права работать в системе школьного образования. Поэтому основная волна аттестуемых учителей в 2018 году — те, кто проходил эту процедуру в 2013 году

Не изменился и список исключений. От аттестации будут освобождены:

  • те учителя, которых в скором времени ожидает декретный отпуск, связанный с рождением ребенка и присмотром за ним (аттестация будет проводиться через год после выхода из декрета),
  • те учителя, которые уже имеют квалификацию,
  • молодые учителя, которые работают в школе меньше двух лет,
  • педагоги, которые долгое время находились на больничном — если учитель болел 4 месяца или дольше, для него существует отсрочка, и аттестацию он будет проходить спустя год после выхода на работу.

Изменятся ли правила добровольной аттестации учителей

Добровольная аттестация для российских педагогов останется в целом неизменной и будет проводиться по тем же, правилам, что и прежде. Если учитель желает повысить свою категорию из соображений карьерного роста и повышения своей зарплаты, он должен сообщить о своем желании директору школы, а тот — передать информацию в органы образования, которые соберут специальную комиссию.

Если учитель имеет ту или иную категорию, то для того, чтобы добровольно подвергнуться аттестации для повышения этой категории, он должен быть обладателем текущего своего квалификационного уровня как минимум два года. Раньше пройти аттестацию добровольно не получится.

Если педагог имеет право пройти аттестацию добровольно, то его заявление будет рассматриваться органами образования сроком до месяца, затем созванная комиссия в течение двух месяцев будет проверять уровень педагога.

Как проходила пробная аттестация по новым правилам в Москве

В начале нового учебного года новые правила проведения аттестации были апробированы на столичных педагогах-добровольцах. Чиновники из органов образования собрали учителей различных возрастных категорий — от совсем молодых дол заслуженных педагогов пенсионного возраста. Перед учителями поставили задачи, которые учитывают изменения в процедуре аттестации учителей с 2018 года. Целью апробации было на практике проверить задумки чиновников и убедиться в их работоспособности и целесообразности.

Учителям было дано три задания:

  • Профессиональная задача (10-12 дней на выполнение),
  • Видеосъемка урока (10-12 дней на выполнение),
  • Диагностическая работа (4 часа).

Профессиональная задача состояла в следующем. Педагогам было представлено 8 различных задач по их профессии, из которых нужно было выбрать на свое усмотрение две. Для каждой из двух этих задач необходимо было описать по 9 шагов по их решению — в соответствии со специальным шаблоном.

Для решения задачи, в частности, нужно было представить конкретный материал: план урока, описание технологии, фрагмент рабочей программы и т.д. Также необходима аргументация найденного решения, формулировка способа оценки его эффективности, указание на другие ситуации, где такое решение может принести пользу и т.д. Также следовало затронуть последствия, которые будет иметь выбранное решение в будущем — на следующем ли уроке, в конце ли четверти или учебного года.

В тот же срок, за две рабочие недели, педагогу нужно было организовать видеосъемку урока, чтобы представить комиссии либо полную запись урока, либо запись 15-30-минутного его фрагмента.

Наконец, для 4-часовой диагностической работы учителю нужно было приехать в образовательные органы. По сути, на этом этапе педагога экзаменовали по следующим направлениям:

  • знание предмета,
  • знание методики преподавания,
  • знание психологии и физиологии детей,
  • знание критериев оценки работы ГИА,
  • умение разработать мероприятие.

Те московские педагоги, на которых опробовали такую схему, отзываются о ней вполне лояльно. Да, новая методика аттестации немного необычна и непривычна, но ничего сверхестественного от учителей не требовалось, и успешно пройти такую аттестацию сможет любой профессиональный педагог.

Какие выводы из московской апробации сделали чиновники министерства образования и будет ли аттестация проходить по той же схеме или в нее внеуст поправки — покажет скорое будущее.

Основной задачей аттестации воспитателей является не только определение квалификационного уровня педагога, но и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получить награду за знания и умения могут педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется Приказом Минобразования № 276 от 07.04.2014, 273-ФЗ от 29.12.2012 и др.

Последние изменения

Пока по-старому проходит аттестация педагогических работников в 2018 году, последние изменения, которые еще готовятся, внесут некоторые перемены в процесс. В настоящее время обсуждаются дополнения в национальный проект «Образование». Например, предлагают отказаться от действующей системы аттестации и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивает, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования.

В будущем, например, если проводится аттестация воспитателя на 1 категорию в 2018 году, портфолио предъявлять уже будет не нужно. А также не понадобятся грамоты и дополнительные материалы, доказывающие компетентность педагога.

Предполагается, что проверки по новым правилам начнут проводить с 2020 года. При этом сохранится ее периодичность и разделение на обязательную и добровольную.

Когда проводится аттестация

В настоящее время существуют два вида аттестации:

  1. Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. Согласно Порядку проведения аттестации, от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее.
  2. Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационной категории. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводить ее можно по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Если в проверке будет отказано, повторную заявку можно подать через год после отказа.

Если квалификация не будет подтверждена в положенные сроки, она аннулируется. В таком случае педагог, имеющий первую категорию, должен подать заявку на аттестацию для получения первой категории. Если у сотрудника была высшая, то станет первая.

Ранее принятое правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая категория пожизненно, было отменено. Теперь подтверждать свою квалификацию и проходить проверку нужно каждые пять лет.

Список необходимых документов

Для прохождения проверки необходимо предоставить следующие документы:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя, на высшую категорию (2018 год) например.
  2. Копия результата прохождения предыдущей проверки (если она была).
  3. Копии дипломов, подтверждающих профильное образование (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. Документы, подтверждающие наличие первой или высшей категории.
  5. Если менялась фамилия, копии сопутствующих документов (свидетельство о браке, например).
  6. Представление с места работы, которое может служить подтверждением профессиональной компетенции работника.
  7. Если аттестация педагога проводится в 2018 году, может понадобиться портфолио.

Кроме того, педагог может предоставить аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2018. Этот документ не только описывает проделанную работу, но и представляет собой некий самоанализ педагогической деятельности педагога ДОУ для аттестации.

Образцы вы найдете в конце статьи, а сейчас рассмотрим, как правильно их составить.

Как составить заявление

Зачастую основанием для проведения аттестации является заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2018 год) по ФГОС (или на первую). Документ составляется по установленному образцу. В правом верхнем углу указываются аттестационная комиссия, в которую направляется заявка, и ее адрес. Далее вписываются данные заявителя: Ф.И.О., должность, адрес, телефон, адрес электронной почты. Желательно указать все контактные данные.

  • просьбу об аттестации на выбранную категорию;
  • информацию о квалификации в данный момент и сроке ее действия;
  • основания для присвоения квалификационной категории;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если работник имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, их все желательно отразить, приложив подтверждающие документы.

Составляя заявление, особое внимание нужно уделить педагогическим достижениям воспитателя. Например, использование инноваций на занятиях, методические разработки, использование мультимедийных презентаций. К заявлению можно приложить примеры таких разработок. Они будут показывать уровень компетентности педагога.

Образец заявления на квалификационную проверку можно скачать в конце статьи.

Как заполнить аналитическую справку

Аналитическая справка для аттестации, на высшую категорию воспитателя например, является документом, показывающим уровень квалификации педагога. В ней нужно указать все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию.

В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы:

  • аннотация;
  • аналитическая часть;
  • проектная часть;
  • заключение;
  • приложения.

В шапке аналитическая справка для аттестации, на первую категорию воспитателя например, содержит данные о заявителе:

  • Ф.И.О.;
  • данные об образовании;
  • общий стаж;
  • стаж работы воспитателем;
  • стаж в учреждении, которое направило на аттестацию;
  • уровень квалификации (категория) в настоящее время.
  1. Цели и задачи деятельности педагога.
  2. Анализ результатов педагогической деятельности.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности педагога. Сюда входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности воспитателя со стороны родителей воспитанников.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и профилактику здорового образа жизни.
  8. Данные об обучении педагога, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Если были публикации по воспитанию и обучению детей и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью, их тоже следует указать.
  10. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  11. Дата и личная подпись заявителя.

Следует отметить, что эти данные будут подвергаться тщательной проверке со стороны комиссии.

Этот документ — своеобразный самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2018 по ФГОС. Не стоит упоминать, что все данные, указанные в документе, должны быть достоверны и желательно подтверждаться дополнительно приложенными официальными бумагами.

Аналитический отчет воспитателя на высшую категорию, образец, по ФГОС можно скачать в конце статьи.

Как проходит аттестация

Отныне желание сотрудника и его стаж не влияют на необходимость обязательной оценки. Если он по каким-либо причинам не прошел ее в установленный срок, то квалификационная категория понижается, а вместе с ней снимаются стимулирующие выплаты. Например, если работник утратил высшую категорию, то ему присваивается первая. А подать заявление на аттестацию на высшую категорию воспитателя (в 2018 году), чтобы восстановить ее, можно будет только потом. Если через пять лет педагог вновь не сможет пройти проверку знаний, он лишится первой.

Программы Министерства образования РФ по аттестации воспитателей (тестирование 2017) нет в свободном доступе. Поэтому подготовку следует вести, опираясь на литературу, опыт коллег и свой собственный.

Существуют работники, которые освобождаются от прохождения обязательной проверки и оценки знаний. Среди них:

  • сотрудники, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
  • лица, отсутствовавшие на рабочем месте белее четырех месяцев по причине заболевания.

Проверка знаний первых четырех категорий сотрудников производится спустя два года после выхода на работу.

Ранее двадцатилетний педагогический стаж являлся гарантией пожизненного сохранения второй категории, то теперь такая норма неактуальна.

Обязательная оценка знаний включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование комиссии. Она должна состоять из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В нее могут входить представители федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций, учебных учреждений и т. д. Принятие решения происходит в отсутствии экзаменуемого путем открытого голосования.
  2. Подготовка списка работников, подлежащих проверке, и составление графика оценивания.
  3. Подготовка представления на каждого экзаменуемого работника.
  4. Проведение проверки.
  5. Оформление результатов аттестации.

Как проходит добровольная аттестация

Все воспитатели могут проходить добровольную оценку. Такая возможность может заинтересовать специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.

Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить свои знания в следующий раз он сможет через год.

Каждый сотрудник имеет право самостоятельно инициировать проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.

Порядок проведения добровольной проверки на соответствие квалификации и оценки знаний включает следующие этапы:

  1. Проверка заявления.
  2. Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
  3. Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления.
  4. Оценка.
  5. Оформление результатов.

Примеры тестовых заданий

Тестовые задания формируются Министерством образования РФ. В каждом наборе тестов определяется его назначение, структура и содержание. То есть все вопросы тематически разделены на разделы, которым дается краткое описание и указано количество вопросов с указанием максимального количества баллов, которое возможно набрать.

По итогам тестирования на руки кандидату выдается справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования на высшую категорию нужно набрать не менее 90 баллов.

Готовиться к процедуре желательно заранее. Для этого нужно изучить требования, предъявляемые для квалификационной категории, на которую претендует воспитатель. После этого собрать соответствующий материал: грамоты, дипломы, сертификаты, разработанные методические программы и так далее. Ну и желательно аналитический отчет писать не в последний день перед днем проверки квалификации.

Приведем примеры вопросов, которые могут содержаться в тесте.

Примеры тестовых заданий

Какие образовательные области соответствуют федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • физическое, эстетическое, умственное воспитание, развитие речи и др.;
  • физическая культура; безопасность; социализация; коммуникация; познание; труд и др.;
  • экологическое, патриотическое, трудовое воспитание и др.

Какие виды деятельности являются ведущими в дошкольном возрасте:

  • игровая деятельность;
  • учебная деятельность;
  • предметная деятельность.

В образовательном процессе родители (лица, их заменяющие) воспитанников выступают в роли:

  • контролеров образовательного процесса;
  • помощников в организации образовательного процесса;
  • участников образовательного процесса.

Примерный список заданий можно скачать в нашей статье.

Трудовое законодательство устанавливает требования, согласно которым все трудящиеся обязаны периодически проходить проверку на предмет соответствия занимаемой должности. Не обошлось без этого правила и в сфере образования – педагогические работники также должны регулярно подтверждать свою категорию.

Аттестация педагогических работников должна проходить при открытости, гласности и коллегиальности, что становиться главным принципом ее проведения. Соблюдение этих принципов дает объективную оценку, без дискриминации в отношении проходящих аттестацию сотрудников.

Аттестация (именно так именуется прохождение проверки) классифицируется на два вида, имеющие свои особенности:

  1. Обязательная. Такая аттестация проходится строго раз в пять лет, опыт работы сотрудника никак не влияет на необходимость и периодичность прохождения обязательной проверки профпригодности.
  2. Добровольная. Согласно закону, педагогический работник может аттестовываться на добровольных началах – это можно сделать в любое удобное для педагога время, требуется лишь наличие желания.

Новое положение по аттестации педагогических работников устанавливает категории лиц, освобождаемых от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. К этим лицам относятся следующие:

  • преподаватели, у которых есть квалификационная категория;
  • беременные, женщины в декрете и в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
  • преподаватели, занимающие свою должность менее двух лет.

Также от обязательной аттестации освобождаются те педагоги, которые из-за болезни не могли работать по профессии в период времени больше четырех месяцев подряд. Для них проверка проходит как минимум через 12 месяцев после выздоровления. Женщины, находящиеся в декрете и в отпуске по уходу за детьми, могут проходить обязательную проверку профпригодности не раньше, чем через 2 года после выхода из отпуска.

Основные задачи проверки

Аттестация педагогических работников проводится с преследованием определенных задач, среди которых:

  • стимуляция постоянного и целенаправленного повышения уровня квалификации педагогов;
  • определение степени необходимости в повышении квалификации у работников сферы образования;
  • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности аттестуемых.

Любопытные факты

Новые правила в аттестации педагогических работников состоят в правильном порядке заведения на каждого сотрудника образовательной организации представления - документа, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить сотрудника с этим представлением под подпись и не позднее чем за месяц до проведения аттестации. Если сотрудник образовательного учреждения не захочет подписать документ, то в таком случае он заверяется работодателем, а также несколькими компетентными лицами.

Также аттестация нужна для выполнения такой задачи, как дифференциация размера заработной платы педагогов в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

Форма проведения проверки

Порядок аттестации работников в 2019 году имеет вид заседания комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог. Если аттестуемый не может присутствовать на мероприятии по уважительной причине, заседание переносится.

Чтобы пройти аттестацию, учитель должен предоставить пакет обязательных документов, в который входит:

  • подписанное лично педагогом заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • при наличии результата прошлой аттестации – копия документа о ее прохождении;
  • ксерокопии дипломов о педагогическом образовании (высшем либо среднем профессиональном);
  • характеристика или сопроводительное письмо с места работы для подтверждения компетенции.

В течение 30 дней после передачи всех указанных документов, педагог на свой домашний почтовый адрес получает извещение, содержащее всю информацию о предстоящей аттестации – место и время ее проведения.

Этапы прохождения аттестации

Новые правила аттестации устанавливают два этапа проведения проверки:

  1. Подтверждение профпригодности. На этом этапе комиссия проверят профессиональные навыки педагога, оценивают умение общаться с обучаемыми и рассматривают прочие умения учителя.
  2. Получение квалификационной категории. Педагог может получить первую или высшую категорию именно на этом этапе. Для этого ему нужно иметь вторую категорию (для получения первой) или обладать первой категорией на протяжении двух и более лет (для получения высшей категории). Повышение квалификационной категории возможно, если ученики педагога успешно осваивают образовательные программы, достигают успеха в научной, интеллектуальной, а также в творческой деятельности, а сам преподаватель внес большой вклад в оптимизацию образовательного процесса.

Стоит помнить, что сроки аттестации педагогических работников в 2019 году составляют пять лет. Если педагог не подтвердит свою квалификацию, она аннулируется. В таком случае работнику первой категории придется проходить проверку на профпригодность и на квалификацию (первая категория), а педагогу высшей категории потребуется пройти аттестацию на первую категорию, и только через два года после этого – вновь на высшую.

Подробно об изменениях в нормативных правовых документах по аттестации педагогических работников организаций смотрите в видео

Особенности тестирования

Чтобы пройти аттестацию, недостаточно просто подать заявление на аттестацию. Нужно еще и пройти специальное тестирование на компьютере, которое включает в себя 100 вопросов по темам:

  • основы законодательства;
  • основы психологии и педагогики;
  • методики преподавания;
  • основы предметных знаний.

В основном аттестация проводится при помощи заседания комиссии, правомочность которой считается действительной при 2/3 присутствующего состава. Педагог, который аттестуется, также должен присутствовать на собрании.

Каждый вопрос предполагает несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. На то, чтобы пройти тест, преподавателю отводится 150 минут. Тестирование считается успешно завершенным, если было дано от 60 правильных ответов включительно (60% и выше). Если порог не был достигнут, тест не засчитывается.

Педагог, присутствующий на заседании комиссии, может узнать результаты проверки сразу же после окончания тестирования. Результаты прохождения проверки заносятся в протокол, подписываемый всеми членами совета. Этот документ впоследствии передается работодателю и прикрепляется к личному делу преподавателя.

Все интересующие вопросы можно задать в комментариях к статье

Последние изменения в Федеральном законе 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа. На первом этапе педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Следующий - второй - этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно, при этом определяя его умение общаться с детьми и обращаться с ними как следует - как подобает учителю.

Общие положения касательно аттестации педработников в России

Новая аттестация педагогических работников в 2017 году распространяется на всех без исключения работников сферы образования. Напомним, что на данный момент времени в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, подходит ли стране такой человек или нет, то есть соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место.

В то же время добровольная аттестации будет интересна в первую очередь тем педработникам, которые преследуют цель повышения своего настоящего квалификационного уровня.

Обязательная аттестация: важные сведения об этом виде оценки состоятельности учителя

Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины.

Следует отметить, что аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет.

Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация: кому интересен этот вид подтверждения учительской состоятельности

Наверное, каждый человек (не только учитель - любой другой специалист) хочет повысить свой квалификационный уровень на более высокий, преследуя цель продвигаться по карьерной лестнице и совершенствоваться. Таким людям, кто желает улучшать себя, будет интересна добровольная аттестация. Новая форма аттестации учителей в 2017 году, в целом, во многом схожа с уже знакомым порядком дел.

Если мы говорим о сфере образования, то конкретно учитель, намереваясь повысить свою квалификацию, для начала должен обратиться за помощью в решении данного вопроса непосредственно к своему начальству, после чего написать соответствующие заявление. В документе следует в обязательном порядке уточнить, что добровольная аттестация будет проведена с целью установления новой квалификационной категории.

Добровольная аттестация будет интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти.

Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который не только решительно настроен, а также уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет.

В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Как происходит аттестация

Обязательная аттестация учителей в 2017 году в России проводится под контролем специальной аттестационной комиссии. Ее состав формируется из представителей образовательной организации. Руководителем, который подтвердил приказ о назначении комиссии, утверждается состав: председатель, заместитель, секретарь и остальные члены комиссии. В назначенный день проводится заседание комиссии.

Добровольная аттестация подразумевает предварительную подачу заявления от самого работника. В нем указывается его должность и текущая категория. Комиссия будет проверять знания педагога в назначенный день.

Проверка заявления может занимать до 30 дней, после чего выдается заключение комиссии. Продолжительность проведения аттестации, включая выдачу заключительного решения комиссии, составляет не более 60 дней.

Результаты проведенной аттестации

Если педагогический работник частично или полностью не согласен с решением комиссии, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант - создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается 90 дней с момента выдачи заключения.

С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.