Как преодолеть трудности в чтении. Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления. Просмотр содержимого документа «Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.»

Преодоление трудности в обучении чтению.

Вопрос, как научит детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подхо дов в обучении. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалось группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Прежде всего, необходимо выяснить исходные причины трудностей . И только выяснив это, можно определить, какую помощь ему необходимо оказать.

Основные причины, тормозящие развитие навыка чтения:

    Природный темп чтения.

Это свойство, как и другие свойства темперамента, является врожденным, устойчивым и сохраняется в течении длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психологические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения, у этих ребят. К таким упражнениям относятся:

    1. Многократное чтение.

Взрослый читает текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в тече ние одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которо го он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

    1. Молния.

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренный режим осущест вляется по команде «Молния».

    1. Буксир.

Взрослый читает текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановившись на каком-либо слове можно попросить ребенка показать в тексте место остановки.

    Регрессии.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Некоторые дети незаметно про себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком». Для него потребуется лист плотной бумаги, в котором нужно вырезать небольшое окошечко.

С правого края прямоугольника вырезать небольшое отверстие – «окошеч ко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно 3-4 буквы.

10 см


5 см

При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

    Уровень организации внимания.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человече ской деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяют эффективность, результативность выполняемой работы. Свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьника рассевается, как только материал стал скучным, эмоционально непривлекательным. Учителя это знают и поэтому используют в своей работе различные приемы и упражнения для привлечения внимания уча щихся и развития умения сосредотачиваться. Степень сосредоточенности внима ния – это показатель, влияющий не технику чтения. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие свойств внимания.

Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут проблемы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной деятельности, для активного мышления. Внимание в большой мере опре деляет ход и результаты учебных действий. Оно содействует быстрому включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Именно поэтому в каждый урок я включаю упражнения на развитие внимания.

    Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ ЖКПРЧ СТПЦГВДК

КПТНСД ДПВ БМДРКЛФ

По сигналу «Внимание» показать карточку не более 2 секунд. Ребенок должен прочесть ее и записать.

    Упражнение для развития внимания и зрительной памяти. Нарисовать на листке бумаги картинку, которую показывать в течение 3 секунд. Дети зарисовы вают увиденное.

    «Муха» – игра, позволяющая долго держать внимание сосредоточенным. Лист бумаги разлинован на 9 клеток.

Ведущий, начинает «передвигать муху», то есть он говорит «вверх» или «влево вниз». В какой-то момент ведущий выводит муху за поле. Как только муха вышла за поле, игроки хлопают в ладоши. В конце игры дети показывают точкой, в какой клетке оказалась муха.

    «Найти слова». Закрасить клетки с теми буквами, из которых состоят спрятанные слова.

    «Найти спрятанное слово». Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их.

    БСОЛНЦЕТИРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩШЩАТМАШИНА

    1. Самооценка.

    Все более очевидным становиться тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успе ваемость. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умст венной или физической неполноценности, а скорее результатом и представления ми о себе как о неспособных к серьезному учению. Те, кто оценивает себя высоко, как правило, уверены в себе, своих способностях, в хорошем отношении к ним окружающих. Те же, кто сомневается в своей ценности, живут в постоянном ожидании неудачи. И хотя быть неспособным и чувствовать себя неспособным – далеко не одно и тоже, самосознание учащихся становиться настолько определяющим для их бы тия, что это различие теряет смысл. Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их антипатию своим поведением, но и усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведении учителей.

    Низкая самооценка характерна для детей с плохо развитым навыком чтения. Нелюбовь к чтению обычно порождена теми трудностями, которые приходятся преодолевать ребенку, овладевая техникой чтения. Неудачи подвигают ребенка отказаться от поставленной задачи, предпочесть другие виды деятельности.

    Такие дети убедили себя в том, что неспособны к чтению. Они избегают за дания, связанные с чтением. С их точки зрения лучше не читать вообще, чем читать плохо; лучше отказаться от попыток улучшить навыки чтения, тем стать предметом насмешек и критики.

    Чтобы преодолеть эти трудности, я руководствовалась следующими принципами:

      Уделять внимание всем учащимся. Это необходимо в большой степени тем детям, у которых занижена самооценка.

      Личный контакт с каждым учащимся: прямой контакт глаз, физическое прикосновение Психологи утверждают, что дети лишенные ласковых прикосновений от значимых для них взрослых, растут неуверенными в себе, часто терпят неудачи. Для ученика младших классов учитель является значимым взрослым.

      Хвалить учащегося «один на один», если результаты средние или слабые;

      Похвалить перед другими, если явные хорошие результаты явились следствием упорных занятий.

    В результате применения этих принципов концентрируется внимание учителя на эмоциональном состоянии ребенка, в частности, на его представлении о себе.

    Кроме описанных выше, я провожу следующие упражнения, направленные на улучшения качественных показателей чтения учащихся.

    1. Какая буква, слог, слово лишнее?

    а, у, р, о, ы

    ма, ра, ла, ны, са

    река, речка, ручей, ручка, ручеек.

      Что общего в словах, чем они отличаются?

    ЛОМ – ТОМ – ДОМ – ДЫМ

    МЕЛ – МЕЛЬ

      Собери слово из букв:

    БЕЛХ

    НИКЙЧА

      Артикуляционная гимнастика

      спортсмен бежит по стадиону (рот закрыт, 30 секунд язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, следующие 30 секунд против часовой стрелки);

      уколы (рот закрыт, язычок колет внутренние стороны щек);

      гусенок (рот приоткрыт, язычок двигается в быстром темпе влево, впра во);

      часы (12 часов – язычок высунут, поднят кверху; 6 часов – язычок высу нут, опущен вниз и т.д.).

      упражнения по постановке дыхания. Вдох и на выдохе: каша – Маша – Саша – Паша – Даша – наша. Задача упражнения – удерживать дыхание до тех пор, пока не кончится строка.

      1. Проговаривание скороговорок.

    При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:

      сжимать пальцы в кулачки;

      загибать поочередно пальцы;

      стучать ладонью по столу.

      1. За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и сопоставить, обобщить, сгруппировать:

      назови одним словом: чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

      раздели слова на группы: заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец;

      к выделенному слову подобрать нужные по смыслу:

    ТРАВЫ: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница;

    НАСЕКОМЫЕ: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

      пятый лишний: шляпа, волосы, глаза, нос, уши;

      к слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: ПЕНИЕ (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

      «Хлоп – хлоп». Цель – обучение звуковому анализу. Если в слове есть звук [г], хлопнуть в ладоши 1 раз, если в слове есть звук [к] – хлопнуть 2 раза: КОРОВА, ГОРА, НОРКА, СУК, РУКА, ДОГНАЛ, ДОГОРА

      «Играем в слова».

      1. придумать слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

        какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» ) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?

      «Длиннее – короче». Нужно сравнить слова, а не вещи. Слова для сравнения: СТОЛ – СТОЛИК, УСИКИ – УСЫ; ПЕС – СОБАКА; ХВОСТ – ХВОСТИК.

      «Слова – приятели». Упражнение на синонимы. Какое слово лишнее, не подходит к другим сло вам? Почему?

    ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;

    ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ;

    СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ;

    КРЕПКИЙ, ДАЛЕКИЙ, ПРОЧНЫЙ, НАДЕЖНЫЙ.

      «Слова – неприятели». Упражнение на антонимы. Задание: скажи наоборот:

    ХОЛОДНЫЙ ЧИСТЫЙ ТВЕРДЫЙ ПОДНЯТЬ

    ВРАГ РАДОСТНО ВЕРХ ПРОИГРАТЬ

    Результативность проводимой работы высока:

      В среднем скорость чтения увеличивается в 1,2-2 раза.

      Дети начинают замечать свои ошибки при написании слов, становится меньше ошибок при чтении .

      Дети стали более самостоятельными .

    Литература

      Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Прометей,1999г.

      Бурименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: 1993г.

      Джежелей О.В. Помогайка. М: 1994г.

      Костролина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: 1999г.

      Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Знание, 1974г.

Введите e-mail адрес:

Специалисты в вопросах обучения чтению детей с различными нарушениями и учеников с особыми образовательными потребностями составили список из десяти советов и идей для родителей, искренне желающих видеть растущую уверенность своих детей и результаты обучения чтению.

При этом родителям важно понимать, что их дети могут и обязательно научатся читать, что у них есть не только слабые, но и сильные стороны. Важно знать, как правильно готовить своих детей справляться с их особенностями, чтобы они обрели уверенность в себе и смело смотрели в будущее, в котором они осознают не только свои ограничения, но и способности, и смогут отстаивать собственный уникальный стиль обучения.

1. Обращайте внимание на успехи вашего ребенка

У всех детей есть определенные достоинства и способности. Возможно, ребенок умеет красиво рисовать или обладает удивительно богатым словарным запасом. Возможно, у него хорошо развито умение внимательно слушать .

Часто родители бывают настолько озабочены тем, что их дети испытывают трудности при обучении чтению, что забывают о том, какую работу они умеют делать хорошо. Учителя тоже грешат этим. Если ваш ребенок артистичен, используйте его талант как способ продемонстрировать понимание рассказа, который вы ему читаете вслух. Пусть он нарисует картину, отображающую сюжет или главного героя. Тот факт, что ваш ребенок физически не умеет расшифровывать слова и/или не может написать ответ на вопрос о понимании прочитанного материала, не означает, что вы не можете помочь ему обрести устное понимание прочитанного на более высоком уровне или должны пренебрегать достоинствами и способностями своего ребенка. Помогая ребенку использовать его сильные стороны, вы повышаете его уверенность в себе и демонстрируете свое понимание того, что он обладает другими замечательными способностями.

2. Радуйтесь каждому успеху ребенка

«Мама, можно мне мороженое?». «Нет, нельзя, пока в твоем дневнике будут такие оценки», - говорит мама не без отчаяния.

Радуйтесь успехам ребенка, говорите ему «молодец» и давайте «пять». Отмечайте каждый его успех. Не полагайтесь на дневник или табель, чтобы судить о прогрессе вашего маленького ученика. Радуйтесь даже тому, что он смог правильно прочитать одно единственное слово. Примите уровень чтения ребенка таким, какой он есть, и радуйтесь его успехам в соответствии с этим уровнем. Если ваш ребенок только начинает или еще вовсе не умеет читать, отмечайте его успехи при расшифровывании слова «да» или то, как он воспользовался картинкой в книжке , чтобы понять неизвестное слово. Если ребенок начинает читать бегло, радуйтесь, когда он сам исправляет свою ошибку. Важно как можно чаще хвалить ребенка , тем самым демонстрируя ему, что вы замечаете его прогресс и то, что он уже умеет делать хорошо. Ваша ободряющая улыбка и слово «молодец» помогут ребенку справиться даже с самым сложным текстом. Донимать ученика по поводу оценок в дневнике - не самый удачный способ развить его уверенность в себе. Дети, испытывающие трудности при обучении чтению, должны знать не только о своих ошибках , но и о том, что они делают правильно.

3. Будьте честны с собой - устанавливайте реалистичные цели

«Я хочу, чтобы мой ребенок достиг более высокого уровня».

Ваше желание, чтобы ребенок читал на высоком уровне, очевидно, не может исполниться в одночасье. Родителям важно быть честными с самими собой и своим ребенком в вопросе о его прогрессе в обучении чтению.

Устанавливайте цели. Самый простой способ пройти долгий и тернистый путь к умению читать на высоком уровне - установить несколько краткосрочных конкретных и понятных целей. Такой целью может стать успешный переход ребенка всего на один уровень выше. В домашних условиях вашей целью может стать просто ежедневное чтение. Например, вы можете предложить ребенку прочитывать в месяц определенное количество адаптированных к его уровню книг (адаптированные книги - те, которые ребенок может читать самостоятельно или только с небольшой помощью), или вашей целью может быть прочтение интересной сюжетной книги вместе с ребенком. Ведите подсчет и отмечайте каждую прочитанную книгу или главу, соответственно, пока не достигнете своей цели. Помните: важно устанавливать достижимые цели для себя и своего ученика, которые будут положительно влиять на его умении читать.

Самостоятельное чтение адаптированных книг дома или совместное чтение тематических книг - великолепная тренировка навыков чтения, которую специалисты рекомендуют всем ученикам. В действительности цель позволяет ребенку увидеть, что он способен достигать результатов и быть успешным . Достижение установленных целей дает ребенку возможность развивать в себе сильные стороны.

4. Не позволяйте плохому правописанию остановить вашего ребенка на пути к обучению чтению

«Он получает двойки по каждой самостоятельной работе по правописанию. Он не может ни одного слова написать правильно!», — говорит взволнованная мама.

Эти слова можно услышать от почти каждого родителя учеников с особыми образовательными потребностями. Если у вашего ребенка есть проблемы с обучаемостью, ему может быть сложно правильно писать слова по буквам или запоминать правописание слов. Но вот в чем секрет: это нормально. Учите своего ребенка справляться с ситуацией. Даже если он не может правильно написать или произнести слово по буквам, ему все равно необходимо выражать свои мысли. Не позволяйте плохой орфографии сделать ребенка немым. Используйте словарь, контроль правописания или программное обеспечение по орфографии. Попросите ребенка составить свой собственный словарь, который будет помогать ему при письме. Поговорите с его учителем. Ищите технические средства или другие стратегии, которые помогут ребенку достичь успехов в правописании. Существует множество различных методов, но на их поиск требуется время, которого вам может не хватить, если вы будете постоянно жаловаться на то, что ребенок не умеет правильно писать.

5. Рассказывайте ребенку, с какими трудностями сталкивались вы в его возрасте

Когда задание сложное и не дается легко, человек склонен избегать его выполнения. Вот почему ваш малыш не хочет читать дома. Что заставляет детей, испытывающих проблемы с обучением чтению, еще больше тревожиться из-за чтения, так это давление учиться читать, которое они испытывают в школе и дома. (Это еще одна причина, почему так важно устанавливать реалистичные цели и радоваться каждому маленькому успеху ребенка.) Рассказывайте ребенку о том, в чем вы сами не добились успеха. Признание того факта, что у вас тоже есть определенные проблемы, может поддержать и помочь ребенку понять, что у всех людей есть свои сильные и слабые стороны. Например, у вас может быть слабая зрительно-моторная координация, вам сложно ловить и метко бросать предметы. Возможно, вы не очень хороший спортсмен. Тем не менее вы всегда пробуете заниматься спортом (например, пляжным волейболом во время семейного отпуска) и стараетесь, несмотря на частые неудачи. В этом и заключается мораль. Дети должны пробовать те занятия, в которых они не сильны, и знать, что у вас тоже есть свои слабости.

6. Читайте ребенку вслух - это весело и полезно

«Мой ребенок не понимает то, что он читает!».

Ваш ребенок, испытывающий трудности с чтением, способен на большее - если вы ему поможете, конечно. Важно, чтобы родители каждый день читали своим детям. Восприятие материала на слух не только помогает развивать навыки понимания речи, но и является великолепной возможностью раскрыть творческий потенциал, зажечь интерес ребенка к чтению и помочь ему работать над пониманием материала без необходимости мучиться над распознаванием слов. Дети с трудностями при обучении чтению могут читать только очень короткие книги, проявляя небольшой интерес к процессу, или в связи с тем, что чтение дается им тяжело, они могут не полностью понимать содержание текста. Когда вы читаете вслух (или используете программное обеспечение, которое читает книги вслух), у детей появляется возможность сосредоточиться на значении слов. Они развивают базовые знания, культуру и используют свое воображение .

7. Дети чувствуют участие и поддержку, когда видят, как родители и учителя вместе стараются им помочь

«Дорогой, мама и папа сейчас разговаривают с учителем. А ты пока попробуй собрать пазл, вон там, в сторонке».

Образование вашего ребенка - это не ваше личное дело, чтобы вы запрещали ему участвовать в обсуждении. Это образование ребенка! Он должен знать, что происходит. Вы наносите вред его уверенности в себе, когда отсылаете его при разговоре с учителем. Окажите услугу своему ребенку и расскажите, каков его уровень успеваемости, какие у него есть таланты, в чем ему требуется помощь, и как вы собираетесь помогать ему в учебе. Родителям важно держать в голове план и цель! Кроме того, помните, что у учителя вашего ребенка тоже есть свой план. Дети чувствуют участие и поддержку, когда видят, как родители и учителя вместе стараются им помочь, но не тогда, когда они, отстраненные, плетутся в угол, чтобы собрать этот пресловутый пазл.

8. Маленькие шаги приводят к большим изменениям к лучшему

«Что я могу делать по вечерам с моей дочерью (или сыном)?».

Этот список можно продолжать и дальше, но есть еще одна важная вещь, которую нужно помнить. Обучение не обязательно должно быть сложным. Если ваш ребенок еще только начинает читать или читает очень медленно, повторяйте алфавит и звуки, соответствующие разным буквам. Разбейте короткое слово типа согласная-гласная-согласная, например, кот , лад , мед и так далее и составьте их вместе (/л/ /о/ /м/; лом). Если ребенок уже немного свободнее владеет чтением , сядьте рядом с ним, помогите ему разобраться с трудными для чтения словами, читайте вслух главу из интересной книги каждый вечер перед сном. Беседуйте о сюжете рассказа, персонажах, различных ситуациях и о главной идее рассказа. Прочитайте книгу из серии научно-популярной литературы и поговорите о том, что вы и ребенок поняли из прочитанного материала.

Если ребенок испытывает трудности при обучении чтению в старшем возрасте, пусть он примет на себя роль учителя и читает книги братьям и сестрам. Или в наш технически одержимый век попросите ребенка взять камеру или диктофон и записать то, как он читает, а затем вместе с ним исправляйте его ошибки.

«Мой ребенок читает очень медленно».

Это вполне нормально. Дети, испытывающие проблемы с обучением чтению, и ученики с особыми образовательными потребностями могут читать медленно. Они могут начать читать быстрее, по мере развития навыков чтения или, как почти все дислексики, будут медленно читать всю жизнь. Если ваш ребенок читает ниже уровня середины второго класса, не переживайте по поводу беглости или скорости чтения. Сосредоточьтесь на точности или на правильном чтении слов. И если у вашего ребенка диагноз дислексия, не заставляйте его читать быстрее . Лучше подскажите ему несколько эффективных методов запоминания прочитанного материала. Например, он может написать одно-два предложения или нарисовать картину, отражающую события каждой страницы книги (или каждой главы). Нарушение обучаемости останется у вашего ребенка на всю жизнь. Учите его справляться со своими особенностями сейчас, чтобы в будущем он мог лучше ориентироваться в мире.

10. Учите ребенка помогать и заботиться о самом себе

«Перерастет ли мой ребенок эти трудности с обучаемостью?».

Если ребенку поставили диагноз нарушение обучаемости, то нет. Но это не означает, что ваш малыш не научится читать или потерпит полную неудачу. Если вы научите ребенка, как справляться и иметь дело со своими особенностями сейчас, то окажете ему невероятную услугу. Учите детей отстаивать собственные интересы. Учите их правильно обращаться за помощью. Учите их понимать свои достоинства и слабые стороны. Рассказывайте детям о том, что может помочь им в учебе, и что им необходимо для достижения успеха. Если вы научите своих детей поступать так в школе, они выйдут во взрослый мир людьми, уверенными в себе и настроенными на успех; они будут знать, как приспособиться и что им нужно делать, чтобы не отставать. И это дороже, чем умение читать 180 слов в минуту.

Оцените публикацию

Вконтакт

Подробности

Юнева Т.В., учитель начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9" ЭМР Саратовской области

Для этого нам необходим секундомер, карандаш и лист бумагина (8х12см) , расчерченный на шесть кваратов и каждый квадрат пронумеровать. Квадраты должны быть 4 на 4 см,.

При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу

ИНСТРУКЦИЯ:

Постучи карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками.

Начинаем работу по команде, на каждый квадрат дается 5 секунд, затем командой «Дальше!» переходим на следующий квадрат

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Подсчитываем результат: Подсчитаем точки в каждом квадрате, складываем и делим на количество квадратов т. е. на 6 и получаем результат:

16 точек и меньше в каждом квадрате- медленный темп

16-20 точек- нормальный темп

20 и больше- быстрый темп

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность ребёнка, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.

Медлительные дети – особая группа риска, т. к. их школьные проблемы могут быть связаны не только с медленным темпом деятельности, который обусловлен особенностями нервной системы.

Медлительных детей примерно 10–20%. У них медленный темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость письма и чтения.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней обучения в школе.

Хочу познакомить вас с упражнениями, которые я использую и они действительно помогают в работе преодолеть трудности и ускорить тем чтения учащихся.

Молния - Чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе при команде «Молния»

Буксир - Взрослый читает текст вслух со скоростью на 20 слов превышающей скорость ребенка. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь не отстать.Остановитесь на каком-либо слове и и попросите ребенка показать в тексте место остановки. ВАЖНО, чтобы разрыв составлял не более 20 слов.

Многократное прочтение - Чтение одного и того же текста несколько раз, увеличивая скорость. На мой взгляд этот способ является самым действенным.

Можно выделить семь основных причин медленного чтения:

1. Регрессии

2. Антиципация

3. Артикуляция

4. Природный темп деятельности

5. Малое поле зрения

6. Уровень организации внимания

7. Уровень развития памяти

Рассмотрим причины медленного чтения

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Для преодоления регрессии будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком».

Для него потребуется лист плотной бумаги (10 на 5 см), в котором вырезается небольшое окошечко. С правого края прямоугольника вырезается небольшое отверстие по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передигается сначала взрослым, а потом самим ребенком.

Антиципация - смысловая догадка заключается в том, что многие слова мы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики событий и значительно убыстряет чтение. Для формирования антиципации можно воспользоваться следующим приемом.

1.Чтение слов с пропущенными окончаниями, буквами

2.Использование решетки

3.Тексты с ошибками и несуразицы

Артикуляция - недостаточная подвиженность речевого аппарата.

Что делать: артикуляционная гимнастика, чтение скороговорок и чистоговорок.

Малое поле зрени я - Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).

Есть много тестов и упражнений для развития поля зрения они представлены на это тест Числовая пирамида - посмотри внимательно на центр строки и не отводя взгляда от центра, скажи какие цифры находятся слева и справа. Посмотри внимательно в центр первой сроки, а теперь не отводя взгляда от центра скажи, какие цифры находятся слева и срава от центра»

т.ж. Есть много упражнений: таблицы с числами, числовые и буквенные пирамиды.

1

7

22

3

15

16

11

5

10

20

4

23

2

17

9

18

12

24

21

14

6

19

8

12

Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Для развития внимания необходимо использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение

Упраждений для тренировки внимания очень много, но я использую только следующие:

  1. Игра «Догони и поймай букву». Зачеркни каждую встретившуюся тебе букву Р, подчеркни одной чертой каждую встретившуюся букву С.

РА Ю К А С П Л Н Е Ф А Р С Ы А П Г Ш Л П ВА Ы Ц Р С К Г Щ Х С Ф Ы О Г Р А В У К Н Р В Ц Е Ш З М И С А Е Г О Р Ы УШ Т Ь Л Н С Р Г Ш Л О К В В А П Р О Л Т С М И Т Ь Б ЮЩ У К В Ы Ц Ф Я Ч С П Н Г Р Л Д Ж Э Ю Б Ь Т И С М И Р Н А П А А

Можно использовать газетную или журнальную страницу с крупным шрифтом.

2. Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему «Школа»)

Д

И

Р

А

Н

О

Ч

И

Т

У

Р

Е

К

Е

Ц

Т

Е

Е

Ч

Е

Б

Т

О

Р

Р

Т

Л

Ш

М

Н

П

Е

Н

А

Д

Ь

Т

А

И

К

Л

А

У

Ь

К

Е

М

А

Т

И

К

Р

И

С

О

З

А

У

Р

А

О

К

Т

В

А

К

Ч

Л

Я

И

Р

О

У

Ч

А

К

Н

Е

Ц

У

А

Память

Различают четыре вида памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный:

Если ребенок лучше запоминает, когда читает в слух или слушает ваше чтение, значит у него развита слуховая память.

Если он лучше запоминает прочитанное, когда совершает действия, записывает, зарисовывает, то у него моторная память. (этот тип довольно распространен)

Показать несколько слов, написанных на листе бумаги, можно использовать картинный материал. Затем убрать наглядность и попросить повторит вслух те слова, которые он прочитал на листке или увидал на картинке.

Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Можно ли заставить ребенка работать быстрее? Нет, нельзя. С возрастом темп любой деятельности увеличивается (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов он всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью.

мотивация кнут или пряник? Большую роль в становлении навыков чтения играет желание ребенка открыть мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребенка к чтению, создает некий стимул.Стимулировать в современном понимании - значит побуждать к чему либо. Так уж мы устроены, что без постоянных напоманий, понуканий,а часто и прямого принуждения не можем сдвинуться с места. Это относится к процессу чтения. Не так много вокруг родителей, которые могут похвастаться тем, что их ребенок с удовольствием читает. Гораздо больше тех, кто говорит обратное, в глубине души надеясь, что ребенок вот-вот полюбит читать, и продолжает стимулировать и подталкивать ребенка разными способами: заставляя или уговаривая.

Можно долго спорить, какой из способов более эффективный, скорее всего ни тот, ни другой. Родители, чьи дети полюбили чтение, чаще всего объясняют это тем, что это приходит само сабой, ребенок с первого дня тянулся к книге. Действительно, обычно это так и происходит. Ребенка не учат любить книгу, он сам начинает видеть в ней друга и собеседника.

Ну конечно нужно учитывать интересы ребенка

ни в коем случае Не противопоставлять чтение другим интересным занятиям

Поощрять наглядно (использовать экран успеха, таблицу достижений или результатов)

обязательно Формировать привычку

и постараться Помочь обрести уверенность в себе

спасибо за внимание

Использованная литература:

1.Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева

2.Увлечение чтением В.Б.Эдигей

3.Чтение по слогам на скорость О.В.Узорова, Е.А.Нефедова

осмотри внимательно на центр строк

«Как преодолеть трудности в обучении чтению»

Проблема овладения навыком чтения детей интересовала меня давно.

Начну с работы с обучающимися первых классов. Ведь именно в этот период нашим детям преодолевать сразу несколько трудностей. Это и привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого ребятишки овладевают новыми знаниями, умениями, навыками.

Итак, остановимся на этапе, который доставляет немало волнений маленьким читателям- проверка техники чтения. Сформированность техники чтения оцениваю по следующим показателям:

1) объем прочитанного (…слов)

2) скорость(беглость) чтения (кол-во …)

3) правильность (ошиб.)

4) осмысление (пересказ, вопросы)

По моим наблюдениям на протяжении 1 и 2 четверти показатели техники чтения у детей неодинаковы (от 50-60 слоа в минуту до очень низких- 10-20 слов в минуту). Почти в каждом классе есть несколько учеников, которые не укладываются в нормативы. Этим ребятам приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках. В результате этого негативное отношение к чтению может сохраниться надолго. Как же преодолеть трудности в обучении чтению? Прежде всего нужно определить трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Существует множество причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных:

    Природный темп деятельности

    регрессия

    отсутствие антиципации

    артикуляция

    малое поле зрения

    уровень организации внимания

    уровень развития памяти

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Рассмотрим причины, их определения, после чего я предложу вам упражнения для работы над проблемой, если она существует.

Природный темп деятельности.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, воображение. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, думает и, конечно читает. Поэтому, если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираясь на наблюдения. Используя определенные упражнения, я увеличиваю темп чтения. Провожу такие упражнения:

1) Многократное прочтение

2) Молния: чередование чтения в нормальном и быстром темпе по команде «Молния».

3) Буксир: я читаю вслух со скоростью 80 слов в минуту и более, дети читают про себя, стараясь поспеть за мной.

Эти упражнения можно проводить ка индивидуально, так и со всем классом или дать советы родителям заниматься с детьми дома.

Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Определить, присутствует ли регрессия в чтении можно с помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, в чтении отсутствует плавность, это значит, что в этом способе чтения, который использует ребенок, присутствует регрессия. Причины: сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания. Чтобы преодолеть силу привычки к регрессии необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо.

Антиципация- смысловая догадка.

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это слово по содержанию. Этот процесс основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Можно использовать следующие упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях, в других частях слова, с пропущенными целыми словами, можно использовать тексты с ошибками в содержании.

Артикуляция.

Следующая причина- артикулярный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом.

Малое поле зрения. Эта причина заключается в малом объеме фиксации взора и размера оперативного поля, с которого происходит восприятие информации. Упражнения для развития периферического зрения: числовые и буквенные пирамиды; цифровые таблицы.

Уровень организации внимания

Если ваши дети недостаточно внимательны, не могут долго выполнять задания, удерживать внимание на трудоемком процессе, как чтение, им нужна ваша помощь. Для устранения подобных недостатков веду в двух направлениях:

1) Использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания.

2) Использую упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

Ряд упражнений, направленных на увеличение объема внимания:

1) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв- запомнить и написать по памяти.2) Знаковые слова родного языка- от 4 до 16 букв запомнить и написать по памяти.3) Запомнить предложения, содержащие от 5 до 16 букв.4) Упражнение-игра «Найди спрятанное слово» и др.

Уровень развития памяти

Различают обычно 4 типа памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный.

1) Упражнение-игра «Вспомни картинки».

2) Игра «Послушай и опиши».

3) Упражнение «Сочини сказку про эти слова»

4) Заучивание стихов наизусть

5) Зрительные диктанты

6) Упражнение «Как запомнить текст», «Как запомнить числа»

7) Учитель читает текст, дети иллюстрируют услышанное

Таким образом, мы рассмотрели основные причины возникновения трудностей и пути их преодоления, выделили упражнения, которые нам помогут преодолеть проблемы чтения.

Кроме того, надо отметить, что развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Поэтому на каждом уроке необходимо создать доброжелательную и непринужденную обстановку, выслушивать ответы обучающихся с большим вниманием и заинтересованностью.

Обучение чтению. Трудности и проблемы обучения чтению детей. Профилактика трудностей в обучении чтению

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения.

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде.

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

Формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;

Формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);

Формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

Формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.);

Формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.

Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях.

Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.

На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.

Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.

Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв:

1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв:

1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.

3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:

от на рак дай соль труд парк хвост
из за пар май боль крот март дрозд
ах не сок бей пыль стол торт крест

На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного:

1. Словесное лото.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".

3. Реконструкция связного текста.

Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.