Как преодолеть гордыню и тщеславие. Как избавиться от гордыни – советы психолога. Что такое гордость

Степень родства определяется количеством рождений, которые отделяют людей от общего предка. Степенью родства принято обозначать только кровные отношения; те же связи, что возникают в результате брака двух людей, именуются свойством. О том, как правильно определять степень родства, вы узнаете из статьи.

Что такое степень родства?

Родство — это не что иное, как связь всех людей, которые имеют общего предка. Близость определяется при помощи степени и линии.

Соответственно, степенью родства признают связь посредством рождения. Именно поэтому счет степеней определяется количеством рождений, отделяющий одного родственника от другого. Например, между отцом и сыном 1 рождение, соответственно, 1-я степень родства.

Законодательно степень родства определена в статье 1145 ГК РФ, регламентирующей вопросы наследства. Особенностью данной нормы является то, что при определении степенин учитывается рождение наследодателя.

А линии — это несколько степеней родства, выстроенных между собой по временному критерию.

Родство бывает 2 видов:

  • кровное (члены рода произошли от одного предка);
  • разнородное.

Для того чтобы не было путаницы, разъясним некоторые степени родства братьев и сестер:

  • единокровные — имеющие одного отца и разных матерей;
  • сводные — имеющие разных родителей, но сближенные браком, например, отца одного и матери другого ребенка;
  • единоутробные — произошедшие от одной матери, но от разных отцов.

Для того чтобы определить степень родства, необходимо сосчитать число рождений между людьми. Например, между внучкой и бабушкой 2 рождения; соответственно, они родственники 2-й степени.

Обращаем ваше внимание, что муж и жена к данным подсчетам не относятся, так как они не являются родственниками. В данном случае будет иметь место свойство — родственная связь, которая возникает посредством брака двух лиц. Например, мать мужа становится для жены свекровью.

Степени родства:

  1. Родители и дети.
  2. Внуки и деды/бабушки.
  3. Правнуки и прадеды; дяди/тети и племянники.
  4. Двоюродные братья/сестры; двоюродный дед и внучатый племянник.
  5. Двоюродный дядя и двоюродный племянник.
  6. Троюродные сестры/братья.

Чтобы стало понятнее, расскажем, кто кому и кем приходится:

  • бабушка/дед — мама/папа родителей;
  • дядя/тетя — брат/сестра родителей;
  • племянник — сын брата/сестры;
  • двоюродный — сын дяди/тети;
  • прадед — отец бабушки;
  • правнук — сын внука;
  • троюродный — дети двоюродных;
  • внучатый — родственник, происходящий из третьего колена.

Русская генеалогия придерживается правила, что кровное родство возможно только по мужской линии — от отца к сыну. В свою очередь женская составляющая не имеет такого родства, так как женщина является последним потомком по своей линии.

Несмотря на то, что муж и жена родственниками не являются, законодатель, например, в Уголовном процессуальном кодексе, относит супругов к категории «близкие родственники» (ст. 5).

В наследственном праве помимо кровных детей на имущество умершего могут претендовать еще и усыновленные. Более того, ребенок, в отношении которого отцовство было установлено в судебном порядке, также является наследником отца.

Что писать в анкете про степень родства?

При заполнении графы, в которой указываются сведения о родственниках, ФМС рекомендует придерживаться следующих правил:

  1. При указании степени родства писать наименование родственной связи, например, отец, мать.
  2. В графе Ф.И.О. родственника указываются полные данные. Если фамилия, имя или отчество были изменены, то информация об этом также должна быть отражена в анкете. Делается это следующим образом: Ивановцева (Семенкова) Надежда Геннадьевна.
  3. Далее заполняется графа о месте и дате рождения (в соответствии с паспортом).
  4. Информация о месте работы и должности вписывается в точном соответствии с данными из трудовой книжки.
  5. Адрес регистрации и фактического проживания заполняется в соответствии с паспортом.

Анкета содержит сведения как о живых родственниках, так и об умерших. В последнем случае необходимо заполнить графы «Степень родства», «Ф.И.О.», «Дата и место рождения», а далее прописать дату смерти и место захоронения.

Если у заявителя имеются бывшие супруги, информация о них в анкете отражается следующим образом:

  • бывший муж;
  • Великоволов Вадим Викторович;
  • 24.12.1986, Москва;
  • место работы и адрес проживания/регистрации;

Если сведений об этом нет, то последние графы заполняются так: «Сведений о бывшем муже не имею. Связь с ним не поддерживаю».

Сведения о родственниках могут содержаться в анкетах, например, при поступлении на работу, для получения визы.

Обращаем ваше внимание, что при заполнении анкеты на визу необходимо уточнить в посольстве, как правильно в стране называется та или иная степень родства. Например, в Германии термин «двоюродная бабушка» пишется «Grosstante».

Отношения свойства

Свойство — это не что иное, как отношения, которые возникают из факта заключения брака между мужем и женой, родственниками брачующихся и т. д.

Примеры свойских отношений:


Обращаем ваше внимание, что кум и кумовья (крестные отец и мать ребенка) не относятся к свойству. Это категория так называемого духовного родства.

Несмотря на то, что свойство не основано на крови и сближает людей только после заключения брака между мужем и женой, российский законодатель довольно активно использует эту категорию при возникновении различных правовых ситуаций.

Возьмем, к примеру, наследственное право. Наравне с детьми и родителями погибшего наследниками первой очереди является супруг/супруга.

При заполнении различных анкет просят указать сведения о бывших/нынешних супругах.

Юридические факты и родственные отношения

Возникновение или изменение, а также прекращение семейных отношений законодатель связывает с различного рода юридическими фактами.

Все юридические факты можно разделить на действия и события.

Действия — это то, что зависит от воли людей. Например, гражданин усыновляет ребенка.

События — это то, что от воли сторон не зависит, например, родство.

В семейном праве большое значение придается кровному родству, которое является основанием для возникновения отношений между родителями и детьми. А вот между другими близкими родственниками могут возникнуть только алиментные обязательства. Например, ребенка содержит бабушка, так как родители не в состоянии делать выплаты.

Свойство также порождает алиментные обязательства. Например, в случае развода жена вправе требовать выплат от мужа, если она беременна или воспитывает общего ребенка до 3 лет.

Как доказать родство?

В наследственных делах у граждан довольно часто возникает необходимость доказывать степень родства с умершим. Что делать, если никаких документов, подтверждающих этот факт, нет?

  1. Доказывать родство на основании свидетельских показаний.
  2. Обратиться в архив для получения соответствующей справки (если документы были утеряны).
  3. Обратиться в суд для установления факта родства.
  1. Подготовьте иск и приложите к нему все документы, которые, на ваш взгляд, могут подтвердить родство с умершим, например, личную переписку.
  2. В заявлении укажите цель установления факта родства с гражданином — получение наследства.
  3. Подайте иск в районный суд по месту проживания заявителя и оплатите госпошлину в размере 300 рублей.
  4. Ждите решения суда.

Доказательная база заявителя может быть различной — от свидетельских показаний до видеозаписей. Главное условие — связь истца с умершим.

Обращаем ваше внимание на то, что акт суда не заменяет документы, выданные органами загса, но является основанием для регистрации факта родства.

После получения всех документов о родстве их необходимо представить нотариусу и вступить в наследство.

Теперь Вы будете знать кто кому приходится!

Родство́ - отношения между индивидами, основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака, организующие социальные группы и роли. Лица, находящиеся в отношениях родства, называются родственниками.

Ещё не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на тетю; вылитый дедушка». А похож ли ребенок на прадеда - уже не знаем. Круг родных сузился: отец, мать, дедушка, бабушка, сестра, брат… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники.

Свёкор - отец мужа
Свекровь - мать мужа
Тесть - отец жены
Тёща - мать жены
Деверь - брат мужа
Шурин - брат жены
Золовка - сестра мужа
Свояченица - сестра жены
Свояк - муж свояченицы
Зять - муж дочери, муж сестры, муж золовки
Сноха - жена сына по отношению к отцу
Невестка - жена брата, жена сына для его матери, жена одного брата по
отношению к жене другого брата; употребляется также вместо сноха, золовка, свояченица
Сват - отец одного из супругов по отношению к родителям другого
Сватья - мать одного из супругов по отношению к родителям другого
Дед (дедушка) - отец отца или матери.
Бабушка (бабка) - мать отца или матери
Двоюродный дед - дядя отца или матери.
Двоюродная бабушка - тетя отца или матери
Внук (внучка) - сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно двоюродный внук (внучка) - сын (дочь) племянника или племянницы
Племянник (племянница) - сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно ребенок двоюродного брата (сестры) - двоюродный племянник, троюродного брата (сестры) - троюродный племянник
Внучатый племянник (племянница) - внук (внучка) брата или сестры
Дядька (дядя, дядюшка) - брат отца или матери, муж тетки
Тетка (тетя, тетушка) - сестра отца или матери по отношению к племянникам. Жена дяди по отношению к его племянникам
Двоюродный брат - находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей
Троюродный брат - сын двоюродного дяди или двоюродной тети
Двоюродная сестра - дочь родного дяди или родной тети
Троюродная сестра - дочь двоюродного дяди или двоюродной тети

Кроме современных понятий степени родства, оказывается, в ходу есть и более старинные названия родственников.

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Отец и сын.
Отец и дочь.
Мать и сын.
Мать и дочь.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Дед и внуки.
Бабка и внуки.

ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Прадед и правнуки.
Дядя и племянники.
Тетя и племянники.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродные сестры и братья.
Двоюродный дед и внучатые племянники (племянницы).
Двоюродная бабка и внучатые племянники (племянницы).

ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродный дядя и двоюродный племянник (племянница).

ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Троюродные сестры и братья.

Знакомясь с терминами родственных отношений, следует помнить, что термины кровного родства состоят из ключевых слов и определений степени родства:

Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.
Брат - каждый из сыновей одних родителей.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.
Братанна - дочь брата, племянница по брату.
Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч - сын брата, племянник по брату.
Внук - сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка, внука - дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы.
Дед - отец матери или отца.
Дедина, дедка - тетка по дяде.
Дедич - прямой наследник по деду.
Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дщерич - племянник по тетке.
Дщерша - племянница по тетке.
Дядя - брат отца или матери. Таким образом, дядя и тетя - брат и сестра матери или отца. «У тетки баловень племянник, а у дяди племянница», - замечает народная мудрость.
Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отценачальник - старший в поколении.
Отчинник, отчич - сын, наследник.
Племянник - сын брата или сестры.
Племянник и племянница - сын и дочь брата или сестры. Внучатыми племянниками называют внуков брата или сестры. Кстати говоря, внучатые родственники - это любая родня в третьем колене (троюродная): внучатым братом могут назвать сына двоюродного дяди. В сравнительно недавнюю эпоху к этим исконно русским терминам родства прибавились французские по происхождению слова кузен и кузина, обозначающие двоюродных брата и сестру, а также любых дальних кровных родственников в одном колене.
Племянница - дочь брата или сестры.
Племяш - родич, родственник.
Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Читайте также:

Просмотрено

Посадите один раз и получайте урожай в течение нескольких лет. Вот 8 умных идей

Просмотрено

Я рисую животных спрей-красками на пленке и размещаю их в лесу

Просмотрено

Квартира оставлена в 1939 году. Спустя 70лет, наследники обнаруживают там произведения искусства, оцененные в миллионы

Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.

Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.

А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…

Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.

2. «Это не я»

Строго говоря, нам нечем гордиться. еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:

«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:

«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».

3. Математический метод борьбы с гордостью

«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?

Так и советует поступить:

«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».

4. Унижение или смирение?

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? “Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все – плохо, где все – дисгармония?”

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю “смиренна”, речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: “Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь”. Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».

«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием - и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

5. Наказание за грех

Которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

6. Не стесняйся плакать

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».

7. Единственный Целитель

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», – подчеркивает отец Кирилл.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».

Вам никогда не говорили, что гордиться плохо? И мне говорили, давно, еще в школе. Я очень хорошо запомнил, как я недоумевал тогда: как же так, ведь красной нитью через всю школьную полит- и просто информацию проходила гордость.

Гордость за прекрасную страну победившего социализма, за Красную Армию, которая всех сильней, и наших дедов, одержавших величайшую в истории Победу.

Много позже, годы спустя, когда не стало уже той страны, и деды, увы, покинули нас навечно, я узнал, что гордиться можно и нужно, а вот если возгордился – вот это и есть беда. Значит, тебя поразил черный антипод гордости – гордыня. Чем страшна горделивость, почему ее с древности признавали одним из величайших пороков и как отличить ее от гордости – об этом мы поговорим сегодня.

Что такое гордыня

Толковый словарь Ушакова определяет значение этого слова как непомерную гордость, высокомерие, презрительное отношение к другим. Что характерно, в словаре Ушакова данное слово идет с пометкой «книжн., устар .», то есть устаревшее, вышедшее из употребления слово, которое встречается только в книжках.

А вот в более позднем словаре под редакцией Ожегова пометки «устар.» уже нет. Надежды на то, что болезнь горделивости будет побеждена подобно тому, как были навсегда побеждены многие опасные заболевания, не оправдались. Более того, вряд ли вопрос как избавиться от гордыни стоял когда-то так же актуально как сейчас.

Чем же так опасна горделивость? Ведь пораженный нею человек еще не вор, не убийца, не распутник. По большому счету, никому он зла своим пороком еще не принес, почему же христианство относит гордыню к одному из семи смертных грехов, в отличие от тех же воровства или убийства? Дело в том, что этот порок является корнем, отправной точкой и первопричиной всех остальных грехов.

Не зря авраамические религии (то есть религии, чье учение основывается на Ветхом Завете – Христианство, Ислам, Иудаизм) провозглашают этот порок матерью всех грехов, призывая усмирять гордыню с особым тщанием. Согласно их учению все зло пришло в мир после того, как светлейший из ангелов, обуреваемый этим пороком, стал предводителем сил зла и Князем Тьмы.

Особо отвратителен этот порок тем, что усиливая все остальные пороки, он нивелирует, «нейтрализует » все возможные добродетели. Как бы ни был добр, трудолюбив и умен человек, стоит ему возгордиться, и никакие его положительные стороны уже не принесут добра ни ему, ни окружающим.

Гордость или гордыня?

Как видите, гордость и гордыня – антиподы, но как же отличить одно от другого?

Для того чтоб ответить на этот вопрос, давайте обратимся к русскому языку:

  • Первое отличие гордости от гордыни найти нетрудно. Нам повезло – наш язык настолько богат и многогранен, что способен дать ответ на очень многие вопросы, надо только уметь эти ответы искать. Слова «гордость » и «гордыня » имеют один корень, это ясно дает понять, что данные чувства родственны. Но при этом гордиться можно чем-то или кем-то, испытывать чувство гордости можно за кого-то – за страну, за деда, за олимпийскую сборную. Гордыню же испытывать за кого-то невозможно, как невозможно «гордыниться » кем-то. Человек, пораженный этим пороком, всегда обращает его на самого себя;
  • Гордость может быть коллективной, общей, горделивость же всегда индивидуальна. Никто ведь никогда не слышал о «национальной гордыне », правда?
  • Гордость может быть конструктивна, может давать силы и даровать стойкость в трудные моменты жизненных испытаний, горделивость – никогда. Она – всегда тормоз, это ненужный балласт, висящий как ярмо на шее, не давая расти и тянуться вверх;
  • Гордость не может быть направлена против кого-то. Человек, гордый за свою страну и свой народ всегда отнесется с уважением и пониманием к иноземцам, а вот возгордившийся происхождением будет сетовать на «понаехавших » и выдумывать представителям других народов обидные прозвища. Тот, кто горд своими знаниями, навыками и профессиональными достижениями не будет рассуждать о «тупом планктоне » или «недалеких работягах ». Это – признак горделивости.

Как узнать порок

Очевидно, что такой деструктивный порок необходимо искоренять, и сделать это может только сам человек, без усилий с его стороны любое действие извне будет тщетно. Но проблема в том, что возгордившийся подобен алкоголику, для которого, как известно, самое трудное – признаться самому себе: «я алкоголик ». Как же «гордоголику » осознать проблему? Распознать порок в себе поможет знание его признаков.

Итак, признаки гордыни:

  • Необходимость всегда и везде доказывать свое первенство. Если не быть, то, по крайней мере, казаться лучшим;
  • Постоянное недовольство тем, что мир устроен «неправильно », гнев от того, что люди поступают, одеваются, разговаривают и тратят свои деньги как-то «не так»;
  • Ложная жертвенность – постоянное попрекание близких своими, чаще всего, мнимыми жертвами, принесенными на алтарь семейного благополучия. При этом возгордившегося совершенно не смущает очевидный факт, что самого благополучия может не быть и в помине;
  • Постоянное бравирование своими (опять же, обычно мнимыми) заслугами, практически, выпрашивание внимания и похвалы;
  • Постоянное употребление слова «должен », но не в значении «я должен », а в значении «мне должны » (вот, кстати, еще одно отличие от гордости). Горделивому всегда кто-то должен – должно правительство и участковый, должны дети и родители, должны соседи и городские власти;
  • Горделивый всегда всем недоволен и всегда всех критикует. Но при этом критичное отношение к собственным действиям у него отсутствует как таковое;
  • Как ни парадоксально, но горделивость может проявляться и в виде чрезмерного собственного принижения, самоуничижения. Почему так происходит? Принижая себя, возгордившийся самонизводится на уровень ребенка, а ребенок ненаказуем и неподсуден, с ребенка спроса никакого. Зато ему, опять же, все должны!

Как победить порок

Осознав порок, можно вплотную заняться вопросом, как побороть гордыню. Это трудно, но вполне достижимо, если знать основные принципы, борьбы.

Во-первых, помните, что основные враги горделивости – ответственность, истинное самопожертвование и долг.

Во-вторых, нужно переключиться с «мне должны » на «я должен ». Это вовсе не означает, что вам надо демонстрировать христианское всепрощение в отношении нарушения ваших законных прав, но необходимо помнить, что права всегда идут только в комплекте с обязанностями.

В-третьих, приучите себя высказывать пожелания в виде просьб, а за их выполнение благодарить. Да-да, те самые известные всем с детства «пожалуйста » и «спасибо », о которых в зрелом возрасте многие почему то забывают. Всего лишь слова?

На самом деле слова несут огромный информационный заряд. Доказано, что какие слова человек использует в речи, теми же словами он начинает в итоге думать. А образ мыслей оказывает самое непосредственное воздействие на образ действия.