Как понять в чем призвание. Как Найти Свое Призвание в Жизни. Как найти призвание

В одно морозное осеннее утро мне посчастливилось позавтракать в местном ресторанчике. Я сидела и наслаждалась чашечкой кофе, как вдруг заметила довольно многочисленную группу, расположившуюся вокруг сдвинутых вместе столов.

Кроме них и меня в ресторане больше никого не было, поэтому я не могла не услышать их разговор. Стало понятно, что это группа молодых пенсионеров, регулярно собирающаяся на завтрак вместе. Когда один из них встал и собрался уходить, женщина, сидевшая рядом громко закричала: «Ты уже уходишь? Куда тебе спешить? Ты же на пенсии!»

Я живо представила себе некоторых из нас, еще не добравшихся до пенсии и мечтающих как раз о таких вот завтраках – когда можно просто не спеша пить кофе, наслаждаясь беззаботным бездельем. И хотя эта перспектива может быть привлекательна для многих, я ей не очень рада. Поймите меня правильно: однажды я действительно выйду на пенсию. Но после этого я продолжу следовать своему призванию до самого последнего дня.

Кристин Кейн, основатель компании А21 и служения PropelWomen, недавно заметила в своем комментарии: «А что вы собираетесь делать? Выйти на пенсию и в гольф играть что ли? До тех пор, пока мы дышим, у Бога есть для нас конкретная цель и предназначение».

Много лет назад я нашла свое призвание в том, чтобы на примере моей жизненной линии помогать людям находить их собственную – моя жизнь может стать «картой» для тех, кто пытается найти свой путь. На моем примере другие люди могут избежать «ямы и камни» на своем пути.

Вы, наверное, уже придумали, о чем мечтать в своей жизни, и стремитесь стать лучшей версией себя. Следование своему призванию – это инвестиция в собственное благосостояние. Самые удовлетворенные своей жизнью люди – это те, кто научился распоряжаться своими дарами так, чтобы следовать за тем, к чему у них лежит сердце.

Но как найти свое призвание?

Это то, ради чего вы просыпаетесь каждое утро

Это не только находит отклик в вашем уме и сердце, но и заставляет вашу душу радоваться. Для меня, например, это чувство радости, когда я думаю о развитии тех, кто работает на меня, о достижении ими поставленных целей и мечтаний.

Это то, в чем, по признанию других людей, вам нет равных

Призвание обычно зиждется на ваших величайших дарах и наиболее развитых талантах. Я частенько вспоминаю совет, основанный на 2-м послании Тимофею 1:5-7: «Слушай внимательно людей, которых Бог поместил в твоей жизни. Они не только помогают тебе определить твои дары, но и инструменты в руках Божьих, чтобы открыть для тебя новые возможности».

Призвание – это способ использовать свою энергию, чтобы оставить след

Когда ты – решение проблемы, твоя работа приобретает смысл. Появляется шанс стать героем своей истории, в которой нам дается шанс решить что-то глобальное. Во всем, что мы делаем, нам нужно чувствовать, что наши действия оправданы и могут быть измерены как что-то положительное.

Это и момент, переживая который, и дело, выполняя которое, Вы ощущаете, что угодили Богу

Ничто не сравнится с ощущением, что ты делаешь то, к чему призван. В фильме «Огненные колесницы» олимпийский бегун Эрик Лидделл говорит об этом так: «Я верю, что Бог сотворил меня для какой-то цели. Но Он еще и дал мне способность быстро бегать. И когда я бегу, я чувствую, что Ему это приятно».

Подписывайтесь:

Работа бывает только на время. А вот призвание остается с нами на всю жизнь. Оно создает внутри нас желание и чувство неудовлетворённости, когда мы не следуем ему, и покой, когда мы идем за ним и им живем. Работа – это строчка в вашем резюме. Призвание – это ваша надпись на надгробном камне, эпитафия.

Найдите свое призвание и усердно ему следуйте. И жизнь уже не будет прежней.

Жить в гармонии с самим собой – это одно из величайших благ, которых может достичь человек. И во многом обладание этим благом зависит от того, чему он посвящает свою жизнь, время и силы; счастлив ли он, занимаясь этим. И с какой бы стороны мы ни посмотрели на эту проблему, она в любом случае приведет нас к поиску предназначения. Вряд ли, конечно, мы предложим готовый способ, как найти свое призвание, но все же мы уверены, что размышления и советы из этой статьи позволят вам и ответить хотя бы на часть беспокоящих вопросов.

Почему мы ищем себя

Сегодня есть множество статей и материалов, посвященных тому, как найти свое призвание в жизни, в профессии и т.д. Есть даже специальные тесты на эту тему, например, известный . Какие-то советы и рекомендации более эффективны, какие-то менее. Но, как бы то ни было, любые рассуждения о смысле жизни сводятся к тому, что поиск своего призвания – это естественное состояние человека.

Думающие и развивающиеся люди не сомневаются в том, что должно быть какое-то глобальное дело жизни, которому с удовольствием можно будет отдаться с головой; ради которого легко будет просыпаться в 6 утра и нестись, сломя голову, куда-то что-то делать; на которое не будет жалко тратить свое время и силы. Подобная деятельность способна стать смыслом существования человека.

Именно эта предпосылка указывает на то, что для обретения счастья и удовлетворенности необходимо искать свое призвание. Оно должно соответствовать стремлениям, талантам и способностям. К тому же, во многих случаях дело жизни позволяет зарабатывать средства к существованию, причем достаточно комфортному. Однако поиск предназначения может оказаться довольно трудным, о чем свидетельствует обычный жизненный опыт – многие люди так и не находят его за всю свою жизнь.

Далее мы поговорим о преградах на пути к поиску предназначения и их преодолении, но сначала предлагаем вам посмотреть небольшое видео, в котором эксперт по личностному развитию Ицхак Пинтосевич рассказывает, как найти свою миссию.

Чего вы хотите?

Трудности в поиске своего предназначения, вопреки распространенному заблуждению, связаны не с везением, кармой или тем, что человеку не посчастливилось найти занятие, соответствующее его стремлениям, потребностям и желаниям. Проблему нужно искать намного глубже, хотя ответ, по сути, лежит на поверхности.

Как бы странно это ни звучало, но почти никто не спрашивает себя, зачем вообще искать предназначение. Люди просто принимают идею этого поиска как данность, веря в то, что обязательно нужно стать предпринимателем, ученым, политиком, врачом, актером и т.д., а затем посвятить этой профессии всю жизнь. Другими словами, специальность приравнивается к призванию. Но вера, что цель жизни заключается в поиске и обретении призвания, как раз и служит серьезной преградой на пути к предназначению. Давайте немного разберемся в том, что это значит.

Большинство людей не могут найти своего призвания из-за неверной постановки главных вопросов. У них они выглядят примерно так: «Какая социальная роль в большей степени соответствует моим способностям и талантам?», «Какая социальная роль подойдет мне больше всего?», «Какая роль позволит мне самореализоваться?» и т.д. Ответы на эти вопросы найти нелегко, потому что они неправильные.

Чтобы найти любимую работу или дело жизни, необходимо ставить вопросы иначе, а именно: «Чего вообще я хочу в жизни и что мне нужно сделать, чтобы этого достичь?», «Есть ли какая-нибудь социальная роль, которая поможет мне достичь моей цели?», «Если такой роли нет, с помощью чего еще я могу добиться своего?». Задавая себе такие вопросы, мы уже не ставим социальную роль во главу угла, а ориентируемся на свои желания. Причем мы можем не только подчинить роль своим целям, но и в случае необходимости вообще от нее избавиться. Именно поэтому есть смысл немного поговорить конкретно о целях.

Важность жизненных целей

Небольшой разговор о целях поможет нам лучше понять суть вышесказанного. К примеру, вы уже знаете, чего хотите от жизни. Вы любите жизнь, и узнавать новое. Вы хотите быть независимы и свободны, поэтому для вас важно жить и получать удовольствие от жизни, общаться, путешествовать и изучать мир вокруг. Вы хотите, чтобы ваши действия хотя бы немного сделали мир лучше.

Таковы ваши жизненные цели. Но что же вы можете сделать, чтобы их реализовать? Какая социальная роль вам подойдет: писателя, педагога, психолога, режиссера? Какая профессия и какое дело соответствуют вашим главным потребностям? Как вы и сами видите, ответ дать сложно. Но что если попытаться самим придумать профессию, которая подойдет? Что это будет за профессия?

Во-первых, ваша работа не должна . Вы заведете семью, и у вас появятся дети, и, естественно, вам захочется проводить больше времени с любимыми. Поэтому ваше призвание должно оставлять вам больше времени, нежели то, которое позволяет обычная работа. Кроме того, у вас есть желание уделять свое время и на хобби и увлечения, такие как саморазвитие, походы, чтение книг, спорт, кино, музыка, общение с друзьями и т.д.

У вас совсем нет желания «привязываться» к рабочему месту, и проводить там 5-6 дней в неделю с утра до вечера, приходить домой злым и уставшим, иметь две жалких недели отпуска за 6 месяцев бесконечного труда. Ваша любимая работа или дело жизни должно позволять вам наслаждаться каждым днем, регулярно отдыхать, открывать новые места и общаться с семьей. Исходя из этого, источник заработка лучше сделать удаленным и автономным, хотя бы отчасти.

Но вы не ставите в приоритет независимость и свободу, и вполне готовы уделять призванию столько времени и сил, сколько нужно. Но это так лишь в том случае, если занятие позволяет вам реализовывать свои замыслы, получать вдохновение и отдачу. Поэтому лучше всего, чтобы ваше дело принадлежало вам, если же это не так, оно в любом случае должно давать вам свободу, о которой вы мечтаете.

Вы, наверное, заметили, что пока что мы рассуждаем лишь об условиях труда, но его содержание остается под вопросом. Так чем конкретно вам заняться? Можно стать программистом или копирайтером (или выбрать другое направление фриланса), а можно и . Самое главное здесь – чтобы это дело позволяло зарабатывать и оставаться свободным.

Но как же личные предпочтения и приношение людям пользы? И тут кроется хитрость – на самом деле никто не говорит о том, что это зависит от работы. Подумайте сами: начав заниматься идеальным делом, которые дает вам свободу и достаток, вы получите и много времени, которое сможете уделять тому, что вам интересно.

Безусловно, было бы хорошо, если бы источник дохода сам по себе уже позволял это делать, но, во-первых, сегодняшние реалии таковы, что такой «работы» очень немного, а во-вторых, это не обязательно. К примеру, вы можете и постараться монетизировать это дело, чтобы достигать своих целей. Но вместе с этим можно освоить искусство фотографии и начать продавать свои услуги фотографа. Ради этого, конечно, тоже требуется потрудиться, но зато потом у вас будет оставаться время на писательство.

Развивать сказанное можно очень долго, но уже сейчас мы можем сделать один принципиальный вывод: призвание в обязательном порядке должно быть подчинено жизненным целям. И здесь особого внимания заслуживает вопрос выбора этого призвания, как в жизни, так и в профессии.

Умение выбирать

Способ заработка вовсе не обязан соответствовать вашим талантам или призванию, но он должен позволять достигать вам целей. Вернемся к нашим примерам: вполне вероятно, что вы не обладаете чутьем фотографа, и фотографирования нет у вас в крови. Но согласитесь: разве вы не стали бы заниматься профессиональной фотосъемкой, если бы она позволяла вам быть независимым и свободным, иметь много времени на любимые дела и делать мир лучше, привнося в него красоту? Скорее всего, вы были бы не против такой работы.

Любой из нас нуждается в средствах к существованию – это правда жизни. Пусть вы и не витаете в облаках от счастья, бегая вокруг женихов и невест со своим «фоторужьем», но если это дело не требует постоянной занятости и позволяет неплохо жить, то почему бы и нет, не так ли?

Множество людей работают по 6 дней в неделю, и как было бы прекрасно, если бы такая работа была им в кайф, ведь они практически живут на ней. Однако это совсем не так, но все же они работают, хотя это и не их выбор в полном понимании этого слова. Несмотря на это, ища призвание, они стараются сделать свою жизнь лучше, чтобы необходимость в нелюбимой работе отпала навсегда.

И тут как раз заходит речь о выборе: в поиске своего предназначения люди начинают менять одну работу на другую, одного работодателя на другого, один шестидневный или пятидневный график на другой. А есть ли в этом смысл? Не будет преувеличением, если мы скажем, что смысла здесь нет, т.к. это бег по кругу. Было бы наивным полагать, что, будучи продавцом, мы, поменяв один торговый зал на другой, найдем свое призвание. Продажи – просто пример, но он касается любой сферы.

Быть может, есть здравое зерно в том, чтобы вообще сменить профиль? Но и тут можно загнать себя в ту же ловушку: вот вы уже не продавец, а офис-менеджер, а вот вы уже и не менеджер, а IT-шник в крупной конторе, но что поменялось? А не поменялось ничего – вы все так же встаете по утрам, мчитесь на работу и делаете что-то, что нужно кому угодно, но только не вам, продолжая мечтать, что когда-то поиск предназначения увенчается успехом.

Занимаясь любой деятельностью, которая не приближает вас к достижению намеченных целей, вы впустую тратите свое время. Делая выбор между разными формами одной и той же деятельности, вы никогда не найдете своего призвания, ведь выбираете там, где выбора попросту не существует. И это есть вторая основная проблема, мешающая находить свое предназначение. И уже отсюда следует еще один основополагающий вывод: призвание может заключаться в совершенно разных вещах.

Но не стоит думать, что рассмотренные нами проблемы исчерпывают вопрос поиска любимой работы или дела жизни. Есть и еще несколько не менее важных вещей, затрудняющих поиск предназначения.

Ограниченность и рутина

Бывает так, что человек вроде как находит свое призвание, но оно, вопреки логике, становится не источником его счастья, а камнем преткновения. Постарайтесь уяснить важную мысль: найдя в жизни то, что вам нравится и то, чему нужно будет отдавать всего себя, вы рискуете лишиться свободы и независимости. Новое занятие может просто ограничить вас, и, спустя некоторое время радости, вы осознаете, что снова загнали себя в угол.

Или дело жизни не значит найти новое колесо, в котором нужно бегать, словно белка. Стоит сохранять осторожность, с головой вдаваясь в новые увлечения и делая на них «все ставки». Всегда должен оставаться простор для маневра, и это означает, что не нужно себя ограничивать чем-то одним. Как мы и сказали, призвание может заключаться в разных вещах, но чтобы их отыскать, нужно иметь пространство для поисков.

Ко всему прочему, практически любое занятие всегда включает в себя элемент рутины, и от любой работы, даже самой творческой, можно просто-напросто устать. Найти дело, которое до конца жизни будет приносить удовольствие, конечно же, можно, но очень и очень нелегко, и велика вероятность, что от былого запала через пару лет не останется и следа.

В поисках предназначения нужно всегда держать в голове мысль, что со временем что-то вновь захочется изменить. Желание перемен – это нормальное для человека состояние, а потому мы в очередной раз говорим, что не нужно втискивать себя в рамки какого-то одного занятия или одной профессии. Полагать, что смысл жизни состоит в чем-то одном, в корне неправильно.

Из всего этого можно заключить, что нужно стараться искать несколько направлений, соответствующих жизненным целям, и заниматься тем, чем в данный момент хочется. И все-таки как найти такие вещи? Этот вопрос абсолютно уместен, ведь говорить и думать – это одно, а делать – абсолютно другое.

Поиск правильного направления

Определить правильное направление для движения непросто, ведь нужно найти то, что будет отвечать поставленным целям. Думаем, вы согласитесь с нами, что любой человек стремится к счастью – это естественная потребность. Но вот способы достижения этого состояния в каждом отдельном случае будут различаться.

Мы (и не только мы) уже не раз говорили, что по большей части состояние счастья обусловлено внутренним состоянием человека, нежели внешним факторами. Счастье – это внутренняя гармония, адекватное восприятие окружающего мира, но никак не наличие машины и загородного дома или статус директора большой компании.

Если человек несчастен внутри своего существа, никакие мирские блага не изменят ситуацию. Может быть, иногда ему и будет казаться, что он счастлив и все в жизни прекрасно, но эти моменты настолько сиюминутны, что будут исчезать, когда станет проходить радость от обладания чем-то. В результате придет понимание того, что и это не счастье, и весь круговорот начнется сначала.

Мы хотим сказать, что не совсем верно ставить перед собой целью достижение определенных материальных благ. Самое важное – отыскать счастье в себе самом, и уже после этого придет понимание того, к чему стремиться в жизни, чему ее посвящать, в чем состоит предназначение.

Жизненный опыт огромного количества людей говорит, что никакие духовные и жизненные поиски не приносят успеха, если человек не знает, что именно делает его счастливым. Люди меняют профессии и работы, переезжают с места на место, надеясь, что вот сейчас-то все станет иначе. Но радость так и не приходит, все повторяется заново, и приходит разочарование и депрессия.

Так вот весь сыр-бор и состоит в том, что эти люди не смогли найти свой внутренний источник счастья. И чтобы ситуация не усугубилась, нужно спросить себя: «А почему я несчастен? В чем причина моих страданий? Иду ли я по верному пути или пытаюсь открыть те двери, которые навсегда останутся для меня запертыми?»

Нет, мы не станем спорить, что на внутреннее состояние очень сильно влияет и то, чем мы занимаемся, и состояние обеспеченности, и обладание материальными благами. Но это не корневая причина, и понимание того, что проживаешь свою жизнь не зря, ни в коем случае не должно зависеть ни от денег, ни от машин-квартир-айфонов, ни даже от достижения целей. Счастье должно быть внутри, а иначе даже найденное предназначение ничего не изменит.

Искать любимую работу или дело жизни, заниматься поиском предназначения и определением своих жизненных целей и приоритетов необходимо, начиная с себя. А что делает вас счастливым? Ответить на этот вопрос можете только вы сами, и чтобы найти ответы, нужно, опять же, спросить себя:

  • Что я хотел бы изменить в этом мире?
  • Что я хочу изменить в своей жизни?
  • Чем мне нравилось заниматься в детстве?
  • О чем я мечтал, когда был маленьким?
  • Чем мне нравится заниматься и в чем я мог бы стать лучшим?
  • Чем я мог бы заниматься на протяжении многих лет?

Пройдите этот своеобразный тест, запишите ответы на вопросы, а потом выберите время и обстоятельно их обдумайте. А еще вспомните о том, что жизнь скоротечна, и чем старше мы становимся, тем быстрее летит время. Занимались бы вы тем, чем занимаетесь сейчас, если бы вдруг узнали, что жить осталось полгода или максимум год? Если ответ на этот вопрос отрицательный, подумайте, что бы вы стали делать, если бы такая ситуация случилась, и почему вы вообще занимаетесь тем, что для вас не имеет значения?

В большинстве случаев люди всегда знают, чего хотят от жизни. Но с возрастом многие стремления и желания «затираются», мечты кажутся несбыточными, реальность становится необходимостью выполнять какие-то дела, решать проблемы, зарабатывать деньги. Жизнь превращается в дорогу в никуда. Но это можно изменить, если , задавать себе правильные вопросы, взять ответственность за себя и свои желания, принять идею уходящего времени и выстраивать действия в соответствии со всем этим.

Итог размышлениям

В начале нашей статьи мы говорили, что вряд ли сможем предложить готовый метод поиска своего предназначения. И это действительно так, потому что поиск призвания – дело сугубо индивидуальное, даже в некоторой степени интимное. Здесь нет шаблонов или техник, которые можно просто выполнить, и все разрешится, как по мановению волшебной палочки.

Но все же мы думаем, что наши размышления о смысле жизни и счастье смогут направить ваши мысли (и будущие действия) в нужное русло. Чтобы понять, что вам нужно, отмечайте те моменты, когда к вам приходит ощущение гармонии, покоя и того, что все хорошо.

Можно годами сидеть в офисе, а однажды, поддавшись на уговоры друга, через силу прыгнуть с парашютом и понять, что это то, о чем вы мечтали всю жизнь. Можно кидать коробки на складе, а в один прекрасный день написать от нечего делать небольшой рассказ и понять, что именно этим вы хотели заниматься с детства. Можно поехать в отпуск и, валяясь на пляже, задаться идеей удаленной работы, чтобы иметь возможность познавать мир, и, в итоге, прийти к дизайну интернет-сайтов.

В общем, ответ на вопрос, как найти свое предназначение, состоит, помимо прочего, в том, чтобы иметь смелость и дерзость пойти на зов своих желаний и мечтаний; в том, чтобы дать волю своей фантазии; в том, чтобы понять, что ваше счастье в ваших руках. Изучайте себя, общайтесь с целеустремленными и увлеченными людьми, расширяйте собственные границы, размышляйте о жизни, пробуйте новое, уделяйте время тому, что для вас важно, тому, что нравится, а не потакайте своим слабостям и привычкам. Это и есть то, что позволит вам найти свое призвание.

И, конечно, мы просто не можем не посоветовать вам парочку книг на данную тему. Это книга «Ставь цели! Найти свою цель и достичь ее за 1 год» (Ицхак Пинтосевич) и «Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом» (Кен Робинсон). А также посмотрите это видео от Кена Робинсона, где этот удивительный человек рассказывает о призвании и его значении.

Мы искренне надеемся, что наш небольшой философско-аналитический очерк прояснил для вас какие-то моменты о поиске своего призвания, и вы сможете найти занятие по душе, любимую работу или дело жизни. Желаем вам удачи и верности себе!

Читатели «Жить интересно!» знают, что счастье без профессиональной самореализации труднодостижимо. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию подборку материалов о том, как найти свой путь и свое дело в жизни.

Какому делу вам не жалко было бы посвятить последние дни своей жизни? Как изменилась бы ваша жизнь, чем бы вы, наконец, занялись, если бы были обеспечены до конца своей жизни? На что бы вы решились, если бы были уверены, что у вас все получится, что в результате к вам придет и достаток, и признание, и удовлетворенность?

Многие люди не подозревают, что одарены. В статье описаны пять признаков, которые явно указывают на наличие таланта. Протестируйте себя - к чему имеете склонность вы сами?

«Я постоянно спрашивала себя, что мне нужно делать, чтобы реализовать тот дар, который заложен во мне от рождения? Я искала ответ на психологических тренингах, на страницах книг по саморазвитию, на всевозможных курсах, семинарах, лекциях... А оказалось, я отвечала на него всю жизнь, стоило только обратить внимание на некоторые подсказки, которые я обнаружила благодаря любимым киногероям».

Любимое дело, которому отдаешься со всей страстью, способно не только подарить удовольствие и возможность самореализоваться. Оно может привлечь в жизнь настоящую Любовь. Как это происходит, рассказала .

Чтобы найти свое призвание, советует присмотреться к «темным» сторонам своей души: мы часто критикуем именно то, к чему сами чувствуем склонность.

Что эффективнее - укреплять свои слабые стороны или усиливать выдающиеся способности? Мнениями по этому вопросу обменялись участницы Марафона осознанности, организованного и .

Путь к своему предназначению меньше всего похож на прямое шоссе. Чаще всего дорогу приходится нащупывать буквально вслепую, подолгу кружа на одном месте. советует не бояться неизвестности: незнание своего маршрута - совершенно нормальная вещь на этапе поиска опоры.

Актуальность этого вопроса огромна. Во-первых , только двигаясь правильным путем и занимаясь любимым делом, вы будете всегда полны вдохновения и энергии, будете получать удовольствие от жизни и наслаждаться ею. А во-вторых , найти свой путь бывает гораздо сложнее чем, найдя следовать им.

Если вопрос поиска своего места в жизни и своего призвания вас до сих пор волнует, чтение этой статьи вам будет полезно.

Берем бумагу и ручку…

Самый распространенный способ (но от того не менее эффективный), который используют школьные психологи помогающие детям определиться с жизненным призванием и с выбором профессии:

Возьмите лист бумаги, ручку и напишите то чем вам больше всего нравиться заниматься по жизни. Подойдите к делу серьезно, с вдохновением, все-таки решаете дальнейшее направление своей жизни! Пишите больше, пунктов не должно быть меньше тридцати.

После вычеркните занятия, которые делаете непостоянно лишь по настроению. Также вычеркните увлечения и пристрастия, которыми бы вы не хотели заниматься профессионально, зачеркните и те которыми не будете заниматься всю жизнь. Хорошенько подумайте!

Теперь запишите все свои сильные качества, умения, способности, навыки . Выделите в чём вы лучше других? Чем вы гордитесь?

Теперь сопоставьте список любимых занятий со списком ваших сильных сторон и запишите, в каких видах деятельности, по вашему мнению, это может быть использовано. Думайте, не может быть, чтобы ваши достоинства и увлечения невозможно было применить. Чем больше вариантов получится, тем лучше, всегда хорошо, когда есть из чего выбрать.

Не беда если есть огромное желание что-то делать, но нет способностей и талантов. Навыки можно развить.

Пробуйте!

Главное, что надо делать, дабы найти свое место в жизни, найти себя - надо пробовать! Пробуйте себя везде и во всем, используйте все шансы и возможности, и в один из дней вы обязательно найдете именно то, что нужно лично вам! То чему будете готовы отдать всю свою жизнь!

Условные ценности и соперничество

В глубине души человек может знать свое призвание, но осмыслить свое место в жизни и следовать внутренним позывам ему мешают условные ценности, а также пожелания и надежды других людей. Вот, что по этому поводу говорил австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл - «Часто люди не рассматривают себя как ответственного за самоопределение в ценностях и, следовательно, как активного участника своей собственной жизни. Поэтому они позволяют различным – социальным, природным, и психологическим - детерминантам определять свой жизненный путь».

Так как найти себя в жизни, как отличить внутреннее призвание от установок, перенятых когда-то от других людей?

Если вы стремитесь достичь определенного результата, чтобы почувствовать себя самым-самым («самым красивым», «самым сильным», «самым успешным», «самым богатым») и вами движет исключительно только соперничество, значит, поддержание чувства значимости и важности является определяющим для вас. Вы вынуждены прятать свою истинную сущность и носить психологическую «маску». И даже если вы добьетесь того к чему стремились, ну скажем, станете самым богатым (хотя всегда найдутся те кто богаче вас, заработать больше Карлоса Слима у вас вряд ли получится) ощущения бессмысленности, тщетности и опустошенности не покинет вас.

Найти себя в жизни, найти свое истинное предназначение у вас получится, если вы откажитесь от сравнений себя с окружающими, перестанете соревноваться с другими людьми, тогда и проявится вся красота вашей истинной сущности. Истинная сущность ищет пути для самоопределения через творчество и любовь к жизни. Деятельность и собственное мнение такого человека перестает зависеть от мнения окружающих. Он занят интересным и любимым делом и это приносит ему радость и удовлетворение, он делает это увлеченно, ради себя, а не ради результата.

Отказавшись от соперничества и условных ценностей , человек может осознать, как найти свое предназначение в жизни.

Будьте последовательны

Проблема многих людей, которые не знают, как найти себя в жизни , заключается в непоследовательности. Они хватаются за одно дело, потом отказываются от него, резко переключаются на другое, как только гаснет первичный энтузиазм, бросают и его, и снова находят что-то новое и так по кругу. Не видя результатов в итоге, они разочаровываются в себе.

Выбрав задачу, и ощути кураж не отступайте. Доведите начатое дело до конца, и вы почувствуете, сколько энергии и сил у вас появится, чтобы двигаться в выбранном направлении. Сомнения в правильности своего призвания исчезнут, как только вы добьетесь каких-то результатов. Если не исчезнуть, значит пробуйте что-то другое.

Ломаем стереотипы

Человеку свойственно на подсознательном уровне считать свой стиль жизни и мышления наиболее верным и правильным, а это делает его порой невосприимчивыми к определенным вещам. По этому если вы хотите что-то поменять в жизни и найти новый смысл, следует избавится от сложившихся стереотипов, которые формировались в вашем сознании долгие годы.

Попытайтесь, общаясь с людьми, не принадлежащими вашему кругу, на время примерить их «шкуру», т.е. понять и даже принять их мировоззрение, их ценности и устремления. Попробуйте, несмотря свысока на эти чуждые вам ценности, объективно их взвесить.

Разберитесь со своими страхами

Бывает, человек испытывает неуверенность в собственных силах, но при этом знает, как найти свое призвание, знает все о своих жизненных целях. В этом случае неуверенность и чувство страха не дают ему двигаться. Всевозможные страхи и фобии мешают людям заниматься тем, что им по душе. Я не буду углубляться в эту тему, потому что боязней и страхов огромное множество, и множество причин их возникновения. Выявляйте и избавляйтесь, либо самостоятельно, либо с помощью квалифицированных психологов.

Внутреннее призвание, свой путь, свое место в жизни - это то, что человек больше всего на свете хочет, то, чему он добровольно хочет посвятить всю свою жизнь и без чего он не мыслит дальнейшего своего существования. Это некое внутреннее глубинное знание, нечто сокровенное. Ответ на вопрос «Как найти свое призвание ?» каждый человек находит сам, но уверен, что эта статья чем-то, да поможет вам в этом поиске.

; 2) ярко выраженная склонность к тому или иному виду творчества, деятельности, к той или иной специальности, профессии.

Чем понятие «осуществление призвания» отличается от понятия «реализация таланта»?

В ряде случаев термины «призвание» и «талант» могут интерпретироваться как синонимы. Однако не всегда. Ведь если одаряет человека какой-либо способностью (талантом), то и желает, чтобы эта способность была реализована им настолько, насколько этого требуют условия Божьего Домостроительства. В случае правильного, богоугодного отношения человека к своему таланту последовательное, деятельное его раскрытие будет соответствовать Божественной воле. Можно сказать, что Бог призывает человека (в том числе и) через дарование ему того или иного таланта. Чем заканчивается игнорирование такого Божественного дара, показано в притче о талантах ().

С другой стороны, мы должны понимать, что раскрытие человеком индивидуального таланта может осуществляться как в согласии с вечным замыслом Божьим, так и вопреки (см.: ).

Скажем, Господь наделил такого-то человека способностью рисовать. Но он, развивая и реализовывая эту способность, может направить её как на написание грубых, развратных полотнищ или идольских образов, так и на написание православных икон.

Другой пример. Человек наделен способностью к литераторской деятельности. Также, как и в предыдущем варианте, он может писать зловредную прозу, а может стать добрым писателем. Так, Лев Толстой оставил нам богатое литературное наследие, много писал о хорошем, вскрывал недостатки людей, выказывал их лучшие стороны. Однако пошёл против Церкви и даже против Самого Господа Иисуса Христа, стал отрицать Его Воскресение, Его Божественное достоинство. К сожалению, многие читатели, увлёкшись его писательским мастерством, авторитетом, известностью, последовали за ним как за светочем и уклонились от Истины. Реализовал ли он свой писательский дар? - Реализовал. Но исполнил ли он Божье призвание? угодил ли Тому, Кто вложил в него этот дар?

Стало быть, реализация человеком личного таланта не всегда ведёт к осуществлению Божьего призвания, а только тогда, когда человек относится к нему нравственно ответственно, тогда, когда данный от Бога талант направлен в сторону Добра. В этом случае Бог становится Его Помощником и Покровителем.

Я думаю, сразу же нужно заметить, что словом призвание называют разные вещи. Есть привычное, почти бытовое употребление (в сущности, означающее врожденную склонность к чему-то, талант) – и есть другое, собственно религиозное представление о призвании. Это разные вещи, я думаю. Больше того: я думаю, что неразличение их опасно, об этом я скажу позже. Во втором случае исходный смысл этого слова – призыв – очень прям и конкретен (есть голос призывающего, есть конкретное дело, к которому того или другого человека призывают, как пророка Иону или Франциска Ассизского или Жанну д’Арк). В первом же случае, в привычном употреблении «призвания», этот смысл – непосредственного, ясного, «со стороны» приходящего призыва – скорее метафоричен. Здесь человек прислушивается к собственному внутреннему расположению. Но я начну с этого первого случая.

Призвание в этом смысле совпадает с физическими и умственными и душевными способностями и склонностями человека. Человек как бы находит свое место в мире: здесь ему хорошо как нигде, здесь то, что другим было бы трудно или скучно, доставляет ему удовольствие (как говорят «не оторвешь!»), здесь у него легко получается то, что другим не дается: здесь он продуктивен , гетевскими словами. Счастлив тот, кто это свое место находит рано, и у кого достанет сил держаться за свою находку. Потому что не всякое такое свое место пользуется уважением в обществе, не всегда эту тягу одобряют ближние. Я встречала немало людей, которым родители не дали осуществить такую природную склонность (считая, например, что гуманитарное образование или музыка или философия – ненадежное дело, и вынуждая детей получать «солидное», техническое, скажем, образование). Или другие обстоятельства мешали. Эти люди впоследствии, отдав свой долг сыновнего или дочернего послушания или же дань обстоятельствам все равно возвращались к тому, что их влекло (обычно уже с уроном упущенных лет) – или же всю жизнь жили с горечью собственной неосуществленности. И это, природное призвание, как мы видим, сильнее человека. Изменить ему без потерь для себя невозможно.

Много ли на свете занятий, к которым испытывают такое ярко выраженное призвание? Мне кажется, беда в том, что мы, современное общество, располагаем очень узким репертуаром таких «призваний». Наука, искусство… что еще? Если еще могут порой сказать, что есть призвание повара, что кто-то повар «по призванию», гениальный кулинар (поскольку кулинария – тоже род творчества), то разговор о призвании, допустим, зубного врача будет звучать уже странно; во всяком случае, непривычно. Между тем я встречала человека, у которого явно было к этому призвание. Ничего на свете не было ему интересней, чем строение зубов и вообще все, что с этим связано, и сама деятельность, которой он занят и которой он служит людям. Это был и талант и самая сильная увлеченность. Мне приходилось встречать такого же шофера по призванию…

Но обычно такие вещи не обсуждаются И поскольку они не обсуждаются, то многие люди чувствуют себя обделенными призванием, потому что «человека призвания» привычно искать в очень узком кругу профессий: музыкантов, художников, ученых – в кругу традиционно почитаемых занятий, куда входят «избранники». И это, конечно, большая ошибка или недосмотр, если хотите. Из-за этого происходит много бед, много жизней ломается – и больше всего, по моим наблюдениям, как раз не у тех, кому не дали осуществить артистическое или интеллектуальное призвание, а у тех, кто выбрал этот путь вопреки явному отсутствию личного призвания. Сколько людей берется писать стихи именно потому, что это высоко ценимое занятие. Или потому что они в самом деле любят и чувствуют стихи – уже написанные стихи. И в результате жизнь их навсегда испорчена. Дело не в том, что они пишут плохие стихи – хуже другое: они живут ложной жизнью, «жизнью поэта». Они играют чужую роль, и плохо играют, поскольку что такое настоящая «жизнь поэта», им не известно, им известен стереотип. Этот стереотип они и разыгрывают в жизни. На настоящего поэта больше похож настоящий рыбак (вообще кто угодно настоящий), чем такое изделие. Да, область «творческих профессий» – это место, где больше всего совершается ошибок, где люди выбирают себе чужую жизнь.

Стоило бы прервать эту инерцию, стоило бы принять во внимание, какими разными – и какими неожиданными – могут быть настоящие профессиональные призвания. И не только профессиональные – круг наличных в нашей цивилизации профессий куда уже наклонностей человека! Нет такой профессии «друг», скажем, а призвание быть другом есть. И самый простой, я думаю, критерий различения призвания: чувствует ли человек, что ему хорошо, когда он занят тем или другим. Работа по предназначению, по призванию, доставляет радость сама по себе, независимо от ее результатов. Человеку в это время больше ничего не нужно. Ему не так уж важно, принесет ли это ему успех, признание. Он счастлив, когда он просто делает вот это . Он чувствует, что здесь, именно здесь полнота его жизни. И это могут быть страннейшие вещи. Вот что, вероятно, нужно напомнить современному человеку, который настроен на очень узкий репертуар «призваний», – что их гораздо больше. Стоит просто быть к себе внимательнее и замечать, где тебе хорошо. Где тебе хорошо, там ты делаешь свое дело. Это и есть природное призвание. Оставим пока это слово, хотя, мне кажется, здесь более уместно другое слово: предназначение, скажем. Но – возражу я себе – и это критерий не абсолютный. Ведь графоману бывает очень хорошо, когда он составляет свои вирши! Он переживает экстаз, какого и Шекспир не знал. И безумец часто чувствует себя «на своем месте» больше, чем здоровый человек! Стоит задуматься…

Но так или иначе, это осуществляемое природное призвание или совпадение с собственным местом – великая удача. Если такое случилось, рано или поздно, человек может сказать: «Наконец я знаю, что такое жизнь. Я живу, а не отбываю срок и не отрабатываю долг, я на своем месте». Такое может случиться в разные времена, в разные эпохи человеческой жизни В детстве, в юности, а бывает, и достаточно поздно. Вдруг человек находит какую-то точку, где ему хорошо, где он как будто и должен быть, находит то, для чего он рожден.

Но повторю, мы пока говорим не о собственно духовном призвании. О природном даре, природном влечении. И такое природное призвание несомненно к чему-то обязывает. Когда говорят, что Н.Н. – человек способный, но ленивый, то скорей всего, он просто не слишком способный, не до конца способный. Потому что настоящая способность – это и способность трудиться. Для человека со стороны может показаться, что профессиональный музыкант, исполнитель – мученик. Несколько часов сидеть над каким-то одним пассажем? Для меня бы это было просто пыткой! Но для него это вовсе не принудительный и тупой труд, это и есть его призвание. А что говорить о физических страданиях балерин? Или о филологе, перерывающем груду томов в поисках одного слова? Представление о каких-то отвлеченных от «труда» «способностях» очень поверхностно. Способность к терпению и труду – часть дара, может, определяющая часть. Но подчеркну – способность к труду, счастье добровольного труда.

Конечно, не стоит упрощать. Бывает, что человеку видится, что призвание требует от него слишком многого, и ему хочется сбежать и заняться другим, или ничем. Хорошо если тебя поправят и направят со стороны. Хорошо, когда к мальчику Моцарту приставлен такой отец, который не даст ему сбежать от призвания. Но, повторю, сама способность к труду – это, может быть, самая главная способность. Способность к росту, способность к тому, чтобы не жалеть себя и не чувствовать при этом, что твои труды это «жертва», та которой должно последовать какое-то вознаграждение, какое-то достижение (как пушкинский Сальери описывает свои занятия). В советское время не любили тему дара : она не вписывалась в материалистическое мировоззрение, в классовую теорию, в популистскую эстетику. Предпочитали говорить о труде. Людей, дескать, различает не некая таинственная одаренность, а просто трудолюбие. Приводили при этом разные авторитетные мнения, вроде слов П.И. Чайковского о том, что в произведении не то 90% труда, не то 95% (не помню статистику) и, соответственно 10 или 5% таланта. Те, кто стали великими, просто хорошо поработали. Это несомненно правда! Одно здесь умолчано: что это дар труда, вдохновение свободного труда.

Когда на пламени труда
Живей кипит воображенье,

как писал Пушкин. Как ты ни заставляй и ни уговаривай потрудиться того, у кого к этому нет дара, ничего не получится. В таком труде не будет огня. И кипеть на нем нечему.

Так что само это разделение на «талант» и «дар» слишком плоское. И не только труд или «работоспособность» входит в дар, но и своего рода стихийная аскеза. Какое-то принятие ограничений, естественная аскеза есть в каждом из таких природных призваний. Как известно, апостол Павел ставит в образец христианам атлетов, спортсменов: если они хотят победить, они непременно воздерживаются от того или другого. Спортсмен – самый наглядный образец физической аскезы. Чтобы тело твое оставалось послушным, и его можно было использовать как хороший инструмент, от многого следует отказаться. В других профессиях такое естественное воздержание может быть меньше связано с чисто физическими ограничениями, а скорее с умственными и душевными. Здесь опытный мастер – в каком-то смысле сам себе тренер, он знает и постоянно узнает, что вредно для его дела, после чего он не может вернуться к своей работе. Быть может, есть здесь и общие простейшие закономерности. Например, все, что рассеивает, все, что развлекает, все, что оглушает, – это очень затрудняет людям умственного труда возращение в свою область.

И вероятно, только людей призвания, занятых тем, что они любят, что они ставят выше себя, можно назвать вполне состоявшимися людьми. Им можно позавидовать, каково бы ни было их призвание: у них есть то, чего не отнимают никакие обстоятельства. В любых обстоятельствах они займутся своим делом. Мне приходилось слышать, в каких обстоятельствах это оказывалось возможным. Так великий астроном Козырев рассказывал, как в сталинских лагерях, прикованный к тачке, он наблюдал звездное небо. И тачка, и заключение становились для него второстепенным обстоятельством. Он продолжал свое дело. Или мой учитель, филолог Михаил Викторович Панов рассказывал: в действующей армии, на передовой (он был артиллеристом), когда уже началась немецкая атака, он думал о возможности верлибра, свободного стиха в русском языке. Бояться атаки ему было некогда.

Вот что такое призвание. Оно как бы вынимает человека из непосредственных обстоятельств, освобождает – и дает ему опору навсегда. Мы говорили, что это требует и труда, и определенного воздержания, но все это воспринимается как добровольное дело. Таких людей часто описывают как героических и жертвенных, но изнутри это выглядит совсем не так. Они рады тому, что делают, они этим живы, и у них нет чувства принесения тяжкой жертвы. Владимир Вениаминович Бибихин последнюю ночь своей жизни провел за правкой книги о Витгенштейне. У него не было уже сил пошевельнуть пальцем. Редактор сидел у постели и зачитывал ему вслух не выясненные места. Они проверяли перекрестные ссылки. И кончили этот технический (!) труд только тогда, когда Владимир Вениаминович заснул. Это был его последний сон. Многие скажут: вот героизм, неслыханное самопожертвование! Но я уверена, сам Бибихин с этим бы не согласился: для него это было не жертвой, а спасением, самой жизнью. Жизнью до последнего момента.

Мы говорили уже о невнимании общества к многим призваниям, предназначениям, о слишком узком круге «избранных» занятий. И вот если человек попал не на свое место, он всегда будет чувствовать себя каким-то никчемным, отбывающим срок жизни. Он будет неспокойно относится к другим, завидовать… А можно было бы попытаться найти, где же все-таки мое настоящее место. Оно может быть очень странным. Про себя я, например, могу определенно сказать: У меня явно есть призвание быть уборщицей и садовым рабочим. В такого рода занятиях я не чувствую труда, они дарят мне лучшее из удовольствий – удовольствие чистой совести. И что же? Бросить другие мои занятия и пойти в уборщицы? Поразмыслив, я думаю, что это «призвание» уборщицы по существу не противоречит тому, чем я занимаюсь в других областях, в слове, в мысли. В принципе я делаю что-то похожее и там. Мне хочется освободить пространство от лишних, грязных, испорченных вещей. Не наполнить его чем-то еще, а скорее – освободить. Так что моя страсть к уборке или расчистке сада скорее дает мне наглядный образ моих умственных занятии. Следить и увязывать…

Что отличает людей, которые действительно нашли свое место? Прежде всего, как я замечала, то, что они гораздо меньше думают о себе. Они свободнее от фундаментальной болезни современности, от этого бесконечно проблемного «я». Кто я такой, и каков я и т.п., и т.п…. Наполеон я или тварь дрожащая, гений я или по гений? В их случае это не то чтобы скромность: это занятость.

Мы помните, этим вопросом Сальери: и я не гений? – кончается «Моцарт и Сальери» Пушкина. Отец Иоанн просил меня в ходе разговора коснуться этой вещи, «Моцарта и Сальери». Что это за контраст; дара и труда или избранника и самозванца? Сальери не самозванец. У него явно есть призвание, рано открывшаяся впечатлительность и страсть к музыке (как он описывает свое первое впечатление от музыки в детстве, как он чувствует музыку Моцарта). Вероятно, ошибка его в другом: его призвание не творческое. Музыкальное, но не творческое, если бы он стал… Нехорошо делать такие эксперименты с произведением искусства, но, допустим, что мы рассматриваем пушкинское сочинение как случаи из жизни. Допустим, такой человек как Сальери, который с первых дней так чувствует силу музыки, который так понимает с первого слуха то, что ему играет Моцарт, какое у него может быть призвание? Интерпретатора. Критика. Исследователя музыки. Несомненно. И если бы он стал критиком, великим, проницательным критиком? Почему ему это не пришло в голову? Потому что композитор, творец заведомо выше. Создавать музыку почетнее, чем ее интерпретировать. А если бы он стал критиком, ему не пришло бы в голову мерять себя Моцартом. Это совершенно другое. Моцарт же — подчеркну: как он изображен Пушкиным – этим критическим чувством совсем не обладает. Ему это не нужно. Он играет, и не может оценить того, что играет. Они прекрасно дополняли бы друг друга: создатель - и интерпретатор.

Характерно, что как раз у пушкинского Сальери, у человека, который занимается не совсем своим делом, все время встает вопрос: зачем? Какая польза? Он постоянно спрашивает: какая польза в гении Моцарта? Человек насвоем месте этого не спрашивает – как природа не спрашивает, зачем она что-то делает: зачем течет река, зачем стоят горы. У Мейстера Экхарта есть размышление о том, что, если бы мы тысячу лет задавали вопрос жизни, зачем она живет, и она соизволила бы нам ответить, ее ответом было бы: «Я живу чтобы жить».

Мой учитель Никита Ильич Толстой как-то сказал мне, еще в университетские годы: «Если Вам, Оля, за каким-то делом придет в голову вопрос: а зачем это? – бросайте это дело (речь шла о выборе темы исследования). Все можно делать только до тех пор, пока не возникает вопрос: а зачем это? Это знак того, что Вы не на своем просто месте. Все настоящее делается ни за чем. Просто так».

Итак, мы пока говорили о природных призваниях. Духовное призвание в собственном смысле, я думаю, совсем другое. Это несомненно так, если мы обратимся к реальным историям таких призваний. Ими полно повествование Священного Писания.

Но предварительное замечание: как и в первом случае, стоит помнить о многообразии призваний, об их неожиданности. Св. Писание предлагает нам истории великих призваний, истории людей, решительно избранных из среды своего народа. Следует ли из этого, что есть непризванные люди и, больше того, что именно таких людей – большинство, людей без духовного призвания? Я думаю, вы согласитесь со мной, что у каждого человека, поскольку он сотворен человеком, должно быть свое место, должен быть замысел о нем. Понять этот замысел, совпасть с ним – другое дело. Но не может быть человека, который ни для чего не нужен. Ненужного человека, совсем ненужного не может быть. Иначе мы с вами исповедовали бы другое богословие.

Герой Пастернака («Доктор Живаго») говорит: вы заботитесь о воскресении, но вы не заметили, что вы уже один раз воскресли – когда родились, когда были приведены из небытия в бытие. Это уже воскресение, первое воскресение. И в этом смысле каждый рожденный человек уже призван, вызван из небытия для жизни.

Кто меня всесильной властью

Из ничтожества воззвал?

как спрашивает Пушкин в печальных стихах, написанных к дню своего рождения («ничтожество» на его языке – небытие). Сама по себе жизнь есть призвание, Ее могло бы не быть. Нельзя принимать это как простую данность: ну живу – и живу. Стоит помнить, что мы «призваны к жизни» и сама по себе жизнь уже есть духовное призвание. Так что кроме различительного призвания, допустим, музыкального или какого-то еще, есть это первое и общее человеческое призвание – жизнь. Здесь исключений нет, если мы разделяем христианскую веру, если мы повторяем, что Христос «освещает и просвещает всякого человека, приходящего в мир», то не может быть и ненужных, не избранных для жизни, не просвещенных изначально людей. Это, я думаю, и есть первое духовное призвание: жить.

А другое призвание, так сказать, второе избрание, призвание уже в строгом и конкретном смысле слова – о нем и повествуют библейские истории. Здесь в слове «призвание» звучит его прямой, исходный смысл: зов. Этот зов принадлежит Другому. Сам человек не может себя призвать. Прежде должен быть голос, который зовет. Человек отвечает на этот зов, как ответил Авраам – и пошел неизвестно куда.

Вот здесь-то мы видим очень странную вещь. Если природное призвание, как мы описывали, в глубочайшем смысле соответствует природе человека, то здесь как будто все прямо наоборот. Это призвание противоречит всей данности человека, которого призывают. Первое, что говорит такой призванный человек, это, как правило, отказ. Он отвечает, что просто не может исполнить того, что от него требуется, по совершенно очевидным причинам. Пожалуй, я не вспомню противоположных случаев. Авраам как будто не спорил. Но дальше… Уже престарелая Сарра смеется, когда ей предвещают родить сына. Самая вопиющая история – это, конечно, Иона. Вот до чего он сопротивлялся, до того, что попал уже в брюхо рыбе: но и после этого не перестал. Вспомните все эти призвания – вплоть до Благовещения (надеюсь, что это не звучит кощунственно). Первое слово Призванной: «Но как я могу это сделать? Я не знала мужа». Призванные призываются к невероятным для них вещам, к невозможным. «Объективно» невозможным. Пророки приводят доказательства этой невозможности: Иеремия молод, Моисей косноязычен…

Почему же здесь человек выбирается как бы вопреки его природе и наличным возможностям? Девица или старуха – чтобы родить, мальчик – чтобы поучать старцев… Это, я думаю, остается тайной. Но как будто бы в универсальный сюжет призвания входит сопротивление того, кто призван. Почему-то он сопротивляется. И он по-своему прав! Это как если бы хромому велели стать танцором или немому – спеть арию. Почему бы не выбрать для этого более подходящих исполнителей? И вот здесь – в отличие от того, что мы назвали природным призванием, – вместе с призванием создается другая, новая природа человека. Он получает все необходимое для исполнения призыва. Моисею дается дар речи и т.д. Изначальные, данные свойства человека оказываются несущественными. Почему так? Мы можем только остановиться в недоумении, В самом деле: почему бы не выбрать блестящего оратора, чтобы он говорил с народом? почему бы не послать менее строптивого человека, который сразу же ответил бы: «Да, я сейчас же пойду в Ниневию и все им расскажу». Нет, почему-то почти всегда выбирается такой сопротивляющийся материал. Быть может, для того, чтобы была очевиднее, как говорится, слава Божия, сила, которая совершается в бессилии, – вот, вновь из ничего, из праха творится человек, когда это нужно. Но может быть, есть другая готовность и пригодность, которых сам человек в себе не знает – и на основании которых он и призывается… Во всяком случае, библейские истории призвания как-то проясняют ту высочайшую ценность, которой в христианстве наделяется послушание. Мучение послушания, труд его и загадка состоят в том, что оно чаще всего противоречит нашей наличной природе. Наша природа, наши склонности отталкивают его: нам велят другое ! И мы не можем сказать: «Чур, не я! Нет, это не для меня, это для кого-то другого!».

Вот на этом я и кончу.

И. Пономарева : Значит ли то, что если человек не задает себе вопроса о своем призвании, значит ли это, что он просто духовно незрелый? И наоборот, если он задумывается, ищет, это знак его духовной зрелости? Есть какая-то здесь закономерность?

Ольга Седакова : Вы знаете бывают очень суетные поиски. В искусстве это очевидно. Не помню, кто из замечательных мастеров сказал об «исканиях»: «они ищут там, где нужно находить». «Находят» как будто ненароком. «Искать» можно до конца жизни. Бывает, что такие поиски – вовсе не знак того, что человек созрел, а как раз наоборот. Кроме того, человек может исполнять свое задание безо всяческих поисков, даже не думая, что он что-то особенное делает. Вы наверняка знаете известный сюжет в разных Патериках: великий подвижник в пустыне в какой то момент решает, что он достиг последних высот в духовном совершенстве и спрашивает в молитве, есть ли кто достигший большего? И слышит ответ: «Поезжай в такой-то город и там на такой-то улице увидишь сапожника; вот он достиг большего». Он слушается, находит этого сапожника и расспрашивает его о духовных подвигах. Сапожник же ему говорит: «А и ничего особенного не делаю». В дальнейшем выясняется, что то, что он делает не замечая и не считая особым духовным делом, и есть лучшее исполнение духовных требований. (Этот сюжет по-новому повторил Лев Толстой в «Отце Сергии»: помните, как отец Сергий навещает Пашеньку?) Может быть и такое. Человек исполняет призвание, не ища его, не видя, не отдавая себе в этом отчета. И такое исполнение может быть оценено выше. Видимо потому, что оно совсем искреннее. Что это и есть та самая «полная мира» и «переполненная чаша». Такая мера самоотдачи, что не остается пространства для взгляда на собственное действие со стороны.

Нет, я не стала бы говорить со всей определенностью, что те, кто ищут, уже проснулись, а те, кто не ищут, спят. Наверно, какое-то другое различение нужно найти для такого сна и пробуждения.

И. Пономарева : Ольга Александровна, а по каким законам должен жить человек призванный? Если он действительно однажды понял, что никуда не деться?

Ольга Седакова : Я думаю, что он и будет их открывать. Будет открывать эти законы. Он будет понимать, что лично ему (здесь очень важен этот личный момент) во вред и на пользу. Другим вот это, например, можно, а ему почему-то нельзя. Он может даже и не уметь объяснить себе, почему. Но откуда-то он это очень точно знает: он знает – или чует (Бродский говорил, что он руководится нюхом, как собака), на каком месте он может нарушить что-то такое, что отразится на его даре. Есть поразительное место в дневниках Толстого (В.В. Бибихин его часто вспоминал): «можно убить человека и не совершить греха, а можно так откусить кусок хлеба, что это будет смертельный грех». Это наблюдение художника. Мы знаем рассказы, правдивые и апокрифические, о разгульной жизни знаменитых художников. На их произведениях эти грубые нарушения морали почему-то фатальным образом не отражаются. Но есть то, что непременно отразилось бы, что исказило бы самое существо призвания. Что это? Я думаю, в разных случаях разное, Эго зависит, видимо, от самой вещи, которую от него ждут, к которой он призван. Что нужно для этой вещи, то от него и требуется.

Е. Новикова : Ольга Александровна, как Вы думаете, возможен ли такой вариант: человек так и не нашел предназначенного ему места, как первую ступень, которую Вы назвали, но в то же время он исполнил призвание? То есть, духовное призвание он исполнил, а предназначения своего не нашел.

Ольга Седакова : Думаю да. В таком случае мы можем думать, что его предназначение и было духовным призванием, а не чем-то другим. Про того сапожника из Патерика, о котором мы вспоминали, не сказано, чтобы он был изумительным, лучшим сапожником в городе. Сказано, что заработанные этим ремеслом деньги он раздавал.

Е. Новикова : А, например, когда предназначение человека вступает в противоречие с его призванием?

Ольга Седакова : Да, спасибо, Ваш вопрос напомнил мне, что я еще не сказала одну важную вещь, о которой собиралась сказать. Если это предназначение (природное влечение, талант, способность найти свое место в жизни и быть продуктивным на этом месте), если его принимают за собственно духовное призвание, что часто бывает, это очень опасная вещь. Тогда служение своему предназначению, дару превращается в идолопоклонство. А идолы, как любил повторять Аверинцев, требуют человеческих жертвоприношений. Есть интересный рассказ молодого Пастернака «Параллельные октавы», об органисте, который в увлечении своей игрой убивает собственного сына. Поздний отголосок романтического культа художника. Как бы не обсуждали запредельную для человеческого понимания историю жертвоприношения Авраама, это совсем другое дело. Пастернаковский художник не ведает, что творит. Он до всякого требования жертвы готов допустить для близких что угодно ради своего служения. Обожествление искусства, как и любое другое сотворение кумиров, плохо кончается. Но я уверена, что художники, которым удалось создать нечто великое, создали его именно потому, что не поклонялись искусству или творчеству как таковому, а все прочее и всех прочих считали лишь средством или материалом для него. Такого рода поклонение свойственно как раз людям типа Сальери, полупризванным.