Как переводится moscow. городов мира, которые изменили названия. Грязная река или извилистая река

К середине XIX столетия значительно обострились противоречия между Россией и Турцией. Англия и Франция не хотели, чтобы Россия с ее флотом имела свободный выход в Средиземное море, и подталкивали Османскую империю к восстановлению господства в Крыму и на северном побережье Черного моря. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Турция 15 октября 1853 года объявила России войну, которая скоро переросла в войну между Россией и коалицией государств (Турция, Англия, Франция и Сардиния). Эта война стала расплатой за непонимание царизмом значения флота и за его недооценку, как орудия политики, так и вооруженной силы.

Важную роль в этой войне предстояло сыграть флотам. Для них это был период перехода от парусников к паровым кораблям с бронированным корпусом, винтовым движителем и мощным артиллерийским вооружением. Англо-французские морские силы по сравнению с Российским флотом располагали превосходством в линейных кораблях, фрегатах и особенно в паровых кораблях. В составе Черноморского флота было тогда всего 7 колесных пароходофрегатов.

В самом начале войны корабли Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. Парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, а отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем этого отряда был 11-ти пушечный пароходофрегат "Владимир". Им командовал капитан-лейтенант Г. И. Бутаков , талантливый и инициативный офицер.

В начале ноября 1853 года после крейсерства у мыса Калиакрия, "Владимир" направился к анатолийскому побережью на соединение с эскадрой П. С. Нахимова. В районе Пендераклии утром 5 ноября был замечен дым парохода, шедшего в направлении Севастополя. Наш пароход пошел на сближение. Неизвестное судно сначала пыталось уйти, но затем повернуло на "Владимир" и подняло турецкий флаг. Это был 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри" ("Владыка морей").

В ходе боя Бутаков установил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части, и, пользуясь преимуществом в скорости, маневрировал таким образом, что его корабль постоянно держался в кормовых курсовых углах противника. Кроме того, несколько орудий на "Владимире" было перенесено в носоую часть, что усилило его боевые возможности (вели огонь 7 бомбических орудий). Меткими выстрелами русские комендоры вывели из строя рулевое управление вражеского парохода, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. Затем, сблизившись на полкабельтова, "Владимир" открыл огонь картечью. Командовавший "Перваз-Бахри", мамелюк из черкесов, оказался достойным противником. Он решительно держался, пока его самого не сразило ядро. После трехчасового боя "Перваз-Бахри" был вынужден спустить флаг. Турки потеряли 58 человек (в том числе командира). Потери русских - двое убитых и трое раненых.

Уже первый бой паровых кораблей продемонстрировал их существенные преимущества перед парусными. Во время боя турецкая и две русские эскадры находились неподалеку, слышали звуки выстрелов, но принять участия в бою не могли из-за безветрия.

7 ноября 1853 года «Владимир» вошел на Севастопольский рейд, ведя на буксире «Перваз-Бахри», на мачте которого над приспущенным турецким флагом развевался русский флаг.

За эту победу Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Св. Георгия 4 степени. А адмирал Нахимов, чтобы не дожидаться присылки ордена из Петербурга, вручил Григорию Ивановичу свой орден, полученный еще за Наваринское сражение.

Вице-адмирал В.А.Корнилов высоко оценил действия экипажа: "Капитан, офицеры и команда парохода "Владимир" вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался, как на маневрах; действия артиллериею были и быстры, и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное, на неприятельском судне". Обобщив опыт использования пароходофрегатов в Крымской войне, Г. И. Бутаков создал труд "Новые основания пароходной тактики", служивший для моряков Российского флота основным документом при использовании паровых и броненосных судов.

Документы :

Кондаков Н. "Владимир". Альманах "Памятники Отечества" № 35 1996 г.

Горшков С. Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.

Залесский Н.А. "Одесса" выходит в море. Ленинград 1987 г.

Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Санкт-Петербург. 2000 год.

Сайты :

flot.com

kliper2.ru

Лисское морское сражение 1866 года, сражение между итальянским и австрийским флотами во время австро-итальянской войны 1866 года, происшедшее 20 июля у о. Лисса (ныне о. Вис в Югославии) в Адриатическом море. Это первое крупное сражение паровых броненосных кораблей. 16 июля итальянска эскадра в составе 11 броненосцев, 5 фрегатов, 3 канонерских лодок под командованием адмирала К. П. Персано вышла из Анконы в море с целью овладеть путём высадки десанта о. Лисса, на котором размещалась укрепленная база австрийского флота (на о. Лисса было 9 долговременных укреплений, 11 батарей с 88 орудиями, гарнизон острова составлял ок. 3 тыс. чел.). Атака о. Лисса 18-19 июля была организована неудачно. Итальянцы встретили стойкое сопротивление гарнизона, о котором не имели нужных сведений. Утром 20 июля на помощь гарнизону острова подошёл австрийский флот в составе 7 броненосцев, 7 канонерских лодок, 1 парусного линейного корабля, 5 фрегатов, 1 корвета под командованием контр-адмирала В. фон Тегетхофа. Австрийцы внезапно атаковали итальянский флот, сосредоточив огонь по кораблям центра. Однако орудийная дуэль броненосцев была безуспешной. Исход сражения решился таранным ударом флагманского броненосца австрийцев «Эрцгерцог Фердинанд Макс» по броненосцу итальянцев «Ре д"Италия», который вместе с экипажем в 400 чел. был потоплен. Другой итальянский корабль «Палсстро» после обстрела загорелся, вышел из строя и взорвался. После этого итальянцы отступили. Поражение итальянцев объясняется слабостью их разведки, отсутствием плана боя, плохой связью, нерешительностью адмирала Персано. Л. м. с. показало недостаточную эффективность артиллерии против бронированных кораблей, высокую манёвренность паровых судов, их способность быстро перестраиваться в различные боевые порядки.

И. А. Бобков.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.

Литература:

Морской атлас. Т. 3. Ч. 1. Описания к картам. М., 1959, с. 559-560. Библиогр.: с. 562;

История военно-морского искусства. Т. 2. М., 1954;

Обзор войны 1866 года в Германии и Италии. Пер. с франц. Спб., 1891, с. 302-314.

К середине XIX в. основным судостроительным державам становится ясно, что времена, когда движение торговых судов и военных кораблей парусного флота целиком зависело от направления и силы ветра, уходят в прошлое.

К тому времени появился целый ряд изобретений (например, паровая машина Дени Папена, модель парохода Роберта Фултона, продемонстрированная им Наполеону Бонапарту), предусматривающих постройку судов, движимых силой пара.

Если первые подобные изобретения значительно опережали свое время и появились в эпоху, когда соответствующие технологии еще отсутствовали, то ко времени Крымской войны (1853 - 1856 гг.) во флотах основных держав Европы и России появились первые пароходы.

Первое известное успешное испытание модели парохода под названием "Пироскаф" прошло в 1784 г. Но паровая машина двойного действия, вращавшая колеса парохода, быстро вышла из строя.

Первым, успешно эксплуатировавшимся пароходом, стал пароход Роберта Фултона "North River Steamboat", совершавший рейсы от Олбани до Нью-Йорка по р. Гудзон.


Выгоды паровых судов, не зависящих от ветра и погодных условий, способных быстро плыть против течения, стали ясны быстро. И подобные суда стали появляться в составе флотов основных судостроительных держав Европы.


К 1853 г. пароходы становятся общепринятым видом речного водного транспорта.

Пароходы на реках, в качестве судов для плавания по внутренним водным путям (ВВП), быстро завоевали мировое признание. Ремонт оборудования и паровых машин для речного транспорта не представляли особых трудностей. Движителями таких пароходов были колеса, и такие пароходы получили название колесных паровых судов (paddle wheel boat). Гребные колеса могли располагаться по бортам или в корме парохода. В качестве движителя речных судов гребное колесо продолжает использоваться и в наше время, особенно на прогулочных или туристических судах.


С первыми пароходами в составе морских флотов ситуация была гораздо сложнее. В связи с ненадежностью первых двигателей - паровых машин - пароходы были комбинированными -парусно-паровыми судами и имели мачты с рангоутом и парусами. В случае поломки машины пароход мог добраться до порта.

Движителем парохода морского плавания вначале также служило гребное колесо. Однако ненадежность гребного колеса как движителя и его низкий кпд приводили к необходимости сохранять на проходах морского плавания парусное вооружение. Двигателем на первых пароходах служила паровая машина, например, как та, что представлена на рис. 5.


Рис. 5. Паровая машина для парохода постройки 1849 г., установленная на морском лайнере "Atlantic".

Furnaces - топки; boiler - паровой котел; steam pipe - паровой трубопровод; second engine - второй двигатель (вторая паровая машина); crankshaft - коленчатый вал; hot well - резервуар горячей воды; parallel motion linkage - механизм параллельного движения; cylinder - цилиндр; side lever - боковой рычаг.

Колеса парохода имели в диаметре 11 м с 36 лопатками. Судно приводилось в движение двумя паровыми машинами с боковым рычагом мощностью 600 кВт, одна из которых представлена на рис. 5. Каждая паровая машина имела один цилиндр диаметром 241 см, пар поступал в цилиндр под давлением 120 кПа, что считалось тогда образцом дорогостоящей инновационной техники. При движении парохода с работой двух цилиндров обеих паровых машин на полном ходу число оборотов достигало 16 об/мин, и при дополнительной помощи парусов скорость лайнера компании Collins достигала 12-13 узл.

Потребление топлива (угля) составляло 1 т на каждые 265 оборотов пароходного колеса или 85 т в течение 24 часов. В течение плавания пароход потреблял количество угля практически равное весу самого парохода.

Лайнер "Atlantic" отправился из Ливерпуля в свое первое плавание 27 апреля 1850 г. Он достиг Нью-Йорка за рекордное время, составившее 10 дней и 16 часов. То есть совершил за это время трансатлантическое плавание. Такова была судовая техника того времени.

Первыми боевыми кораблями того времени стали пароходофрегаты (Steam frigate). В преддверии Крымской войны последним боем парусных боевых кораблей стало уничтожение турецкого флота при Синопе эскадрой адмирала Нахимова. При осаде Севастополя парусные корабли русского флота были затоплены на фарватере, чтобы преградить вражеским кораблям вход в Севастопольскую бухту. Пароходофрегаты участвовали в Крымской войне во флотах обоих воюющих сторон. Показательным был первый бой пароходов: бой пароходофрегата "Владимир" с турецким пароходом "Перваз-Бахри".


Художник неизвестен

5 (17) ноября 1853 года — подвиг пароходофрегата «Владимир». Особое значение этот подвиг получил благодаря своей уникальности – это был первый в истории бой паровых судов, которые уже в недалеком будущем станут основой всех флотов. Надо было коренным образом менять как тактику морского боя, так и основополагающие принципы использования кораблей в войне на море. Все это можно было сделать только на основе практического опыта, которого в то время еще не было.

Активные действия пароходофрегата «Владимир» и других русских пароходов под командованием Бутакова во время осады Севастополя показали высокую результативность тесного взаимодействия сухопутной армии и флота, а также артиллерийской поддержки кораблями действий войск на прибрежных направлениях. Здесь Г.И. Бутаков впервые применил стрельбу корабельной артиллерии по закрытым береговым целям с использованием берегового корректировочного пункта.

Начало Крымской войны

К середине XIX столетия значительно обострились противоречия между Россией и Турцией. Англия и Франция подталкивали Османскую империю к восстановлению господства в Крыму и на северном побережье Черного моря. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Турция 4 (16) октября 1853 года объявила России войну, которая вскоре переросла в войну между Россией и коалицией государств (Турция, Англия, Франция и Сардиния).

Корабли Черноморского флота сразу приступили к активным действиям у берегов Турции, нарушая воинские перевозки противника. Отряд линейных парусных кораблей под флагом вице-адмирала В.А. Корнилова (его биография очень интересна, посмотрите ее в статье ) вышел в западный сектор Черного моря. В этот отряд входил и пароходофрегат «Владимир» под командой капитан-лейтенанта Г.И. Бутакова. Не обнаружив в этом районе противника, отряд направился на восток, а «Владимир» с Корниловым на борту пошел в Севастополь для пополнения запасов угля.

Пароходофрегат «Владимир»

У «Владимира» оказалась недолгая, но славная история. Он был построен в Англии в 1848 году. При постройке парохода были использованы новейшие достижения в области кораблестроения. Первый командир «Владимира» капитан-лейтенант Н.А. Аркас (в будущем известный адмирал и один из организаторов Российского общества Пароходства и Торговли ) образцово подготовил команду и передал командование капитан-лейтенанту Г.И. Бутакову.


Пароходофрегат «Владимир»
С картины художника А.А. Тронь

Он был представителем древнего дворянского рода, давшего флоту немало известных моряков. Григорий Иванович достиг чина полного адмирала, но из-за происков врагов в конце жизни оказался не у дел. Однако его хорошо знали и любили на флоте. Моряки Балтийского флота на свои средства установили посмертный бюст адмирала. Интересно, что его брат, Алексей Иванович, примерно в это же время был командиром Аральской флотилии и внес большой вклад в укрепление позиций России в Средней Азии, а также в изучение всего Аральского региона. Подробности читайте в статье о .

По пути в Севастополь утром 5 ноября в районе Пендераклии с «Владимира» заметили дым парохода, и пошли на сближение. Неизвестное судно сначала пыталось уйти, но затем повернуло на «Владимир» и подняло турецкий флаг. Это был 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри» («Владыка морей»).

В десять часов суда сошлись на пушечный выстрел. Первое ядро с «Владимира» упало прямо по курсу неприятельского судна: это был сигнал-предложение о сдаче без боя. Но турецкий пароход не реагировал. «Владимир» открыл огонь на поражение. Ему ответили все орудия правого борта «Перваз-Бахри», но его ядра ложились с перелетом. Русские стреляли точнее. Уже третьим выстрелом удалось сбить флаг на турецком корабле, но он сразу же был заменен новым.


Схема боя пароходофрегата «Владимир»

В начале боя Бутаков обнаружил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части и стал держать свой корабль позади противника. Это позволило избегать бортовых залпов «Перваз-Бахри» и эффективно использовать два своих носовых орудия – 84-фунтовую бомбовую пушку, стрелявшую бомбами и 68-фунтовую пушку, стрелявшую ядрами. Когда же «Перваз-Бахри» оказывался сбоку, то «Владимир» громил его пятью орудиями своего борта — двумя 84-фунтовыми бомбовыми пушками, одной 68-фунтовой пушкой и двумя 24-фунтовыми пушками-каронадами.

Командовавший «Перваз-Бахри», мамелюк из черкесов, оказался достойным противником. Он решительно вступил в бой и держался, пока его не сразило ядро. Лишь через три часа после первого выстрела неприятельский пароход спустил флаг.

После ремонта «Перваз-Бахри» был зачислен в списки флота под названием «Корнилов», но при сдаче Севастополя его пришлось сжечь. Отличное владение приемами боя, прекрасные боевые качества пароходофрегата «Владимир» и хорошая подготовка команды позволили Бутакову одержать блестящую победу. Великий князь Константин Николаевич отметил, что эта битва «останется памятною в летописи Русскаго флота». За этот бой Г.И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.


Бой русского пароходофрегата «Владимир» и турецкого парохода «Перваз-Бахри»
С картины А.П. Боголюбова

Пароходофрегаты в обороне Севастополя

Затем черноморцы одержали еще ряд побед, среди которых знаменитая победа русского флота у Синопа 18 ноября 1853 года. (О Синопском сражении .) Однако заход в Черное море англо-французской эскадры и осада Севастополя коренным образом изменили обстановку на Черном море. По приказу главнокомандующего в Крыму князя А.С. Меншикова (правнука сподвижника Петра I) Черноморский флот отказался от активных боевых действий и перешел к обороне своей главной базы — Севастополя.

Во время первой бомбардировки города 5 октября 1854 г. пароходофрегаты «Херсонес» и «Владимир» обстреливали английские батареи, которые вели огонь по Малахову кургану, и помогли отстоять эту ключевую позицию. Как говорили участники обороны, пароходы «доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса».

Следующий решительный штурм Севастополя начался 6 июня 1855 года. В этот день пароходофрегаты «Крым», «Одесса», «Херсонес», «Бессарабия» и «Владимир» вели интенсивный артиллерийский огонь по наступающим войскам противника и помогли отбить штурм. В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма Бутаков со своими пароходами поддерживал левый фланг наших войск. Во время боя он подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости, спокойно отдавал команды, как будто около него не летали ядра, и он не подвергался опасности быть убитым каждое мгновение.

Технические и тактические нововведения Бутакова

Война требовала от наших моряков не только храбрости, но и знаний, умения. Например, орудия «Владимира» имели малые углы возвышения и не могли стрелять по удаленным целям. Тогда Бутаков создал «Владимиру» искусственный крен, что позволило увеличить дальность стрельбы. А затем он усовершенствовал орудийные станки, и впервые в нашем флоте стал использовать корректировку огня с берега.

Это позволило кораблю вести огонь на ходу по невидимым целям – вражеским артиллерийским батареям, расположенным на закрытых склонах высот. Таким образом, он внес большой вклад в практику применения артиллерии паровыми судами. Позднее в труде «Новые основания пароходной тактики» он впервые разработал и вопросы маневрирования броненосных кораблей. Своими теоретическими разработками и практическими нововведениями Г.И. Бутаков на много лет вперед предопределил тактические основы боя паровых судов.

В ночь на 31 августа 1855 года, когда наши войска оставили Южную сторону Севастополя, Бутаков затопил «Владимир» и остальные пароходофрегаты. Они разделили судьбу Черноморского флота (о его удивительной и полной драматизма истории читайте ).

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Кондаков Н. «Владимир». Альманах «Памятники Отечества» № 35 1996 г.
  • Залесский Н.А. «Одесса» выходит в море. Ленинград 1987 г.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Санкт-Петербург. 2000 год.

Я думаю, сейчас мы можем с полным основанием сказать, что в Крымской войне Черноморский флот погиб непобежденным. Хотя, при более компетентном управлении со стороны высших государственных инстанций, он мог бы сделать гораздо больше. А что Вы, уважаемый читатель, думаете о роли и судьбе Черноморского флота и пароходофрегата «Владимир» в ходе Крымской войны и после нее? Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!